Основным критерием эффективности многолетней подготовки является. При функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения


Демонстрационный вариант теста в учебном году для тренеров-преподавателей ДЮСШ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории

1 . Спорт (в широком понимании) – это:

а) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере деятельности человека;

б) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и развитие его физических способностей;

в) специализированный педагогический процесс, построенный на системе физических упражнений и направленный на участие в спортивных соревнованиях;

г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

2. Спорт во всем мире развивается по основным:

а) двум направлениям;

б) трем направлениям;

в) четырем направлениям;

г) пяти направлениям.

3. Процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки, называется:

а) физической подготовкой;

б) физическим совершенством;

в) спортивной тренировкой;

г) учебно-тренировочным процессом.

4. Что является результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением?

а) повышение уровня функциональных возможностей организма;

б) увеличение объема мышц;

в) укрепление опорно-двигательного аппарата;

г) быстрый рост абсолютной силы.

5. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…


а) подвижных и спортивных игр;

б) скоростно-силовых упражнений;

в) выпрыгивания вверх с места;

г) ведения мяча «змейкой».

6. Под выносливостью как физическим качеством понимается…

а) комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению;

б) комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

7. Степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов называется:

а) технической подготовкой;

б) индивидуальной особенностью техники;

в) высоким уровнем технического мастерства;

г) профессиональным спортом.

8. Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются:

а) физические упражнения;

б) оздоровительные силы природы;

в) гигиенические факторы;

г) тренажеры и тренажерные устройства.

9. Принципы спортивной тренировки представляют собой:

а) наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в котором синтезированы научные данные и передовой опыт практической тренерской работы;

б) способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности тренера и спортсмена;

в) внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемой в определенном порядке режима;

г) путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.

10. При непредельных физических нагрузках повышение минутного объема кровообращения линейно связанно с…

а) интенсивностью мышечной работы;

б) экономичностью сердечной деятельности;

в) высоким уровнем общей работоспособности;

г) частотой сердечных сокращений.

11. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

а) наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта;

б) максимальный фонд двигательных умений и навыков;

в) наивысший уровень развития физических качеств;

г) отличное здоровье спортсмена.

12. Макроцикл тренировки включает в себя обычно:

а) от 3 месяцев до 4 месяцев;

б) от двух до несколько занятий;

в) от 2 недель до 6 недель;

г) от 6 месяцев до 1 года.

13. Система организационно-методических мероприятий позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

а) спортивной ориентацией;

б) спортивным отбором;

в) анализом и оценкой одаренности;

г) диагностикой предрасположенности.

14. Олимпийские игры состоят из…

а) игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр Соревнований между странами ;

б) соревнований по летним или зимним видам спорта;

в) соревнований между странами;

г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия.

15. Кто из спортсменов и в каком виде спорта завоевал в одних Играх 7 золотых медалей?

а) Марк Спитц (США) в плавании во время Игр XX Олимпиады в Мюнхене ;


26. К коммуникативной компетентности педагога относится одно из следующих умений:

а) выбирать соответствующую ситуации позицию: «над», «под», «на равных»;

б) планировать ход урока;

в) разрабатывать инновационные педагогические технологии;

г) определять критерии оценивания учебных достижений.

27. Выберите парафраз, наиболее подходящий для следующего диалога. Ученик – учителю математики: «Я уже выполнил это задание. А после этого урока – урок химии… Там задание потруднее…»:

а) «Если я правильно понял, ты хотел бы в оставшееся время подумать еще над заданием по химии»;

б) «Таким образом, ты считаешь, что урок математики для тебя закончился»;

в) «Иначе говоря, математика - это более легкий предмет»;

г) «То есть ты хотел бы получить такое же трудное задание по математике».

28. К психологическим причинам, приводящим педагога к потере здоровья, относится следующая:

а) педагогическая гибкость;

б) межличностное общение;

в) психоэмоциональная перегруженность;

г) соразмерное раздражителю эмоциональное реагирование.

