Олимпийские надежды бурятии. Великий борец раскрыл секретные приемы монгольской борьбы


Обычно фестиваль Наадам начинается на главной площади Улаанбаатара около 9 часов утра. Затем торжественным маршем участники двигаются к центральному стадиону. Около 11 часов утра на стадионе начинается торжественная церемония открытия. С поздравительным словом выступает Президент страны. По традиции перед началом праздничных мероприятий проводится церемония водружения в центре стадиона государственного белого флага - 9 белых бунчуков, изготовленных из волос 1000 породистых жеребцов. В программе танцы в национальных костюмах, проезд юрты Чингисхана, установленной на громадной повозке по стадиону, джигитовка и многое другое.

БОРЬБА - ДРЕВНИЙ ВИД СПОРТА

Борьба - древний вид спорта. И за многовековую историю она практически не изменилась. Самые крупные состязания по борьбе проходят во время Наадам, когда в них принимают участие 512 борцов. Монгольская борьба имеет ряд особенностей: проигравший выбывает из игры; в монгольской борьбе нет весовых категории, ограничении времени и площади.

По правилам все борцы одеты в особую форму: трусы (шуудаг), жилетку с длинными рукавами, прикрывающую спину, но оставляющую открытой грудь (зодог), головной убор со сплошным или поделенным на четыре части околышем из черного бархата и высокой конусообразной макушкой, увенчанной сплетенным из цветного шнура изображением "узла счастья" (улзий), национальные сапоги (гутал).

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, то есть как полагается с закрытой грудью. В древние времена собирались со всей степи богатыри померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение. Однажды появился в степи непобедимый борец. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов. Так были повержены все сильнейшие. Как там дело было, уж не помнит никто, но выяснилось, что богатырь этот, вовсе и не богатырь, а женщина! Борьба - это чисто мужское дело. А тут такой позор! Тут умудрённый жизнью старик говорит: "А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в жилетке с открытой грудью, чтоб ни одна женщина в мужские дела не совалась". С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба так пока и остаётся чисто мужским делом.

За многовековую историю монгольская борьба практически не изменилась. Борцы разделяются на левый и правый фланги, во главе которых стоят наиболее титулованные борцы. Каждый борец имеет своего засуула (секундант), которые защищают интересы своего подопечного перед судьями, следят за схватками, подбадривают борца, держат его шапку во время борьбы, а в случае победы поднимают вверх его правую руку. По правилам все борцы одеты в специальную форму - облегающие трусы, курточку, монгольские сапоги и шапку.

Сначала на поле выпускаются самые слабые пары, которые сменяются все более сильными и ловкими, последними выступают самые известные борцы. Когда борцы выходят на поле, они воспроизводя полет мифической птицы Гаруды — взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам. Секунданты снимают с борцов шапки. Схватка начинается. Задача каждого борца -схватить противника и заставить его коснуться любой частью тела земли. Коснувшийся земли борец выбывает из игры, зрители приветствуют победителя, который исполняет танец птицы Гаруды, а затем проходит церемония доброго расставания борцов: меньшего звания борец, развязав узел курточки, проходит под плечом борца более высшего звания.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400. Существует множество неписаных правил борьбы: разрешаются подножки, но запрещаются подсечки. С 2002 года состязания по национальной борьбе проходили по новым правилам: теперь ограничено время поединка и каждый тур проходит в рамках указанного времени, введены денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, учитываются дисциплина и уровень подготовки борцов к состязанию. Но самое главное, если раньше титулованные борцы сами называли себе противника, то теперь этим занимается комиссия. На поле, где проходит состязание борцов, устанавливаются три шатра, два для борцов, где они отдыхают и один для судей, наблюдающих за ходом состязаний. После первого тура, судьи разбивают победителей на пары и все повторяется. Напряжение зрителей накаляется к 5 туру, когда победителям присуждаются почетные звания. За пять побед в схватках присваивается титул - "начин"(сокол), за семь побед - "заан" (слон), за победу в девяти турах - если ты имел титул "слон" то присваивают звание "арслан" (лев). Победившему в состязаниях по борьбе во время Наадам более двух раз присуждается высшее и самое почетное звание "аврага" (исполин).

