Таблица игр по круговой системе. Программа шахматной жеребьёвки


Порядок розыгрыша

Особенности

Достоинства круговой системы

Недостатки

Применение

Круговая система широко применяется в национальных и международных соревнованиях по игровым видам спорта. Более того в национальных турнирах по игровым видам спорта, например по футболу или баскетболу часто проводятся двухкруговые турниры, где каждый с каждым играет сначала на своём и далее на чужом поле.

С целью более равномерной и справедливой нагрузки на команды часто практикуют чередование игр на своём и чужом поле.

Пример

в данном примере 4 команды сыграли 1 круговой турнир (6 встреч), за победу начисляется 3 очка, за ничью 1 очко

Команда1 Команда3 Команда2 Команда4 очков
1 Команда-1 5: 1 2: 1 0: 0 7
2 Команда-3 3: 0 2: 1 6
3 Команда-2 2: 0 3
4 Команда-4 1

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Круговой турнир" в других словарях:

    - (нем. Turnier, от др. нем. turnen двигаться в круге). Военные праздники времен рыцарства, сопровождавшиеся играми и состязаниями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУРНИР нем. Turnier, франц. tournoi … Словарь иностранных слов русского языка

    ТУРНИР, а, муж. 1. В Западной Европе в средние века: состязание рыцарей. Сразиться на турнире. 2. Спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. Шахматный т. | прил. турнирный,… … Толковый словарь Ожегова

    турнир - а, м. 1) В Средние века: публичные состязания конных рыцарей (обычно в присутствии короля или сеньора), во время которых участники демонстрировали свои боевые качества, силу и храбрость. Он [изобретенный порох] сбил с героев шлемы и оплечья,… … Популярный словарь русского языка

    Клубный кубок UNCAF 1976 6 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир вновь был сыгран по круговой системе в одной группе, число участников было расширено до семи. Участники по прежднему представляли три… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1977 7 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир вновь был сыгран по круговой системе в одной группе из семи участников. Участники по прежднему представляли три государства Гватемала,… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1971 1 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Трофей был разыгран по круговой системе между шестью клубами из трёх стран (Гватемала, Коста Рика и Сальвадор). Победителем впервые стал… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1973 3 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир был сыгран по круговой системе в одной группе из шести клубов. Участники по прежднему представляли три государства Гватемала, Коста… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1975 5 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир вновь был сыгран по круговой системе в одной группе из шести клубов. Участники по прежднему представляли три государства Гватемала,… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1972 2 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир был сыгран в двух группах из шести клубов каждая по круговой системе, победители групп определили обладателя кубка в финале. Участники по… … Википедия

    Клубный кубок UNCAF 1974 4 й розыгрыш футбольного турнира под названием Турнир Фратернитад. Турнир был сыгран по круговой системе в одной группе из шести клубов. Участники по прежднему представляли три государства Гватемала, Коста… … Википедия

Круговая система - это такая система проведения соревнований, при которой каждый соперник последовательно встречаются с каждым. Для нивелирования фактора "своего поля" , встречи 2-х соперников обычно проводят парное число раз, например 2 раза (один раз на поле 1-го соперника, а вторую встречу - на поле 2-го соперника). При недостаточном количестве соперников, встречи могут проводить в 4-ре круга. Известны варианты, при которых турниры делят на предварительную стадию, в которой участвуют все команды, и финальную, в которой участвуют только лидеры (или аутсайдеры). При использовании нейтрального для всех соперников поля (равные условия проведения соревнований) допустимо проводить только одну встречу с каждым из соперников (групповые турниры финальной части чемпионатов мира по футболу, шахматные турниры). Можно вывести формулу, описывающую количество встреч, которые предстоит провести в круговом турнире каждой команде.
Количество встреч=количество кругов*(количество команд-1)

