Схема сборки рыболовной катушки. Устройство безынерционной катушки - строение катушек


Пока на улице снова льет, как из ведра, вместо очередной рыбалки решил потратить время на тщательный осмотр новой игрушки. О катушках итальянской марки ALLUX наверняка уже слышали многие. После обзоров коллег, решился таки тоже завести себе такую вещь, как запасную к паре своих Твинов. Хотя кто знает, пару сезонов назад купил про запас катю от ABU Garcia, так сейчас она в деле бывает почаще, чем Твин и Рарениум.

Ну, начнем собственно сам осмотр нашей пациентки. В просторной глянцевой коробке помимо самой катушки в целлофановом пакетике, есть ее подробная взрыв-схема и пакетик с дополнительными шайбами подшпульного узла. На коробке присутствует информация в виде таблицы с краткими ТТХ агрегата на английском и итальянском языках и сведения, что изделие изготовлено за пределами евросоюза, по штрих-коду принадлежность - Италия. Всё честно и понятно. Сама по себе катушка исполнена в классическом стиле и строгом, я бы даже сказал, подчеркнуто строгом дизайне.



Сразу выяснил к какому размеру по японским меркам можно отнести данную катушку. У меня получилось нечто среднее по габаритам между 2500 и 3000.



У "Рутениума" широкая неглубокая матчевая шпуля диаметром аж 55мм. То есть имеем некоторое увеличение дальности заброса + некоторое увеличение скорости подмотки без увеличения передаточного соотношения (5,1:1 в моем варианте). На шпуле присутствует информация о вместимости лески и защите от влаги фрикционного тормоза. Без гайки фрикциона шпуля весит 44 с половиной грамма, с гайкой 51г. Для таких габаритов масса невысокая, добились этого конструкторы за счет мощной перфорации и выборки металла. Разбирать шпулю полностью не стал, пока новая, нечего там делать. Да, кстати, на шпуле аж две клипсы для закрепления лески и обе подпружинены.





Ручка "Рутениума" на шестиграннике, с фиксирующими зубьями, что исключает люфт. Имеется небольшая выборка металла в целях облегчения конструкции и соответствия общему ажурному дизайну, масса ручки 33г. Кноб с поверхностью из EVA приятный на ощупь и удобный в обращении, судя по схеме на двух подшипниках. Открутив пластиковую заглушку, верхний подшипник я увидел, поэтому разбирать полностью уже не стал.



Сам корпус катушки с ротором весит 166г, материал судя по всему какой то сплав на основе алюминия, хотя понять очень непросто благодаря матовому покрытию черного цвета. Создан корпус очень компактным, плотно сбитым, зазоры минимальные, все детали сочленяются очень плотно, похоже о возникновении возможности проникновения влаги внутрь можно забыть. Рычажок переключателя стопора расположен снизу, средних размеров, нащупать его проблем не составит, я думаю, даже в перчатках.






Далее снимаем ротор, опять же из-за покрытия не совсем ясен материал его, возможно это какой то пластик. Конструкция ажурная, но весьма прочная, в силу большого количества ребер жесткости. Масса ротора в сборе с дужкой лесоукладывателя 61г, что для его габаритов очень неплохо. В корпусе под снятым ротором тем временем обнаруживаю еще один подшипник, расположенный согласно схемы.



Узел ролика лесоукладывателя тоже не разочаровал - конструкция проста и надежна, подшипник в комплекте, смазка есть, ролик имеет покрытие золотистого цвета, вероятнее всего нитрид титана.




Делать полную разборку новой катушки, не требующей смазки и регулировки, считаю нецелесообразным. Искомые подшипники я нашел, их расположение соответствует прилагаемой схеме (8+1). Смазка во всех узлах присутствует, никаких посторонних шумов катушка при работе не издает, ход плавный, легкий. Под занавес, после обратной сборки, намотал на шпулю шнур, укладка вполне достойная для столь бюджетной катушки с планетарной схемой. Сама по себе разборка/сборка "Рутениума" ничего сложного не представляет. Нужны лишь две крестовых отвертки, ключ или головка на "11" для снятия ротора и одна плоская отвертка для откручивания заглушки на кнобе.

Осталось проверить катушку на воде и рыбе, хотя это уже многие сделали до меня.



