Эстафетный бег зона передачи палочки. Конкурсы для эстафеты «веселые старты


3. Центральная линия зоны первой передачи в эстафете 4 х 400 м (или второй зоны передачи в эстафете 4 х 200 м) должна соответствовать линии старта в беге на 800 м.

11. Контрольные отметки. Если вся эстафета или ее первый этап проводится по отдельным дорожкам, спортсмен может сделать одну контрольную отметку на своей дорожке, используя самоклеящуюся ленту размером не более 5 см х 40 см, которую нельзя будет перепутать по цвету с другими постоянными разметками. Никакая другая контрольная отметка не может быть использована.

12. Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Длина палочки должна быть в диапазоне 28 - 30 см. Ее вес должен быть не менее 50 г, а длина окружности - 12 - 13 см. Она должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы ее легко можно было увидеть во время соревнования.

13. На протяжении всего соревнования эстафетную палочку нужно держать в руке. Спортсменам не разрешается носить перчатки или наносить на руки вещество, позволяющее обеспечить лучший захват эстафетной палочки.

Если она упала, то поднять ее должен тот спортсмен, который уронил палочку. Он может сойти с дорожки, чтобы поднять ее, при условии, что при этом не сокращает дистанцию. Если эта процедура выполнена правильно и при этом спортсмену другой команды не нанесено ущерба, падение эстафетной палочки не приводит к дисквалификации.

14. Во всех видах эстафет палочку нужно передавать только в специальной зоне. Передача палочки начинается только с того момента, когда принимающий бегун впервые до нее дотрагивается, и завершается, когда она оказывается в руке только у принимающего бегуна. В отношении зоны передачи решающим является только положение палочки, а не положение тел спортсменов. Передача палочки вне зоны приведет к дисквалификации.

15. Спортсмены перед получением и/или после передачи палочки должны оставаться на своих дорожках или в зонах до того, пока дорожка не освободится, чтобы не помешать другим участникам. Правила 163.3 и 163.4 не применяются к этим спортсменам. Если какой-то спортсмен умышленно мешает члену другой команды, заняв чужую дорожку на финишном участке своего этапа, его команда будет дисквалифицирована.

16. Оказание помощи путем подталкивания или других подобных методов ведет к дисквалификации.

17. Любые четыре спортсмена из числа заявленных на соревнование (на эстафету или на любой другой вид) могут входить в состав эстафетной команды в любом круге соревнований. Однако если эстафетная команда стартовала в соревновании, разрешается заменять только двух спортсменов. Если команда не выполняет это правило, она должна быть дисквалифицирована.

18. Состав команды и порядок бега в эстафете должен быть официально объявлен не позднее чем за один час до опубликованного времени первого вызова на первый забег в каждом круге соревнования. Дальнейшие изменения могут быть сделаны только по медицинским показаниям (заверенным медицинским сотрудником, назначенным Оргкомитетом) только до последнего вызова на определенный забег, в котором участвует команда. Если команда не выполняет это правило, она должна быть дисквалифицирована.

В соревнованиях по эстафетному бегу старт и бег по дистанции существенно не отличаются от таковых при обычном беге (рис. 2). Единственное отличие -- необходимость держать в руке эстафетную палочку. Ее надо держать за конец. При выходе со старта руки должны двигаться параллельно. Направление бега -- по прямой линии, касательной к внутренней линии полосы бега, имеющей на повороте форму дуги. В зоне передач эстафеты применяется высокий старт с опорой на руку.

Рис. 2

Бег по дистанции

В соревнованиях по эстафетному бегу старт и бег по дистанции не отличаются от общепринятых (рис. 35).

В начале обучения некоторое неудобство на старте вызывает держание эстафетной палочки, но уже после нескольких опробований новички быстро справляются с непривычными ощущениями. В беге по дистанции эстафетная палочка не мешает, если она держится за конец и руки двигаются по продольной оси.


Передача эстафетной палочки

Основной трудностью является передача эстафетной палочки на большой скорости. По правилам соревнований эта передача может производиться только в специальном месте -- так называемой «зоне передачи». Независимо от длины этапов эстафеты эта зона в официальных соревнованиях имеет длину равную 20 м. От линии, обозначающей границу между этапами, в ту и другую сторону отмеряется по Юм. Границы зоны передачи должны быть отмечены хорошо видимыми линиями. По новым правилам в отличие от существовавших можно начать разгон за 10 м до первой черты зоны передачи. Это место также отмечается хорошо видимой линией. Кроме того, на стадионе во время передачи бегуны ограничены шириной беговой дорожки.