    Например, для одной команды число встреч в турнире составит:
  • (Турнир из 18 команд играющих в 2 круга) количество встреч=2*(18-1)=34
  • (Турнир из 10 команд, играющих в 4 круга) количество встреч=4*(10-1)=56
  • (Турнир из 20 команд, играющих в 1 круг) количество встреч=1*(20-1)=19
  • (Турнир из 4 команд, играющих в 8 кругов) количество встреч=8*(4-1)=24
Общее количество игр, которое необходимо провести в конкретном турнире можно рассчитать по формуле
Общее количество встреч в чемпионате= (Количество встреч одной команды)*(количество команд/2)
Считается, что круговая система обеспечивает наиболее справедливые условия проведения турнира. Иногда, для повышения мотивации участников, время начала встречи соперников, играющих параллельные встречи, назначают на одно и то же время. При турнирной системе возможны различные системы определения победителей. Наиболее распространенной системой является система начисления очков в зависимости от исхода встреч соперников. Наиболее известны системы "2-1-0" и "3-1-0" . Считается, что вторая система стимулирует команды на бескомпромиссность борьбы. Мнение автора - таки да, особенно где-то в Англии, но с некоторыми оговорками для, например, Украины. Действительно, победа лучше, чем 2 ничьи. И команды, решившие зафиксировать результат во встречах друг с другом (расписав по победе на брата) будут опережать 2 честные команды, которые не смогут выиграть в 2-х встречах и сыгравших 2 честные ничьи. Встречаются и другие варианты, например такие, когда ничья является недопустимым исходом. Фактически задачей проведения турнира является задача упорядочивания соперников в зависимости от их силы. Как правило, соперники начинают с равных показателей начальной силы, определенной цифрой 0 (ноль). Правда автор припоминает чемпионаты мира по хоккею, где участникам финальной части сохраняли количество очков, набранных на предварительной части. Простота начисления очков привела к повсеместному распространению этой системы определения силы команд. Действительно, исходя из положения команды в турнирной таблице, достаточно легко определить, кто сильнее, а кто слабее. В принципе - начисленные турнирные очки (в различных вариациях) - это простой и обычно применяемый числовой показатель, при помощи которого определяется потенциал команды на конкретный момент расчета и при помощи которого оценивают текущую силу команд или преимущество одной команды над другой. Так сложилось, что команда, набравшая наибольшее количество очков объявляется победителем турнира.

Тактика и стратегия.

Для команды-лидера стратегическая задача - победить в турнире. Иными словами, добиться положительного исхода как можно в большем количестве игр. Если конкретизировать задачу - добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем любая другая команда. Для команды-аутсайдера стратегическая задача - не проиграть в турнире, т.е. добиться положительного исхода в большем количестве игр, чем конкуренты-аутсайдеры. Тактические задачи в играх соперников могут очень различаться на протяжении разных отрезков турнира, но, как правило могут быть формализованы в виде следующих 3-х вариантов. 1. Тактическая задача равных по силе команд - забить в ворота соперников больше мячей, чем соперник, при не допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 2. Тактическая задача более сильной команды во встрече с более слабым соперником - обязательно добиться положительного результата, т.е. забить больше количество мячей в ворота соперника, чем забьет он, при допустимости нулевой разности забитых и пропущенных. 3. Тактическая задача более слабой команды во встрече с более сильной - постараться не допустить взятия своих ворот соперником, а уже как вторичная задача - забить самому.

Фактор "своего поля".

