Про пуанты. Пара вопросов


Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать - бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять...

Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится - изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет...


Как выбрать?
Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) - это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch - 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

У большинства производителей есть наглядные способы подобрать модель, а в магазинах марок работает специалист по подбору пуант - фиттер.


Сколько купить?
Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).


Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели:)

Можно надевать?

Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка - оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные - важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

А теперь уже можно?

Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться - гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже - это Plie.

А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу - это Releve.

Повторите 1000 раз.

И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

Это красивые балетные ноги: здесь есть накаченный подъем, что делает ступлю огромной (но сильной, да и в пуанте она красиво смотрится), а также Х-овые ноги (то, что называется hyperextension) - особо ценится у балерин: на фото ниже справа ноги нормального человека, слева - ноги человека-танцора.

А это ступни всемирно известной балерины Светланы Захаровой, которую боготворят чуть ли не все балерины (она и правда красива, прекрасно сложена и артистична) было бы здорово, если бы она не была ярой сторонницей ПЖиВ.

Но простым сметрным это, конечно, не грозит:)

А это вообще безопасно?

Номинация «Эстетический цикл»

Я выбрала эту тему потому, что мне нравится балет, как танцуют балерины, как они встают на кончики пальцев. У них получается это очень красиво.

Целью моего исследования является : узнать, как балерины стоят на кончиках пальцев? Попытаться самой встать на ноги.

Задачи:

    Узнать, как у них получается вставать на кончики пальцев.

    Попытаться самой на практике встать на пальцах.

    Насколько возможно ли это сделать вообще самостоятельно?

Гипотеза : Я всегда предполагала, что балерины сами стоят на ногах, потому что много танцуют. Сначала, я подумала, что они стоят на носочках сами, потому что много тренируются, занимаются, репетируют разные танцы и от долгих занятий у них крепкие ноги, на которых они могут вставать на кончики пальцев.

Я решила узнать: «А на самом ли деле это так?» Но когда я стала спрашивать у других людей, как это получается у балерин, мне сказали, что они танцуют в специальной обуви, которая называется пуанты. И тогда мы с мамой посмотрели в Интернете, что такое пуанты, как они изготовлены.

Основная часть: Танец на пальцах в балете

1. Пуанты

Пуанты представляют собой особый вид обуви, который закрепляется на ноге при помощи лент, а носок укрепляется жесткой колодкой. Слово пуанты происходит от французского «кончик». Для облегчения такого танца и стали использоваться пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Но оказывается для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. Ведь эта балетная обувь, как облегчает труд профессиональной танцовщицы, так и может навредить неопытной исполнительнице. Ведь для того, чтобы танцевать на пуантах, нужно значительно поработать над укреплением пальцев ног.В балетных школах девочек несколько лет обучали классическим танцевальным элементам прежде, чем позволяли надеть пуанты.

2.Танец на пальцах в балетной технике.

Танцем на пальцах называется, строго говоря, танец на концах всех пальцев при вытянутом подъёме. Для того, чтобы научится технично исполнять балетные движения, необходимо долго и усиленно заниматься. Ведь гибкость тела, ощущение полета, быстрые и четкие движения рук и ног танцора, всегда приковывают внимание публики. Главное в балетной технике знать и правильно выполнять основные шаги. При этом большое внимание уделяется укреплению ног. Поскольку от гибкости и силы нижней части тела зависит очень многое. Это будет необходимо, когда танцор станет работать в пуантах, или выполнять сложные движения ногами.

Балетная техника складывается не только из мастерства танца, но и из умения владеть своим телом. Ведь для того, чтобы выполнять сложные движения в воздухе, взлетать и замирать, необходимы долгие годы тренировок.

Когда мы с мамой собирали материал для нашего исследования, теоретически я понимала, что встать на кончики пальцев очень трудно. Но все-таки, я надеялась что, надев пуанты, у меня получится как у настоящих балерин.

