Обувь для контактных педалей. Велообувь и контактные педали MTB


Какую обувь выбрать для сайкл (сайклинг) тренировок.

Наличие специальной велосипедной обуви для контактных педалей выводит Ваши тренировки на совершенно иной уровень. Вело-обувь производится из прочных, дышащих, современных материалов. Такая обувь всегда имеет жёсткую подошву, которая помогает ногам стабильнее и безопаснее контролировать вращение педалей, способствует хорошей циркуляции крови в стопах и сводит к минимуму напряжение в мысках и пальцах ног.

√ Главное достоинство этих туфель - наличие специальной системы крепления - ботинок/педаль которая фиксирует Ваши ноги в велосипедных педалях, делая ход педали максимально эффективным.

Теперь Вы прилагаете усилие не только давя педаль вниз. Передача силы вращения на педаль происходит все 360 градусов. Вы эффективно вращаете педали, даже в тот момент, когда нога движется вверх.

Обратите внимание на трансляцию любой велогонки по ТВ. Приглядитесь, что надето на ногах у каждого гонщика. Это вело-туфли. Только при наличии данного аксессуара в современном велоспорте возможно достижение желаемого результата. Согласитесь, странно выглядит на склоне человек на лыжах, но без специальных лыжных ботинок. Точно так же, на велотренировке выглядит спортсмен, без специализированной обуви.

√ Сегодня вело-туфли доступны в различных стилях и ценовых диапазонах, так что, определившись с вашими потребностями, Вы всегда найдёте ту обувь, которая Вам идеально подходит.

Прежде чем купить.

При покупке обуви для тренировок, сначала проведите небольшую подготовительную работу. Это сэкономит вам много времени и, возможно, денег.

1. Выясните, какой тип системы педалей установлен на велотренажёрах, на которых вы тренируетесь? Вам нужно купить ту обувь, которая имеет одинаковый тип креплений с тренажёром.

2. Вам нужна обувь исключительно для сайкл (сайклинг) - тренировок, или вы будете использовать ваши туфли для езды на горных велосипедах?

3. Какие вело-туфли носят другие спортсмены в студии и ваш инструктор? Спросите их, как и почему они выбрали именно такие модели?

4. Сколько денег вы хотите потратить?

Необходимая информация.

При покупке хорошей велосипедной обуви, вы всегда должны обращать внимание:

На жесткость подошвы,

Надёжную систему фиксации (как обувь удерживает ноги на педалях)

Прочный, дышащий материал, из которого изготовлены вело-туфли.

√ Жесткая подошва увеличивает плечо приложения силы на педаль и снижает усталость ног.

√ Помните, что важнейшая функция вело-обуви - помогать вам оказывать восходящее усилие при вращении педалей. Поэтому шнурки, липучки, ремни или другие удерживающие системы, должны надёжно фиксировать ваши ноги в надетой обуви. Ни одна часть вело-туфель не должна быть неудобной и тем более, давить.

√ Воздухопроницаемость вашей обуви, также очень важна для всех типов езды на велосипеде, особенно в помещении. Тренировки в студии генерируют значительное количество тепла и пота, поэтому убедитесь, что ваши новые вело-туфли имеют участки с сеткой или с другой дышащей тканью, что позволит воздуху циркулировать вокруг стопы.

√ Вопросы безопасности также имеют первостепенное значение. Полы в сайкл-студии, часто могут быть скользкими от пота во время, и после занятий. Сегодня существуют некоторые системы креплений к контактным педалям, которые представляют собой большие, не удобные выступающие шипы, делающие ходьбу по студии трудной и даже опасной. Даже самые опытные велосипедисты теряли в такой обуви баланс и попросту поскальзывались.

√ Для сайкл (сайклинг) - тренировок, вам лучше всего выбирать обувь с утопленной планкой или SPD® (Design педали Shimano). Такие вело-туфли так же имеют твёрдую, прорезиненную подошву для безопасности.

Правильная вело-обувь решает!

Все велосипедные туфли имеют планку, небольшую площадку на подошве, которая крепится к контактной педали. Когда вы покупаете пару вело-туфель, они продаются с такими площадками в комплекте. Правильно установить крепления на подошву, вам придётся самостоятельно. Поэтому, просто обратитесь к продавцу в вело-магазине или к своему сайкл (сайклинг) - инструктору, и он поможет всё сделать правильно.

