Фехтование артистическое новокузнецкая. Артистическое фехтование глазами чемпионов мира


Артистическое фехтование глазами чемпионов мира

В сентябре российские команды впервые приняли участие в чемпионате мира по артистическому фехтованию в Сан-Марино. В состязаниях соревновались представители 11 стран: Норвегии, Португалии, Чехии, Бельгии, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Сан-Марино и России. На счету российской сборной 3 золотых медали. Две из них завоевала команда «Фехтомания» (РГУФК-РАМТ) из Москвы.

Корреспондент официального сайта Международного благотворительного фонда «За будущее фехтования» Татьяна Колчанова встретилась с участниками этой команды, ее тренерами и художественным руководителем, чтобы получить ответы на вопросы: «Что такое артистическое фехтование – спорт или искусство? Чему нужно больше уделять внимания – технике ведения боя или зрелищности, сценическим эффектам? Нужна ли драматургия номеров? Какие требования предъявляются к постановке выступлений, а также к их оценке? Какое будущее ждет новую спортивную дисциплину, балансирующую на стыке искусства и спорта? Кто и как пришел в артистическое фехтование? Благодаря чему в новом для России виде спорта дебютантам чемпионата мира удалось одержать победу над более опытными соперниками?».

Мы беседовали с ребятами и их педагогами в Голубой гостиной Центрального Дома актера в течение нескольких часов. Они еще не остыли после своего триумфа в Сан-Марино. Говорили эмоционально, восторженно и много. И мне стоило немалого труда обобщить этот материал. Во-первых, удалось выяснить, как трактуют понятие артистического фехтования руководители команды.

Артистическое фехтование – это методика ведения условного, заранее отрепетированного боя. У такого поединка должна быть сюжетная линия, он может быть дополнен музыкальным оформлением, текстом, танцами, трюками и т.п. Участники выступления фехтуют в костюмах и на оружии, обозначающих эпоху, к которой относится сюжет, выбранный ими для постановки выступления. Также правилами не допускается импровизация. То есть зрителям представляется мини-спектакль, на основе фехтования.



А для тренеров самым сложным было собрать всех членов команды вместе. Если для спортсменов существовало понятие – режим, ежедневные тренировки, то для актеров трудно было подобрать время тренировок. Они с удовольствием и здоровой долей куража тренировались после окончания спектаклей, когда у их коллег-спортсменов уже закрывались глаза. Вспоминает Леонид Лавровский: «Я не участвовал в чемпионате мира, но был в команде на чемпионате России. Когда появился стимул в виде официального чемпионата страны, который к тому же был отбором на чемпионат мира, мы изменили свое отношение к тренировкам. Так, в марте мы тренировались один раз в неделю, но уже с конца апреля мы тренировались почти каждый день, а некоторые еще оставались тренироваться на ночь. Когда есть стимул, тогда и время для тренировок находится».

Команде «Фехтомания» удалось попасть на чемпионат мира, где они выступали в двух номинациях – «XVI век - современность», и «Вне времени, свободный стиль». В обеих стали лучшими. Я поинтересовалась у ребят – верили ли они в победу? Прохор объяснил: «У нас есть шуточный девиз: «Победа, тщеславие, мировое господство». Родился он на сборах перед чемпионатом мира. Мы отрабатывали эпизод, в котором мы все идем выпадами на Глеба Качана, а он должен не сразу сдаться, а держаться до последнего с прямой спиной. И тогда я сказал: «Представь, на тебя смотрит весь мир, и у тебя в каждом движении должно читаться – победа, тщеславие, мировое господство». Этот девиз всем понравился.



