Всероссийская олимпиада по географии олимпиады для школьников. Всероссийская олимпиада по географии


География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и еетерриториальной дифференциации, обусловленной действием как природных, так и социально-экономических факторов. Вследствие этого география использует синтез знаний и методологических подходов, относящихся как к естественным, так и к общественным наукам. Наряду с этим, отличительной чертой географии является пространственный подход, предполагающий проекцию всей изучаемой совокупности объектов и явлений (естественных и социально-экономических) на территорию. Олимпиадные задания составлены с учётом специфики предмета.Включают 2 раунда: тестовый - 25 заданий и аналитический - 5 задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания 1 этапа

Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.

Время выполнения работы - 2 часа (120 минут).

Работа выполняется без использования географических атласов, карт, справочников и других источников информации.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1.Какое из течений Мирового океана относится к холодным?

А. Агульясское (Игольного мыса)

Б. Аляскинское

В. Бенгельское

Г. Западно-Шпицбергенское

2.Колонией какой страны была до 1954 года Союзная территория Индии Пондишери (Пудучерри)?

А. Нидерланды

Б. Португалия

В. Франция

Г. Китай

3.Какую главную опасность для человека представляет возникновение «озоновых дыр»?

А. Увеличение интенсивности вредного для живых организмов ультрафиолетового излучения

Б. Уменьшение интенсивности ультрафиолетового солнечного излучения, в малых в дозах необходимого живым организмам; расширение зон его дефицита

В. Усиление парникового эффекта и глобальное потепление климата

Г. Таяние арктических и антарктических льдов из-за увеличения приходящей солнечной радиации

4. Какой народ составляет наиболее многочисленное национальное меньшинство в Румынии?

А. Словаки

Б. Украинцы

В. Болгары

Г. Венгры

5. Дельта какой из этих рек полностью расположена на территории Индии?

А. Инд

Б. Ганг

В. Брахмапутра

Г. Годавари

6. Выберите одно неверное утверждение об Исландии.

А. Исландия входит в НАТО

Б. Исландия входит в Европейский союз

В. Исландия входит в Шенгенскую зону

Г. Исландия на текущий момент не признает независимость Абхазии и Южной Осетии

7.Какой должен быть угол наклона земной оси к плоскости эклиптики, чтобы в Москве ровно один раз в году солнце не заходило за горизонт – не восходило из-за горизонта?

А.24,8º

Б. 34,3º

В. 45,5º

Г. 55,8º

8. Что такое шуга?

А. Внутриводный лед

Б. Донный лед

В. Наросты льда в виде напластований

Г. Полосы воды, свободные ото льда

9. В какой строке правильно указаны три народа, относящиеся к одной языковой семье?

А. Хиндустанцы, немцы, курды

Б. Китайцы, вьеты, японцы

В. Баски, египтяне, банту

Г. Тамилы, хиндустанцы, тайцы

10. Выберите вариант, в котором названы две историко-культурные области Португалии.

А. Банат и Валахия

Б. Галисия и Эстремадура

В. Марке и Умбрия

Г. Алгарви и Минью

11. Какая природная зона занимает наименьшую площадь в пределах России?

А. Широколиственных лесов

Б. Пустынь и полупустынь умеренного пояса

В. Арктических пустынь

Г. Средиземноморских субтропиков

12. Какие леса являются разновидностью галерейных?

А. Колки

Б. Листвяги

В. Тугаи

Г. Гилеи

13. Сетка параллелей и меридианов какой нормальной проекции изображена на рисунке?

А. Прямой азимутальной

Б. Косой азимутальной

В. Поперечной азимутальной

Г. Псевдоазимутальной

14. У какой вершины геологический возраст слагающих ее пород составляет около 350 млн. лет?

А. Гора Белуха

Б. Гора Эльбрус

В. Гора Юдычвумчорр

Г. Ключевская сопка

15. Выберите вариант, в котором перечислены страны, в каждой из которых доля пашни в структуре земельного фонда составляет более 30%.

А. Лаос, Киргизия, Литва, Греция

Б. Гондурас, Андорра, Словения, Бутан

В. Дания, Руанда, Польша, Нигерия

Г. Гвинея-Бисау, Гайана, Панама, Мьянма

16. На фрагменте карты выделен остров…

А. Сицилия

Б. Кипр

В. Крит

Г. Сардиния

17. Найдите соответствие между страной и перечнем основных продуктов ее экспорта:

Страны

Продукция экспорта

1) Гвинея

А) Какао-бобы, кофе, древесина, лесоматериалы

2) Кот-д’Ивуар

Б) Железные руды, каучук, кофе, какао-бобы, древесина

3) Либерия

В) Бокситы, глинозём, алмазы

4) Марокко

Г) Копра, корица, рыба

5) Намибия

Д) Уран, алмазы, руды металлов

6) Сейшельские острова

Е) фосфориты, фосфорная кислота, удобрения, рыба, овощи, цитрусовые

ОТВЕТ:

Страна

Продукция экспорта

18. Как называлось судно, на котором в 1947 году отправился от берегов Перу к Полинезии Тур Хейердал?