Сегодня, наиболее распространенным, является дизайн педали SPD, он же считается наиболее универсальным из тех, которые вы можете приобрести. Если вы хотите тренироваться в студиях «Cycle Pro» на тренажёрах, оснащённых контактными педалями, знайте, наши педали оснащены SPD совместимыми креплениями.

Не забывайте, приобрести навык тренировок с контактными педалями, очень просто.

И как только вы это сделаете, вы никогда больше не вернётесь к своим старым кроссовкам.

Вопрос про педали, и именно про контактные педали для велосипеда, очень часто всплывает в велосипедной среде среди новичков и более-менее опытных велосипедистов, но зачастую найти однозначный и короткий ответ на него не удаётся быстро. Не так давно один из неофитов 1 велодвижения на одном популярном региональном ресурсе задал вполне логичный, для новичка, вопрос про контактные педали: «зачем вообще эти педали, если ноги и так нормально на обычных держатся?», за что тут же огрёб лучи «праведного гнева» от участников общения, но ответа на свой вопрос так и не получил. Я попробую всё же таки дать развёрнутый ответ на этот вопрос. Для начала опишем что это вообще такое, а потом систематизируем все известные нам типы педалей.

Контактные педали - это механизм , который позволяет механически зафиксировать ногу велосипедиста на педали, соединив тем самым обувь велосипедиста и педаль велосипеда в единую целую конструкцию, т.е. обеспечивающий полный контакт велосипедиста с приводом велосипеда.

I. Историческое развитие конструкции педалей.

Исторически педали велосипеда представляли из себя простую площадку - платформу, которая имела ось, проходящую по центру и могла вращаться вокруг этой оси. Вращение необходимо для того, что бы платформа оставалась всегда в одной плоскости с обувью, а не поворачивалась вместе с шатуном системы. Такие педали распространены до сих пор во всех прогулочных, детских и всех видах бюджетных велосипедах, где не требуется энергичного педалирования. А так же подобные по конструкции педали используются в большинстве экстремальных и трюковых велосипедных дисциплин, там где мощность педалирования не нужна, а важна полная свобода положения ноги и возможность быстро снять ногу с педали и быстро вернуться обратно.

Эффективность педалирования, т.е. то, какую мощность вы можете развить крутя педали, на простых платформах очень не высока, точнее будет сказать что она самая низкая из всех видов педалей, поскольку крутить педаль вы можете только надавливая ногой на неё, когда она находится в переднем положении. Когда же педаль, двигаясь по кругу, находится в нижнем, заднем или верхнем положении, вы с ней ничего сделать не можете, в это время вы давите на вторую педаль и так поочерёдно, топая то одной, то другой нагой на педали. За эту характерную особенность педалирования, простые педали-платформы получили своё прозвище «топталки» .

[картинка: зона действия топталок]

Решением, способным повысить эффективность педалирования стали педали «туклипсы» , от английского toe - носок ноги и clip - зажим. Туклипсы представляют из себя ту же самую платформу, но с дополнительным стременем под носок ноги и ремешком, который стягивал ногу в середине стопы, зажимая таким образом носок обуви в стремени.

Поскольку в туклипсах нога зафиксирована и имеет механический упор при движении вверх и вперёд, то это позволяет не только топтать на педаль сверху вниз, когда она в переднем положении, но и подтягивать педаль снизу вверх, когда та находится в заднем положении, а также протягивать педаль по направлению вперёд, когда она находится в верхнем положении. Протягивать педаль назад, когда она находится в нижней зоне в туклипсах нельзя, поскольку пятка не зафиксирована и можно просто выдернуть ногу из стремени.

В итоге, у нас вместо одной рабочей зоны, когда мы можем только топтать педаль, появляются ещё две, в которых мы так же можем воздействовать на неё и у нас уже получается что-то похожее на полноценное вращение педали, с одной лишь мёртвой зоной - в нижнем положении. Всё это в результате существенно повышает эффективность педалирования за счёт того, что теперь во вращение педали оказываются задействованы не только большая четырёхглавая мышца, но и другие мышцы ног, а следовательно мы можем приложить большее суммарное усилие за один оборот педали.

