Как смазать передние амортизаторы. Как смазать амортизаторы на велосипеде


{ ArticleToC: enabled=yes }

Спустя некоторое время после покупки и обкатки велосипеда, появляется посторонний шум — скрип педалей, а цепь начинается покрываться ржавчиной. Свидетельствует это о необходимости срочной смазки велосипеда.

Смазка для велосипеда, цепи и ходовой части, в первую очередь, нужна, чтобы «железный конь» дольше прослужил.

Детали велосипеда, которые относятся к ходовой части, требуют смазки в первую очередь, поскольку отвечают за движение на этом средстве передвижения, объединяются в систему:

  • главной деталью велосипеда считается цепь. Она обеспечивает байку движение, поэтому качество смазочного материала влияет на техническое состояние средства передвижения. Сигналом, что с ней что-то не так служит появившееся звяканье. Нужно учитывать, помимо смазки ее естественный износ. Деталь эта требует замены после 1,5 тысяч пройденных километров;
  • оси системы тормозов тоже важны для своевременной остановки транспорта и безопасного движения;
  • роликовые колеса, отвечающие за натяжение цепи, т.е. противостоящие ослаблению;
  • переключатель передач включает переднюю и заднюю. Первая отвечает за переключение скоростей, другая — за увеличение скорости. Выполнять функции безотказно этим деталям помогает смазка и грамотное обслуживание;
  • тросики тормозов и переключения. Для этих деталей, передающих команду о торможении, важна смазка для велосипеда, поскольку они объединяют и побуждают к действиям детали, участвующие в переключении скоростей и процессе торможения. Чтобы смазать тросики, на выходе и входе достаточно капнуть маслом, нажать на переключатели несколько раз и педали;
  • узел кареточный. В этом узле находятся специальная чашка, удерживающая подшипники от выпадения, а педали от прокручивания, помогающая крутить их легко. Поэтому смазка важна для безопасного катания на велосипеде;
  • подшипники колес тоже нуждаются в смазке. Их функция – удерживать во время движения от «болтания» колеса, помогать легкому кручению;
  • амортизаторы. Благодаря им, велосипед движется мягко. Помимо этого, они смягчают удар при наезде колесом на препятствия, противостоят поломке транспортного средства. Чтобы функции они выполняли эффективно, нужна смазка для велосипеда, наносят которую на амортизатор задний и вилку, расположенную спереди.

Если владелец велосипеда заблаговременно производит смазку велосипеда — цепи и перечисленных деталей, то проблем не будет возникать, а срок службы байка значительно возрастет.

Что использовать для смазки велосипеда

На рынке огромное количество масел и смазочных материалов, пригодных для этой цели:

  • жидкие масла относят к категории, предназначенной для смазки цепей любых типов, чем обеспечивают их надежную работу;
  • двухкомпонентные аэрозоли применяют для смазки: переключателей, тросиков, резьб. При распылении аэрозолей, имеющиеся в их составе масла проникают в места труднодоступные, обеспечивая смазку деталей, которые иным способом обработать, не представляется возможным. В состав некоторых аэрозолей входит керосин, поэтому для разъединения изношенных деталей они являются действенным помощником («LM47», «LM40»);
  • смазочные материалы пластичные применяют, если нужно смазать или уплотнить любой вид соединений. Некоторые содержат в своем составе кальций. Их используют в качестве смазки для соединений и узлов. К этому виду смазки для велосипеда принадлежат: «Унитол», «Солидол» и пр. К их достоинствам относится способность долгое время удерживаться на элементах, обеспечивая их эффективную работу. Другой разновидностью пластической смазки для велосипеда являются смазки с литием: «Фиол», «Литол – 24» и др.
  • элементы ходовой части длительное время сохраняют свои характеристики.

Что важно знать о смазывании велосипеда

Казалось бы, в столь простом деле, как смазывание велосипеда, премудростей нет, но это не так. Важно знать, какой вид смазки для велосипеда, лучше подойдет для конкретной детали, в каком количестве, какие потребуются манипуляции с обрабатываемым элементом.

Основные требования, выполнять которые следует при нанесении смазочных веществ на элементы велосипеда:

Смазываем цепь велосипеда

Для смазки цепи важно количество смазочного материала. Не применяют смазочные материалы густые. Для смазки цепи количество смазочного материала небольшое.

Как смазать ось тормозной системы

Для смазки лучше применять аэрозоли, способные обработать элементы, установленные в труднодоступных местах. Распыление должно быть дозированным и производиться аккуратно.

Смазываем колесики роликовые, которые регулируют натяжение цепи. Здесь уместнее применять аэрозольную смазку для велосипеда.

Переключатели передач . Для них одинаково хороши аэрозоли и масла.

Чтобы смазать тросики и переключатели используются как аэрозольные смазочные материалы, так и масла – достаточно по капле нанести на выход и вход канатиков.

Каретка. Смазка для этой детали велосипеда должна помещаться на дно чашки и быть густой.

Подшипники . Способ смазки аналогичен смазке каретки.

Амортизаторы. Масло заливают в вилку, а смазку для велосипеда жидкой консистенции в амортизатор задний.

С байком не возникнет проблем при правильном уходе, т.е. грамотном подходе к выбору смазки для велосипеда.

Как ухаживать за цепью

Цепь байка – важнейшая деталь, поэтому и ухода требует особого.