Лада Мошарова вспоминает, с каким трудом рождался каждый номер: «Ребята серьезные занятия фехтованием сначала не воспринимали, так было в работе над «Музеем восковых фигур». Этот номер дался нам с большим трудом. Зато теперь это уже почти шедевр. Так же было, и с «Ночью в Испании». Мы с Леной Тихомировой не могли убедить их ставить этот номер. Тогда я сказала – будем делать «На дворе объедков». Представьте - огромный двор объедков, принц и нищий. Тогда ребята закричали – нет, давайте лучше испанскую тему. Тогда я поставила условие - у вас будет дуэнья, а Лена сказала – Сонька Иванова. Они говорят, а может артистку пригласить? А Лена ответила - нет, артистка не справится. Тут нужны настоящие выпады, настоящие фехтовальные приемы. И вот когда они объединились на идею, с ними было такое счастье работать».

А Роман Степенский рассказал, как иногда спортсменам было трудно воплотить актерский замысел: «Я объяснял Соне, как она должна присесть ко мне на колени. Не понимает. Тогда говорю, все просто – шаг вперед, выпад, закрыться. Поняла».

В Сан-Марино ребята договорились не проходить на репетициях все эпизоды на скорости. Нельзя было раньше времени раскрывать все карты. Но в какой-то момент нужно было проверить движения по музыке, и пришлось исполнять эпизод на полной скорости. «Тут подбегает Джованни, организатор, и вырывает из моих рук шпагу, - вспоминает Роман. - Я не понимаю, что происходит. А он говорит, это обман, шпага не металлическая, как положено, а пластиковая. Я ему даю оружие, и он понимает, что оно настоящее, металлическое. Он не мог поверить, что можно на такой скорости выполнять движения с настоящим оружием. Мы хохотали».

Был еще один эпизод, о котором говорят все участники команды. Был день, когда перед соревнованиями все пришли на репетицию. На открытой сцене, где ходят туристы, в каждом уголке площади проходили бои, было шумно, все разговаривали на разных языках. Пришла очередь россиян репетировать на сцене. Ребята начали без музыки проходить «Музей». И вдруг поняли, что делают это в полной тишине. Все остановились и просто смотрели на них. Соперники были поражены мощью и уверенностью команды. «Мы договорились между собой, - объясняет Прохор, - что на тренировках мы не показываем все в полную силу, обязались никому не продавать смысл наших номеров. Каждый проходили короткими фрагментами. Но даже по нескольким фрагментам одного номера соперники и судьи поняли, что мы представляем серьезную силу. Наше преимущество заключалось в том, что мы все профессионалы – в актерском мастерстве либо в спорте. Все мы осваиваем второй вид деятельности. Одни фехтование, другие – актерство. Наши соперники – либо недоигравшие актеры, либо недофехтовавшие спортсмены. Есть среди них и просто любители, люди с улицы, которые объединились в клубы, проводят фестивали, с большим энтузиазмом занимаются актерским фехтованием целыми семьями».

Профессионалами можно назвать и еще одну нашу команду из Коломны, представляющие на чемпионате Центр русской воинской культуры «Святогор», - считает Роман.- Они тоже завоевали первое место. Эти ребята занимаются реконструкцией коломенского Кремля. Ежедневно проводят экскурсии, выступают с показательной программой, отсюда такая выносливость. Они выступают в кольчугах, у них реальное оружие, которое они сами куют. Не все к этому так серьезно относятся, как коломенские спортсмены, для многих чемпионат - это просто массовый праздник, хулиганство, которое никакого отношения к истории или к фехтованию не имеет».

Ребята из команды «Фехтомания» считают, что на чемпионате победить им помогло не только мастерство, но и случай. «Все выступали в нормальных условиях, - говорит Прохор, - а во время нашего, полил дождь. На уличной сцене успели выступить только мы, по жеребьевке нам достался первый номер. На сцене первым по сюжету умер герой Сергея Герасенкова, и небо заплакало. После нашего выступления, соревнования перенесли в помещение. Прежде чем продолжился чемпионат, прошло два часа. И все эти два часа все только и говорили о выступлении нашей команды».