А. Кон-Тики

Б. Ра

В. Ра II

Г. Тигрис

19. Какая форма рельефа изображена на рисунке? Как она образуется?

ОТВЕТ:

20. У какой из перечисленных стран меньше государств-соседей?

А. Белоруссия

Б. Словакия

В. Чехия

Г. Португалия

21. На каком озере НЕ бывал выдающийся русский географ Н.М. Пржевальский?

А. Таймыр

Б. Иссык-Куль

В. Кукунор

Г. Ханка

22. Какой из межконтинентальных проливов самый широкий?

А. Баб-эль-Мандебский

Б. Берингов

В. Босфор

Г. Гибралтарский

23. Какая из форм рельефа имеет антропогенное происхождение?

А. друмлин

Б. понор

В. террикон

Г. цирк

24. Какой из именованных масштабов соответствует численному 1:25 000 000?

А. в 1 см 2 500 км

Б. в 1 см 250 км

В. в 1 см 25 км

Г. в 1 см 2,5 км

25. . В каком месте тип климата такой же, как в точке с координатами 37° с.ш. и 122° з.д?

А. 36° с.ш. и 140° в.д.

Б. 33° ю.ш. и 19° в.д.

В. 46° ю.ш. и 68° з.д.

Г. 41° ю.ш. и 175° в.д.

Теоретический раунд:

Задание 1.

1.На данной карте выделены страны – члены одной из международных организаций. Члены какой организации показаны на карте? Где находится штаб-квартира этой организации? По нижеприведенным описаниям стран-членов этой организации определите, что это за страны и ответьте на дополнительные вопросы. Может ли быть выгодно членство в данной организации для России (дайте развернутый ответ).

Организация__________________Штаб-квартира _______________________

Оценка потенциального членства России:__________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Страна 1. На территории этой страны располагается самое крупное озеро на своем континенте. В бассейне этого озера имеются большие запасы ресурсы, благодаря которым данная страна и входит в искомую международную организацию. Кроме того эта страна является одним из инициаторов создания данной международной организации. О каком озере идет речь?

Страна ____________________ Озеро ______________________

Страна 2. Эта страна последней (в 2007 г.) вошла в состав организации. Данная страна получила независимость в 1975 г., в связи с государственным переворотом в стране метрополии. На юге страны располагается часть пустыни, созвучной с названием другой страны и сформировавшейся благодаря холодному океаническому течению. Назовите страну метрополию, название пустыни, холодное течение.

Страна _______________________Метрополия _______________ _________

Пустыня _____________________ Течение ____________________________

Страна 3. Эта страна выходила из состава данной организации, но в 2007 г. вновь стала ее членом. Столица не является крупнейшим городом страны. К территории данного государства относится архипелаг, наблюдения на котором помогли Чарльзу Дарвину сформировать теорию эволюции. Назовите крупнейший город страны и архипелаг.

Страна _________Крупнейший город ___________Архипелаг ____________

Страна 4. Крупнейший город этой бывшей британской колонии является одним из самых населенных не только на своем континенте, но и в мире. Среди прочих языков среди местного населения широко распространены хауса и игбо. Назовите крупнейший город страны.

Страна _________________ Крупнейший город _________________________

Задание 2. Определите четыре страны-лидера производства некоторой сельскохозяйственной культуры:

В первой стране с 90-ых годов ХХ века проводится жёсткая демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Второй страной с 1526 по 1858 год правили тюрки, хотя большую часть населения составляют не тюркоязычные народы. Третья – самая густонаселённая мусульманская страна и крупнейшее островное государство в мире. Две реки, сливающиеся в четвертой стране, вместе занимают третье место в мире (после Амазонки и Конго) по водоносности. Назовите также две упомянутых реки. О каком тюркоязычном народе идет речь в описании второй страны?

Страны 1-4 _______________________________________________________

Реки _____________________________________________________________

Тюркоязычный народ _______________________________________________

Сельскохозяйственная культура ______________________________________

Назовите блюдо из этой сельскохозяйственной культуры, традиционное в европейской стране – крупнейшей производительнице винограда.

Страна _____________________________ Блюдо ________________________

В этой стране работает единственный в Центральной Азии авиастроительный завод, а так же есть крупный завод, выпускающий автомобили под маркой Daewoo и Chevrolet. Назовите также страну и блюдо, изготавливаемое из искомой культуры и традиционное в этой стране.

