Врачебно педагогический контроль в легкой атлетике. Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов


Поскольку главным в педагогическом контроле целесообразно считать оценку функционального состояния, выдвигается положение о выделении трех типов состояния спортсменов:

1) перманентное состояние, являющееся следствием кумулятивного тренировочного эффекта, охватывающее длительный период времени при становлении и поддержании спортивной формы на том или ином этапе подготовки, при изменении функционального уровня спортсмена по мере роста спортивного мастерства от разряда к разряду, из года в год и т.д.;

2) текущее состояние, изменяющееся день ото дня под влиянием различных по объему, интенсивности, направленности тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха и других причин;

3) оперативное состояние, изменяющееся в процессе тренировочного занятия под влиянием однократных тренировочных нагрузок различного объема, интенсивности, направленности, входящих в его структуру.

этапный - включает оценку перманентного состояния;

текущий - предполагает определение повседневных колебаний состояния двигательной функции занимающихся;

оперативный - реализует экспресс-оценку состояния спортсменов в данный момент.

Требования при отборе показателей в целях этапного, текущего и оперативного педагогического контроля неоднозначны. Каждый из видов педагогического контроля выдвигает специ- ические требования, в частности оценки надежности показа­телей.

Этапный контроль. Построение данной формы педагогического контроля должно быть соответствующим образом обосновано. Главным является выбор контрольных показателей. Существуют два подхода, на основании которых осуществляется этот выбор. Первый из них предполагает знание физиологических механизмов явлений и выбор контрольных показателей, которые наиболее объективно характеризуют те или иные компоненты двигательной функции спортсменов. Второй подход основан лишь на констатации внешней картины явлений. Он назван феноменологическим. В данном случае логика подхода к отбору показателей предполагает установление взаимосвязи между соответствующим контрольным упражнением и другими показателями, взятыми в качестве критериев (спортивные результаты, показатели контрольных упражнений).

Предлагается использовать два основных критерия. Данные обследования конкретного спортсмена сопоставляю­ся с таковыми, зарегистрированными у большой группы спортсменов. В этом случае объективность выводов о состоянии обсле­дованного спортсмена может быть существенно повышена путем сопоставления его данных с модельными характеристиками, разработанными с учетом пола, возраста, спортивной квалификации и профиля специализации спортсменов. Это дает возможность тренеру сделать вывод о «высоком», «среднем» или «низком» уровне развития своего ученика.

В качестве критерия берутся результаты измерений, зафиксированные раньше у того же самого спортсмена, и сравниваются с теми, которые наблюдаются у него в настоящий момент. При отборе информативных тестов для этапного контроля обычно руководствуются следующим.

1. Наиболее информативными целесообразно считать те показатели, этапные изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Это означает, что величины коэффициентов корреляции или факторной валидности показателей имеют определяющее значение для выбора одного из них.

2. Наиболее информативными следует считать те показатели, динамика этапных изменений которых согласуется с динамикой спортивных результатов конкретного спортсмена или спортсменов. Реализация этого подхода легко осуществима путем регистрации у спортсменов в день старта или накануне (главное, чтобы эта процедура была строго стандартизирована) группы контрольных показателей и сопоставления полученных данных со спортивными результатами.

3. Динамика перманентного состояния спортсменов, фиксируемая с помощью комплекса показателей, сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. Наиболее информативными в этом случае оказываются показатели, которые в наибольшей степени изменяются под воздействием тренировочных нагрузок.

Статистическая надежность тестов в условиях этапного педагогического контроля определяется соотношением дисперсий между повторными измерениями в процессе обследования и между повторными обследованиями в процессе тренировки.

Текущий контроль. При разработке этой формы педагогического контроля за состоянием двигательной функции спортсмена целесообразно использовать три основных критерия.

1. Наиболее информативными следует считать те показатели, текущие изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Практически это положение реализуется путем ежедневной регистрации у спортсменов широкого комплекса показателей и выявления однонаправленности изменений ото дня ко дню. Параллелизм в изменениях отдельных тестов позволяет использовать один из данной группы и с его помощью косвенно судить об изменениях основных показателей.

2. В качестве критерия выбирается уровень специальной работоспособности спортсменов, выражающийся в спортивных результатах. Это означает, что информативными предлагается считать те показатели, повседневные изменения которых однонаправлены с повседневными изменениям спортивного результата.

3. Динамика состояния двигательной функции спортсменов сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. В этом случае наиболее информативными оказываются те показатели, которые явно изменяются под воздействием тех или иных тренировочных нагрузок.

Надежность показателей, используемых в целях текущего педагогического контроля, обусловливается специфическими требованиями. Надежность определяется непосредственным соотношением двух дисперсий: между повторными измерениями, проведенными в один и тот же день в тех же самых условиях; между измерениями, проведенными ото дня ко дню.

Оперативный контроль. Целью этой формы педагогического контроля является экспресс-оценка, или срочная оценка, сиюминутных реакций спортсмена на ту или иную тренировочную нагрузку. Для этого могут быть использованы такие показатели, которые достаточно убедительно характеризуют срочные изменения состояния двигательной системы спортсменов. Разработка системы оперативного педагогического контроля осуществляется путем сопоставления изменений двигательной функции занимающихся до и после соответствующей нагрузки.