29. Ведущую роль в психическом развитии учащихся подросткового возраста играет:

б) учение;

в) общение;

30. Личностно-ориентированная модель обучения учащихся по сравнению с ЗУН-овской моделью имеет следующий характерный признак:

а) цели обучения задаются учителем;

б) активность класса, а не отдельного ученика;

в) оценка ответа учащегося только учителем;

г) сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка ответа учителем.

31. Заболевание СПИДом может привести к:

а) повышению содержания холестерина в крови;

б) полному разрушению иммунной системы организма;

в) повышению содержания сахара в крови;

г) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.

32. При работе на компьютере, какой вид деятельности наиболее утомителен для школьника?

а) отладка программ;

в) занятия смешанного типа;

г) введение в компьютер программ.

33.У школьников, ведущих малоподвижный образ жизни:

а) снижается работоспособность и выносливость;

б) ухудшается зрение;

в) улучшается осанка;

г) повышается общий тонус организма.

34.Отметьте пункт, не относящийся к основным условиям успешной учебной деятельности :

а) равномерность;

б) однообразие;

в) постепенность;

г) посильность психической и физической нагрузки.

35. Закаливание в детских учреждениях включает:

а) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры;

б) воздушные и солнечные ванны, общие и местные водные процедуры, занятия физкультурой;

в) воздушные и солнечные ванны;

г) общие и местные водные процедуры, массаж.

36. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:

а) наличие четко спланированных воспитательной мероприятий;

б) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;

в) согласованность действий всех лиц, коллективов , организаций и объединений, работающих в школе;

г) логическая и целенаправленная деятельность воспитателей.

37.Укажите неверный ответ. На какие уровни обученности должен ориентироваться учитель в современном образовании:

а) уровень осознанности;

б) практический уровень;

в) репродуктивный уровень;

г) творческий уровень.

38.Укаждите верный ответ. Чем необходимо руководствоваться для повышения качества обученности?

а) уровнем их репродуктивных возможностей;

б) уровнем творческих способностей.

в) учетом возможностей, способностей и потребностей учащихся;

г) уровнем практических навыков.

3 9. Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:

а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;

б) процесс и результат становления индивида социальным существом;

в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;

г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

40. Укажите неверный ответ. Каковы основные направления в образовании в настоящее время:

в) специализация.

г) экологизация;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СПОРТУ И ТУРИЗМУ МИНГОРЕСПОЛКОМА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “МИНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА”

Курсовая работа

Учащегося 2- ого курса Белькович

Руководитель Волков И.П

Минск 2012

Введение

Глава 1. Принципы спортивной тренировки

1.1 Понятие спортивной тренировки

1.1 Структура тренировки

1.2 Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация

1.3 Единство общей и специальной подготовки

1.4 Непрерывность тренировочного процесса

1.5 Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок

1.6 Волнообразность динамики нагрузок

1.7 Постепенное и максимальное увеличение нагрузок

1.8 Единство всех сторон общей и специальной подготовки

Глава 2. Цикличность тренировочного процесса

2.1 Цикличность тренировочного процесса как основа подготовки спортсмена

2.1.1 Виды циклической работы

2.2 Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

2.3 Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

2.4 Годичный цикл

Заключение

Литература

Введение

Спортивная подготовка детей и подростков достигает своей цели в том случае, если педагог - тренер рассматривает и организует ее как педагогическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение индивидуумом высокого уровня спортивного (физического) совершенства. При этом стоит учитывать, что любая система имеет свои основные и вспомогательные системообразующие факторы.

Основными факторами организации системы спортивной подготовки детей и подростков являются:

Диагностика индивидуальных способностей и выбор соответствующего вида спортивной деятельности

Учебно - тренировочный процесс, соревнования, реабилитация

Образ жизни, позволяющий сочетать занятия спортом с интеллектуальным и духовным (эмоциональным) развитием личности

Контроль и коррекция всей системы спортивной подготовки и их компонентов, реабилитация.