Сколько помню свое увлечение футболом, всегда меня интересовал "так называемый" фактор своего поля . Что это такое и можно ли его измерить? После моего увлечения рейтингами ответить на этот вопрос стало вполне возможно. Давайте предварительно договоримся, что под равными по силе командами мы будем понимать такие команды, которые добиваются примерно одинакового исхода в борьбе с одинаковыми соперниками. Так вот. Оказывается, что если провести (гипотетически) 10 встреч примерно равных команд-соперников А и Б (причем сила А сила В ) на поле команды А , то примерно в 4-х встречах (41,5%) победу одержит команда А , в 3-х будет зафиксирована ничья (28,2%), а в 3-х победит команда В (30,3%). Сила одинакова, а очков в 10 встречах английская команда А должна набрать около 18, а точно такая же английская команда В наберет в этих встречах только 12 очков. Вот вам и фактор своего поля. Команды равные, а гости по итогам 10-и встреч наберут на 23 % очков меньше, чем хозяева. Любопытно, что существует такое соотношение превосходства сил гостей над силами хозяев, при котором вероятность победы гостей равна вероятности победы хозяев. В этом случае, скорее всего, команды в турнире из 10 встреч на поле команды А поделят очки поровну. При этом вероятность ничейного исхода составит примерно 27%. Любопытно, что при таком же превосходстве в силе, но в пользу команды хозяев, то они победят в 63,9% встреч. Вероятность проигрыша хозяев снизится до 12,9 %, а ничья, скорее всего, будет зафиксирована в 23,2 % случаев. Нелишне заметить, что данные, на основании которых были сделаны вышеприведенные выводы, были получены на основании встреч команд в чемпионате Англии (премьер лига, сезоны 1992-2006 годов). При этом результаты первых 10 и последних 10 туров не учитывались (были отброшены). Для Украины, России или Германии цифровая зависимость будет иная, но характер самой зависимости, я думаю, будет аналогичным. Кстати. В футболе мне больше всего как раз и нравится, что даже очень-очень слабая команда имеет теоретический (а значит и практический!) шанс отобрать очки у значительно более сильного соперника. Да, сильный, как правило, побеждает, но и у слабого есть шанс на успех.

Недостатки выявления победителя при помощи начисления очков.

Давайте представим себе следующую умозаключительную ситуацию. Автомобилю по трассе разрешено ехать со скоростью 90 км/час, через населенные пункты - со скоростью 40 км/час. Предположим нам известно, что дорога из пункта А до пункта В пролегала улицами населенных пунктов и еще сколько-то километров автомобиль ехал по трассе. Будем ли мы правы, если станем утверждать, что автомобиль, затративший на общий путь 4 часа и ехавший из них 1 час по городу и 3 часа по трассе проехал в итоге 40+270=310 километров? Конечно, скажите вы, утверждение ошибочно. Но давайте внимательно всмотримся в систему выявления победителей при помощи начисления очков. Она, эта система, практически аналогична вышеприведенному примеру с автомобилем. Играя в ничью (проезжая улицами любого города) мы получаем всегда 1 очко. Вне зависимости от реальной силы соперника (скорости движения). Такая же история с победой. Именно поэтому я проверяю турнирную таблицу рейтингом. Единственно - к рейтингам следует прилагать так же и кой-какую долю здравого смысла.

Для проведения соревнований по теннису могут применяться следующие системы:

Олимпийская система, кроме классического варианта имеет несколько модификаций:

При олимпийской системе участник или команда (в дальнейшем в тексте слова "игрок" или "участник" будет предполагать и "команда") выбывает из соревнования после первого поражения, а при усовершенствованных олимпийских системах – после нескольких поражений.

Круговая система предполагает участие игроков в соревновании до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество очков.

Смешанная система основана на принципе сочетания круговой системы и олимпийской системы. Как правило, на предварительном (начальном) этапе соревнований применяется круговая система, а на заключительном – олимпийская. На предварительном этапе розыгрыша участники разбиваются на подгруппы по квалификационному или территориальному (как правило, при командных соревнованиях). Сильнейшие в подгруппах выходят в заключительный этап, где применяется олимпийская система.

Рассмотрим подробнее каждую из систем.

(иногда называют "система с выбыванием") применяется только для выявления победителя. После первого же поражения участник выбывает из соревнования. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча.

Используется во всех турнирах ITF , ATP , WTA (кроме заключительного турнира сильнейших) и на олимпийских играх.

Принцип назначения матчей между участниками соревнования и учёт их результатов проводится по специальной таблице, которую принято называть "турнирной сеткой". Она имеет неизменную схему и формируется для числа участников 8; 16; 32; 64; 128. Могут применяться турнирные сетки и на 24 или 48 участников, которые являются неполными сетками на 32 и 64 участника соответственно. В качестве примера приведены турнирные сетки на 32 и 24 участника соответственно. Максимальное количество игроков, ограниченное вышеуказанным рядом чисел, принято называть размером турнирной сетки.