Страна ___________________________ Блюдо _________________________

Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица – не является портом? Приведите необходимые объяснения.

Задание 3. В 2007-2008 гг. в России был реализован проект, цель которого выявление семи чудес России, т.е. природных и культурных объектов, наиболее значимых и известных в нашей стране. Перед Вами представлены 5 фотографий «чудес–финалистов». Заполните таблицу, написав названия данных объектов, регионы, где они расположены, а также ответив на дополнительные вопросы, поставленные к каждой фотографии. Ответы запишите в таблицу.

Фото

Название объекта

Регион

Дополнительные вопросы

Ответы на вопросы

1. Перечислите старые названия города, где находится этот объект.

2. Прокат какого цветного металла выпускается в этом городе?

1. По приказу какого русского царя в память о взятии Казани построен этот объект?

2. Напротив собора находится памятник известных борцов против интервентов. Назовите этих героев.

1. Назовите зарубежный аналог этого объекта во Франции.

1. Назовите высоту данного объекта, горную систему в которой он расположен и его происхождение.

1. Назовите два любых местных ветра, свойственных для этого объекта.

2. Назовите объекты-аналоги по происхождению на африканском континенте (не менее двух)

Задание 4. Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом:

Назывался Сиам

О втором:

Известен под аббревиатурой СРВ

О третьем:

Французы называют его Щин

Страна Х:

Результаты впишите в третью колонку таблицы.

Задание 5. Определите страны по их структуре показанной в таблице. Объясните свой выбор. (США, Китай, Япония, Россия, Вьетнам, Норвегия, Франция, Индия, Эфиопия)

Страна

Объем производства электрической энергии в 2009 г., млрд. кВт·ч

Доля производства электрической энергии, %

Структура ВВП, %

ТЭС

ГЭС

АЭС

другие

сельское хозяйство

промышленность

услуги

665,3

81,7

14,6

17,6

29,0

53,4

3271

80,2

18,5

11,3

48,6

40,1

1016

64,3

20,5

14,8

37,6

4167

71,4

20,7

19,2

79,6

1195

60,0

29,8

26,3

72,3

ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

Максимальное количество баллов – 31

№ вопроса

Ответ

Количество баллов за правильный ответ

А-2, Б-1, В-3, Г-6, Д-5, Е-4

по 1 баллу за правильно указанную пару

Булгуннях (гидролакколит) – бугор с ледяным ядром. Образуются в многолетне мерзлых грунтах. Постепенно замерзающая в течение нескольких лет вода, сохранившаяся в талых грунтах, не имея возможности проникнуть в стороны, вспучивает поверхностный грунт.

1 –

за указание формы рельефа

1 –

за объяснение происхождения

Ответы аналитического раунда

Задание 1.

Критерии оценивания ответа

Баллы

1. Организация – ОПЕК

Штаб квартира – Вена

В целом же членство России в ОПЕК неизбежно приведет к установлению в последней квот на добычу нефти, что крайне невыгодно для экономики страны, хотя в тоже время стабилизация добычи нефти может благоприятно отразится на ситуации с использованием ресурсов внутри страны.

Допускаются другие оценки потенциального членства России, ответ на вопрос должен оцениваться с учетом географической грамотности, полноты ответа и приведенных доказательств своей точки зрения.

Страны: Страна 1 – Венесуэла ( 0,5 балла ); озеро – Маракайбо ( 0.5 балла )

Страна 2 – Ангола ( 0,5 балла ); Метрополия – Португалия (0,5 балл); Пустыня – Намиб (0,5 балла); Течение – Бенгельское / Бенгела (0.5 балла)

Страна 3 – Эквадор (1 балл); Город – Гуаякиль (1 балл); Архипелаг – Галапагосские острова (1 балл)

Тюркоязычный народ – монголы

Сельскохозяйственная культура – рис

Страна – Италия; блюдо – ризотто (по 1 баллу )

Страна – Узбекистан; б людо – плов (по 1 баллу )

Итого:

Собор Василия Блаженного (Покровский собор) ( 1 балл )

Москва

(1 балл )

1. Иван Грозный (1 балл )

2. Минин и Пожарский ( 1 балл )

Петергоф (Петродворец)

(1 балл )

Санкт-Петербург

(1 балл )

1. Версаль (1 балл )

Эльбрус

(1 балл )

Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия

(1 балл )

5642 м – Кавказ – потухший вулкан

(3 балла )

Озеро Байкал

(1 балл )

Иркутская область, респ. Бурятия

(1 балл )

1. Сарма, култук, горная, баргузин и др. (4 балла, по 1 баллу за название местного ветра )

2. Ньяса, Танганьика ( 2 балла )

За определенную страну Х

0,5 балла

Итого:

2 балла

Задание 5.