Двум участникам эстафетной команды, бегущим с предельной скоростью, при передаче палочки нужно выполнить следующие условия:

  • а) произвести передачу, не потеряв при этом ни одной десятой секунды;
  • б) передать эстафетную палочку до пересечения последней черты зоны передачи.

При высокой скорости бега требуется отточенность действий как принимающего, так и передающего. Любая ошибка, допущенная при передаче, ведет к потере времени или к нарушению правил.

Этот вид бега часто включается в уроки игровой направленности.

Наиболее распространенным и простым способом передачи эстафеты является передача с перекладыванием эстафетной палочки из одной руки в другую. Бегун передает эстафету левой рукой в правую руку принимающего бегуна (рис.3, а). Как только принимающий получил эстафетную палочку, он перекладывает ее в левую руку и таким же образом передает следующему (рис. 3, б).


Рис. 3

Другим способом (для учащихся с VI класса) является передача эстафеты без перекладывания. В этом случае участник эстафеты, приняв палочку в правую руку, передает ее в левую руку следующего бегуна, который бежит, не перекладывая палочки, и передает ее на следующем этапе в правую руку. Этот способ более рационален для официальных соревнований, но требует точной расстановки бегунов и постоянно тренируемого состава участников эстафеты.

Школьник становится на старт, держа эстафетную палочку в левой руке, упираясь о землю большим и указательным пальцами, а остальные пальцы держат палочку (см. рис. 4). Ученик держит палочку за конец, большая ее часть направлена вперед и выходит за линию старта. Начав бег, участник команды к концу своего этапа должен закончить его с правой стороны дорожки, чтобы передать эстафету в правую руку товарищу по команде и не наткнуться на него.

Принимающий должен заранее подготовиться к приему эстафеты. Передача эстафеты должна произойти без замедления скорости бега, поэтому тот, кто принимает эстафету, должен точно рассчитать, когда ему начать бег, чтобы передающий догнал его в тот момент, когда он разовьет необходимую скорость. Важно, чтобы передача произошла примерно в середине зоны.

Принимающий эстафету делает отметку в 4--6 м от линии разгона и становится в положение, указанное на рис. 4. Как только несущий эстафету добежит до этой отметки, принимающий мгновенно начинает бег, придерживаясь левой стороны дорожки. В тот момент, когда передающий будет на расстоянии 1 -- 1,5 м от принимающего, он подает команду «Гоп!»; принимающий «выбрасывает» руку для приема эстафеты. В это время происходит самая ответственная часть передачи. Кисть принимающего занимает такое положение, чтобы в нее удобно было вложить эстафету.


Рис. 4

V),

Этот способ передачи применяется, если в команде 4 человека, которые могут бежать и без перекладывания эстафеты после ее приема в другую руку. Если в команде более 4 человек, то используются другие варианты. В этом случае передача происходит способами, указанными на рис. 5. Принимающий эстафету по сигналу «гоп» опускает руку вниз, отводя кисть в сторону ладонью вверх. Четыре пальца и большой палец образовывают букву V.

Последовательность обучения:

Обучение передаче эстафетной палочки организуется одновременно для всего класса. Для этого школьников выстраивают в две шеренги с интервалом 1 -- 1,5 м. Вторая шеренга стоит несколько правее первой, так, чтобы левая рука передающего была за правой рукой принимаем отметки, принимающий мгновенно начинает бег, придерживаясь левой стороны дорожки.

Рис. 5

В тот момент, когда передающий будет на расстоянии 1 -- 1,5 м от принимающего, он подает команду «Гоп!»; принимающий «выбрасывает» руку для приема эстафеты. В это время происходит самая ответственная часть передачи. Кисть принимающего занимает такое положение, чтобы в нее удобно было вложить эстафету.

Принимающий, услышав команду, опускает кисть руки вниз (в виде перевернутой буквы V), где четыре пальца отведены наружу, а большой палец -- в сторону бедра. Передающий снизу вкладывает свободный конец палочки в руку принимающего. Почувствовав касание палочки, последний сжимает ее пальцами, поднимает руку и быстро перекладывает ее в другую (левую) руку.

Этот способ передачи применяется, если в команде 4 человека, которые могут бежать и без перекладывания эстафеты после ее приема в другую руку. Если в команде более 4 человек, то используются другие варианты. В этом случае передача происходит способами, указанными на рис. 37. Принимающий эстафету по сигналу «гоп» опускает руку вниз, отводя кисть в сторону ладонью вверх. Четыре пальца и большой палец образовывают букву V. Вкладывание эстафеты производится в этом случае сверху (вариант II) или снизу (вариант III).

