Езда на велосипеде: польза и вред для здоровья. Велосипедные прогулки на свежем воздухе


Занятия спортом благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Они избавляют от стрессов, заряжают человека энергией и, что немаловажно, делают фигуру более привлекательной. Но любая нагрузка на организм, помимо положительного воздействия, может нанести вред здоровью. Сюда относится и езда на велосипеде, польза и вред которой описаны во многих медицинских и научных изданиях. В каких случаях однозначно полезен и когда с ним необходимо быть более осторожным, стоит разобраться подробнее.

В чем заключается польза велопрогулок?

В контексте правильного образа жизни велосипед и здоровье - почти синонимы, поскольку сбалансированное питание и регулярные велопрогулки - залог отличного самочувствия и привлекательного внешнего вида.

Езда на велосипеде, как и беговые прогулки, укрепляет организм человека, положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы и способствует ускоренному очищению легких. Именно по этой причине во всех современных спортзалах установлены беговые дорожки и велотренажеры, хотя что может быть лучше полноценной велопрогулки на свежем воздухе?

Специалисты утверждают, что велосипедные прогулкипомогают предотвратить даже развитие варикоза, объясняя это тем, что во время езды кровь по венам начинает двигаться гораздо быстрее, а постоянные движения ног не позволяют ей застаиваться и образовывать тромбы.

Также во время движения на свежем воздухе легкие начинают работать значительно активнее, благодаря чему быстрее очищаются от вредных веществ, которые ежедневно вдыхает человек в пыльном городе.

Регулярная тренирует выносливость организма, снижает утомляемость, повышает иммунитет и избавляет от бессонницы. Боле того, данный вид спорта способствует укреплению глазных мышц. Глядя вдаль, велосипедист тренирует глаза, предотвращая развитие близорукости.

Вредное воздействие велосипедных прогулок

Как уже говорилось, не только положительное воздействие на человека оказывает езда на велосипеде. Польза и вред таких поездок во многом зависит от их продолжительности и состояния здоровья человека.

Основной причиной негативного воздействия на организм является неправильное и жесткое сидение велосипеда. Во время езды вес всего тела направлен на крестцовый свод, который не рассчитан на такие нагрузки. Твердые и выпуклые сидения приводят к тому, что артерии, проходящие через таз, находятся в сжатом состоянии, вследствие чего ухудшается кровоток в организме.

У мужчин в результате передавливания сосудов и нервных окончаний в интимных зонах страдает репродуктивная функция и возникают проблемы с эрекцией.

У женщин из-за постоянного сдавливания этой области пропадает чувствительность интимной зоны, что также приводит к сексуальным расстройствам.

Стоит подчеркнуть, что эти проблемы возникают в том случае, если велосипедные прогулкирегулярные и продолжительные. Периодические велопрогулки на свежем воздухе приносят намного больше пользы, чем вреда.

Похудение с велосипедом

Отдельно следует упомянуть о том, что регулярные велосипедные прогулки стимулируют обменные процессы в организме и помогают сбрасывать лишний вес без изнуряющих диет, поэтому такой способ похудения сегодня весьма актуален. Мышцы при езде на велосипеде быстро подкачиваются, приобретают упругость, и фигура становится близкой к идеалу. Снижение веса происходит за счет сжигания жиров, накопленных в организме.

Многих интересует вопрос: сколько калорий тратится при езде на велосипеде? Однозначно ответить сложно, так как количество сжигаемых калорий зависит от возраста человека, веса его тела, роста и интенсивности езды.

Человек с массой тела до 50 кг на медленной скорости (не более 15 км/час) сжигает около 150-240 калорий, на скорости 20 км/час - от 250 до 350 калорий, а езда более 25 км/час позволяет избавиться от 500 калорий. При этом высокие спортсмены расходуют гораздо меньше энергии, поэтому с целью похудения им рекомендуется крутить педали как можно чаще.

Где можно прокатиться на велосипеде?

Планируя собственные выходные, многие задаются вопросом: где покататься на велосипеде? При наличии собственного велосипеда выбор мест для прогулки не вызовет особых сложностей. Это может быть поездка за город, размеренная семейная велопрогулка по территории леса либо парка, а, может быть, кто-то решит отправиться в горы.

А что делать тем, кто еще не успел обзавестись двухколесным транспортом, но совсем не прочь на нем прокатиться? В этом случае можно воспользоваться услугами проката велосипедов. В летнее время на территориях большинства парков открываются пункты проката, которые любезно предоставят транспорт для всей семьи, и любой желающий сможет насладиться велопрогулкой и красотой окружающей природы.