Цепемойка для смазки цепи

Новшества не всегда оказываются нужными и полезными. Без многих обойтись не так трудно. Возможно и о цепемойке – машинке, разработанной для облегчения ухода за цепью, многие, не видящие сложностей в снятие и чистке цепи классическим способом, думают так же.

Но, если для них процедура не представляет сложностей, то для новичков и девушек, она является серьезной проблемой. Но и не ухаживать за этой деталью нельзя.

Для них цепемойка – выход. Приспособления выпускаются нескольких видов. Они отличаются надежностью, комплектацией и стоимостью.

Бюджетными вариантами считается продукция компаний: Birzman, Bike Hand, Barbieri. Комплектуются машинки этих производителей 3 колесиками и емкостью. Комплектующих больше, а машинка удобнее, если производителем является фирма Kettenmax, но, и цена намного выше. Конкретный человек выбирает оборудование согласно финансовым возможностям.

Как работает цепемойка

Главным преимуществом таких машинок является мойка цепи, которую не снимают с байка. Наполним резервуар машинки моющей жидкостью (50 мл), цепь заводят внутрь приспособления и вращают плавно педали, придерживая байк и машинку. Желательно процедуру выполнять на улице. Если же не позволяет погода или другие причины, и делать это приходится дома, чтобы не испортить пол, его покрывают газетами или ветошью, а моющее средство применяю: керосин, Уайт-спирит или Fairy. После очистки от загрязнений смазывают эту деталь. Для этого понадобится заменить жидкость в резервуаре смазкой. Дальше повторить описанные действия, т.е. прокрутить педали.

Принцип действия, девайс сделал оправданным и доступным каждому.

После того, как цепь от загрязнений очищена, ее нужно смазать, для чего требуется в машинке заменить смазкой промывочную жидкость.

Смазка цепи

Если опыт снятия цепи имеется, можно обойтись без цепемойки.

Для смазки цепи придерживаются последовательности:

  • цепь переносят на средние звездочки, чтобы уменьшить натяжение: так легче очистить удалить с нее загрязнения, чтобы обработать звенья;
  • очистка от грязи. Проводится она при помощи чистой ветоши или щетки. Протирают цепь, не пропуская участков;
  • нанесение смазки на велосипедную цепь. Правильнее использовать смазку для цепи (аэрозоли менее предпочтительны). Чтобы части смазались, в обратную сторону прокручивают педали;
  • прокручивают их на одной скорости для лучшего проникновения вовнутрь смазки;
  • удаление излишков. Лишняя смазка для велосипеда удаляют сухой чистой тряпкой, чтобы они не собирали грязь, и не мешали нормальной работе.

Смазочные вещества для цепи

Смазка для велосипеда тефлоновая отличается высокими характеристиками:

  1. находясь между движущимися частями цепи, она не подвергается трению;
  2. нуждается в разбавителях для лучшего проникновения внутрь;
  3. наносится тонким слоем.

Смазка для велосипеда и цепи силиконовая отличается устойчивостью к износу элементов цепи. На нее не «садится» пыль. Наносят ее не толстым слоем.

Смазочные материалы, содержащие воск. Они эффективны, наносятся исключительно тонким слоем, чтобы предотвратить закупорку втулок и звеньев. Перед нанесением деталь тщательно очищают. Они уступают тефлоновой смазке для велосипеда по характеристикам, но достаточно эффективны.

Периодичность смазывания цепи

Мнение экспертов разделяются по этому вопросу. Но, с некоторыми решениями согласны все:

  • если на прогулку становится выезжать тяжело – нужно смазать цепь;
  • если катание проходило свыше трех часов – проверьте эту деталь, возможно, потребуется ее смазать;
  • если появились посторонние звуки, значит цепь сухая.

Анализируя все, понимаем, что правильно, каждый раз, после того, как за спиной оставлено 100 км, очищать и смазывать важнейшую деталь велосипеда.

Зачем смазывают вилку

Вилки разных производителей, разнятся между собой.

Можно говорить о последовательности действий, связанных с их смазкой только условно, поскольку каждая отличается нюансами:

  • вилку понадобится очистить, и снять колесо;
  • болты, удерживающие штаны вилки в штоках, выкрутить, после чего снять регулятор;
  • на следующем шаге снимают тормозную систему и штаны вилки;
  • из штоков удаляют отработанную смазку;
  • снимают с сальников стопорные кольца;
  • штаны вилки протирают внутри;
  • густую смазку наносят на сальники, а масло наливают в штаны вилки (лучше применять с солидолом);
  • подготовив детали, проводят сборку вилки, смазывая внутреннюю поверхность аэрозолем.

Как часто смазывают амортизаторы

Выше описывался принцип их разборки. Остается усвоить, что смазывать амортизаторы нужно ежедневно, если катаетесь по дождю и еженедельно – в солнечную. Пользоваться рекомендуется смазочными материалами аэрозольными и маслом.

Каким смазочным материалом пользуются для подшипников

Для них она выбирается такой, чтобы обеспечивала бесперебойную работу в течение продолжительного времени. Причислить к таковым можно литиевую, способную, без замены, прослужить год. Перед нанесением, керосином тщательно промывают подшипники, дают им высохнуть, помещают затем смазочный материал в сепаратор. Он вместе удерживает шарики подшипника. Наносить его разрешается непосредственно в чашечку, вжимая затем шарики.

Смазка для велосипеда, или как смазывают педали

Их нужно, прежде всего, разобрать. Сняв педали, извлекают заглушки, закрывающие гайки. Далее, выкручивают гайки, снимают шайбы стопорные и конус. Достав подшипники, с осей снимают педали.

