Семантическая зона плавания. Определение индивидуальных зон интенсивности тренировок Зоны плавания


В общем случае в каждом море могут быть выделены отдельные зоны с характерными для них навигационно-гидрографическими особенностями и условиями плавания. Такими зонами являются:

Зона открытого моря;

Прибрежная зона;

Зона стесненного плавания.

Так, навигационно-гидрографические особенности плавания в этих зонах предъявляют свои специфические требования к средствам навигационно-гидрографического оборудования (в дальнейшем СНО).

Зона открытого моря - все водное пространство океанов и морей, лежащее за пределами зрительной и радиолокационной наблюдаемости береговых СНО. Большие глубины, незначительное количество или отсутствие навигационных опасностей дают возможность широкого выбора пути следования судна. Плавание в зоне открытого моря свободное или по объявленным рекомендованным путям. Как правило, рекомендованные пути определяют общее направление потока двухстороннего движения судов, без определенных границ или с границей с одной стороны.

В ряде случаев, особенно в районах интенсивного судоходства, часть рекомендованных путей используется для разделения движения встречных потоков. Такие пути определяют направление движения и могут иметь ограничения по ширине.

Основным способом получения места судна в этой зоне является счисление пути с периодическим определением места по СНО или светилам.

Прибрежная зона - часть моря, лежащая вдоль материкового берега, берегов, архипелагов и отдаленных островов, в которой возможно зрительное и радиолокационное наблюдение береговых СНО.

Ширина прибрежной зоны принимается 30-50 миль. Близость берега, сравнительно небольшие глубины, надводные и подводные навигационные опасности усложняют плавание и ограничивают выбор пути следования судна в прибрежной зоне. Плавание в зоне осуществляется в основном по рекомендованным путям или фарватерам ограниченной ширины и только в отдельных районах допускается свободное плавание.

Условия плавания в прибрежной зоне требуют повышения точности и быстроты определения места судна по сравнению с зоной открытого моря.

Зона стесненного плавания включает в себя каналы, узкости, шхеры, акватории портов, устьевые участки судоходных рек. Плавание в зоне осуществляется, как правило, по строго определенным направлениям, обеспечивающим безопасный путь следования. Условия плавания в зоне требует контроля местоположения судна с еще большей по сравнению с другими зонами точностью и частотой определения. На особо сложных участках, из-за отсутствия времени на инструментальные определения, используется лоцманский метод управления судном.

В районах интенсивного судоходства независимо от зоны, в которой проходят пути следования судов, в целях повышения навигационной безопасности плавания и уменьшения опасности столкновений применяется система разделения встречных потоков движения, установления глубоководных путей для судов с большой осадкой и зон прибрежного плавания.

Одной из мер, предусматриваемых системой разделения движения, является введение на морских путях зон или линий, разделяющих движение судов, следующих в противоположных направлениях. По обе стороны от зоны или линии разделения движения отводится полоса одностороннего движения. В местах схождения нескольких рекомендованных путей вводят районы кругового движения, плавание в которых осуществляется в установленном порядке вокруг определенной зоны или точки до выхода в соответствующую полосу движения.

Общие принципы установления и использования путей и систем разделения движения судов, а также описания путей и систем разделения движения судов приводятся в "Рекомендациях для плавания в районах разделения движения судов" издания ГУНиО, в "Руководствах для плавания" или в "Режиме плавания в ________ море".

Пути и системы движения в международных водах устанавливаются с одобрения ИМКО, в территориальных водах Украины - компетентными органами Украины.

Полные данные о системах разделения движения и рекомендованных путях публикуются в "Извещениях мореплавателям". Установленные системы разделения движения показываются на морских навигационных картах.

Основными факторами, от которых зависит требуемая точность определения места судна, обеспечивающая навигационную безопасность в зоне плавания, являются расстояние до ближайших к пути следования навигационных опасностей, ширина канала, фарватера или безопасного прохода узкости. Кроме того, требуемая точность зависит от задач, решаемых судами в данном районе, интенсивности движения, скорости хода судна, его маневренных элементов и размеров. Увеличение скорости хода и водоизмещения судна не только повышают требования к точности, но и вызывают необходимость значительно сократить время обработки измеренных навигационных параметров при определениях.

Точность определения оценивается средней квадратической погрешностью (СКП) М, представляющей собой радиус круга, в пределах которого может находиться судно. Вероятность Р нахождения действительного места судна в круге радиусом М зависит от соотношения осей эллипса погрешностей и колеблется в пределах Р = 0,683 при b: a = 0,1 и Р = 0,632 при b: a = 1.