Как правильно выбрать велосипед?

На первый взгляд, выбрать велосипед очень просто, достаточно лишь найти понравившуюся модель. Но на самом деле этот процесс имеет некоторые нюансы, которые необходимо учесть, чтоб езда на двухколесном «друге» была комфортной и не причиняла вреда здоровью.

Очень важно выбирать велосипед по росту, так как слишком маленькая либо, наоборот, высокая рама непременно нанесет «удар» по позвоночнику.

Если у человека рост более 185 см ему необходимо выбирать велосипед с размером рамы около 54 см. Для спортсменов среднего роста (170-180 см) можно выбирать раму высотой в 48 см.

Чтоб правильно выбрать велосипед по росту, лучше воспользоваться таблицей приведенной ниже.

Размер рамы относительно роста человека
Размер рамы, дюймы рост человека, см. Размер рамы, см. Размер рамы, усл. ед.
13" 130-145 33 XS (XSmall)
14" 135-155 35,6 XS (XSmall)
15" 145-160 38,1 S (Small)
16" 150-165 40,6 S (Small)
17" 156-170 43,2 M (Medium)
18" 165-178 45,7 M (Medium)
19" 170-180 48,3 L (Large)
20" 178-185 50,8 L (Large)
21" 180-190 53,3 XL (XLarge)
22" 185-195 55,9 XL (XLarge)
23" 190-200 58,4 XXL (XXLarge)
24" 195-210 61 XXL (XXLarge)

Особенно внимательно следует отнестись к выбору сидения: оно не должно быть слишком жестким и выпуклым.

Для людей с весом более 90 кг следует приобретать модели из алюминия либо сверхпрочной стали, так как карбоновые рамы предназначены для нагрузки до 80 кг.

Каким должен быть велосипед для города?

Велосипед для городской езды должен быть достаточно удобным, отличаться высоким рулем и широким сиденьем.

Для каждодневного использования лучше выбирать облегченные велосипеды, которые легко спускать и поднимать по лестничной площадке.

Не стоит покупать очень дорогие велосипеды, так как в этом случае придется переживать за сохранность транспортного средства, оставляя его под стенами магазина или офиса.

Для удобства передвижения на городских моделях установлены различные корзины, багажники и другие мелочи, позволяющие удобно разместить купленные продукты и освободить руки для управления велосипедом.

Цепь на городских велосипедах должна быть оснащена специальной защитой, предотвращающей попадания в нее одежды.

Модели для города должны быть оборудованы передним амортизатором и иметь несколько скоростей.

Одежда для езды на велосипеде

К выбору одежды для езды следует подходить не менее серьезно, чем к покупке самого велосипеда. От нее зависит, насколько комфортной будет прогулка, поэтому она не должна сковывать движения велосипедиста.

Многие спортсмены используют и летом, соответственно вся одежда подразделяется на теплую и легкую.

Для зимней размеренной езды оптимально подойдут обтягивающие лайкровые штаны с утеплительным слоем и так называемыми «памперсами».

На ноги можно приобретать любую обувь: кеды, кроссовки, ботинки - главное, чтобы они были выше щиколотки. Под обувь рекомендуется надевать исключительно хлопчатобумажные носки, так как в них ногам будет наиболее комфортно.

Также следует приобрести специальное термобелье (штаны и кофту), которое в холодное время года надевается под основную одежду.

Чтоб защитить руки от замерзания, используют специальные спортивные перчатки с замшевой ладонью.

Одежда для летних прогулок гораздо проще, тут подойдут простые эластичные шорты и футболка.

По желанию можно приобрести и очки, защищающие глаза от солнца.

Существуют ли противопоказания для езды на велосипеде?

Любой вид спорта имеет свои противопоказания. Не исключение и езда на велосипеде, польза и вред которой зависят от многих факторов. Прямыми противопоказаниями к занятиям велосипедным спортом являются:

  • различные заболевания суставов;
  • наличие межпозвоночной грыжи;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни позвоночника;
  • заболевания сердца;
  • проблемы с сосудами;
  • аритмия.

Наличие одного из перечисленных заболеванием должно стать поводом для консультации с врачом по поводу возможности управления велосипедом. Также следует понимать, что иногда даже самая банальная простуда и заложенность носа могут стать препятствием для велопрогулок. Именно поэтому, прежде чем садиться на велосипед, очень важно правильно оценить состояние своего здоровья, чтоб нагрузка во время езды не нанесла еще больший вред организму.