Промывают детали в керосине, протираются, дают высохнуть. Теперь, на них и ось наносят смазку. Остается вновь собрать подшипник.

Как смазать каретку

Сразу предупреждаем, что с разборкой не возникнет проблем: разбирается каретка детально, для смазки используется густая. Жидкую — наносят сверху, а вовнутрь она всосется.

Чтобы после зимы на байке не появлялись следы коррозии и посторонние скрипы, пользуйтесь смазочным материалом Nanoprotech. Его наносят перед «отправкой» велосипеда на «зимние каникулы».

Видео: Техническое обслуживание велосипеда (мойка и смазка цепи, мойка велосипеда)

Самый популярный и дешевый из амортизаторов – пружинно-эластомерный. Этот амортизатор очень прост по конструкции: внутрь стальной пружины вставлен полимерный стержень, который гасит колебания.

Второй тип – масляно-пружинный, более современный и надежный. Из-за относительной дешевизны и простоты конструкции он стал одним из самых распространенных в велосипедном спорте.

И третий тип – масляно-воздушный. В нем вместо пружины используется баллон сжатого воздуха. Из-за сложности конструкции ремонт их лучше делать в специализированных мастерских, где точно знают, как смазать амортизаторы на велосипеде.

Смазывание амортизаторов

Плохо смазанный и не отрегулированный механизм может не только издавать неприятный звук, но и затруднять управление велосипедом, портя все удовольствие от занятий спортом. Идеальный вариант – внешняя чистка велосипедной вилки после каждой поездки, и хотя бы раз в сезон – смазывание внутренних деталей механизма. Самый простой способ – отдать велосипед в мастерскую, мастер которой точно знает, что нужно делать, но опытные велосипедисты и сами могут попробовать это сделать.

Пружинные и пружинно-эластомерные амортизаторы можно смазать, не разбирая велосипедной вилки. Для этого смазка набирается в шприц и заливается под пыльник. После этого велосипед следует «раскачать», и лишнее масло удалить салфеткой. Но! Это быстрый, походный вариант, используемый, когда нет возможности разобрать велосипед даже частично. По правилам, следует сначала открутить крепежные болты снизу, затем выкрутить болт Preload, достать эластомер и пружину, открутить крепежные болты и снять «штаны», то есть ту часть велосипедной вилки, к которой крепится колесо. Именно здесь находится больше всего грязи и именно этой части чаще всего требуется ремонт. Из последней детали достаются пыльники (их легко подцепить отверткой).

Все детали необходимо очистить от дорожной грязи и остатков масла. Мастера рекомендуют пользоваться исключительно фирменной смазкой или брать универсальную тефлоновую. После этого следует смазать детали, и собрать вилку обратно.

Уход за масляно-пружинной конструкцией также прост. Если используется метод открытой масляной ванны, то масло достаточно просто слить, а детали очистить. Эта система, пожалуй, самая простая в обслуживании, а осмотр и мелкий ремонт ее можно выполнить даже в домашних условиях. Немного сложнее все обстоит с закрытой масляной ванной. Масло в такой конструкции находится в капсуле и меняется вместе со всей капсулой. В отличие от первого варианта, закрытой масляной ванне часто требуется больше ухода.

Самым прихотливым в обслуживании считается масляно-воздушный амортизатор. Чтобы его почистить и смазать, необходимо:

  • Открутить и отмыть амортизатор. Это позволит избежать попадания мусора в воздушную камеру;
  • Открыть клапаны и стравить давление. Если все сделано правильно, механизм будет легко сжиматься и разжиматься;
  • Далее с амортизатора снимаются монтажные детали, и разбирается сама воздушная камера;
  • Затем следует снять сальник. Если какие-то детали повреждены – самое время заменить их или выполнить иной ремонт. Если все цело, то удаляется старая смазка и механические загрязнения, и можно приступать к сборке велосипедной вилки;
  • На корпус амортизатора, поставленный вертикально, наливается вилочное масло. Прокладки и сальники устанавливаются на место. Воздушная камера проталкивается до упора, чтобы из нее не выходил воздух. Лучше добавить еще немного масла, и только потом прикручивать ее снова к корпусу амортизатора;
  • Далее амортизатор накачивается до нужного давления и устанавливается на место.

У автомобилистов есть поговорка: «Машина любит ласку, чистоту и смазку». То же самое можно сказать и о велосипеде, хотя ему требуется гораздо меньше ухода. Если знать, как смазать амортизаторы на велосипеде, то эта процедура вовсе не покажется долгой или трудоемкой, а железный конь пробегает без ремонта не один сезон.


Велосипед – уникальное механическое изобретение человечества. И он, конечно, нуждается в смазке для улучшения эксплуатационных свойств. Правильная смазка всех движущихся элементов необходима для уменьшения трения между ними и облегчения движения. Поэтому новички задаются вопросом: когда и как это правильно делать?

Специальные масла, жидкие по консистенции, подходят для смазки всех видов цепей, амортизационной системы. Структура масла хорошо проникает в труднодоступные места, обеспечивая в дальнейшем бесперебойную работу велосипедных узлов и компонентов.