В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют "Fixed spool reel"- катушка с фиксированной шпулей . Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной - фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так - же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно - поступательных движений шпули, перемещающейся "вперед-назад" под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед - назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы - . Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним - шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску - в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно - поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули "вперед - назад" соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ("вперед") леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую ("назад") - следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно - шатунной передачей :
1. червячная передача называемая "бесконечным винтом" - кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно - шатунная передача с использованием кулисы называемая "локомотивной" - некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно - поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули - длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая "шагом укладки лески". Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла "вперед - назад" шаг подачи, обеспечивает прямую - цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же - прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.


-прямая (цилиндрическая уклада) - имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае - геометрическая форма шпули, в другом - форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом - имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески . Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом - имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода "бород", необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 - 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески - она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

- цилиндр ("прямая")

- конус ("конусная")

- обратный конус ("обратно-конусная")

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 - размер увеличивается от меньшего числа к большему; от "1000" до "12000" с размерным шагом "500", т.е. "1000", "1500", "2000", "2500" и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от "1000" до "5000". Большие катушки, от "5000" и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 - размер увеличивается слева направо; от "020", "025", "030" и выше с размерным шагом "005" .

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер "1000" соответствует размеру "020", "1500"-"025", "2000"-"030"и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами "AH" перед цифровой подписью "2000".

Какого размера брать катушку; "1000" - "тысячник" или "2000" - "двухтысячник" зависит от того с каким вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование "гармонии снасти", с учетом общего а. С легкими удилищами класса Ультро - Лайт (UL) используют "тысячники" или "полутора тысячники", для класса Лайт (L) рекомендуются "полутора тысячники" или "двух тысячники", по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате "mm /m" - диаметр лески/длина лески. Например, "0.18/240 0.20/200 0.25/140" означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом "Gear ratio" и отношением чисел. К примеру: "5,0:1" означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; "3.6:1" - за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так - как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой "спектр" передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1 .

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели - поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

- тихоходные (силовые) - передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля "троллингом".

- универсальные - передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

- скоростные - передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких с джиг - головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти - характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно .

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти , позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма , размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), д ля предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки - считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: "стопор обратного хода" или "антиреверс" . Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот "рычажок - флажок" - переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: "стопор реверса" , "антиреверсный стопор" , "реверсный фиксатор" и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК - не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода , основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол - «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя - спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора - раскрутите ротор катушки двумя - тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти - при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма - недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода - необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти "на себя", при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки - визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
- Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
- Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: "Джеймс Кук - 1764 год". Я его поджигаю, а он горит...
Первый, почесав голову.
- Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик - то погаси!

Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс!

Предполагает наличие желания возиться с техникой, если вы по какой-то причине не хотите или не имеете возможности самостоятельно заняться катушкой, то лучше сразу обратитесь к специалисту, или купите новую катушку. Но если вы умеете держать в руках отвертку, то можете попробовать сделать ремонт безинерционной катушки своими силами.

Ремонт безинерционной катушки рассмотрим на примере распространенной катушки от Daiwa, устройство которой характерно для многих катушек и этой фирмы, и моделей от других производителей. Это один из возможных вариантов обслуживания и ремонта безинерционной катушки. Начнем, образно говоря, с элементарных правил гигиены.

Ролик.

Проверяем узел ролика лесоукладывателя.

От его правильной работы зависит срок службы и шнура или лески, и самого ролика. Берем лист бумаги формата А4, складываем его пополам и ребром проводим по ролику. Если ролик легко крутится, нет посторонних звуков и не видно грязи — можно не делать ничего. В противном случае узел нужно разобрать, почистить и смазать. Понадобятся отвертка, игла, пинцет, очищенный бензин «Калоша» и жидкое масло для подшипников рыболовных катушек. В дальнейшем, при полной разборке катушки, понадобится и густая смазка. Важно использовать специализированные смазки, предназначенные именно для рыболовных катушек. Вполне подойдут легкодоступные и недорогие от RYOBI. CORMORAN и т.п. Хотя, конечно, есть смазки получше и подороже. Если специальных смазок у вас нет, приобретите их — еще не раз пригодятся. Главное — не использовать солидол, Литол или еще «что-нибудь из гаража», для катушки это закончится печально (рис. 1).