Новичкам-велосипедистам будут полезны некоторые советы, которые предотвратят возникновение проблем со здоровьем от внезапных физических нагрузок:

  • Не следует отправляться на велопрогулку сразу после еды.
  • Каждый раз, собираясь в путь, необходимо взять с собой питьевую воду, так как во время езды на велосипеде часто хочется пить.
  • Перед тем как сесть на велосипед, рекомендуется проводить небольшую разминку для суставов.
  • Необходимо уделять должное внимание собственной безопасности. С этой целью рекомендуется надевать яркую одежду с наличием которые помогают обозначить велосипедиста в темное время суток.
  • Крайне важно наличие на голове защитного шлема, предотвращающего получение серьезных травм в случае падения.
  • Для поддержания спортивной формы следует ездить на велосипеде не мене 2 раз в неделю.
  • Увеличивать дальность поездки нужно постепенно. Преодолевая дальние дистанции, следует останавливаться для отдыха.
  • Во время длительных заездов рекомендуется периодически вставать с сидения, чтоб восстановить кровоток в организме.

В заключение следует отметить, что велосипеды становятся все более популярными, и не только среди заядлых спортсменов.

Многие уже поняли, что значительно сэкономить собственное время и деньги в пути на работу позволит езда на велосипеде. Польза и вред от велопрогулок в каждом случае разные, но если правильно выбрать подходящую модель и постепенно подготовить организм к нагрузкам, поездки на велосипеде будут приносить только удовольствие.

Дорога к месту работы на велосипеде зарядит человека массой позитива и энергией, необходимой для продуктивного дня. А если учесть, сколько калорий тратится при езде на велосипеде, то вполне возможно в скором будущем этот вид транспорта станет самым популярным.

Почему велосипед не падает, не вполне понятно, особенно на первый взгляд. Площадь его опоры очень мала, даже если весьма широкие и слабо накачаны. Поставленный вертикально, он долго не простоит. Обычно он падает на бок через 2 - 4 секунды, но если его удачно толкнуть вперед, падение случится через 10 - 15 секунд. Именно этим решительно отличается от и четырехколесного автомобиля. Даже если отбросить влияние велосипедиста на устойчивость, то во время езды велосипед гораздо устойчивей, чем во время остановки. Управляться он может также по-разному, и не только поворотом . Если вспомнить езду «без рук», то становится понятно, что факторов, обеспечивающих устойчивость велосипеда, несколько. Рассмотрим главные. Но прежде, еще одно короткое замечание: у велосипеда существуют две устойчивости и одна управляемость. Первая устойчивость — это вертикальная, вторая — продольная, или курсовая устойчивость, а управляемость — только продольная (курсовая). Само собой, чем лучше продольная устойчивость, тем хуже управляемость, и наоборот. Сложность заключается во взаимосвязи этих трех важных параметров. Один влияет на другой, другой на третий и рассказать, положим, о вертикальной устойчивости, не упоминая продольную, затруднительно. Но в любом случае, каждому практикующему велосипедисту важно сохранить равновесие, или баланс и катить в правильном направлении.

Равновесию на малой скорости или даже стоя на месте, как лихо демонстрируют некоторые умельцы, помогает геометрия вилки и рулевой колонки. Поворачивая руль, мы сдвигаем центральную линию велосипеда, проходящую через точки контакта с поверхностью переднего и заднего колес. Так мы подстраиваем ее под слегка сдвинувшийся в сторону центр тяжести велосипедиста и его верного двухколесного коня. Балансирование на месте всем хорошо известно и знакомо — это сюрпляс. Подробно о полезных свойствах вилок и их влиянии на устойчивость можно посмотреть чуть ниже.

Вид сверху показывает, как эту линию шин можно сдвинуть в сторону поворачиванием руля из стороны в сторону. Это очень важно для баланса на низкой скорости.

  1. Ось поворота на уровне земли
  2. Линия через пятна контакта шин
  3. Центральная линия

  1. Вылет
  2. Боковая сила из-за угла скольжения
  3. Наклон
  4. Пятно контакта шины с дорогой
  5. Отклонённое колесо

  1. 1/2 дюйма
  2. Ось рулевой колонки на уровне земли
  3. Передний вылет
  4. 7 - 10 грудусов
  5. Задний вылет
  6. 1/2 градуса
  7. Линия движения

Какую скорость считать малой, а какую — большой? Это нетривиальный вопрос. Но все-таки можно получить приблизительную оценку минимальной скорости устойчивого движения велосипеда. Помогает этому теория движения твердого диска (обруча, колеса) по плоскости без проскальзывания. Согласно ней, для обеспечения устойчивости такого диска, близкого к диаметру велосипедного колеса, достаточно скорости около 1 м/сек, или 3,6 км/час.