Последовательность обучения:

Сначала надо рассказать учащимся об эстафетном беге и продемонстрировать основные его элементы: держание палочки, способ передачи, приема и др.

Обучение передаче эстафетной палочки организуется одновременно для всего класса. Для этого школьников выстраивают в две шеренги с интервалом 1 -- 1,5 м. Вторая шеренга стоит несколько правее первой, так, чтобы левая рука передающего была за правой рукой принимаем.

Расстояние между первой и второй шеренгами--1 м (рис. 6).

Следующим упражнением является передача эстафетной палочки во время бега с небольшой скоростью. Эта передача проводится парами: два школьника по очереди принимают и передают эстафету. Вслед за этим учащиеся делятся на группы по 4-6 человек и продолжают отрабатывать последовательную передачу эстафетной палочки на бегу. На этом обучение эстафетному бегу в V-VI классах заканчивается.

Расстояние между первой и второй шеренгами-1 м (рис. 7).

Принимающие эстафетную палочку до команде учителя отводят вниз-назад правую руку, держа кисть указанным способом, а передающий вкладывает палочку. После этого принимающий перекладывает эстафету в левую руку. Затем следует команда «Кругом!», и ученики выполняют упражнения в обратном порядке.

Повторив несколько раз это упражнение, школьники делятся на группы по 10-12 человек и строятся в колонну. Стоящий последним в колонне передает эстафету стоящему впереди, тот -- следующему и т. д. Затем колонна поворачивается кругом, и упражнение повторяется. Убедившись, что учащиеся усвоили передачу на месте, учитель проводит передачу эстафеты в движении, сначала по два человека, а затем в колоннах. Обычно передачу в ходьбе учащиеся усваивают довольно быстро.

Следующим упражнением является передача эстафетной палочки во время бега с небольшой скоростью. Эта передача проводится парами: два школьника по очереди принимают и передают эстафету. Вслед за этим учащиеся делятся на группы по 4-6 человек и продолжают отрабатывать последовательную передачу эстафетной палочки на бегу. На этом обучение эстафетному бегу в V-VI классах заканчивается.

В VII-VIII классах, как только учитель убедится, что школьники овладели действиями принимающего и передающего, он переходит к ознакомлению с зоной передачи. Учащиеся знакомятся с положением принимающего эстафету и определением места, до которого должен добежать передающий, чтобы начать бег, как только партнер окажется у этой отметки. Передача должна состояться обязательно в зоне, причем уравнение скоростей должно наступить в середине зоны, где и происходит вкладывание эстафетной палочки в руку принимающего. Отработка деталей техники передачи эстафетной палочки сначала проводится при медленном беге, который постепенно увеличивается до максимального.

Необходимо также провести несколько низких стартов, держа эстафетную палочку в левой и правой руке.

Старт могут одновременно выполнять все учащиеся группы, класса.

Убедившись, что занимающиеся освоили технику передачи эстафеты, учитель может провести занятия, на которых эстафетный бег был бы приближен к условиям соревнований.

Целесообразно провести, прежде всего, обучение встречной эстафете, а затем -- состязания среди команд класса по прямой с 3 или 4 этапами (в зависимости от длины площадки), с соблюдением всех правил спортивной эстафеты. Обучение передаче встречной эстафеты выполняется в колоннах ребят, стоящих лицом друг к" другу, и первый после передачи становится последним.

В первых стартах школьники, безусловно, будут допускать ошибки, так как высокая эмоциональность эстафетного бега, желание выиграть у противников, естественно, вызывают нарушения правил соревнования. Принимающий эстафету при виде быстро приближающегося партнера нередко начинает бег раньше, и передача происходит вне зоны или убегающий, видя, что далеко убежал, начинает резко замедлять бег и передача происходит на месте. Другая ошибка заключается в том, что, получив палочку, школьник, думая о том, как бы быстрее пробежать дистанцию, забывает, в какую руку нужно передавать эстафету, с какой стороны к партнеру и должен подбежать. Это вызывает ненужные перекладывания эстафетной палочки из руки в руку, суетливость в зоне передачи, что, в конце концов, приводит к неудаче.

Занятия с применением эстафетного бега, проводимые в условиях, близких к соревнованию, позволяют научить школьников владеть собой, точно определять свои действия, воспитывают выдержку и развивают глазомер.