Как считает Глеб Качан, в артистическом фехтовании пока нет одного важного элемента - критериев судейства. «Взять, например, фигуристов, - приводит пример Глеб. - У них оценивается сложность элементов – двойной аксель, тройной и т.д. Один фигурист может чисто откатать программу, не используя сложных элементов, а другой может упасть, но исполнить прыжок в четыре оборота. И пока не появятся четкие критерии оценки, артистическое фехтование не будут воспринимать, как полноценный вид спорта. Должны быть разработаны единые правила, чтобы участники соревнований понимали, что от них требуется, и почему они получают те или иные баллы».
Пока наши чемпионы - практики. Они идут путем ошибок и проб. Так же как было в танцах на льду. В фигурном катании, когда танцы включили в официальную программу соревнований, стал вопрос – а что это? Как это можно оценивать? В итоге, просто договорились – какие технические средства можно использовать, а чего быть не должно. Своими жизнями, своими победами наши первопроходцы показывают, что имеет право на жизнь тот путь развития, по которому они идут. Они пытаются соединить профессионализм актеров и спортсменов, и это уже привело к победе на чемпионате мира. А вот дальше мы наблюдаем голод в теории. Нет обсуждения технического подхода к данному виду спорта. Пока это территория, на которой никто не сражается. Кому-то эта ситуация выгодна. Потому что как только будут определены условия и правила игры и свой язык, сразу станет видно, кто чего стоит. И все-таки, я верю, что настанет время, когда артистическое фехтование займет свою нишу в истории нашего вида спорта, и российские мастера смогут добиться того же уважения и почета, как и их коллеги из спортивного фехтования.

Участники команды «Фехтомания»:

Алексей Лонгин , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского театра «Et Cetera» под руководством А.Калягина. Занят в спектаклях: «Шейлок», «Газета «Русский Инвалид» за 18 июля», «Тайна тетушки Мэлкин». Много снимается в кино («Охота на гения», «Штрафбат», «Дочки-матери», «Солдаты-11», «Студенты-International», «Тридцатилетние» и др.) Исполнитель боев и трюков в фильмах: «Слуга государев», «Бой с тенью-2», «Новая земля» и др. Режиссер-постановщик первых номеров команды «Фехтомания».

Сергей Герасенков , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского драматического театра им М.Ермоловой. Принимает активное участие в записи аудио-книг («Остров сокровищ», «Черная стрела» и др.). Ведет авторский курс сценического движения и пластики.

Глеб Качан , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского театра «Школа современной пьесы». Выступает с сольной программой в бард-клубе «Гнездо глухаря» и на вечерах Театрального центра «На Страстном» (при Союзе театральных деятелей РФ).

Роман Степенский , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Российского академического молодежного театра. Снимается в кино («Антикиллер-2», «Последний уик-енд» и др., исполнитель боев и трюков в фильме «Слуга государев»).

Прохор Чеховской , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Российского академического молодежного театра. Еще студентом был введен на главную роль в спектакль «Маленький лорд Фаунтлерой». Снимается в кино («Возвращение Мухтара», «Аэропорт», «Сатисфакция», «Не родись красивой», «Кулагин и партнеры», «Национальное достояние» и др., исполнитель боев и трюков в фильме «Слуга государев»).

Леонид Лавровский , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Еще будучи студентом сыграл несколько ролей в спектаклях театра «У Никитских ворот», в настоящее время - артист театра «Школа современной пьесы». Студент Литературного института (драматургический факультет). Преподаватель актерского мастерства в РАТИ (ГИТИС) и Институте Русского Театра. В качестве режиссера сотрудничает с несколькими антрепризными проектами. Принимал участие в съемках фильмов «Московская сага», «Дети Арбата», «Звезда империи» и др.

Софья Иванова , выпускница Российского государственного университета физической культуры и спорта по специальности «Спортивные единоборства». Мастер спорта по фехтованию. Четырехкратная чемпионка России по фехтованию.

Артем Деев , студент 5-го курса Российского государственного университета физической культуры и спорта по специальности «Спортивные единоборства». Мастер спорта по фехтованию. Призер первенств Москвы и России по фехтованию. В качестве каскадера принимал участие в съемках фильма «Сокровища Мазарини» (продолжение «Трех мушкетеров»).