Как правило в состязаниях, которые проходят два дня, принимают участие 512 борцов и к девятому туру остается одна пара. Титулованные борцы в Монголии пользуются большим почетом и любовью в народе и у своих поклонников. Уважение и любовь к борцам издревле сохранилось у монголов и каждый второй монгол является поклонником этого вида спорта.

МОНГОЛЫ ВОШЛИ В ТОП - 5 САМЫХ “БОРЦОВСКИХ” НАРОДОВ

Борьба в Монголии - национальный вид спорта. Борются там и дети, и взрослые, и старики. Развитый в Монголии вид народной борьбы имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не всегда ограничиваются по времени, нет весовых категорий. Этот вид борьбы дает монголам отличную базу для развития в других борцовских дисциплинах, особенно в вольной борьбе и сумо.

Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж) и его брат, борец национальной борьбы Д.Сумьяабазар

68-ой великий чемпион Йокудзана - Асасёрю - монгол (Дагвадорж), второй Йокудзана Хакухо тоже монгол (Даваажаргал), третий Харумафудзи - также монгол (Бямбадорж). . Благодаря своим "вольникам", уже на второй Олимпиаде (1978 год, Мехико), в которой принимала участие Монголия, страна вышла на четвертое место в общем зачете по количеству медалей. Местные газеты восторженно писали: "Под поступью сапогов, с загнутыми вверх носами монгольских спортсменов, борцов Великого Чингисхана, проваливается земля Олимпийского стадиона!", писали на сайте russian7.ru.

Прошедший в минувший уик-энд открытый чемпионат Монголии по вольной борьбе (Mongolia open - 2017) ярко показал, что сразу несколько бурятских борцов достойно выглядят даже на фоне лучших монгольских вольников.

А в Mongolia open - 2017 участвовало целых пять монгольских команд, в которых был собран весь цвет монгольской вольной борьбы. Отметим, что сразу два спортсмена из Бурятии, представлявших на этом турнире Россию (наряду с борцами из Якутии, Красноярска, Новосибирска и Москвы), стали чемпионами Монголии этого года. Это Балдан Цыжипов, выступавший в весовой категории свыше 125 кг, и средневес Евгений Жербаев (свыше 70 кг).

Все монгольские специалисты в принципе согласны с тем, что на сегодня бронзовый призер чемпионата России 2016 года Балдан Цыжипов, который по результатам прошлого года является реально четвертым-пятым по силе российским борцом в этом весе, явно сильнее всех монгольских борцов.

С моим участием в турнирах за Монголию пока ничего не ясно. Сейчас над решением этого вопроса идет работа. У меня самого есть большое желание выступать за Монголию, поскольку это дает хороший шанс на выход на крупные международные соревнования - чемпионаты мира, Азии, Олимпийские игры. И вообще очень нравится Монголия, нравится сюда приезжать, участвовать в соревнованиях, - говорит чемпион Монголии 2017 года Балдан Цыжипов.

Друг по ковру Бориса Будаева

В этом олимпийском цикле до 2020 года среди монгольских борцов супертяжелого веса (свыше 125 кг) пока нет равных Балдану Цыжипову, - сообщил нам вице-президент Федерации вольной борьбы Монголии Буяндэлгэр Болд. - Он мог бы выступать за Монголию, как это делают многие спортсмены, выступающие за другие страны. Федерации вольной борьбы Монголии и Бурятии могут договориться об этом. Но окончательно такие вопросы должны решаться на уровне Министерства спорта Монголии. В этом смысле у Балдана Цыжипова есть хороший шанс. Поскольку у него, насколько я знаю, супруга является гражданкой Монголии.

Сам господин Б. Болд - титулованный спортсмен, чемпион Азии и Монголии, призер чемпионатов мира, заслуженный мастер спорта Монголии, выступавший в одном весе с бурятским чемпионом мира 1989 года Борисом Будаевым. Кстати, первый крупный международный успех прославленного бурятского борца, когда он в 1979 году завоевал звание чемпиона мира среди молодежи, был достигнут не без помощи Болда. Дело в том, что Борис Будаев на том турнире победил Болда, но проиграл по очкам борцу из США. И для того чтобы Будаев стал чемпионом, нужно было, чтобы Болд чисто (на туше или с явным преимуществом) выиграл у американца.

