Спа трасса формулы 1. Спа-Франкоршам – гоночная трасса в Бельгии


Большая часть трасс ЧМ Формулы-1 в периоды, свободные от гонок, в той или иной степени открыты для любителей поднять в крови уровень адреналина - прокатиться «с ветерком» на доступном транспортном средстве. «Спа-Франкоршам» относится к немногим трассам, проехаться по которым, если ты не действующий гонщик какой-либо гоночной серии, практически невозможно. В дни проведения соревнований трасса для всех прочих любителей быстрой езды закрыта, а в остальное время она в целом виде попросту не существует, поскольку изрядная ее часть проходит по временно «заимствуемым» дорогам общего пользования.
Так что прокатиться пару кругов по легендарной трассе на одном из немногих автомобилей, которым в дни Гран При дозволено носиться здесь в гоночном режиме, - редкостная удача. Тем более, если это - официальный автомобиль безопасности Ф-1, за рулем которого - настоящий гонщик и штатный пилот автомобиля безопасности Бернд Майландер.
Мы выезжаем с пит-лейн на трассу в воскресенье, за три с небольшим часа до гонки, как раз в то время, когда «экскурсантам» с VIP-трибун и из паддок-клуба разрешено в течение короткого отрезка времени погулять по пит-лейн и по самой трассе, поэтому сначала Бернд ведет машину очень медленно, осторожно, то и дело объезжая выскакивающих под колеса, словно зайцы, «очень важных персон». Пока мы в таком неспешном темпе огибаем «шпильку» La Source, которую, впрочем, гонщики тоже проходят не шибко быстро, вокруг автомобиля безопасности поднимается еще большее оживление, щелкают фотоаппараты, но уже мгновениями спустя все эти люди очень быстро исчезают где-то позади, и туда же влечет меня перегрузка, прилично вдавливая в уютное кожаное сиденье - это Бернд утопил педаль «газа» в пол. Мы буквально проваливаемся куда-то вниз, и мой «шофер» меняется на глазах: из мягкого, улыбчивого и обходительного молодого человека он превращается буквально в камень - весь собран, предельно сосредоточен, все движения выверены и отточенны. Этого требует автомобиль - пусть и дорожный по своей сути, но очень быстрый. А впереди - знаменитый поворот Eau Rouge - «Красная вода», один из самых быстрых поворотов в современной Ф-1.