Ученые разработали структуру и содержание многолетней спортивной подготовки, подразделяющуюся на 5 этапов: начальная подготовка и базовая подготовка, максимальная реализация индивидуальных способностей спортсмена, сохранение и поддержание достигнутого уровня спортивного мастерства.продолжительность каждого этапа зависит от уровня спортивной одаренности и в среднем составляет не менее 2 - 3 лет.

Каждый учебно - тренировочный год, или большой цикл тренировки, разделен на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный, а периоды, в свою очередь разделены на микроциклы - тренировочные уроки, мезоциклы - 3 - 6 тренировочных уроков.

Такая система многолетней спортивной подготовки позволяет целенаправленно осуществлять учебно - тренировочный процесс, который на каждом из этапов имеет свою специфику, обусловленную прежде всего возрастными и индивидуальными особенностями спортсмена.

Глава 1 . Спортивная подготовка как многолетний процесс

1.1 Структура тренировки

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру -- структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру -- структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру. -- структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки Боксёров является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2. эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта (Бокс).

3. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

4. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки у боксёров.

5. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

6. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.

7. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

8. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития ростовесовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.

Росто-весовые показатели физические качества

Возраст, лет

показатели и физ. качества

Сила максимальная

Быстрота

Скоростно-силовые качества

Выносливость (аэробные возможности)

Скоростная выносливость

Анаэробные 1 возможности

Гибкость

Координационные способности

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4--6 лет, а высших достижений -- через 7--9 лет специализированной подготовки.

1.2 Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация

Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И, хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого пройти по пути спортивного совершенствования возможно дальше. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенноеобщественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона). Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обуславливает так или иначе все отличительные черты спортивной тренировки - повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации - установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной своей мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимости углубленной специализации. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности

1.3 Единство общей и специальной подготовки

спортивный тренировка цикличность индивидуальный

Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований. Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма - органической взаимосвязи его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка. Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой. Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

1.4 Непрерывность тренировочного процесса

Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха. Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений. Неодновременность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена. Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины. В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ). БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие - с другой. По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная. При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки. Непрерывность тренировочного процесса. Высокий уровень спортивного мастерства предъявляет повышенные требования к подготовленности борцов, которая может быть достигнута только в результате круглогодичной тренировки. Рост тренированности приводит к тому, что спортсмен с каждым разом может выполнять все большую нагрузку. Задача тренера - обеспечить непрерывность тренировочного процесса, найти такое соотношение нагрузки и отдыха, чтобы каждая новая тренировка проводилась при восстановленной или повышенной работоспособности занимающихся. Проведение тренировочных занятий с интервалом, недостаточным для восстановления работоспособности, по своему воздействию на занимающихся можно рассматривать как сдвоенную тренировку. Соответствующий отдых после таких тренировок восстанавливает и повышает работоспособность занимающихся. Такие тренировки проводятся со спортсменами высокой квалификации и под специальным наблюдением врача. Распределением занятий в тренировочных циклах тренер регулирует объем и интенсивность нагрузки. Важное методическое значение имеет сдваивание тренировок в недельном цикле в соответствии с предполагаемой программой предстоящих соревнований. Тренер должен уметь использовать целесообразное повышение нагрузок в течение всей круглогодичной тренировочной работы, а не только при подготовке к одному соревнованию.

1.5 Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок

Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость используется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, какие мобилизуют его на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие "максимальная нагрузка" неверно было бы всегда отождествлять с понятием "нагрузка до отказа", до полного утомления. Правильно будет сказать, что это - нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.