Когда лучше приводить в порядок велосипед?
Не забывайте о том, что перед смазкой нужно обязательно очистить корпус детали от грязи. Для этого понадобятся следующие необходимые средства и инструменты: ведро с очень горячей водой, автошампунь или средство для мытья посуды, щетки, губки, старая зубная щетка для труднодоступных мест, узкие плоские отвертки, обезжириватель, тряпки. Промываем велосипед и даем ему просохнуть за несколько часов или протираем тряпкой. Только затем приступаем к процедуре смазывания деталей.

Быстрая очистка
Эта процедура служит промежуточной между капитальными чистками. Это может быть удаление грязи с цепи без непосредственного демонтажа оной. Для этого можно тряпкой и щеткой вымыть цепь от грязи, или воспользоваться специальной машинкой для чистки цепи. Тут все зависит от возможностей вашего бюджета.

Капитальная очистка
Для этого придется снять цепь с велосипеда. В зависимости от того, есть на цепи соединительное звено или нет, может дополнительно понадобиться выжимка. После демонтажа цепи помещаем ее в емкость с чистящим средством и при помощи щетки и тряпок отмываем до максимальной чистоты.

Воду в емкости лучше менять после каждого средства. Помимо цепи стоит хорошо почистить и остальные важные компоненты. Для удобства рекомендуется снять заднее колесо, чтобы помыть кассету и разобрать лапку заднего переключателя с роликами, затем добраться до ролика натяжителя, в случае установленного на велосипед самого натяжителя.

Средства для чистки и смазки
Опытные велосипедисты выделяют несколько актуальных средств для отменной очистки от грязи и смазки байка.

WD-40
Распылитель с тонкой и длинной трубчатой насадкой. Огромный плюс средства – легкий доступ к трудоемким соединениям компонентов. Поможет устранить ржавчину и почистить от старой смазки поверхность.

Двухкомпонентный аэрозоль
Средство идеально подойдет для чистки и смазки переключателей, резьбы и тросиков. Аэрозольный баллончик адаптирован для работы даже в труднодоступном месте для обволакивания деталей велосипеда. Если вам понадобится разъединить испорченные детали, воспользуйтесь аэрозолями LM40 и LM47. Среди ключевых составляющих – керосин. Именно это вещество бережно сделает эту непростую процедуру. Излишек средства можно удалить тряпкой.

Жидкое масло
Универсальное средство для всех видов цепей, амортизаторов. Структура масла на 100% обволакивает поверхность обрабатываемого участка. Характеризуется долгосрочностью эффекта для бесперебойной работы деталей. Недостаток - сильное загустение консистенции на морозе и вероятный сбор грязи при катании в плохую погоду.

Кальцийсодержащие смазки
Популярный вид пластичной смазки для ухода за всевозможными деталями и узлами. Плюс такой смазки – устойчивость на поверхности деталей (образование защитного слоя для отличной работы велосипеда). В отличие от литиевых продуктов, они обладают высоким уровнем адгезии, антикоррозийным эффектом. Велосипедная «косметика» с содержанием кальция не вступает в реакцию с алюминием, поэтому они дороже в цене и применяются для ухода за дорогими байками. Средство позаботится об уплотнении соединений.

Смазки с литием
Помогут сохранить ходовую часть велосипеда в полном порядке. Такие смазки подходят для ухода за подшипниковыми осями и кареткой. Вещество под названием литий придает продукту специфическое скольжение, он не густеет при температуре до -50°С и не разжижается при нагреве до +150°С. Отрицательный нюанс – высокий уровень водорастворимости.

Смазки с силиконом
Легко наносятся на детали байка. Способны «отталкивать» пыль и воду, но быстрее высыхают.

Смазки на основе тефлона
В составе используется вещество для всех типов цепей. Жидкость отличается крайне низким коэффициентом трения относительно контактирующих твёрдых поверхностей цепи. Для лучшего проникновения в труднодоступные участки, тефлоновая смазка разводится маслом или растворителем. Соотношение компонентов зависит от эксплуатационных условий (сухое асфальтированное полотно, пыльные грунтовки или мокрые дороги). Существует в виде аэрозольного баллончика, но его использование чревато слишком быстрым расходом, поэтому лучше отдать предпочтение жидкому аналогу.

Восковые смазки
Могут держаться несколько месяцев при сухих условиях езды. Не понадобится частая механическая чистка цепи. Но воск может сам со временем отваливаться в виде чешуек и хлопьев. Таким видом смазки сложно обработать труднодоступные участки.

Графитовые смазки
Неплохие средства для перегруженных узлов. Важный плюс – долгосрочность эффекта. Минус – смазка очень сильно пачкает все, что с ней соприкасается.

Как правильно провести процедуру смазки?
Начинайте смазывание велосипеда с любого узла. Кассеты и звезды цепи смажьте несколько раз и прокрутите шатуны против часовой стрелки. Достаточно небольшого количества смазочного средства. Помните, что оно не должно быть слишком густым. От регулярности процедуры зависит ваш комфорт передвижения на велосипеде – цепь не будет жужжать, вы сразу почувствуете легкость и свободу в переключении передач. Кроме смазки, следите за «пробегом» велосипедной цепи. В среднем, после каждых двух тысяч километров деталь требует замены из-за провисания, нечеткого переключения передач и повреждения звездочек кассеты на заднем колесе.

Для смазывания тормозов зажмите их и нанесите средство на тросик и шарнир, точки входа троса в рубашку. Если ваш велосипед оборудован тормозами типа V-brake, старайтесь не попасть маслом обод – в противному случае, обод необходимо протереть, иначе эффективность торможения сведется к нулю. Лучше всего для смазки подойдут аэрозольные средства для более дозированного распыления. Наносите по капле масло на выход и вход тросов.

