Дисковый механический или ободной тормоз для велосипеда. Основные виды велосипедных тормозов


На велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Для ремонта тормозов необходимо знать из устройство. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее.

До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка "торпедо", устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства. Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на одно скоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с много скоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro.

Типы тормозов




Достаточно экзотический вариант - барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод - тросовый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки. На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.
Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.

Тормоза, хоть их и "придумали трусы", бывают: клещевые, кантиле-верные, векторные (V-брейки), гидравлические ободные ("MAGURA"), роллерные, дисковые. Все, кроме роллерных и дисковых, воздействуют на обод колеса и носят поэтому гордое название "ободных". С них и начнем.




Конструкция ободных тормозов велосипеда

Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки - это два параллельных рычага длиной 100-120 мм, стянутых с одной стороны тросиком. Имеют несколько простых регулировок. Тросик, стягивающий рычаги, абсолютно прямой, соответственно усилие передается полностью. Существует два типа V-брейков, с параллельным подведением колодок к ободу и с подведением по окружности. Фирма Shimano использует для этого чистой воды параллелограмм, a Avid конструкцию арочного типа. Хотя, разумеется, это тот же параллелограмм, но по-другому выглядящий.

Так как ход колодок у V-брейков мал - всего лишь 2-4мм, то данный конструктивный изыск не сказывается на работе и эффективности. Он способствует только более равномерному износу колодок, увеличению веса, цены и усложнению конструкции. Несколько дополнительных узлов трения в зоне, где вдоволь грязи песка и пыли, изнашиваются довольно быстро; характерный звон поезженных тормозов хорошо известен многим байкерам. Эффективность торможения у V-брейков, в первую очередь, зависит от жесткости тормозного рычага. Именно поэтому мощные, прочные тормоза Shimano XT и LX пользуются успехом в экстремальных видах, причем не благодаря, а, скорее вопреки механизму параллельного подведения колодок. "Правильно" настроенные V-брейки, вне зависимости от конструкции, запросто перекинут байк через руль или помогут передней шине оставить жирную черту на асфальте.

Клещевые тормоза велосипеда

Весьма давнишняя, но очень простая и отработанная конструкция, малый вес, простота настройки и ремонта, хорошая аэродинамика послужили их широкому распространению. Но появление МТБ подчеркнуло их недостатки: - слабое усилие прижима колодок; - низкая эффективность торможения, особенно, когда мокро и грязно; - слабое крепление (в одной точке); - перекос при торможении; - несовместимость с амортизационной вилкой; - кроме всего прочего, они легко забиваются грязью. Словом, если как следует разогнаться, то быстро и резко вам остановиться не получится. Качественно не изменило ситуацию и внедрение двухосевых систем, с увеличенным до 57 мм плечом. А посему они были вытеснены кантилеверами на шоссейные, туристические, дорожные, складные и детские велосипеды. На последних четырех типах они чаще всего использовались в качестве переднего тормоза и сейчас практически заменены V-брейками.

Тормоза V - брейк

Самыми массовыми сейчас являются тормоза векторного типа, или V-брейки. В 1997 году на нашем рынке они стремительно вытеснили кантилеверы, а с 2000 года успешно конкурируют с дисковыми тормозами, несмотря на самые пессимистические предсказания. Причины сего понятны: - простота; - эффективность; - низкий вес конструкции; - надежность; - удобство настройки.

Ободная гидравлика

Наиболее известны у нас тормоза фирмы "MAGURA". Их разработку можно считать попыткой выжать из ободных тормозов все и досуха. Устройство чисто гидравлическое: от тормозной ручки с поршнем идет гидролиния, на которой последовательно "висят" две машинки с тормозными колодками. Настройка, если внутри гидролиний нет посторонних частиц и воздушных пузырьков, большой сложностью не отличается.

Проблемы могут быть, если надо сменить тормозную жидкость или порванную гидролинию и заново прокачать тормоза. Тут без навыка и специального инструмента не обойтись. Даже в плохую погоду или зимой эти тормоза схватывают "насмерть", не провернешь, и поэтому очень ценятся, например, в триале.

Дисковые тормоза велосипеда

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода. Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения.

На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия, и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок "хитрые" композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но при этом хорошо тормозили. Жесткие абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм. На переднем колесе диски больше, на заднем - меньше.

На много скоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.

Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности Ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания Ободов в процессе торможения. На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью. Тормоза этого типа известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах. Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из абразивного материала, как, положим, у "BMW", и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить ту же школьную программу по физике и описание гидравлического пресса. Один к одному. Чаще всего эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка, поэтому ремонт и замена масла требуют от байкера определенного навыка и, нередко, наличия специальных инструментов.

