Педальный велосипед. Стандарты осей втулок велосипеда


Ты заходишь в магазин и видишь перед собой огромный выбор педалей. Разные цвета, форма, вес и назначение. В чём отличие? Что выбрать? Что лучше подойдёт лично для тебя и для твоего стиля езды? Мы расскажем тебе, «ху из ху» в мире педалей...

На первый взгляд, в педалях нет ничего сложного, но в них есть много того, что скрыто от взора байкера. В самом простом случае — это пластиковый корпус, обрамлённый стальной рамкой (самые дешёвые и недолговечные педали). Более продвинутая модель — педали-платформы. Они служат площадкой для ноги, которая находится над осью, а та, в свою очередь, соединяется с шатуном.

Между корпусом педали и осью находятся различные типы подшипников, которые и позволяют педали вращаться. Звучит и впрямь просто, но добиться того, чтобы платформа была хорошая, стабильная, с достаточным сцеплением, которая будет прочной и долговечной в условиях серьёзных нагрузок современного байка — всё это не так-то легко. Добавим к этому систему встёгивания в педаль, где к основанию велотуфель прикручена маленькая железячка (имя ей — шип). Она защёлкивается в крепёжной системе педали.

Как видишь, педали не так просты, как тебе могло показаться поначалу...

Можешь не верить, но...

Впервые педали были изобретены в начале 1860-х. Более точное время пока не установлено, но хватит и того, что самые первые педали были ни чем иным, как деревянным штырём, являющимся частью шатуна, а шатун был непосредственно приделан к втулке переднего колеса, как на фото внизу. Благодаря чему велосипедист мог поворачивать шатун, и, соответственно, колесо при помощи своих ног, заставляя велосипед двигаться вперёд.

Перенесёмся из прошлого в наши дни, и увидим корпуса педалей из карбонового волокна, титановые оси с керамическими подшипниками. Различные материалы, но не слишком большая разница в весе (деревянный штырь весил не слишком много), и цель осталась всё той же — передать усилие ноги на шатун. Прежде всего, тебе нужна ось с резьбой на одном конце, который вкручивается в шатун. Резьба на педалях бывает двух видов: 9/16 и 1/2 дюйма (педали на маунтинбайках идут под 9/16 дюйма).

На правой педали обычная правая резьба, на левой — обратная (так что правая педаль закручивается по часовой стрелке, а выкручивается против часовой; левая педаль закручивается против часовой стрелки, а выкручивается по часовой (запомни это, поскольку если перепутать, то при выкручивании можно затянуть ось педали так, что её потом придется спиливать или высверливать!). Благодаря этому, во время педалирования ось педали закручивается в шатуне, этот процесс называется прецессией (совместное движение двух осей в разные стороны — сложное объяснение, но что делать...). Мы смогли бы обойтись без левосторонней резьбы на педалях, если бы крепёж педали на шатуне не был прямым, как это происходит сейчас. Если бы он был сужающимся к концу или коническим, как на крепёжных болтах автомобильных колёс, то левосторонняя резьба была бы не нужна.

Подшипники к бою

Когда ось вкручена в шатун, требуется какая-то опора между осью педали и корпусом, на который ты ставишь свою ногу. При этом опора должна обеспечивать максимально тихое, ровное и свободное кручение корпуса педали вокруг оси. Типы подшипников могут быть самыми разными — от простых насыпных подшипников (с конусом на оси и чашкой в корпусе педали, где шарики помещаются между чашкой и конусом) до готовых картриджных подшипников (или промышленных, как принято называть их в велоиндустрии).

На самом деле вид подшипника не столь сказывается на сроке службы, если он достаточно прочный, лёгок в уходе и к нему есть запчасти.

Если вопрос веса критичен, то маленькие подшипники будут легче, но они выдержат меньшую нагрузку за определённый отрезок времени и поэтому износятся быстрее. Этот баланс между функциональностью и весом типичен для любых хай-энд компонентов, и бывает очень сложно найти компромисс, который удовлетворил бы тебя по всем параметрам, включая цену.


Так, теперь всё, что нам осталось, это поставить корпус педали. Он должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить опору для ноги любого размера с просторным местом внутри для оси и подшипников. Прямоугольный кусок металла отлично справляется с этой ролью, но как ты видишь по многочисленным моделям педалей, существует куча способов, чтобы разнообразить этот процесс. И как обычно получается — одни модели работают хорошо, другие сносно, а к некоторым лучше не приближаться...