Очень точно и емко его охарактеризовал Жак Вильнев: «Едешь - буквально летишь - вниз, трасса изгибается чуть влево, и как раз тогда, когда надо подрулить, изменяя траекторию, полотно круто взмывает вверх, перед тобой вдруг словно стена вырастает, поворот становится совершенно слепым, а тут опять надо поворачивать, уже вправо, к Raidillion, а затем снова влево! Причем поворот этот настолько узкий, что в него, кажется, невозможно вписаться на такой скорости. Но нет, все же можно, хотя и впрямь очень трудно. Это просто фантастика!»
Очень точно подмечено насчет стены: действительно, на протяжении какого-то времени в глазах совершенно темно - сплошной асфальт. К тому же в самом низу особо ощущаешь вертикальную перегрузку. «Формулы» здесь прижимает так, что они скребут днищем по асфальту, но и мне в Mercedes мало не показалось. Зато в самой верхней точке машина становится «как пушинка», словно вот-вот оторвется от трассы и взмоет в воздушное пространство - просто подъем кончился. И все это на максимальной - или почти максимальной скорости!
Затем - длинная прямая позволяет немного перевести дух, зато потом следует просто убийственное торможение перед медленным поворотом Les Combes: здесь гонщикам предоставляется отличная возможность для обгона.
...Les Combes - своего рода веха и в истории, и в конфигурации «Спа-Франкоршам». Раньше отсюда машины устремлялись по старой, 14-километровой трассе, к повороту Malmedy (прежнему, отстоящему довольно далеко от нынешнего «тезки») и затем на длинную прямую Masta. Именно на ней в 1966 году под проливным дождем случился массовый вылет, в который попали большинство участников. Все отделались весьма легко, кроме Джеки Стюарта, тогда еще лишь восходящей звезды нового поколения - его BRM на всем ходу завертело на скользкой трассе, и через трубу дренажной системы бросило на каменный цоколь избушки дровосека. Машина перевернулась, на гонщика потек бензин. Почти в том же месте выбросило и еще два BRM - Грэма Хилла и Боба Бондюранта. Хилл уже собирался вернуться на трассу, но, увидев, что случилось со Стюартом, вместе с Бондюраном бросился ему на выручку. Прекрасно понимая, что машина в любой момент может вспыхнуть, они извлекли Джеки из-под обломков, насквозь мокрого от бензина. Стюарту эта авария тогда стоила сломанного плеча, треснутых ребер и множественных ушибов и ссадин, и именно она послужила толчком к основанию GPDA - «профсоюза» пилотов ГП - и последующей многолетней борьбе за повышение безопасности в Ф-1, в частности - за введение барьеров вдоль трассы. Кстати, в тот день снимался одни из эпизодов фильма Джона Франкенхеймера «Grand Prix», поэтому на машину Бондюранта был нанесен номер 24, а «внезачетной» машиной McLaren под номером 28 - на ней была установлена кинокамера, - управлял не кто иной, как Фил Хилл, к тому времени уже завершивший карьеру в Формуле-1, но продолжавший успешно гоняться на спортивных машинах…
Ныне Les Combes вместе с Malmedy - это связка правого, левого и вновь правого поворотов, но не «эска». Просто довольно медленная «фигура», которую гонщики проходят на третьей передаче со скоростью 140 км/час, и здесь мы, благодаря мастерству Майлаидера и выдающимся характеристикам автомобиля безопасности, ничуть им не уступаем - проходим связку на той же скорости, хотя все три поворота - под 90о. Перед третьим Бернд к тому же поддает еще немного «газку», и уже в самом повороте мы снова ныряем вниз. Затем - короткая прямая до весьма узкой «шпильки» Rivage и короткое, но очень резкое торможение.

Malmedy. Это название много лет назад вошло в историю. Трагедия, известная как «Кровавая бойня в Малмеди -Боньез» увековечена в стоящем рядом с трассой обелиске с 84 именами погибших. Но не гонщиков. Это имена солдат и офицеров американского конвоя, 17 декабря 1944 года нарвавшихся на колонну немецких танков. Накануне началась арденнская наступательная операция немецких войск, ставшая полной неожиданностью для высадившихся в Нормандии союзнических войск. Они отступали, а Спа и Малмеди были заняты 6-й танковой армией СС. Американцев, оказавшихся в ловушке, практически в упор расстреляли из танковых орудий, а раненых эсэсовцы безжалостно добивали выстрелами из пистолета в голову. Спастись удалось лишь 17 американским военнослужащим. Уже на следующий день о трагедии узнала вся американская армия, и наступающим частям из штаб-квартиры был отдан приказ: «Ни один эсэсовец или германский десантник не должен быть взят в плен, а должен быть застрелен на месте»... Но дела у союзников шли все хуже, в то время как немцы стремительно развивали успех, и, если бы не широкие наступательные действия, предпринятые по просьбе Уинстона Черчилля советской армией, их положение стало бы совсем незавидным. Фактически их спасло именно предпринятое советской армией наступление: 6-я армия и другие соединения германских войск были срочно переброшены на восток. Но сейчас уже никто не помнит об этом. И только обветренный камень безмолвно напоминает о тех событиях...
После «шпильки» Rivage - вновь небольшое ускорение, и на выходе из поворота, перед тем как уйти влево, Бернд (как он сам поясняет) лишь слегка касается педали тормоза. Поворот среднескоростной, но очень трудный, здесь надо лишь подтормаживать, а не полноценно тормозить. И в этом повороте часто очень трудно бывает нащупать баланс машины, так как «корма» заметно разгружается, когда автомобиль устремляется вниз. Затем прямая, все еще идущая вниз, выводит к быстрому (около 200 км/час) двойному левому повороту Pouhon, где гонщику надо вновь лишь слегка коснуться педали тормоза. В общем-то, в сухую погоду это фактически и не поворот, но в дождь - другое дело.