Конструкция механических тормозов (их еще называют "тросико-выми" или, точнее, "с тросиковым приводом") не сложнее. Как в обычном тормозе (V-брейк, кантилевер,...), трос тянет приводной рычаг на кали-псре, и простенький механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком разнообразны. Это или многозаходный ходовой винт, как в кран-буксе домашнего водопровода, или клин, или кулачек. Клин и кулачек - близкие родственники, только один перемещается, а другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях, и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные тормоза , исходя из названия, сочетают в себе принципы механического и гидравлического тормозов в одном флаконе. Трос, посредством рычага, воздействует на гидравлическую часть, целиком расположенную в корпусе тормоза и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового), и небольшого объема масла между ними. Гибридные тормоза по эксплуатационным характеристикам и надежности занимают промежуточное положение между первыми двумя типами. Следует оговориться, что "чистые" варианты встречаются чаще, чем гибридные. Различия от дисковых тормозов прямо следуют из их конструктивных особенностей.

Гидравлические системы, преимущества:

Эффективности и модуляции, так как усилие передается с помощью несжимаемой жидкости;
- имеют минимум трущихся поверхностей;
- отсутствуют люфты, соответственно легче регулировать и дозировать тормозное усилие;
- быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки;
- обеспечивают большую мощность тормоза.

Механические дисковые тормоза плюсы:

Меньше цена;
- больше надежность;
- простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях;

Возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой. Рассмотрим "плюсы" и "минусы" дисковых тормозов.

В чем состоят "плюсы"?

Больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод;
- независимость от погодных и дорожных условий;
- не забиваются грязью и снегом;
- "вечные" обода;
- больший срок службы абразивных колодок и дисков;
- большая мощность торможения;
- нормальная работа тормоза при повреждении обода;
- стальные диски, в отличие от алюминиевых ободов, не боятся сильного разогрева при торможении (важно в горных условиях и для даунхилла);
- большая точность дозирования тормозного усилия (модуляция);
- реализован принцип "отрегулировал и забыл".

Механические дисковые тормоза минусы:

Наличия люфтов;
- наличия трущихся поверхностей;
- упругости передаточных звеньев;
- повышенного износа.

Для примера: трос передающий усилие на задний тормоз, имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.

Какие "минусы" у дисковых тормозов?

В первую очередь - цена (хотя, постепенно цены снижаются);
- вес (у некоторых моделей);
- необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка, а если их нет, то надо ставить адаптеры;
- повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом);
- сложность установки, особенно ремонт тормозов для гидравлических систем;
- ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (в основном это касается гидравлических систем);
- большая нагрузка на спицевой набор колеса(дабы ее снизить, диаметр фланцев на втулках увеличивают);

Запчастью первой необходимости называют велосипедные тормоза. От них зависит безопасность, даже жизнь велосипедиста. Как всякое транспортное средство, велосипед должен быть с исправными тормозами, поэтому актуален вопрос о том, тормоза на велосипед какие лучше?

{ ArticleToC: enabled=yes }

Чтобы сделать выбор, нужно узнать о каждом из них. Ими могут игнорировать лишь райдеры, катающиеся на фиксированной скорости. Для остальных велосипедистов исправные тормоза – залог безопасности и здоровья.

Вначале большая часть велосипедов комплектовалась втулочными тормозами, т.е. встроенными во втулку заднего колеса («торпедо»).

Вращая педали в обратном направлении, велосипед останавливался. В наше время их встретить можно на одно- и многоскоростных городских велосипедах, складных и пр.

Реже используются тормоза барабанные, в которых барабан вращается вместе с втулкой, а тормозные колодки закреплены неподвижно на внутренней части. Этот тормоз отличается от описанного ранее тем, что устанавливаться может как на колесо заднее, так и на переднее.

Для многоскоростных велосипедов, снабженных внешним переключателем скоростей, существуют ободные (клещевые и консольные) тормоза (шоссейников, гибридов, турингов, внедорожников, горников). В них к неподвижным рычагам крепятся колодки, прижимающиеся с двух сторон к ободу.

Тормоза вибрейк – представляют консольный тип тормозов. Есть еще кантиливерные, в которых раздвоенный трос подсоединен сверху.

Самым совершенным считают ободной гидравлический тормоз, в котором отсутствуют тормозные рычаги. Но он стоит дорого и требует специальных колодок.

Дисковый – более усовершенствованный тип, состоящий из диска, крепящегося на втулке, установлен который на калипере или вилке. В последнее время стоимость дисковых тормозов снижается, позволяя им переходить в среду устройств малого и среднего диапазонов цен. Одновременно число поклонников классических ободных и менее надежных байков постепенно уменьшается.

Принцип действия v-brake тормозов, которые почти 100 лет доминировали, начиная с 90-х годов, необычайно прост: усилие на колодки поступает от рукоятки тормоза через трос., сдавливая ими обод с двух сторон, из-за чего колесо останавливается.