Каретка яляется одним из ключевых узлов велосипеда, которая задает рабочий импульс другим деталям устройства. От ее состояния зависит скорость и легкость передвижения. Для смазки каретки потребуется более густое средство, чем для цепи или тросиков.

Подшипники в осях колес требуют частой смазки. Схема ухода за ними идентична предыдущей.

В переднем и заднем переключателях скоростей необходимо смазать все движущиеся элементы. Они часто забиваются отложениями из загустевшей массы смазки и грязи по периметру. Их можно аккуратно снять плоской отверткой. Подвигайте переключатель в разные стороны, чтобы посмотреть, какие детали требуют больше смазки. Не забудьте обработать подшипники роликов заднего переключателя - они напрямую влияют на педалирование.

Для обработки роликов нужно точечно нанести жидкое средствона оси, чтобы избавить их от скрипа и тугого вращения. Ролики в смазанном состоянии способны крутиться с минимальным сопротивлением. Для процедуры специалисты рекомендуют использовать аэрозольные продукты. При смазывании цепи важно наносить смазку на каждое звено и лучше тонким слоем. Если вы используете жидкую смазку, то для более точного нанесения можно воспользоваться шприцем или масленкой.

Уход за передним амортизатором позволяет с большим комфортом путешествовать по сложному рельефу. Хороший амортизатор отрабатывает и маленькие и большие неровности, поэтому следует держать его в исправном состоянии. В зависимости от погодных условий в амортизационную вилку заливается масло определенной вязкости, то же самое справедливо для заднего амортизатора.

После смазывания стоит прокрутить педали, нажмать пару раз на тормозные ручки, попереключать передачи. Лишнюю смазку удалить, чтобы она не собирала пыль впоследствии. При использовании аэрозоля необходимо следить, чтобы струя попала во все труднодоступные места. Избегайте попаданий масла на покрышки, обода, роторы дисковых тормозов и другие детали.

Машинка для чистки цепи: нужна или нет?
Не все новомодные девайсы на деле оказываются особо полезными. На первый взгляд, данное приспособление может облегчить жизнь велосипедисту-новичку и будет совершенно ненужной бывалому велосипедисту. В любом случае не стоит оставлять цепь без должного ухода.

Существует несколько видов чистящих машинок для велосипедной цепи. Они отличаются комплектацией, ценой и долговечностью. Самые бюджетные модели производства Bike, Barbieri, Hand и Birzman – машинки с тремя чистящими колесиками и удобным резервуаром. Более дорогая машинка от Kettenmax имеет в своем арсенале все необходимые дополнительные комплектующие. По сути, окончательный выбор будет зависеть от ваших финансовых возможностей. Ключевое преимущество машинки – это возможность ухода за цепью без снимания детали с велосипеда.

Для начала процедуры нужно поместить цепь непосредственно в машинку. Емкость заблаговременно наполняется до середины роликов промывочным раствором (норма – 50 мл). После этого обеспечивается плавное вращение педалей. Одновременно придерживайте машинку и, непосредственно, велосипед. Для проведения процедуры в жилом помещении лучше защитить пол кусочками ткани или застелить бумагой. Очищенная цепь должна высохнуть и только после этого можно наносить смазку.

Оптимальные промежутки между смазываниями
Не существует четко обозначенных нормативов - все зависит от хозяина велосипеда. Достаточно проводить процедуру смазывания пару раз за сезон для продления долговечности велосипеда - в начале и в конце. После больших экстремальных нагрузок желательно помыть велосипед и не полениться повторить смазку деталей и соединений. Некоторые велосипедисты смазывают цепь после каждой сотни километров пробега, вне зависимости от погодных условий.

Чем нельзя смазывать велосипедную цепь
Специалисты настоятельно не рекомендуют использовать густые смазки - это будет препятствовать должному проникновению средства во все необходимые места. Еще однин минус – налипание дорожной пыли. Не используйте концентрированные солидол и литол, подсолнечное масло.

Желательно избегать использования трансмиссионных автомобильных масел, масляных жидкостей для смазки швейных машинок. Они притягивают к себе пыль – после двух поездок вам придется заново чистить грязную цепь. Также такие масла сильно боятся влаги, которой не избежать в дождливую погоду.

Итоги
Помните, что современный рынок забит жидкостями для очистки велосипеда. Это все хорошо, но аналогичный эффект окажет автошампунь и горячая вода. Ключевое средство для очистки от грязи - горячая вода, а все моющие жидкости просто ускоряют процедуру и экономят время.

Итак, для дешевых велосипедов будет оптимальной дешевая в цене смазка. Литиевая окажется вне конкуренции. Ее можно приобрести в любых магазинах автозапчастей. Для дорогих байков имеет смысл приобрести кальциевые смазки, потому что они не вступают в химическую реакцию с алюминиевыми сплавами и не вымываются так быстро водой. Для ухода за резьбовыми соединениями можно подобрать качественное графитовую смазку.

Если вы любите свой велосипед, отполируйте его мягкой тряпкой с нанесенным средством для полировки лакокрасочных изделий. В итоге он будет выглядеть «блестяще» и станет более защищенным от налипания грязи.

