Детский велосипед заваливается на бок. Детский трехколесный велосипед - секрет выбора! Правила безопасного вождения


Почему велосипед не падает, не вполне понятно, особенно на первый взгляд. Площадь его опоры очень мала, даже если весьма широкие и слабо накачаны. Поставленный вертикально, он долго не простоит. Обычно он падает на бок через 2 - 4 секунды, но если его удачно толкнуть вперед, падение случится через 10 - 15 секунд. Именно этим решительно отличается от и четырехколесного автомобиля. Даже если отбросить влияние велосипедиста на устойчивость, то во время езды велосипед гораздо устойчивей, чем во время остановки. Управляться он может также по-разному, и не только поворотом . Если вспомнить езду «без рук», то становится понятно, что факторов, обеспечивающих устойчивость велосипеда, несколько. Рассмотрим главные. Но прежде, еще одно короткое замечание: у велосипеда существуют две устойчивости и одна управляемость. Первая устойчивость — это вертикальная, вторая — продольная, или курсовая устойчивость, а управляемость — только продольная (курсовая). Само собой, чем лучше продольная устойчивость, тем хуже управляемость, и наоборот. Сложность заключается во взаимосвязи этих трех важных параметров. Один влияет на другой, другой на третий и рассказать, положим, о вертикальной устойчивости, не упоминая продольную, затруднительно. Но в любом случае, каждому практикующему велосипедисту важно сохранить равновесие, или баланс и катить в правильном направлении.

Равновесию на малой скорости или даже стоя на месте, как лихо демонстрируют некоторые умельцы, помогает геометрия вилки и рулевой колонки. Поворачивая руль, мы сдвигаем центральную линию велосипеда, проходящую через точки контакта с поверхностью переднего и заднего колес. Так мы подстраиваем ее под слегка сдвинувшийся в сторону центр тяжести велосипедиста и его верного двухколесного коня. Балансирование на месте всем хорошо известно и знакомо — это сюрпляс. Подробно о полезных свойствах вилок и их влиянии на устойчивость можно посмотреть чуть ниже.

Вид сверху показывает, как эту линию шин можно сдвинуть в сторону поворачиванием руля из стороны в сторону. Это очень важно для баланса на низкой скорости.

  1. Ось поворота на уровне земли
  2. Линия через пятна контакта шин
  3. Центральная линия

  1. Вылет
  2. Боковая сила из-за угла скольжения
  3. Наклон
  4. Пятно контакта шины с дорогой
  5. Отклонённое колесо

  1. 1/2 дюйма
  2. Ось рулевой колонки на уровне земли
  3. Передний вылет
  4. 7 - 10 грудусов
  5. Задний вылет
  6. 1/2 градуса
  7. Линия движения

Какую скорость считать малой, а какую — большой? Это нетривиальный вопрос. Но все-таки можно получить приблизительную оценку минимальной скорости устойчивого движения велосипеда. Помогает этому теория движения твердого диска (обруча, колеса) по плоскости без проскальзывания. Согласно ней, для обеспечения устойчивости такого диска, близкого к диаметру велосипедного колеса, достаточно скорости около 1 м/сек, или 3,6 км/час.

Скорость ниже минимальной — это уже искусство балансирования, или сюрпляс на треке. Система, составленная из велосипеда и велосипедиста, конечно, очень далека от простого катящегося диска или обруча, но данное значение показывает порядок величины минимальной скорости, необходимой, чтобы устойчиво держаться на велосипеде. И, как каждому хорошо известно, имеет приближенное согласие с повседневным опытом.

Но ведь велосипед — это вам не какой-нибудь «Харлей». Велосипедист весит гораздо больше, чем велосипед, на котором он сидит. Поэтому чтобы в некоторых ситуациях, например, на узкой колее, тропинке, лыжне можно перемещать центр тяжести как вправо, так и влево, меняя положение тела велосипедиста относительно велосипеда. Нужно, как бы отталкиваясь от него в сторону, противоположную первоначальному отклонению, сохранять равновесие, продолжая неуклонное движение вперед. При этом более высокий центр тяжести велосипедиста сильнее воздействует на общий баланс системы велосипедист - велосипед и дает больший контроль над положением и движением велосипеда. Еще один полезный способ движения корпусом при рулении рассмотрим ниже.


Представим себе обычный случай: велосипедист поворачивает со скоростью v по кругу с радиусом R. Для сохранения равновесия велосипедист должен наклониться на угол α от вертикали или, что тоже самое, на угол φ=90° - α от горизонтали, чтобы компенсировать центробежную силу (смотрите рисунок выше). Условия равенства сил приводят к известной еще со школы элементарной формуле ctg α=(v 2 /gR)=tgφ≤μ (1), где μ — максимально возможный в данный момент коэффициент сцепления шины с дорогой. Для реальной оценки его надо уменьшать на 20 - 25% по сравнению с многочисленными табличными значениями, g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/сек. Велосипедист поворачивает благодаря силам трения между дорогой и передним колесом. Если дорога скользкая или покрыта льдом, то контролируемый поворот становится затруднительным или невозможным. Вместо поворота может произойти переднего колеса, потеря равновесия и падение.


Пусть теперь велосипедист, спокойно катясь по прямой, ровной и гладкой дороге и любуясь проплывающим мимо пейзажем, случайно отклонился от вертикали на небольшой угол α l . Чтобы не упасть, велосипедист старается повернуть руль в сторону наклона велосипеда на угол β. Спрашивается, на какой угол надо повернуть руль, дабы не упасть? Для ответа достаточно посмотреть на рисунок выше и вспомнить любимую теорему синусов G=2R 2 sinβ (2), где G — расстояние между осями колес (база велосипеда), R 2 — радиус, по которому начинает двигаться велосипед после поворота переднего колеса. Он должен быть меньше, чем радиус, по которому спокойно и уверенно поворачивает велосипедист, отклонившись от вертикали на угол α l , согласно формуле (1). Иначе выправить равновесие не удастся. Теперь подставим формулу (2) в формулу (1). И получим: sin β=(gGtgαl/2v 2) (3). Эта очень простая формула может рассказать много полезного.

Первое. Велосипедисту, катящемуся со скоростью v и отклонившемуся от вертикали на угол α l , нужно повернуть руль на угол больший или равный углу β, который легко подсчитать по формуле (3).

Второе. Чем больше скорость велосипедиста, тем на меньший угол надо повернуть руль и для восстановления равновесия и для прохождения виража. Из этого следует, что велосипедом намного легче управлять на высокой скорости, чем на маленькой. И это хорошо известно всем, кто садился на велосипед.

Третье. Чем больше база велосипеда — G, тем на больший угол надо поворачивать руль, дабы восстановить равновесие или вписаться в поворот. И так же интуитивно ясно, что по узким, лесным извилистым дорожкам легче катить на велосипеде с малой базой.

Четвертое. Навык правильного поворота руля быстро становится автоматическим, подсознательным, и многие велосипедисты не подозревают, что даже при беззаботной езде по прямой им нужно постоянно поворачивать руль. Достаточно посмотреть на след, оставленный колесами велосипеда. Легко увидеть, что относительно прямая колея, оставленная задним колесом, всё время пересекается извилистым следом переднего. А это значит, что переднее колесо во время движения постоянно поворачивает из стороны в сторону, велосипед все время «въезжает» под регулярно падающего велосипедиста и, благодаря этому, сохраняет равновесие.

И, наконец, пятое. Если руль не поворачивается, если рулевая колонка, положим, по каким-то причинам заклинена, ездить практически нельзя (в современном понимании этого слова). Двухколесные самокаты начала XIX века, не имевшие рулевого управления, могли катить только по прямой.

И это приводит нас к любопытной аналогии между сохранением равновесия на велосипеде и удержанием швабры, бильярдного кия или авторучки («Паркер» с золотым пером, например) на раскрытой ладони. Действительно, как удержать кий? Сначала он стоит на ладони вертикально, а затем начинает отклоняться, и ладонь быстро перемещается в сторону наклона. Опора кия смещается, и он начинает наклоняться в другую сторону. Ладонь снова перемещается, и такое балансирование может длиться весьма долго.


То же самое делает и велосипедист. Но возникает естественный вопрос: чем проще балансировать — шваброй или авторучкой? Ответ не вполне очевиден, но, твердо освоив школьный курс на «хорошо», получить правильный результат несложно. Прежде всего, на что похожи стоящая швабра, авторучка и катящийся велосипед? Правильно! На перевернутый физический маятник. Вместо точки подвеса есть точка опоры. И такие перевернутые маятники всем хорошо знакомы — например, механический метроном, которым задают ритм при изучении музыки. Чем выше поднимают грузик на планке, тем больше период колебаний, и тем медленнее качается маятник метронома. А если грузик опустить вниз, к точке опоры, то период колебаний уменьшится, и маятник быстро-быстро зачастит.

С некоторыми оговорками и при малых отклонениях от вертикали его можно рассмотреть как математический маятник и написать крайне простую формулу для периода колебаний. T≈2π√l/g , где l — расстояние от точки опоры до центра масс (ЦМ). Время отклонения от вертикали на малый угол α1 равно: t=T/4≈(π/2)√l/g . Оно не зависит от массы швабры и «откормленности» велосипедиста. Прикинем: швабра имеет l=1м, 1=1,6*0,32=0,5 с. У авторучки же l=0,1 м, t= 1,6*0,1=0,16 с. А высокий велосипед — l=1,2 метра, t= 1,6*0,35=0,56 с. Результат прост и нагляден.