Желательно вооружиться так называемой «взрыв-схемой» катушки, которая идет в комплекте поставки. Если схемы нет, то поищите ее Интернете. Также полезно иметь фотоаппарат и фиксировать этапы разборки. В дальнейшем, если вы что-то забудете, фотографии помогут разобраться что к чему. Стол, за которым будете работать, застелите белой бумагой — так никакая мелкая деталь не затеряется.

Итак, приступим.

Откручиваем винт узла ролика. Внимательно смотрим. в какой последовательности стоят детали, извлекаем и в этой же последовательности раскладываем их на столе (рис. 2). Осматриваем узел еще раз — не осталось ли внутри какой шайбы или втулки. Если что-то осталось — извлекаем. Подшипник достаточно протереть от грязной сказки тканью. Если же он плох или шумно вращается, его лучше заменить — мытье не сильно помогает, хотя иногда и дает результаты. Ролик, шайбы, винт и другие металлические детали моем в «Калоше», вытираем и сушим.

В случае сильного загрязнения оставляем их в емкости с «Калошей» откисать на час-полтора, иногда дольше. Пластмассовые детали моем в мыльном растворе (можно со средством для мытья посуды) и также сушим. Для мытья удобно использовать зубную щетку, в качестве емкости подойдет обрезанная пластиковая бутылка.

Смоченным в спирте или «Калоше» ватным тампоном (подойдет ушная палочка) чистим внутренние поверхности узла на рычаге и дужке — там «нарастает» грязь (рис. 3). Когда спирт высохнет, смазываем и собираем этот узел. Не «поливайте» его маслом, достаточно по одной капле на трущиеся поверхности и подшипник. Наносить масло удобно со швейной иглы, или воспользовавшись медицинским шприцем с иглой. Затягивая винт, не прилагайте больших усилий, чтобы не повредить узел. Собрали — снова берем лист бумаги и проверяем, как крутится ролик. Если мы все хорошо вымыли, правильно собрали и смазали, ролик будет вращаться абсолютно свободно.

При ловле в чистой воде повторять процедуру можно не часто, по мере загрязнения. Но если вы рыбачите на водоемах с не слишком прозрачной водой, то ролик надо чистить гораздо чаще, может быть, даже после каждой рыбалки.

Дужка.

Следующее место, на которое нужно обратить внимание и которое можно смазать без полной разборки катушки — это рычаги дужки. Прикрепленные к рогам ротора, они трутся в местах посадки при открывании и сбросе дужки. Грязь и отсутствие смазки в этих местах приводит к истиранию и образованию люфтов. Если все чисто — просто капните в щели каплю масла (рис. 4). Открутите шуруп крепления рычага, капните масло и закрутите шуруп (рис. 5). Если же эти места загрязнены, ротор придется разобрать, о чем мы еще поговорим.

Ручка.

Фишка ручки — это еще одна быстро пачкающаяся часть катушки, которую достаточно легко смазать. С помощью крючка из стальной проволоки извлекаем заглушку (рис. 6). Если винта под нею нет, то есть она неразборная, просто вытираем или вымываем видимую грязь, капаем масло и ставим заглушку обратно.

Если под нею винт, откручиваем его и снимаем фишку, запоминая последовательность установки деталей (рис. 7). Моем, вытираем, сушим и смазываем густой смазкой. Или, как и ролик лесоукладывателя, жидким маслом.

Шток.

Снимаем шпулю и осматриваем шток катушки. Если грязи нет, мы просто чистим шток ватным тампоном (рис. 8), капаем на него каплю масла (рис. 9) и крутим ручку, чтобы разогнать масло по штоку. Смазывать шток густой смазкой нежелательно. Но если смазка на штоке грязная, почерневшая, то это верный признак того, что катушка нуждается в полной разборке, чистке механизма и замене смазки (рис. 10). Если этого не сделать, срок службы катушки сильно сократится.

Ротор.

Детали катушки аккуратно раскладываем на белой бумаге в осмысленной последовательности. Сняв шпулю, убираем подшпульный узел. Его конструкцию желательно посмотреть на схеме, ну а сам узел — сфотографировать. Ключом откручиваем гайку ротора. Она может быть сложной конструкции — запоминаем и фотографируем. К примеру, втулку следует ставить стопором вниз, и ни в коем случае не наоборот. Перед тем, как снять ротор, нелишне будет пометить, как именно он установлен на ведомой шестерне — иглой царапните метки на ней и на роторе. При сборке все нужно вернуть на свои места. Снимаем ротор, под ним могут быть шайбы — именно эти шайбы нужно будет поставить сюда же после чистки и смазки, они определяют высоту ротора и, таким образом, влияют на профиль намотки.