Их имеется несколько видов: механические, гидравлические и гибридные.

Гидравлические предпочтительны для экстремального катания.

Отличаются они продолжительным сроком службы и тем, что не нуждаются в частой регулировке.

Гибридные и механические подходят наилучшим образом для туристических длительных поездок. Они надежны, ремонтируются легко без специального инструмента, поэтому исправить их можно даже вдали от цивилизации.

Итак, на современных байках устанавливают такие типы тормозов:

  • ободные (V-Brake);
  • дисковые механические;
  • гидравлические.

Однозначно сказать, какой из перечисленных тормозов лучше, невозможно. Делается выбор по личным предпочтениям и иным факторам. Чтобы выбрать правильно, важно знать плюсы и минусы каждого.

Есть ли необходимость в Bmx тормозе?

Bmx тормоз велосипеда в действие может приводиться правой и левой тормозной ручкой, но не может сразу двумя, поскольку в системе имеется единственный тормозной тросик. Зачем тогда устанавливают две ручки? Чтобы торможение всегда было эффективно.

Ведь не нужно задумываться, с какой стороны тормоз стоит. Задние bmx тормоза применяют во флитленде и когда много катаются по городу, поскольку в разных ситуациях передние не всегда могут выручить.

Состоит эта система из нескольких составляющих: ручки, приводящей весь механизм в действие, «крабов», колодок. Эти тормоза могут быть на гиророторе или тросике. В последнем варианте руль может делать вокруг оси множество поворотов.

В случае с тросиком этого сделать не получится, но торможение будет эффективнее и быстрее. Выбирая, тормоза для своего велосипеда, определитесь, какой подходит больше, чтобы избежать разочарований.

Калипер тормоза

Дисковые тормоза велосипеда по конструкции различаются. Как следствие, разнятся они по способу передачи движения к тормозному механизму, т.е. с использованием жидкости или тросика.

Состоят они из ручки, установлена которая на руле велосипеда (управляет исполнительным механизмом), диска тормозного (ротора), адаптера, крепящего к раме калипер тормоз.

Устанавливают такие тормоза на различные типы велосипедов, выбирая при этом оптимальный размер ротора, зная, чем его диаметр больше, тем торможение эффективнее.

Для горной модели велосипеда достаточно установить диск диаметром 160-180 мм, для предназначенного для фрирайда велосипеда это будет уже 180-185 мм, а для даунхилла оптимальным решением будет диск размером 200-220мм.

В гидравлике ручка тормоза– это сложный механизм в сравнении с механикой. Помимо ручки с управляющим поршнем внутри, в комплект входит гидролиния и калипер. Различают закрытую систему, гидравлическую и оборудованную бочком для доливки масла, закрепленным на ручке.

Видео: Дисковые тормоза: гидравлические или механические?

Особенности и недостатки тормозов дисковых

Дисковые тормоза к велосипеду пришли от мотоцикла. Вначале истории они занимали широкую нишу. Их делят по типу привода на два варианта. В одном из них колодки получают тормозное усилие с помощью троса (механические), во втором — жидкости, помещенной в гидролинию (гидравлические).

В сравнении с ободными, они отличаются:

  • лучшей модуляцией, т.е. сила торможения контролируется точнее;
  • меньшей способностью загрязняться пылью, снегом, водой и грязью. Они попадают на ротор меньше, чем на обод;
  • нечувствительностью к «восьмеркам». У ободной, обод является рабочей поверхностью. Он того, насколько ровные стенки у него, зависит эффективность торможения. При искривленном ободе приходится разводить колодки, что отрицательно отражается на чувствительности, снижая силу торможения;
  • меньшим истиранием обода. Происходит это благодаря ротору, участвующему вместе с колодками в процессе торможения. Заменяют обычно его;
  • более продолжительным сроком службы:
  • тормозным усилием очень мощным. Его вполне хватает для езды туристической, городской, даже спортивной;
  • простая конструкция позволяет провести ремонт в дороге. Нужно иметь с собой лишь набор шестигранных ключей;
  • распространенностью тормозов, имеющих схожую конструкцию, что позволяет купить запчасти практически в любом специализированном магазине;
  • дешевизной и небольшим весом в сравнении с дисковыми, тем более гидравликой.

Недостатки

  • Тип тормозов, в которых между ободом и колодками расстояние не может превышать нескольких миллиметров, крайне зависим от качества сборки колес и присутствия «восьмерок».
  • Уязвимы к грязи и воде, поэтому в дождь их качество оставляет желать лучшего. Грязь же изнашивает быстро обода и колодки.
  • Очень восприимчива система в отношении настройки рычажной пружины, поэтому рубашки и тросы менять нужно часто. При сильном нажатии, усилие может снижаться из-за того, что тормоз разводит штаны вилки или перья рамы. Для борьбы с этим нужно устанавливать коромысло.
  • Частые и сильные торможения сказываются на износе обода, который происходит быстро, поэтому требуется замена.