Важным обстоятельством, определяющим надежность показателей в целях оперативного педагогического контроля, является соотношение дисперсий изменений: во-первых, между повторными измерениями, Проведенными в серии измерений (допустим, до нагрузки); во-вторых, между измерениями, проведенными до и после нагрузки. Надежность того или иного показателя в условиях оперативного педагогического контроля будет тем выше, чем больше вариация этого показателя, зарегистрированного до и после тренировочной нагрузки, и ниже - при повторных измерениях в серии.

Глава 3. Врачебно-педагогический контроль за физической подготовкой

Особенности методики проведения учебных занятий по различным разделам физической подготовки

Занятия по ФП организуются и проводятся по следующим разделам: прикладная гимнастика, легкая атлетика, уско­ренное передвижение (марш-бросок), преодоление препятствий, бое­вые приемы борьбы, лыжная подготовка и плавание и переправы вплавь.

Основное содержание раздела«Прикладная гимнастика»: подтя­гивание и подъем переворотом на перекладине, поднимание ног к пе­рекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и др. Особенностью является организация силовой тренировки на сна­рядах, тренажерах и применения в каждом занятии упражнений на внезапность, быстроту действий, требующих проявления скоростно-силовых способностей.

Легкая атлетика. Содержание: бег на короткие (100,200.400 м), на средние (800.1000,1500 м) и длинные (3000,5000,10000 м) дис­танции.

Обучение технике выполнения данных упраж­нений проводится преимущественно методом «разучивания в целом». Перед отработкой техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, метания гранаты, толкания ядра и прыжков проводится дополнительная разминка.

Ускоренное передвижение (марш-бросок) на 6, 10 км. Особенность: проводится на пересеченной местности (по возможности в обмунди­ровании с оружием и снаряжением). Осуществляя подготовку к марш-броску, необходимо наращивать нагрузку от одного занятия к другому путем постепенного увеличения дистанции и ее отрезков, преодолеваемых бегом, путем усложнения маршрута движений и т.п.;

Преодоление препятствий. Особенность: занятия проводятся на специально оборудованных полосах препятствия и на местности, име­ющей естественные препятствия и заграждения. Обучение преодолению препятствий производится в начале без оружия, затем с оружием, а тренировка - с постепенным увеличением веса выкладки, усложнением условий преодоления препятствий.

Боевые приемы борьбы. Занятия проводятся как в зале со спе­циальным покрытием, оборудованном боксерскими и борцовскими сна­рядами, так и на специально подготовленной яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку. Во избежание травм при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке мест занятий, орга­низма обучаемых к выполнению приемов, дисциплине занимающихся. Болевые приемы при обучении выполняются плавно, без рывков и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом - «Есть») немед­ленно прекращаются. Броски проводятся от середины к краям ковра. Разучивание приемов самостраховки и страховки осуществляется на первых занятиях, а в дальнейшем они постоянно совершенствуются. Обучение приемам ведется в парах, примерно равными по росту и ве­су. Приемы и действия, связанные с выполнением ударов, бросков и болевых приемов изучаются и совершенствуются в обе стороны, пра­вой и левой конечностями сначала в медленном, а затем в быстром темпе. При обучении приемам обезоруживания на занятиях использу­ются макеты ножей, пистолетов, автоматов и других предметов.


Лыжная подготовка. Особенности: на первом занятии руководи­тель проверяет умение личного состава ходить на лыжах. С не умею­щими ходить на лыжах первые 2-3 занятия проводятся отдельно. Для обучения лыжным ходам выбирается защищенная от ветра ровная пло­щадка (размером примерно 50 х 80 м), на которой в 5-10 м одна от другой прокладываются две замкнутые лыжни. Движение по лыжням производится в одном направлении.

Плавание и переправы вплавь. Занятия проводятся на специаль­но оборудованных водоемах, водных станциях, в крытых и открытых бассейнах при t° воды не ниже +17°С. На первых занятиях по плава­нию так же как и при проведении лыжной подготовки проверяется умение плавать и личный состав делят на три группы:

· первая группа - не умеющая плавать, не проплывающие 25 м;

· вторая группа - умеющая плавать, проплывающие 25 м, но не владеющие одним из наиболее выгодных в служебно-прикладном отно­шении способов плавания (на боку, брасс);

· третья группа - наиболее подготовленные пловцы, владеющие одним из указанных способов и проплывающие не менее 200 м.

Физические упражнения воздействуя на организм человека, выводят его из состояния гомеостаза (постоянства и устойчивости внутренней среды). Благодаря различным реакциям органов и систем организм после прекращения выполнения физических упражнений возвращается в гомеостатическое состояние. Поэтому для правильной организации и проведения занятий по ФП знание физиологических закономерностей деятельности организма при занятиях физическими упражнениями и основных методов оценки его реакции совершенно необходимо. Это касается не только специалистов в области ФП, но и всех, кто имеет к ней какое-либо отношение (кто занимается самостоятельно, кто организует, кто руководит процессом ФП).