Скорость ниже минимальной — это уже искусство балансирования, или сюрпляс на треке. Система, составленная из велосипеда и велосипедиста, конечно, очень далека от простого катящегося диска или обруча, но данное значение показывает порядок величины минимальной скорости, необходимой, чтобы устойчиво держаться на велосипеде. И, как каждому хорошо известно, имеет приближенное согласие с повседневным опытом.

Но ведь велосипед — это вам не какой-нибудь «Харлей». Велосипедист весит гораздо больше, чем велосипед, на котором он сидит. Поэтому чтобы в некоторых ситуациях, например, на узкой колее, тропинке, лыжне можно перемещать центр тяжести как вправо, так и влево, меняя положение тела велосипедиста относительно велосипеда. Нужно, как бы отталкиваясь от него в сторону, противоположную первоначальному отклонению, сохранять равновесие, продолжая неуклонное движение вперед. При этом более высокий центр тяжести велосипедиста сильнее воздействует на общий баланс системы велосипедист - велосипед и дает больший контроль над положением и движением велосипеда. Еще один полезный способ движения корпусом при рулении рассмотрим ниже.


Представим себе обычный случай: велосипедист поворачивает со скоростью v по кругу с радиусом R. Для сохранения равновесия велосипедист должен наклониться на угол α от вертикали или, что тоже самое, на угол φ=90° - α от горизонтали, чтобы компенсировать центробежную силу (смотрите рисунок выше). Условия равенства сил приводят к известной еще со школы элементарной формуле ctg α=(v 2 /gR)=tgφ≤μ (1), где μ — максимально возможный в данный момент коэффициент сцепления шины с дорогой. Для реальной оценки его надо уменьшать на 20 - 25% по сравнению с многочисленными табличными значениями, g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/сек. Велосипедист поворачивает благодаря силам трения между дорогой и передним колесом. Если дорога скользкая или покрыта льдом, то контролируемый поворот становится затруднительным или невозможным. Вместо поворота может произойти переднего колеса, потеря равновесия и падение.


Пусть теперь велосипедист, спокойно катясь по прямой, ровной и гладкой дороге и любуясь проплывающим мимо пейзажем, случайно отклонился от вертикали на небольшой угол α l . Чтобы не упасть, велосипедист старается повернуть руль в сторону наклона велосипеда на угол β. Спрашивается, на какой угол надо повернуть руль, дабы не упасть? Для ответа достаточно посмотреть на рисунок выше и вспомнить любимую теорему синусов G=2R 2 sinβ (2), где G — расстояние между осями колес (база велосипеда), R 2 — радиус, по которому начинает двигаться велосипед после поворота переднего колеса. Он должен быть меньше, чем радиус, по которому спокойно и уверенно поворачивает велосипедист, отклонившись от вертикали на угол α l , согласно формуле (1). Иначе выправить равновесие не удастся. Теперь подставим формулу (2) в формулу (1). И получим: sin β=(gGtgαl/2v 2) (3). Эта очень простая формула может рассказать много полезного.

Первое. Велосипедисту, катящемуся со скоростью v и отклонившемуся от вертикали на угол α l , нужно повернуть руль на угол больший или равный углу β, который легко подсчитать по формуле (3).

Второе. Чем больше скорость велосипедиста, тем на меньший угол надо повернуть руль и для восстановления равновесия и для прохождения виража. Из этого следует, что велосипедом намного легче управлять на высокой скорости, чем на маленькой. И это хорошо известно всем, кто садился на велосипед.

Третье. Чем больше база велосипеда — G, тем на больший угол надо поворачивать руль, дабы восстановить равновесие или вписаться в поворот. И так же интуитивно ясно, что по узким, лесным извилистым дорожкам легче катить на велосипеде с малой базой.