А – Индия. Б – Китай. В – Россия. Г – США. Д – Япония. (5 баллов за правильно названные страны, плюс 4 балла за объяснение. (Итого 9 баллов )

Максимальное количество баллов теоретического раунда: 57 баллов

Общее количество баллов: Тестовый – 31 балл, теоретический – 57.

ИТОГО: 88 БАЛЛОВ (100%), 50% - 44 балла.


Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook

Всероссийская олимпиада по географии задания и ответы для школьного этапа 2018-2019: 26.09.2018 по 02.10.2018

Ответы для 5 класса:

Задание № 3 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите ошибку в логических рядах. Объясните исключение ошибочного объекта, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда. Ответы занесите в таблицу.

1) Звезда – планета – комета – метеор – астероид.

2) Мадагаскар – Гренландия – Сахалин – Камчатка – Новая Гвинея.

3) Степь – арктическая пустыня – тайга – тундра – тропическая пустыня.

4) Дождь – ветер – град – холм – молния

Ответ:

Ответы для 6 класса:

Задание №2 Определите названия географических объектов по описанию, используя карты. Расположите их в порядке движения с севера на юг. Какой из объектов ближе всего расположен к центру Земли? Почему?

1. Я соединяю два океана и разделяю два материка, относящихся к одной части света.

2. Я самая высокая вершина самого маленького материка.

3. Через меня проходят все меридианы Земли, и первым меня покорил норвежец.

4. Я раньше всех встречаю Солнце в Евразии.

5. Я – остров, и меня пересекает нулевой меридиан.

6. А у меня интересные координаты: 0° широты и 0° долготы.

7. Я самое крупное по площади озеро на материке, который находится во всех четырёх полушариях Земли.

Ответ:

Ответы для 7 класса:

Задание №2 Внимательно прочитайте текст и, пользуясь атласами 7 класса, определите, о каком острове Земли идёт речь, и заполните таблицу.

Это самый крупный по площади остров на земном шаре среди островов аналогичного с ним происхождения. Остров расположен на границе двух литосферных плит, южнее параллели 66,5° с.ш., в океане, солёность которого чуть выше солёности Мирового океана. Северные, западные и восточные берега острова сформированы ледниками. Общая площадь современного оледенения составляет около 12 000 км2, что значительно меньше, чем на «острове-гиганте», который отделён от рассматриваемого нами острова проливом, названным по имени королевства, которому принадлежит соседний «остров-гигант».

Рельеф острова преимущественно гористый, здесь насчитывается более 150 вулканов, из них 40 действующие. Один из наиболее активных вулканов, высотой 1491 м, расположен неподалёку от столицы государства, имеющего то же название, что и остров. Извержения вулканов происходят постоянно. Например, извержение другого знаменитого вулкана в 2010 г. закрыло авиационное сообщение для многих стран региона. С вулканической деятельностью связаны знаменитые фонтанирующие горячие источники. Территория острова лежит в двух климатических поясах. Несмотря на северное положение, зимы здесь не такие суровые благодаря тёплому течению, проходящему у его берегов.

По одной из версий, впервые остров посетили монахи с «Изумрудного острова», символом которого является четырёхлистный клевер. Но осваивать остров в IX в. начали жители другой «северной страны»: знаменитые мореходы, передвигавшиеся на быстроходных для того времени судах.

Ландшафты острова выглядят сурово, но живописно. Живая природа давно изменена человеком. Здесь обитает завезённый с материка копытный представитель тундры. Из хищников встречается полярная лисица с белой шерстью. Символом страны считают маленькую птицу с красным клювом.

Ответ:

Ответы для 11 класса:

Задание №2 Определите страну по описанию и заполните таблицу.
В конце XIX столетия на территории страны разгорелась борьба двух колониальных держав. В годы Первой мировой войны здесь также происходили боевые действия. Современная республика образовалась в 1964 г. в результате слияния двух независимых стран, одна из которых располагалась на материке, а другая занимала два небольших острова. В 1873 г. на одном из островов было захоронено сердце великого путешественника, исследователя природы данного региона. В стране проживает более 120 народов. Свыше 90% жителей относятся к народам, говорящим на родственных языках одной языковой семьи. Активную роль в консолидации народов в единую этническую общность играет распространение языка, получившего статус официального, на котором говорят жители прибрежных городов. На втором официальном языке говорит не более 10 % населения. В целях национальной интеграции был разработан и осуществлён план переноса столицы из миллионного портового города вглубь территории страны. Основа экономики – сельское хозяйство. Эта аграрная страна по выращиванию одной из волокнистых культур, завезённой колонизаторами, занимает первое место в мире. Республику называют страной великих разломов. Здесь много проявлений вулканизма. Один из потухших вулканов – высочайшая вершина материка. На северной, западной и южной границах страны, в котловинах тектонического происхождения, расположены три больших озера. Страна уделяет много внимания охране природы. Самый крупный заповедник страны был образован в 1921 г., а в 1951 г. он получил статус национального парка. На его территории сосредоточено, по разным оценкам, от одного до трёх миллионов животных. В 1978 г. один из заповедников был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его заповедной зоне находится ущелье, где были обнаружены останки человека умелого, предшественника современного человека. Этому заповеднику принадлежит и ещё один удивительный природный рекорд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района