эстафетный бег старт команда

Тема урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Цель урока: Обучить эстафетному бегу и передачи эстафетной палочки

Задачи урока:

1)Образовательные:

Обучение техники эстафетного бега и передачи эстафетной палочки;

2)Воспитательные:

Прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта;

3)Оздоровительные:

- Развитие скоростных способностей занимающихся.

Место проведения: спортивная площадка ЧПК №1

Оборудование: свисток, секундомер, конусы, эстафетныепалочки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

для студентов 1 курса

Представители: Вильданова Милана,

Батюс Татьяна (49 группа)

Методист: Мелихов Василий Александрович

Тема урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Цель урока: Обучить эстафетному бегу и передачи эстафетной палочки

Задачи урока:

1)Образовательные:

Обучение техники эстафетного бега и передачи эстафетной палочки;

2)Воспитательные:

Прививать интерес к занятиям физической культуры и спорта;

3)Оздоровительные:

- Развитие скоростных способностей занимающихся.

Место проведения: спортивная площадка ЧПК №1

Оборудование: свисток, секундомер, конусы, эстафетныепалочки

Дата проведения: 02.10.2018 г.

ХОД УРОКА

№ п/п

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть

(20 мин)

Построение. Приветствие.

1 мин

«Группа, в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!»

«Смирно!»

«Здравствуйте!»

«Вольно!»

«Меня зовут Милана Джамильевна!»

Тема нашего урока: Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

Упражнения на осанку:

3 мин

«Направо! Раз, Два!»

«В обход налево шагом, марш!»

Дистанция 2 шага.

  1. «Руки вверх, на носках, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед, ладони смотрят друг на друга.

  1. «Руки за голову, на пятках, марш!»

1 раз

  1. «Руки на пояс, перекат с пятки на носок, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

  1. «Руки на пояс, в полуприседе, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

  1. «Руки на пояс, в полном приседе, марш!»

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

«Без задания!»

Бег.

3 круга

5 мин

Сказать студентам, что после бега по стадиону собираемся возле учителя внутри конусов.

«По стадиону 3 круга бегом, марш!» темп средний.

Студенты возвращаются к конусам и продолжают движение шагом, при необходимости сказать:

«Шагом, марш!»

Гимнастика Стрельниковой. Упражнение на восстановление дыхания:

1)Ладошки

3 повт.

Сейчас мы будем восстанавливать дыхание по гимнастике Стрельниковой:

Ладони от себя, на уровне головы.Ритмичное сжимание и разжимание пальцев, с резкими вдохами. 8 повторений с перерывами 4-5 сек.

«Направляющий – на месте!», «Левой, левой! Раз, два, три!», «Стой! Раз, два!», «Налево – раз, два!».

«Группа, на 1,2,3, рассчитайсь!»,

«1 – на месте, 2 - тришага, 3 – шесть шагов вперед, шагом, марш!»

ОРУ на месте:

6 мин

1) Повороты головы

1 – повороты головы вправо;

2 – И.п.;

3 – поворот влево;

4 – И.п.

8 повт.

2) Наклоны головы

И.п. – то же

1 – вперед;

2 – влево;

3 – вправо;

4 – вперед

8 повт.

Движения не резкие, спина прямая.

3) Рывки руками

И.п. – стойка ноги врозь, правая верх, левая вниз

1 – 2 – левая вверх, правая вниз;

3 – 4 – правая вверх, левая вниз.

8 повт.

Спина прямая. Руки прямые. Смотреть вперед.

4) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1 – поворот влево;

2 – И.п.;

3 – то же вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Смотреть вперед. При повороте туловищем, руки разводятся в стороны.

5) Разноименные круговые вращения руками

10 раз – правая вперед, левая назад;

10 раз – левая вперед, правая назад.

20 повт.

Руки в локтях не сгибать. Смотреть вперед. Амплитуда движения полная.

6) Повороты туловища

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – влево;

2 – И.п.;

3 - вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спину держать прямо. Смотреть вперед.

7) Наклоны туловища в стороны

1 – влево;

2 – И.п.;

3 – вправо;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Смотреть вперед. При наклонах противоположную руку выносить над головой.

8) И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон к правой;

2 – к середине;

3 – к левой;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. При наклоне тянуться руками к низу, ноги прямо.

9) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1 – 2 – выпад с поворотом туловища вправо;
3 – 4 – то же влево

8 повт.

Спина прямая. Смотреть перед собой.

10) Махи ногами

И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед

1 – правая к левой;

2 – И.п.;

3 – левая к правой;

4 – И.п.

