Как отрегулировать крепления. Основные нюансы настройки горнолыжных креплений


Любое дело можно делать тремя способами: ПРАВИЛЬНО, НЕПРАВИЛЬНО и ТАК, как это делают в Армии… (Народная мудрость )

Философ Шарль Луи Монтескьё, в начале XVII века как-то заметил: «Природа мудро позаботилась о том, чтобы сделать человеческую глупость преходящей, – книги же увековечивают её».

Не знаю, что он сказал бы об Интернет. Я, к сожалению, не Шарь Луи и не Эразм Роттердамский. «Похвальное слово Глупости» писать не намерен…

Могу констатировать: Интернет, как минимум, тиражирует Глупость в таком объёме, что в прежние времена и не снилось.
Но Глупости бывают разные. Есть безвредные, как говаривал Жванецкий, – «Ни вреда, ни пользы». Например, какой длины должны быть лыжи? Точнее, до куда они должны доставать – до подбородка, до переносицы или до пупа… Пусть на эту тему ломают копья на форумах «продвинутые» блогеры.

Опасные для здоровья Глупости

Но есть, на самом деле, Вредные, точнее сказать, опасные для здоровья Глупости. Одна из них связана с установкой усилия срабатывания креплений.

Кто-то, когда-то залепил в Интернете (видимо от большого ума и самомнения), что цифры на шкале 4, 5, 6, …, 10, … – это вес лыжника без «0».

Глупости, в отличии от знаний и навыков, распространяются мгновенно. И вот, в любом прокате и почти в любом магазине у Вас спросят: «А Вам на какой вес ставить?”

На 60 кг – пожалуйста «6». На 80 кг – будьте добры «8»… и т.д.

Это вредное и ОЧЕНЬ опасное заблуждения возникло вследствие того, что производители перестали давать какие-либо рекомендации по эксплуатации своих изделий.

Это, в свою очередь, произошло тоже «Вследствие» – вследствие трогательной заботы «Общества прав потребителей США» о своих Клиентах.

После нескольких успешных процессов на тему: «Я купил самые безопасные крепления у самого лучшего бренда, настроил их по Инструкции, а потом по собственному идиотизму сломал ногу. Так вот, пришлите мне теперь парочку миллионов $ или больше в качестве компенсации морального и материального ущерба…»

В результате, технические рекомендации исчезли. Теперь, распаковывая коробку, Вы можете прочитать о том, что Вы, несомненно, сделали самый лучший выбор в своей жизни, «грандмерси» и прочее, а также совет обратиться к «уполномоченным представителям» фирмы для проведения правильной настройки.

Круг замкнулся. Поскольку лыжами торгуют и выдают на прокат все, кому не лень, кроме «Уполномоченных представителей», то Вас, несомненно, ждёт вопрос: «На какой вес Вам поставить крепление?»

Для миниатюрных девушек и даже людей среднего роста и комплекции, которым выставляют от «4» до «6,5» – «7» – ещё ничего. Но если могучий дядя весом 100-120 кг и размером ноги 45-47 получит хотя бы «10», то путь у него один – к доктору травматологу.

Вес лыжника – параметр, который очень косвенно влияет на Индекс безопасного срабатывания креплений .

Регулировка креплений горных лыж. Установка Индекса срабатывания.

Этот параметр кодируется цифрами от 0,5 до 16 (в любительских моделях) и выше – в спортивных. Цифры носят условных характер. Чем цифра больше, тем большее усилие потребуется для «срабатывания» крепления. И ТОЛЬКО!!! Никаких килограмм веса .

О безопасном усилии срабатывания

Теперь, особое внимание. Что же такое безопасное усилие срабатывания ?

Достаточно близкий аналог – это «Безопасная скорость движения автомобиля». Понятие, которое часто ставит в тупик тех, что ходит на курсы вождения.

Традиционный вопрос: «Безопасная скорость» – это 40 км/ч, 60 или 90? Увы, но это изначально неправильный вопрос… Потому что “Безопасная скорость” – это не какая-то абсолютная цифра на все случаи жизни, это безопасная (и безаварийная) лично для Вас скорость в данным момент времени.

Это может быть 5 км/ч там, где валит толпа людей или 140 км/ч, когда вы «уходите» от камнепада на горной дороге и т.д.

То же самое можно говорить и о безопасном усилии срабатывания креплений. По сути оно должно открыться раньше, чем наступит травма, в тех условиях, в которых вы находитесь здесь и сейчас.

Поэтому Индекс – это не константа и не догма, а очень даже переменная величина. И зависит он от многих факторов:

  • физическая форма лыжника
  • его стиля катания
  • состояние снеги или льда
  • крутизны склона
  • и т.д.

Приведу пример. Весна, март месяц… Вчера склон после обеда развезло и на вязком снегу, лыжи глубоко проваливаются. Значительная часть работы падения тратится на деформацию снежного пласта и только часть этой работы достаётся креплениям. При падении импульс удара будет «растянут» во времени… В таких вот условиях Индекс должен быть уменьшен .

Наоборот, наутро замёрзло всё, что вчера «накопали» лыжники на склоне. На крутом льдистом склоне лыжи получают массу случайных, но жёстких ударов. «Случайное» открывание креплений чревато падением на жёсткий, шершавый склон, что совсем «некомфорт», поэтому лучше Индекс изменить вверх .