Тверской области

Олимпиадные задания

учебного предмета

«География»

на 2014-2015 учебный год

(школьный этап)

6-9 класс

Разработчик:

Канева Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

с. Берёзовский Рядок 2014год

6 класс фамилия, имя_________________________________

Успеха Вам в работе!

Город Мадагаскар __________________________; Аравийский залив ____________________________;

Ладожское море______________________; Остров Гималаи_________________________________;

Озеро Амазонка____________________________; Красное озеро ________________________________;

Вулкан Гренландия_________________________________.

Урал; Тасмания; Саяны; Альпы; Янцзы; Енисей; Амур (за каждый верный ответ 2 балла)

3. Что лишнее и почему? (за каждый верный ответ 2 балла)

Мичиган, Миссисипи, Гурон ____________________________________________

Килиманджаро, Этна, Лимпопо ____________________________________________

Кук, Коперник, Магеллан ____________________________________________

Страус, бегемот, куропатка ____________________________________________

Москва, Красноярск, Сан-Франциско ____________________________________________

Тундра, тайга, перекати поле ____________________________________________

Марс, Луна, Венера ____________________________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

США, Япония, Индия, Испания, Германия, Китай, Украина

__________________________________________________________________________________

6. Какая вершина: Джомолунгма, Аконкагуа, Килиманджаро- дальше отстоит от центра Земли?

___________________________________________________________________ (10 баллов)

7. (за каждый верный ответ 2 балла)

    Первым проложил путь из Европы в Южную Азию, обогнув Африку _______________________

8. Ответьте на вопросы:

Какой масштаб крупнее 1:5000 или 1:1000

Какой масштаб мельче: в 1 см 200 км или в 1 см 150 км.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4°с.ш и 10°в.д. ___________________________________________________

37°с.ш. и 13° в.д. __________________________________________________

0°с.ш. и 79° з.д. __________________________________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

10. На Земле есть города, где в то время, когда в Москве наступает зима, людям не требуются шубы, меховые шапки и перчатки. Выберите из перечисленных городов те, жители которых в январе не нуждаются в тёплой зимней одежде.

Канберра, Пекин, Париж, Буэнос-Айрес, Оттава. (за каждый верный ответ 2 балла)

6 класс

1. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров

2. Что расположено не в России

Тасмания, Альпы; Янцзы; (за каждый верный ответ 2 балла)

3. Что лишнее и почему? (за каждый верный ответ 2 балла)

Мичиган, Миссисипи , Гурон __река___

Килиманджаро, Этна, Лимпопо ___река__

Кук, Коперник , Магеллан - астроном

Страус, бегемот , куропатка –не птица

Москва, Красноярск, Сан-Франциско __не в России

Тундра, тайга, перекати поле - не ПЗ

Марс, Луна , Венера - спутник, а не планета

4. Выберите правильные утверждения (за каждый верный ответ 2 балла): 1,6,7

5. Расположите с запада на восток страны (5 баллов):

США, Испания, Германия, Украина, Индия, Китай, Япония

6. Какая вершина: Килиманджаро - (10 б)

(за каждый верный ответ 2 балла)

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

    васко да Гама

8. Ответьте на вопросы:

1:1000

в 1 см 200 км

(за каждый верный ответ 2 балла)

9. Ниже приведены координаты трёх одинаковых географических объектов. Определите, что это за объекты и как называется каждый из них.

4°с.ш и 10°в.д. ____вулкан Камерун______

37°с.ш. и 13° в.д. ______вулкан Этна______

0°с.ш. и 79° з.д. ___вулкан Котопахи______

(за каждый верный ответ 2 балла)

10. Канберра , Буэнос-Айрес .

(за каждый верный ответ 2 балла)

Задания школьного тура олимпиады по географии

7 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_________________

2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000__________________________

3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

1) самая длинная река______________________________________________________________

2) самая высокая вершина__________________________________________________________

3) самая большая низменность_______________________________________________________

4) самый высокий водопад__________________________________________________________

5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

6) самый холодный материк__________________________________________________________

7) самый широкий пролив____________________________________________________________

8) самое большое озеро______________________________________________________________

9) самый маленький материк__________________________________________________________

10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

4 . Объясните, что означают термины?