Курсанты, в будущем офицеры МЧС, имеют к процессу ФП самое прямое отношение. Следовательно, они должны необходимым минимумом знаний в области регулирования физических нагрузок и определения реакции организма в процессе занятий ФП.

Врачебно- педагогический контроль (ВПК) является важной составной частью врачебного наблюдения за здоровьем людей, занимающихся физической культурой или её прикладной формой- физической подготовкой. Он обуславливает совершенствование процесса физического воспитания и спортивной тренировки в целях оптимизации оздоровительной направленности и усиления тренировочного воздействия занятий физическими упражнениями.

ВПК представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих оценить эффективность занятий ФП на организм занимающихся и проводится специалистами по ФП совместно с представителями медицинской службы. Отдельные мероприятия по ВПК могут осуществляется командирами (начальниками) всех уровней и самими занимающимися.

Цель ВПК заключается в обеспечении улучшения физического состояния занимающихся, которые объединяет физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность человека.

Для достижения этой цели необходимо в процессе ВПК решить задачи медицинского обеспечения ФП, которые конкретизируются в следующих аспектах:

· определение адекватности физической нагрузки на различных формах ФП уровню физического развития, функционального состояния и физической подготовленности курсантов;

· оценка динамики различных показателей физического состояния занимающихся в течение семестра, учебного года;

· предупреждение травматизма.

О первых двух направлениях мы еще будем вести речь в последующих учебных вопросах лекции, а сейчас отметим основные составляющие профилактики травматизма:

· следить за исправностью спортивных снарядов, сооружений, тренажеров, спортивной обуви и одежды;

· соблюдать правильную методику и рациональную организацию занятий;

· поддерживать на занятиях твердую дисциплину и соблюдение требований к выполнению физических упражнений и правил спортивных соревнований;

· оказывать грамотную страховку и помощь при выполнении сложных упражнений;

· осуществлять контроль за состоянием занимающихся;

  • проводить разъяснительно-пропагандистскую работу о необходимости и важности профилактической работы по предупреждению травматизма на занятия по ФП.

по теме:

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Разработал:

Шувалова Анастасия Николаевна

инструктор-методист

2017 год

Введение

  1. Методы педагогического контроля

1.1 Виды педагогического контроля

  1. Методы биохимического контроля

2.1. Анализы крови

2.2. Анализы мочи

2.3. Выдыхаемый воздух

2.4. Анализы слюны

2.5. Анализы пота

2.6. Биоптат мышечной ткани

  1. Инструментальные методы контроля

  2. Методы восстановления в легкой атлетике

4.1. Массаж

4.2. Баня

Заключение

Использованная литература

Введение

Всем известно, что для достижения высоких спортивных результатов современным спортсменам любого вида спорта необходимо много трудиться. Не исключение и спортсмены-легкоатлеты, которым в учебно-тренировочном процессе приходиться выполнять нагрузки больших объемов и высокой интенсивности.

Объем и интенсивность нагрузки являются внешними сторонами величины воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме спортсмена вследствие влияния внешних сторон. Таким образом, нагрузки, применяемые во время физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Чтобы тренировочный эффект был должным, необходимо воздействовать на организм легкоатлета с учетом его индивидуальных адаптационных способностей к нагрузкам. Тем самым на протяжении всего учебно-тренировочного процесса необходимо вести контроль за изменениями, происходящими в это время в организме легкоатлета. Таким образом, цель контроля - оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический, медико-биологический характер. исходя из этого, существуют несколько видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический, биохимический, самоконтроль и др. Возможность использования сразу нескольких видов контроля за спортсменами-легкоатлетами зависит в большей степени от материальной базы спортивных школ и училищ (наличие спортивного психолога, врача, наличие соответствующего оборудования и прочее). Результаты, полученные сразу несколькими видами контроля, дают более полную картину адаптационных изменений организма легкоатлета и позволяют вносить точные изменения в учебно-тренировочный процесс.

На процесс функциональных изменений, происходящих в организме легкоатлета, тренера-преподаватели влияют не только варьированием нагрузки, но и используя различные средства восстановления. Знание закономерностей восстановления позволяет использовать широкий арсенал средств для ускорения восстановительных процессов. Обычно выделяют психологические, педагогические и медико-биологические средства восстановления. Последние в свою очередь включают: гигиенические (режим, полноценный сон и отдых, состояние одежды, оборудования, инвентаря), физические (массаж, баня, гидропроцедуры, электропроцедуры, световое облучение, гипероксия, магнитотерапия, ультразвук, лазер, фонофорез), сбалансированное по составу, энергии, соответствующее характеру нагрузки, климатическим и погодным условиям питание, фармакологические (энергетики, вещества пластического действия, витамины и минеральные вещества, адаптогены, гепатопротекторы, вещества, стимулирующие кроветворение, иммунокорректоры, антиоксиданты, согревающие, обезболивающие и противовоспалительные препараты и т.д.).

