Организация и методика проведения спортивно-прикладных соревнований в профессионально. Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в вузах


1. Методика проведения спортивных соревнований 3
2. Общефизическая подготовка 7
Список литературы 10

1. Методика проведения спортивных соревнований
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.
Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.
Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться.
Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.
К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.
Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.
Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:
1. Название соревнований.
2. Сроки.
3. Место проведения.
4. Задачи данного соревнования.
5. Программа и порядок проведения по дням.
6. Состав участников.
7. Система зачета (определения победителей)
8. Форма награждения.

Спорт - часть физической культуры, представляющая собой совокупность ценностей, создаваемых и используемых обществом для игровой физической деятельности, направленной на интенсивную подготовку спортивных навыков, приобретаемых в ходе тренировок способностей, проявляющихся при участии в соревнованиях .

Следовательно, можем утверждать, что спорт - деятельность, служащая интересам общества, реализует воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции.

Соревнования разных уровней являются формой реализации спортивной деятельности, которые представляют: состязание, противостояние (конкуренция) участников в игровой форме с целью определения преимущества в личной физической подготовке.

Во время спортивных соревнований наряду с общеспортивными задачами: совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности, решаются и педагогические: воспитание спортивного духа, лидерства, сдержанности, выносливости и другие. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования характера спортсмена, его спортивной закалки. Помимо этого, соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена .

Соревнования, проводимые не только спортивными сообществами, но и в рамках вуза оказывают положительное влияние, которое способствует развитию в целом физкультуры и спорта в ВУЗе, и позволяют педагогически воздействовать на студентов. Спортивные соревнования - впечатляющее событие. Удовольствие от просмотра таковых возникает вследствие сопереживания болельщиком-студентом (курсантом) хода игры, дисциплины. Любой болельщик переживает за спортивные результаты спортсмена-фаворита.

Функция преподавателей подготовки и офицеров курсового звена, выступающих в роли тренеров, организаторов соревнований и спортивных судей, является подготовка тренирующихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать курсанта-, студента-спортсмена к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и воспитать в них дух соперничества. для этого нужно:

  • · организовывать на учебных курсах в преддверии академических соревнований, прикидки;
  • · организовать внутренние межгрупповые и межкурсовые соревнования по игровым видам спорта. Упростить или изменить правила для данных мероприятий.

Планирование массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий включает разработку программ, графиков, планов групповых и индивидуальных занятий, календарей и положений спортивных соревнований; соревнований, праздников, показательных выступлений и т.п. Непосредственное планирование, организация и проведение мероприятий обеспечивается силами кафедры физической подготовки.

Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов:

  • составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование;
  • образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы;
  • обеспечение оповещения о соревнованиях (объявления, по необходимости - информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).
  • составление распорядка (программы, графика) соревнований;
  • составление ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований;
  • подготовка (или аренда) спортивных сооружений; обеспечение медицинского обслуживания соревнований;
  • проверка подготовленности мест спортивных соревнований спортивного оборудования и инвентаря;
  • определение мероприятий по обслуживанию участников соревнований;
  • определение мероприятий по обслуживанию зрителей;
  • обеспечение четкой и своевременной информации о подготовке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о предварительных результатах и ходе личной и командной спортивной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Судейские коллегии. Для проведения соревнований подбирается состав судей и утверждается судейская коллегия. Для судей проводится инструктаж, на котором рассматриваются положение о соревновании с определением единого толкования его пунктов, основные разделы правил соревнований, план расстановки судей.

Судейская коллегия состоит из главного судьи, при необходимости его заместителей, главного секретаря и его помощников, судей-секундометристов, судей на финише, судей на виде и т. д., судей при участниках и судьи-информатора. Спортивные судьи на соревнованиях любого масштаба должны быть одеты в установленную, единую форму.

Агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнования проводятся в виде:

  • освещения хода подготовки к соревнованиям, выпуска и распространения объявлений, программ, пригласительных билетов, информации с помощью СМИ;
  • популяризации данного вида спорта путем торжественного открытия и закрытия;
  • широкого радиоинформационного оповещения о ходе соревнования;
  • своевременного заполнения итоговых документов;
  • вручения грамот, дипломов, медалей и призов победителям соревнований;
  • своевременной информации в СМИ о результатах проведенных спортивных соревнований.