Точно так ведет себя и любой предмет: чем он выше, чем больше расстояние от точки опоры до центра масс (центра тяжести), тем медленнее он отклоняется от вертикали на малый угол, и тем легче им балансировать или удерживать на нем равновесие. И тут вне конкуренции велосипед «Паук», у которого центр масс располагался на высоте около двух метров. Но падать с такой высоты было больно и опасно, и «Пауки» не выжили. Поэтому намозолившее глаза выражение «низкий устойчивый силуэт» справедливо только для трех или четырех колесных экипажей. Если так говорят о двухколесных велосипедах или мотоциклах, то это нонсенс и техническая безграмотность.


Подавляющее большинство умений человек приобретает ещё в детстве, когда активно познаёт окружающее пространство. К числу подобных навыков относят и езду на велосипеде.

Но уверенно ездить на двухколёсной машине можно научить лишь через падения, неуверенное движение и «непослушность» железного коня. Хотя ребятишки скорее осваивают кручение педалями, нежели взрослые, не всегда им хватает терпения и желания довести начатое дело до логичного финала.

Вот почему с начала освоения этого навыка на первый план выступают родители, которые, к сожалению, не всегда знают, как научить ребенка кататься на велосипеде. Этот пробел необходимо восполнить.


  • развить вестибулярный аппарат, что положительно сказывается на способности ориентироваться в пространстве;
  • формировать внимательность и увеличивать скорость реакции, поскольку ребёнку приходится распределять внимание на несколько дел и реагировать на всевозможные дополнительные факторы;
  • улучшать кровоснабжение внутренних органов, увеличивать доставку кислорода к мозгу, а это крайне положительно влияет на интеллект малыша;
  • укрепить защитные силы детского организма, а, значит, юный велосипедист реже болеет и быстрее справляется с болезнью, если всё же захворает;
  • ускорить обмен веществ, вот почему езда на двухколёсном друге рекомендована ребятишкам с избыточной массой тела.

Кроме того, существуют данные, что катание на велосипеде – это замечательная и, главное, увлекательная возможность снизить вероятность развития близорукости у детей.

Как обезопасить ребёнка?

Велосипедный «дебют» не всегда протекает гладко, поэтому не исключены царапины, падения, а, следовательно, не обойтись без слёз.

Но минимизировать ущерб для детского здоровья всё же можно, важно только соблюдать основные принципы безопасного катания на велосипеде.


  1. Верхние и нижние конечности нужно защищать наколенниками и налокотниками, поскольку локотки и коленки – самые травмируемые части тела ребёнка при катании на велике. Приобрести защиту вы можете в любом профильном магазине, но перед этим нужно удостовериться, что эти элементы подходят малышу по размерам, не зажимают мышцы и не болтаются на руках/ногах.
  2. Чтобы ездить на трёх- или двухколёсном велосипеде, предварительно необходимо защитить и детские ступни. Обувь должна быть обязательно закрытой – например, подойдут кроссовки или кеды. Их нужно надёжно зафиксировать на ножках, чтобы ребёнок не оказался в роли Золушки. А вот сандалии или шлёпки – не лучший вариант для велосипедной езды.
  3. Для защиты головы пригодится шлем. Чтобы подобрать идеальную каску, измерьте детскую голову, произведите примерку и проследите, чтобы головной убор был достаточно лёгким, прочно крепился на головке, не надавливал на череп и нормально пропусках воздух. Тогда кожа не будет потеть.

Должен отвечать элементарным правилам безопасности и сам железный конь.

Убедитесь в удобстве руля и сиденья, лёгкости движения, маневренности и прочности изделия. У велосипеда не должны присутствовать острые углы, которые способны поцарапать ребёнка, откажитесь от покупки с пластиковыми частями, которые обязательно сломаются и отпадут.

Как научить малыша ездить на трёхколесном велосипеде?

Поскольку польза от катания на этом транспортном средстве не вызывает сомнений, затягивать с началом обучения не следует. Однако в данном навыке важна поэтапность – то есть переход от более простого велосипеда к более сложному.

На трехколесном железном коне ребёнок может кататься уже в полтора годика, ещё до того, как он научится уверенно топать ножками.

Удивительно, но некоторые родители с изрядной долей скепсиса смотрят на этот «игрушечный» вид транспорта, однако следует понимать, что именно эта простейшая конструкция поможет малышу овладеть начальными велоумениями – поворачиванием руля и кручением педалей.


Умение кататься на трёхколесном велосипеде состоит из следующих последовательных шагов:

  1. Прежде всего, выберите подходящий по росту велик. Сделать это крайне просто – посадите ребёнка на железного коня. Если сидящий малыш может опустить на твёрдую поверхность всю стопу, при этом слегка сгибая коленки, велосипед подобран правильно.
  2. Затем продемонстрируйте, что велик катится, словно прогулочная коляска. Для наглядности можно посадить на сидение плюшевого медведя, а ребёнок будет катать «седока», параллельно отрабатывая умение поворачивать руль и примериваясь к велосипеду. Как только малыш пообвыкнется, пригласите его сесть на сиденье.
  3. Первые поездки можно осуществлять в пределах квартиры, если, конечно, её площадь и ширина коридора позволяет ездить на маленьком велосипеде. Ручки ребёнка кладутся на руль, а ступни ставятся на педали. Придерживайте малыша за бёдра, показывая характерные движения ножек. После нескольких показов отправьте кроху вперед, подталкивая его сзади.
  4. Потом вы можете вывести малыша на уличную прогулку. Для этой роли подойдёт стадион или парковые дорожки, но только те, где не катаются другие велосипедисты. Маленький ребёнок целиком сосредоточен на педалях, поэтому он поедет куда угодно, но только не в безопасном направлении.
  5. Говорить о более-менее осознанном управлении можно лишь тогда, когда ребёнок станет автоматически нажимать на педали. После этого нужно переходить на умение рулить, поскольку одновременно выполнять эти упражнения дети просто ещё не способны.
  6. Не забывайте, что каждая тренировка не должна продолжаться более 30 минут. Если же ребёнок не желает садиться на велосипед, начинает капризничать, отказывается от занятия, настаивать не следует. Подождите, пока юный велосипедист сам захочет сесть за руль.

Когда ребёнок успешно освоит это транспортное средство, можно постепенно переходить к катанию на двухколесном велике. Лучше всего переходить на следующий этап не раньше четырёх лет, однако дополнительные боковые колёса лучше оставить на месте.

3 способа обучения катанию на двухколёсном велике

Каждый отец или мать решает самостоятельно, как научить отпрыска ездить на двухколесном велосипеде.


Кто-то использует для первых попыток велики со съёмными боковыми колесиками, другие бегут рядом и придерживают сам транспорт или ребёнка, третьи – приобретают ранбайк.

Предлагаем три основных методики обучения, а вы сможете выбрать самую подходящую для себя и малыша.

Способ № 1. Езда с боковыми колёсами

Чтобы научить будущего велосипедиста езде на двухколёсном железном коне, выбирайте модели, оснащённые добавочными съёмными колёсиками.

Главное в этой конструкции – устойчивость и защита ребёнка от возможных падений.

При движении велик немного заваливается то на одну, то на другую сторону, опираясь на боковые колёса до тех пор, пока рёбенок не сможет уверенно держать равновесие.


Для уверенности обычно хватает нескольких тренировочных дней.

Научившись сохранять равновесие, маленький велоспортсмен перестанет заваливаться по сторонам. Определить этот момент можно ещё по тому, что колёса перестают касаться поверхности. Значит, пришло время приподнять их немного повыше, чтобы они просто подстраховывали ребёнка от паденья. Затем их вообще снимают.

Диаметр колёс зависит от возраста ребёнка. Малышу четырёх лет хватит и 12-дюймовых колёсиков, а вот шестилетним детям необходимы велики с колёсами покрупнее. Это поможет более успешно сохранять равновесие и быстрее крутить педали.

При движении лучше придерживать ребёнка за воротник или локоть, не следует прикасаться к самой конструкции – рулю, сиденью или раме. Пусть малыш сам научится командовать великом, прочувствует железного коня без посторонней помощи.

Способ № 2. С помощью ранбайка

Катанию на двухколёсном транспортном средстве можно научить ребёнка и при помощи ранбайка (беговела).

Перед тренировкой взрослым нужно так отрегулировать руль и высоту седушки, чтобы малыш без особых проблем вставал на твёрдую поверхность полными стопами обеих ног, когда он усядется на сиденье.

Цены на ранбайк не такие уж и маленькие, однако специалисты считают именно эту конструкцию самым эффективным тренажёром для обучения ребёнка езде на железном коне.

Основное отличие беговела от прочих великов – у него нет педалей, которые на самом деле больше мешают ребёнку на первых тренировках. Ранбайк чем-то напоминает самокат, поскольку малыш так же отталкивается от земли и катится дальше по инерции.


В этот момент он держит равновесие и учится управлять рулём.

Кстати, обычный двухколёсный велик с лёгкостью превращается в беговел, если разобрать блок, к которому прикрепляются педали. Как только ребёнок поймет, как нужно держать равновесие, педали ставятся обратно, а процесс обучения существенно ускоряется.