Как крайний пример приведу следующее.

Начало декабря. Гора Чегет. На склоне Школа инструкторов горнолыжной подготовки Управления Альпинизма СССР. Вчера катались под дождём. В конце дня наверху снег, ниже всё ещё дождь. Поверх чегетских бугров – крошево, месиво, земля и камни. Ночью – минус 16°С. На утро – «зимняя сказка». От вчерашнего месива сегодня остались заледенелые выдолбы, надолбы и … школа инструкторов. В этот день по нижнему Чегету больше не спускался никто — только Школа.

Для тех, кто знает о чём речь, ниже «нижнего домика» склон был цвета светло-бутылочного стекла. Спускались под опорами однокреселки так как в других местах снег смыло. Я спускался на сказочных слаломных лыжах длинной 2 метра с креплениями Marker-MR , на которых после цифр была бука «S», что означало STOP. То есть крепление гарантированно НЕ ОТКРОЕТСЯ ни при каких ударах и нагрузках.

Так вот, в тот раз я достал отвёртку и установил Индекс на S .

В тех условиях, если бы крепления сработали и лыжи бы отстегнулись, то вниз и уши бы не доехали.

Это я к тому, что в Мире всё относительно… И «советы» тоже 🙂

А теперь обещанная таблица:


Регулировка креплений горных лыж. Таблица от Salomon.

Эта таблица разработана фирмой Salomon для фирменных пунктов проката и визуально доработана авторами сайта .

Все приведенные в таблице значения носят ориентировочный характер с запасом в сторону безопасности при катании на мягких, гладких склонах, на умеренных скоростях.

Таблица от Salomon выбрана как наиболее вменяемая и понятная.

К примеру, фирма Marker предлагала за исходный параметр брать диаметр Tibia – поперечный размер головки берцовой кости. Очень интересный параметр – легко снимается с рентгенограммы в масштабе 1:1 при условии правильного ракурса снимка… Но возможны и другие критерии!

Помнится как-то в начале 80-х прошлого века… Альплагерь «Алибек», начало Новогодней смены.

Для тех, кто не знает, до альплагеря ещё нужно было дойти пешком около 5 км с вещами от Домбая, поселиться в многоместных «камерах», получить, у кого нет, лыжи и ботинки, как правило не своих размеров и т.д.

Так вот, утомлённые инструктора сидят «на стакане» и снимают стресс первого дня. Появляется староста «новичкового» отделения со списком.

Инструктор, расставшись со стаканом, смотрит в список и спрашивает:
– Что ты мне принёс?
– Список отделения.
– Да тут только фамилии и имена…
– А что ещё надо?
– Как что? Завтра бугеля* будем выдавать…

* Под словом «бугель» подразумевается хитро изогнутый «крючок», к которому репшнуром была привязана палочка. Этот крючок в скользящем режиме закладывался на «бесконечный» трос, движущийся от нижнего блока к верхнему и обратно. Палочка зажималась между ног, а затем умелым движением нагружалась верёвочка. Если всё получалось как надо, лыжник стартовал вверх по склону. Если нет - то бугель отскакивал от троса чаще всего в лоб. И всё повторялось с начала.

– Так вот (продолжает инструктор), чтобы правильно подобрать бугель нужны длина ног и ширина задницы…

Ещё минут через 40 исполнительный староста представил уточнённый список учебного отделения. Бугеля подобрали правильно и безопасно.

Регулировка креплений горных лыж – самое важное!

Но мы живём, по счастью, в более просвещённое время. Поэтому возвращаюсь к таблице Salomon.

Обратите внимание. Очень существенный параметр – это длина подошвы ботинка , которая измеряется по его наружной части . Дело в том, что прочность кости зависит, например, от возраста, но не зависит от веса . А чем длиннее подошва – тем больше рычаг и, соответсвенно, травмирующее усилие.

Поэтому миниатюрная, хорошо катающаяся девушка с крошечной ножкой может «безопасно» кататься на том, же Индексе = 6, как и дядя с весом в 120 кг и ботинком 45-47.

Обратите внимание, что три категории лыжников – это не уровень технической подготовки. Это, прежде всего, манера катания, темперамент личности. То есть величина постоянная для данного лыжника. Конечно же, все новички – это Тип 1 . Но уже через 3-4 дня катания можно уверенно сказать «Who is who».

Теперь прошу особого внимания и серьезности.

Это то, от чего безопасность катания зависит ещё более всего вышесказанного. Все эти Индексы будут работать и защищать Вас от возможность травмы только в одном единственном случае:

Если расстояние между передней и задней головками крепления точно соответствуют длине подошвы Вашего ботинка.

К великому сожалению, большое, очень большое количество травм связанно с несоблюдением именно этого параметра.

В прокатах и магазинах сплошь и рядом и у НАС и у НИХ Вам поставят крепления на «плюс-минус лапоть» по длине… Дело в том, что крепление защёлкивается в достаточно широком диапазоне, создавая иллюзию того, что всё в порядке.

Но в одном случае ботинок может оказаться заклиненным, в другом, что ещё хуже, они будет недозажат. В обоих случаях травма может наступить раньше, чем откроется крепление.