8 повт.

Спина прямая. Руки прямые, перед собой. Ноги при махе прямые.

11) Круговые вращения в коленном суставе

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

10 вращений – правой

10 вращений – левой

20 повт.

12) Круговые вращения в голеностопном суставе

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс

10 вращений – правой

10 вращений – левой

20 повт.

Выполнять под свой счет. Спину держать прямо. Смотреть вперед.

Перестроение.

1 мин

«Кругом!»

«На свои места шагом, марш!»
«Кругом!» - чтобы повернуть студентов лицом к учителю.

«За мной шагом, марш!» - чтобы перейти на беговую дорожку.

Построить в колону друг за другом для спец.беговых упражнений:
«В одну колону, становись!»

Специальные беговые упражнения (СБУ):

5 мин

Бег с захлестыванием голени;

2 раза

Сочетать с расслаблением неработающих мышц. Пятками касаться ягодиц. Руки работают как при беге. Туловище наклонено вперед.

Бег с прямыми ногами вперед;

2 раза

Работать на передней части стопы.

Многоскоки;

2 раза

Работа рук как в беге, приземление на две стопы. Колено маховой ноги тянуть как можно больше вверх. Толчковая нога выпрямлена в колене.

Бег с высоким подниманием бедра;

2 раза

Колено поднимать до угла 90 градусов. Приземляться на носок. Стопа маховой ноги тянется на себя. Туловище наклонено вперед. Руки работают как при беге.

Бег спиной вперед

2 раза

Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе. Туловище немного наклонено вперед. Маховой ногой тянуться в направлении движения. Постановка ноги на носок. Руки и плечи в расслаблении, работают как при беге.

Построение

«В одну шеренгу, становись!» - строим внутри конусов.

Основная часть

(60 мин)

Эстафетный бег

15 мин

Эстафетный бег – это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.

Виды:

  • Официальные эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100, 4 на 200, 4 на 400, 4 на 800 м;
  • Официальная эстафета для мужчин – 4 на 1500 м;
  • Олимпийские эстафеты для женщин и мужчин: 4 на 100 м и 4 на 400 м;
  • «Шведская эстафета» - 800/400/200/100 м или 100/200/400/800 м;
  • Любительские, школьные эстафеты – дальность этапов выбирается организаторами самостоятельно.

Техника Эстафетного бега:

Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.

Перестроение

3 мин

Построение в 1 шеренгу на футбольном поле.

«В одну шеренгу становись»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«На 1,2 расчитайсь!»

«2 номера 3 шага вперед марш!»

«Нале-во!»

Подводящие упражнения:

15 мин

  1. Передача эстафетной палочки снизу в колонне на месте.

2 раза

  1. Передача эстафетной палочки в движении 20 м.

3) Эстафета «Гонки преследования»

2 раза (сверху/снизу)

1 раз

Учащиеся разбиваются по парам. Бегут все сразу. За коридор не забегать. Коридор 5 м до линии старта и 5 м после линии старта.

Стараться принять палочку не оборачиваясь назад. По сигналу передающего вытягивать руку для принятия палочки предварительно набирая разгон.

Команды построены на противоположных сторонах поля. По сигналу первые номера начинают бег, стараясь догнать друг друга, затем передают эстафетную палочку следующему участнику и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Эстафетный бег по 100м

Учащиеся делятся на 2 команды. Участники распределяются по этапам.

10 мин

Если команда потеряла палочку или выбежала за коридор, то она снимается с забега

Заключительная часть
(5 мин)

Медленный бег

1 круг

3 мин

Восстановление пульса

Построение, подведение итогов

1 мин

Учитель интересуется, понравилась ли эстафета, какое упражнение вызвало наибольшие трудности

Организационный уход в колледж.

1 мин


Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки

Эстафетный бег 4 ? 100 и 4 ? 200 м осуществляется по отдельным дорожкам, а 4 ? 400 м – по общей дорожке. Первый этап или часть его в соответствии с регламентом и правилами можно пробегать по отдельным дорожкам.

Техника эстафетного бега на короткие дистанции

На первом этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафетную палочку в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Удерживание эстафетной палочки при низком старте

Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного спринта на 100 и 200 м. Сложность заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть большей скорости.

Существует два способа передачи эстафетной палочки.

Передача эстафетной палочки в беге 4 ? 100 м проводится следующим образом. Стартующий на первом этапе держит палочку в правой руке и бежит как можно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.

Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой палочки из одной руки в другую) в эстафете 4 ? 100 м менее эффективен.