Перед последней схваткой мне было все равно, поскольку я в любом случае занимал второе место на этом чемпионате, - рассказывает Б. Болд. - Но я чисто выиграл у соперника Бори и помог ему! И Боря стал первым среди бурят чемпионом мира по вольной борьбе среди молодежи. А потом, в 1989 году, Борис Дугданович стал уже чемпионом мира среди взрослых! А я не стал, хотя три раза был вторым в мире...

Триумф Жербаева

Интересно, что и сегодня как раз в этом весе (68 - 70 кг) в Бурятии растет еще отличный борец. Это вчерашний юниор 24-летний Евгений Жербаев, который к своему званию бронзового призера чемпионата России 2015 года добавил на днях звание чемпиона Монголии.

Очень нам понравился Евгений Жербаев, который показал достаточно уверенную и зрелищную борьбу, - сказал доктор наук Лубсанзундуйн Ням, мастер спорта международного класса и один из ведущих в Монголии специалистов по физической подготовке борцов-вольников. - Участие бурятских борцов в турнирах за сборную Монголии - хорошая идея. Нужно просто всем нам хорошо договориться и продвигать эту идею в публичном поле, в СМИ.

На Mongolia open - 2017 Евгений Жербаев все свои схватки выиграл досрочно и с явным преимуществом. Не повезло схватиться на этом турнире с набирающим форму Евгением спортсмену из Якутии Алексею Иванову и трем лучшим монгольским борцам в этом весе: Улзиймунху (1/4 финала, счет 0:10), Мандахнарану (полуфинал, счет 7:17) и Сухбату (финал, счет 0:12)!

Кстати, Ганзориг Мандахнаран - это тот самый монгольский борец, который представлял свою страну прошлым летом на Олимпиаде и вокруг которого тогда случился самый крупный скандал на борцовском турнире в Рио. Напомним, для того, чтобы выиграть олимпийскую бронзовую медаль, Мандахнарану не хватило всего четырех секунд.

На последних секундах его поединка за третье место с борцом из Узбекистана Ихтиором Наврузовым счет был равным 7:7, но монгольский борец имел преимущество за счет того, что именно он провел последний оцениваемый судьями прием. За четыре секунды до окончания схватки Мандахнаран начал праздновать победу, но судьи оценили это как уклонение от борьбы и отдали победное очко Наврузову. Именно в тот момент возмущенные действиями судейского корпуса тренеры сборной Монголии стали срывать с себя одежду и обувь и с размаху бросать на борцовский ковер.

Уверен, что если бы тогда в Рио-де-Жанейро за Монголию выступал Евгений Жербаев, монгольским тренерам не пришлось бы демонстрировать зрителям свои обнаженные торсы и, размахивая руками, громко взывать к высшим силам в поисках справедливости. Поскольку Евгений Жербаев в этой ситуации, скорее всего, выиграл бы с преимуществом большим, чем в одно очко!

Пример Базаргуруева

По международным правилам спортсмен может представлять на Олимпиаде какую-либо страну, если он участвовал во внутренних соревнованиях в этой стране или выступал за нее на международных турнирах не менее чем за два года до Олимпийских игр. Таким образом, предстоящий спортивный год (2017 - 2018) будет решающим для наших борцов.

Сегодня борцы с северного Кавказа и из Саха-Якутии выступают за многие страны мира. Есть пример нашего борца Базыра Базаргуруева. Выступая за Кыргызстан, он завоевал олимпийскую бронзу в Пекине, был бронзовым призером чемпионатов мира и Азии. Наша лучница Мирослава Дагбаева тоже участвовала в турнирах за сборную Монголии, прославленный борец, чемпион мира Борис Будаев выступал в конце своей спортивной карьеры за Узбекистан, стал чемпионом Азии. Век спортсмена короток, и почему бы нам не дать нашим спортсменам - вторым, третьим, четвертым номерам в сборной России - возможность участия в международных соревнованиях за другие, дружественные нам страны? - считает бывший министр спорта Бурятии Владислав Бумбошкин.