Приемущества и недостатки дисковых тормозов

Приемущества

Если сравнивать механические и гидравлические тормоза, то преимуществ больше у последних:

  • лучшая модуляция. Трос, используемый в первом варианте трется (особенно, если он не смазан) о рубашку, а жидкость в гидролинии сопротивления не испытывает, поэтому затормозить легко, нажав на ручку даже пальцем;
  • с большей силой сжимаются колодки;
  • отпускание колодок более быстрое.

Недостатки

  • Главным из них является сгибающее усилие, которое на спицы действует при торможении, выгибая и ломая последние.
  • Другой существенный недостаток — больший вес, который дают даже втулки, необходимые для установки дисковых тормозов. Помимо этого, сложность возникает с заменой тормозной линии и колодок, поскольку на различных моделях даже одного и того же производителя применяются различные калиперы и колодки, различающиеся размером и креплением.
  • Наконец, возникает трудность с установкой багажника – проблема не существенная, но неприятная. Ну, и стоимость. Она немалая у гидравлических тормозов, что тоже относится к недостаткам.

Десипхер тормоза

К дисковой гидравлике относятся и decipher тормоза, которые применяются сегодня широко.

Плюсы и минусы ободных тормозов

Подводя итог, можно сказать, что к плюсам ободных относят:

  • простоту в установке и обслуживании. Его даже в походных условиях отремонтировать и настроить несложно;
  • устройство его таково, что поменять колодки несложно даже новичку; низкая стоимость.

Минусов у этих тормозов, к сожалению, много:

  • необходимость частой настройки и замены;
  • невысокая сила торможения делает их не надежными;
  • нагревание обода при торможении снижает его срок эксплуатации;
  • зависит от «восьмерок»;
  • снижает эффективность при попадании грязи и пыли;
  • отличается невысокой точность дозировки при торможении.

Плюсы и минусы тормозов дисковых

Вначале о преимуществах:

  • просты в установке;
  • не нуждаются в частом ремонте и настройке;
  • отличаются продолжительным сроком службы;
  • характеризуются мощной тормозной силой;
  • не зависят от пыли, грязи и нагрева при торможении;
  • легко ремонтируется в полевых условиях;
  • не «боится» поврежденного обода.

Однако, недостатков тоже достаточно:

  • требуется периодическая подтяжка растянувшегося тросика;
  • большой вес;
  • высокая цена;
  • требовательность к торсионной жесткости вилки, которую из строя он может
  • вывести раньше предусмотренного срока.

Видео: Дисковая гидравлика Promax Decipher

Преимущества тормозов гидравлических и недостатки

Этот вид отличается самой мощной силой торможения, а также:

  • он не требует частой настройки и ремонта;
  • срок эксплуатации достаточно продолжительный;
  • не боится нагрева и повреждения обода;
  • у него высокая переносимость к грязи и пыли.

Минусами считают:

  • сложность при проведении ремонта;
  • трудность с заменых колодок;
  • требовательность к торсионной жесткости велосипедной вилки;
  • невозможность ремонта в походных условиях;
  • дороговизну.

Тормоза педальные

Он приводится в действие, когда педали велосипеда вращают в сторону, противоположную рабочей. Установлен он на заднем колесе велосипеда и отличается способностью ехать назад, без вращения педалями, что во фристайле дает возможность выполнять определенные трюки.

Поскольку находится ножной задний тормоз во втулке заднего колеса, то не чувствителен к влаге и грязи, что является бесспорным его достоинством. Стоит такой тормоз недорого. К тому же, он прост в обслуживании и установке.

Недостатками педального тормоза являются, во-первых, то, что действует он только на ведущее заднее велоколесо. Во-вторых, имеется большой риск попасть в аварийную ситуации при соскальзывании цепи со звездочки. В-третьих, он несовместим с переключателем скоростей, поэтому устанавливается на односкоростные конструкции (или с планетарным переключателем).

Из сказанного можно сделать вывод: для внесезонной активной езды и горных походов лучше выбирать механический дисковый тормоз. В других случаях лидером являются V-brake тормоза – легкие, простые, долговечные, служащие в городских велосипедах годами.

Видео: Выбор тормозной системы для велосипеда


Сегодня мы узнаем, как настроить V-Brake тормоза, которые иначе известный как линейный тормоз. Для этой работы вам понадобится 5 мм шестигранник, а также крестообразная отвертка. Для лучшего понимания процесса настройки тормозов V-Brake на велосипеде ознакомьтесь с картинками, на которых изображены все шаги по порядку.

1. Ослабьте анкерный болт.

Ослабьте крепежный болт, в результате тормозной трос будет скользить как показано на рисунке для открытия тормоза

2. Закрепите колесо.