ТИПЫ ПЕДАЛЕЙ


ПЛАТФОРМЫ

Это педали в виде довольно простой площадки, на которой, собственно, ты и стоишь. Самые лучшие модели выпускаются разного размера и веса, вогнутой формы и с определенным числом шипов, чтобы обеспечить сцепление с подошвой обуви. Shimano отличилась выпуском классической конструкции — модель Shimano DX для ВМХ. Самая удачная модель на сегодня — это действительно отличные педали V8 или V12 от DMR. Главное преимущество педалей-платформ в том, что на них можно катать практически в любой обуви — от дамских туфелек и до кирзовых сапог — они будут прекрасно держать ногу. Также они крайне удобны в экстремальных дисциплинах при выполнении трюков — ведь у тебя не всегда есть время посмотреть вниз и сказать: «Ух, йоо... а где же мои педали?!». Как раз для таких случаев они и подходят лучше всего — катая на платформах, можно с одинаковой лёгкостью как снять ногу, так и вернуть её обратно.


РАМКИ

В этих педалях используется алюминиевый корпус, к которому прикручивается металлическая рамка. У рамки имеются вырезанные зубья, и эти зубья обеспечивают сцепление с подошвой обуви. Они не столь хорошо держат, как плоские педали-платформы с нужным количеством шипов, но это может быть хорошим решением, если платформа чересчур сильно держит для определённых стилей езды. Педали с рамками очень популярны среди триалистов и обеспечивают хорошую широкую опору, со сцеплением, позволяющим ноге немного двигаться на педали. При этом конструкция педали позволяет обойтись малым количеством металла (рамка и основа могут весить заметно меньше, нежели цельнофрезерованная платформа, что немаловажно для тех же триалистов).


КОНТАКТНЫЕ

Контактным педалям не требуются туклипсы (см. ниже), чтобы закрепить ногу. Маленький металлический шип, прикрученный к подошве велотуфли, вщёлкивается в специальный поворотный зажим, встроенный в корпус педали. Чтобы встегнуть туфлю, ты давишь ногой на педаль, и шип защёлкивается в поворотном механизме. Чтобы выстегнуть, ты поворачиваешь свою ногу в сторону (носком внутрь, пяткой — наружу), поворотный механизм открывается, и шип отсоединяется. Везде, от простых и дешёвых конструкций, до изящных и навороченных, используется этот принцип, хотя иногда механизм замка крепится к велотуфле, а шипом является корпус педали. Это позволяет делать очень красивые лёгкие педали, подходящие для выставочных байков, или продавать свои педали свихнувшимся на весе райдерам, у которых денег больше, чем здравого смысла.


ПЛАТФОРМЫ С КОНТАКТАМИ

Встречаются довольно редко, но крайне функциональны, позволяя использовать преимущества и тех, и других. Бывают под стандарт и Shimano, и Time/Crank Brothers, что позволит тебе найти именно то, что нужно тебе. Главная фишка этих педалей в том, что ты можешь использовать их для простых покатушек с обычной обувью, но стоит одеть велотуфли, и платформы чудесным образом превращаются в контакты, что может очень помочь на сложных трассах и спусках. Замок может крепиться как на одной, так и на двух сторонах педали — здесь тоже есть свобода выбора.


ТУКЛИПСЫ И РЕМНИ

До того, как контактные педали стали популярными, на маунтинбайки обычно ставили традиционные рамочные педали с туклипсами и ремешками. Туклипса — это клеть, которая служит продолжением переда педали, сделанная такой формы, чтобы велотуфля входила в неё. Затем ещё есть ремни, идущие под педалью и над туклипсой, которые затягиваются для прочной фиксации туфли в педали. В наши дни это стало редкостью и не слишком практично для применения на маунтинбайке, хотя используется для крепежа оборудования, например, для фиксации байка на велостеллаже.

Важно помнить о педалях

1. Непросто запомнить, в какую сторону надо крутить ось педали, чтобы выкрутить её из шатуна. Просто запомни, что с какой бы стороны байка ты ни был, поставь и шатун, и гаечный ключ на «12 часов», и жми на ключ вниз и по направлению к заднице байка.

2. Не ко всем педалям подходит ключ на 15 мм. Shimano и Time делают педали без упоров для рожковых ключей, вместо этого для их установки и снятия нужен шестигранник на 6 мм. В педалях Crank Brothers Egg Beaters используется шестигранник на 8 мм. Проверь свои педали и убедись, что у тебя есть нужный для них инструмент. (Особенно, отправляясь с байком за границу).

3. Постарайся не пользоваться разводным и газовым ключами, поскольку ты ими только покалечишь педали.