Сегодня целый ряд спортивных и общественных деятелей из Бурятии провели в Федерации вольной борьбы Монголии и олимпийском комитете соседней страны несколько встреч, на которых рассматривалась перспектива участия бурятских спортсменов в соревнованиях за монгольскую сборную. Напомним, что сегодня гражданство Монголии получить достаточно сложно, поскольку законы этой страны не допускают двойное гражданство для жителей Монголии. И чтобы стать гражданином Монголии, необходимо отказаться от гражданства другой страны.

По словам участников этих встреч, депутата Народного Хурала Бурятии Степана Калмыкова и заслуженного тренера Бурятии, профессора БГУ Кирилла Балдаева (действующий тренер Балдана Цыжипова), их монгольские партнеры на уровне спортивных деятелей все «за» привлечение спортсменов из Бурятии (борцов, лучников, боксеров) в сборную Монголии. И сейчас очередь за политиками.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.



































джунгары (или ойраты)

Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.

Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».








Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.

Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья.

После поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя - в знак того, что он признает свое поражение.

В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда”.

Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью.

В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение...

Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов.

Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце.

Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец».

Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок...

Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо.

Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело... А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.

Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба... прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»

С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.

Кстати загнутые носки сапогов у монгола для того, чтобы не ломать траву - трава приминается но не ломается.

Перед каждым поединком борцы исполняют ритуальный танец орла - священой птицы для каждого монгола.

В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400.

Победителям пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого - Слона, девятого (если впервые занимает первое место) - Льва, занимавшему первое место вторично - звание Исполина.

Трехразовому чемпиону присуждают звание Исполина всего мира и занимавшему первое место 4 раза и свыше - Исполина непобедимого.

Самые большие соревнования по борьбе проводятся на национальный праздник Наадам.

Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
История Наадама уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора.

UPD: Пока искал фотографии нашёл статью, по разновидности монгольской борьбы - калмыцкая национальная борьба "Бёки барилдан". По сути, она похожа на внутримонгольскую национальную борьбу.
Самые большие соревнования проводятся на празднике "Джангариада" - посвящёном героическому калмыцкому эпосу "Джангар". На этом празднике также, как и на монгольском Наадаме, проводятся соревнования по стрельбе из лука, конные скачки, борьба, что и не удивительно - ведь калмыки это джунгары (или ойраты), когда-то одно из могущественных племён Великой Степи.
Джунгар или зюн гар - левая рука, когда-то — левое крыло монгольского войска.
Вот как в Джангаре описываются приемы борьбы в поединке богатыря Хонгора с Тёгя Бюса:
«... Ухватившись за красный кушак,
Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».

Анатолий Жемчуев, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории.
Калмыцкая борьба // Известия Калмыкии № 57 (1094), 28 марта 1996 г.