Мы разделили катушку на две части — ротор и корпус.

Займемся ротором. На одном из его рогов, с противоположной от ролика лесоукладывателя стороны, откручиваем удерживающий декоративную накладку шуруп и снимаем ее. Выше расположен шуруп крепления рычага дужки — откручиваем и его. Осторожно снимаем рычаг, запоминаем и фотографируем внутреннее устройство. Извлекаем пружинку и толкатель. Переходим ко второму рогу ротора. Снимаем декоративную накладку, откручиваем шуруп крепления рычага дужки, но не снимаем с ротора. Большим пальцем правой руки придерживаем пружину, и только теперь снимаем рычаг с ротора. Обратите внимание на маленькое отверстие на внутренней поверхности рычага — именно туда упиралась пружина посредством Г-образной металлической детали. Придерживать же пружину нужно было для того, чтобы не лазать на коленях по помещению в поисках этой Г-образной детали, катапультированной расправившейся пружиной (рис. 11). Извлекаем эту деталь из пружины, снимаем саму пружину и ее посадочное место. Все, ротор разобран.

Разбираем, как уже описано выше, узел ролика лесоукладывателя.

С помощью зубной щетки металлические детали моем в «Калоше», пластмассовые — в мыльном растворе. Собираем узлы в обратной последовательности, используем при этом густую смазку для рыболовных катушек — теперь ее удобно класть туда, где она нужна, и в текучем жидком масле нет нужды. Где именно нужно смазывать, хорошо видно по выработке — покрытие стерто до пластика. Не старайтесь забить смазкой все полости. Смазку наносим в разумном количестве и только там, где происходит трение. Собирая, сверяйтесь с ранее сделанными фотографиями и схемой. Если ротор правильно собран и нормально функционирует, мы с ним закончили.

Итак, те части катушки, куда грязь попадает легче всего, мы очистили и смазали. И если вы уверены, что вскрывать корпус и менять смазку механизма нужды нет, можно все собрать и отправляться на рыбалку. Но если смазку давно не меняли, то свежая механизму не повредит. Весьма желательно заменить смазку, если катушка, например, побывала в воде.

Корпус. После того, как снят ротор, открывается доступ к винтам, удерживающим крышку отсека обгонной муфты. Откручиваем их и снимаем крышку. Запоминаем, фотографируем. Пинцетом извлекаем муфту и втулку (рис. 12). Если есть шайбы, то именно их нужно будет вернуть на место. Теперь осмотрите декоративную накладку на задней части катушки и найдите удерживающие ее винты. Еще один винт удерживает флажок переключателя режимов обгонной муфты. Все их откручиваем и снимаем накладку.

После этого откручиваем винты, удерживающие крышку корпуса, и снимаем ее. Прежде, чем извлечь шестерни главной пары, пометим их, чтобы при сборке сохранилось их взаимное расположение (рис. 13). Поворачиваем ведомую шестерню плоскостью вверх шилом или иглой помечаем эту плоскость. На колесе ведущей также делаем пометки напротив каждого из видимых заходов ведомой.

Под муфтой, которую мы извлекли, есть винты и крышка, удерживающая головной подшипник и ведомую шестерню. Откручиваем эти винты, беремся за ведомую шестерню и вынимаем ее вместе с крышкой и подшипником. Между подшипником и крышкой могут быть регулировочные шайбы — их нужно будет обязательно вернуть на место. Теперь кладем корпус на стол правой стороной вверх и иглой снимаем стопорную пружинку с вала ведущей шестерни (рис. 14).

Приподнимаем ее. Берем рукой шток и вынимаем его, двигая назад (рис. 15). Отделять каретку от штока не нужно, но убедитесь, что соединяющий их винт хорошо закручен. Вынимаем ведущую шестерню и правый подшипник.

Катушка разобрана. Приступаем к чистке. Подшипники вытираем от грязи. Остальные металлические детали моем зубной щеткой в «Калоше», пластмассовые и резиновые — в мыльном растворе. Сушим.

Закручиваем винтом. Вставляем, предварительно смазав посадочные места, переключатель муфты и закрепляем пружиной. Пружину перед установкой следует, немного подогнув, ослабить — она слишком сильно давит на переключатель, выгибая его и со временем нарушая работу муфты. Место их контакта также смазываем.