В левом крайнем ряду фамилии участников располагаются на соответствующих строках по одному из трёх вариантов:

  • посева (расстановки) на основании рейтинга (в этом случае первые матчи между участниками формируются по принципу "сильный против слабого");
  • жребия (случайным образом);
  • комбинации первых двух вариантов: вначале сеются определенное количество участников, имеющих наилучший рейтинг, а затем для остальных участников проводится слепой жребий.

В Таблице 1 приведено допустимое количество сеяных игроков в зависимости от размера турнирной сетки.

Таблица 1

Принцип составления турнирной сетки изложен в разделе "Составление турнирных сеток".

Соревнование проводят в несколь­ко кругов или туров (в международной терминологии "раундах" – Round ). Каждому кругу в турнирной сетке соответствует один вертикальный ряд. Каждый такой ряд состоит из горизонтальных строк, в ко­торых указывают фамилии участников или назва­ния команд. В каждом круге между собой встречаются участники, фамилии которых расположены в одном ряду на соседних (смежных) стро­ках, соединенных справа вертикальной линией, то есть участники разбиваются на пары, в которых встречаются между собой.

Победители в матчах 1-го круга попадают во 2-ой круг (в турнирной сетке – в следующий вертикальный ряд), по­бедители в матчах 2-го круг – в 3-й и т. д.

Круг, в котором встречаются 8 участников, называется чет­вертьфиналом (Quarterfinal ), 4 участника – полуфиналом (Semifinal , Semis ), 2 участника – фи­налом (Final ). Победитель финального матча становится победителем (Winner ) соревнования.

Зависимость количества кругов от числа участников приведена в Таблице 2.

Таблица 2

Количество игровых дней, необходимых для проведения со­ревнования (при условии, что каждый участник играет по одно­му матчу в день), равно числу кругов.

Общее количество матчей (М О ) определяется по формуле М О = N – 1 , где N – число участников.

Иногда в соревнованиях, проводимых по олимпийской сис­теме, разыгрывается 3-е место между участникам, проигравшими полуфинальные матчи (например, олимпийские игры).

Недостатком олимпийской системы является то, что продвижение по турнирной сетке носит достаточно большой случайный характер. Заведомо сильный игрок может проиграть слабому ("ну не его был день") и на этом закончить свои выступления. В тоже время его победитель, как правило, проигрывает в следующем круге. Кроме этого, большинство участников выбывает после сравнительно небольшого количества сыгранных матчей.

Предназначена для розыгрыша всех мест, где после каждого поражения спортсмен выбывает не из соревнования, а лишь из борьбы за определенное место. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча, а последнее место занимает игрок, не одержавший ни одной победы. Все другие места распределяются между остальными участниками в зависимости от последовательности их побед и поражений.

Турнир делится на несколько турнирных сеток – основную (сетка для победителей) и дополнительные (сетки для проигравших), которые называют "утешительными сетками". Все участники начинают турнир в основной сетке. Принцип составления основной сетки такой же, как и при олимпийской системе. В дополнительные сетки фами­лии участников попадают из основной после первого же поражения игрока в зависимости от того, в каком круге он проиграл. В каж­дом круге, начиная со второго, встречаются участники, имеющие одинаковые последовательности побед и поражений в предыду­щих кругах соревнования.

В качестве примера приведена основная и дополнительные сетки на 16 участников.

Пояснение. В сетке каждой паре в 1-м круге и в последующих кругах присвоен свой номер (нумерация условная и в применяемых на соревновании сетках отсутствует). Игроку, проигравшему матч в паре, присваивается номер, соответствующий этой паре со знаком «-», и обозначенный красным цветом. Из проигравших участников формируются утешительная сетка, соответствующая определённому разыгрываемому месту.

По аналогии с сеткой на 16 участников несложно сформировать турнирные сетки и для 24, 32, 64 участников.

Количество матчей и кругов в зависимости от числа участников приведено в Таблице 3.