До начала исследования я не предполагала, как трудно это будет сделать. Когда я ещё ничего не знала о пуантах, пробовала сама вставать на пальцы, но у меня плохо получалось, с прыжка я ещё могла встать на кончики пальцев, но удержать равновесие и простоять в одном положении у меня не получалось. И вот наконец-то, узнав про пуанты, решила попробовать их одеть проделать танцевальное упражнение.

3. Эксперимент

Свой эксперимент я решила провести по следующему плану:

    Одеть балетки. Постоять в них на цыпочках.

    Одеть пуанты. Попытаться сделать упражнение в них.

1. Балетки одели сразу. В них легко было танцевать и прыгать. На танцах я тренируюсь именно в них. Но постоять на цыпочках не удалось -больно пальцы, так как ни мои ноги ни пальцы совершенно не подготовлены для таких упражнений

2. Когда я одевала пуанты, то выяснила что их надо плотно закрепить вокруг ноги, без навыка это сложно, без привычки и тренировки в них трудно двигаться и стоять. На носок встать можно, но трудно удержаться. В этот момент я вспомнила как мама мне рассказывала о технике танца в балете, как учат правильно держать своё тело на носочках а потом только одевать пуанты и что сразу стоять в пуантах очень трудно.

Вывод

Самостоятельно без тренировок на носки не встанешь, даже занимаясь танцами.

В пуантах можно встать на носочки, но без тренировок это сделать очень трудно.

На фотографиях видно, как я пыталась стоят сначала в балетках, но я стою на носочке, а не на кончиках пальцев. Так как я постоянно занимаюсь танцами в балетках то стоять в них мне было привычно, хотя я так ничего не добилась.

Когда я надевала пуанты, то очень надеялась, что у меня получится встать на носочки как балерины, что даже смогу проделать какое-нибудь упражнение или занять танцевальную позицию.

Но к моему великому разочарованию у меня все плохо получалось. Я только смогла встать на кончики пальцев, лишь опираясь на что-нибудь, а принять какую-либо танцевальную позицию у меня не получилось. У меня быстро устали ноги, заболели пальцы. На фото, в пуантах я встала на кончики пальцев после нескольких попыток, но это удалось с большим трудом, удерживать равновесие в этом положении было тоже очень трудно.

Заключение: Танец это не только мечта, но ещё упорство и труд

Из всей этой работы я сделала для себя один большой вывод. Быть балериной очень сложно, то как они танцуют, это нравится всем, это очень красиво и я думала, что смогу также. Когда я провела исследование в своей работе, пытаясь ходить стоять в пуантах, встать в какую-либо позу, у меня всё плохо получалось. И я поняла, что это очень трудно и сложно без постоянных тренировок и упражнений, что у меня не достаточно сил для таких упражнений. Но всё-таки встать на кончики пальцев в пуантах возможно, хотя без специальных занятий больно.

Итак, проведя исследование, я выяснила, что моя гипотеза подтвердилась, потому что эксперимент показал - балерины могут вставать на кончики пальцев, так как они много тренируются, занимаются, репетируют разные танцы и от долгих занятий у них крепкие ноги.

Очень важно, что балерины начинают заниматься танцами с самого детства, отрабатывая технику танца и умение танцевать в пуантах. Я только смогла встать на кончики пальцев, лишь опираясь на что-нибудь, а принять какую-либо танцевальную позицию у меня не получилось. У меня быстро устали ноги, заболели пальцы.

Эта работа помогла мне понять, для того чтобы стать балериной мало одной мечты нужен ещё большой труд и упорство, а это оказывается имеет большое значение для достижения поставленной цели.

Список литературы:

    А.Я. Ваганова «Основы классического танца» - Лань 2000// Электронная библиотека.

    «БСЭ» - 3-е изд. 1969-78.

    Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.2000

    Олеся Якунина « - Пуанты и поклонники»// Деньги М.: Комерсантъ, 28.05.2007. - №20

Макарова Анна, 7 лет, ученица 1 "3" класса МОУ Гимназия № 43, город Омск. Аня творческая личность, хорошо учится, занимается в эстрадных танцах. Победитель конкурса в Малых научных чтениях "Хочу все знать"в секции "Творчество", участник конференции юных исследователей "Почемучка", лауреат учебно-исследовательской конференции детско-юношеского творчества "Белая береза" Руководитель: Шутова Наталья Геннадьевна, учитель 1 категории, классный руководитель МОУ Гимназия № 43, город Омск. Работу приcлала: Макарова Н.А.