[картинка: зоны действия туклипсов]

При своей простоте, туклипсы всё же нельзя назвать удобными педалями, поскольку на них нельзя быстро вставить ногу в стремя, оно предательски постоянно разворачивается вниз рамкой и неудобно затягивать ремешки на ходу. Так же, если слишком сильно затянуть ремешок, то при падении нога не сможет легко высвободиться из стремени и это чревато очень серьёзными травмами колена и тазобедренного сустава. Если же не затягивать ремешок туклипсов, то их эффективность как педалей сильно падает, оставляя возможность лишь протягивать ногу вперёд в верхнем положении. Таким образом туклипсы можно назвать самыми небезопасными педалями. На текущий момент - это полностью вымерший вид педалей, встретить который можно лишь на старинных раритетных велосипедах или иногда на самых дешёвых шоссейных велосипедах в силу своей беспрецедентной дешевизны и то больше в качестве демонстрации «как катались наши деды».

Следующим эволюционным этапом развития педалей стали контактные педали или по английски clipless pedals , т.е. «педали без зажимов». Ну или просто контакты , устоявшийся термин в велосреде. В этих педалях не одна, а две основные составные части: сама педаль и специальный шип, который крепиться к подошве обуви. Фиксация ноги происходит за счёт того, что шип, закреплённый на подошве обуви, вставляется в специальный паз на самой педали и защёлкивается там.


Встёгивание шоссейных контактов.


Маунтинбайковские контакты.

Сам паз на педали обычно представляет из себя подпружиненную рамку, что позволяет шипу легко защёлкнуться, а при повороте шипа в сторону свободно выскочить из рамки и таки образом отстегнуться. Т.е. на контактных педалях достаточно просто повернуть ногу на педали пяткой в сторону для того что бы выстегнуться из педали. Обычно это рефлекторное или естественное движение ноги при падении, таким образом можно не беспокоиться за безопасность коленного сустава при различных эксцессах. Ногу из контактной педали можно так же высвободить очень большим усилием не в сторону, а вверх от педали. Усилие это обычно настраивается, т.е. жёсткость подпружинивания рамки в педали регулируется.

Для того что бы вырвать ногу вверх из контактной педали нужно усилие большее, чем может развить сам велосипедист подтягивая ногу на педали при кручении, но вполне достаточное, которое развивается при лобовом столкновении с каким либо препятствием или очень резким торможением. Всё это позволяет по аналогии с горнолыжными ботинками обеспечить безопасность суставов ног при падениях. Ещё такие контактные педали, выстёгивающиеся самостоятельно, называют автоматическими педалями или просто «автоматами» .

С точки зрения безопасности, контакты-автоматы являются самыми безопасными педалями, после топталок-платформ конечно, ибо в последних ногу вообще ничто не держит.


Чтобы выстегнуться, поверните пятку наружу.

Однако автоматическими педали стали не сразу, одни из первых моделей контактных педалей могли выстёгиваться только вручную, т.е. велосипедист при движении должен был заранее наклониться к педали и руками выстегнуть ногу. Такие педали велосипедисты прозвали «death cleats» или по русски «мёртвый зажим», причём не столько за их мёртвую хватку, сколько за тяжесть последствий, которыми они были причиной при авариях и падениях. К счастью ни одна фирма сейчас не выпускает ничего подобного для велоспорта и таких педалей вы сейчас не найдёте.

Общее назначение контактов, т.е. зачем они нужны в принципе .

1. Эффективность педалирования и развиваемая мощность

Контактные педали позволяют развить максимальную мощность за счёт того, что в них можно каждой ногой по отдельности вращать педаль полностью по кругу и воздействовать на неё во всех её положениях. Такое педалирование называется круговым. Зафиксированный в педали шип позволяет ноге не только давить на педаль сверху, но протягивать педаль в нижнем положении и эффективно тянуть на себя ногу, когда педаль находится в заднем положении и так же успешно проталкивать педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении. При подтягивании ноги вверх задействуются мышцы, которые при просто топтании педали вниз совершенно не участвуют в педалировании, всё это позволяет при равных условиях получить до 30-40% преимущества по сравнению с педалированием на простых топталках.

Почему всего 40%, а не 200% допустим? Потому что большая четырёхглавая мышца ноги, которая участвует в обычном топтании, является одной из самых сильных в человеческом теле, а остальные мышцы, участвующие в круговом педалировании ещё надо натренировать, что бы получить реальный эффект от контактов. Но в любом случае, даже 30% - это очень и очень много, только за счёт всего лишь одной вещи в велосипеде.

[картинка: зоны действия контактов]

2. Дополнительный контроль над велосипедом

Так же контакты позволяют лучше контролировать велосипед в сложных ситуациях, без боязни потерять педаль ногой. Например для того что бы перепрыгнуть небольшое препятствие достаточно просто при движении вперёд просто резко согнуть ноги подтянув велосипед под себя за педали. В кросс-кантрийных велогонках контакты позволяют более чётко контролировать велосипед целиком на сложных спусках и при прохождении технически сложных участков когда от тряски может просто выбросить велосипедиста с велосипеда.