В соответствии с положением о Спартакиаде к мерам организационно-методического характера относится составление календарного плана соревнований, в котором указывается название соревнований, сроки и место их проведения и фамилии лиц, ответственных за их организацию. Регулярные соревнования мотивируют проведение тренировок и способствуют росту спортивных результатов, при условии их регулярного проведения. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсмена. Т. о., календарь спортивных соревнований надо составлять таким образом, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения.

Следующая мера - это составление положения о соревнованиях. В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

  1. Название соревнования, его характер и вид спорта.
  2. Цели и задачи данного соревнования, руководство проведением соревнования, где указывается, кто организует соревнование и руководит им.
  3. Состав соревнований; сроки и место проведения; программа соревнований и зачет.
  4. Система оценки результатов.
  5. Порядок и срок подачи заявок.
  6. Медико-санитарное обеспечение и техника безопасности.
  7. Условия награждения победителей личного и командного первенства.
  8. Порядок подачи протестов и их рассмотрения.
  9. Дополнительные условия проведения соревнований.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, то следует определить систему отбора и награждения победителей в командном зачете.

Затем проводится регистрация участников. Для этого необходимо в установленный срок подать заявку установленному субъекту - регистратору. заявка должна быть завизирована и заверена печатью у врача. В итоге на основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо подготовить материально-техническую базу в полное соответствие с установленными правилами, качественно, вовремя и в необходимом количестве. Организаторы и судьи должны принять все меры для предотвращения несчастных случаев и травм. Т.к. ответственность за неисполнение данного положения возлагается на данных лиц. В соответствии с ранее изложенным нужно позаботиться о наличии медицинского персонала на случай получения травм участниками. Помимо оказания первой помощи, мед. персонал осуществляет наблюдение за санитарным состоянием мест соревнований.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований. они регламентируют действия всех участников мероприятия, предусматривают условия и основания, по которым определяют победителей, содержат нормы-запреты, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды либо спортсмена.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования используются для подготовки к более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; про­верки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о при­ведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходи­мом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражне­ния, количество попыток и количество участников, можно опреде­лить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Основным документом, регламентирующим проведение сорев­нований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам

общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА.

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, оказывает большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь присутствуют две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку – это цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Одним из специфическим методов физического воспитания является соревновательный метод. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.

  1. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования и традиционные спортивные праздники, проводимые спортивной школой – один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, сопричастности, чувства гордости за свою школу. Спортсмены учатся соблюдать традиции школы, приобщаются к ее истории.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, они способствуют смелым и решительным действиям участников, их высоким достижениям.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественные задачи.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.

То есть календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья. Судья ответственен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Организация и проведение соревнований предусматривает тщательную подготовку к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовка к проведению соревнований

Соревнования планируются с учетом:

  • климатических условий;
  • наличия учебно-спортивной и материально-технической базы;
  • наличия профессионально подготовленных специалистов;
  • разницы возрастных категорий дворовых команд;
  • наличия экипировки у участников соревнований;
  • сроков и характера соревнований, проводимых вышестоящим спортивным комитетом и т.д.

В целях обеспечения успешной подготовки мероприятия следует:

  • составить Положение о соревнованиях и своевременно разослать его;
  • составить смету расходов на проведение соревнований;
  • определить ответственных лиц за подготовку мест соревнований, судейство, решение организационных вопросов и т.д.;
  • составить сценарий открытия и закрытия соревнований (кто будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать флаг и т.д.);
  • подготовить билеты участников, пригласительные билеты, афиши и другую рекламную продукцию;
  • обеспечить освещение соревнований в местной газете, по радио, ТВ, организовать выпуск фотомонтажей;
  • обеспечить медицинское обслуживание участников соревнований, безопасность спортсменов и зрителей (совместно с органами внутренних дел);
  • подготовить необходимую документацию (протоколы, таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки, нагрудные номера и др.).