Спортсмены, бегущие на втором, третьем и четвертом этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для этого бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта. Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он ставит левую ногу вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую отводит вверх и назад. В таком положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна (рис. 2.13). Тот с максимальной скоростью подбегает к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9–11 м, бегун второго этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы за 2–3 м до конца зоны догоняющий его бегун смог передать эстафету.

Рис. 2.13. Положение бегунов, принимающих эстафету, на старте

Расстояние между спортсменами во время передачи (1–1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее. Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету (рис. 2.14).

Скорость бегунов на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуном с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Спринтеры-мужчины высокой квалификации это расстояние преодолевают за 2 секунды и меньше, женщины – за 2,2 секунды и меньше. Следовательно, стартующий бегун должен почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать наибольшую скорость. Лучше всего, если скорость спортсменов в момент передачи эстафеты будет одинакова.

Рис. 2.14. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты

До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приближается к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп». По этому сигналу второй спортсмен, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов второго и четвертого этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и точным движением снизу вперед и слегка вверх вкладывает палочку в ладонь принимающего.

Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.

Для точной передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В миг когда спортсмен, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость.

Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетной палочкой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4–5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется.

К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, чтобы почти всегда вбегать в зону передачи в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в слаженности действий, обоим спортсменам следует пробежать весь этап и зону 2–3 раза. Если шаги не совпадают, то принимающему эстафету нужно приноровиться к шагам другого бегуна.

В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4 ? 200 и 4 ? 400 м), следует делать соответствующие поправки.

В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого произвести расчеты. Естественно, чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньше должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.

Обучение технике эстафетного бега

Обучать технике эстафетного бега имеет смысл после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача состоит в том, чтобы научить спортсменов четко передавать и принимать эстафету при высокой скорости бега.

Ознакомление с техникой эстафетного бега

1. Даются сведения о видах эстафетного бега.

2. Объясняется и показывается техника передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.

3. Показываются видеозаписи передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объясняется значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.

Обучение технике передачи эстафетной палочки

1. Объяснением и демонстрацией необходимо создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой рукой, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.

3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает тренер.

6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.

Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются в парах, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафетную палочку.

Так же упражняются в передаче эстафетной палочки при передвижении шагом и медленным бегом.

Обучение старту бегуна, принимающего эстафету

1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.

3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).

4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.

При обучении старту на дорожке в зоне нужно следить, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней – на третьем.

Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, следует только после того, как будет выработан стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.

Обучение передаче эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне

1. Передача эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2–3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.

В основном технику передачи эстафеты совершенствуют парами (связками), которые тренируются на своем месте, то есть в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов первого-второго и третьего-четвертого этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим. И наконец – все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафету, пробегут вперед.

Тактика эстафетного бега

Составляя команду, участников эстафеты расставляют по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его спортсмен, целесообразно ставить на первый этап слабейшего, на следующий – второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в этом виде бега, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать и тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, остается распределить их по этапам и начать тренировку.

Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции – в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого – постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка команды включается как органичная часть в спринтерскую тренировку. Она не должна намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, в течение тренировочного занятия спортсмены должны несколько раз пробежать 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4 ? 100 м. Бег с ускорениями, с ходу и прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты.

Совершенствование эстафетной техники при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед их заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигаются привычность движений и точный расчет контрольных отметок.

Перед соревнованием в конце разминки нужно провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре – встречном, попутном.

В процессе тренировок и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений. Напротив, плохая передача эстафеты снижает шансы на победу, а потеря эстафетной палочки или нарушение коридора передачи ведет за собой дисквалификацию команды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Часть вторая. Техника и тактика тхэквондо

Из книги Абсолютная беспощадность... к себе! автора Кочергин Андрей

ТЕХНИКА И ТАКТИКА РАБОТЫ НОГАМИ В РЕАЛЬНОМ БОЮ Техника и тактика работы ногами в реальном бою - довольно общее понятие, под него попадают не только удары ногами, но и позиция, передвижение, баланс, подсечки и т. д. Рекомендации давать очень сложно, все зависит от степени

Из книги Вокруг поплавка автора Балачевцев Максим

Техника и тактика ловли ОбщееТеперь, когда у нас есть все необходимые снасти, мы знаем, что такое прикормка и как ей пользоваться, пора поговорить непосредственно о самой ловле.Я не буду говорить о том, что необходимо брать с собой на тот или иной тип водоема. Об этом вы