На всех современных креплениях есть индикация соответствия размера подошвы ботинка и расстояния между головками крепления. Но, к сожалению, их большое разнообразие. Поэтому подробно описать как найти эту индикацию для всех видов креплений не представляется возможным.

Приведу пример на достаточно распространённых креплениях фирмы Salomon (см. на картинке).


Регулировка креплений горных лыж. Как проверить правильную настройку расстояния между головками.

При правильном расстоянии между головками крепления, когда вы полностью защёлкните ботинок, «птичка» должна будет попасть в диапазон между двумя метками (см. рисунок). Если этого не произошло, срочно меняйте расстояние между головками или несите обратно в пункт проката, где попросите Вам в этом помочь.

Некоторые крепления (например, Salomon STH 14) не имеют “птички”. Проверка правильности настройки длины в таких горнолыжных креплениях производиться по регулировочному болту, расположенному на задней головке (см. рисунок)


Проверка правильности настройки длины креплений горных лыж по регулировочному болту (на примере Salomon STH 14)

При правильной настройке длины крепления, после “встёгивания” ботинка, верхняя плоскость головки болта должна быть на одном уровне с краем платформы.

Подчеркну ещё раз – это важнейший момент в смысле безопасности.

Для понимания! Если длина креплений будет настроена не правильно, то пружины, которые обеспечивают “отстрел” лыж, будут взведены не полностью , либо, наоборот, перетянуты . Эффект от этого такой же, как если бы Вы не правильно установили усилие срабатывания на головках креплений!!!

Будьте бдительны. Не доверяйте «профессионалам» в центрах проката и умейте перепроверить всё сами. Ведь ноги (и не только) – ВАШИ.

P.S. Те, кто уже ездил с нами в горнолыжные туры в и знают, что вопросу регулировки креплений горных лыж мы уделяем самое пристальное внимание в самый первый день на склоне.

И это не случайно. Ведь без практического опыты все эти таблицы и размышления, увы, быстро уходят на второй план.

Так что распечатайте эту статью или только табличку, чтобы воспользоваться ими в первый день катания. Ведь мы не так много времени проводим в горах, чтобы разменивать его на совершенно ненужные травмы и неприятности.

P.P.S. То, что написано в этой статье – это азы безопасности для лыжников всех уровней катания. Но на крутых склонах и в глубоком снегу даже своевременный отстрел лыжи может превратиться в большую проблему. О том как читайте в нашей новой статье.

Если у Вас остались вопросы по настройке горнолыжных креплений пишите их в комментариях… Мы стараемся регулярно отвечать на них.

Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.

Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:

1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;

2. Запастись необходимым инструментом:

  • сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
  • рулетка;
  • отвертка;
  • шуруповерт;
  • карандаш либо маркер;
  • сверло;
  • шурупы.

Этапы и виды установки

Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция - это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.

  • По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
  • Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
  • Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
  • Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
  • Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.

Можно выделить два вида установки крепежей:

  1. С использованием сверлений;
  2. С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.

Поговорим про каждый способ подробнее.

С использованием сверлений

Установка креплений с использованием сверлений - это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:

  • Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
  • Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.

Минусы этого вида установки:

  • Наличие инструмента для монтажа;
  • Опыт и навыки в данном виде работ;
  • Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.

Важно: При переустановке крепежей с использованием сверлений, количество отверстий от шурупов в лыже увеличивается. Это плохо отражается на прочности инвентаря. Переустановка данным способом не желательна.

Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:

  • Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
  • Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
  • Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
  • Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
  • Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.

Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;

  • Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.

Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ

Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:

  • Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
  • Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
  • Возможность сместить центр ботинка.

К минусам можно отнести:

  • Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
  • Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
  • Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.

Правила настройки крепления

После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:

  • Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
  • Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
  • Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.

Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.

Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:

  • Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
  • Манера езды (спокойная либо агрессивная);
  • Состояние и сложность лыжной трассы.

Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:

Вес/кг Рост/ см Размер подошвы ботинка/ мм
255 и менее 250-270 271-290 291-310 311-330 331 и более
10-13 0,75 0,75
14-17 1 1 0,75
18-21 1,5 1,25 1
22-25 1,75 1,5 1,5 1,25
26-30 2,25 2 1,75 1,5 1,5
31-35 2,75 2,5 2,25 2 1,75 1,75
36-41 3,5 3 2,75 2,5 2,25 2
42-48 148 и менее 3,5 3 3 2,75 2,5
49-57 149-157 4,5 4 3,5 3,5 3
58-66 158-166 5,5 5 4,5 4 3,5
67-78 167-178 6,5 6 5,5 5 4,5
79-94 179-194 7,5 7 6,5 6 5,5
95 и более 195 и более 8,5 8 7 6,5
10 9,5 8,5 8
11,5 11 10 9,5

В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.

Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.

  • Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
  • В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.

При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:

  • Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
  • Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
  • Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:

Тоже интересно

Как работают горнолыжные крепления? Как их настраивать и устанавливать? На что обращать внимание при покупке? Читайте эту статью, и вы больше никогда не купите горнолыжного кота в мешке.

Горнолыжные крепления созданы для того, чтобы как можно точнее передавать команды человека на лыжи посредством давления ног на ботинки. Тогда они едут туда, куда надо. Вместе с у них это здорово получается.