Перед началом соревнований необходимо проверить подготовку мест соревнований.

При проведении соревнований следует:

Вносить результаты игр (эстафет) в таблицу хода соревнований;

Комментировать ход соревнований.

В период соревнований главный судья может назначить совещание представителей команд, если это необходимо.

В последний день соревнований подсчитываются очки каждой команды, определяются места, подготавливаются программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др. Затем проводится закрытие соревнований и награждение победителей.

Основным документом, регламентирующим проведение соревнований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

В Положении о соревнованиях должно быть четко сформулировано следующее:

В Положение о соревнованиях при необходимости можно добавить и другие пункты в зависимости от масштаба, характера соревнований, наличия спонсоров и т.д.

При подготовке к проведению соревнований необходимо привлечь следующие организации:

  • медицинскую службу;
  • службу безопасности;
  • прессу;
  • предприятия питания и т.д.

При необходимости привлекаются и другие организации, которые могут обеспечить культурную программу, обеспечение призами и т.д.

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостанавливать такие мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

Форма описательного отчета о проведении спортивно-массовых мероприятий

Информирует,

(наименование проводящей организации)

что в соответствии с приказом (распоряжением) от «___» _________20 __г.

№ ___ «____» ___________________________________________ 20__г.

(сроки проведенного мероприятия)

проведен(ы)____________________________________________________

(место проведения)

(наименование мероприятия)

Непосредственными организаторами мероприятия являлись ______________

Главный судья (организатор) -_______________________________________

(Ф . И.О., судейская категория)

Мероприятие было проведено с _____ до ________ (включительно) ч.

Численность участников составила чел., в том числе ______чел.

в возрасте до 18 лет.

Состав участников (команд) мероприятия ___________________________

Краткая информация о непосредственном проведении мероприятия _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая информация о проведении церемоний открытия и закрытия мероприятия и награждения _______________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительная информация ______________________________________

Оценка работы судейской коллегии (для мероприятий, проводимых в форме соревнований) __________________________________________________

Замечания по проведению мероприятия_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный судья (организатор) ____________________________________

Руководитель проводящей организации ________________/___________ /

Дата ________________ м.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы.

  1. Тер–Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985.
  3. Физическая культура в 5-8 классах. Под ред С.К. Елисеевой. М., Просвещение,1980.
  4. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой. М., Просвещение, 1979.

Состав судейской коллегии (бригады) формируется в соответствии с правилами проведения соревнований по данному виду спорта.)


Спортивно-массовые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи. Во время соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности.

Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Особенно велико значение соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения .

Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:

1 этап - Организационно-подготовительный. На данном этапе решаются следующие задачи :

а. Принятие решения о проведении соревнований, назначение руководителей;

б. Определение целей, задач соревнований;

в. Составление календарного плана, положения о соревнованиях;

г. Планирование;

д. Определение сметы и решение вопроса о финансировании;

е. Публичное заявление о мероприятии;

ж. Окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений;

з. Обустройство места проведения, монтаж оборудования;

Подготовка к соревнованиям заблаговременно проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией. Чем больше масштаб соревнований, тем больше времени надо на подготовку к их проведению - от 1-2 недель (соревнования в низовых коллективах) до 3-4 лет (олимпийские игры).

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду порта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица.

Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним участников соревнований, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.

Спортивные соревнования если они проводятся регулярно, являются стимулом для систематических занятий спортом.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера - это составление положения о соревнованиях.

Положение о соревнованиях - основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением руководствуются организации, проводящие соревнования, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.

В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

1. Название соревнования, его характер и вид спорта.

2. Цели и задачи - указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые раскрывают их реализацию. Данный раздел является одним из главных, т.к., исходя из поставленных целей, определяется программа соревнований, условия проведения, требования к участникам и судьям, материальному и финансовому обеспечению, экологические требования.

3. Руководство проведением - указываются организации, осуществляющие общее руководство, и организация, осуществляющая непосредственное проведение соревнований, а также оргкомитет, главная судейская коллегия, фамилия, имя, отчество, судейская категория главного судьи соревнований.