Способ № 3. Традиционный

Этот метод предлагает сразу два способа обучения езды на двухколёсном велосипеде:

  1. Ребёнок учится кататься после самоката или беговела обычным способом, когда родитель его придерживает.
  2. Во втором случае огромная роль отводится именно родителям, которым придётся немало побегать за молодым велоспортсменом, придерживая его за шкирку. Боковые колёса здесь не потребуются.

В последнем случае поддержка родителей, безусловно, крайне важна для ребёнка, однако с точки зрения техники безопасности подобный метод является наиболее травмоопасным и не самым эффективным.

Научить ребёнка ездить на двух- или трёхколесном приятеле – только начало велосипедной «карьеры». Крайне важно рассказать малышу, как нужно правильно вести себя за рулём железного коня, объяснить основные правила безопасного движения. Ну а потом вы сможете пригласить своё чадо на велосипедную прогулку в парк, где вы сможете с пользой провести время всей семьёй.

Прогулка на велосипеде является одним из любимейших развлечений как для едва научившихся ходить малышей, так и для деток постарше. Но сначала ребенка нужно научить кататься, и тут ему не обойтись без родительской помощи и поддержки. Однако не все взрослые знают, как правильно обучать этому умению, в каком возрасте следует это делать и как подобрать идеально подходящий для своего ребенка велосипед. Обо всем этом читайте в нашей статье.

Чем полезен велосипед?

Катание на железном коне не только дарит детям массу позитивных эмоций, но и развивает силу, ловкость и выносливость, а также укрепляет мышцы рук и ног. Во время катания на велосипеде происходит насыщение внутренних органов кислородом и улучшается их кровоснабжение.

Детские врачи уверены, что занятия велоспортом укрепляют иммунную систему и ускоряют обмен веществ, поэтому рекомендуют катание на велосипеде часто болеющим малышам и детям с лишним весом.

Кроме того, езда на двух- или трехколесном друге является хорошей профилактикой детской близорукости, ведь ребенку придется постоянно всматриваться вдаль. Также велосипедные прогулки замечательно поднимают настроение детей и заряжают их замечательным настроением на весь день.

Когда начинать обучение?

Итак, польза вождения велотранспорта очевидна, поэтому не затягивайте с началом обучения. Только нужно это делать поэтапно, переходя от простой техники к более сложной.

Первую поездку, правда, на трехколесном велосипеде можно совершать уже в полуторагодовалом возрасте. Многие родители почему-то скептически относятся к этому виду транспорта, однако он поможет малышу овладеть самыми простыми навыками катания – поворачивать руль и крутить педали.

Самое же главное в процессе обучения – не требовать от ребенка невозможного. Недовольство со стороны взрослых может вызвать у малыша неуверенность в собственных силах, страх перед велосипедом и нежелание тренироваться.

Правила безопасного вождения

Первые тренировки не всегда проходят легко и уверенно. Падения, ссадины, ушибы и, как следствие, слезы обычны для этого процесса. Вот почему родителям необходимо позаботиться о детской безопасности, невзирая на то, на каком велосипеде (двух- или трехколесном) будет проходить обучение.

  1. Малыш обязательно должен надевать средства защиты. Приобретите для него шлем, специальные наколенники и налокотники. Убедитесь, что шлем не слишком большой или маленький, а подбородочный ремень регулируется по размеру. Каждый раз, когда вы проводите тренировку, надевайте на ребенка эти защитные средства.
  2. Одевайте удобную для такого важного дела обувь, которая должна крепко обхватывать ножки, иметь нескользкую широкую подошву для обеспечения «сцепления» с педалями. Не позволяйте ездить в босоножках или босиком: если ступня вдруг соскочит, то ребенок может больно удариться пальчиками.
  3. Велосипед должен отвечать элементарным требованиям: удобные руль и сиденье, легкость хода, маневренность и высокое качество материалов. У него не должно быть торчащих углов, о которые малыш может поцарапаться, и пластиковых частей, которые он может отломать и проглотить.

Учимся кататься на трехколесном велосипеде

  1. Первый шаг – выбор подходящего по росту велосипеда. Для этого нужно, чтобы малыш сел на него. Если ребенок отпускается на землю всей стопой и может слегка согнуть колени, значит, велосипед вы подобрали правильно.
  2. Покажите, что если велосипед везти, как прогулочную коляску, то он может ехать. Для пущей убедительности усадите на сиденье плюшевого мишку. Позвольте ребенку самому повозить игрушечного «седока», поворачивая в процессе руль и изучая особенности движения. И только потом пригласите малыша занять свое законное место и начинайте обучение.
  3. Если площадь квартиры позволяет, откройте первую магистраль именно в ней. Положите руки ребенка на руль, а маленькие ножки поставьте на педали. Придерживая его за бедра, покажите движение ног при езде. Теперь пусть пробует сам, а вы подталкивайте его сзади. На трехколесном велосипеде ребенок усваивает простой навык – движение происходит при вращении педалей.
  4. На следующем этапе можно уже выходить на прогулки. Для них лучше всего подойдут стадион или школьный двор с ровной поверхностью и отсутствием другого транспорта. Сейчас детское внимание полностью сосредоточено на педалях, так что малыш будет ехать куда угодно, не выбирая направления.
  5. Осознанным управлением кроха станет овладевать только после того, как доведет умение крутить педалями до автоматизма. Хотя некоторые родители сначала учат владеть рулем, а уже потом переносят внимание малыша на педали. Особой разницы нет, просто учить обоим навыкам следует поэтапно, так как и ехать, и рулить одновременно ребенок еще не может.
  6. Помните, что ваши занятия не должны длиться более получаса. А если малыш капризничает, отказывается продолжать тренировку, не настаивайте. Отложите обучение до лучшего времени.

Осваиваем двухколесный велосипед

Итак, настала пора переходить на более совершенный вид транспорта – двухколесный велосипед. Чаще всего это происходит в четыре года.

  1. Отрегулируйте сиденье велосипеда так, чтобы дошкольник, сидя на нем, мог дотянуться ногами до земли. Когда ребенок научится уверенно держаться в седле, его опять можно будет поднять до необходимой высоты.
  2. Некоторые взрослые используют боковые колесики для подстраховки. Однако, на взгляд многих опытных родителей, применять их не стоит, так как с ними ребенок не учится держать равновесие. Они допустимы в том случае, если дети прежде не тренировались на трехколесном велосипеде.
  3. На следующем этапе превратите велосипед в самокат, сняв на время одну педаль с железного коня. Ребенок разгоняется, отталкиваясь от земли одной ногой, а другой опирается о педаль. При этом он еще должен обеими руками держаться за руль. Таким нехитрым способом малыш совершенствует умение удерживать равновесие.
  4. Возвращаем педали на место и пробуем кататься на велосипеде с вашей поддержкой. Не стоит держать транспортное средство за руль или сиденье. Просто следуйте за малышом, придерживая его за плечи.
  5. Не забудьте обучить ребенка правильно слезать с велосипеда. Сначала научите наклонять его на себя, в это же время упираясь ножкой о землю. Такое же упражнение попробуйте и с другой стороны велика.
  6. Еще один обязательный пункт – умение тормозить. Катите велосипед вместе с малышом и попросите его затормозить. Тут же отпускайте транспорт и следите, чтобы ребенок после торможения опускал ногу на землю.

Обучение езде на велосипеде должно стать положительным и полезным опытом для вашего малыша. Поэтому не стоит откладывать покупку железного коня на потом. Возможно, неподдельный интерес и восторг ребенка заразит всех домочадцев, и вскоре мама с папой также станут заядлыми велосипедистами.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 10 лучших моделей трехколесных велосипедов-каталок для детей

ВИДЕО: Как учить ребенка ездить на велосипеде

Велосипед - универсальный спортивный тренажер, отличное средство для развития выносливости, координации движений, укрепления мускулов и просто способ весело проводить время на улице.

Но, с какого возраста ребенку стоит начинать учиться кататься на велосипеде, и с какого вида начинать?

В каком возрасте детям стоит начинать его осваивать?

Некоторые родители считают, что лучше сначала освоиться на трехколесном, а потом пересаживаться на велосипед с двумя колесами. На самом деле, такая преемственность совершенно необязательна.

Просто трехколесный велик подходит совсем маленьким детям, которым на двух колесах кататься рано еще в силу возраста. Однако, если по какой-то причине ваш малыш миновал стадию «детского» велосипеда - ничего страшного. Это совсем не помешает вам научить ребенка кататься на велосипеде так же хорошо, как ездят его товарищи.

Каким детям подходит трехколесный байк?

Трехколесный велосипед подходит для ребенка, который еще даже не умеет уверенно ходить. То есть для знакомства подходит даже годовалый возраст. В два малыш вполне может хорошо разъезжать по детской площадке. Таким образом, сажать кроху на велосипед с тремя колесами никогда не рано.

Когда начинать обучение езде на двухколесном велосипеде?

Кататься на двухколесном велосипеде стоит начать учить ребенка не раньше 4-5 лет. Этот транспорт требует умения держать равновесие, понимания принципов езды и просто-напросто достижения определенного роста и уровня умственного развития.