Из книги Моя Игра автора Орр Бобби

Тактика Один против одного. Защитник обязан выигрывать поединок с нападающим в девяноста девяти случаях из ста. Под выигрышем я имею в виду то, что нам с вратарем удается помешать нападающему забить гол. Как правило, нападающий идет прямолинейно, держит шайбу перед собой,

Из книги Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике автора Кит Вон Кью

Глава 10. Последовательность действий и тактика боя Техника, тактика и требования к искусному поединку Никогда не следует забывать о том, что все движения тай-цзи цюань имеют боевую направленность.Боевые искусства и спортТрудно перечислить все возможные способы

Из книги Программа дополнительного образования детей «Самбо» автора Головихин Евгений Васильевич

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Тактика. Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Тактика. Тактическая подготовка изученных приемов, защит, контрприемов, благоприятных положений для связи данного приема с другими в комбинации. Составление плана схватки и его

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Глава 4. Техника и тактика защиты от удушающих захватов и приемов Приемы и тактики защиты от удушающих приемов применяются для того, чтобы не допустить выполнение противником захвата, позволяющего ему перейти к выполнению собственно удушения.Задача может быть разделена

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Бег на короткие дистанции: техника, тактика, тренировки Под бегом на короткие дистанции подразумеваются бег на дистанции до 400 м и различные виды эстафеты, включающие этапы спринтерского бега. Бег на 100, 200 и 400 м, эстафеты 4 ? 100 и 4 ? 400 м среди мужчин и для женщин включены в

Из книги автора

Барьерный бег: техника, тактика, тренировки Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин – 106 см, у женщин – 84 см; на дистанции 400 м: у мужчин – 91,4 см, у женщин – 76 см.Расстояние между барьерами: у мужчин на дистанции 110 м – 9,14 м; у женщин на дистанции 100 м – 8,5 м; на

Из книги автора

Бег на средние дистанции: техника, тактика, тренировки Техника бега на средние дистанцииДля бега на средние дистанции (800 и 1500 м) очень важным является умение изменять технику в условиях наступающего утомления, когда организм наполняется молочной кислотой.Бег на средние

Из книги автора

Бег на длинные дистанции: техника, тактика, тренировки Рост результатов в беге на длинные дистанции до 50–60-х годов прошлого столетия происходил в основном за счет увеличения либо интенсивности, либо объема тренировочных нагрузок или оптимального сочетания обоих

Из книги автора

Глава 4 Школы и стили каратэ (техника, тактика и методики обучения) Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители! Девиз подлинных мастеров каратэ Общее число школ и стилей каратэ сегодня не знает никто. То ли их несколько

Из книги автора

Раздел II Техника, тактика и стратегия каратэ Соревнования и связанные с ними победы и поражения не есть истинное будо. Настоящая победа – это победа над самим собой! Морихэй Уэсиба Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ

Из книги автора

ТАКТИКА Поскольку мы не имеем в виду продолжительных схваток, тактика будет очень упрощенной. Здесь прежде всего важен учет роста противника, его веса и его одежды.Если милиционер имеет дело с противником более высоким, чем он сам, лучше прибегать к низким ударам в живот.

Эстафетный бег — неотъемлемая часть легкоатлетических соревнований. Он улучшает не только физическое воспитание, но и развивает дисциплинированность и умение работать сообща.

Слово «эстафета» с французского языка переводится «курьер, посыльный» и означает объединение командных видов спорта, где участники по цепочке, проходя определенные этапы, передают друг другу эстафетную палочку. Задача команды заключается в первенстве прихода на финиш.

Основой этого вида бега, является правильная передача палочки , без препятствования прохождения дистанции соперникам. Ее подача осуществляется в пределах коридора, определенной прямой, имеющей ограничения в ширине и длине. Категорически запрещается использование каких-либо приспособлений или веществ, способствующих залипанию палочки к руке.

Техника обучения

Техника обучения этому виду спорта ничем не отличается от бега по прямой или по кругу .

Старт бегуна

Старт – это начальная точка дистанции, с которой спортсмен начинает движение. Отличие обычного бега на дистанции от эстафеты, заключается только лишь наличием специальной палочки в руке. Старт бывает двух видов: низкий и высокий.

Низкий старт применяют для того, чтобы набрать наиболее максимальную скорость. Это позиция была заимствована у кенгуру, так как при команде «на старт» или выстреле, спортсмен, сжимая тело как пружину, резко бросается вперед. При этом он опирается на специальный инвентарь – стартовые колодки, которые устанавливаются в самом начале дистанции и используются для упора ноги в момент отталкивания.