Так же контакты дают полную свободу действий при мощных агрессивных атаках и резких силовых рывках в велоспорте, позволяя не беспокоиться за то, что можно слететь ногой с педали, педаль из под ноги никуда не денется. Резкие и очень мощные рывки характерны для шоссейного и трекового велоспорта, где стремительно развивающиеся спринтерские атаки порой требуют от спорстменов буквально «выстреливать с места в карьер» прилагая титанические усилия и извиваясь в три погибели над рамой от усилий. Езда на обычных топталках в таких условиях - по сути акт самоубийства.

3. Снижение опасных нагрузок на коленный сустав

Вам не обязательно развивать полную мощность всегда, когда вы крутите педали, но если вы катаетесь на топталках, то вы вынуждены концентрировать всё усилие лишь на одном движении - втаптывании педали вниз. Это равносильно приседанию на одной ноге - вся нагрузка приходиться на один единственный сустав - коленный. Точнее будет сказать, что вся нагрузка всегда проходит через этот сустав. Если же вы крутите педали в контактах, то вы можете более равномерно распределить нагрузку на сустав, при этом не так сильно давить только вниз, но и добирать дополнительную мощность подтягивая ногу вверх, тем самым снижая давящую нагрузку на сустав, что положительно сказывается на его здоровье и на продолжительности его нормального функционирования.

II. Классификация педалей, какие они бывают.

Будем считать, что в целом мы разобрались с тем, что такое именно контактные педали. Теперь поговорим о том, какие вообще бывают современные педали. Систематизировать их можно по множеству признаков, мы остановимся на наиболее важных и распространённых.

1) По основному назначению

Прогулочные / детские педали. Педали в которых не предъявляются требования ни к высокому КПД педалирования, ни к надёжности фиксации ноги. Рассчитаны на неспешное лёгкое катание по хорошей дороге в парке, на недорогом велосипеде, без каких либо претензий на спорт. Чаще всего по конструкции это самые простые «топталки» с которыми в комплекте идут 99% недорогих велосипедов.

Педали для эктремальных дисциплин. В таких дисциплинах как даунхил и фрирайд и BMX , чаще всего (но не всегда), а в трюковых дисциплинах Dirt/Street Jump, Fun Jump и т.д. всегда применяются педали по конструкции своей являющимися простыми платформами, но имеющие широкую площадку для ноги, на которой обычно имеется ряд мелких неровностей (шипов) для предотвращения соскальзывания подошвы обуви. Контактные педали в таких видах спорта не применяются, чаще всего, по очевидным причинам. Нельзя выстегнуться и встегнуться обратно выполняя трюк на лету, во время прыжка с велосипедом.

Педали для маунтинбайка. Контактные педали, автоматы, применяемые в спортивных дисциплинах маунтинбайка, таких как кросс-кантри или в большинстве универсальных горных велосипедов (all terrain bike ), включая прогулочные. Чаще всего компактной конструкции, в которые можно быстро встегнуться и быстро выстегнуться, а компактная конструкция позволяет им надёжно работать в любой грязи, не забиваясь и не снижая надёжности.

Шип маунтинбайковских педалей металлический маленький и плоский, а конструкция обуви для таких шипов позволяет закрепить шип так, что бы он не мешал обычной ходьбе. Маунтинбайковская контактная обувь имеет протектор по высоте выступающий над шипом, для того что бы можно было в такой обуви идти или бежать по земле или грязи и в тоже время не проскальзывать.

Подошва такой обуви может быть как эластичной и удобной для ходьбы, так и чисто спортивной и совершенно жёсткой. Конструкция контактных педалей для маунтинбайка - это всегда компромисс между качеством фиксации ноги и надёжностью работы педали в самых разных неблагоприятных условиях. Для быстроты и удобства встёгивания, сами педали обычно двухсторонние, т.е. встегнуться можно не тратя время на поворачивание площадки педали нужной стороной, а практически наощупь в одно движение.

Шоссейные педали. Контактные педали, автоматы используемые в шоссейном велоспорте. В силу характера эксплуатации редко попадают в грязь, а потому не испытывают компромисса в конструктиве и делаются такими, что бы максимально жёстко и чётко фиксировать ногу в педали, имеют большую площадь контакта обуви с педалью, обеспечивают максимальную устойчивость. Сама рамка, фиксирующая шип, может иметь длинну до трети длины обуви. Из-за таких размеров, педали обычно односторонние, что бы не увеличивать чрезмерно вес всей конструкции.