Закрепите переднее колесо согласно инструкции по монтажу

3. Выровняйте тормозные колодки параллельно ободу

Ослабьте тормозные колодки как показано на рисунке. Выровняйте положение колодок параллельно ободу. Затяните болт крепления тормозных колодок

4. Подключение кабеля к рычагу тормоза

Присоедините кабель тормоза к ручке согласно шагов, указанных на рисунке

5. Проложите кабель с тормозным тросом и закрутите анкерный болт

Сожмите суппорт тормоза и сильно закрепите тросик как как показано на рисунке, соблюдая очередность действий.

6. Выполните тестирование тормозов велосипеда

Нажмите ручку тормоза не менее 3-х раз и при необходимости повторите п.5

7. Балансировка тормоза

Отрегулируйте натяжение пружины как показано на рисунке с помощью регулировочного винта и четырехгранной отвертки. Добейтесь с двух сторон расстояния в 2мм между тормозной колодкой и ободом велосипеда

8. Вставьте кабель

При необходимости отрегулируйте натяжение кабеля

Повторите все шаги для настройки передних и задних тормозов велосипеда.

Открытие и закрытие тормозов V-Brake для снятия колеса

Стяните резиновый сифон вправо

Сожмите суппорт тормоза и потяните тормозной тросик (как на рисунке влево и вверх)

Разведите разблокированные тормозные колодки в стороны

Повторите обратные действия для закрытия тормоза.

Если вы все же испытываете трудность в регулировке и настройке тормозов V-Brake велосипеда, то посмотрите это видео:

Ниже находится материал представляющий истрическую ценность и написанный в 2002 году.

Тормоза - важный элемент любого механического транспортного средства, к каковым относится и велосипед. Значение их сложно переоценить, как сложно переоценить любую вещь, от которой напрямую зависит здоровье и жизнь человека. Движение в плотном транспортном потоке, спуск с крутого перевала в велопоходе, гонка кросс-кантри или фрирайд - в подобных условиях хорошие тормоза просто необходимы. Поэтому перед любой поездкой в первую очередь проверяется исправность тормозной системы, а затем прочих компонентов двухколесной машины.

Рассмотрим виды тормозов, используемых на велосипедах. При этом основной акцент будет сделан на тормозных системах маунтинбайков, так как большинство инноваций приходится именно на этот вид "двухколесников". Воспользуемся рядом характеристик, которые позволят лучше описать особенности той или иной тормозной системы:

Модуляция - важнейший критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.

Сила торможения - в комментариях не нуждается.

Эффективность торможения - под этим критерием понимается работоспособность тормоза в различных условиях: дождь, грязь, снег, низкие температуры.

Надежность - это работоспособность тормозов в условиях длительной жесткой эксплуатации: горные перевалы, постоянное "вымачивание" в грязи, запредельные нагрузки и т.п.

Требовательность к обслуживанию - сложность установки и настройки тормозов, необходимость периодической регулировки, регулярность замены комплектующих.

Особенности - какие-либо положительные или отрицательные качества, характеризующие данный вид тормозов.

Клещевые тормоза.

Относятся к ободным тормозам - системам, воздействующим на обод колеса.

В основном, используются на шоссейно-гоночных велосипедах. Конструкция этого вида тормозов наглядно описывается их названием: тормозные колодки с помощью дугообразных рычагов зажимают обод, подобно клещам, имея одну фиксированную ось вращения. Как и у любых компонентов велосипеда, характеристики этой тормозной системы во многом зависят от ее технического совершенства (т.е. "уровня" тормозов). Если говорить о профессиональных группах оборудования фирм Shimano и Campagnolo (группы Dura-Ace и Record соответственно), то данные тормозные системы весьма эффективны и проверены многолетней историей легендарных шоссейных гонок. В целом, абстрагируясь от элитных компонентов, можно сказать, что модуляция и эффективность у тормозов клещевого типа посредственная и сила торможения невелика. Сегодня тормоза клещевого типа применяются, в основном, на шоссейно-гоночных велосипедах, где они могут проявить свои лучшие качества. Даже у таких, далеких от экстрима видах велосипедов, как гибриды и "дорожники", используются тормоза других типов, пришедших из мира маунтинбайка.

Роллерные тормоза.

Конструктивной особенностью этого типа тормозов является их размещение непосредственно во втулках колес, что обеспечивает хорошую защиту тормозного механизма от грязи, однако усложняет их техническое обслуживание. По принципу действия они во многом аналогичны автомобильным барабанным тормозам. Роллерные тормозные системы имеют как свои плюсы, так и минусы, что в совокупности ограничило их применение "сити-байками" - неприхотливыми в обслуживании комфортными велосипедами, не предназначенными для соревнований и жесткой езды. Фирма Shimano предлагает тормоза такого типа в серии Comfort Biking , которое развивает целую гамму компонентов комфортных велосипедов. Модуляция и сила торможения не слишком хороши, хотя для "сити-байка" вполне применимы.