Вашей дочери или сыну предстоит многому научиться, но ведь вы поможете ему в этом?

Общие правила обучения

Научить ребенка ездить на велосипеде несложно, главное соблюдать некоторые правила:

Безопасность и защита

Для катаний обязательно выбирайте подходящее место. С самого начала обучайте ребенка правилам безопасности. Ни в коем случае нельзя кататься на проезжей части, во дворах, где ездят машины.

Неровное покрытие дороги тоже не подходит для езды. Каждая впадина или ямка могут привести к «аварии».

Также помните, ездить на велосипеде следует в специальной защите. Обязательно купите малышу шлем, а возможно ему потребуются и наколенники, а также защита для локтей. Однако, именно велосипедный шлем крайне важен. Обычно дети совсем не против - ведь в шлеме он выглядят совсем как взрослые!

Умеренность тренировок

Заниматься нужно не очень долго. Для совсем маленьких деток предельное время «уроков» - не более получаса, для дошкольников - час. Езде на велосипеде нужно отводить строго отведенное время.

Очень важно, чтоб ребенок получал от обучения удовольствие. Если малыш боится или устал, лучше прекратите тренировку. Езда на велосипеде дает основательную нагрузку на мышцы - не забывайте об этом, ведь ребенок все-таки еще слабее вас.

А уж преодолевать страх силой или угрозами со стороны взрослого - совсем не дело. Отложите занятие, а в следующих раз попробуйте договориться и поддержать своего ученика.

Осваиваем трехколесный велосипед

Вообще-то обучение езде на трехколесном велосипеде не требует длительного времени. Обычно дети довольно легко с ним разбираются, так как здесь нет главной проблемы - возможной потери равновесия.

Примерная инструкция по обучению будет такой:

  1. Сначала нужно правильно подобрать велосипед по размеру. Посадите ребенка в седло. Если при этом ножки его уверенно стоят на земле, немного согнутые в коленях, значит все в порядке.
  2. Познакомьте малыша с новым транспортом. Покатайте его на велосипед, покажите, как крутить педали. Посадите в седло игрушку - пусть его покатает сам ребенок.
  3. Теперь можно пригласить юного велосипедиста. Сидя на велосипеде, он должен поставить ноги на педали. Покажите ему, как нужно двигаться. Немного нажимайте на его бедра, чтобы кроха понял, как крутить педали.
  1. Если у вас прогулочный велосипед с ручкой, вы можете толкать его вперед, тем самым приводя в движение педали. Так малыш почувствует, что ему нужно делать. Однако сразу после этого ручку придется открутить - она сильно утяжеляет конструкцию, кроме того у ребенка будет соблазн не крутить педали самому и он будет ждать, что вы его покатаете.
  2. Для первого раза пусть кроха попробует прокатиться на велосипеде дома. Но берегитесь сами и берегите мебель - поначалу дети не могут концентрироваться одновременно и на руле, и на педалях, поэтому ехать по прямой у них не получится.
  3. Немного освоились? Теперь выходим на улицу. Выберите самое безопасное место и по-прежнему следите за тем, куда едет ваше чадо. Пока навык работы с педалями не отработается до автоматизма, малыш не всегда едет туда, куда ему нужно. Зато потом - только держись!

Учим ребенка ездить на двухколесном «железном коне»

Проверяем размер рамы перед покупкой

В этом случае крайне важен правильно подобранный по размеру байк. Разместите двухколесный велосипед у стоящего на земле ребенка между ногами. Идеальный вариант - между рамой и промежностью остается просвет около 10 см.

Это защитит от травмы на двухколесном велосипеде в случае аварийной остановки. Теперь пусть он сядет в седло и разместит ноги на педалях. Нужно, чтобы стопа удобно доставала до педали, которая находится внизу, нога при этом должна быть прямая.

Приступаем?

Тренируемся на ранбайке

Хотя нет, еще один совет. Научиться удерживать равновесие может очень помочь ранбайк - занятный агрегат, похожий на велик, но без педалей. Сейчас на них катаются дети с довольно раннего возраста.

Наличие двух колес, а не трех, позволяет детям быстро научить чувствовать равновесие и контролировать свое тело. Но и без такого транспорта ваш малыш всему научится, не переживайте. Поехали!

Опускаем сиденье на первых этапах обучения

Для начала можно подрегулировать сиденье таким образом, чтобы ребенок мог поставить ноги на землю. Многие дети очень боятся упасть, а такой вариант придаст им уверенности. После того, как он научится ездить, сиденье, конечно, надо будет снова поднять на нужную высоту.

Учимся чувствовать равновесие

Открутите одну педаль. Да-да, вы только купили серьезную вещь и вот так сразу… Это ненадолго. Ребенок должен поставить одну ногу на педаль (ближайшую к нему), руками держаться за руль, а другой ногой отталкиваться от земли. Похоже на самокат. Таким образом будущий гонщик сможет почувствовать, как удерживать равновесие, как наклонять руль.

Садимся на велосипед

Теперь учимся садиться на велосипед. Подержите байк за руль. Малыш ставит правую ногу на правую педаль, а левую перекидывает через седло.

Осваиваем езду со «страховкой»

Сначала попробуйте поучиться кататься со «страховкой». Пусть велосипед едет вдоль бордюра (если вы не опускали седло, чтобы ребенок доставал ногой до асфальта). Теперь одна нога отталкивается от бордюра, а вторая - «крутит» свою педаль. Если велосипед заваливается на один бок - его подстрахуете вы, если на другой - ребенок обопрется ногой.

Учимся останавливаться

Надо научиться еще и правильно останавливаться. Посадите малыша на велик и везите его вперед. Пусть он время от времени нажимает на педали в обратную сторону, тормозя вас. Отработайте этот навык.

Поначалу ручной тормоз - не лучший вариант, так как ребенок может затормозить нечаянно и очень резко, а это уже грозит падением.

Закрепляем полученные навыки и едем «по-настоящему»

Ну что? Основной страх преодолели, как держать равновесие прочувствовали. Тогда поехали по-настоящему. Главное правило - вы должны придерживать ребенка, но не за руль, не за седло, и не за раму. Делая так, вы не даете ему самостоятельно выравнивать равновесие. Тем более в таком положении очень страдает ваша спина. Придерживайте малыша за плечи.

Постепенно отпускайте своего велосипедиста. Поначалу не сообщая ему об этом. Но вы все время должны быть наготове.

Как научиться правильно слезать с велосипеда?

Как правильно слезть с велосипеда? Тормозим педалями и наклоняем велосипед в сторону, чтобы поставить ногу на землю. Перекидываем другую ногу через седло и - вуаля!

Обязательно научите ребенка слезать с велосипеда правильно, а не спрыгивать с седла вперед. Это чревато травмами.

Дополнительные колесики для велосипеда: за или против?

Нужно ли учиться кататься на велосипеде с дополнительными колесиками? Многие опытные велосипедисты считают, что дополнительные колесики не особенно помогают в обучении настоящей езде. Наличие этих колес не дает ребенку почувствовать главного: как удерживать равновесие.

Если же вы хотите все-таки их использовать, предлагаем вам несколько основных правил:

  1. Дополнительные колеса не должны располагаться на том же уровне, что и основные. Они должны быть немного выше и при этом одно колесико нужно закрепить чуть выше другого.
  2. Постепенно нужно немного поднимать колеса от земли.
  3. С каждым разом ребенок будет все увереннее сидеть в седле и в конце концов обучающие колеса вы сможете снять.

Не занимайтесь через силу

Не превращайте обучение в тренировку и борьбу характеров. Если сын или дочка боится, поддержите его, а не заставляйте через силу. У ребенка должна быть уверенность в своих силах.

Не затягивайте «уроки» - помните, что малыш получает довольно большую и непривычную нагрузку. Если видите, что он устал - лучше продолжите в следующий раз.

Не отказывайте

Иногда так не хочется тащить тяжелый велосипед на улицу и бегать там за ним и малышом. Соберитесь. Это недолго - ваш ребенок научится ездить довольно быстро и будет вовсю гонять по двору, а вы будете так им гордиться!

Не ругайте за ошибки

Не ругайте малыша, если у него не получилось сразу сесть и поехать. А вы быстро научились в детстве?

Никогда не забывайте о правилах безопасности

Если вы думаете, что сейчас вы находитесь рядом и сможете уберечь, то учтите, что ваш кроха привыкнет к такому способу катания и один будет кататься также. Важен и шлем, и безопасное место в плане машин и ровная поверхность.

Подавайте малышу пример

Научить ребенка мало, теперь подключайтесь и вы! Семейные выезды всей семьей (а, может быть, к вам подключатся другие родственники, друзья или коллеги с ребенком) могут стать не только приятной традицией, но и добавят вам здоровья, а вашему малышу оставят воспоминания на всю жизнь о такой дружной и хорошей семье!

Езда на велосипеде - это не просто очень веселое и увлекательное занятие. Помимо положительных эмоций и возможности активного отдыха, которые велосипед способен подарить ребенку.

С помощью обычного катания вы еще попутно развиваете малыша физически, способствуете укреплению его мышц, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой системы, тренировке вестибулярного аппарата, чувства равновесия.

К тому же, передвижения на этом виде транспорта может стать отличным совместным времяпровождением для всей семьи, однако сначала необходимо научиться на нем кататься.