В статье использованы иллюстрации из технической документации фирмы Shimano® Inc.: SI-42T0A-005, SI-46F0A-001-00, SI-43Y0A; иллюстрации с сайтов фирм Shimano, Wellgo.

Кому нужны, и чем отличаются от обычной обуви

Велотуфли нужны для эффективной передачи усилия ног на педали велосипеда и для надежного контакта с педалями. В зависимости от стиля катания для этого применяются разные средства. Существуют туфли для фитнеса (на велотренажере), для шоссе, для кросс-кантри, для даунхилла и т.д. Большинство современных туфель предназначены для использования с контактными педалями, т.к. контактные педали используются практически во всех стилях за исключением трюковых. Использование специальной обуви будет полезно тем, кто желает ездить быстро и/или далеко. Участие в соревнованиях сейчас практически немыслимо без контактных педалей и спортивных туфель.

Можно ли, и имеет ли смысл использовать велотуфли без контактных педалей? Можно, имеет. Хорошо подобранные велотуфли наверняка будут удобнее любой другой обуви. Обычная обувь имеет недостаточно жесткую подошву, это приводит к дополнительным затратам энергии и может вызывать дискомфорт, т.к давление от педали не распределяется на всю стопу, а действует только на участки, расположенные непосредственно над точками контакта с педалью. Чем выше нагрузки, тем больше пользы будет от специального снаряжения, и тем более дорогое снаряжение имеет смысл покупать.

Типы велотуфель

Для обычных педалей

Не очень распространенный тип. Чаще это туфли под контакты, у которых не удалена часть подошвы, закрывающая отверстия под шип (об этом ниже), но бывают и с простой плоской подошвой. От обычных кроссовок отличаются более жесткой подошвой, часто имеют приспособление для фиксации шнурков.

Под туклипсы

Устаревший тип, купить их практически нереально, несмотря на то что сами туклипсы еще находят применение. Туклипсы (от англ. toe clips - застежки для ступней) - ремешки, пристегивающие ступни к педалям. С туклипсами можно использовать практически любую обувь, подходящую для обычных педалей, лишь бы она позволяла быстро освободить ногу.

Мягкие, полужесткие или туристские туфли

Мягкие они только по сравнению с жесткими велотуфлями, вообще-то они достаточно жесткие.

Имеют в подошве отверстия для установки шипа под контакты, которые представляют собой две прорези, параллельные продольной оси туфли. Шип контактов утоплен в подошву, поэтому почти не касается земли при ходьбе. Шипы крепятся двумя винтами, которые вкручиваются в пластину, расположенную под стелькой. Пластина имеет две пары резьбовых отверстий и может перемещаться вперед-назад для точной установки шипа в продольном направлении. Смещение шипа в поперечном направлении обеспечивается прорезью в самом шипе. Также шип можно немного повернуть за счет того, что ширина прорезей в подошве больше диаметра крепежных винтов.

Поскольку отверстия в подошве сквозные, в туфли может набираться вода из луж. Есть несколько способов предотвращения этого. Можно приклеить водонепроницаемую наклейку под стельку, которая бывает в комплекте некоторых туфель, или кусок прочного скотча. Можно перед установкой шипа заполнить отверстия силиконовым герметиком. Любителям бродов можно ничего не делать, тогда вода, набранная в броде, будет отлично выливаться.

Полужесткие туфли бывают на шнурках, на липучках и с различными комбинациями того и другого.

Туфли позволяют без проблем передвигаться на своих двоих, почти как в обычной обуви, поэтому с удовольствием используются туристами и простыми катальщиками, которым приходится время от времени спешиваться. Позволяют совмещать контактные педали и пешее прохождение препятствий, бродов. Довольно удобны на горных грунтовых дорогах и на бездорожье, на мой взгляд практически не уступают легким трекинговым ботинкам. Одно "но" - нужно следить, чтобы точка опоры не пришлась на шип, который, в отличие от резины, довольно скользкий.

Чаще всего у новых туфель отверстия под шипы контактов закрыты куском резины, который нужно удалить для того чтобы поставить шипы. Если этого не делать, в этих туфлях можно с успехом кататься на обычных педалях. Бывает, что отверстия прикрыты пластиковой заглушкой на винтах. В этом случае использование туфель без контактов значительно менее удобно, по сути они для этого не предназначены. Подсказка: можно кататься и с открытыми отверстиями.