4. Участники соревнований и требования к ним - указываются требования к командам и участникам:

По количественному составу команды, в том числе требования к полу участников, число запасных участников, представитель, тренер (обязательно) и судья соответствующей категории (при необходимости).

По возрасту и спортивной квалификации участников, согласно требованиям, предъявляемым к участникам соревнований;

5. Сроки и место проведения - указываются точные сроки, место проведения, время работы мандатной комиссии.

При необходимости указывается схема подъезда к месту соревнований;

6. Условия приема участников - указываются условия приема команд. В том числе условия проживания участников, приготовления пищи, экологические и специфические требования.

7. Программа соревнований - указывается программа соревнований по дням и времени проведения, система проведения соревнований. Дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб (мандатной комиссии, технической комиссии и т.д.), время открытия и закрытия соревнований.

8. Определение результатов - указывается, что определение результатов производится согласно «правилам» проводимых соревнований или иных систем подсчета очков в личных или командных зачетах.

9. Порядок и сроки подачи заявок - указываются порядок и сроки подачи предварительных заявок, форма заявки.

10. Награждение - указываются условия награждения победителей личного и командного первенства.

11. Порядок подачи протестов и их рассмотрения.

12. Дополнительные условия проведения соревнований. При разработке положения сохраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиваются равные условия для всех.

Подробность изложения отдельных пунктов положения зависит от масштаба соревнований. Необходимо очень чётко продумать и оговорить все в положении о соревнованиях, в котором принимают участие спортсмены из разных городов.

Должны быть точно оговорены условия допуска команд и отдельных участников, численный состав команды, документы, наличие которых обязательно для каждого участника.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных действий.

Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с «Организационным планом подготовки и проведения соревнований», в котором предусматривают контроль за ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию её работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечение населения к соревнованиям, организацию медицинского контроля за ходом соревнований и оказания врачебной помощи участникам. При проведении соревнований крупного масштаба создаются специальные организационные комитеты, наделённые определёнными полномочиями .

2 этап - основной, на котором осуществляется непосредственное проведение соревнований. Основные задачи данного этапа:

а. Официальное открытие соревнований;

б. Проведение соревнований с учетом составленной программы;

в. Официальное закрытие, награждение победителей.

Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно комплектуется за 2-3 недели до его начала.

Квалификация судей должна соответствовать значимости соревнований. Количество судей в коллегии зависит от вида соревнований, масштаба соревнований, количества участников и технической оснащённости соревнований.

Главным руководителем соревнований, ответственным за их проведение является главный судья.

Основным документом для участия в соревнованиях являются заявки на участие спортсмена или команды. Заявки в установленный срок подаются участвующими в соревнованиях организациями в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию. Первоначально заявка подаётся заблаговременно (сроки указаны в положении) для того, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников соревнований. Окончательная заявка подаётся в момент регистрации всех участников соревнований.

На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьёвка. Жеребьёвка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. В период проведения соревнования оргкомитет разбирает протесты представителей команд и принимает окончательные решения по возникшим вопросам.

Соревнования должны быть праздником для участников зрителей. Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Все выступления на празднике должны сопровождаться комментариями ведущего.

Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.

Судьи и участники выходят на парад отдельными колоннами, команды участников - в алфавитном порядке. Во главе каждой команды идёт представитель команды, затем тренер команды и участники: вначале девочки, потом мальчики. После построения руководитель парада отдаёт рапорт, и принимающий парад произносит приветственную речь. Далее производится торжественный подъем флага соревнований и затем следует организованный уход участников.

При закрытии соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Происходит церемония награждения победителей и призёров .

3 этап - заключительный, на котором необходимо выполнить следующие работы:

а. Собрать, привести в порядок и сдать полученный инвентарь и оборудование;

б. Привести в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям. Вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки участников, протоколы старта и финиша, протоколы этапов, личные карточки участников и т.п.) подшивается и хранится в организации, проводящей мероприятие;

в. Размножить протоколы соревнований и выдать (разослать) их по назначению, оформить для представителей папки с протоколами, программами соревнований, афишами о них, образцами разметки, билетов участников и т.п. Папки следует оформить эмблемами соревнований или открытками с видами города, где они проходили;

г. Подготовить и сдать финансовый отчёт о соревнованиях. К финансовому отчёту должны быть приложены все оправдательные документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т.д.);

е. Сдать и оприходовать неиспользованные награды и призы.