Велосипед принадлежит к числу таких механических изобретений человека, в которых существуют элементы, взаимодействующие друг с другом посредством качения одних поверхностей относительно других (втулки колес, каретка главного хода), посредством цепной передачи и посредством вхождения одной цилиндрической поверхности меньшего размера в другую – таков механизм амортизации передней вилки.

Несмотря на то, что существенно снижают трение подшипники, правильная смазка всех этих элементов необходима: уменьшается трение, облегчается движение. Это увеличивает срок службы деталей. Тем не менее, важно знать, как смазать велосипед правильно.

Чем качественней байк, тем лучше заводская смазка, тем дольше она держится. К таким моделям горного байка относятся, например, Merida, GT. К примеру, известно, что GT Avalanche 2.0 выпуска 2009 года свободно набирает 10000 км пробега без какой-либо смазки втулок и кареток, при этом нет какого-либо ущерба для подшипников. Конечно, это не значит, что нужно наплевательски относиться к техническому обслуживанию байка.

В том случае, если вы покупаете «ашан-байк», то правильно будет сразу после покупки «вскрыть» все узлы, нуждающиеся в смазке, проверить их и смазать заново. Иногда требуется сразу что-нибудь заменить, например, заднюю втулку и подшипники главного хода.

Наверно не стоит дополнительно указывать, что смазывать нужно только тщательно вымытый и, главное, высушенный велосипед.

Итак, какие части велосипеда нуждаются в смазке и как это делается?

Цепь

От регулярности смазки зависит комфорт при движении – цепь не жужжит, переключается легко и свободно. Как правило, необходимость в смазке возникает в том случае, если цепь начинает шуршать, греметь, а также затрудняется переключение передач. Это можно почувствовать после интенсивной езды в дождь и грязную погоду, после того, как цепь высохнет.

Как смазать велосипедную цепь

Поступаем следующим образом:

  • увеличиваем , перемещая ее на соответствующие большие звездочки;
  • тщательно вычищаем цепь от грязи, можно воспользоваться тряпкой, прижав ее к свободному участку велосипедной цепи и покрутив педаль;
  • затем смазываем цепь, лучше наносить смазку над верхней точкой ролика (если велосипед стоит колесами вверх). Следите, чтобы на каждое звено упала одна капля.
  • Когда цепь вся будет смазана, нужно интенсивно в течение минуты покрутить педали в обратную сторону – «холостого хода» цепи, а затем, выбрав среднюю скорость, провернуть велосипедную цепь в прямом направлении.
  • На заключительном этапе мягкой чистой ветошью нужно убрать все излишки масла снаружи, так как главное действие смазки – работать на внутренних сочленениях звеньев, а снаружи обычная смазка «цепляет» пыль, тополиный пух и загрязняет своими отложениями ролики и задние звездочки. Поэтому не бойтесь протереть цепь как следует.

Кроме смазки, нужно следить за «пробегом» цепи. В среднем, после каждых 1500 – 2000 км ее нужно заменять по следующим причинам:

  • она начинает провисать;
  • нечетко переключаются передачи;
  • вытянутой цепью повреждаются звездочки кассеты на заднем колесе.

Также часто возникает вопрос о том, как часто смазывать цепь?

Единых нормативов не существует. Все зависит от ощущений хозяина байка:

  • если появилось сопротивление или хруст в цепи;
  • после езды по пыли и песку;
  • после любой прогулки, которая превышает 3-5 часов.

Некоторые смазывают цепь после 100 км пробега, вне зависимости от условий эксплуатации. Наверно это решение самое верное, так как приучает к регулярности технического обслуживания.

Механизм для натяжения цепи

Ролики заднего переключателя. Они часто «забиваются» отложениями из смазки и грязи, загустевшими по периметру. Их необходимо аккуратно удалять, например, отверткой с плоским шлицем.


Смазываем ролики

Нужно наносить точечно жидкую смазку на оси роликов во избежание скрипа и тугого вращения. Только смазанные, они способны держать цепь натянутой.

Тросы

Байк имеет несколько тросиков, которые передают усилие с манеток и рукояток тормозов на передний и задний переключатель, а также на дисковые тормоза или на V – brake. Если между рубашкой и тросиком скопилась грязь, или поверхности сухие, то управление может «заедать». Это ведет к несвоевременному переключению передач и даже к невозможности экстренного торможения.


Смазываем тросики велосипеда

Для смазки в места входа-выхода тросика из рубашки необходимо нанести пару капель смазки, после чего «поработать» рычагом манетки или рукояткой тормоза. Это позволяет смазать равномерно и на значительную глубину.

Каретка главного хода

Можно сказать, что это «главная» ось велосипеда. Именно с нее «раздается» импульс на другие элементы. Поэтому от состояния каретки зависит и скорость, и легкость, и комфортность хода. Элементами каретки являются:

  • чашечки,
  • собственно ось,
  • подшипники.

В каретку закладывается другая, «густая» смазка, не такая, которая капается на цепь или на тросики.

Как смазать каретку

Смазка каретки на велосипеде происходит простым вложением густой смазки в чашечки и на поверхности подшипников, на втулку, а также равномерным их распределением. Кроме того, перед тем, как смазать каретку, желательно хорошо отмыть подшипники и все полости, поверхность втулки, например, керосином. Именно промывка позволит впоследствии правильно смазывать каретку.

Подшипники в осях колес

Если смазка высохла, то возникает сопротивление движению колеса, повышенный уровень шума, а при разрушении подшипника в колесе возникает «люфт», и может произойти даже заклинивание колеса.
Схема смазки подшипников идентична смазке подшипников каретки.