При известных элементах эллипса вероятность СКП принимается Р = 0,632. Предельную М^ в зависимости от заданной ее вероятности рассчитывают по формуле

М^ = К р М

где К р = коэффициент, который выбирается из таблицы № 1 по заданной вероятности Р и соотношению полуосей эллипса погрешностей

Т а б л и ц а № 1

При неизвестных элементах эллипса погрешностей коэффициент К р выбирается для соотношения b: a = 1.

Международная ассоциация маячных служб (МАМС) рекомендует следующие точности определения места судна в различных зонах плавания при обеспечении следующей вероятности нахождения судна в пределах:

Канала, шириною 100 м - 0,997;

Фарватера, шириною 250 м - 0,993;

Фарватера 2 - 20 кбт - 0,950;

Полосы движения 10 - 20 кбт - 0,950.

Т а б л и ц а 2

Приведенные в таблице значения соответствуют Резолюции Международной морской организации (ИМО) А529 (ХІІІ) от 17 ноября 1983 г.

Теперь мы знаем, что средства навигационно-гидрографического оборудования должны обеспечить заданную точность определения места судна для безопасного плавания.

1.1 Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Тренировочные нагрузки в плавании в зависимости от интенсивности и продолжительности делятся на 6 или 9 зон интенсивности (Е.А. Ширковец.1996).

зона. Нагрузки имеют чисто аэробную направленность, преобладающее значение в энергетике имеет липидный обмен. Работа в этой зоне может выполняться длительное время, так как интенсивность ее не велика. Содержание лактата не превышает 2.0 - 2.5м Моль/л (уровень аэробного порога), показатель рН остается в пределах нормы, потребление кислорода может возрастать до 50% от МПК, ЧСС находится в пределах 110-130 уд/мин.. Нагрузки этой зоны применяются на начальных этапах тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время - в качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки (компенсаторное плавание).

зона. Нагрузки второй зоны носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога. Концентрация лактата в крови может достигать до 3.5 - 4.0 мМоль /л и сопровождаться сдвигом рН в кислую сторону до 7.35. Это приводит к угнетению липидного обмена и активации окисления углеводов, потребление кислорода возрастает до 50-80% от максимума. Средняя продолжительность однократной непрерывной работы составляет 10-30 минут при ЧСС 130-150 уд/мин. В этих условиях в наибольшей мере совершенствуются эффективность и емкость аэробных процессов, способствуя развитию выносливости.

зона Нагрузки имеют смешанный аэробно-анаэробный характер энергообеспечения. - потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы превышает уровень анаэробного порога. Продолжительность однократно выполняемых упражнений составляет 5-15 минут. В практических целях в данной зоне выделяют 2 подзоны А и В с уровнем лактата в крови 4.0 - 6.0 и 6.0-9.0 соответственно. Работа в данной зоне используется для развития мощности аэробных процессов (за счет прироста кардиореспираторной производительности)

зона. Нагрузки имеют анаэробную гликолитическую направленность и применяются для развития специальной выносливости. (анаэробно-лактатный режим). Основной источник энергообеспечения - окисление углеводов, приводящее к значительному повышению уровня лактата в крови. Здесь принято выделять три подзоны А, В, С с уровнем лактата соответственно 9-12; 12-15; 15 мМоль/ л и выше.

зона. Нагрузки включают упражнения спринтерской направленности. Основным источником энергообеспечения служат фосфогены (АТФ и КрФ). интенсивность упражнений максимальная, продолжительность однократной работы не превышает 15-20 секунд (анаэробно-алактатный режим)

зона. Нагрузки имеют анаболическую направленность - усиливают синтез сократительных белков в мышцах и АТФ-азную активность миозина в мышечных нитях. Сюда относят в основном упражнения пловца с около предельными и большими отягощениями, направленные на увеличение максимальной силы мышц.

Гигиеническая характеристика лыжного спорта

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить восстанавливающий, поддерживающий, развивающий и соревновательный характер...

Использование тренировочных нагрузок максимальной интенсивности юных лыжников-гонщиков 13-14 лет

Проведенный анализ научно-методической литературы, выявил, что улучшение показателей функциональной подготовленности лыжников-гонщиков оказывает существенное влияние на уровень их спортивных достижений в лыжных гонках...

Исследование уровня объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)

Физическая нагрузка -- это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. }