Одновременно крепления «следят» за безопасностью ног. Как только возникает опасность получения травмы, например, при падении, они тут же освобождают ноги из лыж.

Местами загорелые (из-за горнолыжных масок) лица экипажа нависли над схемами конструкций креплений. Капитан озадаченно сдвинул шлем на глаза, почесал затылок сломанным ски-стопом и пробурчал: «Эти чертовы крепления, будь они неладны, стали слишком сложными штуками, пора снаряжать экспедицию!
Эй, на берегу, кто хочет получше узнать про горнолыжные крепления? Давай на борт, мы уходим!»

Основные части горнолыжных креплений

Все горнолыжные крепления состоят из передней головки и задней пятки. На обеих частях есть механизмы регулировки усилий срабатывания DIN с цифровыми шкалами.

Значение усилия срабатывания (какой тяжелый для восприятия набор из трех слов!) – это цифра на шкале креплений, соответствующая определенной нагрузке, при которой нога (ботинок) освобождается из крепления. То есть крепление срабатывает. Чем выше это значение, тем больше сил надо приложить, чтобы крепление сработало.

Все крепления снабжены ски-стопами – лыжными тормозами, благодаря которым отстегнувшаяся лыжа (обычно) не уезжает далеко. Ски-стопы врезаются в склон, и она останавливается.

Многие модели оснащены платформой с «рельсами», по которым (при помощи специального механизма) передвигаются обе части крепления для регулировки под размер ботинка.

Это общая картинка, теперь давайте разберемся детально.

Как работают горнолыжные крепления

Передняя головка прижимает носок ботинка к лыже спереди. Когда нагрузки на ногу становятся травмоопасными, крепление высвобождает ботинок. Если нагрузки неопасные, то крепление смягчает их, давая возможность ботинку отклоняться от центрального положения.

Работа передней головки

Посмотрите, как работает передняя головка:

Помимо двигающихся черных «щечек», на видео изображена так называемая антифрикционная пластина, которая сдвигается влево/вправо при возникновении боковых нагрузок на ноги. О ней речь пойдет ниже.

На картинке ниже стрелками показаны направления нагрузок на ноги, при которые крепления срабатывают:


На картинке показаны три стрелки, но не хватает еще одной - вверх. Ниже, на примере креплений Tyrlia, показана работа передней головки современных креплений - она двигается не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной, что позволяет освобождать ноги при падении назад.

Работа задней части креплений

Задняя часть (пятка) фиксирует ботинок сзади, в остальном выполняет те же функции, что и передняя.

Если крепление сработало, волноваться не надо, вы тут же пристегиваете лыжи обратно, предварительно отдышавшись и удостоверившись, что все части тела целы. Просто опустите пятку вниз, если она осталась застегнутой (сработала передняя головка) и снова вщелкните ботинок.

На трассе часто можно видеть новичков, которые безрезультатно пытаются вставить ботинок в крепление с поднятым задником. У них это впервые и им никто не объяснил, что надо сделать. Если вы заметите бедняг, не проезжайте мимо, ведь вы теперь знаете отгадку. Вам будут очень благодарны.

На картинке видно, что при падении задники на лыжах остались в верхнем положении, их необходимо будет опустить.


Другие технологии в креплениях

Помимо фиксации ботинка и точного срабатывания, крепления должны обладать дозированной эластичностью. То есть при неопасных нагрузках позволять ботинку немного смещаться относительно лыжи влево/вправо, каждый раз возвращая его в исходное положение (помните видео сверху?).

Но и это еще не все.

Зажатый в креплениях ботинок может помешать средней зоне лыжи прогибаться в точном соответствии с замыслом конструкторов. Поэтому в креплениях используются хитрые системы, которые и обеспечивают свободный прогиб лыжи.

Но и на этом тонкости не заканчиваются.

В креплениях используются механизмы, которые не только позволяют лыже под ботинком прогибаться свободно, но и компенсируют неизбежное сближение пятки и передней головки при сильном прогибе. Мы хотим сказать, что связка лыжа-крепления-ботинок это «живой» механизм, а наглухо сколоченная и завинченная конструкция.

Вот о чем речь:

Видео: «умные» крепления знают, что это нормальная работа лыжи, и ботинки не «выстреливают».

Сегментация креплений

Если все так, то каждому горнолыжнику захочется иметь надежные, точные, навороченные и долговечные крепления. Но это будет дорого. Однако конструкторы нашли решение: не всем из нас необходимы сразу все функции в полном объеме.

У спортсменов требования одни, у активно катающихся – другие, у девушек-новичков – третьи, а у детей – четвертые. Разные нагрузки, условия эксплуатации, физическая форма лыжников, скорость спусков, наконец вес.

Соответственно, каждый бренд выпускает серии креплений для горнолыжников различного уровня и для разных вариантов катания. Честно оцените свой уровень владения лыжами и расскажите к продавцу – он подберет вам нужные крепления.

Производители горнолыжных креплений

Основными производителями горнолыжных креплений являются:

  • Vist (встречается редко)

Еще надо знать, что крепления под марками Elan, Head и Fischer выпускает упомянутая Tyrolia. А под марками Blizzard, K2, Nordica и Volkl – Marker.