Старт разделяется на три последовательных действия :


Отличие низкого старта от высокого состоит в различительных особенностях позиции:

  1. При команде «на старт» одна нога носком ставится к линии старта, а другая отводится назад в положение «на носок», руки при этом опускаются.
  2. Команда «внимание» означает такие манипуляции: тело наклоняется вперед, одну руку выводят вперед, другую – назад. Ноги при этом слегка сгибают.
  3. По команде «марш» начинают бежать.

Эстафетная палочка представляет собой металлический или деревянный цилиндр, длиной 30 см и диаметром 4 см. Передается палочка только из рук в руки, не разрешается ее бросать. При случайном обронении палочки, подбирает ее передающий. Если палочка пронесена без нарушений от старта до финиша, то дистанция считается пройденной.

Зона передачи

Для передачи эстафетной палочки установлена зона передачи в 20 м. То есть она разделена на 10 м от начала одного этапа, и на 10 м до последующего. Спортсмен, принимающий палочку, имеет право разбежаться за 10 м до этой зоны, что позволяет развить наиболее высокие результаты скорости.

Наиболее частой ошибкой в прохождении эстафеты является отклонение от рамок коридора, то есть обозначение дистанции, имеющее ограничение в ширине (4 м) и в длине (100 м).

Прием палочки и финиширование


В приемах передачи эстафетной палочки, как правило, используют два способа: «сверху» и «снизу».

Но передача «сверху-вниз» является более рискованной из-за возможности утери инвентаря. Существует и передача из левой руки в правую. Что имеет ряд преимуществ.

Поскольку в момент подачи скорость получающего гораздо ниже скорости передающего, получающий разбегается за 10 м до точки соприкосновения , что позволяет соблюдать обще командный темп. Этот способ наиболее распространен среди спринтеров. Также используется метод с перекладыванием палочки, то есть заменой левой руки на правую, и способ без перекладывания, который наиболее часто используется.

Финиширование в эстафете ничем не отличается от бега на короткие дистанции. Скорость в конце дистанции довольно сложно сохранить, она обычно снижается на 4-7%. Различают несколько видов:

  • обычным пробеганием;
  • рывком груди вперед;
  • финиширование боком.

При обычном пробегании финиша учитывается время преодоления ноги финишного створа , то есть воображаемой вертикальной стены. Также в некоторых ситуациях спортсмен преодолевает финиш посредством выпячивания груди, что позволяет раньше коснуться финишной ленты.

Еще одним видов окончания бега является прорывание ленточки касанием плеча. Такой метод используется в основном при находжении соперников на одном уровне, что позволяет раньше одержать победу.

Тактика

Тактика во время эстафетного бега заключается в том, что самых сильных спортсменов ставят в начале и в конце забега , так как бегущие в середине эстафеты, устают и постепенно их скорость снижается.

Также здесь учитываются некоторые нюансы, например, какой спринтер лучше проходит стартовый и финишный участки дистанции, а какой показывает максимальный результат на виражах и при передаче эстафеты.

Внимание: Чтобы улучшить показатели бега на дистанции, важно уметь правильно разминаться, дышать.

Различаются три вида тактики бега :

  1. быстрый финиш;
  2. «рваный» бег или фартлек;
  3. лидирование.

Спринтеры, умеющие ускоряться перед финишем, в забеге имеют одну задачу – не отстать от группы лидеров.

Смысл «рваного» бега состоит в том, чтобы соперник просто «выдохся» и начал отставать от группы. Бег, заключается в ускорении с попеременным отдыхом и резким увеличением скорости перед финишем .

При тактике лидирования спортсмен сразу занимает позицию впереди группы. Обычно для этой тактики выбирают членов команды, не обладающих выносливостью, но умеющих развивать высокую скорость.

Полезное видео

Эстафета 4×400 м Девушки

Улучшение

Методика улучшения техники эстафетного бега заключается только в тренировке скорости. Накануне соревнований проводят занятия по бегу по всей дистанции. При разделении этапов важна грамотность в распределении спортсменов.

Так, например, в начале забега ставятся спринтеры, обладающие быстрым стартом, а также не снижающие скорость на поворотах и виражах, в середине – бегуны, умеющие хорошо передавать эстафету и обладающие выносливостью, и в завершении, соответственно, ставится спортсмен, обладающий техникой быстрого финиша. Освоенные техники, в купе с тренировками могут принести отличные результаты для всей команды .