Монтируем на ведомую шестерню головной подшипник, смазываем ее опору и зубья, одеваем на шток и водворяем все это на место. Помним о нанесенных метках взаимного расположения шестеренок.

Ставим на место крышку и закрепляем ее винтами. Только теперь на ведомую шестерню можно надеть втулку муфты, не забыв, конечно, о шайбах. Очень важно, чтобы на втулку не попала смазка -она должна быть сухой и чистой. В вымытую обгонную муфту капаем не больше капли жидкого масла, равномерно его распределяем, после чего ставим муфту на место. Закрываем отсек, закрепив его крышку винтами. Теперь смазываем и ставим на место стержень, по которому перемещается каретка. Пинцетом надеваем на вал правый подшипник и закрепляем стопорной пружиной. Вкладываем в крышку левый подшипник, одеваем шайбы на вал ведущей шестерни и закрываем крышку.

Фиксируем крышку винтами, но не затягиваем их. Ставим ротор (не забывая о метках), закручиваем роторной гайкой с втулкой (не забудьте правильно расположить втулку). Вставляем ручку, делаем несколько оборотов, после чего затягиваем доступные винты крышки корпуса, снимаем ротор и затягиваем недоступные.

Такая последовательность закрывания корпуса нужна для правильной работы подшипников. Снова ставим ротор, закрепляем его гайкой, вкручиваем стопорный шуруп, препятствующий раскручиванию роторной гайки. Возвращаем на место декоративную накладку и флажок переключателя муфты, закрепляем их. Катушка собрана и готова к работе.

Теперь о подшипниках.

Плохо работающий подшипник лучше всего просто заменить. Но если сделать этого по какой-либо причине нельзя, его можно попробовать «реанимировать». В нашей катушке, как и в большинстве современных катушек, применены подшипники закрытого типа. Прежде, чем снять стопорную пружину и открыть подшипник, перевяжите его тонкой резинкой — распрямившись, привязанная пружина не ускачет в неизвестном направлении (рис. 16). Теперь сам подшипник, стопорную пружину и защитные крышки кладем в «Калошу» или ацетон, отмачиваем, тщательно моем и сушим.

Вращать сухой подшипник нежелательно. Смазку для подшипников рыболовных катушек закладываем иглой или шприцем. Не старайтесь забить смазкой все пустоты — заполняем не больше половины пустого пространства. Закрываем подшипник крышками, ставим стопорные пружины и раскатываем — одев на карандаш, покатайте подшипник по руке. Тканью вытираем выступившую лишнюю смазку. Подобная «реанимация» иногда помогает, но обычно ненадолго.

В заключение хочу сказать, что дорогие рыболовные катушки стоимостью в несколько сотен долларов требуют дорогих смазок, опыта в диагностике их состояния, тонкой и грамотной настройки, да и вообще заслуживают более тщательного подхода к обслуживанию. Такую работу лучше доверить специалисту или, если уж решитесь делать ее самостоятельно, то подготовиться к ней надо будет вдумчиво и всесторонне. Процесс займет немало времени, но удовольствие от общения с хорошо работающей снастью стоит того.

Рыболовный мир № 3 2013 г.

Речь пойдет о безынерционной катушке для фидерной ловли. Данный агрегат весьма внушительных размеров поставляется в глянцевой коробке, на которой присутствует вся необходимая информация на нескольких языках, включая Русский, немецкий штрих-код и взрыв-схема катушки с перечнем деталей, а так же пакетик с оригинальными стопорами Balzer для крепления лески к шпуле с внутренней стороны. Кроме того на коробке присутствует фото идейного вдохновителя компании, известного чемпиона фидерной Michael Zammataro, на самой катушке так же нанесено его имя.

Катушка с передачей 4,8:1 комплектуется неглубокой металлической шпулей диаметром 67мм из алюминиевого сплава. Шпуля цилиндрической формы, судя по маркировке для тонких лесок, вмещает их соответственно 0,08/350м, 0,10/200м, 0,12/150м. Масса шпули 137г. Фрикционный тормозной пакет состоит из набора фетровых и стальных шайб. На шпуле имеются подпружиненная клипса для крепления лески и отверстие для привязывания лесок с помощью входящих в комплект стоппоров, упомянутых выше.