4. Жизнь педалей незавидна, им уделяют мало тепла и ласки. Сегодня же устрой им банный день с тёплой мыльной водой, и затем напои их жидкой смазкой. Но лучше разобрать педаль, вынуть ось, протереть всё тряпочкой и запихнуть внутрь побольше густой смазки — так ты избавишься от неприятных звуков.

Стандарты контактных педалей

Возможно, любители простых периодических велопокатушек не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.

Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены. В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.

Каретка — это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость — стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки — это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не в ходу.

В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

Типы кареточных узлов:

  • картриджные (одноразовые);
  • разборные, которые подлежат ремонту.

К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.

Определение неисправности

О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

Снятие каретки: делаем правильно!

Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

  • Шатунная выжимка.
  • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
  • Плоская отвертка.
  • Небольшой молоток.
  • Съемник каретки для извлечения из стакана.

Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота — лучший помощник в ремонте. Доказано!

С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки — ослабление), а на правой — левая (против ЧС — затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

Следующий этап — снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.

Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.

И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки — вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

Смазка и сборка каретки

При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему. Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу. Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное — это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

  1. Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
  2. Обработка винта резьбовым фиксатором.
  3. Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ — резьба не сорвется.
  4. Вставка заглушек.

Велосипед — крайне неустойчивый агрегат, поэтому при проведении любых ремонтных работ его необходимо тщательно зафиксировать. Рама не будет болтаться туда-сюда, что исключит риск падения велосипеда на ноги или руки.

Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.

Старый "французский" стандарт резьбы - М14×1,25мм (14 мм × 1.25 мм). Именно этот стандарт использовался при производстве велосипедов в Советском Союзе.

Теперь самое интересно: что произойдёт при смешении стандартов ?

Действительно, 9/16 дюйма и 1/2 очень близки, собственно, как и М14 т.ч. без должного опыта на глаз не сразу и отличишь. Но при попытке вкрутить всё быстро становится на свои места.

Педаль 1/2" можно вкрутить только в шатун 1/2". В шатунах других стандартов будет болтаться касаясь лишь краешков резьбы.

Современную педаль 9/16" в шатуны старого советского велосипеда (шоссейные и дорожные ХВЗ, Украина, Аист, Урал, Орлёнок, Кама, ...) вкрутить нельзя ! Разница в размерах кажется незначительной: 14.28 x 1.27 мм - 14 мм x 1.25 мм, но уже является критической обеспечивая несовместимость. Плюс разница в высоте резьбы. (Вообще говоря, с помощью разводного ключа, масла и какой-то матери умельцам удаётся прикрутить, но лучше так не делать. При этом безвозвратно портится старая резьба, а новая оказывается слишком тонкой, чтобы можно было считать её надёжной для сколь бы то ни было длинных поездок.)

При этом педаль с советского велосипеда можно поставить в современный шатун без особых последствий. За счёт её чуть меньшего диаметра серьёзных проблем с закручиванием быть не должно, хотя и держаться будет чуть хуже, чем "родная" для современного шатуна. Да и нарезать новую резьбу в алюминиевом шатуне много проще, чем в старом стальном. Возможно, для последних нескольких витков разводной ключ всё-таки понадобится.

Некоторую поправку в эту стройную историю стандартов вносит точность китайского изготовления недорогих комплектующих. На то они и недорогие, что в резьбе может оказаться стружка, глубина не соответствовать стандарту или присутствовать ещё какой нежданчик. Также и "брендовые" производители вполне могут допускать брак при производстве. Хотя возможен и обратный эффект - новые китайские педали вдруг идеально встанут в советские шатуны или заменив старую каретку на клиньях на новую каретку под квадрат вы спокойно сможете поставить свои старые педали. Тут как повезёт.

Рассказываем на что смотреть при выборе, какие плюсы у насыпных подшипников и что вообще интересного бывает в педалях.

Педаль - точка контакта райдера и всей трансмиссии велосипеда. На ось педалей приходится основное давление при приземлении и именно педали (после грипс) изнашиваются в BMX быстрее всего.

Педаль состоит из 3х элементов: корпуса, оси и подшипников на которых педаль вращается вокруг оси.

Корпус: основная часть педали велосипеда. В BMX используют широкую плоскую платформу с шипами. Корпусы отличаются материалами: метал и пластик.

Металлические педали - обычно из алюминия (существует более дорогой, но легкий магниевый сплав). Всегда поставляются с металлическими шипами, как правило, со сменными.

Плюсы: Дольше служат, чем пластиковые; Лучше сцепление (особенно во влажную погоду); Лучше переносят гринды;

Минусы: Тяжелее и дороже пластиковых;

Пластиковые педали - корпус изготавливается из композита. Больше распространены в BMX, из-за дешевизны и малого веса.