В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и "скачкообразность" взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки "максимум" нагрузки будет постепенно возрастать. Практика современного спорта в корне изменила недавние представления о доступных величинах тренировочных нагрузок. В силу исключительно высоких требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы доступности, индивидуализации и систематичности.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладевать все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности, особенно юного спортсмена, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений. Особое значение имеет принцип единства и постепенности и тенденции к "предельным" нагрузкам. Применительно к подготовке юных спортсменов это обуславливает необходимость полного соответствия объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям растущего организма детей, подростков, юношей и девушек. Спортивная тренировка данного контингента спортсменов может осуществляться рационально лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Постеленное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок с эпизодическим увеличением их до максимума способствует более эффективному повышению тренированности юных спортсменов. Неуклонное повышение нагрузок, постепенное усложнение требований, предъявляемых к подготовке юного спортсмена, выражается в последовательном выполнении им таких заданий, которые позволяют овладевать все более сложными и совершенными навыками и умениями. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности юного спортсмена, обеспечивать неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.

1.6 Волнообразность динамики нагрузок

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и иные формы динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т.д.). Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Согласно этой схеме выделяются "волны" следующих масштабов:

Малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней;

Средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых "волн" в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;

Большие, характеризующие общую тенденцию средних "волн" в период больших циклов тренировки. Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти "волны" друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов. Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенные из них следующие:

Фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;

Периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;

Взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно. На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь закономерностями "запаздывающей трансформации" кумулятивного эффекта тренировки. Внешне феномен запаздывающей трансформации проявляется в том, что пики спортивных результатов как бы отстают во времени от пиков объема тренировочных нагрузок: ускорение роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того, как он стабилизировался или снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования динамики нагрузок с таким расчетом формировался. Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их динамики в тренировке:

Чем меньше частота и интенсивность тренировочных занятий, тем продолжительнее может быть фаза (этап) неуклонного нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незначительна;

Чем плотнее режим нагрузок и отдыха в тренировке и чем выше общая интенсивность нагрузок, тем короче периоды волнообразных колебаний в их динамике, тем чаще появляются в ней "волны";

На этапах особенно значительного увеличения суммарного объема нагрузок (что бывает необходимо для обеспечения долговременных адаптации морфофункционального характера) доля нагрузок высокой интенсивности и степень ее увеличения лимитированы тем больше, чем значительнее возрастает суммарный объем нагрузок и наоборот;

На этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок (что необходимо для ускорения темпов развития специальной тренированности) их общий объем лимитирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная и абсолютная интенсивность.

Хотя эти правила не всегда учитываются в явной форме, фактически так или иначе ими руководствуются при построении тренировки в соответствующих условиях.

1.7 Постепенное и максимальное увеличение нагрузок

В процессе спортивной деятельности часто бывает, что нагрузки растут быстрее, чем происходят приспособительные изменения в организме спортсмена. Поэтому одной из задач организации тренировочных занятий является плавное увеличение объема и интенсивности нагрузки. По мере роста тренированности и мастерства занимающихся нагрузки в их тренировках постоянно возрастают. В целях лучшей адаптации организма к возрастанию нагрузок производят их волнообразное повышение. В практике тренировочных занятий по борьбе волнообразность возрастания нагрузки достигается изменением времени схватки, подбором партнеров, постановкой конкретной задачи в отдельные дни тренировочного цикла. Пользуясь волнообразным методом повышения нагрузки, тренер должен создать своеобразный благоприятный фон для применения таких объемов и интенсивности, которые окажутся большими или максимальными для данной группы занимающихся. Внешним проявлением правильного использования дидактических принципов в тренировке является многолетнее стабильное (без срывов) выступление в соревнованиях, здоровый, жизнерадостный облик спортсменов, их успехи в труде и учебе. Все принципы спортивной тренировки неразрывно связаны между собой и выступают в виде единой системы воздействия назанимающихся с целью повышения их спортивной подготовленности.