Как стоять на пуантах, задумываются начинающие балерины и зрители балетных постановок. Порхающим на сцене танцовщицам, кажется, все дается с легкостью. На самом деле за снятой театральной обувью скрываются кровавые мозоли, растяжения, травмы щиколотки. Профессионалы не рекомендуют самостоятельно овладевать практикой стояния на пуантах, ведь даже начинающих учениц балетных школ готовят к этому в течение целого года.

Научиться стоять на пуантах: реально или нет?

Человеку без профессиональной подготовки встать на носочки бывает трудно. Если за плечами опыт посещения студии художественной гимнастики с многочасовым стоянием на носках или академического танца – шансы на благополучный результат возрастают. Но есть нюансы.

  • Повышается нагрузка на связки голеностопного и коленного сустава, позвоночника в поясничном отделе, возможно развитие варикозного расширения вен.
  • В пуантах непрофессионалу легко получить растяжение или разрыв связок или мышц, на нормальной ходьбе или дальнейшей танцевальной карьере может быть поставлен крест.
  • Учителя академического танца не разделяют желания девушек самостоятельно изучать балет, даже пользуясь видеоуроками. Идеальный вариант – посещение балетной студии с опытным преподавателем. Он подберет комплекс упражнений, учитывая физиологические особенности конкретного ученика.

Как стоять на пуантах? Нужны тренировки!

Как правильно стоять на пуантах?

Разрабатывать стопу нужно долго, должны быть сильные икроножные мышцы. Правильно стать на пуанты – значит, встать на носок. Многое зависит и от подъема стопы. Девушки, умеющие ходить на высоких каблуках, с этой проблемой встречаются реже.

Помочь в подготовке мышц могут упражнения.

  1. Полуприседания и работа у станка смогут разработать нужные мышцы. Необходимо научиться правильно тянуть пальцы и самостоятельно, и с помощником. Больно быть не должно, хорошо, если чувствуется легкий дискомфорт.
  2. Полезна ходьба на носочках по дому, поднятие и спуск по лестнице, придется отказаться от лифта.
  3. Больно ли стоять на пуантах? Безболезненный этот процесс только для профессионалов. До 5 минут придется стоять у стенки – ровно, на носках, чтобы стопа полностью, кроме самих пальцев, колено, ягодицы, лопатки касались вертикальной опоры.
  4. Резинкой растягивают стопу от себя и к себе, нога должна чувствовать сопротивление.
  5. Поможет и разработка мышц ног полуприседаниями, когда пятки соединены, носки смотрят врозь, колени чуть согнуты. Из этого положения нужно постараться ноги поставить на носок и вернуться в исходное положение, опустив стопу на пятку.

Красота и легкость движений придут со временем, когда отступит легкая боль. Важно не спеша выполнять упражнения и только после разогрева мышц.

Профессиональный риск и заболевания

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.


Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.


Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

Posted On 10.04.2018

NEW | 1800 q | Классический | Средние шк. | Основы. База, Авторские методики | mp4 | Файлов: 2 | Время: 2 ч 30 мин | Июнь 2016

Данный материал предназначен для педагогов классического танца, которые занимаются со своими детьми пальцевой техникой.

В данный курс входит:
- Методика преподавания программных движений на пуантах
- СФП на пуантах (специальная физическая подготовка на пальцах).
- Элементы урока на пальцах у палки.

Начинается курс с того как подготовить пальцевые туфли к работе, как правильно их размять, как правильно пришить и завязать тесемки. И самое главное – как правильно научить ребенка стоять на пуантах, на полном пятаке, без косой стопы, стоянии на ребрах и т.д? С чего начинается первый урок , когда дети еще ни разу не вставали на пуанты? Ответ на этот вопрос вы найдете в данном курсе. Большое внимание Дарья уделяет подготовке стопы к постановке на пуанты. Педагог делится комбинацией ее педагога Сахаровой Л.В для подготовки стоп к пальцевой технике.