Жесткие мтб туфли

Предназначены прежде всего для гонок. Только под контакты. Самое лучшее средство почувствовать себя одним целым с велосипедом. Подошва чаще всего из твердого пластика, на дорогих моделях из карбона, не гнется вообще. На подошве расположено несколько крупных грунтозацепов, между которыми устанавливается шип. Крепление контактного шипа аналогично ранее описанному. Часто на подошве есть линейка для точной установки шипов. У многих туфель есть возможность установить дополнительные грунтозацепы под мысок, типа клыки, для взбегания в подъем с мягким грунтом.

Туфли имеют минимум мягких вставок, но при этом достаточно анатомичную форму. Используются тонкие стельки. Кстати, минимум поролона в обуви имеет один неоспоримый плюс - обувь очень быстро высыхает. Верх сделан из малотянущегося материала. Используются самые разные застежки, от простых липучек до систем с тросиками и баклей, шнурки не используются. Задник плотно охватывает пятку. Все эти меры направлены на минимизацию смещения стопы в туфле. В идеале туфля сидит на ноге как перчатка на руке. C жесткими туфлями следует использовать тонкие носки. Для велосипедиста с опытом разница в педалировании в жестких и полужестких туфлях очень заметна.

В жестких туфлях не очень удобно ходить пешком, длительные переходы даются нелегко. Сцепление с землей у них заметно хуже чем у туристских туфель. На мокрых бревнах и камнях очень скользко. Кроме того, ходьба очень сильно снашивает грунтозацепы. Когда высота грунтозацепов значительно уменьшается, начинают сильно изнашиваться шипы.

Однако, все вышеперечисленное, не мешает использовать жесткие туфли в том числе и в туризме, просто накладывает свои ограничения. Нужно больше ездить, и меньше ходить:-)

Жесткие шоссейные туфли

По конструкции похожи на жесткие мтб туфли, но имеют ряд отличий. Крепление контактного шипа с тремя отверстиями, под шоссейный шип. Не имеют грунтозацепов, вследствие чего при ходьбе приходится опираться на шип, который сильно выступает из подошвы. Туфли совершенно не приспособлены для ходьбы, в них можно лишь доковылять до велосипеда. Зато на велосипеде... Ух!!! Держите меня трое!

Отмечу, что если есть шоссейник , но нужно иногда и пешком походить, или есть и шоссейник и байк, то ничего не мешает поставить на шоссейник мтб педали и ездить в мтб туфлях. Но стиль, конечно, страдает, да.

Выбор велотуфель

Стандартные советы при выборе любой обуви, особенно спортивной и туристической: перед примеркой следует постричь ногти на ногах, удалить мозоли и пр. Мерить обувь лучше вечером, т.к. вечером нога отекает, становится чуть больше.

Для начала опеделитесь с типом туфель. Мягкие можно выбирать как обычную обувь, стараясь чтобы туфли сидели как можно плотнее, но не жали. К жестким туфлям требования выше: они должны сидеть как влитые. Надев туфлю, упритесь пяткой в пол, чтобы пятка уперлась в стенку задника. Затяните застежки - они должны быть затянуты довольно сильно, но так, чтобы кровообращение не нарушалось. Перед пальцами осталась пара миллиметров? Попробуйте на размер или полразмера меньше.

Разные производители имеют разные колодки, поэтому для того чтобы понять,что вам подходит, померяйте туфли разных производителей.Попробуйте размер больше, размер меньше. У жестких туфель обычно есть половинные размеры.

Обзор рынка

Полный обзор рынка это тема для отдельной статьи, я лишь хочу указать, на что обратить внимание, если тема велообуви вам совсем незнакома.

На российском рынке велообуви представлено множество брендов. Наиболее известные из них Shimano, Sidi, Northwave, Diadora, Pearl Izumi, Lake, Specialized и другие.

В классе полужестких туфель посоветую обратить внимание на компанию Shimano. Модельный ряд компании закрывает практически все ниши в этом секторе. Есть низкие туфли и закрывающие голеностоп, сандали и трекинговые ботинки с Гор-Тексом. Колодка узковата, но для средней ноги вполне подходит. Размер обычно берется на два больше, т.е. человеку с ногами 43 размера туфли нужны 45.

Также можно посмотреть обувь Northwave и Pearl Izumi.