Затем еще одна прямая выводит на связку правого и левого поворотов, Des Fagnes, причем входишь в эту связку быстрее, чем выходишь, и гонщики находят это очень интересным. Затем следует короткая прямая, в конце которой, непосредственно перед торможением, трасса вновь ныряет вниз - к 90-градусному правому Staveloi, он проходится на скорости около 170 км/час. Поворот довольно сложный, поскольку быстро уходит вниз, и машина здесь может легко сорваться в скольжение. Сюда ранее вливалась прежняя, большая трасса. Но у меня и после сегодняшней, короткой, голова идет кругом от всех этих бесконечных разгонов, торможений, левых и правых поворотов и перепадов высот. За рулем, как мне кажется, все же сидеть легче: как-то можешь координировать свои движения с положением рулевого колеса и, соответственно, траекторией движения машины.
Вслед за выходом из головокружительного Staveloi - еще легкий правый изгиб, который после введения противобуксовочной системы гонщики Ф-1 получили возможность проходить на 4-й или 5-й передаче на полном «газу». Прежде это было невозможно, и если из предыдущего поворота выйти слишком широко, здесь легко было сделать роковую ошибку.
Наконец - самая высшая точка трассы. Майландер разгоняется по очень длинной дуге, как по прямой, до предельной скорости, пролетает Blanchimont, словно по воздуху, и со всего маху упирается в «эску» Bus Stop - если бы не ремень безопасности, я бы оказался просто на полу под приборной доской. Вильнев называет «Автобусную остановку», равно как и аналогичные «эски» на других автодромах, самой ненавистной ему частью трассы - ее проходят лишь на второй или даже первой передаче, буквально гремя костями по высоким бордюрам. Испытав это на собственных костях даже в куда более мягком Mercedes с его кожаными сиденьями, могу лишь согласиться с этим мнением. И кстати, что касается трассы «Спа-Франкоршам», именно от того, насколько успешно гонщик проезжает эти бордюры, проходит эту «эску», зависит показанное им время круга.
...Прежде на месте «Автобусной остановки» была прямая, на которой разбился в своем Mercedes замечательный английский гонщик Дик Симэн и впоследствии скончался от ожогов, полученных при загорании машины. Ну а Бернд Майландер, прокатив меня пару кругов по легендарной трассе, приводит автомобиль безопасности одноименной марки - равно как и нас самих - в целости и сохранности туда же, откуда мы каких-то минут пять назад отправились в длинный извилистый путь под названием «Спа-Франкоршам».

Адрес: Бельгия, между населёнными пунктами Спа и Франкоршам
Первый Гран-при: 1950 год
Создатель: Жюль де Трие
Координаты: 50°26"39.8"N 5°57"59.3"E

Содержание:

Краткое описание

Для автогонок, которые проводились в начале прошлого века, обычно использовались подходящие для этого дороги между населенными пунктами. Первым идею провести соревнования в 1921-м году на трассе Спа-Франкоршам, соединяющей три бельгийских населенных пункта, предложил менеджер одной из популярных газет Жюль де Тьер .

Вид на поворот Eau Rouge - «Красная вода»

Его поддержал спортивный функционер Королевского автоклуба Бельгии Генри ван Офем. Трассу назвали в честь одной из деревень - Франкоршам. Совсем рядом с ней располагался грязевой курорт Спа. Среди путешественников он пользовался неизменной популярностью, поэтому организаторы гонок могли смело рассчитывать на большое количество зрителей.