Тренеры команды: мастера спорта по фехтованию - Елена Тихомирова и Елена Яковлева .

Художественный руководитель Лада Мошарова .

Хореограф Михаил Лавровский . Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Международного конкурса артистов балета, Премии им. Вацлава Нижинского Парижской академии танца, Премии Москвы в области культуры и искусства.


19 сентября на Фестивале бальных традиций Екатерины II на открытой площадке музея-заповедника «Царицыно» в рамках Большого Екатерининского Бала студия артистического фехтования «Эспада» представит показательные выступления и мастер-классы по фехтованию. Организатор мероприятия: Международный союз немецкой культуры (МСНК) при поддержке Правительства Москвы.

19 сентября на Фестивале бальных традиций Екатерины II на открытой площадке музея-заповедника «Царицыно» в рамках Большого Екатерининского Бала студия артистического фехтования «Эспада» представит показательные выступления и мастер-классы по фехтованию. Организатор мероприятия: Международный союз немецкой культуры (МСНК) при поддержке Правительства Москвы.

Умение владеть шпагой или, как его еще называли, «шпажное искусство», - неотъемлемая часть жизни дворянского сословия, средство развития ловкости, воспитания воинского духа. В России «рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра I, кроме того, фехтование являлось обязательным занятием для всех придворных.

Гостей мероприятий Большого Екатерининского Бала ждет красочный постановочный бой на главной сцене на различных видах холодного оружия от мастеров Студии артистического фехтования «Эспада» - победителей и призеров российских и международных соревнований.

Кроме того, на одной из дорожек Царицынского парка для всех желающих будут организованы мастер-классы по фехтованию на рубяще-колющей шпаге. Вы получите представление о боевой стойке фехтовальщика, основных приемах защиты и нападения в фехтовании, попробуете применить полученные знания в упражнениях с партнерами.

Подробности на официальном сайте Бала www.katharinenball.eu и в группах мероприятия в Фейсбук и Вконтакте .

О студии:

Студия артистического фехтования «Эспада» (г. Москва) - лидер российского артистического фехтования.

Студия создана в 2004 году и является основоположником и главной движущей силой нового вида спорта в нашей стране. Спортсмены «Эспады» составляют костяк национальной сборной России по артистическому фехтованию. На последнем мировом первенстве учениками студии было завоевано две золотых медали, «серебро» и «бронза». На чемпионате России 2014 года шесть выступлений студии получили награды турнира, в том числе четыре золотые медали. По набранным оценочным баллам семь спортсменов «Эспады» выполнили норматив «мастера спорта».

Руководитель студии профессор кафедры спортивных единоборств Российского государственного университета физической культуры, доктор педагогических наук, заслуженный тренер России Алек Мовшович.

О проекте:

Большой Екатерининский Бал - масштабное ежегодное событие, посвященное традициям и культуре эпохи Екатерины Великой.

Организатор: Международный союз немецкой культуры (МСНК).

Партнеры проекта: Правительство Москвы; Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы; Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера»; Музей-заповедник «Царицыно»; Институт этнокультурного образования - BIZ; Содружество имиджмейкеров Москвы; салон красоты Black Rabbit; имидж-студия Stimage; портал biletmarket.ru; Московская немецкая газета (Moskauer Deutsche Zeitung); Информационный портал российских немцев Rusdeutsch; журнал «Добрые советы».

Бал является центральным мероприятием крупного культурно-просветительского проекта «Культурно-исторический Форум: становление и вклад российских немцев в развитие Российского государства. Формирование общегражданской идентичности», реализуемого при поддержке Общероссийской общественной организации -Общество «Знание» России в рамках мер государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально-значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

В преддверии основного бального мероприятия пройдет ряд подготовительных мастер-классов, в ходе которых будет реализована подготовка участников бала по различным направлениям: культурно-историческому, хореографическому, художественно-прикладному, направлениям исторической реконструкции и исторического этикета.