Четвертое. Навык правильного поворота руля быстро становится автоматическим, подсознательным, и многие велосипедисты не подозревают, что даже при беззаботной езде по прямой им нужно постоянно поворачивать руль. Достаточно посмотреть на след, оставленный колесами велосипеда. Легко увидеть, что относительно прямая колея, оставленная задним колесом, всё время пересекается извилистым следом переднего. А это значит, что переднее колесо во время движения постоянно поворачивает из стороны в сторону, велосипед все время «въезжает» под регулярно падающего велосипедиста и, благодаря этому, сохраняет равновесие.

И, наконец, пятое. Если руль не поворачивается, если рулевая колонка, положим, по каким-то причинам заклинена, ездить практически нельзя (в современном понимании этого слова). Двухколесные самокаты начала XIX века, не имевшие рулевого управления, могли катить только по прямой.

И это приводит нас к любопытной аналогии между сохранением равновесия на велосипеде и удержанием швабры, бильярдного кия или авторучки («Паркер» с золотым пером, например) на раскрытой ладони. Действительно, как удержать кий? Сначала он стоит на ладони вертикально, а затем начинает отклоняться, и ладонь быстро перемещается в сторону наклона. Опора кия смещается, и он начинает наклоняться в другую сторону. Ладонь снова перемещается, и такое балансирование может длиться весьма долго.


То же самое делает и велосипедист. Но возникает естественный вопрос: чем проще балансировать — шваброй или авторучкой? Ответ не вполне очевиден, но, твердо освоив школьный курс на «хорошо», получить правильный результат несложно. Прежде всего, на что похожи стоящая швабра, авторучка и катящийся велосипед? Правильно! На перевернутый физический маятник. Вместо точки подвеса есть точка опоры. И такие перевернутые маятники всем хорошо знакомы — например, механический метроном, которым задают ритм при изучении музыки. Чем выше поднимают грузик на планке, тем больше период колебаний, и тем медленнее качается маятник метронома. А если грузик опустить вниз, к точке опоры, то период колебаний уменьшится, и маятник быстро-быстро зачастит.

С некоторыми оговорками и при малых отклонениях от вертикали его можно рассмотреть как математический маятник и написать крайне простую формулу для периода колебаний. T≈2π√l/g , где l — расстояние от точки опоры до центра масс (ЦМ). Время отклонения от вертикали на малый угол α1 равно: t=T/4≈(π/2)√l/g . Оно не зависит от массы швабры и «откормленности» велосипедиста. Прикинем: швабра имеет l=1м, 1=1,6*0,32=0,5 с. У авторучки же l=0,1 м, t= 1,6*0,1=0,16 с. А высокий велосипед — l=1,2 метра, t= 1,6*0,35=0,56 с. Результат прост и нагляден.

Точно так ведет себя и любой предмет: чем он выше, чем больше расстояние от точки опоры до центра масс (центра тяжести), тем медленнее он отклоняется от вертикали на малый угол, и тем легче им балансировать или удерживать на нем равновесие. И тут вне конкуренции велосипед «Паук», у которого центр масс располагался на высоте около двух метров. Но падать с такой высоты было больно и опасно, и «Пауки» не выжили. Поэтому намозолившее глаза выражение «низкий устойчивый силуэт» справедливо только для трех или четырех колесных экипажей. Если так говорят о двухколесных велосипедах или мотоциклах, то это нонсенс и техническая безграмотность.

Думается, многим известно, что катание на велосипеде приносит человеческому организму значительную пользу. Какую именно - разберемся в сегодняшней статье.

Во время езды на велосипеде в работе участвуют 206 костей и около 600 мышц. В этом "двигательном ансамбле", как его образно назвал известный русский физиолог Ухтомский, совершенствуются разнообразные формы взаимоотношений между отдельными частями организма, укрепляется весь двигательный аппарат человека. Велосипедные прогулки в живописной местности, разнообразие пейзажей и впечатлений помогают человеку отключиться от повседневных забот, успокаивают его нервную систему.

Сердце скажет вам спасибо

Велосипед - лучшее лекарство от инфаркта - работает экономичнее. Кроме того, при равномерной длительной нагрузке организм сбрасывает "отрицательный" LDL-холестерин, который приводит к склерозу кровеносных сосудов. Частота сердечных сокращений у здоровых людей обычно составляет 65-70 в минуту. В результате систематически проводимых в течение 1,5- 2 лет поездок на велосипеде она уменьшается на 8-10 сокращений в минуту. А это значит, что сердце стало работать более рационально и производительно.

У здоровых нетренированных людей минутный объем крови составляет 4,8 литра в минуту, у регулярно совершающих поездки на велосипеде - 3,75, а у спортсменов-велосипедистов - 2,65 литра в минуту. Эти данные снова свидетельствуют о положительных функциональных сдвигах в сердечно-сосудистой системе тех, кто "подружился" с велосипедом.