Этому способствовала и живописная местность на прилегающей территории. В свою очередь, трасса в виде замкнутого треугольника содержала в себе три скоростных прямых и была интересна для самих спортсменов. К разочарованию устроителей соревнований в 1921-м году заявку на участие подал всего один профессионал, поэтому гонки пришлось отменить.

Стартовая прямая

Через год после дебюта на «Ле Ман» (в 1924-м) гонщики соревновались уже на «24 часа Франкоршам». В 1925-м на этой бельгийской трассе пилоты боролись за Гран-при Европы на одноместных машинах. После этого соревнования этап в Бельгии всегда собирал самых быстрых гонщиков, поэтому организаторы «Формулы 1» включили одну из лучших трасс того времени в свой календарь. Легендарный Фанхио в 1950 году был первым после 35 кругов на Гран-при Бельгии. На 14-ти километровой трассе нередко случались аварии, а отсутствие связи не позволяло быстро оказать помощь пилотам. Проблемы с безопасностью привели к тому, что «Спа-Франкоршам» исключили из календаря Королевских Гонок в 1972 году . За ее реконструкцию взялись всерьез, а в это время пилоты выступали на автодромах Невель-Баулерс и Зольдер.

Инфраструктура трассы

Особенности трассы Спа-Франкоршам

Трасса после ряда проведенных работ стала короче, протяженность кольца составила около 7 километров. Несмотря на это, наличие скоростных поворотов и перепады высот позволили сохранить ее характер: скучных состязаний на трассе «Спа-Франкоршам» не бывает. Кроме этого, нестабильный климат приводит к тому, что гонка, начавшаяся на сухом асфальте, может неожиданно продолжиться под дождем.

Однако этап в Бельгии, в первую очередь, интересен связке поворотов под названием «О Руж» (Eau Rouge), которая появилась после реконструкции трассы. Если быть точным, официально так называется только левый поворот, но болельщики и специалисты под этим именем подразумевают все три. Кстати, Eau Rouge в переводе на русский язык означает «Красную реку».

Вид на поворот Eau Rouge со зрительской трибуны

Вход в первый поворот происходит на спуске, где машина сильно разгоняется. Затем следует резкая перемена направления поворота и подъем одновременно. Огромная скорость болида приводит к тому, что центробежная сила сначала вдавливает пилота в сиденье, а затем на вершине холма он практически теряет контроль над машиной, которая пытается оторваться от трассы. Порой это происходит на самом деле, аварии на трассе «Формулы 1» Спа-Франкоршам уже давно стали привычным делом. В последний поворот пилот заходит вслепую: за гребнем холма он ничего не видит. Это повторяется многократно за всю гонку. Безошибочно пройти «О Руж» очень важно.

Восьмой поворот Rivage

Это вполне возможно без снижения скорости, что многие пилоты и пытаются сделать. Сразу за тремя поворотами же начинается скоростная прямая, где с ходу можно обогнать соперника, который замедлился на «О Руж». Одним из первых пройти связку Eau Rouge на максимальной скорости пытался еще отчаянный Жак Вильнев и другие пилоты того времени.

Трасса Спа-Франкоршам: удовольствие для пилотов и фееричное зрелище

Ни для кого не секрет, что многие знаменитые гонщики любят выступать на «Спа-Франкоршам». Они надолго запоминают ощущения, которые испытывают на связке «Красная вода» . Еще большее удовольствие они получают, когда повороты удается пройти безошибочно. Каждому спортсмену необходимо проявить силу воли, не так просто преодолеть инстинкт, который заставляет снизить скорость. Сейчас это удается многим, особенно после небольшой реконструкции трассы в 2002-м году.

Вид на пит-лейн, прямую старт-финиш, первый поворот La Source, поворот «Красная вода» с высоты птичьего полёта

Тогда был подкорректирован поворот «Радийон» и пройти связку стало немного проще. От пилота, тем не менее, требуется максимальная концентрация внимания и точность. Несколько раз на этом месте происходили тяжелые аварии с болидами «Формулы 1» и машинами, принимающими участие в других гонках. Несмотря на это, связка Eau Rouge настолько популярна среди пилотов и зрителей, что ее практически один в один скопировали при строительстве новой трассы в Турции .