Весомое достоинство роллерных тормозов - высокая эффективность торможения и малая требовательность к обслуживанию. Вся конструкция рассчитана на человека, который не хочет что-либо регулировать и настраивать в своем велосипеде, а получает удовольствие от неторопливого катания по городским улицам или парковым дорожкам. Созданные именно для таких потребителей, тормоза с этой точки зрения полностью себя оправдывают. Однако посредственная надежность и ремонтопригодность в полевых условиях не позволяют использовать барабанные тормоза в походах, соревнованиях или жестких условиях эксплуатации.
К недостаткам этой тормозной системы также относится их большой вес и несовместимость с большинством амортизационных вилок.

Большим плюсом является отсутствие абразивного износа обода. Это качество в полной мере присуще также всем типам дисковых тормозов (механическим, механико-гидравлическим и гидравлическим).

Кантилеверные тормоза.

Постепенно "вымирающий" тип тормозных систем. Некогда широко использовавшиеся на маунтинбайках, сегодня повсеместно заменены тормозами других типов. Тем не менее, на заре развития маунтинбайка они практически не имели альтернативы. Выпускавшиеся много лет назад кантилеверные тормоза Shimano XTR с параллельным подводом колодок и сегодня могут посоревноваться по многим параметрам с современными изделиями.

Конструкция кантилеверных тормозов элементарна: два рычага с расположенными на них тормозными колодками, подвижно закреплены на специальных штырях (имеющихся почти на любой раме и вилке). Подходящий сверху тормозной тросик с помощью двух тяг приводит в действие тормозные рычаги.

Несомненными достоинствами кантилеверных тормозов является их простота и легкость обслуживания. Также они являются чрезвычайно "грязеустойчивыми" - их полностью "вывернутая" конструкция наименее прочих ободных тормозных систем подвержена забиванию грязью или снегом. Еще один плюс кантилеверных тормозов - их дешевизна. Это одни из наиболее дешевых тормозных систем на сегодняшний день.

С другой стороны, модуляция, сила и эффективность торможения можно считать неудовлетворительными. И, если для прогулочного велосипеда это не столь критично, то для спортивного применения уже весьма существенно.

Применительно к горным велосипедам, можно уверенно сказать, что кантилеверные тормоза остались в прошлом.

Ободные гидравлические тормоза.

Известным и практически единственным на Российском рынке представителем ободной гидравлики является фирма Magura . Тормоза этого производителя широко применяются в триале, где завоевали большую популярность благодаря своей прекрасной "схватываемости".

Конструкция ободной гидравлики достаточно проста и надежна: в тормозной ручке расположен управляющий цилиндр, который с помощью масла в гидролинии воздействует на силовые цилиндры, связанные с тормозными колодками.

Ободные гидравлические тормоза отличаются высокой мощностью, надежностью и неприхотливостью. Некоторые производители комплектуют свои туристские велосипеды тормозами такого типа, хотя в последнее время предпочтение все чаще отдается дисковой гидравлике.

Недостатки ободной гидравлики во многом аналогичны прочим системам, воздействующим на обод колеса. А именно: невысокая эффективность торможения и посредственная модуляция. По последнему параметру эти тормоза уступают системам типа V-brake высокого класса.
Ободную гидравлику, по сравнению с другими ободными тормозами, отличает большой вес и некоторые специфические недостатки (например, для узких ободов установка и эксплуатация системы весьма неудобна).

Ободную гидравлику можно рекомендовать людям (как правило, молодежи), интересующимся триалом, где подобная тормозная система может проявить себя наиболее эффективно. Также хорошим вариантом будет их установка на сити-байке ввиду их неприхотливости и надежности.

Тормоза типа V-brake.

Самый распространенный тип тормозных систем на сегодняшний день. Несмотря на наступление "по всем фронтам" дисковых гидравлических систем, "ви-брейки" до сих пор остаются надежным вариантом для огромного числа любителей велосипеда. Конструкция тормозов этого типа предусматривает крепление тормозных рычагов на раме, аналогично кантилеверным тормозам. Тормозной тросик подводится сбоку к верхней части рычага и сжимает обе "ножки" тормоза. Это простая и гениальная конструкция в качественных тормозах дополняется картриджными колодками и системой параллельного подвода колодок, которая обеспечивает лучшую модуляцию и долговечность колодок.

Картриджные колодки, устанавливающиеся практически на всех тормозах среднего и высокого класса, состоят из алюминиевой оправки и самой колодки, которая "задвигается" в нее и фиксируется специальным шплинтом. В общем случае, такие колодки работают лучше и служат дольше. Разумеется, огромное значение здесь имеет материал колодок, который в тормозах среднего и высокого уровня более качественен. Как следствие - такие колодки обладают лучшими тормозными свойствами и меньше изнашиваются.