Улучшение сна

Поездка на велосипеде с утра пораньше отлично поможет вам быстро проснуться, также велопрогулки помогают избавиться от бессонницы. Известен эксперимент, когда врачи попросили страдающих бессонницей людей ведущих спокойный образ жизни совершать 20-30 минутные поездки на велосипеде через день. В результате время, требующееся страдающим бессонницей людям чтобы уснуть, уменьшилось в половину, а время сна увеличилось почти на час.

Польза велосипеда при вегетососудистой дистонии

Если у вас часто темнеет в глазах при подъеме, случаются обмороки, потеют ладони, покалывает в груди и учащается пульс? Вам поможет - эффективное лечение вегетососудистной дистонии.

Стройность фигуры

Поверьте или проверьте, лучший способ подтянуть и привести в норму мышцы ягодиц и бедер – это велосипед. Для тех, кому надоели лишние килограммы – велосипед является бесценной находкой. Сделайте ваши поездки регулярными, и вы заметите разницу. Ваши ноги станут подтянутыми и спортивно выглядящими. Внимание, не накачанными, а подтянутыми!

Избавляемся от варикоза

При заболевании варикозным расширением вен, врачи рекомендуют ездить на велосипеде. Польза велосипеда в том, что когда ногами производятся вращательные движения, кровь в венах начитает быстро двигаться и не застаивается. Если у вас есть предрасположенность к варикозному расширению вен, лучшая профилактика - катание на велосипеде.

Улучшение зрения

Да, да, не удивляйтесь. И в этом аспекте тоже есть свои плюсы. Дело в том, что во время езды мы постоянно меняем фокус взгляда, рассматривая то неожиданные препятствия, то далекие объекты. Благодаря этому происходит великолепная тренировка глазных мышц! Особенно это актуально для людей, проводящих много времени за компьютером.

25 причин, по которым полезно катание на велосипеде

    Улучшение самочувствия

  1. Улучшение сна. Поездка на велосипеде с утра пораньше отлично помогает быстрее проснуться. А благодаря регулярным физическим нагрузкам на велосипеде, ваш сон будет более здоровым, а значит, вы будете просыпаться отдохнувшими. Регулярные поездки на велосипеде выводят из организма стрессовый гормон – кортизол, который при частых нагрузках мешает вам уснуть. Таким образом, велопрогулки помогают вам избавиться от бессонницы.
  2. Улучшение пищеварения. Езда на велосипеде улучшает обмен веществ. Благодаря этому повышается аппетит и улучшается переваривание пищи. Помните, как хочется есть после велосипедной прогулки? Появление аппетита – признак активного обмена веществ.
  3. Повышение выносливости. Благодаря регулярным поездкам на велосипеде вы повышаете общую выносливость организма, чувствуете себя бодрее, активнее и крепче, легче переносите нагрузки во время рабочего дня, а ваш эмоциональный фон стабилизируется.
  4. Улучшение внешнего вида

  5. Снижение веса. Велосипед очень полезен тем, кто хочет сбросить лишние килограммы. Во время велосипедной поездки сжигается большое количество калорий, уменьшаются нежелательные отложения в области бедер. При этом ваш организм сжигает жир не только во время поездки, но и в течение нескольких часов после. А те, кто ездит быстро, но на короткие дистанции, сжигают в несколько раз больше жира, чем те, кто ездят долго, но более медленно.
  6. Улучшение состояния кожи. Регулярная езда на велосипеде помогает замедлить старение кожи. Происходит это потому, что ускоренная циркуляция крови доставляет кислород и питательные вещества клеткам кожи более эффективно, одновременно выводя вредные токсины. Велопрогулки также создают идеальные условия для вырабатывания коллагена, который, в свою очередь, помогает замедлить возникновение морщин.
  7. Повышение мышечного тонуса. Регулярные поездки на велосипеде помогают вам тренировать мышцы ног, груди, спины, рук. Благодаря этому улучшается их форма и одновременно повышается выносливость мышц.
  8. Улучшение психологического состояния