Жесткие туфли. Для меня жесткие туфли это Sidi, однозначно. Стоит обратить внимание на модель Bullet 2. Стоящая практически в самом низу модельного ряда, отвечает всем требованиям спортсмена. Три липучки надежно фиксируют ногу именно в тех местах, где это нужно, грунтозацепы из износостойкого пластика, анатомичная форма. Более дорогие модели постепенно обрастают опциями: по одной меняются застежки на более технологичные, позволяющие лучше дозировать усилие затягивания, появляется более жесткая пятка. Верхние модели Sidi имеют сменные грунтозацепы с резиновым покрытием, они гораздо менее скользкие, чем пластиковые. Для туфель Sidi выпускаются запчасти: все отделяемые части можно поменять: застежки, стельки, сменные грунтозацепы. Колодка рассчитана на гонщика, которые в основном худые, однако есть туфли и на широкую ногу, эти туфли имеют в названии модели приставку Mega.

Если с Sidi не сложилось, посмотрите Pearl Izumi, благодаря торговой сети Триал-Спорт их можно купить почти где угодно в России. Интересная линейка обуви у Specialized.

Удачи в выборе велообуви.

Фото упаковки



Упакованы в коробку в которой имелась инструкция по установке-сборке, сами педали и пакетик с винтами и шипами для ботинок.






Педали покрыты смазкой, монтируются в шатуны при помощи ключа на 15, либо шестигранником с торца оси педали.
Ботинки Shimano M162 MTB SPD Shoes 2013
Ботинки прибыли только 2-го мая через 44 дня.
Прибыла посылка в черном пакете внутри находилась коробка с ботинками и пакетик энергетического Юппи в качестве подарка.





Коробка немного помята, с наклейками указывающими модель, размер и страну производства.
Ботинки завернуты в бумагу, также вложена инструкция по установке шипов для педалей, и отдельная инструкция по замене винтов находящихся на носке подошвы, на шипы или винты другого вида. Также в маленьком пакетике имеется две пластины для привинчивания шипов педалей помещающаяся под стельки и две наклейки, как я понял закрывающие эти пластины.

















Очень долго не мог определиться с размером, обычную обувь(туфли, кроссовки, ботинки...) покупаю на «наш» 44-й размер. Тут столкнулся с затруднением, мерял в магазине другие модели данного производителя, все что было в наличии это размеры до 46го, все оказалось тесным. Сверившись с таблицей изображенной на коробках обуви Shimano, измеряв ногу - примерно 295мм, решил заказать размер 47 EU. Прибывшие ботинки сели на ногу идеально.
Сшиты ботинки очень хорошо, лишних торчащих ниток не видно. Не воняют. Походил по квартире - удобно, но на длинные расстояния пешком они не предназначены, что в принципе логично. Под основной стелькой находится металлическая пластина размером на всю подошву, через нее и происходит крепление. Механизм застегивания работает очень удобно, быстро снимаются и одеваются.
На велик пока не монтировал, т.к. второй день идет дожди и неохота мокнуть ради испытаний. Как поставлю, добавлю фото на велике и описание испытаний.
Установил:)




Совсем забыл, кот отказался участвовать в мероприятии, а сонной собаке подсунуть удалось



Вернулся с теста, проехал километров 6, прошел пешком с друзьями километра 1,5. Не упал не разу, только 1 раз забыл отстегнуться перед трамваем, но как-то на автомате нога выскочила. На первое время накрутил выстегивание в самый минус, отстегивается легко. Ехать по сравнению с топталками легче, но в первое время не привычно, какой-то дискомфорт от прикованных ног:), но думаю это дело времени. Пешком ходить тоже удобно, только шипы иногда цокают. При езде ботинки очень хорошо продуваются внутри, нога не должна потеть. Планирую купить +15 Добавить в избранное Обзор понравился +17 +36

Контактные педали - это очень своеобразная вещь, до которой нужно "дорасти". Другой вопрос – какую обувь подобрать для такого вида педалей. Как первый, так и второй вопросы требуют мало-мальских знаний. Именно о них и рассказывается в статье. Педали состоят из 2 частей: педали и шипа, прикручиваемого к подошве обуви при помощи болтов. Шипы обычно находятся в комплекте c педалями. При утере или порче в любой момент можно легко найти замену шипам, но влетит это в копеечку.

Виды контактных педалей
Стандарты крепления шипа к педали делятся на шоссейные и MTB. От этого зависит, какую обувь впоследствии потребуется приобретать. Так же стоит помнить, что ни одни контактные педали не оснащены защитой от грязи или снега (в случае катания зимой). И если шипы забились, необходимо их почистить.