У некоторых пластиковых педалей сменный корпус, что при истирании избавляет от необходимости выкидывать еще рабочую ось. Отдельные модели пластиковых педалей обзавелись съемными металлическими шипами, что решает проблему плохого сцепления во влажных условиях. У простых педалей шипы пластиковые и представляют собой единый элемент с платформой.

Плюсы: Дешевизна; Меньший, по сравнению с металлическими, вес; Наличие сменных платформ экономит при замене педалей;

Минусы: Быстрее стираются (особенно при гриндах); Плохое сцепление с подошвой (не столь важно при наличии металлических шипов).

Ось: кроме детских велосипедов и педалей для шатунов типа “кочерга”, толщина оси педалей - 9/16”. Это упрощает подбор, сводя его к выбору предпочтительной по вкусу модели, без ограничения совместимости. Как и корпуса педалей, оси отличаются друг от друга материалами изготовления.

Стальная ось - самый дешевый тип оси. Встречаются на самых дешевых комплитах или в розницу в непрофильных магазинах (оси доступных в розницу педалей BMX брендов не изготавливаются из обычной стали).

Плюсы : Дешевизна;

Минусы : Низкая прочность.

Хромомолибденовая ось - самый распространенный вариант осей. Из-за прочности и относительно небольшого веса хромоля, такой тип уверенно держит пальму первенства среди остальных материалов.

Плюсы : Сравнительная дешевизна; Большая прочность;

Титановая ось - самый легкий из существующих материалов для оси. Из-за дороговизны и довольно короткого срока жизни BMX педалей встречается крайне редко, в основном, у велофетишистов.

Плюсы : Самый маленький вес из всех вариантов;

Минусы : Очень высокая цена.

Подшипники - то, благодаря чему и крутятся педали на оси. В осях используются насыпные, промышленные (закрытые), игольчатые и полимерные подшипники скольжения.

Насыпные подшипники (конус-чашка) - набор шариков, катящихся по чашке подшипника. Шарики прижимает к чашке конусная гайка, от которой и произошло одно из названий. Самый простой и дешевый вариант.

Плюсы : Дешивизна; Возможность переборки и регулировки в процессе износа;

Минусы : Необходимость тщательного ухода; Меньшая грязе- и влагозащищенность.

Промышленный шариковый подшипник - это неразборный узел из двух колец, между которыми катятся шарики. Промподшипник запрессовывается в свое посадочное место и меняется при необходимости.

Плюсы : Не требуется регулировка; Большая защита от воздействий окружающей среды;

Минусы : Большая, по сравнению с насыпными подшипниками, цена; В случае дефекта меняется весь подшипник;

Оба вида шариковых подшипников могут оснащаться сепаратором, который создаёт интервал между шариками и удерживает их от высыпания.

Игольчатый подшипник - роликоподшипник с цилиндрическими роликами малого диаметра, которые при этом имеют значительную длину по отношению к их диаметру (грубо - вместо шариков используются цилиндры). Такие подшипники все чаще можно встретить на педалях разных производителей (Fly Ruben, Cult и др). Эта конфигурация снимает нагрузку, чтобы подшипник дольше жил. В остальном, плюсы и минусы такие же, что и у промышленных шариковых подшипников.

Полимерный подшипник скольжения - вращение в таком подшипнике происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Если грубо - вытащите из подшипника качения шарики и замените металл пластиком - получите подшипник скольжения. Пока что встречается довольно редко. Один из примеров - Odyssey JCPC.

Плюсы : Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки; Надежны в работе;

Минусы : Дороже в изготовлении; Хуже крутятся, чем подшипники качения

Теперь расскажем, как снять педали:

Главная особенность в том, что у правой и левой педали разные резьбы. Поэтому и откручивать педали на велосипедах нужно в разную сторону. Маркировка стороны педалей, как правило, где-то на оси (R – правая, L – левая)

Правая педаль откручивается против часовой стрелки (все как обычно);

А вот левая педаль, вопреки привычке, откручивается по часовой стрелке – помните об этом, чтобы снять правильно;

Педаль велосипеда, как составной элемент конструкции шатунов, сама по себе достаточно простая деталь, однако именно благодаря ей велосипедные колеса приводятся в движение. Из-за того, что педали подвержены большой нагрузке, им необходимо уделять особое внимание.

В процессе эксплуатации велосипеда не следует забывать о регулярном техобслуживании педалей, которое, как правило, включает в себя: осмотр на предмет трещин, сколов, люфта, попадания влаги или песка и прочего, а также чистку и смазку резьбы оси и самого шатуна.