  1. Методы педагогического контроля

Ведущим (определяющим) является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.

Термин «педагогический» прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом — специалистом физической культуры и спорта — средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля в легкой атлетике является контроль исходного уровня возможностей спортсмена к реализации поставленных задач:

-индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);

-фонд двигательных умений и навыков;

-мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.

На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы тренировочного процесса.

Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:

-контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);

-контроль воздействия тренера-преподавателя (профессиональность действий и соблюдение норм педагогической этики).

Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:

-контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;

-контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;

-контроль взаимодействий занимающихся (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);

-контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).

Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов-легкоатлетов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.

Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.

Итак, главное направление педагогического контроля в легкой атлетике заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план.

Данные контроля заносятся в учетную документацию тренера-преподавателя в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:

1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий);

2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов);

3) протоколы тестирования и соревнований;

4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);

5) журнал учета травм (на спортивных базах);

6) книга учета спортивных достижений;

7) неофициальным документом является рабочий дневник тренера-преподавателя. В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся. Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета.

  • журнал учета наличия и состояния оборудования и др.

1.1. Виды педагогического контроля

Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством.

Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.

Предварительный контроль проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий.

Оперативный контроль позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью легкоатлета и достижения эффекта занятия.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом тренировочном занятии в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).

В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами «прикидок» в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе.

В учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика физической культуры, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно- текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях легкой атлетикой, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на занимающихся.

Этапный контроль выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах.

  1. Методы биохимического контроля

При адаптации организма к физическим нагрузкам, перетренированности, а также при патологических состояниях в организме изменяется обмен веществ, что приводит к появлению в различных тканях и биологических жидкостях отдельных метаболитов (продуктов обмена веществ), которые отражают функциональные изменения и могут служить биохимическими тестами либо показателями их характеристики. Поэтому в спорте наряду с медицинским, педагогическим, психологическим и физиологическим контролем используется биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена.

В практике обычно проводятся комплексные обследования легкоатлетов, дающие полную информацию о функциональном состоянии отдельных систем и всего организма о его готовности выполнять физические нагрузки. Такой контроль на уровне сборных команд страны осуществляют комплексные научные группы, в состав которых входят несколько специалистов: биохимик, физиолог, психолог, врач, тренер.
2.1 . Анализы крови

Для проведения биохимических исследований обычно используют капиллярную кровь, взятую из пальца или мочки уха. Венозную кровь исследуют в тех случаях, когда необходимо определить много биохимических показателей и для анализа требуется большое количество крови.

Забор крови для биохимического анализа чаще всего производится до выполнения физической нагрузки и после ее завершения. Иногда для изучения динамики биохимических сдвигов во время выполнения работы, а также для оценки восстановительных процессов взятие крови может проводиться в разные моменты в период работы и восстановления.

В спортивной практике при анализе крови определяются следующие показатели:

  • количество форменных элементов;

  • концентрация гемоглобина;

  • водородный показатель;

  • щелочной резерв крови;

  • концентрация белков плазмы;

  • концентрация глюкозы;

  • концентрация лактата;

  • концентрация жира и жирных кислот;

  • концентрация кетоновых тел;

  • концентрация мочевины.

Необходимо подчеркнуть, что при интерпретации результатов биохимических исследований нужно обязательно учитывать характер выполненной физической работы.

2.2. Анализы мочи

В связи с возможностью инфицирования при взятии крови в последнее время объектом биохимического контроля в спорте становится моча.

Для проведения биохимических исследований может быть использована суточная моча, а также порции мочи, полученные до и после выполнения физических нагрузок.

В суточной моче обычно определяют креатининовый коэффициент — выделение креатинина с мочой за сутки в расчете на 1 кг массы тела. У мужчин выделение креатинина колеблется в пределах 18-32 мг/сутки-кг, у женщин — 10-25 мг/сутки-кг. Креатининовый коэффициент характеризует запасы креатинфосфата в мышцах и коррелирует с мышечной массой. Поэтому величина креатининового коэффициента позволяет оценить возможности креатинфосфатного ресинтеза АТФ и степень развития мускулатуры. По этому показателю можно также оценить динамику увеличения запасов креатинфосфата и нарастания мышечной массы у отдельных спортсменов в ходе тренировочного процесса.

Для проведения биохимического анализа также используются порции мочи, взятые до и после нагрузки. В этом случае непосредственно перед выполнением тестирующих нагрузок испытуемые должны полностью опорожнить мочевой пузырь, а сбор мочи после нагрузки осуществляется через 15-30 мин после ее выполнения. Для оценки течения восстановительных процессов могут быть исследованы порции мочи, полученные на следующее утро после выполнения тестирующей нагрузки.