  9. Снижение стресса. Поездки на велосипеде – самый простой и быстрый способ получить дозу гормонов счастья. Езда на велосипеде, как и другие циклические виды спорта, - отличный способ отвлечься от неприятных мыслей. Попробуйте проехать хотя бы пару километров - все лишнее из головы вылетит тут же. Монотонные движения, размеренное дыхание - все это автоматически приводит в порядок мысли и чувства.
  10. Укрепление нервной системы. Велосипедные прогулки благотворно влияют на общее эмоциональное состояние, способствуют укреплению нервной системы – улучшается ваше настроение и общее самочувствие, вы получаете огромный заряд бодрости. Велосипед – лучший способ «выпускать пар» после рабочего дня.
  11. Улучшение мыслительных способностей. Езда на велосипеде увеличивает приток крови и кислорода к мозгу, что активизирует и восстанавливает действие рецепторов, способствует созданию новых клеток мозга в гиппокампе – области, которая отвечает за память.
    Кроме этого, писатели, музыканты, художники, руководители и многие другие профессионалы используют велопрогулки для стимулирования творческого мышления. Ведь благодаря усиленному притоку кислорода в мозг происходит активизация нейронной деятельности.
  12. Укрепление здоровья

  13. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Кардионагрузка, которую обеспечивает катание на велосипеде, способствует укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов, снижению уровня «плохого» и повышению уровня «хорошего» холестерина. Благодаря этому значительно снижается риск сердечных заболеваний.
  14. Обогащение клеток кислородом. Во время катания на велосипеде ваша кровь интенсивно обогащается кислородом, который вместе с другими питательными веществами поступает к клеткам головного мозга и других жизненно важных органов вашего организма. Благодаря поездкам на велосипеде улучшается кровоснабжение в органах малого таза, что особенно важно для мужчин в качестве профилактики такой коварной болезни, как аденома.
  15. Улучшение кровообращения. Велосипед в целом делает кровообращение более рациональным и эффективным. Нормальная частота сердечных сокращений у здорового человека – 65-70 раз в минуту. У людей же, которые регулярно катаются на велосипеде, эта частота снижается на 8-10 раз/мин – сердце переходит на более разумный режим работы, благодаря чему бережется «ресурс» сердца, предотвращается его преждевременный «износ» и наступление всевозможных сердечных заболеваний.
  16. Предупреждение варикоза. Людям, имеющим генетическую предрасположенность к варикозному расширению вен, очень полезно крутить педали. В момент совершения вращательных движений ногами кровь начинает активно циркулировать по кровеносным сосудам, нигде не застаиваясь. При этом при езде на велосипеде полностью отсутствует ударная нагрузка, а это полезно для суставов.
  17. Улучшение работы легких. При езде на велосипеде ваши легкие работают гораздо активнее, чем обычно – во время длительных, хотя бы в течение часа, велосипедных прогулок легкие человека работают в полную силу. Благодаря принудительной вентиляции легкие быстрее освобождаются от токсических веществ, которых в избытке практически в любом современном городе. При этом, конечно, стоит стараться прокладывать свой маршрут ближе к природе и подальше от оживленных дорог.
  18. Улучшение зрения. Катание на велосипеде очень полезно для тренировки глаз. Посудите сами: где бы ни пролегал ваш маршрут – по лесным тропам или тротуарам – вам приходится пристально следить за дорогой. Ваш взгляд постоянно фокусируется и переключается с предмета на предмет. Такая тренировка глазных мышц снижает риск возникновения близорукости и обостряет зрение.
  19. Укрепление иммунитета. Тот, кто регулярно проводит свое свободное время, катаясь на велосипеде, существенно повышает способность организма сопротивляться инфекциям (иммунитет), благодаря чему значительно реже страдает сезонными заболеваниями – гриппом, простудой и т.п.
  20. Развитие вестибулярного аппарата. Поездки на велосипеде отлично тренируют вестибулярный аппарат и координацию движений.
  21. Экономия времени и денег

  22. Экономия времени на дорогу. Велосипед – это определенно быстрее, чем ходить пешком. А если сравнивать с автомобилем, то вам не нужно стоять в пробках, из-за которых мы дольше стоим, чем едем. Велосипед позволяет самостоятельно прокладывать собственный маршрут, не подстраиваясь под расписание общественного транспорта и карту пробок.
  23. Отсутствие проблем с парковкой. Велосипед проедет там, где не проедет автомобиль. Велосипед очень легко припарковать – он занимает значительно меньше места, чем автомобиль.
  24. Экономия денег. Цены на велосипеды очень демократичны и в обслуживании велосипеды, как правило, неприхотливы. Если вы купили велосипед, вам не надо его ежедневно заправлять, не надо платить налог и страховку, если в велосипеде что-то сломается, то его ремонт не потребует много денег.
  25. Развитие детей