Если педаль по каким-либо причинам вышла из строя и подлежит ремонту (обслуживанию) или замене, владельцу велосипеда придется столкнуться с некоторыми особенностями ее демонтажа.

Для начала ознакомимся с конструкцией педалей, их типами, и рассмотрим, какие инструменты следует подготовить перед работой.

Конструкция педалей

Педаль представляет собой узел, в состав которого входит:

— ось в виде металлического штыря, вкручивающегося в шатун – это основа для всех остальных деталей;

— платформа – это закрепленная на оси плоскость для ступни;

— подшипники, которые соединяют ось и платформу, обеспечивая вращающийся момент;

— болты, гайки и заглушки.

Необходимые инструменты и вспомогательные материалы

При замене, как и при ремонте (обслуживании) педали вам, скорее всего, понадобятся следующие материалы: ветошь для чистки, растворитель или же керосин и густая смазка.

Для снятия и разборки педалей велосипеда могут потребоваться такие инструменты, как:

— разводной ключ предпочтительнее небольшого размера, чтобы было проще добраться до гайки;

— ключ для педалей, который предусмотрен для нестандартных гаек. При наличии таковых данный ключ включается производителями в комплектацию велосипеда.

— рожковый ключ (15мм);

— специальный съемник, который применяется при контактных педалях.

Разновидность педалей

В зависимости от платформы педали делятся на:

— обычные;

— контактные, имеющие крепление для специальной обуви. Они отличаются более сложной конструкцией;

— комбинированные, хотя и имеют обычную площадку, все же из-за наличия контактного устройства демонтируются по принципу контактных педалей.

Демонтаж педалей велосипеда

Приступив к демонтажу педали, важно помнить, что на велосипедных педалях резьба разная, а именно: ось левой педали имеет левую резьбу, поэтому откручивается по часовой стрелке, а правой – правую и откручивается против часовой стрелки.

Процесс снятия обычных педалей:

  1. Для начала система сдвигается в направлении руля, и затем педали аккуратно откручиваются от шатуна.
  2. Снимаем заглушку, находящуюся в торце площадки, тем самым открываем контргайку.
  3. Откручиваем контргайку, при этом вторым ключом удерживаем ось у шатуна.
  4. Снимаем стопорную шайбу, находящуюся в торце.
  5. Откручиваем конус.
  6. Снимая платформу с оси, не забываем о подшипниках. Лучше их снимать отдельно. Если же они насыпные, то следует подложить ветошь или лист, чтобы шарики не укатились в разные стороны.

Педаль удачно снята и разобрана!

Процесс снятия контактных педалей:

  1. На педали на месте, указанном стрелочкой (см. рисунок), фиксируем съемник и откручиваем.
  2. Без особых усилий вынимаем ось с корпуса педали.
  3. Отвинчиваем контргайку, фиксирующую всю осевую конструкцию. Для этого нужно саму ось или удерживать ключом, или же зажать в тиски.
  4. По порядку вынимаем все узлы. При этом не забываем о подшипниках и следим, чтобы они не разлетелись.

Для справки: с каждой стороны их количество 12 штук.

Педаль полностью разобрана.

Важно! В связи с постоянным воздействием среды и серьезными механическими нагрузками, которым подвергается педаль, при скручивании данного узла могут возникнуть некоторые трудности. Для облегчения процесса снятия педалей опытные велосипедисты пользуются двумя приемами:

  1. Педаль велосипеда можно вымочить в растворителе или керосине, что позволит максимально избавиться от забившейся грязи, блокирующей вращение.
  2. Шатун и ось можно подвергнуть нагреванию: незначительная деформация освободит резьбу и поможет снять ось.

Также важно в процессе установки педали, закручивая ось, не повредить резьбу, ведь это существенно усложнит последующий процесс снятия. Все нужно делать максимально аккуратно!

Установка педали велосипеда

Перед тем как устанавливать новую педаль, резьбу оси следует очистить от грязи, протерев чистой тряпкой, а также смазать смазкой. Благодаря таким нехитрым действиям педали смогут плавно стать на место, а их последующее снятие пройдет без особых проблем.

Процесс установки педали:

  1. Берем правую педаль и устанавливаем на место, закручивая ее по часовой стрелке. Для начала лучше закручивать руками. Так вы минимизируете риск повреждения резьбы в случае, если педаль встанет не ровно.
  2. Берем ключ и сильно затягиваем педаль.
  3. Устанавливаем левую педаль, закручивая ее против часовой стрелки.
  4. Для того чтобы в процессе езды педали самопроизвольно не откручивались, оба узла нужно хорошо протянуть ключом.

Процесс замены педали велосипеда завершен. Приятных вам поездок!