Миссией бала является популяризация культуры и традиций российских немцев и других этносов России, развитие и популяризация просвещенческих традиций, заложенных Екатериной II, гармонизация социальных и межнациональных отношений в российском обществе.

В 2015 году Большой Екатерининский Бал состоится 19 сентября в музее-заповеднике «Царицыно». Подробности на официальном сайте Бала и в группах мероприятия в

19 сентября на Фестивале бальных традиций Екатерины II на открытой площадке музея-заповедника «Царицыно» в рамках Большого Екатерининского Бала студия артистического фехтования «Эспада» представит показательные выступления и мастер-классы по фехтованию. Организатор мероприятия: Международный союз немецкой культуры (МСНК) при поддержке Правительства Москвы.

Умение владеть шпагой или, как его еще называли, «шпажное искусство», - неотъемлимая часть жизни дворянского сословия, средство развития ловкости, воспитания воинского духа. В России «рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра I, кроме того, фехтование являлось обязательным занятием для всех придворных…

Гостей мероприятий Большого Екатерининского Бала ждет красочный постановочный бой на главной сцене на различных видах холодного оружия от мастеров Студии артистического фехтования «Эспада» - победителей и призеров российских и международных соревнований.

Кроме того, на одной из дорожек Царицынского парка для всех желающих будут организованы мастер-классы по фехтованию на рубяще-колющей шпаге. Вы получите представление о боевой стойке фехтовальщика, основных приемах защиты и нападения в фехтовании, попробуете применить полученные знания в упражнениях с партнерами.

О студии:

Студия артистического фехтования «Эспада» (г. Москва) - лидер российского артистического фехтования.

Студия создана в 2004 году и является основоположником и главной движущей силой нового вида спорта в нашей стране. Спортсмены «Эспады» составляют костяк национальной сборной России по артистическому фехтованию. На последнем мировом первенстве учениками студии было завоевано 2 золотых медали, «серебро» и «бронза». На чемпионате России 2014 года шесть выступлений студии получили награды турнира, в том числе 4 золотые медали. По набранным оценочным баллам семь спортсменов «Эспады» выполнили норматив «мастера спорта».

Руководитель студии профессор кафедры спортивных единоборств Российского государственного университета физической культуры, доктор педагогических наук, заслуженный тренер России Алек Мовшович.

О проекте:

Большой Екатерининский Бал - масштабное ежегодное событие, посвященное традициям и культуре эпохи Екатерины Великой.

Бал является центральным мероприятием крупного культурно-просветительско го проекта «Культурно-исторический Форум: становление и вклад российских немцев в развитие Российского государства. Формирование общегражданской идентичности» и носит просвещенческий, образовательный и гуманистический характер.

Организатор: Международный союз немецкой культуры (МСНК) при поддержке Правительства Москвы.

Партнеры проекта: Благотворительный фонд помощи хосписам Вера, Музей-заповедник «Царицыно», Институт этнокультурного образования - BIZ, компания «МаВи групп», Императорский фарфоровый завод, отель «Балчуг Кемпински Москва», Содружество имиджмейкеров Москвы, салон красоты BlackRabbit, портал biletmarket.ru, музыкальное издательство «МИРУМИР», компания «Прокат Останкино», школа акварели Сергея Андрияки, студия артистического фехтования «ЭСПАДА», AZIMUT Moscow Olympic Hotel 4*, компания «Арсенал», Мастерская исторического танца “Entrée”, компания «Импера», компания «Мосигра», студия-магазин «Шкатулочка».

Информационная поддержка: «Московская немецкая газета» (Moskauer Deutsche Zeitung); Информационный портал российских немцев Rusdeutsch.ru, «Ваш досуг», журнал «Добрые советы», журнал «Лиза».

Руководитель студии - Иванов Дмитрий Александрович – актёр, режиссёр и каскадёр, старший преподаватель кафедры сценической пластики ГИТИС, КМС по арт-фехтованию, серебряный призёр чемпионата Германии по сценическому фехтованию и чемпион России по арт-фехтованию.