Как и почему стоит изучать то или иное движение Дарья объясняет исходя из своего многолетнего опыта работы, как педагогом, так и танцовщицей.

Как подготовится к пуантам?

Педагог очень дотошно подходит к показу и объяснению всех движений, она не пропускает ни одной мышцы в ноге, объясняет, как они должны работать и какие ощущения при этом должен испытывать ученик. Сам педагог при объяснении очень часто встает на пуанты и показывает, как это должно быть, вслед за педагогом пальцевые туфли надели и сами семинаристы и попробовали все на себе. В курсе разобраны основные движения первых трех лет обучения пальцевой технике в профессиональной школе. Этот материал станет вашим помощником, если вы работаете с пальцевой техникой.

Хронометраж

№742.1 (1 ч 21 мин)
- рассказ о том как готовить пуанты к работе
- первоначальная постановка на пуанты
- releve у палки
- вскок на две ноги
- echappe
- вскок на одну ногу
- pas de bourrée suivi
- jete на пальцах
- sissonne simple
- baloné
- упражнение на развитие стоп
- releve на середине зала
- полповорота у палки

№742.2 (1 ч 8 мин)
- разогрев у палки для пальцевой техники
- echappe на 1 ногу и en tournant
- echappe по VI прозиции
- sissonne simple
- pas de bourrèe dessus-dessous
- jete fondu
- coupe baloné
- поворот Soutenu в развитии
- pirouette из V позиции.

Стопы определяют здоровье спины
и качество осанки во время письма и чтения. Поэтому основная задача упражнений для стоп заключается в том, чтобы восстановить связь мозга со ступнями. Укрепить подъемы стоп. Улучшить подвижность пальцев и суставов. Проработать мышцы стуней и икр.

Осознай тело своё. Когда ты стоишь, помни о треугольнике, который образует основание большого пальца, мизинец и центр пятки. Важно равномерно распределять вес тела на обе вершины этих треугольников.

Возьми контроль за движением пальцев ног .
Важно научиться управлять пальцами ног по отдельности и контролировать мышцы ступни.

как встать на пуанты

Для выполнения упражнений для стоп исходное положение может быть стоя или сидя.

Упражнение «Контроль»
1. Попытайся поднять только большой палец каждой ноги, остальные оставив на полу. Ступни плотно стоят на полу.

2. Теперь наоборот - подними все пальцы, кроме большого. Ступни плотно стоят на полу.

Упражнение «Стадионная волна».
Для начала представь как движется волна болельщиков на стадионе. В этом упражнение тебе надо разработать пальцы ног по отдельности. Поднимай пальцы каждой ноги один за другим, начиная с большого, и опускай предыдущий, когда поднимаешь следующий. Получается как волна болельщиков на стадионе. Потом повтори движение от мизинца к большому пальцу.

При выполнении этого упражнения следи за тем, чтобы: (1) основания пальцев оставались на полу, (2) пятки должны быть прижаты к полу, (3) стопы стабильно удерживают своё положение, т.е. исключай повороты стоп в стороны.

Упражнение «Мостик» позволит тебе укрепить своды стоп, что скорректирует дисбаланс между верхней и нижней частями спины. Слабость сводов стоп способствует поворачиванию ступни внутрь, нарушая фундамент твоего тела, на котором и строится правильная осанка. Своды стоп являются своего рода амортизаторами ног - определяют плавность и подвижность всего тела.

Исходное положение стоя или сидя. Стопы стоять параллельно друг другу. Носки вытянуты. Начинаем выполнять подъём - приподними внутренние края стоп, увеличивая высоту сводов и притягивая основания пальцев к пятке. Удерживай положение 15 сек., затем расслабься.

Упражнение «Качели» выполняется стоя, стопы стоят параллельно друг другу. Руки на поясе, дыхание свободное «нос - рот». Просто делай перекаты с пятки на носочки. И обратно. При этом тело твоё должно удерживать вертикальное положение, глаза смотреть в пространство вперед, а тебе надо сосредоточиться на ощущении плавности движения твоего тела.