Передний и задний переключатели

От четкости и согласованности их действий зависит непрерывность хода на велосипеде. Иногда, особенно при подъемах в горку, переключение должно производиться тотчас после «форсажа», чтобы переключить передачи не «внатяг», а на свободном ходе. Зачастую на это уходят доли секунды, и переключатели должны сработать безотказно, чтобы подъем вверх не «захлебнулся».

Смазка переключателей в идеале производится в разобранном состоянии. Подробно об обслуживании и смазке можно посмотреть здесь:

Система амортизации передней вилки

Именно наличие амортизатора позволяет байкеру не обращать внимание на препятствия и делает велосипед проходимым. Хороший амортизатор своевременно противостоит реакции опоры на переднее колесо, поэтому вилку нужно держать в исправном состоянии.


Как смазать амортизаторы

В норме смазывать «ноги» вилки нужно через 150-200 километров пробега, через 700 км (в среднем) разбираются и смазываются сальники, а ежегодно либо после пробега 3-4 тыс. км. заменяется масло в амортизаторе полностью.

Лучше показать весь уход за вилкой на видео, чем подробно описывать его текстом. Например, здесь можно увидеть все операции по профилактическому обслуживанию передней вилки и амортизаторов:

О видах смазок

В магазине «разбегаются глаза», но все многообразие их сводится к нескольким типам, которые используются для смазки велосипеда:
Жидкое масло (в просторечии именуемое «машинным»). С его помощью смазывают цепь, а также вилку с амортизационным механизмом. Недостатком такой жидкой смазки является сильное загустевание на морозной погоде.

Смазки с повышенным содержанием какого-либо элемента , например, лития или кальция.

Смазкой с литием , такой, как «Литол-24», хорошо смазывать подшипниковые оси, каретку. Именно литий придает смазке специфическое скольжение, и она проявляет антифрикционные качества. Кроме того, смазки с добавлением лития не густеют при морозе до -50 градусов и не разжижаются даже при полуденной температуре в пустыне, так как способны не изменять свойства при нагреве до 150 градусов.
Отрицательной стороной является достаточно высокая водорастворимость, поэтому места смазки нужно закрывать герметичными пыльниками. Кроме того, такую смазку не рекомендуется наносить на алюминиевую поверхность.

Кальциевые смазки пластичны, долгое время хорошо работают. Примером такой смазки является «Униол». В отличие от литиевых, они обладают высокой адгезией, или прилипанием к поверхности, и держатся долго. Кроме того, они помогают противостоять коррозии при эксплуатации во влажных условиях. Эти смазки желтые или зеленоватые. Очень важно, что они не вступают в реакцию с алюминием, в отличие от литиевых смазок. Поэтому их цена высока, и они могут применяться для смазки дорогих байков.

Особым видом смазок являются аэрозоли , которые могут содержать несколько компонентов, например, тефлон. Их преимуществом является возможность проникнуть в скрытые полости и труднодоступные места, в том числе благодаря адгезии и силе поверхностного натяжения. Предшественником их является керосин, который обладает поистине бесподобной обволакивающей способностью, способен даже выбираться наружу из сосуда. С помощью таких смазок можно обрабатывать тросики, все виды резьб, особенно при отворачивании «тяжелых» и «прикипевших» соединений. Примером таких смазок являются LM 40, LM 47 и другие.

Пожалуй, самой известной аэрозольной смазкой «быстрого действия» является известная WD-40. Кроме всего прочего, она создает гидрофобный слой и вытесняет воду.

Смазки с содержанием силикона. Они легко наносятся, способны «отталкивать» пыль и воду.

Восковые смазки: на цепи, к примеру, покрытие может держаться несколько месяцев при сухих условиях эксплуатации. Но воск способен впоследствии сам «отваливаться» в виде чешуек и хлопьев. Если же байк эксплуатируется в воде, грязи, пересекаются броды или катание происходит весной или осенью, тогда вам нужно выбрать другую смазку, ведь воск не текуч и не может эффективно проникать внутрь соединений цепи.

Велосипед – машина непростая. Перед тем, как смазать велосипед, нужно знать, что, кроме мест для смазки, есть участки, попадание смазки на которые совсем нежелательно. К таким относятся покрышки колес (случайное попадание смазки на значительные участки может привести к заносу и невозможности экстренного торможения), обода (в случае использования тормозов клещевого типа), а также тормозные диски и колодки. Кроме того, если масло попадет на резиновую камеру, то оно может начать разъедать резину, что приведет к ее разрыву на значительном протяжении.

Любой владелец двухколесного байка, рано или поздно, сталкивается с тем, что задний амортизатор для велосипеда начинает скрипеть. Эта неполадка может возникать по разным причинам. Для выявления точного места шума следует внимательно прислушаться к звукам, не забыв исследовать саму раму на предмет дефектов. Как правило, скрипы возникают по причине отсутствия смазки в проблемном месте из-за ее высыхания. Кроме того, неисправность может появляться из-за монтажа неродных деталей, ослабления крепления, отложений пыли и грязи.

Скрипит задний амортизатор на велосипеде: что делать?

Эта сложная деталь включает в себя массу разнообразных элементов. Первое, что нужно сделать при появлении постороннего шума, - разобрать узел и проверить наличие смазки. В случае ее высыхания необходимо нанести новый слой. Перед этим обязательно промойте и высушите все детали. Затем задний амортизатор для велосипеда собирается в обратном порядке. Подобная процедура позволяет улучшить плавность взаимодействия элементов, продлевая срок их службы. Для всех типов байков подходит универсальная тефлоновая смазка. Кроме того, при появлении скрипов обследуйте вилку, поскольку часто неисправность связана с ней.