Немаловажным фактором для чёткой организации и проведения соревнований является его анализ и подведение итогов с целью учесть недочёты, ошибки, выслушать пожелания спортсменов, тренеров, судей и прочих заинтересованных лиц. При подведении итогов необходимо выяснить: достигнуты ли поставленные цели и выполнены ли задачи мероприятия .

Министерство образования и науки Украины

Донецкий Университет Экономики и Права

Юридический Факультет

Реферат

По физической культуре

На тему: “Методика организации физкультурно-спортивных соревнований в ВУЗах ”.

Подготовила

студентка 3 курса ПО-2

Яровая Ирина

Преподаватель Клочков А.В.

Донецк – 2010 г.

План

Введение

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1. Сущность спортивных соревнований.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

4. Планирование и организационные формы.

5. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады).

6. Основные особенности в спорте и физическом воспитании.

Заключение

Список литературы

Введение

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

1. Организация и проведение спортивных соревнований.

1.1 Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

1.2. Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки студентов.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников, он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

2. Массовые оздоровительные, физкультурные, спор­тивные соревнования.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спор­тивная работа является важной формой физического воспита­ния студентов, составной частью всей политико-воспитательной и культурно-массовой работы, осуществляемой в ВУЗе.

Планирование, организацию и проведение этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры - основным звеном физ­культурного движения.

Практическую и методическую помощь спортивному клубу оказывает кафедра физического воспитания. Профсо­юзная организация принимает активное участие в организа­ции и проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Спортивный клуб является общественной организаци­ей, его работа проводится на основе широкой творческой инициативы, коллегиальности руководства и вы­борности руководящих органов, отчетности их перед членами спортивного клуба. Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и само­обслуживание его членов с привлечением к работе студенче­ского спортивного актива.

Обязанности спортивного клуба:

    проводить работу по планированию развития физи­ческой культуры и спорта в ВУЗе;

    организовывать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников физической культуры и спортом в факультетских командах, секциях по различным видам спорта, в группах здоровья и т.д.;

    обеспечить повышение уровня спортивного ма­стерства спортсменов, подготовку спортсменов - разрядников;

    участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятиях ВУЗа (спартакиад, спортивных праздников, агитационных пробегов, эстафет, спортивных со­ревнований и др.);

    организовывать спортивно-массовую работу в студен­ческих общежитиях;

    проводить подготовку и обеспечивать участие сбор­ных команд ВУЗа и отдельных спортсменов в соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями (первенство райо­на, области, государства).

Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, тра­диции ВУЗа и других условий. Можно выделить гигиениче­ское, оздоровительно-рекреативное, восстановительное, обще­подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направление.

Гигиеническое направление предполагает использова­ние средств физической культуры для восстановления работо­способности и укрепления здоровья, как в условиях общежи­тии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закали­вающих процедур, правильного режима труда, отдыха и пита­ния в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

Оздоровительно-рекреативное направление предусмат­ривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях после рабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого на­правления относятся туристические походы, экскурсии, по­движные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базах студенческих общежитий, в домах от­дыха, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики и т.д.

Общеподготовительное направление обеспечивает все­стороннюю физическую подготовку и поддержание ее на дол­гое время на определенном уровне. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гим­настика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и другие виды упражнений. Для планомерной работы по этому направлению организуются специальные секции, проводят спортивные соревнования.

Спортивное направление - специализированные систе­матические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спор­тивного клуба или индивидуально, участие в спортивных со­ревнованиях с целью повышения или сохранения определен­ного уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом осо­бенностей получаемой профессии.

Лечебное направление предполагает использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиени­ческих мероприятий в системе лечебных мер по восстановле­нию здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами этого направления являются: рациональный ре­жим жизнедеятельности, естественные факторы природы, за­каливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. При­менение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контро­лем и строгим учетом индивидуальных особенностей зани­мающихся.