Когда можно приступать к обучению?

Многие, наверняка, уже и не помнят, как они сами учились ездить на велосипеде. Однако недаром говорят, что этот навык никогда не забудется, - даже если вы в течение долгих лет не катались, достаточно будет сесть в седло и поставить ноги на педали, чтобы сработала мышечная память.

Ребенку гораздо проще научиться чему-либо, чем взрослому, ведь он и быстрее воспринимает, и почти на лету все схватывает, и запоминает, впитывает новую информацию в себя, как губка.

Поэтому некоторые апологеты раннего развития настаивают на том, чтобы садить малыша на велосипед чуть ли не с момента, как он начал ходить, пропуская всевозможные страховки и опоры в виде трехколесного транспорта или дополнительных колесиков, чтобы сразу начать тренировать ребенка на двухколесном велосипеде.

Но у такого подхода есть немало противников, так как, во-первых, всему свое время, а во-вторых, если слишком маленький ребенок упадет и сильно ударится или испугается, потом он может вообще не захочет садиться на велосипед и будет бояться кататься. Так что лучше не торопиться и действовать постепенно, ориентируясь на возможности и желание своего ребенка.

Согласно средним показателям развития, к обучению стоит приступать в зависимости от возраста:

  • Первое знакомство малыша с трехколесным велосипедом может состояться в возрасте полутора-двух лет - как правило, это будет транспорт со специальной ручкой для родителей, подставкой для ног ребенка и многочисленными дополнительными приспособлениями, как зонтик или навес над велосипедом, корзинки для вещей спереди и сзади, встроенные музыкальные игрушки и т. д.
  • Иногда предыдущий вид транспорта малыш воспринимает, как еще одно средство передвижения, словно вторую коляску, а крутить педали даже не хочет пробовать, предпочитая по привычке ставить ноги на подставку.
  • Если хотите, чтобы ребенок начал совершать хотя бы первые попытки, попытайтесь его заинтересовать - пусть малыш сначала поиграет с велосипедом, попробует самостоятельно управлять рулем, повозить свой транспорт, покатать, возможно, покрутить педали ручкой.
  • После освоения трехколесного велосипеда, когда ребенок научится рулить и крутить педали, приходит черед двухколесного, только с дополнительными подвесными колесиками - наступает этот момент не раньше трех с половиной, а у некоторых детей - и четырех лет, ведь необходимо также, чтобы у малыша окрепли мышцы пресса, спины и ног.
  • Многие родители пропускают этап обучения с поддержкой из дополнительных колес и сразу усаживают ребенка на обычный двухколесный велосипед - если ваш малыш тренировался до этого на трехколесном транспорте, тогда с вашей помощью у него вполне может все получиться.
  • Ребенок достаточно легко способен освоить езду на двухколесном велосипеде, если он уже научился правильно рулить и тормозить, умеет развернуть свой транспорт при необходимости, отлично держит равновесие - у активных и физически развитых детей это происходит к четырем-шести годам.

Тем не менее, помните, что все зависит от индивидуального развития именно вашего ребенка. И ни в коем случае не заставляйте малыша учиться или кататься, исходя из каких-то сравнений с другими детьми.

Главным правилом успешного обучения является желание ребенка - ему должен нравиться сам процесс, а страх или недовольство будут все только притормаживать.

Трехколесный велосипед: целесообразность и особенности обучения

Те, кто не воспринимает всерьез этот вид транспорта, ошибаются в одном важном моменте. Дело в том, что трехколесный велосипед может стать замечательной альтернативой для ребенка, который еще совсем недавно научился уверенно ходить.

Ведь полуторагодовалого малыша вы на двухколесный транспорт не посадите, верно? А вот с трехколесной моделью познакомиться как раз можно.

Конечно, поначалу кроха будет просто сидеть, и не факт, что даже держась за руль. Но затем понемногу он освоится и обязательно захочет узнать, как и почему крутятся колеса, что будет, если повернуть руль, каким образом поворачиваются педали и т. д. Обязательно используйте этот интерес для начала процесса обучения.

Сначала, например, зимой, можно катать ребенка по квартире - тогда к теплому времени года он уже будет более уверенно себя чувствовать с транспортом на улице. Сидя на сидении, малыш должен стоять стопами ног на земле и иметь возможность немного согнуть колени. В этом случае велосипед ему подходит.

Ваша первая задача - обучить малыша управлять рулем. Для этого необходимо показать ребенку, как меняется направление движения при поворотах руля. Помогите ему встать одной ножкой на подставку, расположенную на задней оси транспорта, и начать рулить, отталкиваясь при этом второй ногой. Можно также покатать мишку или другую любимую игрушку, посадив ее на сидение и катая велосипед за руль.

Возможно, для освоения рулевого управления понадобится некоторое время, после чего наступит очередь знакомства с педалями. Переходить к следующему этапу обучения нужно только тогда, когда малыш четко поймет и запомнит, что велосипед поворачивает и едет в ту сторону, в которую повернут руль.

Вот как можно обозначить для ребенку задачу и показать ему, что надо делать:

  • установите ведущее колесо в подвешенном состоянии;
  • своими руками поставьте ноги ребенка на педали и прокрутите их несколько раз - малыш должен заинтересоваться и попробовать сделать пару оборотов самостоятельно;
  • поскольку крутить колеса в воздухе гораздо легче, очень скоро у ребенка должно все получиться, а через какое-то время он с такой же легкостью начнет крутить педали и на дороге.

Обратите внимание на то, что у трехколесных велосипедов нет тормозов, поэтому на них нельзя кататься с большой скоростью. Для обучения выбирайте закрытые площадки или дворы с ровной пологой поверхностью, а лучше и специальным покрытием. Многие учатся кататься дома.

Чтобы малышу было интереснее учиться, а также присутствовал какой-то стимул, приводите его туда, где учатся кататься или уже катаются другие дети, желательно его сверстники.

Четырехколесный велосипед - постепенное усложнение задачи

После того, как ребенок уверенно освоит трехколесный транспорт, а его мышцы уже достаточно окрепнут, можете пересаживаться на четырехколесный велосипед или модель с двумя дополнительными страховочными колесиками.

Этот вариант является промежуточным этапом для тех, кто боится сразу посадить малыша на обычный двухколесный велосипед. Можно сказать, что этот способ обучения является хоть и наиболее безопасным из всех, но и, в то же время, самым медленным.

С помощью подвесных обучающих колес ребенку будет легче научиться держать равновесие, однако потом могут возникнуть проблемы с некоторой зависимостью от этой страховки и страхом кататься без нее.

Ваша задача - правильное регулирование дополнительных колес.

  • Ни в коем случае не выставляйте колеса на одном уровне с задним колесом, так как в этом случае тормоза становятся практически бесполезными, а колесо велосипеда, случайно попавшее даже в небольшую ямку, будет прокручиваться.
  • Страховочные колеса должны располагаться немного выше над землей и не касаться ее одновременно.
  • Проследите, чтобы велосипед имел небольшой наклон влево и вправо.
  • По мере обучения, когда ребенок будет более-менее уверенно управлять своим транспортом, научится поворачивать и тормозить, а также хорошо держать равновесие, начинайте постепенно и понемногу приподнимать колеса.
  • Рекомендуется не сообщать ребенку об этих маневрах, так как он может преждевременно испугаться или быть неуверенным в своих силах.
  • Когда наступит момент, что колеса перестанут вовсе касаться земли с обеих сторон даже при наклоне, - покажите малышу, что он может уже обходиться и без страховки, и снимите колеса.

Очень важно объяснить ребенку, что на велосипеде с дополнительными колесами нельзя поворачивать резко и на большой скорости, так как за счет высокого расположения центра тяжести транспорт просто занесет и он опрокинется, увлекая за собой и седока. До тех пор, пока ребенок не станет уверенно ездить и нормально держать равновесие, обязательно находитесь постоянно рядом с ним.

Еще один момент - выбирайте для обучения на таком велосипеде ровную поверхность, ведь дорога с выбоинами или ямами будет не только неудобной для езды, но и опасной.

Двухколесный велосипед - первый взрослый транспорт для ребенка

Переход с двухколесного транспорта со страховочными колесами на обычный велосипед, как уже говорилось, происходит плавно и постепенно: ребенок привыкает удерживаться равновесие, учится основам управления, осваивает понемногу нужные для катания навыки.

Если же вы хотите научить малыша кататься на двухколесном транспорте сразу после трехколесного, тогда придется действовать по-другому.

Как учить ездить правильно и в правильном месте

  • Выберите подходящую для вас методику обучения, чтобы следовать ей четко и поэтапно.
  • Не удерживайте седло велосипеда, ведь таким образом вы будете регулировать наклон транспорта вместо ребенка.
  • Также не стоит держаться за руль - если вы станете рулить за малыша, то это помешает ему чувствовать баланс и равновесие.
  • Рекомендуется находиться сбоку от велосипеда или бежать сзади за ним, немного придерживая ребенка за плечи.
  • Не руководите направлением движения и не указывайте, куда ехать - дайте малышу свободу выбора, чтобы он чувствовал себя комфортно и катался с удовольствием.
  • Выбирайте для обучения большие хорошие площадки или открытую местность без машин, собак или большого количества людей, ведь ребенок не будет все время ехать по прямой или по кругу, а захочет и попетлять.
  • Учитывайте, что по траве или земле с кочками и ямками ехать сложнее, поэтому лучше отдать предпочтение нормальному ровному асфальтному покрытию. Для начала также будут неуместны горки или гористая местность.