"Сценическое фехтование - это сочетание пластики и актёрского мастерства, хореографической точности и слаженных действий партнёров в искусном владении оружием. Это раскрытие психологии поединка через драматургию боя и развитие образа персонажа в экстремальных условиях борьбы."

"Является одной из обязательных проф. дисциплин в обучении актёра, так же существует как самостоятельное направление созвучно с артистическим или постановочным фехтованием.
Напоминает, объясняет и воспитывает в современном человеке такие понятия, как честь и достоинство."

Студия сценического фехтования «VOLTE» основана в 2009 году.

За время своего существования, студия принимала участие в фестивалях «Серебряная шпага» (г. Москва), «Романтика средневековья» (г. Коломна), «Фестиваль постановочного фехтования» (г. Москва), «День фехтовальщика» (г. Санкт-Петербург), «Фестиваль уличных театров» (г. Ярославль), «Серебряный звон клинка» (г. Москва), «Арена» (г. Видное).

А также в Чемпионате России по арт-фехтованию, и в Международном Чемпионате Германии по сценическому фехтованию.


Руководитель:
Новиков Евгений Витальевич
КМС по артистическому фехтованию
Дополнительно познакомится с тренером и направлением можно здесь: Страничка Клуба в Контакте,
Сайт КАФ "Вызов"

Прошло уже 3 века со времен Дюма и Сабатини, но красота и романтика этой эпохи живы до сих пор. Помните эти замечательные, близкие многим сердцам фильмы - «Гардемарины», «Три мушкетера»? Артистическое фехтование - это то, что делает их зрелищными и достоверными. Это не только навыки фехтования, физическая подготовка, сценическое мастерство, но и искренняя Любовь к эпохе рыцарей и прекрасных дам.
Артистическое Фехтование - это то, что возвращает нам эту эпоху.
Артистическое фехтование - это поставленный и доведенный до совершенства поединок, когда мастера, вживаясь в свои роли, по сценарию и без монтажных нарезок отыгрывают поединок как единое целое, воссоздавая картины минувших дней и схваток. Работа идет без защиты, с жесткой техникой безопасности, настоящими фехтовальными приемами и в творческой актерской игре.
Мы бросаем вызов виртуальной жизни, нелюбимой работе, зацикленности на финансовой выгоде
Мы хотим освободиться от просиживания в интернете и ощутить вкус реальной жизни, реального боя, азарта, почувствовать твердость руки и выносливость ног!
Хотим творить свои сценарии и давать воплощать свои идеи.
Хотим положительно влиять на Мир вокруг!
Хотим вырасти до полноценных театрализованных постановок, где есть текст, актерское мастерство, страсть, честь, шпага, благородство!

Артистическое фехтование это -

  • Физическое воспитание
  • Фехтование
  • Боевая акробатика
  • Сценический бой без оружия
  • Основы актёрского мастерства
  • Историческое и культурное наследие
  • Хобби
  • Захватывающее дух театрализованное костюмированное шоу!

Почувствуйте себя отважным мушкетером, отчаянным пиратом или хладнокровным аристократом.


Вы сможете...
  • Примерить на себя роль любимых героев книг и кинофильмов - дворян и мушкетеров, гардемаринов и пиратов, героев и авантюристов.
  • Прочувствовать азарт схватки, драйв боя.
  • Приобщиться к отечественной и мировой истории
  • Научиться владеть своим телом.
  • Научиться театральным приёмам и трюкам сценического боя и боевой акробатики.
  • Найти единомышленников.

Готовьтесь к бою, как в хороших кинофильмах!


Мы создаем условия для удовлетворения потребностей людей:
  • в культурном, творческом, интеллектуальном и духовном развитии,
  • реализуем творческий потенциал,
  • создаем условия для социализации молодежи,
  • развиваем формы досуга в соответствии с современным мировым культурным развитием