Таблица 3

Число участников Всего матчей Количество матчей в каждом круге
1-м 2-м 3-м 4-м 5-м 6-м

Позволяет участникам, проигравшим в первых кругах, продолжить участие до следующего поражения. Дополнительные сетки составляются, как и для обычной усовершенствованной олимпийской системы, однако в них разыгрываются не все места. Например, для сетки на 16 участников определяются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 место, а для 64 участников – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 17, 18, 33, 34. В качестве примера приведена турнирная сетка на 16 участников.

Принцип продвижения участников по основной и дополнительным сеткам такой же, как объяснено в предыдущем варианте (усовершенствованная олимпийская система).

По такой системе часто играются соревнования со вступительным (стартовым) взносом.

Участник, проигравший один матч в течение всего соревнования, сыграет всего на один матч меньше, чем победитель соревнования.

В Таблице 4 приведено общее количество матчей исходя из числа участников.

Таблица 4

(иногда называют "минусовка ") предполагает участие игроком до 2-х поражений. Она является более объективной, чем олимпийская система и все её разновидности, но более продолжительная. Основной отличительной особенностью является то, что игрок однажды проиграв, не теряет права выиграть турнир.

Соревнование проводится по двум сеткам – верхней (основной) и нижней (дополнительной). В качестве примера турнирной сетки на 16 участников. В основной сетке матчи происходит по олимпийской системе.

В каждой паре соперников, выигравший участник проходит в следующий круг. Участники, проигравшие в 1-м круге верхней сетки, переходят в нижнюю сетку во 2-й круг. В дальнейшем отсчёт кругов ведётся по верхней сетке. Участник, проигравший во 2-м круге верхней сетки, попадает в нижнюю сетку в 3-й круг и т.д.

Участник, проигравший в нижней сетке, выбывает из соревнования.

В последнем круге (суперфинале) встречаются участник, прошедший по основной сетке без поражений, и участник, дошедший до суперфинала по нижней сетке. Третье место занимает проигравший финал в нижней сетке.

  • если выигрывает победитель верхней сетки, соревнования заканчиваются, а если выигрывает победитель нижней сетки, то участники играют еще одну встречу (с полным суперфиналом);
  • проводится только одна встреча (с простым суперфиналом).

Преимущество данной системы в том, что она работает одинаково при любом количестве участников и является наиболее объективной при определении победителя и призёров. Недостаток – определение только первых трёх мест и в большом количестве матчей, а также в разнице числа матчей, которые играют участники для достижения финала по верхней и нижней сеткам. Например, для турнира в 8 участников финалист нижней сетки должен сыграть на 6 игр больше, при 16 участниках – на 12, при 32 участниках – на 24. Однако в верхней сетке играют те, кто никому не проигрывал, и можно считать, что более высокий уровень соперников компенсирует разницу в числе матчей.

В Таблице 5 приведено количество матчей по сеткам (верхняя/нижняя) при использовании первого варианта системы.

Таблица 5

Число участн. Кол-во матчей 1 круг 2 круг 3 круг 4 круг 5 круг 6 круг 7 круг 8 круг 9 круг

Эта система использовалась при проведении итоговых турниров WTA в 1978-1982 годах.

Для уменьшения количества матчей может использоваться сетка, в которой единожды проигравшие продолжают бороться не за первое место, а за третье. Сетка приведена ниже.

УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА С УТЕШИТЕЛЬНЫМ ПРИЗОМ предполагает проведение утешительного соревнования с теми участниками, которые проиграли в первом круге. Победитель утешительного турнира награждается памятным призом или наградой. Обе турнирные сетки: основная и утешительная составляются как для обычной олимпийской системы (с выбыванием), т.е., например, для 22 участников, принявших участие в соревновании разыгрываются: 1, 2 и 13 места.

Плюсом такой системы является то, что сильный участник, не настроившийся на матч или проигравший по какой-либо другой причине заведомо более слабому сопернику (что часто случается) имеет возможность продолжить играть в турнире и побороться за утешительный приз, который бывает достаточно достойным. По такой системе проводятся, например, Чемпионаты мира среди ветеранов.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА предусматривает розыгрыш всех мест при проведении матчей между всеми участниками соревнования.