Независимо от бренда все выпускаемые лидерами индустрии крепления обеспечивают надежное срабатывание. А для упрощения выбора подавляющее большинство лыж еще на фабрике комплектуются наиболее подходящими креплениями и продаются комплектами.

Если лыжи и крепления продаются отдельно, то в каталогах (а не прайс-листах магазинов) производители часто указывают, какие модели креплений лучше всего будут работать с конкретной моделью лыж.

Чтобы можно было отрегулировать крепления в соответствии с длиной подошвы ваших ботинок, крепления устанавливаются на специальные платформы-основания с системами регулировки.

Шкала усилий срабатывания DIN

Если вам необходимо купить крепления отдельно или выбрать из предлагаемых вариантов, главный параметр – усилие срабатывания (цифра на шкале), которое измеряется в единицах DIN .

Установленное усилие видно на шкалах, расположенных на передних головках и пятках креплений. Обычно нужное значение выбирается с помощью отвертки, но новичкам лучше это делать в магазине или в горнолыжной мастерской. И для этого потребуется хотя бы один ботинок, в котором вы будете кататься.


На данной картинке шкала DIN – 4–13.

Если вы новичок, то, завидев шкалы DIN 8-16, 10-18, вы должны от них отшатнуться, такие крепления для агрессивно катающихся. Когда придет время покупать такие, в уже будете многое знать о горнолыжном спорте.

Необходимое вам усилие DIN можно приблизительно определить по следующей методике. Разделите свой вес на десять. Например, ваш вес 80 кг, значит, начальная цифра 8. Отнимите примерно 20% (в нашем примере останется 6,5) и при помощи отвертки установите метки на всех четырех шкалах на эту цифру.

Для начинающих и пожилых лыжников нужно снизить усилие еще на 10% от полученного показателя – до 6. Если крепления будут отстегиваться при обычном катании, постепенно увеличивайте усилие одновременно на всех шкалах по ¼ деления.

Выбирайте крепления так, чтобы ваше значение DIN располагалось по центру шкалы, а не близко краю. Так будет правильно.

И учтите: даже если ваш вес переваливает за центнер, затягивать крепления на цифру «10» крайне не рекомендуется – слишком опасно. Не надо думать, что у вас железные ноги и они выдержат любые нагрузки.

Более точно можно установить усилие срабатывания по приведенной ниже таблице, в которой учитывается и еще один важный параметр – длина подошвы ботинка.


Запомните, что у горнолыжных ботинок разных производителей часто разная длина подошвы, даже при одинаковом размере ноги. Это значит, что если во время катания вы захотите поменяться лыжами с Машей, у которой тоже 35-й размер, то далеко не факт, что ваши ботинки подойдут к ее креплениям. В большинстве случаев крепления необходимо подгонять под новый размер. Иногда, может понадобиться отвертка, но не всегда:

И если вы все же поменялись лыжами, то обязательно проверьте значение DIN. Оно может не подходить под ваш стиль катания и вес – крепление сработает и освободит ботинок в самый неподходящий момент, а это угроза травмы. Тут уж без отвертки не обойтись.

Примерные диапазоны усилий

  • Для самых маленьких детей – 0,5-2,5 DIN
  • Детские – 0,75-4,5 DIN
  • Юниорские – 2-6 (2,5-7) DIN
  • Простые модели – 2,5-9 DIN
  • Универсальные модели – 3-10 (3,5-11) DIN
  • Для экспертов и райдеров – 4-12 (6-14) DIN
  • Для спортсменов – шкала до 16 DIN и выше

Как выбрать горнолыжные крепления

Поскольку не всем горнолыжникам необходимы самые сложные, самые мощные, а значит, и самые дорогие крепления, производители выпускают несколько групп продукции. Каждая – с набором механизмов и технологий, которые максимально подходят определенной группе катающихся.

Бюджетные крепления – для начинающих



Достаточно легкие бюджетные модели выпускаются для тех, кто катается на низкой и средней скоростях. Такая конструкция спасает от травм при падениях, которые характерны для начинающих горнолыжников: они падают назад или назад-набок, в этом случае возникает опасная скручивающая нагрузка на ногу. Ботинок освобождается из передней головки, перемещаясь вбок или вбок-вверх по специальной скользкой антифрикционной пластине.

Крепления для опытных райдеров

Несколько сложнее и мощнее крепления для более опытных горнолыжников. Это наиболее массовая группа креплений, в более прочную конструкцию которой уже входят механизмы, срабатывающие и при падениях вперед – например, в мягком рыхлом снегу или на леденистой трассе.

В таких креплениях уже меньше пластика и больше металла, что делает их более надежными по сравнению с предыдущей категорией.


Крепления для спортсменов

Еще сложнее и мощнее крепления для фрирайдеров и профессиональных спортсменов. В них используется металлическая рама или вообще вся конструкция полностью сделана из металла. Применяются более сложные антифрикционные механизмы в передней головке и системы гашения вибраций и амортизации ударов.



Отдельная группа креплений – для детей и юниоров. В зависимости от специализации и веса юного лыжника используются различные материалы и конструкции, которые, как и у взрослых, могут быть простыми и сложными. Иногда это рассчитанные на меньшие нагрузки версии мощных моделей для взрослых.

Разумеется, такие крепления отличаются и размерами, ведь детские ботинки меньше, чем взрослые.