Shimano SPD
Самый известный вид педалей, который предназначен для горных велосипедов. Несмотря на высокую доступность, качество остается на высоте, порой даже после десятков тысяч километров. В зависимости от условий эксплуатации, они, скорее всего, прослужат от 2 и более лет.

Появление признаков износа педалей в виде люфта оси требует наличия специального ключа. Подобные болячки вылечены в моделях подороже. Можно разобрать их и обычными инструментами. Любителям конструкторов в детстве, тут придется изрядно попотеть. Тем более соотношение цены и предполагаемого пробега более, чем приемлемое.

Некоторые жалуются на недостаток в виде отсутствия свободы для ног в горизонтальной плоскости. В случае нестандартной постановки стопы велосипедисту придется что-то придумать, ввиду возникшего неудобства. Как показывает практика, люди находят различные пути решения вопроса.

Shimano SPD-SL
Этот стандарт используется для шоссейных педалей. Конструкция шоссейных педалей такова, что стопа фиксируется максимально жестко. В отличие от стандарта SPD, на SPD-SL отсутствует какой бы то ни было люфт.

Необходимо принимать во внимание, что шипы на шоссейных туфлях почти не дают свободно пройтись пешком из-за того, что они сильно выступают из-под ступней. Комплект шоссейных педалей и обуви рекомендуется покупать тем, кто планирует проводить в седле значительное количество времени, наматывая километр за километром по асфальту.

Crank Brothers
Прежде всего привлекателен их упрощенный дизайн, если сравнивать с выше упомянутыми Shimano. Crank Brothers Egg Beater очень приятно встегиваются. Можно привести вот такое сравнение: педали Shimano встегиваются так, будто что-то уронили с многоэтажки, а Crank Brothers - почти без звука. Порадует велосипедиста и большая свобода ноги в горизонтальной плоскости. Педали отлично работают в условиях грязи: так или иначе владелец встегнется.

Без минусов, однако, не обойтись: долговечность этих педалей, судя по многочисленным отзывам, несколько меньше, чем у именитых японцев. И это при большей цене. С эстетической стороны они выглядят прекрасно, но требуют частой замены подшипников и шипов. Выбор за будущим владельцем.

Time Atac
Рассмотрим еще и модель Time Atac. Ощущения при катании на них более, чем приятные. Простое встегивание, дополненное надежной фиксацией ноги. Недостаток быстро стачивающиеся шипы на педалях и пусть несильный, но люфт.

Форумы громогласно утверждают, что бюджетные модели Time не стоят внимания. Зато более дорогие модели вполне себе долго живут, знай себе меняй шипы и баста.

Look Quartz
Про эти педали ходит множество хороших отзывов, говорят так же, что на них удобно в грязную погоду и что шипы долго не стираются. А вот общие впечатления о практичности и надежности непонятны.

Какие же выбрать педали?
В общем, самый оптимальный и практически не требующий затрат времени, сил и денег - Shimano. Особенно для простых любителей. Если ставить в пример конкретную модель, то Shimano M520. И можно не беспокоиться за контакты в течение 5000-7000 км.

Для частой езды по лесам или болотам, а так же в местам с глинистой почвой лучше выбрать любую модель Crank Brothers или Look Quartz. Для тех, кто часто меняет контакты на топталки и наоборот, подойдут Shimano 324. На одной стороне у них простая поверхность, а с другой стороны – контактный шип.

Какую велообувь выбрать?
С обувью проще. Здесь нужно выбрать между туристической или спортивной обувью. Часто приходится ходить? Лучше выбрать специально предназначенную для этого контактную обувь. В случае с Shimano это обувь с буквами MT. В случае большого количества времени на велосипеде гораздо лучше спортивные модели. Жесткая подошва, застежка с регулировкой и в целом лучшая фиксация ноги. Пройтись в таких ботинках можно, но будет крайне некомфортно.

Часто упоминают, что у компании Shimano обувь маломерки и стоит брать на 1 размер больше. Если дополнительно указано, что колодка обуви wide, значит можно обзавестись ботинками, в которую поместится нога в теплом носке, а поэтому катание зимой будет более комфортным. Размер обуви для велосипеда – очень важный показатель. Нога в ней должна хорошо быть зафиксирована, но ничто не должно жать. Иначе на больших дистанциях будет ощущаться боль.