У преимущественной части амортизаторов имеются параметры настройки, правильная регулировка которых дает возможность лучше контролировать управление и скорость при движении. Кроме того, уменьшается износ узла. Рассмотрим последовательность и особенности проведения этой операции.

Как настроить задний амортизатор на велосипеде?

Этот процесс требует учета трех основных средств контроля. Первым из них является предварительная нагрузка. Этот параметр представляет собой сопротивление, получаемое вилкой под весом ездока. Соответственно, чем больше масса, тем выше должна быть степень предварительной нагрузки. Для элементов с пружиной спирального типа это означает увеличение или снижение упругости, а для пневматических аналогов - большее давление.

Второй момент - демпфирование сжатия, которое возникает из внутренней части амортизатора, отвечает за регулировку потока смазки через специальные отверстия. Этот показатель влияет на узел во время сжатия, не затрагивая предварительную нагрузку. Чем больше приложено давления, тем труднее будет управлять байком.

Наконец, демпфирование отдачи (аналог внутренней системы сжатия). Этот момент затрагивает задний амортизатор на велосипеде только во время его возврата к начальному положению. Если этот параметр усилен чрезмерно, вилка в свою позицию будет садиться медленнее. Такое решение уместно при значительном сопротивлении велосипеда, особенно на неровностях и поворотах.

Выставляем предварительную нагрузку

Лучше всего проводить такую работу вдвоем, но и одному справиться вполне по силам. Первым делом измеряется внутренняя часть, представляющая собой блестящий элемент, перемещаемый в середине корпуса. Полученное значение разделите на 4. Для оптимальной функциональности требуется проседание с показателем 25 %. На горных байках для скоростного спуска этот параметр может составлять 30 %.

Практически любой современный задний амортизатор для велосипеда оснащается небольшим надувным кольцом или специальным стопором, служащим для контроля проседания. Если такого элемента нет, можно привязать резинку. Не рекомендуется для этого использовать кабель, который собирает грязь и царапает поверхность. В результате может понадобиться не только ремонт, но и замена заднего амортизатора на велосипеде. Выключатель демпфирования сжатия устанавливается в режим спуска, кольцо снимается, байк аккуратно помещается на ровную поверхность. После этого следует принять положение для езды. Чтобы правильно подобрать постоянный вес, во время процедуры старайтесь не трясти веломашину.

Особенности

Внимательно проверьте степень проседания, наблюдая за дистанцией перемещения кольца. Если показатель больше или меньше четверти длины, принимайтесь за настройку psi. Обычно на воздушных амортизаторах 25 % проседания дают 150-200 фунтов на квадратный дюйм.

На спиральных аналогах вносятся небольшие корректировки при помощи дисков предварительной нагрузки. В зависимости от массы ездока для корректной регулировки может потребоваться спираль с большим или меньшим показателем упругости. Приобрести их доступно в специализированных магазинах.

Сжатие и демпфирование

Задний амортизатор для велосипеда, в зависимости от модификации, оснащается выключателем типа CTD или настройками подвески (демпфирования). В первом случае достаточно отрегулировать элемент согласно окружающему ландшафту.

При наличии настроек поступают следующим образом:

  • Обращают внимание на количество режимов диапазона регулировок. Для этого прокручивают диск вперед и назад, считая производимые щелчки.
  • Если вы не хотите экспериментировать с поиском оптимального значения, установите диск на средний показатель.
  • Крайние параметры очень редко подходят для спортсменов.
  • При езде запоминайте маршрут и нужные значения настроек, чтобы определиться с процессом функционирования подвески.

Смазка

Как смазать задний амортизатор на велосипеде? В этом процессе особых сложностей нет. Масло заливается в вилку, а жидкая смазка помещается непосредственно в амортизирующий элемент. Предварительно амортизатор разбирается, все детали промываются и тщательно высушиваются. Затем наносится слой подходящей смазки, после чего осуществляется сборка узла.

Если проблема скрипа в вилке, разборку детали проводят следующим образом:

  • Элемент очищают, демонтируют колесо.
  • Удерживающие вилку в штоках болты откручивают, снимают регулятор.
  • Далее снимают тормозную систему.
  • Из штоков извлекают остатки старой смазки.
  • Демонтируют сальниковые кольца.
  • Внутренние полости вилки тщательно протираются.
  • Густая смазка наносится на сальники, масло заливается в штаны элемента.
  • Проводят сборку узла в обратном порядке.

Как рекомендуют специалисты, для поддержания веломашины в оптимальном состоянии желательно смазывать амортизаторы каждый день при катании в дождь и один раз в неделю, если погода солнечная. В качестве обрабатывающих материалов используйте специальные аэрозольные распылители, рекомендуемое производителем масло либо универсальную тефлоновую смазку.

В заключение

Выше мы рассмотрели, почему скрипит задний амортизатор на велосипеде и как решить эту проблему. Своевременная смазка позволит продлить срок службы деталей, улучшит комфортность езды и избавит от посторонних шумов. Следуя указанным рекомендациям, так же несложно произвести правильную настройку амортизатора, что оптимизирует процесс перемещения, в зависимости от массы велосипедиста и особенностей используемой дороги.