Внимательно и вдумчиво читайте описания креплений на сайте производителей. Такие слова как «агрессивные», «спортивные», «гоночные (рейсовые)» будут означать, что перед вами не модели для начинающих.

Крепления для ски-тура (бонус)

Есть целый класс горнолыжных креплений для ски-тура, который представлен двумя видами конструкций. Первый - это пиновые крепления, и они к нашему обзору имеют мало отношения, так как требуют специальных ботинок. Если вы о них ничего не знаете, то посмотрите видео - для расширения горнолыжного кругозора. Лично я всегда смотрю на такие разработки с благоговением!

А вот о втором виде знать точно надо - это рамные крепления. Если не погружаться в детали (мы и так уже погрузились глубоко!), то это обычные крепления (описанные выше), но посаженные на специальную раму (отсюда название).

Такие крепления подходят как для ходьбы на лыжах вверх, так и скатывания. Эти характеристики важны для тех, кто катается вне трасс и вдали от подъемников.

На этом 2-минутном видео показана разница между пиновыми и рамными креплениями:

Это вам для информации. Покупать такие крепления на начальном сроке катания нецелесообразно - дорого.

Установка креплений

Установка горнолыжных креплений – слишком важный процесс, чтобы выполнять его самостоятельно, особенно если вы новичок.

Лучше доверить это специалистам, ведь речь идет о здоровье ваших ног. Не забудьте прихватить один ботинок – он понадобится при установке креплений.

К вашему сведению, каждый серьезный магазин предлагает бесплатную установку креплений сразу после покупки комплекта (лыжи + крепления). Помните об этом.

Всплываем!

Надеемся, нам удалось рассеять тот мистический туман вокруг горнолыжных креплений, в котором мы начинали наше путешествие. И теперь вы знаете, как купить то, что вам действительно нужно и подходит, а не то, что вам пытаются впихнуть нерадивые продавцы в непутевых магазинах.

Помните: у большинства из нас нет необходимости в мощных и дорогих креплениях, ведь в основной массе мы – любители.

ВНИМАНИЕ! При продаже (с установкой креплений) обязательно производить регулировку креплений под лыжника согласно рекомендаций компании Salomon.

Необходимо каждый раз предупреждать покупателя (особенно начинающего):
-Повышенные значения относительно рекомендованных ведет к повышению риска травмы
-При самопроизвольном срабатывании креплений после магазинной установки затянуть крепления (как правило для взрослых не более чем на 0.5 деления шкалы DIN)
-При занятиях (агрессивным) фрирайдом, участии в соревнованиях значения увеличиваются соответственно уровню физической подготовки.

Регулировка губок переднего крепления Driver
1.Ослабить винт регулировки таким образом, чтобы передняя часть ботинка касалась передней антифрикционной пластины.
2.Затянуть винт до контакта губок с передней частью ботинка (рис. A1 - правильно, рис. A2 - неправильно).

Регулировка переднего крепления Driver по высоте
Винтом в верхней части переднего крепления установить зазор 0…0.5мм между подошвой ботинка и антифрикционной пластиной крепления. Винт не перетягивать! (В противном случае крепление не будет правильно работать - реальные значения усилия срабатывания будут значительно меньше установленных на шкале DIN.)

Регулировка переднего крепления типа Quadrax (Z, Cosmic)

Переднее крепление типа Z и Cosmic регулировки не требуют.

Регулировка заднего крепления (креплений Driver, Z и Cosmic).

1.Для систем Driver сначала отрегулировать переднее крепление.
2.Вставить ботинок в крепление и застегнуть крепление.
3.Проверить, чтобы стрелка была в зоне шкалы допуска - см. рис. С2. или С3.
4.В противном случае произвести регулировку. Поддеть рычаг с помощью отвертки и передвинуть заднее крепление относительно салазок - см. рис С1 (проверить, чтобы рычаг фиксировался).


Установка усилия срабатывания креплений по шкале DIN

Установка усилия срабатывания на заднем и переднем креплении производится с помощью соответствующих винтов по следующей таблице.

Параметры лыжника Ориентировочная величина отстёгивания в зависимости от длины подошвы
(мм)
Вес, Кг Рост, см Код лыжника <=250 251->270 271->290 291->310 311->330 >330
10-13 A 3/4 3/4
14-17 B 1 1 3/4
18-21 C 1 1/2 1 1/4 1
22-25 D 1 3/4 1 1/2 1 1/2 1 1/4
26-30 E 2 1/4 2 1 3/4 1 1/2 1 1/2
31-35 F 2 3/4 2 1/2 2 1/4 2 1 3/4 1 3/4
36-41 G 3 1/2 3 2 3/4 2 1/2 2 1/4 2
42-48 <=148 H 3 1/2 3 3 2 3/4 2 1/2
49-57 149-157 I 4 1/2 4 3 1/2 3 1/2 3
58-66 158-166 J 5 1/2 5 4 1/2 4 3 1/2
67-78 167-178 K 6 1/2 6 5 1/2 5 4 1/2
79-94 179-194 L 7 1/2 7 6 1/2 6 5 1/2
>=95 >=195 M 8 1/2 8 7 6 1/2
N 10 9 1/2 8 1/2 8
O 11 1/2 11 10 9 1/2

Процедура установки усилия срабатывания креплений
Величина усилия срабатывания регулируется винтами на переднем и заднем креплении и отслеживается по соответствующей шкале.
Рекомендуется устанавливать одинаковые значения усилия срабатывания на переднем и заднем креплении.