  26. Развитие подрастающего ребенка. Ребенок, который катается на детском велосипеде, получает всю ту пользу, что и взрослые. Велосипед закладывает основу для здоровья ребенка в будущем.
  27. Положительный пример. Кроме этого, стоит помнить, что дети находятся под влиянием своих родителей. Если ваши дети видят, как вы регулярно катаетесь на велосипеде, они скоро захотят последовать вашему примеру.
  28. Укрепление взаимоотношений

  29. Укрепление взаимоотношений. Совместное катание на велосипеде способствует выделению гормонов хорошего настроения, так что все мелкие конфликты и раздражения исчезнут без следа. Кроме того, поездка – хорошая возможность поговорить о чем-то романтичном.
  30. Времяпровождение с семьей. Велоспорт – это прекрасный семейный досуг, где найдется место каждому.Даже самый маленький ребенок может забраться на сиденье или специальное кресло и присоединиться к вашему путешествию.
  31. Знакомство с новыми друзьями. Кроме хорошего здоровья, велосипед положительно влияет и на социальную сторону вашей жизни. Велопрогулки – отличный способ познакомиться с единомышленниками, которые с высокой долей вероятности могут стать вашими друзьями, ведь вас объединяют общие интересы.

Почему не падает велосипед? Скорее всего, ответ на этот, на первый взгляд, несложный вопрос способен дать далеко не каждый. Возможно, этой темой приходилось интересоваться тем, кого однажды спрашивал ребенок. К числу основных факторов, благодаря которым существует этот феномен, можно отнести следующие два:

  • эффект кастора;
  • гироскопический эффект.

Эффект кастора

Основан на постоянном подруливании, или, точнее, на возможности использования центробежной силы, возникающей при отклонении движущегося тела от прямой траектории. Происходит так, что выравнивающая сила возникает при повороте руля велосипеда. Причем ее направление противоположно стороне поворота руля. Поэтому, двигаясь прямо, при малейшем отклонении в сторону велосипедисту нужно лишь немного повернуть руль в том же направлении, и центробежная сила выравнивает равновесие.

Таким образом, если внимательно посмотреть на едущего велосипедиста, можно заметить, что при движении в прямом направлении его траектория не идеально ровная. Причем степень извилистости зависит от скорости движения: чем она ниже, тем сильнее петляет велосипед. Или другой пример: можно присмотреться к следам велосипеда на земле. След от переднего колеса будет представлять собой вытянутую синусоиду с осью в виде следа от заднего колеса.

Любопытно, что подруливание происходит само, то есть велосипедисту не нужно делать этого специально, а достаточно просто научиться использовать этот эффект. Именно такой навык и лежит в основе умения ездить на велосипеде.

Гироскопический эффект

Основан на свойстве вращающегося круглого или шарообразного тела сохранять свое положение в пространстве, пока на него не окажут воздействие другие силы. Один из примеров этого явления – известный каждому с детства волчок. Он не падает до тех пор, пока крутится. В велике роль таких волчков выполняют колеса.

Убедиться в этом можно, проведя простой опыт. Если снять велосипедное колесо, взяться руками за места креплений и раскрутить (желательно, чтобы кто-то помог это сделать), то можно заметить, что вращающееся колесо тяжело поворачивать в пространстве. Или, например, детский вертолет. При раскрученном пропеллере, для того чтобы подбросить игрушку вверх, требуются усилия, как будто в руках находится более тяжелый предмет. Еще ощутимее заметен эффект гироскопа при больших оборотах вращения. Это наверняка замечали те, кому приходилось работать с некоторыми электрическими инструментам (болгарка, паркетка и пр.)

Способность вращающегося тела сохранять направление применяется в разных областях, например:

  • в авиации (вращающиеся лопасти стабилизатора в хвостовом оперении вертолета обеспечивают его курсовую устойчивость);
  • в ракетных системах и морской навигации (вращающийся чувствительный элемент гироскопа используется в приборах курсоуказания).

Таким образом, факты убедительно свидетельствуют о том, что эффекты кастора и гироскопа, действительно, играют определенную роль в поддержании устойчивости велосипеда во время движения. Но между тем, ни один из фактов не доказывает, что эти эффекты являются определяющими. Стало быть, существует еще какая-то сила, проявление которой находится перед глазами, а понимание – все еще за пределами досягаемости человеческого разума.