В 1852 году, путешествуя по обширным калмыцким степям, русский ученый Павел Небольсин отмечал: «Калмыцкая борьба представляет чрезвычайно любопытное явление, подобно которому мы в наши времена ничего не найдем у других соседственных с калмыками племен.
Это очень интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою неомрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру».
Борьба в те времена, как правило, проводилась по большим праздникам. Приглашались борцы из разных улусов и селений. О времени схваток сообщали народу заранее, и весь улус разделялся на две стороны болельщиков, каждая переживала за своих.
Борцы выступали от своего рода, улуса, хотона или от какого-либо богатого князя, нойона, хозяина. К состязаниям готовились задолго. Атлеты спали на коже, подложив под голову жесткие арканы, приучали себя к ударам, кидались на землю и кувыркались.
При проведении соревнований были свои традиции и правила. Выйдя на схватку, борцы, строя угрожающие гримасы, яростно вглядывались в лица друг друга, стараясь устрашить соперника. На арену выходило по очереди несколько пар борцов.
Боролись на земле босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцы опоясывались довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаками могли пройти руки.
Зрители садились вокруг места, выбранного для поединков. Противники обхватывали друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю. Часто в качестве коронного приема применялся «подсад», при котором борец молниеносно садился, одновременно повалив партнера на землю и стремился положить его на лопатки.
Схватка считалась выигранной, если противник оказывался брошенным на землю. Так было до революции. Массовые соревнования по калмыцкой национальной борьбе стали проводиться только в советское время. Самый первый турнир с участием лучших борцов республики был проведен в рамках спортивной олимпиады в 1935 году, в программу которой входили также конные и верблюжьи скачки и другие виды спорта. В соревнованиях участвовали известные в то время борцы Басанг Комушев, Санджи Мучкаев, Балтык Инджиев и другие. Начиная с того времени, в Калмыкии стали проводиться районные, городские и республиканские соревнования.
Известный специалист, заслуженный тренер СССР, автор первых книг-учебников по борьбе самбо А. Харлампиев, создавая новый спортивный вид единоборств, в конце 30-х годов исследовал и изучил все национальные виды борьбы народов СССР. И, как известно, создал интернациональную борьбу - самбо, куда вошли приемы национальных видов борьбы народов, населявших Советский Союз.
Говоря о национальных видах борьбы, он особо выделил калмыцкую борьбу, взяв из нее более десяти эффективных приемов. В 1970 году автором этой статьи были разработаны правила соревнований по калмыцкой национальной борьбе. Ранее в ней не было весовых категорий, все боролись в одном весе. Поэтому правилами было предусмотрено восемь весовых категорий. Таким образом, отныне, участвуя в соревнованиях, атлет может бороться только в своей установленной категории при первоначальном взвешивании. В прошлом соревнования по национальной борьбе проводились без какого-либо ограничения времени.
Опыт показал, что сокращение времени схваток до 8 минут оправдало себя. Схватки стали более активными, зрелищными и результативными. Ежегодно в республике проводились городские и республиканские соревнования по национальной борьбе.
Интересно отметить, что в последние годы мастера спорта по вольной, греко-римской борьбе, самбо, выступая на этих соревнованиях, довольно часто проигрывали борцам, которые занимались только национальной борьбой. Этот факт красноречиво говорит о довольно высоком уровне физической и технической подготовленности любителей национальной борьбы.
Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.
via

Бөх, бөхийн барилдаан ) - национальная борьба монгольских народов, которая распространена в Монголии , Бурятии и Тыве .

В борьбе используется разнообразная техника, различные приёмы как с захватами так и без захватов. Борцы облачены в особый борцовский костюм: национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», короткие шорты - «шуудаг» и своеобразная короткая рубашка-распашонка с открытой грудью - «зодог».

Монгольская борьба имеет свои ритуалы, правила и специфические особенности: раньше схватки не ограничивались по времени (теперь введены временные ограничения), нет весовых категорий, борьба идёт на открытом пространстве, побеждённым считается тот, кто первым коснётся земли любой частью тела кроме подошв ног и кистей рук, у каждого борца свой секундант - «засуул», после поединка побеждённый должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что он признаёт своё поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

На национальном празднике, проходящем с 11 по 13 июля «Надом»-е борются от 512 до 1024 борцов. Борются попарно, на выбывание. Соответственно бывает от 9-ти до 10-ти туров - «даваа». В зависимости от прохождения «даваа» присуждаются специальные почётные звания:

Напишите отзыв о статье "Монгольская борьба"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Монгольская борьба

Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы - бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни - поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда еще не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют»

3 «Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта - перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».

4 «Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».

5 Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.

6 В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» - засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.

7 Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.

8 Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.

9 Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.

10 В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.

11 Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками - «монгол гутал», шорты - «шуудаг», рубашка с открытой грудью - «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» - «улзий».

12 В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он - это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью - чтобы женщины «не совались в мужские дела».

13 С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта - Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») - за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») - за победу в шести турах, «заан» («слон») - за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») - за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, - «аврага» («исполин»).

14 С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.

15 Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.

16 Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них - монголы.