Суть параллельного подвода колодок ясна из названия: с помощью специальных тяг колодки на всем протяжении хода подходят к ободу без "перекоса". Такая система реализована, например, в группах LX, XT и XTR корпорации Shimano и модели Arch Rival фирмы Avid (она имеет так называемую "арочную" систему параллельного подвода колодок).

Существуют, тем не менее, тормоза V-brake высшего уровня, не имеющие системы параллельного подвода колодок. Они почти столь же эффективны, как системы с параллельным подводом колодок благодаря идеально выверенной конструкции и качественным колодкам. При этом они лишены специфического недостатка "параллелок", у которых после длительной эксплуатации колодки начинают "люфтить". Примеры подобных тормозов - Cane Creek Direct Curve 5 и Avid Titanium .
Параметры и качество торможения систем типа V-brake сильно зависит от класса всех компонентов тормозной системы, начиная от тормозных ручек и заканчивая тросами и рубашками.

В общем случае, тормоза типа V-brake обладают удовлетворительной модуляцией и эффективностью, хорошей мощностью торможения и надежностью. Они легко ремонтируются в полевых условиях и отлично зарекомендовали себя в больших и малых походах.

Наилучших показателей на системе типа V-brake можно достичь, используя высококачественные тормозные ручки, сами тормоза, троса и рубашки в сочетании к керамическими ободами. Такой комплект будет очень дорог, но является самым эффективным из всех систем типа V-brake.

Дисковые механические и механико-гидравлические тормоза.

Любой тип дисковых тормозов имеет следующие характерные элементы: тормозной диск, закрепленный на втулке колеса, калипер (механизм, обеспечивающий подвод колодок к диску) и тормозную ручку.

В механических и механико-гидравлических системах управляющий рычаг на калипере приводится в действие посредством тормозного тросика и тормозной ручки, совместимой также с тормозами типа V-brake.

Различия механических и механико-гидравлических тормозов в том, что в первом случае колодки в калипере прижимаются к диску посредством простейшего механизма (обычно это ходовой винт), а во втором калипер подобен гидравлическим системам (состоит из управляющего и силового цилиндра и некоторого объема масла между ними).

По сравнению с ободными системами тормозов, основные преимущества дисковой механики заключаются в хорошей модуляции и эффективности торможения. Существенным плюсом является отсутствие износа ободов и независимость качества торможения от "восьмерок" на колесе и повреждений обода. Дисковые механические тормоза имеют низкую цену и ремонтопригодны даже в полевых условиях. Это позволяет успешно использовать подобные тормоза в многодневных походах вдали от цивилизации, где эксплуатация гидравлических систем не рациональна.

Недостатки дисковой механики вытекают из ее конструктивных особенностей. Тормозные тросики и приводные рычаги подвержены загрязнению, что в тяжелых "грязевых" условиях значительно снижает качество торможения. Из-за растяжения тросов механические тормоза гораздо менее чувствительны, чем их гидравлические собратья и имеют худшую модуляцию.

Механико-гидравлические тормоза, как правило, имеют несколько лучшие параметры торможения, но и несут в себе неизбежный недостаток - они не столь надежны (с точки зрения ремонтопригодности в полевых условиях).

Сегодня дисковые механические тормоза широко применяются на велосипедах среднего и даже начального уровня (обычно только на переднем колесе) ввиду их невысокой цены и тех преимуществ, которые дают дисковые тормозные системы.

Дисковые гидравлические тормоза.

Современный мир маунтинбайка немыслим без тормозов этого типа. Сегодня дисковая гидравлика "перекочевала" даже на кроссовые велосипеды и гибриды. Из всех дисковых тормозов, гидравлические системы наиболее эффективны. Тенденция последних лет по снижению цен позволяет оснащать дисковыми гидравлическими тормозами велосипеды среднего уровня, а для маунтинбайков "экстремальных" серий подобные тормоза давно стали "де факто".
Конструкция данных тормозов достаточно проста и функциональна. Расположенный в тормозной ручке управляющий цилиндр посредством масла в гидролинии приводит в действие силовые цилиндры в калипере. Тормоза различных фирм-производителей и моделей различаются порой весьма существенно, однако основные конструктивные элементы присутствуют во всех системах.

Дисковые гидравлические тормоза обладают рядом неоспоримых преимуществ перед механическими дисковыми системами и ободными тормозами. В первую очередь это относится к модуляции и эффективности торможения. Им не страшны никакие погодные условия и температурные режимы, по "грязеустойчивости" дисковая гидравлика также не имеет конкурентов. "Фрирайдные" модели тормозов с дисками большого диаметра обладают огромным запасом мощности, позволяющим непринужденно и уверенно контролировать могучий даунхильный двухподвес на многокилометровой трассе скоростного спуска. Легкие кросс-кантрийные модели обладают великолепной модуляцией в любых условиях, дающей выигрышные секунды на гоночных трассах и повышающие безопасность езды по городу и в велопоходах.