Как кататься и соблюдать меры предосторожности?

В процессе обучения да и последующего самостоятельного катания избежать падений и травм практически невозможно. Иногда сильный ушиб или неожиданный «вылет» с транспорта могут так испугать ребенка, что он надолго откажется от уроков езды и велосипеда в целом.

Чтобы максимально обезопасить малыша и защитить его, примите все возможные меры предосторожности:

  • Обеспечьте маленького ездока полной экипировкой.

На голову стоит надеть шлем или специальную каску, как у профессиональных велосипедистов, а на руки и ноги - защитный набор из наколенников и налокотников.

  • Выбирая экипировку, исходите не только из ее красоты или предпочтений по цвету.

Обязательно измерьте окружность головы ребенка перед покупкой шлема, чтобы подобрать его по размеру, проверьте также, регулируется ли он, есть ли в модели козырек, нормальная ли у него воздухопроницаемость, насколько он легкий и удобный для малыша.

  • Наколенники и налокотники.

Они также должны подходить ребенку по размеру и быть сделанными из легкого качественного материала.

  • Иногда рекомендуется еще надевать и перчатки с обрезанными пальцами.

Это необходимо, чтобы защитить ладони и кисти рук.

  • Обратите внимание на обувь, подходящую для обучения и катания.

Ее подошва должна быть достаточно широкой, чтобы обеспечить «сцепление» с педалями, также проверьте, крепко ли обувь обхватывает ногу малыша. Не стоит учиться ездить босиком или в босоножках, так как при соскальзывании ступни ребенок больно ударится пальцами.

  • Сам транспорт не может быть куплен на вырост.

Если малыш даже не достает ногами до земли, то он будет просто бояться ездить, поэтому и модель, и размер велосипеда должны полностью соответствовать возрасту вашего ребенка.

  • Подготовьте велосипед для малыша.

Отрегулируйте по нему, его росту, сидение и руль.

  • Обязательно расскажите ребенку о возможных опасностях дороги.

Проведите с ним несколько уроков с правилами безопасного поведения на дороге, покажите, где можно ездить велосипедистам, познакомьте с дорожными знаками и светофором.

Со временем малыш научится не только ехать, крутя педали и смотря вперед, но и сможет оглядываться по сторонам, будет видеть свою цель и знать, как проложить до нее правильный маршрут, сумеет одновременно следить за тем, что его окружает: другие велосипедисты, предметы, деревья, животные или люди на пути, машины и т. д.

Что должен освоить ребенок в процессе обучения?

Давайте выделим основные навыки, которыми ребенку необходимо овладеть, чтобы действительно уверенно себя чувствовать на велосипеде.

Побеждаем страх неудачи и падения

Этот психологический момент является очень важным, поэтому не стоит его недооценивать.

Ни в коем случае не заставляйте малыша кататься и не пытайтесь учить его против желания. Так точно ничего не выйдет.

  • Лучшая мотивация для ребенка - ваш собственный пример, ведь только глядя на любимого папу или маму, которые легко и красиво ездят на велосипеде, дети могут понять, как это здорово и весело, а значит, захотят и сами научиться так кататься.
  • Будьте готовы к тому, что ребенок может бояться. Это совершенно нормально, тем более, если вы тоже боитесь или переживаете за него, воспринимая каждую неудачу или падение, как огромную трагедию.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми - дайте ему совершить свои собственные ошибки и обрести определенный опыт.
  • Разумная осторожность, ваше присутствие и защита помогут малышу чувствовать себя в безопасности - поддерживайте его и ободряйте, пусть ребенок знает, что вы верите в него и гордитесь его успехами.

Держим руль и равновесие

Умение держать руль появляется одним из первых. Уже при управлении первым маленьким трехколесным велосипедом ребенок понимает, что поедет в ту сторону, в которую повернет руль.

Некоторые мастера советуют для овладения этим навыком сначала дать малышу просто везти велосипед, держа его за седло. Транспорт при этом будет покачиваться в одну и другую сторону, пока в какой-то момент не начнет заваливаться.

Чтобы выровнять его и не дать упасть, ребенок интуитивно начинает поворачивать велосипед наклоном в противоположную сторону. Так у него вырабатывается умение удерживать баланс и равновесие.

Через некоторое время можно учиться рулить, становясь на подставку трехколесного или одну педаль двухколесного велосипеда, используя его, как самокат. Это поможет закрепить навык балансировки и позволит более полноценно овладеть рулем.

Крутим педали и тормозим

В самом начале обучения вы должны поставить ноги малыша на педали и показать ему в движении, как нужно их крутить.

На двухколесном велосипеде можно будет попробовать показать ребенку, как чувствовать транспорт:

  • стараться удержать равновесие, не двигаясь с места, оторвав от земли ноги и держа их в воздухе;
  • кататься на велосипеде, просто отталкиваясь от земли ногами и опираясь на них, без использования педалей;
  • отрабатывать посадку на транспорт и его остановку - покажите ребенку, как перекидывать ногу через сидение и аккуратно садиться на велосипед, а после остановки правильно с него слезть, слегка наклонив на себя и опираясь ногой о землю;
  • не забудьте о правильном торможении - малыш должен знать, что может остановиться, когда начнет вращать педали в обратную сторону, так как у большинства велосипедов есть ножной тормоз, отработайте с ребенком этот навык и проследите, чтобы после торможения он сразу опускал ногу на землю.

Чтобы дети быстрее осваивались, пробуйте с ними осуществлять различные маневры, придумывайте интересные маршруты, объезжайте препятствия и т. д.

Как быстро научить езде на велосипеде: основные методики

Если вы хотите сразу обучить малыша кататься на двухколесном велосипеде без использования страховочных колес, то вам может помочь поэтапная методика, благодаря которой ребенок быстро научиться держать равновесие, будет легко балансировать и освоит остальные необходимые ему навыки.

  • Осваиваем умение выставлять ногу.

Для этого учим малыша залезать на транспорт и слезать с него. Все, что нужно делать - просто производить наклоны велосипеда сначала в одну сторону, а потом в другую, чтобы ребенок ставил ножку на землю именно с той стороны, с которой есть наклон. Малыш должен понять, что выставив ногу и опираясь на нее, он удержит транспорт от падения.

  • Учимся держать равновесие.

Для чувства балансировки и равновесия покажите ребенку упражнения с велосипедом, описываемые ранее. Также можете предложить ему поставить ноги на педали, а когда транспорт начнет заваливаться, напомните, что нужно выставить в сторону наклона ногу. Поддержите и помогите, если возникла необходимость.

  • Используем тормоз.

Часто дети тормозят просто ногами по земле или даже соскакивают с сидения. Это крайне опасно. Покажите ребенку, как использовать ножной тормоз, а вот ручной ему пока что ни к чему.

  • Везите велосипед и просите, чтобы малыш затормозил.

Когда он нажимает на тормоз, отпускайте транспорт. Еще раз подчеркнем, что нужно следить, чтобы ребенок сразу же после торможения опирался ножкой о землю. Иногда рекомендуется даже снимать педали с транспорта и учиться балансировать и тормозить без них.

  • Крутим педали.

Держите велосипед за сидение, пока малыш учится крутить педали.

  • Ребенок едет сам, но с поддержкой.

Подталкивайте его на небольшое расстояние и ловите при торможении.

  • Ребенок едет сам и без поддержки.

Если вы видите, что ребенок уже достаточно уверенно управляется с транспортом, отпускайте его дальше, а сами просто находитесь рядом, чтобы успеть подстраховать в крайнем случае.

Ранбайк как спасательный круг

Второй метод обучения утверждает, что процесс может быть гораздо быстрее и проще, если воспользоваться сначала ранбайком.

Ранбайк или, так называемый, беговел - это усовершенствованный вариант давнишних игрушек-лошадок и других качалок. Внешне он выглядит, как отличный транспорт, и похож на велосипед: у ранбайка в наличии есть полноценный руль, сидение, два колеса, но нет педалей, поэтому малышу придется отталкиваться ногами от пола, чтобы ехать.

С помощью ранбайка дети очень быстро осваивают основы управления велосипедом, развивают чувство равновесия и учатся рулить. При смене транспорта на двухколесный серьезный велосипед без страховочных колес вам останется только обучить ребенка крутить педали.

Вот как вы можете это сделать, потратив минимум времени и усилий:

  • Возьмите велосипед и открутите в нем одну педаль.
  • Опустите сидение транспорта так, чтобы малыш мог достать ножками до пола.
  • Покажите ребенку, как ехать на велосипеде, словно на самокате, отталкивая одной ногой, а вторую держа на оставшейся педали. Обеими руками при этом следует держаться за руль, сохраняя равновесие.
  • Объясните ребенку принципы торможения, используя все ту же единственную педаль.
  • Оставьте сидение на том же уровне, но прикрутите вторую педаль обратно. Отправьтесь с ребенком на велодорожку с небольшим уклоном.
  • Съезжая с горки, малыш рефлекторно должен понять, что необходимо ставить ноги на педали и крутить их.
  • Поскольку держать равновесие и управлять рулем ребенок уже умеет благодаря ранбайку, на закрепление навыка кручения педалей уйдет совсем мало времени.
  • Когда малыш будет уверенно крутить педали, можете приподнимать сидение до нужного уровня.