1) Лавразия ___________________________________________________________

2) Пассат _____________________________________________________________

3) Меридиан __________________________________________________________

4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. Название этого объекта произошло от слова «масуну», которое на индейском языке означает «большая вода». Что это за объект? _______________________________________

(2 балла)

7. С тибетского языка это название переводится как «богиня – мать Земли» Что это

_____________________________________________________________________________

(2 балла)

8. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

9. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

10. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

11. Выберите правильные утверждения

    На южном полюсе холоднее, чем на северном

    Берингов пролив открыл Витус Беринг

    Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план

    Азимут на восток означает 180 градусов

    Самый большой остров в мире – это Сахалин

    Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма

    На юге Евразия омывается Индийским океаном

(за каждый верный ответ 2 балла)

12. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита – 4 км). Кто из героев находится ближе всего к центру Земли? ______________________________________ (10 баллов)

13.

Название прибора

(за каждый верный ответ 2 балла)

14.

15. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

    Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

    Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

    Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

    Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

7 класс

1. 34 ю.ш 19в.д _

2. 1 см 300км _

3.

1) Нил

2) Джомолунгма

3) -Амазонская

4) -Анхель

5 -Байкал

6) -Антарктида

7) -Дрейка

8) -Каспийское

9) -Австралия

10) Красное море (за каждый правильный ответ 2 балла)

4 .

1) Лавразия – древний материк, 2) Пассат –ветер от 30 широт к экватору

3) Меридиан –линия, соед. северный и южный полюс

4) Азимут – угол между направлением на север и на предмет (за каждый правильный ответ 2 б)

5. Сев. и юж. полюс (5 баллов)

6. Река Амазонка (2 балла)

7. Джомолунгма (2 балла)

8.

1) цунами, 2) водопад, 3) айсберг (за каждый правильный ответ 2 балла)

9. выпадает наибольшее количество осадков (5 баллов)

10. дневной бриз дует с моря на сушу. А не наоборот (15 баллов)

11. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров Гренландия (за каждый верный ответ 2 балла)

12. _полярник (10 баллов)

13. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

(за каждый верный ответ 2 балла)

14.

17. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

    васко да Гама

Задания школьного тура олимпиады по географии

8 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Какое растение типично для Австралии?а) эвкалиптб) баобабв) секвойяг) гевея

2. Какие моря относятся к бассейну Атлантического океана?а) Карибское и Черное в) Баренцево и Аравийскоеб) Белое и Баренцево г) Тасманово и Берингово

3. Самые высокие горы на материке Евразия – этоа) Гималаи б) Тянь - Шань в) Кавказ г) Альпы

4. Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называется?а) тропосфера в) ионосфераб) стратосфера г) термосфера

5. Определите, о какой природной зоне Африки идет речь: Здесь два сезона года – сухой зимний и влажный летний. Эта зона занимает около 40 % площади материкаа)зона влажных экваториальных лесовб)зона саваннв)зона тропических пустынь

6. Фундамент Сибирской платформы выходит на поверхность в виде щитов?а) Анабарский и Балтийскийб) Анабарский и Алданскийв) Алданский и Украинскийг) Украинский и Балтийский7. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:а) калийной соли, алмазов, угляб) медных руд, угля, золотав) золота, алмаз

8. Какие из перечисленных периодов относятся к палеозойской эре.а)кембрий б)ордовик в)девон г)палеоген д)юрский е)четвертичный

9. Какую площадь имеют Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

10. В каких часовых поясах расположена наша страна? Сколько часовых поясов разделяет Чукотку и Калининградскую область?

11. С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

12. Установите соответствие: Материк Высшая точка а) Африка 1) гора Косцюшко б) Южная Америка 2) гора Джомолунгма в) Северная Америка 3) гора Аконкагуа г) Австралия 4) гора Мак – Кинли д) Евразия 5) вулкан Килиманджаро

13. Дополните:1) Наибольшие площади зона саванн и редколесий занимает в ………...2) Наиболее безжизненна зона ………. пустынь.3) Леса полностью отсутствуют на материке ………..4) Кампос – это природная зона, которая находиться на ………плоскогорье

14. Назовите крайние точки - мысы России? Укажите острова, полуострова, горы, на которых они находятся?

15. Назовите страны, которые соседствуют с Россией через морские границы?