Выбор и установка величин усилия срабатывания
Для установки подходящего для каждого лыжника усилия срабатывания консультант должен использовать только значения, рекомендованные исключительно компанией Salomon согласно данной процедуре. Любые отклонения от данных рекомендаций могут привести к неприятностям.
В исключительных случаях разрешается установка заниженных по сравнению с данными рекомендациями значений величины усилия срабатывания по убедительному запросу горнолыжников, которые ранее без каких-либо проблем использовали крепления Salomon c соответсвующими значениями. Будте однако внимательными в таких случаях и убедитесь, что такие лыжники не пользовались слишком старыми моделями креплений, креплениями с изношенными элементами (антифрикционными пластинами, т.д.), креплениями с длительным сроком эксплуатации без надлежащего обслуживания (смазки) или неправильно отрегулированными креплениями (в частности с чрезмерным усилием прижима ботинка к переднему креплению).

Определение типа лыжника
Определение типа лыжника производится путем диалога с ним, в ходе которого должны быть учтены все факторы, которые могут повлиять на выбор величины усилия срабатывания креплений. Данные критерии и соответствующий тип лыжника определяются следующим образом:

> Горнолыжники типа 1-
- Лыжники, от которых поступает запрос установить меньшие значения усилия срабатывания по сравнению с рекомендуемыми для лыжников типа 1.
- Рекомендуется для начинающих (первые дни катания) старше 25лет

> Горнолыжники типа 1
- Катается аккуратно, не рискуя
- Предпочитает небольшие скорости
- Катается на простых и умеренных по сложности склонам
- Средний уровень катания, но физическая форма/подготовка не на высоте.
- Лыжники хорошего уровня, стиль катания которых - гладкое и спокойное ведение лыж, и которые проявляют озабоченность по поводу безопасности.
- Предпочитает величины усилия срабатывания уровня ниже средних, сознательно допуская больший риск самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений ради большей безопасности при разнообразных падениях.

> Горнолыжники типа 2
- Горнолыжники среднего уровня в хорошей физической форме.
- Катается на различных скоростях.
- Катается на разных по сложности склонах, включая и сложные.
- Лыбой лыжник, который не относится ко всем другим типам данной классификации.

> Горнолыжники типа 3
- Катается агрессивно.
- Предпочитает большие скорости (в основном катается быстро).
- Предпочитает завышенные величины усилия срабатывания, сознательно допуская большие риски, которые могут возникать при разнообразных падениях ради меньшего риска самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений.

> Горнолыжники типа 3+
- Горнолыжники самого высокого (профессионального) уровня, катающиеся в экстримальном стиле и на самом сложном рельефе
- Горнолыжники, использующие более высокие значения величины усилия срабатывания по сравнению с лыжниками типа 3.

Будте внимательны! Тип лыжника не совпадает с уровнем катания. Например, горнолыжник экспертного уровня, катающийся по всевозможным склонам, но не слишком агрессивно, может использовать значения величин усилия срабатывания рекомендуемых для лыжников типа 2.

Использование таблицы для определения значения величины срабатывания

1. С помощью таблицы 1 (Chart 1) определите код лыжника (колонка Skier Code) по его росту (колонка Height cm) и весу (колонка Weight kilo). Код лыжника находится в строке таблицы с соответствующим ростом и весом лыжника. Если рост и вес лыжника находится в разных строчках, код лыжника будет определяться верхней строкой из двух.

2. Полученный код лыжника соответствует уровню лыжника типа 1.

Для получения кода лыжника типа 1-: перейдите на 1 строку таблицы выше.
Для получения кода лыжника типа 2: перейдите на 1 строку таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3: перейдите на 2 строки таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3+: перейдите на 3 строки таблицы ниже.

3. Для лыжников 50 лет и старше, а также для детей 9 лет и младше перейдите на 1 строку таблицы выше.

4. Для определения ориентировочного значения величины усилия срабатывания используйте таблицу 2 (Chart 2). Рекомендованное значение будет находиться на пересечении строки, содержащей определенный выше код лыжника и столбца, соответсвующего длине подошвы горнолыжного ботинка лыжника в милиметрах.

5. С помощью шлицевой отвертки, вращая соответствующие винты, установите полученное значение на шкале DIN переднего и заднего крепления каждой лыжи.

6. Внимание: если на пересечении колонки размера подошвы и строки с кодом лыжника значение отсутствует (клетка пустая), сдвинтесь вправо по строке и используйте первое встретившееся значение величины усилия срабатывания.

7. Если очевидно, что крепления после установки усилия срабатывания и правильной регулировке работают неадекватно (срабатывают самопроизвольно), консультант по запросу лыжника может:

немного увеличить значение усилия срабатывания на заднем креплении.
в случае, если проблема не устранена, увеличить значение на переднем креплении. Действовать необходимо последовательно шагом не более половины деления по шкале DIN, каждый раз проверяя, устранена проблема или нет.

Величины усилия срабатывания, определенные по данным таблицам, являются предварительными и соответствуют стандарту ISO 11088.