2.3. Выдыхаемый воздух

Сбор выдыхаемого воздуха производится с применением маски с клапаном, позволяющим направлять выдыхаемый воздух в специальный дыхательный мешок. С помощью приборов — газоанализаторов в выдыхаемом воздухе определяется содержание кислорода и углекислого газа. Сравнивая содержание этих газов в выдыхаемом и во вдыхаемом, т.е. в атмосферном, воздухе можно рассчитать следующие показатели:

  • максимальное потребление кислорода;

  • кислородный приход;

  • алактатный кислородный долг;

  • лактатный кислородный долг;

  • дыхательный коэффициент.

Для определения МПК и кислородного прихода выдыхаемый воздух собирают во время выполнения работы, а для расчета кислородного долга — после завершения работы.

2.4. Анализы слюны

Анализ слюны проводится сравнительно редко. Для получения слюны испытуемые ополаскивают ротовую полость определенным количеством воды.

Чаще всего в слюне определяют величину рН и активность фермента амилазы. По активности этого фермента можно судить об интенсивности углеводного обмена, поскольку существует определенная корреляция между активностью амилазы слюны и активностью тканевых ферментов обмена углеводов.

2.5. Анализы пота

Биохимическое исследование пота в легкой атлетике проводится тоже не часто. Для сбора пота используется хлопчатобумажное белье, в котором испытуемый выполняет физическую нагрузку, или же испытуемого после завершения работы вытирают хлопчатобумажным полотенцем. Затем белье или полотенце замачивают в дистиллированной воде, где и растворяются компоненты пота. Полученный после выпаривания в вакууме концентрированный раствор подвергают химическому анализу.

Исследование пота позволяет оценить состояние минерального обмена, так как с потом в первую очередь выделяются из организма минеральные вещества.

2.6. Биоптат мышечной ткани

Для получения образца мышечной ткани проводится микробиопсия: под местным обезболиванием над исследуемой мышцей делается разрез кожи и специальной иглой берется маленький кусочек мышцы объемом 2-3 мм3. Полученный биоптат подвергается микроскопическому и биохимическому анализу.

При микроскопическом исследовании определяется соотношение между типами мышечных волокон, количество миофибрилл и их толщина, количество митохондрий и их размер, развитие саркоплазматической сети в отдельных мышечных клетках.

Биохимическое исследование позволяет определить концентрацию важнейших химических соединений и активность ферментов.

Микробиопсия может проводиться как в состоянии покоя, так и после выполнения тестирующих нагрузок.

Однако исследование биоптата мышечной ткани требует дорогостоящих аппаратуры и реактивов, а также участия высококвалифицированных специалистов. Поэтому такие исследования проводятся в крупных лабораториях.

Контроль за функциональным состоянием организма на учебно-тренировочном сборе можно осуществлять с помощью специальных диагностических экспресс-наборов для биохимического анализа мочи и крови. Основаны они на способности определенного вещества (глюкозы, белка, витамина С, кетоновых тел, мочевины, гемоглобина, нитратов и др.) реагировать с нанесенными на индикаторную полоску реактивами и изменять окраску. Обычно наносится капля исследуемой мочи на индикаторную полоску «Глюкотеста», «Пентафана», «Меди-теста» или других диагностических тестов и через 1 мин ее окраска сравнивается с индикаторной шкалой, прилагаемой к набору.

  1. Инструментальные методы контроля

Существует как известно визуальный и инструментальный виды контроля. Визуальный применяется гораздо чаще, но с помощью инструментального можно получить цифровое выражение различных характеристик (техники, состояния спортсмена), более точные показатели. Для контроля за кинематическими характеристиками (пространственными, временные, пространственно-временные) используется фото и видео съемка, циклография. Для контроля за динамическими характеристиками используется тензоплатформы (сила отталкивания). Для контроля за экономичностью используется набор спорт. Аппаратуры. Для контроля за функциональным состоянием велоэргометр.

  1. Методы восстановления в легкой атлетике

Тренировочные занятия являются основной структурной единицей тренировочного процесса. Рациональное планирование их на основе научных знаний о механизмах развития и компенсации утомления, а также динамики протекания восстановления при выполнении различных тренировочных нагрузок во многом определяет эффективность всего процесса тренировки. Таким образом, восстановление является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.

Существует несколько видов восстановления функционального состояния организма легкоатлетов. Восстановление, которое использует педагогические (чередование нагрузок, восстановительные тренировки, восстановительные дни, циклы), психологические, физические (массаж, электростимулияция, водные процедуры, сауна, ванны, восстановление путем воздействия на биологически активные точки), медикаментозные методы и средства восстановления; витамины, анаболические препараты (негормональные, мази, растирки); комплексные системы восстановления.

  • Массаж

Существуют несколько видов спортивного массажа:

  • тренировочный;

  • предварительный (разминочный, тонизирующий или успокаивающий, разогревающий массаж);

  • восстановительный.