Места, занятые участниками, определяют по количеству на­бранных очков. За выигранный матч (личный или командный) начисляют одно очко, за проигранный – ноль. В случае неявки участника на матч или отказа от него ему засчитывается пораже­ние (без указания счёта). Если участник сыграл менее половины предусмотренных таблицей соревнования матчей, все его резуль­таты аннулируются (только для определения места в таблице, но не для учета в классификации).

В теннисе, как правило, в турнирную таблицу заносится результат матча только в поле победителя. Если в строке таблицы просматриваются результаты какого-либо участника и в соответствующем поле указано только «0 », то не сложно найти поле его соперника по этому матчу (по диагонали с учетом номера расстановки) и уточнить счет. В примере указан счет во всех полях.

Победителем считается участник, набравший наибольшее количество очков.

При равенстве очков у двух участников (в лич­ном или командном соревновании) преимущество получает по­бедитель матча между ними. При равенстве очков у трёх или более участников в личном соревновании преимущество получает участник по следующим последовательно применяемым принципам :

1. В матчах между ними:

б) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

в) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов.

2. Во всех матчах:

б) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов;

в) по жребию.

В примере первые три участника набрали одинаковое количество очков – по 5. Количество набранных очков между ними, тоже оказалось одинаковым – по 1. При подсчёте выигранных и проигранных сетов показатели следующие: 1-й участник – 4 (выгр.)/3 (проигр.); 2-й участник – 4/3 ; 3-й участник – 5/2 . Лучшая разница по сетам у 3-го участника, он и является победителем. У 1-го и 2-го участника разница одинаковая. Распределение мест среди призёров, в данном случае, определяется исходя из их личной встречи.

При равенстве очков у трёх или более участников в команд­ном соревновании преимущество получает команда по следующим, последовательно применяемым показателям:

1. В командных встречах между ними:

а) по количеству набранных очков;

б) по лучшей разности выигранных и проигранных одиночных и парных матчей;

в) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

г) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов

2. Во всех командных встречах:

а) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

б) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов.

При отказе участника после первого круга возможны три варианта учёта (или не учёта) результатов, сыгранных им матчей:

  • аннулирование результатов;
  • присуждение технических побед в оставшихся матчах;
  • если выбывший участник сыграл половину или более своих матчей, то в оставшихся матчах его соперникам присуждается техническая победа, в противном случае результаты его игр аннулируются.

В первом случае, участники оказываются в неравных условиях: победившие выбывшего игрока лишаются очков, тогда как проигравшие ему – ничего не теряют. Во втором – преимущество получат те, кто не успел с ним встретиться. Поэтому рекомендуется применять третий вариант.

Как будет приниматься решение в случае выбывания участника должно быть оговорено в Положении турнира.

Порядок матчей соперников друг с другом при круговой системе не имеет большого значения, но рекомендуется составлять расписание по нижеприведённому принципу (Тал.6).

Таблица 6

Для 8-ми участников

5↔6

В основе лежит принцип вращения всех номеров против часовой стрелки вокруг первого номера. В каждом последующем туре цифры сдвигаются на один порядок. При чётном количестве игроков будет нечётное количество кругов, т.е. на единицу меньше общего количества участников. Если же количество участников нечётное, то счёт кругов ведётся из чётного количества, т.е. на единицу больше. В таком случае последний номер в таблице остаётся незанятым и игрок, которому выпадает матч в очередном круге с этим номером, свободен.

Количество игровых дней, необходимых для проведения со­ревнования по круговой системе (при условии, что каждый уча­стник проводит не более одного матча в день), на единицу мень­ше числа участников, если оно чётное, и равно числу участников, если оно нечётное.

Общее количество матчей (M К ) определяется по формуле: M К = N·(N – 1)/2 , где N – число участников соревнования.

Количество кругов (при наличии технической возможности одновременного проведения достаточного числа матчей) равно N–1 для чётного числа участников и N для нечётного (в последнем случае каждый участник пропускает один тур, в котором ему не находится соперника).

Достоинства данной системы в том, что достигается максимально возможная объективность турнира: т.к. каждый сыграют со всеми, итоговый результат определяется соотношением сил всех пар соперников.