Особые настройки требуются для болидов, на которых пилоты ведут борьбу за легендарный Гран-при Бельгии. Во время этого заезда, в первую очередь, нельзя ошибиться с выбором шин, это может стоить потерянных секунд на круге. На исход борьбы большое влияние оказывает погода, которая, как уже говорилось выше, может поменяться в любой момент: именно от нее сильно зависит стратегия пит-стопов. В 2005-м году команда Toyota, например, сменила «дождевые» шины на «сухие» слишком рано. Из-за этого она упустила победу на главном этапе. Результат любой гонки на «Спа-Франкоршам» непредсказуем, за что ее и любят многие.

Название трассы: Спа-Франкошам
Расположение: к юго-востоку от Льежа
Вместимость: 70000
Дата создания: 1921 год
Первый Гран При: 1950 год
Проведено Гран При: 44
Длина трассы: 7,004 км
Гоночная дистанция: 308,052 км
Количество кругов: 44
Кол-во поворотов: 19

Официальный сайт:
http://www.spa-francorchamps.be/

История

Бельгийская трасса Спа-Франкоршам известна с 1921 года и своим появлением обязана менеджеру газеты "La Meuse" Жюлю де Тьеру и главе спортивного отдела Королевского автомобильного клуба Бельгии Генри Ван Офему. Де Тьер решил использовать треугольник, который вырисовывали местные дороги, соединяющие три населенных пункта, как гоночную трассу. Она начиналась у городка Франкоршам, затем спускалась в долину реки О Руж, поднималась на гребни холмов в Les Combes, снова спускалась, к деревне Бурневилль до поворота Malmedy. Далее петляла по равнине до поселения Маста, после чего брала курс на Stavelot – южную вершину этого дорожного треугольника. И в конце сворачивала на север, двигаясь обратно к Франкоршам мимо селения Бланшимон.



Эта невероятно быстрая, бросающая вызов, трасса быстро стала одним из самых популярных мест проведения автоспортивных состязаний и сразу же полюбилась большинству пилотов и болельщиков. Подтверждением тому служит образованная в 1924 году гонка «24 часа Спа», по аналогии со стартовавшей годом раньше 24-часовой гонкой в Ле Мане. А в 1925 году здесь состоялся первый Гран При. В заезде приняло участие всего семь машин, а победителем стал знаменитый пилот Alfa Romeo – Антонио Аскари, отец будущего двукратного чемпиона мира Формулы 1 Альберто Аскари.

В 1938 году в конфигурацию трассы был добавлен первый искусственный поворот – так называемый Raidillon, что дословно можно перевести как "крутой участок дороги". Организаторы рассчитывали с его помощью придать трассе дополнительную остроту и еще больше увеличить скорости. Это делалось в расчете затмить своего основного конкурента – популярную немецкую трассу, расположенную в соседних Эйфельских горах. На время Второй Мировой войны гонки прекратились. Однако вернулись сразу после ее окончания в 1947 году. А с образованием чемпионата Формула 1 в 1950 году, автодром Спа-Франкоршам стал регулярным местом проведения Гран При Бельгии.