1.8 Единство всех сторон общей и специальной подготовки (физической, технической, тактической, морально-волевой и психологической)

Общая подготовка борца является базой для дальнейшей спортивной специализации. Характерной особенностью общей физической подготовки является то, что спортсмен занимается ею в течение всей спортивной жизни. Специальная подготовка направлена на приобретение тех качеств, знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения специфической для данного вида спорта деятельности. Высокая специальная подготовленность борца обеспечивается применением непосредственно на ковре широкого комплекса тренировочных средств и специальным развитием всех его физических качеств.

Глава 2. Цикл ичность тренировочного процесса

2 .1 Цикличность тренировочного процесса

К числу основных закономерностей процесса спортивной тренировки относится также четко выраженная цикличность, то есть относительно законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки. В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают: микроциклы, мезоциклы, макроциклы. Все они составляют неотъемлемые звенья рационального построения тренировочного процесса. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Уяснить основы их структуры - значит понять общий порядок построения тренировки. Именно на это нацеливает принцип цикличности тренировочного процесса. Руководствоваться данным принципом - это значит:

1) строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (уже было показано, что волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок находятся в определенном соответствии с тренировочными циклами различной продолжительности - микро-, мезо- и макроциклами;

4) рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловлена, с одной стороны, особенностями составляющих их микроциклов, а с другой - местом в структуре макроцикла и т.д.;

5) при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и некоторые другие, получившие распространение в последние годы.

Цикл (от греческого «циклос») - совокупность явлений, образующих полный круг развития. Цикличность тренировочного процесса проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, периодов и макроциклов.

2.1.1 Виды циклической работы

Микроцикл -- это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

наличие двух фаз в его структуре -- стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;

часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

2.2 Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели -- стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки". В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

2.3 Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Мезоцикл -- это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.

Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсорев-новательных, соревновательных, восстановительных.

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача -- постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.

Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.

Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5--10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах).

Макроцикл -- это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3--4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах(на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям -- Олимпийским играм, а для молодежи -- к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода -- подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы -- создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

2 . 4 Годичный цикл

Годичный цикл -- это относительно самостоятельный, законченный и самый крупный фрагмент в системе планирования тренировки боксеров. Основную задачу тренировочного года -- достижение наивысшего уровня готовности к важнейшим соревнованиям -- спортсмен решает, проходя через три фазы развития своей спортивной формы: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты. Трем фазам соответствуют три периода тренировочного года: подготовительный, соревновательный и переходный. Рекомендуется рассматривать переходный период как период контролируемого и регулируемого понижения уровня спортивной формы.

Заключение

Тренер должен четко знать возрастные особенности развития психофизиологических параметров и основных свойств нервной системы юного спортсмена.

У детей и подростков наблюдаются возрастные периоды снижения психологической надежности, внимания и быстроты переработки информации. Такие чувствительные периоды о основном характерны для подросткового возраста, что требует со стороны тренера большого педагогического мастерства и такта по отношению к поведению, успехам ил неудачам юного спортсмена.

Как правило, участие в спортивных соревнованиях оказывает большое психологическое и физическое воздействие на юного спортсмена, поэтому необходимо применение средств восстановления как педагогических, так и медико - биологических

Используя метод наблюдения, можно получить срочную информацию о влиянии тренировочной или соревновательной нагрузки на организм юного спортсмена, о технике выполнения упражнения, реакции спортсмена на замечание или поощрение и других сторон личности спортсмена.

Любое педагогическое наблюдение требует тщательной разработки плана наблюдения, оценки за наблюдаемым событием и явлением и соответственно их анализа и выводов.

Анкетирование относится к методам, которые носят название “опрос”. В эту группу методов также входят интервью и беседа.

Все эти методы характеризуются следующим признаком: тренер, исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях. Следовательно организация любого опроса должна быть направленна на то, чтобы побудить опрашиваемого дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Использованная литература

· Волков И.П Основы Теории и Методики Спортивной Тренировки (пособие для высших учебных заведений физической культуры).2011г.cт 130

· Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб.для ин-тов физ. культ. - М., 1988.

· Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. -- М., 1998.

· Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. -- М., 1999.

· Методика физического воспитания учащихся 10--11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. -- М., 1997.

· Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.

· Основы теории и методики физической культуры: Учеб.для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. -- М., 1986.

· Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-товфиз. культ.: В 2 т. / Под общ.ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М., 1976.

· Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. -- М., 1990.

· Физическое воспитание учащихся 5--7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. -- М., 1997.

· Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. -- М., 1994.

Подобные документы

    Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки, ее средства и методы. Содержание физической, спортивно-технической и интеллектуальной подготовки. Принципы построения тренировочного процесса. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2014

    Классификация циклов тренировочного процесса. Основные положения принципа цикличности спортивных тренировок. Периодизация спортивной подготовки и цикличность тренировочного процесса. Характеристика ключевых этапов и периодов подготовки к соревнованиям.

    реферат , добавлен 10.01.2014

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Методика спортивной тренировки. Принцип круглогодичного тренировочного процесса. Специфика вида легкой атлетики, уровень подготовленности спортсмена, особенности развития его спортивной формы. Восстановление сил спортсмена после соревновательного сезона.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Исследование основных принципов спортивной тренировки: направленности к максимальным достижениям и наилучшему индивидуальному результату; углубленной спортивной специализации; единства общей и специальной подготовки; непрерывности тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 24.02.2010

    доклад , добавлен 22.11.2014

    Понятие "периодизация спортивной тренировки". Цикличность в системе спортивной тренировки. Этапы построения периодов годичного цикла. Микроцикл, мезоцикл, макроцикл и их характеристика. Средства и методы спортивной тренировки на различных этапах.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Принципы спортивной тренировки. Направленность к максимальным достижениям и лучшему индивидуальному результату. Единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса. Факторы, определяющие основы его проведения в течение года.

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах котором протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недевдного); б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру -структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных годичных и многолетних.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки (см. рис.), связанные с возрастными квалификационными показателями спортсменов.

Предварительной подготовки

Начальной специализации

Углубленной специализации

Спортивно-го соверенствования

Высших достижений

Сохранения достижений

Поддержание тренированности

Годы занятий

Базовой подготовки

Максимальной реализации индивидуальных возможностей

Спортивного долголетия

В отдельных видах спорта нет чети границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как строгих временных рамок этих стадий и этапов

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства. Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.

1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей И специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.

7. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа, предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования. Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.


В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен ной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

  • 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
  • 2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
  • 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру -- структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру -- структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру. -- структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

  • 1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки Боксёров является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
  • 2. эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта (Бокс).
  • 3. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
  • 4. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки у боксёров.
  • 5. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
  • 6. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
  • 7. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
  • 8. Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

В таблице 1 показаны примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития ростовесовых показателей и физических качеств детей школьного возраста.

Росто-весовые показатели физические качества

Возраст, лет

показатели и физ. качества

Сила максимальная

Быстрота

Скоростно-силовые качества

Выносливость (аэробные возможности)

Скоростная выносливость

Анаэробные 1 возможности

Гибкость

Координационные способности

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом этих сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4--6 лет, а высших достижений -- через 7--9 лет специализированной подготовки.

Анаэробного характера;

Аэробного характера;

Аэробного - анаэробного характера;

Аэробного, анаэрробного и аэробно-анаэробного характера.

Аэробная гимнастика.

213 На восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма в спорте после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, направлена:

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Адаптивная физическая культура;

Спортивно-реабилитационная физическая культура;

Аэробная гимнастика.

Анаэробного характера.

214 Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется .

Режимом работы и отдыха;

Периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха;

Режимом работы и отдыха, интенсивностью и характером;

215 Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в:

В два этапа;

Три этапа;

Четыре этапа;

Пять-семь этапов;

Шесть-восемь этапов.