Недостатком является большое количество матчей (максимальное среди всех систем) и, соответственно, значительное количество дней для проведения турнира. Количество встреч растёт с ростом числа участников квадратично. Практическим пределом для круговой системы в теннисе является 8 участников. Вследствие этого крупные турниры по круговой системе редки. Кроме того, ближе к концу турнира появляются матчи, которые частично или полностью не влияют на позиции тех или иных участников. И это может приводить к договорным матчам.

Возможна двух этапная круговая система. На предварительном этапе участники разбиваются на несколько подгрупп: 3, 4, 5 и т.д., как правило по 3–4 участника в подгруппе, а затем на основном (заключительном) этапе победители подгрупп образуют группу, в которой, также играют по круговой системе для выявления победителя и призеров. Если подгруппы две, в основной этап выходят по два участника с лучшими результатами с каждой подгруппы. В примере – 4-е подгруппы по 4-е участника в каждой, но в одной-трех подгруппах может быть и по 3 участника.

По такой системе возможен розыгрыш и последующих мест на основном этапе. Для этого составляются таблицы, объединяющие по отдельности 2-е, 3-е, 4-е и последующие места.

СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ представляют собой различные комбинации круговой, олимпийской и усовершенствованной олимпийкой систем, каждая из которых может применяться на различных этапах соревнования. Наибольшее распространение получила смешанная система, предусматривающая на первом (предвари­тельном) этапе соревнования проведение матчей по круговой си­стеме в подгруппах, а на заключительном (финальном) – по олимпийской (плей-офф) или по усовершенствованной олимпийской системе. Число групп и число участников от каждой группы, участвующих в заключительной части соревнования, должно быть указано в Положении турнира. В примере приведена смешанная система, состоящая на предварительном этапе из 4-х групп по три-четыре участника в каждой, встречающихся по круговой системе, с последующим формированием олимпийской сетки из двух лучших участников с каждой группы.

Группы, на основании посева и жребия участников, составляются по, так называемой, схеме «Змейка» В Таблице 7 приведён пример для 4-х групп.

Таблица 7

Группа I Группа II Группа III Группа IV

и т.д.

Число рядов соответствует числу формируемых групп, число строк – числу участников в каждой группе.

Если групп всего две, то на финальном этапе могут проводиться:

  1. Стыковочные матчи между учас­тниками, занявшими одинаковые места в группах. Победители в подгруппах на первом этапе соревнования встречаются между со­бой за 1–2-е места, занявшие 2-е места в группах – за 3-4-е места и т. д.
  2. Полуфиналы, в которых встречаются победитель из одной группы с игроком, занявшим 2-е место из другой группы. Победители полуфиналов встречаются в финале, а матч за 3-е место проводится между проигравшими полуфиналистами.

Групповой этап имеет свои очевидные минусы и плюсы. С одной стороны, он гарантирует участие игроков в нескольких матчах (например, при 4-х участниках – три матча). К тому же у всех участников имеется шанс выхода из группы в финальный этап, даже при поражении. С другой – сложность восприятия и необходимость подсчёта сетов, а иногда и геймов для определения победителя группы. Зачастую, и сами игроки не всегда понимают суть определения мест в группе. Например, на Итоговом турнире АТР в 2012 году Энди Маррей после выигранного у Жо-Уилфрида Тсонги первого сета в последнем матче (имел одну победу и одно поражение) обратился к арбитру с вопросом, проходит ли он в полуфинал. А в другой группе «В» группе Давид Феррер остался за бортом плей-офф, несмотря на две победы, как и у Роджера Федерера и Хуан-Мартин дель Потро, которые соответственно заняли 1-е и 2-е места.


Олимпйская система определения победителя

Для проведения краткосрочных турниров с участием большого числа команд используют олимпийскую систему с выбыванием после первого поражения.

К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.

Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.

Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.

Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.

Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.

Расписание матчей при этой системе составляется в соответствии с сеткой игр для заявленного количества участвующих команд. Затем на судейской проводится жеребьевка, в результате которой каждый коллектив получает определенный номер, согласно которому и включается в сетку.