Для того чтобы восстановление организма осуществилось быстрее, необходимо использовать восстановительный массаж после нагрузок (как во время тренировок, так и во время соревнований). Вот почему он является важным элементом спортивной тренировки. Наилучший эффект достигается при проведении восстановительного массажа непосредственно после гидропроцедуры (теплый душ, 5-12-минутные ванны, плавание в бассейне) или паровой бани, которые способствуют расслаблению мышечной ткани. При назначении восстановительного массажа в первую очередь учитывается характер выполненной нагрузки (объем, интенсивность и т.д.). При этом следует иметь в виду, что после продолжительных и интенсивных нагрузок утомление сохраняется дольше, чем после кратковременных. В результате чего спортсмен не может достичь обычного уровня работоспособности в течение двух и более суток.

Спортсмены, работающие на спринтерских дистанциях, за короткий промежуток времени расходуют большое количество энергии. В мышцах происходит ускоренный распад энергетических веществ в анаэробных условиях, количество продуктов распада резко возрастает. Когда работа заканчивается, то происходит восполнение кислородного долга. К восстановительному массажу переходят только после того, как пульс и частота дыхания спортсмена пришли в норму после нагрузок. Как правило, промежуток времени между нагрузками и массажем составляет 10-15 минут. Продолжительность сеанса массажа зависит от вида спорта, она составляет 5-10 минут. С особой тщательностью массируются те мышцы, на которые падала основная нагрузка.

На соревнованиях случаи максимальной нагрузки нередки. Поэтому из набора приемов восстановительного массажа, проводимого в перерыве между нагрузками, необходимо убрать поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц и замедляет двигательную реакцию. Рекомендуется применять выжимание, разминание (особенно двойное ординарное, двойное кольцевое), растирание основанием ладони и подушечками пальцев. После каждого приема разминания следует выполнять потряхивание.

Когда перерывы между нагрузками составляют 1,5-3 часа, то полезно делать восстановительный массаж в душе или после 3-4-минутного пребывания в суховоздушной бане. Продолжительность массажа должна быть 7-15 минут. Если условия не позволяют провести такой массаж, то нужно выполнить сухой восстановительный массаж. По окончании сеанса массажа спортсмен должен одеться и провести некоторое время в покое. Через час «желательно провести повторный сеанс 5-минутного частного восстановительного массажа. Если первый сеанс восстановительного массажа проводится непосредственно после выступления спортсмена, то восстановительный период будет проходить гораздо быстрее и равномернее, при этом будет повышаться работоспособность.

Бег на средние дистанции - сверхмощная работа. Бескислородный распад веществ в мышцах очень велик с самого начала. В результате чего в организме спортсмена возникает недостаток кислорода, кислородная задолженность возрастает, происходят значительные накопления недоокисленных продуктов распада в мышцах и большие биохимические сдвиги в крови (адидоз). Сеанс восстановительного массажа, который должен проводиться после физической нагрузки такого рода, назначается через 10-12 минут. В этом случае продолжительность сеанса составляет 12 минут - по 6 минут на каждую ногу: 4 минуты на бедро, 2 минуты на голень.

Нагрузка субмаксимальной мощности, как и максимальной, может выполняться повторно. После первой нагрузки восстановительный массаж проводится, чтобы максимально ускорить восстановление работоспособности спортсмена к началу выполнения повторной работы. Особенно тщательно массируются те группы мышц, которые несли максимальную нагрузку.