Выставляем правильно высоту сидения и руля

Безопасность езды ребенка напрямую зависит от того, насколько правильно он сидит на велосипеде, поэтому вы должны не только подобрать для него подходящий транспорт, но и правильно отрегулировать его детали:

  • проверьте, чтобы тормоза хорошо работали, а шины велосипеда были в отличном состоянии;
  • лучше, если у детского велосипеда наклонная рама;
  • сидение необходимо выставить так, чтобы ребенку было удобно крутить педали, тормозить и ехать - отрегулируйте его высоту таким образом и ноги во время педалирования не будут полностью выпрямляться, а когда педали находятся в нижней части хода, то в коленных суставах останется небольшой изгиб - именно такое положение будет правильным;
  • оптимальное расстояние до верхней трубки рамы от промежности ребенка, который стоит на земле - минимум пять сантиметров для велосипедов со стандартной рамой и восемь сантиметров - для транспорта с наклонной рамой;
  • ребенок не должен тянуться к рукояткам руля, пытаясь его достать, также плохо, если он сильно наклоняет корпус вперед - в этом случае либо поднимите руль, либо опустите ниже седло;
  • корректируйте рулевую систему и высоту сидения по мере роста ребенка - если у него неестественно сгибается спина, значит, неправильно выставлена высота, если он касается коленками рулевого аппарата, то неверно отрегулирован его наклон;
  • сидя на сидение, ребенок должен доставать до земли хотя бы ступнями обеих ног.

Обучение езде на велосипеде - не то, чтобы слишком сложный процесс, но будьте готовы к тому, что он потребует и времени, и сил. Будьте терпеливы и не подгоняйте ребенка - вспомните, что и у вас тоже не сразу все получалось. Постарайтесь помочь малышу преодолеть и страх, и неудачи, чтобы в скором времени катание на велосипеде стало его любимым занятием, дарящим море впечатлений, положительных эмоций и пользы.


Каждая из нас может вспомнить крошечный трехколесный велосипед, на который невозможно было смотреть без умиления даже в годы нашего беззаботного детства. И вот, повзрослев и став мамами, мы вновь возвращаемся к этой теме – но уже для того, чтобы выбрать детский велосипед своему малышу.

Как правильно выбирать детский велосипед? На что стоит обращать внимание в магазине, по каким признакам выделить лучший из многих? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Трехколесные велосипеды бывают разными. В первую очередь стоит обратить внимание на то, из какого материала он сделан: пластиковые велосипеды, особенно производства КНР, быстро ломаются, поэтому лучше, если хотя бы рама будет выполнена из стальных труб.

Покрутите велосипед за руль, покачайте: насколько он устойчив? Маленькие дети мало думают о безопасности, так что падения с неустойчивого велосипеда практически неизбежны.

Обратите внимание на колеса: они бывают металлическими, пластиковыми – тут выбирайте на свой вкус. Качественный пластик достаточно надежен, к тому же, обилие пластиковых элементов делает велосипед легким, что очень важно тогда, когда ребенок только осваивает езду. Обратите внимание на шинку: есть ли она вообще? Лучше, если колесо имеет надувную шину или шинку из вспененной резины – транспорт на таких колесах ездит бесшумно, к тому же резина дает небольшую амортизацию. В некоторых моделях на пластиковое колесо при помощи клея крепится резиновая полоска – такие колеса, как правило, ненадежны: резиновая накладка быстро отлетает, и колесо остается «голым». Некоторые модели (например, российский «Малыш») имеют довольно узкую шинку, что также влияет на устойчивость велосипеда. Для детей от 1 до 3 лет все же лучше, чтобы колеса были пошире.

Обратите внимание и на сиденье: чаще всего оно выполнено в виде стульчика со спинкой. Тем не менее, встречаются модели со «взрослым» сиденьем треугольной формы. Малышам, которые еще не крутят педали, удобнее будет на стульчике, тем же, кому велосипед нужен для катания, скорее всего, удобнее покажется классический вариант. Сиденье должно располагаться по отношению к рулю и педалям на таком расстоянии, чтобы подросший малыш без особого труда сумел их крутить (педали должны легко вращаться при небольшом усилии). При сильных поворотах руля велосипед не должен заваливаться набок.

Если ребенку меньше 2 лет, имеет смысл покупать велосипед с ограничителем вокруг сиденья (бампером). В противном случае ваш малыш может просто встать и выйти с трехколесного транспорта в самый неподходящий момент (например, на дороге). Для совсем маленьких детей велосипеды бывают снабжены тряпичным «памперсом», что довольно удобно (дополнительная фиксация). Кроме того, большинство велосипедов сконструированы таким образом, что дети, не достигшие роста в 85-90 см, просто не дотягиваются до педалей. Поэтому для самых маленьких в большинстве моделей имеется поддон для ножек, либо специальные выступы, куда можно поставить ступни. Кроме того, некоторые модели имеют функцию фиксации педалей. В фиксированном положении педали также могут выполнять роль подножки.


Интересную задумку воплотили некоторые известные бренды создав велоколяску. Такой велосипед рассчитан на детей от 10 и даже от 6 месяцев. Для самых маленьких он оборудован удобным мягким сиденьем с откидной спинкой, поддоном для ножек, ремнями безопасности, бампером и трусиками. Правда, привлеченные обилием функций и умением чудо-устройства трансформироваться в велосипед для более старших детей, мамочки должны понимать: если вам не нужна вторая коляска, скорее всего, данный велосипед в такой его модификации окажется бесполезен. Возить ребенка в хорошей коляске с продуманной амортизацией и поворотными колесами намного удобнее.


Кроме того, обратите внимание, есть ли в велосипеде ручка для мамы, поворачивает ли эта ручка руль велосипеда? Велосипед без такой ручки довольно неудобен: 1-2-летний ребенок ведет себя на своем детском транспорте очень непредсказуемо, а везти его в песочницу или на детскую площадку в коляске, второй рукой толкая велосипед за руль, мягко говоря, неудобно. Хочется обратить внимание мамочек также и на то, что поднимать и наклонять велосипед за ручку для родителей не стоит. Используя ручку для мамы в качестве рычага, вы рискуете сломать ее, либо оборвать тросик, связывающий ручку с рулем.


Наконец, при покупке велосипеда обратите внимание на наличие панели с музыкой и игрушками. Малыши очень любят, когда все сверкает, мигает и поет, так что наверняка придут в восторг от такого аксессуара. Да и маме оборудованный игровой панелью велосипед может очень помочь: занятый изучением кнопочек и игрушек, малыш не будет пытаться выбраться из своего транспорта и даст родителям без приключений дойти до детской площадки.

Многие модели оборудуются козырьком от солнца и дождя. Такой козырек скорее всего не даст промокнуть насквозь под ливнем. А вот от солнечным лучей он спасает мало. В целом же большинство родителей отмечают, что своей функции козырек, как правило, не выполняет, поэтому многие просто снимают его, тем самым уменьшая вес велосипеда и улучшая обзор маме.

Еще очень удобно, когда велосипед оборудован как минимум одной (обычно располагающейся между задними колесами), либо, лучше, двумя корзинами (вторая крепится к рулю). В большой корзине можно возить игрушки и даже небольшие покупки. Передняя «рулевая» корзинка, как правило, используется для детских игрушек: малыш сам достает и кладет туда куклы и машинки в процессе поездки.

Некоторые модели имеют функцию «роста» вместе с ребенком: можно регулировать расположение сиденья на раме и высоту руля, что очень удобно. Правда, и стоят такие агрегаты существенно дороже. Еще удобной может оказаться функция телескопической ручки для мамы (ручка регулируется по высоте). Также неплохо, если в комплект к велосипеду идет сумочка для хранения детских принадлежностей (памперсов, бутылочек, салфеток).

Таким образом, резюмируя все написанное выше, можно в нескольких словах охарактеризовать, как правильно выбрать детский трехколесный велосипед: покупайте легкий, устойчивый транспорт, имеющий резиновые шины, управляющую ручку для мамы, ограничитель вокруг сиденья и поддон или подножку для ступней ребенка.

Детский трехколесный велосипед не только приносит радость каждому малышу, но и способствует развитию ловкости и координации движений, развивает мышцы рук и ног, учит смелости и уверенности. Помогает научиться быстро ориентироваться в ситуации. Скорость и движение, которые дает малышу трехколесный велосипед, помогают ему открывать окружающий мир, получая новую информацию. Весной, вопрос о покупке детского трехколесного велосипеда как никогда актуален. Как выбрать первый велосипед?

День за днем ваш малыш растет и развивается и вот коляска перестает его интересовать. Самое время задуматься о «железном коне» - велосипеде.

Уже с годовалого возраста можно сажать малыша на трехколесный велосипед с ручкой для управления взрослым. Желательно, чтобы ребенок доставал до педалей этого велосипеда.