Из-за высоких скоростей краеугольным вопросом в Спа всегда оставалась безопасность. Гран При 1960 года стал одним из самых черных в истории автодрома. Сначала Майк Тэйлор получил серьезные травмы, когда во время практики его Lotus потерял управление и врезался в дерево. Затем Стирлинг Мосс получил переломы обеих ног в результате столкновения, вызванного поломкой оси. А уже во время гонки коварные повороты бельгийской трассы унесли жизни двух молодых британских гонщиков. Крис Бристоу погиб в результате удара о стену в повороте Burneville, а пять кругов спустя его соотечественник Алан Стэйси столкнулся с птицей, потерял управление и разбился, вылетев с трассы недалеко от поворота Masta. После нешуточного инцидента в 1966 году Джеки Стюарт начал кампанию за улучшение мер безопасности на автодроме. А в 1969 году этот вопрос был поднят Ассоциацией Гонщиков Гран При. И хотя в 1970 году по их требованиям в поворот Malmedy была добавлена шикана, призванная снизить скорости болидов, это не помешало Педро Родригесу выиграть гонку со средней скоростью 241 км/ч. 1970 год стал последним в истории четырнадцатикилометровой трассы Спа-Франкоршам. С 1972 года Гран При Бельгии переехал в Ниввель – безликий трек под Брюсселем, а еще позже в Зольдер.

В 1979 году закончилась реконструкция автодрома. А к 1983 году трасса в Спа была полностью переделана, сократив свою длину практически вдвое. Появилась новая секция, соединяющая Les Combes с последним сектором старого трека возле поворота Blanchimont. В 1983 году обновленная трасса Спа-Франкоршам вернулась в календарь чемпионата, и с тех пор пропустила только три Гран При.



За период с 1980 года по 1994 год автодром не раз подвергался перестройкам. Несколько раз было изменено место старта. Появился поворот Bus Stop и шикана Eau Rouge. Протяженность трассы многократно изменялась и в итоге в 1996 году владельцы автодрома призвали для уточнения длины трека комиссию Королевского клуба Бельгии. Но, несмотря на то, что новая трасса стала весьма сложной, это никак не повлияло на ее скоростные характеристики.

Описание

Шпилька La Source находится недалеко от старта. Ее проходят на второй передаче на скорости 60 км/ч. Это очень опасный поворот, где гонщики часто выбывают из гонки в самом начале “Гран-При”. Спускаясь по стартово-финишной прямой, пилоты на скорости 305 км/ч подходят к повороту Eau Rouge и пытаются выйти из него по возможности на самой высокой скорости, так как далее следует самый быстрый участок трассы. На Kemmel скорость достигает 350 км/ч, затем она несколько снижается к повороту Les Combes. Это место очень хорошо для обгона. Комбинация правых и левых поворотов преодолевается на скорости 140 км/ч на третьей передаче. Из последнего поворота выходят на четвертой передаче на скорости 175 км/ч. Шпилька Rivage очень сложная, так как здесь ухабистая дорога, которая спускается вниз. В дождливую погоду многие гонщики на этом участке трассы вылетают и врезаются в гравий. Следующий поворот Le Pouhon проходят на скорости 230 км/ч. После чего машины двигаются по короткой прямой, где скорость составляет 300 км/ч. Шикану Les Fagnes проходят на скорости 180 км/ч. Virage Stavelot - двойная правая петля, в которую входят на третьей передаче на скорости 230 км/ч, внутри - 50 км/ч, а выходят из нее на четвертой передаче на скорости 260 км/ч. Вlanchimont - долгий левый поворот, преодолевающийся на скорости 310 км/ч. Шикана Вus Stop, предшествующая стартово-финишной прямой, требует снижения скорости до 80 км/ч.

Джанпаоло Даллара, главный гоночный инженер Sauber: «Трасса в Спа бросает вызов, как пилотам, так и инженерам. Уровень прижимной силы здесь гораздо ниже, чем на остальных автодромах. Трасса состоит из всех видов поворотов. Помимо длинных прямых здесь есть как высокоскоростные повороты, так и медленные. С точки зрения настроек это не самая простая трасса, и она довольно требовательна к шинам. В этом году Pirelli привезет в Спа два самых твердых состава – Medium и Hard. Это вполне логичный выбор, так как трасса имеет весьма абразивный асфальт и шины подвергаются большой нагрузке в скоростных секциях.

Также главной особенностью Спа является погода. Утром трасса обычно влажная, но условия постоянно меняются, причем очень быстро - что делает подготовку к гонке и поиск настроек весьма проблематичным».