4.2. Баня

Баня в спорте применяется с незапамятных времен. Она является составной частью тренировочного процесса. Многие из видов воздействия банной процедуры (вода различной температуры, сухой и влажной горячий воздух, веничный массаж и др. средства) способствуют приобретению и сохранению легкоатлетами лучшей спортивной формы.
Гипертермия затрагивает прежде всего кожу и мышцы. Парная стимулирующе действует на мышцы прежде всего за счет улучшения кровоснабжения мускулатуры, активизации обменных процессов в ней. Гипертермия дает увеличенное количество энергетического материала (гликоген, АТФ), ускоряет отвод промежуточных и конечных продуктов метаболизма в мышцах — молочной и фосфорной кислоты. Гипертермия вызывает интенсификацию местного обмена, окислительных процессов на периферии, ресинтез молочной кислоты. Мышцы быстрее освобождаются от промежуточных и конечных продуктов энергообмена, от «усталостных веществ», фаза усталости становится менее продолжительной, физические способности организма повышаются. После парной объем конечностей по окружности увеличивается на 4-5%, растет мускульная сила, замеренная на динамометре и велоэргометре. Организм оказывается способным выдерживать длительные нагрузки благодаря увеличению резервной щелочной крови. С потом выделяется хлор, это снижает образованные в результате мышечной работы кислые валентности, повышает способность связывать кислые продукты метаболизма. Принимаемая регулярно парная позволяет настолько активно повысить возможности сердечно-сосудистой системы, что она оказывается равнозначной мышечной физической тренировке, причем оба метода способствуют щадящему тренированию сердца.
Баня благотворно влияет на подвижность и ловкость спортсмена, прежде всего на основе улучшения растяжимости и эластичности соединительнотканных структур его тела благодаря разогреванию их. К этому добавляется и общее расслабляющее действие парной на мышцы как результат смещения порога чувствительности рецепторов в мышцах.
Баня имеет большое значение на всех этапах тренировочного процесса (как составная часть подготовки спортсменов). Применение бани после тренировочного занятия: Баня используется сразу после тренировки для снятия усталости у спортсменов или уменьшения ее проявлений. При этом необходимо знать, что парная (и другие процедуры) представляют собой определенную нагрузку, степень которой зависит от интенсивности нагревания воздуха, его влажности и степени охлаждения, их продолжительности и т.д. Кроме того, следует учитывать переносимость парной отдельными спортсменами. Под влиянием кратковременных воздействий высокой температуры в сочетании с водными процедурами происходят положительные сдвиги в вегетативной сфере, в деятельности центральной нервной системы. Одновременно с улучшением функционального состояния двигательного анализатора, что подтверждается ростом точности и скоординированности движений, происходят благоприятные сдвиги и в других анализаторных системах. В целом комплекс этих реакций обеспечивает быстрейшее восстановление работоспособности спортсмена после выполнения утомительной мышечной работы и способствует появлению положительных эмоций, т.е. нормализации психологического восприятия больших тренировочных нагрузок. Рекомендуются следующие наиболее эффективные варианты использования бани в сочетании с водными процедурами: 1. В перерыве между утренней и вечерней тренировками или соревнованиями в целях быстрого восстановления сниженной работоспособности. В этом случае рекомендуется пребывание в парной не более 2 раз по 3-4 мин при температуре 80-100°С, влажность воздуха в парной до 30%. После каждого посещения парной необходимо принять прохладный душ (или бассейн) с температурой воды 15- 18°С в течение 15-20 с, затем душ или ванну с температурой воды 35-40° в течение 1-1,5 мин. После этого спортсмен должен спокойно отдохнуть (лучше лежа) 5-7 мин. 2. При перерывах между тренировками или соревнованиями продолжительностью более 18-20 ч или выполнении большого объема работы с последующим днем отдыха рекомендуется такой вариант использования бани: 3-х или 5-разовое пребывание в парной по 5-7 мин при температуре 90-100°, влажность воздуха до 30%. Общее время на весь комплекс процедур не должно превышать 1,5-2 ч. Если будут пользоваться веником, то влажность можно повысить путем обрызгивания водой стен или подливанием воды на камни печи. После каждого захода принимаются водные процедуры, но продолжительность холодного душа или ванны в этом случае не должны быть более 3-4 с. Продолжительность же теплого душа или ванны, наоборот, увеличивается до 2,5-3 мин. Возрастает также время отдыха между заходами в парную, можно увеличить по желанию и самочувствию спортсмена. Количество заходов в парную можно увеличить до 5-7 раз, однако время пребывания в парной увеличивать не следует. Температура воды в бассейне или ванне — в пределах 26-30°С. Во всех вариантах использования бани рекомендуется прием прохладительных напитков, соков, минеральной воды. Частота использования приведенных комплексов зависит от характера тренировочных нагрузок и комплекса термо- гидропроцедур: при первом варианте — 3-7 раз в неделю, а при втором — не более 2 раз в неделю.

Заключение

Из всего вышеизложенного материала несложно сделать выводы, что в процессе тренировок необходимо уделять большое значение контролю за функциональным состоянием легкоатлета, а также своевременно и правильно оказывать помощь восстановительным процессам, проходящим в организме спортсмена на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. В современном мире существует достаточное количество методов и средств контроля и восстановления. К сожалению, материальная база спортивных школ и училищ не позволяет охватывать все средства. Поэтому необходимо акцентировать внимание на использование более доступных методов и средств. Таковыми являются педагогические методы контроля, педагогические и физические средства восстановления. При правильной организации комплексного подхода к тренировочному процессу рост спортивных результатов, не приносящие вреда здоровью легкоатлета, гарантирован.

Контроль за развитием физических качеств

Контроль за развитием силы проводится с применением следующих групп методов.

Первая группа основана на определении максимальной статической силы основных мышечных групп с помощью динамометра. Эту методику называют полидинамометрией. Данные измерений позволяют характеризовать силовую «топографию» мышц легкоатлетов, выявляют сильные и слабые мышечные группы.

Вторая группа методов заключается в измерении динамической силы мышц. Здесь можно с помощью прыжковых упражнений определить способность к многократному проявлению динамической силы. Измеряется длина или высота прыжка в линейных единицах или время выполнения прыжков.

Контроль за развитием быстроты . Контроль должен включать тестирование всех четырех форм проявления быстроты:

1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое) время реакции (в миллисекундах). 2. Максимальная частота движений во время выполнения упражнений избранного вида легкой атлетики. Например, время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции. 3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега, прыжках и метании определяется путем анализа кинограмм, записи усилий, времени опорных и полетных фаз (метод подометрии) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры. 4. Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

Контроль за развитием выносливости . Контроль осуществляется с помощью медико-биологических и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносливость многофакторна. Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность. Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

Контроль за развитием ловкости . При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике определения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степе­ни совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

Контроль за развитием гибкости . Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах. Для измерений степени подвижности в градусах пользуются прибором гониометром. Измерение гибкости в линейных мерах основано на определении пути дистальной части перемещаемого в пространстве звена тела от исходного положения (или определенной плоскости) до высшей точки амплитуды движения. Измеряется расстояние, на которое перемещается определенная точка движущегося звена тела.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий различные упражнения в беге, спортивной ходьбе, прыжках и метании. В спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр - 24 вида легкоатлетических упражнений для мужчин и 16 - для женщин.