У дисковых гидравлических тормозов, как и у любых тормозных систем, есть свои недостатки. Еще несколько лет назад главным недостатком являлась цена: сами тормоза и колеса к ним стоили немалых денег. При переходе на диски требовалось, помимо тормозов, приобрести новые колеса, а рама и вилка должны были иметь специальные крепления. Сегодня, когда бюджетные модели дисковых тормозов (например, Hayes или Shimano Deore) недороги, а крепления есть практически на любой раме и амортизационной вилке, вопрос цены уже не критичен.

Остаются неизбежные недостатки любых дисковых систем: повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, плохая ремонтопригодность в полевых условиях (это относится только к гидравлическим и механико-гидравлическим системам), повышенные нагрузки на спицы и обод колеса, более сложная установка и обслуживание. Есть и чисто эксплуатационные недостатки, проявляющиеся в тяжелых "грузовых" походах или в условиях спортивных соревнований. Например, сложность установки багажника, необходимость более аккуратного обращения при съеме-установке колес, сложность замены колес перед гонкой и еще ряд нюансов.

Несомненно то, что будущее велосипедных тормозов - именно за дисковой гидравликой. По совокупности всех факторов у этого типа тормозных систем есть только одна очень дорогая альтернатива - тормоза типа V-brake высшего уровня (Shimano XTR, Avid Arch Rival) в сочетании с керамическими ободами.

Мы рассмотрели тормозные системы, применяющиеся на современных велосипедах. Для какого же использования оптимальны не или иные тормоза?
Если говорить о спокойном катании по городским паркам, по городу "за пивом" или дачным "покатушкам", то подойдет абсолютно любая тормозная система даже самого начального уровня.

Для классических "грузовых" походов наибольшее распространение получили простые в эксплуатации и надежные тормоза типа V-brake. Желательно использование тормозов среднего или высокого уровня с хорошими колодками. Городская езда и катание в свое удовольствие за городом не доставит Вам проблем как с широко распространенными тормозами типа V-brake, так и с дисковыми тормозами любых типов.

Роллерные тормоза обычно устанавливаются на достаточно высокотехнологичные (и весьма дорогие) "сити-байки", в которых применены самые последние достижения в сфере комфортных велосипедов ("умные" подвески обоих колес, автоматическое переключение передач, встроенные в переднюю втулку генераторы и пр.). Подобные машины пока не нашли свое применение в России, хотя в развитых странах они становятся все более популярны.

Активная езда, скоростные походы, кроссы, соревнования по кросс-кантри - это область применения высококачественных систем типа V-brake и дисковых гидравлических тормозов. В данном случае следует с особым вниманием отнестись ко всем элементам тормозной системы, эффективность которой выходит на первый план.

Триал - дисциплина, где "пальму первенства" держат ободные гидравлические тормоза и мощные системы типа V-brake (например, Shimano XT), хотя в последние годы порой можно встретить триальные велосипеды и с дисковыми гидравлическими тормозами.

Фрирайд, скоростной спуск - это экстремальные дисциплины, где дисковая гидравлика не имеет альтернатив. Только мощные дисковые гидравлические тормоза смогут обеспечить уверенное торможение и хорошую модуляцию во всем диапазоне нагрузок, возникающих при стремительном спуске с горных вершин.

Какие же тормоза самые лучшие?
На этот вопрос однозначный ответ дать невозможно. Все зависит от Вашего стиля катания и, конечно, личных предпочтений.

Copyright 2000-2002, "ВелоПитер". Автор Алексей Кавелин, Санкт-Петербург www.veloroad.spb.ru

Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:


1. Барабанные тормоза.
2. Ободные тормоза.
3. Дисковые тормоза.

Велосипед с каким типом тормозов выбрать? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться в особенностях каждого типа тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды (к примеру, ) и на недорогие городские велосипеды для взрослых.



Преимущества Недостатки
  • Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
  • Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» - когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах и .


V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.


Дисковые тормоза

Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово "disc" (к примеру Forward Next 3.0 disc).

Устройство дисковых тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные ( , и др.) и туристические велосипеды (), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 2.0 disc).


Преимущества Недостатки
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
  • Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
  • Не изнашивают обод.
  • Большой срок службы колодок.
  • Неприхотливы в обслуживании.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
  • Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
  • Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
  • В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Высокая цена относительно ободных тормозов.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Дисковые гидравлические тормоза

В модельном ряду 2016 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:

  • Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
    • При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
    • Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
    • В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
    • Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
    • Сложно выровнять погнутый ротор.
    • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
    • Большой вес относительно ободных тормозов.
    • Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.

    Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.