216 На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта:

217 Укажите, какие показатели необходимо учитывать для реализации оздоровительного воздействия ходьбы:

Время ходьбы;

Скорость ходьбы;

Пройденное расстояние;

Время ходьбы, её скорость расстояния.

На быстроту движения.

218 Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе :

Результаты научных исследований;

Прогрессивные идей о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности;

Осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними;

Желание заниматься физическими упражнениями.

Методом воспитания.

219 Спортивная тренировка – это:

Повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата

Планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике и развитие его физических способностей.

Собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Упорядоченная организация деятельности по обеспечению совершенствования человека в сфере спорта.

220 Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются:

Восстановительные средства (баня, массаж, активный отдых, гидропроцедуры).

Продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси.

Физические упражнения.

Естественные силы природы.

221 В спортивной тренировке под термином “метод” следует понимать:

Наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса.

Способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Исходные закономерности, которые определяют организацию учебно-тренировочного процесса.

Конкретные указания тренеру о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

222 Воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, называется:

Физическим совершенством

Спортивной тренировкой.

Физической подготовкой.

Нагрузкой.

223 Средствами технической подготовленности спортсмена являются :

Общеподготовительные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения.

Соревновательные упражнения

Общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

224 Спорт в узком понимании можно определить:

Активная двигательная деятельность спортсменов

Собственно соревновательная деятельность.

Наивысшая готовность к выступлениям, достижение высоких результатов.

Максимальное оздоровление и совершенствование человека в сфере спорта.

225 Целью спортивной тренировки является:

Совершенствование двигательных качеств, повышения функциональных возможностей организма.

Воспитание морально-волевых качеств.

Подготовка к спортивным состязаниям, достижение максимального возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

226 Спортивное достижение – это:

Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях.

Спортивная практика в сфере спорта.

Показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных достижениях

Достижение высоких спортивных результатов в хорошо отлаженной системе подготовки спортсмена.

227 Принципы спортивной тренировки представляют собой:

Наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Способы применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Внешнее выражение согласованной деятельности тренера и спортсменов, осуществляемое в определенном порядке режима.

Путь достижения (реализации) цели и задач спортивной тренировки.

228Годичный цикл спортивной тренировки делится на следующие периоды:

Втягивающий, базовый, восстановительный;

Подготовительный, соревновательный, переходный;

Тренировочный и соревновательный;

Осенний, зимний, весенний, летний.

Втягивающий, базовый, восстановительный; тренировочный и соревновательный;

229 Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

Максимальный фонд двигательных умений и навыков;

Наивысший уровень развития физических качеств;

Здоровье спортсмена;

Спортивный наивысший результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта

Наивысший уровень развития физических способности;

230 Возрастной период, наиболее чувствительный для воздействий, характеризующийся оптимальными возможностями для ускоренного развития какой-либо стороны психики или психомоторики (памяти, мышления, двигательных навыков, физических качеств и др.), а также обучения и воспитания, называется:

Дошкольным;

Школьным

Сенситивным;

Базовым

Возрастным

231 Укажите, как называются тренировочные циклы (в зависимости от масштаба времени), на основе которых строится процесс спортивной подготовки:

Тренировочные, соревновательные, восстановительные;

Микроциклы, мезоцикл, макроциклы;

Подготовительные, основные, соревновательные

Восстановительный, подготовительные, основные.

232. В спорте при проведении комплексного контроля (в подготовке спортсмена) регистрируются показатели:

Тренировочных и соревновательных воздействий;

Функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

Состояние внешней среды;

Тренировочных и соревновательных воздействий, функционального состояния подготовительнности спортсмена состояние внешней среды

Оперативные, текущие, этапные циклы;

233. Методом исследования личности, построенный на её оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надёжностью и валидностью, называется:

Педагогическим экспериментом;

Математико-статистическим анализом;

Комплексным контролем;

Состояние внешней среды.

234. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды контроля:

Исходный, рубежный, итоговый;

Предварительный, основной, заключительный;

Оперативный, текущий, этапный;

Исходный, рубежный, итоговый; педагогический и медико-биологический;

235. Комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребёнка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорт- , называется :

Тестированием достижений и развития;

Диагностикой достижений и развития;

Спортивным отбором;

Педагогический и медико-биологический;

236. Система организацонно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

Спортивным отбором;

Спортивной ориентацией;

Педагогическим тестированием;

Диагностикой предрасположенности;

Диагностикой достижений и развития, спортивным отбором;

237. Совокупность качества личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное её выполнения, называется:

Способностью;

Природными задатками;

Талантом;

Индивидуальными особенностями;

Анализом и оценки одаренности;

238. Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется:

Периодичностью и длительностью занятий;

Интенсивностью и характером используемых средств;

Режимом работы и отдыха;

Периодичностью и длительностью занятий; интенсивностью и характером используемых средств; режимом работы и отдыха;

Периодичностью занятий;

239. По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках,. которые повышают ЧСС...в зависимости от возраста и состояния здоровья .

От 90 до 130 уд/мин;

От 100 до 170-180 уд/мин;

От 180 до 220 уд/мин;

От 180 до 250 уд/мин;

От 90 до 220 уд/мин;

240. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости обеспечивается выполнением физических упражнений при ЧСС:

- от 90 до 110 уд/мин;

От 110 до 130 уд/ мин;

От 144 до 156 уд./ мин;

От 175 до 205 уд./ мин;

От 120 до 130 уд/ мин;

241. Для студентов вузов в оздоровительных целях рекомендуется двигательная активность в объёме... в неделю .

242. Во время занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью сердце должно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Его (безопасный уровень) можно вычислить по формуле :

- “220 минус возраст (в годах)”;

- “220 плюс возраст (в годах)”;

+ “190 минус возраст”;

- “возраст плюс ЧСС в покое”;

- “180 минус возраст”.

243. Наиболее объективно физическая нагрузка, вызывающая положительные сдвиги в организме, дозируется по:

ЧСС (частоте сердечных сокращений)

Объему выполняемых физических упражнений;

Интенсивности выполняемых физических упражнений;

Интенсивностью и характером используемых средств;

ЧСС, объему и интенсивности выполняемых физических упражнений;

244. Для получения оздоровительного эффекта минимальный расход энергии во время занятий физическими упражнениями должен составлять :

150-250 ккал;

300-500 ккал;

700-900 ккал;

1000-1200 ккал;

1100-1200 ккал.

245. При дозировании физических упражнений предусматривается учет максимального числа повторений (МП) в течение определенного промежутка времени. В оздоровительной тренировке дозирование нагрузки находится в диапазоне :

246. В оздоровительной тренировке для повышения работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим :

Различные виды силовых способностей;

Различные виды скоростных способностей;

Различные виды выносливости;

Координационные способности;

Различные виды силовых способностей; координационные способности;

247. В программах оздоровительной тренировки рекомендуется преимущественное (до 90-100 %) использование упражнений :

На быстроту движений;

На выносливость;

На силу;

Скоростно-силовой направленности;

На ловкость.

248. Для начинающих заниматься оздоровительным бегом пульс (в среднем) во время бега не должен превышать:

90-100 уд/.мин;

120-130 уд/мин;

160-170.уд/мин;

180-190.уд/мин;

200-220. уд/мин.

249. В оздоровительном плавании в качестве оптимальной оздоровительной дистанции принято считать дистанцию, которую следует проплыть с учетом возраста и с доступной скоростью не останавливаясь .

От 400до 600 м;

От 800 до 1000 м;

От 1400 до 1800 м;

От 2000 до 2500 м;

От 2200-2600 м;

250. При занятиях велосипедом для здоровья необходимо ездить безостановочно в течение как минимум с ЧСС 60 % от максимальной.