16. С Атлантического океана на территорию России, как правило, приходят:а) циклоны б) антициклоны в) холодный фронт г) стационарный фронт

17. Умеренно – резко континентальный тип климата в России характерен для:а)Восточно – Европейская равнинаб)Западно – Сибирская равнинав)Северо – Восточная Сибирьг) Дальний Восток

18. Какой стороне соответствует азимут 225 градусов?а) Югу – западуб) Югу – востокув) Северо – востокуг) Северо – западу

19. Какой масштаб крупнее?а) 1: 50 000б) 1: 50 000 000

20. Топонимика – это область знаний, изучающая:а) климатические особенности местностиб) рельефв) географические названияг) животных

Ключи к заданиям школьной олимпиады для 8 - классов

1. а - 1 балл 2. а - 1 балл 3. а - 1 балл 4. а - 1 балл 5. б - 1 балл 6. б - 1 балл 7. а - 1 балл 8. а, б, д - 1 балл Восточный – город – НовосибирскЮжный – Ростов – на Дону - 2 балла 9. Восточно – Европейская – 4 млн.кв.км, Западно – Сибирская – 3 млн. кв.км, Среднесибирское плоскогорье – 3,5 млн. кв.км 1 балл 10. В России 9 часовых поясов, 8 поясов разделяют Чукотку и Калининградскую область. 1 балл 11. Казахстан 1 балл 12. а-5, б-3, в-4, г-1, д-2 2 балла 13. Африка, арктические, Антарктида, Бразильское. 2 балла 14. южная точка – г.Базардюзю северная точка – на материке мыс Челюскин, полуостров Таймыр, на острове Рудольфа мыс Флигели западная точка – Балтийская коса восточная точка – на материке мыс Дежнева, на острове Ратманова - 2 балла 15. США, Япония. – 1 балл 16. а - 1 балл 17. в - 1 балл 18. а - 1 балл 19. а - 1 балл 20. в - 1 балл

Всего: 25 баллов

Задания школьного тура олимпиады по географии

9 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье.

9°с.ш и 64°з.д ________________________________________________

43° с.ш. и 59° в.д. ______________________________________________

5° с.ш. и 6°в.д. _________________________________________________ (за каждый верный ответ 2 балла)

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока: Ангара, Волга, Урал, Амазонка, Амур, Хуанхэ, Тигр, Меконг, Сырдарья, Миссисипи, Юкон, Нил, Оранжевая.

Бассейн Атлантического океана ___________________________________________________

Бассейн Тихого океана ______________________________________________________________

Бассейн Индийского океана _________________________________________________________

Бассейн северного Ледовитого океана _________________________________________________

Бассейн внутреннего стока ____________________________________________________(максимум 13 баллов)

3. Выберите верные утверждения.

    Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.

    Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.

    Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.

    Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.

    Кукуруза- важнейшая зерновая культура России.

    Крупнейшие ГЭС России располагаются в Восточной Сибири.

    Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.

    Старейший угольный бассейн в России- Подмосковный.

    Для населения России характерно снижение численности.

    Естественный прирост это разница между числом приехавших и уехавших людей.

(за каждый верный ответ 2 балла)

4.

«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

Субъект РФ

    ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- ;8- ; 9- ; 10- .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. Один английский футбольный клуб выразил желание провести семь товарищеских матчей с российскими профессиональными командами. В ответ на заявку о проведении матчей в семи разных городах России пришёл список клубов, с которыми можно провести игры. Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город.

Определите соответствие:

Команда

1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(15 баллов)

8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

    Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

    Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

    Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

    Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

9. Наш класс во время осенних каникул ездил на экскурсию по памятникам истории и архитектуры. Мы видели:

Архитектурный ансамбль Троице- Сергиевой Лавры __________________________________

Ипатьевский монастырь _________________________________

Золотые Ворота ________________________________________

Эрмитаж _____________________________________________

Дом Пашкова _________________________________________

Памятник Салавату Юлаеву ____________________________________

Впишите в пропущенные строки названия городов, посещённых школьниками.

10.

    Самый пустынный материк (без учёта снежных пустынь Антарктиды).___________________________

    Материк с самым большим населением.____________________________________

    Самый низкий материк.____________________________________________

    Материк, не имеющий коренного населения.___________________________________

    Материк, который омывается водами 4-х океанов.______________________

    Материк- колыбель человечества._____________________________________

    Материк, который открыли последним (назовите имена 2-х мореплавателей, которые первыми попали к берегам этого материка).________________________________________________________________

    Материк, где находится самый высокий водопад в мире (назовите этот водопад)._____________________________________________________________________________

    Материк, где находятся страны мира, занимающие второе место в мире по площади._____________

    Материк с самой полноводной рекой мира (назовите эту реку).________________________________

    Материк с самой большой по площади пустыней в мире (назовите пустыню).___________________________________________________________________

    Материк, где расположен самый большой в мире каньон (назовите каньон).___________________________________________________________

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

9 класс

1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье. (за каждый верный ответ 2 балла)

9°с.ш и 64°з.д Ориноко,43° с.ш. и 59° в.д. Амударья,5° с.ш. и 6°в.д. НИГЕР

2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока

Бассейн Атлантического океана: Амазонка Нил Миссисипи

Бассейн Тихого океана: Амур,Хуанхэ,Меконг,Юкон

Бассейн Индийского океана Тигр Оранжевая

Бассейн северного Ледовитого океана: Ангара

Бассейн внутреннего стока: Волга,Урал,Сырдарья

3. Выберите верные утверждения. 2,3,6,7,9

(за каждый верный ответ 2 балла)

4. Найдите и исправьте ошибки в следующем описании:

«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос , рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы , в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)

5. Определите соответствие:

    D ; 2- H ; 3-E ; 4-J ; 5- I ; 6- G ;7- B;8- A ; 9-C ; 10- F .