В настоящее время на рынке существует огромное количество моделей трехколесных велосипедов. Производители стараются изо всех сил, чтобы именно их модель понравилась вам и вашему малышу. Сейчас можно найти детские трехколесные велосипеды, оформленные под мотоцикл, велосипеды со всевозможными фарами, музыкальными пультами, мордочками животных, с подставкой для ног сзади, чтобы малыш мог покатать с собой друга. Есть модели с креплением для бутылочки с водой, с тентом и так далее и тому подобное. Узнайте при покупке, можно ли снять всю эту красоту, чтобы, когда малыш немного подрастет, убрав заднюю ручку, пищалки подножки и тому подобное у вас получился обычный трехколесный велосипед.

Первый велосипед вашего малыша должен быть невысоким и устойчивым. Для самых маленьких гонщиков покупайте детский велосипед с длинной ручкой. Это сбережет вам спину, так как в возрасте полутора-двух лет велосипед лишь замена прогулочной коляске. Ребенок навряд ли сможет в этом возрасте крутить педали и в то же время ловко крутить рулем, управляя велосипедом.

Ручка у велосипеда бывает как для одной руки - маленькой и узкой, так и для двух - широкой. Маленькая ручка не очень удобна, особенно, если ребенок постарше и сам пытается управлять велосипедом. Вам доставит немалых усилий развернуть маленького гонщика в ту сторону, которую надо вам. Поэтому большая ручка, за которую можно взяться двумя руками, просто необходима для первого велосипеда.

Обратите внимание при покупке детского велосипеда: съемная ручка или нет. Часто бывает, что съемная ручка расшатывается и слетает. Однако съемная ручка хороша в отдаленной перспективе, так как подросший малыш будет ездить на велосипеде без ручки как на обычном трехколесном.

Трехколесный или четырехколесный велосипед?

Трехколесные велосипеды покупают малышу в возрасте двух лет. У этих велосипедов есть неприятная особенность - на большой скорости, разворачиваясь, велосипед кренится и заваливается на бок. Вам нужно подготовить ребенка, научить его как не упасть, либо упасть правильно, без последствий.

Четырехколесный детский велосипед - это уже более серьезный и взрослый выбор. Колеса у четырехколесного велосипеда гораздо больше. Ребенок способен развить на нем достаточно приличную скорость. Так что выбирая четырехколесный велосипед обратите внимание, чтобы он был из прочного материала. Особое внимание уделите тормозу. Лучше, если он будет ножной. Если тормоз на велосипеде ручной, убедитесь, что ход ручки достаточно мягкий и вашему малышу хватит сил нажать ее.

Цепь на четырехколесном детском велосипеде закрыта крышкой и это обязательное правило для детских моделей. Крышка сбережет штанишки и ноги ребенка от попадания в цепь. Задние дополнительные колеса на четырехколесном велосипеде легко снимаются и, если ваш малыш активный и подвижный, хорошо сохраняет равновесие при прыжках, любит качаться на качелях, то уже в возрасте 4-х лет его можно спокойно пересаживать на двухколесный велосипед.

Основные моменты, на которые надо обратить внимание при покупке первого велосипеда:

Колеса

Велосипед с резиновыми колесами способен развить достаточно большую скорость, маленький ребенок может не справиться с управлением. Таким образом, для ребенка от года, безопаснее приобрести детский трехколесный велосипед с пластмассовыми колесами. Однако пластмассовые колеса быстро стираются на асфальте.

Педали

Педали должны крутиться легко и без усилия. Если ход педалей будет тугим, то научить малыша крутить их будет очень сложно. Бывает, что педали поставлены далеко и ребенку не достать до них. Велосипед надо выбирать под рост ребенка. Так же хорошей опцией для первого велосипеда является возможность фиксировать педали - они не будут крутиться, когда вы повезете малыша за ручку.

Сиденье

Сиденье у велосипеда может быть мягким или жестким. Для самых маленьких детишек и для первого велосипеда подойдет модель с широким твердым плоским сиденьем в виде стульчика. При выборе велосипеда запомните простое правило: нога ребенка должна быть почти выпрямлена в нижней точке педали.

Руль

Малыш должен спокойно держать руль вытянутой рукой даже при самом большом угле поворота. Остерегайтесь моделей, где руль может быть повернут на 90 градусов. В этом случае при падении или при столкновении с препятствием ручка руля, находящаяся на уровне живота ребенка, может нанести травму.

Багажник

Существуют модели детских трехколесных велосипедов с багажником для игрушек, с корзиной, с откидывающимся багажником, с багажником-ковшом. Малышу наверняка понравится не только кататься на велосипеде, но и загружать и выгружать песок или игрушки из багажника.

Ваш малыш подрос и ему не сидится в прогулочной коляске? Но и топать озорными ножками в строго определенном направлении он просто не в состоянии? Вы в растерянности - как же добраться до ближайшего парка или магазина?

Нет ничего невозможного. У каждой мамы существует замечательный помощник - трехколесный велосипед.

Кроме того, что малыш с удовольствием сидит на нем и направляется туда, куда нужно маме, он получает массу всяких полезностей от езды:

  • укрепляет мышцы, развивает координацию движений и выносливость;
  • тренирует вестибулярный аппарат;
  • укрепляет иммунитет и улучшает кровообращение;
  • тренирует зрительные мышцы (часто смотрит вдаль);
  • повышает жизненный тонус и настроение.

Ребенок на велосипеде - уже не пассивный пассажир прогулочной коляски. Он даже на самом первом своем транспорте пытается управлять им, активно работая ногами и руками, чувствует свою самостоятельность и переживает массу положительных эмоций.

Но, чтобы получить все эти полезности, нужно правильно выбрать детское транспортное средство.

На что в первую очередь нужно обратить внимание

Прежде всего, определитесь с моделью. Она должна соответствовать возрасту ребенка:

  • для малыша одного-двух лет нужна пока велоколяска. Она имеет ручку для управления взрослым человеком. Ребенок, чаще всего, в ней только учится нажимать на педали, крутить рулем, нажимает на звонок и на кнопки звуковой панели;
  • для ребенка от двух до четырех лет потребуется купить детский велосипед трехколесный в классическом варианте. На нем дети вполне самостоятельно крутят педали и катаются «с ветерком». Для детей двух-четырех лет можно использовать и модели, совмещающие первый и второй вид.

Второй очень важный момент - модель должна подбираться под рост ребенка. Посадите его на сиденье. Выпрямленная ножка должна всей ступней стоять на педали в ее крайнем нижнем положении. Теперь поднимите педаль в крайнее верхнее положение и поставьте на нее ступню малыша. При этом колено не должно доставать до руля.

На что еще обратить внимание при покупке детского трехколесного велосипеда

  1. Цена. Мы привыкли к тому, что, чем выше цена, тем лучше качество. Но так бывает не всегда. Часто за высокую стоимость нам предлагают далеко не лучшие модели. Конечно, по совсем низким ценам невозможно купить трехколесный детский велосипед, который верно прослужит ребенку, пока он не вырастет из него. Но это не значит, что невозможно купить качественный детский трехколесный велосипед недорого.
  2. Устойчивость. Обратите внимание на колеса детского транспорта. Они должны быть широкими и устойчивыми. Проверьте центр тяжести. Он не должен быть завышен. Посмотрите, есть ли на руле ограничитель поворота. Его отсутствие может обернуться аварией - машина при резком повороте может завалиться на бок.
  3. Вес. На легком велосипеде гораздо легче научиться кататься. Его проще затащить в лифт или поднять на этаж. Но самые легкие пластиковые модели очень ненадежны. Лучший вариант, когда детали, которые испытывают самые большие нагрузки, выполнены из небольшого диаметра полых металлических трубок.
  4. Колеса. Они должны быть выполнены из резины или из мягкого пластика. Они не будут греметь, как пластмассовые и обеспечат хорошую амортизацию. Отлично, если колеса и педали будут снабжены антискользящим покрытием.
  5. Фиксация в седле. В возрасте 2-4 лет малышу понадобится фиксация. Он может устать или задремать в седле. Тут-то и пригодятся матерчатые штаны, страховочный ободок в велоколяске и ремни безопасности.
  6. Ручка. Если вы решили купить трехколесный велосипед с ручкой, обратите внимание на ее длину и механизм работы. Длина должна соответствовать росту того человека, который будет гулять с ребенком. По механизму работы есть ручки, которые поворачивают переднее колесо. Но в некоторых велосипедах переднее колесо закрепляется только в положении «прямо», а ручкой транспортное средство толкается вперед.
  7. Тормоза. Для маленького человека слишком сложно четко контролировать свои действия в экстремальных ситуациях. Поэтому велосипеды для малышей, как правило, обходятся без ручного тормоза. Малыш может растеряться и в опасный момент слишком сильно нажать на тормоз при достаточно высокой скорости и перевернуться через руль. Если он не достаточно сильно нажмет на тормоз, торможения не будет. Ребенок и в этом случае попадет в опасную ситуацию, если по той же дороге идет машина. Поэтому главный тормоз детского велосипеда - ножной.
  8. Дополнительные аксессуары. Малыш будет рад, если у него появится возможность нажать на клаксон и посигналить всем вокруг, включить музыку и зажечь огоньки на панели. Проверьте, все ли эти аксессуары в исправном состоянии.

Теперь вы можете смело отправляться за покупкой в наш интернет-магазин, где вам будет предложен самый широкий ассортимент первого детского транспорта - трехколесных велосипедов.