1. При 4 командах

2. При 8 командах:

Если число команд равно 6 или 10, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму туру осталось количество команд, равное степени двойки. В данном случае 4 или 8. Следовательно, согласно жребию, часть команд приступит к играм во втором туре, а часть - в первом.

3. При 6 командах

4. При 10 командах


При нечетном количестве команд-участниц коллективы, вступающие в игру со второго тура, распределяются таким образом, чтобы внизу сетки было на один больше.

Создать такую таблицу руководствуясь несколькими не сложными правилами. Рассмотрим на примере для 8 участников процесс создания таблиц очередности игры различными способами. Заметим, что эта таблица применяется и при количестве участников на 1 меньше, то есть 7, просто в этом случае тот участник, которому выпало играть с последним номером (в данном примере с 8) в данном туре свободен от игры.

Способ 1

1. Пронумеруем строки: это будут номера туров:

2. В каждом туре будут играть 4 пары, всего 4 партии. Для каждой пары проведем тире в нашей таблице:

3. В первой колонке пар записываем последний номер (8) попеременно, то слева, то справа начиная слева:

4. Заполняем левые стороны пар начиная с 1 слева направо все строки. После числа 7 снова начинаем с 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2... Если в первом столбце пар левая сторона уже занята числом 8 записываем очередное число справа.

5. Проставляем справа в свободные места номера в убывающем порядке начиная с 7. После числа 1 начинаем с числа 7: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 7, 6, 5, 4...

Все, таблица готова, участники с номерами записанными слева от черточки играют белыми.

Способ 2

Для того чтобы определить, в каком туре встречаются участники, надо сложить их номера. Если сумма будет меньше последнего четного номера таблицы или равна ему, то нужно вычесть единицу. Если сумма будет больше этого последнего номера, то вычесть последний номер. Пример: надо определить, в каком туре встречаются участники, имеющие номера 2-й и 5-й? 2+5=7. Цифра 7 меньше последнего (8-го) номера. Вычитаем единицу: 7-1=6. Итак, они встречаются в шестом туре. В каком туре играют между собой номера 4-й и 6-й? 4+6=10, т. е. больше восьми: значит, надо вычесть 8. Получаем: 10-8=2. Их встреча во втором туре.

Это правило применимо к любому номеру участника, за исключением последнего четного номера. Чтобы определить, когда встречается участник, имеющий последний четный номер, например с четвертым, надо меньший номер умножить на 2. Если произведение будет меньше последнего номера (8-го), вычитается единица; если больше, то - последний номер. По нашему примеру 4-й номер умножаем на 2. Получаем 8. Произведение равно последнему номеру, следовательно, надо вычесть единицу: 8-1=7. Они играют в седьмом туре. Определим встречу номеров 7-го и 8-го. 7x2=14. Следовательно, вычитаем последний номер: 14-8=6 (шестой тур).

Что касается цвета фигур, то здесь нетрудно запомнить всего два правила:

2) Во всех остальных случаях, если сумма (или разность) номеров четна белыми играет больший номер, если нечетна то белыми играет меньший номер.

Способ 3

Вполне достаточно таблицы турнира, чтобы определить и очередность игры и цвет фигур, которыми предстоит играть участникам с тем или иным партнером.

Отчеркнем последнего игрока (если участников четное количество), у него свои правила.

Проведем главную диагональ в направлении перпендикулярном линии образованной заштрихованными клетками. Проведем диагональ и в заштрихованной клетке у участника с номером 1. Все партии на большой диагонали играют в 1 туре. Белыми играют участники из верхней половины таблицы.

В следующем туре встречаются пары следующих вправо диагоналей.

Участник, заштрихованную клетку которого пересекла диагональ очередного тура, либо, если участников четное число, играет с участником с последним номером, либо, при нечетном количестве участников, свободен от игры в данном туре.

Цвет фигур определяется следующим образом:

1) Последний номер (только в случае если участников четное число) играет черными со всеми номерами, находящимися в первой половине таблицы, и белыми - с остальными.

2) Если диагональ пересекает заштрихованную клетку, то белыми играют участники расположенные в таблице ниже, если диагональ проходит между заштрихованными клетками, то белыми играют участники расположенные в таблице выше.