Крепежи для горнолыжного спортивного инвентаря исполняют две функции: передача усилий на инвентарь и открепление от полозьев в случае угрозы возникновения травмы. Представляют собой привод, который является промежуточным звеном между ногой и лыжами. От их качества зависит факторы, обеспечивающие как безопасность, так и скорость передвижения. Правильная регулировка креплений горных лыж гарантирует выполнение поставленных задач.

Крепежи устанавливаются на лыжи или платформы. Часто они изготавливаются производителями вместе с креплениями и имеют отверстия для их установки. Приобретать все комплектующие нужно у одного производителя. В противном случае придётся подгонять детали.

Деталь имеет две части и пластину:

  • пластина под передней частью ботинка. Она обеспечивает низкую степень трения;
  • задача передней части — отделять ботинок в боковом направлении;
  • в задней части происходит отсоединение по направлению вверх.

Охваты выполняются по стандартным размерам. Это позволяет использовать обувь любой компании. Не нужно подбирать её специально.

По своей конструкции крепежи подразделяют:

  • с ручной застёжкой;
  • с полуавтоматической или автоматической застёжкой.

Каждый вид имеет недостатки. В первом случае — высокая стоимость моделей, а во втором — вероятность быстрой поломки, если в застёжку попадает и замерзает вода. Часто заклинивает, если нет опоры на твёрдую поверхность.

Правила настройки крепления

Прежде чем выйти на лыжню производится настройка креплений горных лыж. Для этого нужно знать пару нюансов.

На передней части крепежа расположена шкала, с помощью которой выполняется настройка. Каждая отметка на ней означает вес лыжника, уменьшенная в 10 раз. К примеру, «5» означает, что вес составляет 50 кг. Суть заключается в том, что при усилии в 50 кг лыжа самостоятельно открепиться от ботинка.

В торцовой части передней части расположен винт. С его помощью производится изменения показателей шкалы. Обычно он поворачивается туго, поэтому придётся приложить усилие.

На задней части шкала спрятана под прижимным механизмом. Принцип настройки аналогичный переднему охвату. Регулируется с помощью винта.

Настройка по весу может выполняться как вручную, так и автоматически.

Инструменты для регулировки креплений

Для настройки понадобятся инструменты:

  • непосредственно спортинвентарь, крепежи для него, ботинки;
  • измерительная рулетка;
  • отвёртка;
  • шуруповёрт;
  • сверла;
  • шурупы.

Набор инструмента зависит от способа установки:

  • со сверлением;
  • за счёт встроенных платформ.

Регулировка усилий горнолыжных креплений

Регулировка креплений выполняется с учётом нескольких факторов:

  • учёт опыта и манеры катания лыжника;
  • настройка горнолыжного крепления по весу пользователя.

Регулирование производится так, чтобы при интенсивном катании устройство не откреплялось.

Правила регулировки:

  1. Определяется показатель, при котором будет срабатывать устройство. Для этого вес опытного лыжника делят на 10. Для тех, кто катается на лыжах недавно, от полученного показателя отнимают пару единиц.
  2. Максимальное значение регулировочных показателей определяется по формуле: вес пользователя делится на 10. Погрешность составляет 1 — 2 пункта в любую сторону.
  3. Часто показатель усилия представляется в килограммах, а не в единицах. При таком варианте от веса лыжника отнимают в пределах 30 — 40 кг.
  4. Помочь правильно установить показатель усилия можно с помощью специальной таблицы. Она входит в комплектацию при покупке крепёжной системы.

При отсутствии опыта настройки возникают проблемы. В этом случае гарантировать высокое качество сможет специалист.

С использованием встроенных рельсов и платформ

Процесс настройки проходит проще в спортинвентаре с использованием рельсов или платформ. К достоинствам такого варианта относят:

  • сборка снаряжения своими руками;
  • из инструментов понадобится одна отвертка;
  • позволяет осуществлять настройку под ботинок любого размера. Не имеет значение и производитель;
  • есть возможность перемещать центр лыжных ботинок.

Наряду с достоинствами отмечают и недостатки:

  • ассортимент креплений такого типа ограничен;
  • через некоторое время устройство смещается и образовывается зазор. В этом случае управление лыжами усложняется. Удовольствие получить от такого катания невозможно;
  • вес лыж существенно увеличивается, что мешает выполнению некоторых серьезных элементов, выполняемых лыжниками с опытом.

После самостоятельной установки крепежей обязательно выполняется их регулировка. Часто инвентарь покупается с уже установленными креплениями. В этих случаях отрегулировать их может продавец-консультант в магазине. Некоторые компании требуют производить настройку специалистами. При самостоятельной попытке гарантия аннулируется.

  • регулировку выполняют аккуратно, не превышая установленные параметры;
  • при уменьшении степени усилия невозможно будет получить удовольствия от катания. будут отскакивать от каждой незначительной нагрузке. Это привносит массу проблем.
  • Учитывают и модель ботинок. Тип подошвы отличается от стандартной. Степень скольжения лыж будет различна.

Горные лыжи — страсть, которая покорила не одного человека. Это и профессионалы, и любители лыжного спорта. Полное наслаждение от него обеспечит качественное снаряжение. Приобретать его нужно только в специализированных магазинах.