Ручка катушки металлическая, точеная из алюминиевого сплава, с креплением на мощной резьбе М7. Кноб массивный, ухватистый, вращается на подшипнике и пластиковой втулке. Масса этой мощной рукояти 75г.

Подшпульный узел устроен довольно просто, из легко-съемного пакета пластиковой трещотки, гайки М12 с правой резьбой и стопорного самореза. Сняв трещотку, выкрутив саморез и гайку, снимаем ротор. Он выполнен из пластика, жесткой и прочной конструкции. Масса ротора в сборе без малого 131г. На крылях ротора с внутренней стороны устроена защита от попадания лески в подшпульное пространство, в виде полосок из мягкого ПВХ, или резины.

Под ротором нас ждет вполне стандартный доступ к механизму обгонной муфты. Подшипник, закрывающий обгонку со стороны ротора можно разглядеть, не откручивая крышку. Открутив пару саморезов, снимаем кольцо механизма автоматического закрывания дужки, на нем есть для этого специальный выступ.

Шток из нержавеющей стали, диаметр его аж 5мм! Закреплен к каретке посредством гайки с правой резьбой под обычный рожковый ключ 5-5,5мм. Между ним и кареткой две защитных шайбы из стали и пластика.

Выкрутив два винта из каретки бесконечника, снимаем защитную пластинку, под ней видим бегунок бесконечника на пластиковой втулке – стандартное решение, при желании любители апгрейда могут воткнуть в этот узел подшипник.

Вытаскиваем из своего гнезда крепежную пластину в хвостовой части корпуса, тем самым получая возможность для извлечения бесконечного винта и обеих его направляющих. Так как надобность в полной разборке отсутствует пока, то возвращаем все на место, отметив наличие бронзовой (или латунной) втулки на хвостовике бесконечника (для любителей апгрейда еще возможность установки подшипника).

Проверяем узел ролика лесоукладывателя, там установлен подшипник. И проверяем механизм фиксации и пружину дужки лесоукладывателя, там тоже все стандартно и просто.

Полная разборка и смазка катушки Shimano Biomaster C3000

В.Афанасьев (Slava)

Продолжаем разборку. На очереди ролик лесоукладки. Перед разборкой узла нужно запомнить, как установлен ролик заводом-изготовителем, чтобы потом правильно вернуть его на место, так как профиль его канавки далеко не симметричен.

Разбираем узел, промываем, смазываем подшипник. Детали на фото 12 расположены в порядке сборки.

Следует также очистить от грязи места крепления оси ролика на дужке и рычаге ротора.

Прежде чем собирать этот узел, нам необходимо сделать Т/О механизма сброса дужки. В такой последовательности облегчается разборка-сборка – нам не будет мешать дужка.

Приступаем к разборке механизма возврата дужки лесоукладывателя.
Открутив саморез оси рычага, снимаем рычаг дужки, аккуратно, не сдергивая – под ним есть пара пружин, они могут придать нежелаемое ускорение отдельным деталям. Далее откручиваем саморез крышки механизма, снимаем ее. Аккуратно вынимаем все детали из корпуса. Промываем его.

Детали механизма. Фото 15.

После промывки слегка смазываем трущиеся узлы и ось рычага консистентной смазкой и собираем сначала нижнюю часть. Закладываем в паз толкатель, длинным изогнутым концом вниз, в сторону юбки ротора.

В нижнюю часть корпуса закладываем накладку. Накладка располагается в корпусе таким образом, что своим вырезом образует туннель для толкателя в нижней части механизма (см. Фото 16). На поводок, со стороны слегка изогнутого конца, надеваем шайбу, затем пружину конусной стороной, до упора в шайбу.

Вставляем поводок с пружиной на место. Свободный конец пружины упирается в пластмассовую накладку Фото 16. Изогнутый под 90 град. конец поводка при этом направляем вверх. Закрываем крышкой, закрепляем саморезом.


Вставляем на место фиксатор с пружиной (см. Фото 15).


В отверстие рычага сброса (стрелка 2 фото 20) вводим отогнутый конец поводка. Смещая рычаг сброса в сторону оси (вид по стрелкам А фото 21), надеваем на нее. При этом толкатель (фото 19) зайдет в паз (стрелка 3 фото 20). Фиксируем осевым саморезом.


На Биомастере, при кое-каком навыке, это делается легко. Но поначалу всякое может случиться, поэтому не лишним будет принять меры против несанкционированного полета вышедших из-под контроля подпружиненных деталей.