(за каждый верный ответ 2 балла)

6. 1- c ; 2-e; 3- g; 4- d; 5- f; 6-a;7- b .

(за каждый верный ответ 2 балла)

7. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. (15 баллов)

8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

    Магеллан

    Крузенштерн

    Марко Поло

    Беллинсгаузен

    Кук

(за каждый верный ответ 2 балла)

9.

Троице- Сергиевой Лавры – Сергиев Посад

Ипатьевский монастырь- Кострома

Золотые Ворота -Владимир

Эрмитаж –С-Петербург

Дом Пашкова -Москва

Памятник Салавату Юлаеву -Уфа

(каждый правильный ответ – 3 балла)

10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. (за каждый верный ответ 1 балл)

    Австралия

    Евразия

    Австралия

    Антарктида

    Евразия

    Африка

    Антарктида-Беллинсгаузен и Лазарев

    Южная Америка- Анхель

    Северная Америка

    Южная Америка- Амазонка

    Африка- Сахара

    Северная Америка- Колорадо

Всероссийская олимпиада по географии ведёт свою историю с середины XX века, когда на географическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова впервые стали проводиться олимпиады для московских школьников. Вскоре рамки олимпиады были расширены, так как желающих принять в ней участие с каждым годом становилось всё больше и больше – школьники съезжались на олимпиаду со всего Советского союза. Примерно в эти же годы олимпиады начали проводить в Ленинградском, Горьковском и других крупных университетах и городах.

Олимпиадное движение успешно развивалось, и в 1991 году в Крыму, в Керчи прошла первая (ставшая последней) Всесоюзная олимпиада по географии, на которую приехали школьники из России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.

После распада Союза уже в 1992 году под Ярославлем состоялась первая Всероссийская олимпиада по географии. Её задания были составлены группой научных сотрудников географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова - А.И. Даньшиным, Н.Б. Денисовым и А.С. Наумовым. С этих пор она стала проводиться ежегодно. Поначалу олимпиада состояла из одного теоретического тура. Через несколько лет к нему добавился конкурс знатоков географии, позже – практический (полевой) тур, а совсем недавно – в 2010 году – в программу включился третий, тестовый тур.

Организацией и проведением Всероссийской олимпиады школьников по географии на протяжении 20 лет занимается Алексей Станиславович Наумов, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран.

География Олимпиады очень широка - она проходила во многих городах России: Тамбове, Ульяновске, Великом Новгороде, Твери, Смоленске, Владимире, Пензе, Орле, Туапсе, Нижнем Новгороде, Липецке, Калуге, Рязани, Железноводске, Белгороде, Кисловодске.

Победители Всероссийской олимпиады по географии получают именные стипендии Президента России, благотворительного фонда Владимира Потанина, журнала "Вокруг Света", ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии. Ребята принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на географические и смежные специальности. При поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний ("100 балов") по соответствующим общеобразовательным предметам.

Олимпиада стала самым массовым географическим мероприятием в России, в котором ежегодно участвуют тысячи школьников из всех регионов России. Более сотни победителей Всероссийской олимпиады по географии поступили в престижные отечественные университеты, многие успели с отличием закончить их, а некоторые даже защитили кандидатские диссертации.

Победители Всероссийской олимпиады по географии принимают участие в международных географических соревнованиях: Международной олимпиаде по географии и Всемирном географическом чемпионате.

С 21 по 27 апреля в Нижнем Новгороде пройдет заключительный этап ХХVI олимпиады школьников по географии.

Организатором олимпиады по географии является Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина при поддержке Министерства образования Нижегородской области и ВОО «Русское географическое общество».

На олимпиаде соберутся юные знатоки географии со всей страны. За время проведения олимпиады участники, победители регионального этапа олимпиады, поборются за звание самого умного географа страны и возможность представить Россию на международной олимпиаде. Ребята познакомятся с географией Нижегородской области, посетят объекты природного и культурного наследия города Нижнего Новгорода, примут участие в разнообразных географических квестах, географических марафонах и конкурсе знатоков.

Желаем участникам заключительного этапа олимпиады по географии больших побед и стремлений изучить замечательную и удивительную науку - географию!