Все победители Гран При Бельгии

Трасса

Обладатель поула

Команда

Победитель

Команда

Спа-Франкоршам

Себастьян Феттель

Себастьян Феттель

Спа-Франкоршам

Марк Уэббер

Льюис Хэмильтон

Спа-Франкоршам

Джанкарло Физикелла

Кими Райкконен

Спа-Франкоршам

Льюис Хэмильтон

Фелипе Масса

Спа-Франкоршам

Кими Райкконен

Кими Райкконен

Спа-Франкоршам

Хуан-Пабло Монтойя

Кими Райкконен

Спа-Франкоршам

Ярно Трулли

Кими Райкконен

Спа-Франкоршам

Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Хуан-Пабло Монтойя

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Мика Хаккинен

Мика Хаккинен

Спа-Франкоршам

Мика Хаккинен

Дэвид Култхард

Спа-Франкоршам

Мика Хаккинен

Деймон Хилл

Спа-Франкоршам

Жак Вильнев

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Жак Вильнев

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Герхард Бергер

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Рубенс Баррикелло

Деймон Хилл

Спа-Франкоршам

Ален Прост

Деймон Хилл

Спа-Франкоршам

Найджел Мэнселл

Михаэль Шумахер

Спа-Франкоршам

Айртон Сенна

Айртон Сенна

Спа-Франкоршам

Айртон Сенна

Айртон Сенна

Спа-Франкоршам

Айртон Сенна

Айртон Сенна

Спа-Франкоршам

Айртон Сенна

Айртон Сенна

Спа-Франкоршам

Найджел Мэнселл

Ален Прост

Спа-Франкоршам

Нельсон Пике

Найджел Мэнселл

Спа-Франкоршам

Ален Прост

Айртон Сенна

Спа-Франкоршам

Микелле Альборетто

Микелле Альборетто

Спа-Франкоршам

Ален Прост

Ален Прост

Ален Прост

Джон Уотсон

Карлос Ройтерманн

Карлос Ройтерманн

Aллан Джонс

Дидье Пирони

Жак Лаффит

Джоди Шектер

Марио Андретти

Марио Андретти

Марио Андретти

Гуннар Нильсон

Ники Лауда

Ники Лауда

Ники Лауда

Ники Лауда

Клей Регаццони

Эмерсон Фиттипальди

Ронни Петерсон

Джеки Стюарт

Эмерсон Фиттипальди

Эмерсон Фиттипальди

Спа-Франкоршам

Джеки Стюарт

Педро Родригес

Спа-Франкоршам

Крис Эймон

Брюс Макларен

Спа-Франкоршам

Джим Кларк

Дэн Герни

Спа-Франкоршам

Джон Сертиз

Джон Сертиз

Спа-Франкоршам

Грэм Хилл

Джим Кларк

Спа-Франкоршам

Дэн Герни

Джим Кларк

Спа-Франкоршам

Грэм Хилл

Джим Кларк

Спа-Франкоршам

Грэм Хилл

Джим Кларк

Спа-Франкоршам

Филл Хилл

Филл Хилл

Спа-Франкоршам

Джек Брэбэм

Джек Брэбэм

Спа-Франкоршам

Майк Хоторн

Тони Брукс

Спа-Франкоршам

Хуан-Мануэль Фанхио

Питер Коллинз

Спа-Франкоршам

Эудженио Кастелотти

Хуан-Мануэль Фанхио

Спа-Франкоршам

Хуан-Мануэль Фанхио

Хуан-Мануэль Фанхио

Спа-Франкоршам

Хуан-Мануэль Фанхио

Альберто Аскари

Спа-Франкоршам

Альберто Аскари

Альберто Аскари

Спа-Франкоршам

Хуан-Мануэль Фанхио

Джузеппе Фарина

Спа-Франкоршам

Джузеппе Фарина

Хуан-Мануэль Фанхио