Бег - основное упражнение в Л. а., оказывающее наиболее разностороннее воздействие на организм, поскольку в работу вовлекаются почти все мышцы тела и активизируется деятельность физиол. систем. Интенсивность и продолжительность воздействия упражнений в беге на организм определяется длиной дистанции. Чем она короче, тем интенсивнее работа. Бег на короткие дистанции (от 60 до 400 ж) и бег с барьерами выполняется с максимальной интенсивностью, это типичное упражнение на быстроту. Бег на средние дистанции (800- 1500 м) представляет собой работу субмаксимальной интенсивности. Бег на длинные (3-10 тыс. м) и сверхдлинные дистанции (до 42 км 195 м) и бег с препятствиями выполняется с большой и умеренной интенсивностью и по характеру воздействия на организм представляет собой упражнение на выносливость. Чем длиннее дистанция бега, тем физиол, сдвиги в организме (учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение систолического и минутного объема крови, повышение АД и др.) выражены больше и восстановительный период длительнее (см. Бег).

Спортивная ходьба - упражнение, в к-ром движения носят циклический характер; отличается от бега отсутствием так наз. фазы полета, а от обычной ходьбы - более энергичными движениями с большей амплитудой. Основные дистанции в соревнованиях мужчин - 20 и 50 км, юношей - 3-10 км. Занятия спортивной ходьбой развивают выносливость. При напряженных тренировках и соревнованиях отмечаются большие функциональные сдвиги в организме: потребление кислорода достигает 1,5-2,5 л/мин, легочная вентиляция - - 15-25 л/мин, частота сердечных сокращений-180-200 ударов в 1 мин., систолическое АД - до 180-200 мм рт. ст. и более, потеря веса - до 3-4 кг. Восстановительный период после тренировок и соревнований - иногда до 1 - 2 сут. и более; длительность его зависит от степени тренированности спортсмена.

Прыжки (в длину, высоту, тройной и с шестом) - упражнения скоростно-силового характера с ациклическими движениями, сочетающие в себе элементы бега на короткие дистанции (разбег) и включающие сложный координационный акт, связанный с отталкиванием, полетом и приземлением. Предъявляют большие требования к нервной и мышечной системе, вестибулярному, зрительному, тактильному анализаторам. Сдвиги в кровообращении и дыхании сравнительно невелики в связи с кратковременностью нагрузки: частота сердечных сокращений не превышает обычно 140-160 ударов в 1 мин., систолическое АД - 150- 160 мм рт. ст., систолический объем крови 80-100 мл, потеря веса - 0,2-0,5 кг. Восстановительный период в пределах 20-30 мин., но поскольку в тренировке и соревнованиях упражнения повторяются многократно, сдвиги могут достигать значительно больших величин и восстановительный период затягивается иногда до нескольких часов.

Метания - упражнения в бросании различных снарядов на дальность. Подразделяются на несколько видов: метание диска, молота, копья, гранаты, мяча, толкание ядра и др. Метания представляют собой упражнения с ациклическим типом движения скоростно-силового характера, требующим высокого уровня развития мышечной силы, быстроты и координации движений. Наибольшие физиол, сдвиги при метаниях наблюдаются со стороны мышечной, нервной системы и вестибулярного анализатора. Сдвиги в функциях кровообращения и дыхания сравнительно невелики. Но поскольку соревнования (как и в прыжках) продолжаются длительное время (до нескольких часов), в целом затрата энергии велика и восстановительный период может удлиниться до 2-3 час.

Многоборье - комплексный вид Л. а.- сочетание различных видов бега, прыжков и метаний. Классические виды многоборья для взрослых - десятиборье для мужчин (бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами, прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и диска, толкание ядра) и пятиборье для женщин (бег на 200 м и 80 м с барьерами, прыжки в длину и высоту, толкание ядра). Занятия многоборьем предъявляют наибольшие требования к организму и способствуют разностороннему физ. развитию, поскольку условия тренировки и соревнования требуют смены различных физ. упражнений. Физиол, сдвиги после каждого упражнения обусловлены его характером, суммарный расход энергии и сдвиги в деятельности различных систем достигают значительных величин. Соревнования проводятся на протяжении двух дней. Период восстановления затягивается до 24 час. и более.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5-6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150- 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800-1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40-64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 -115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели - высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача - содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10-12 лет, в барьерном беге и метаниях - с 13-14, в прыжках с шестом - с 15 - 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 - 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 - 12 лет), младшая юношеская (13-16 лет), старшая юношеская (16 - 17 лет), юношеская (18-19 лет), молодежная (20 лет - 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Н. Д. Граевская, Н. Г. Озолин.