Где сейчас людмила турищева гимнастка. Людмила Турищева, выдающаяся советская гимнастка: биография, личная жизнь, спортивные достижения


Михаила Ульянова по праву считают выдающимся советским актером, воплотившим на экране настоящий русский характер. Он не работал в каком-то узком амплуа, и его герои, какими бы они ни были, трагическими или комическими, всегда смотрелись естественно и органично. Фильмография актера насчитывает несколько десятков успешных проектов, которые лишний раз подтверждают многогранность таланта прославленного актера.

Слава к актеру Михаилу Ульянову пришла после проката картины «Битва в пути», а потом закрепилась многочисленными удачными работами – «Председатель», «Освобождение», «Ворошиловский стрелок».

Детство и юность

Родился Михаил Ульянов 20 ноября 1927 года в сибирской деревеньке Бергамак. Предки артиста проживали здесь еще со столыпинских времен. Дед был золотодобытчиком в Алдане, и именно на этих приисках лишился ноги. Папины родители были сосланы на Васюганские болота, откуда так и не вернулись. Отца звали Александр Ульянов, он был директором деревообрабатывающей артели, мама занималась хозяйством и детьми. Кроме Миши в семье росла дочка Маргарита.

Когда мальчику исполнилось 3 года, Ульяновы переезжают в деревню Екатерининское, через некоторое время местом их жительства стал город Тара. Жилья не было, поэтому Ульяновым пришлось арендовать флигель. В этом городе прошли детские и юношеские годы Михаила.

В самом начале войны Мишиного отца призвали в армию. Он был политруком сибирской пехотной дивизии, получил ранение ноги, попал в госпиталь. После победы ему вручили правительственную награду – орден Красной Звезды.

Михаил учился в десятом классе, когда ему тоже пришла повестка. Но воевать парнишке не пришлось, правительство решило не призывать в армию юношей 1927 года рождения.

Мишино детство ничем не отличалось от миллионов советских пацанов. Он любил футбол, смотрел фильмы в кинотеатре и был обычным сорванцом. В школьные годы мальчик особым рвением к науке не отличался, получал средние отметки, зато очень любил читать. Он ни разу не видел спектакля, потому что в их городе театра просто не было. Когда Ульянову исполнилось 15, к ним в Тару приехал на гастроли тобольский театр, и он впервые оказался в зрительном зале. Увиденное на сцене потрясло подростка до глубины души, и он влюбился в искусство – раз, и на всю жизнь.

Во время войны в их городе находился эвакуированный львовский театр. Артистам не хотелось сидеть без дела, и они создали драматический кружок для сибирских детишек. Миша тоже пришел записываться в артисты. Режиссеру театра очень понравился этот паренек, в котором была искра таланта, и он настоятельно рекомендовал Ульянову попробовать себя в театральном вузе.

Михаил не стал игнорировать совет опытного театрального деятеля, и после окончания школы уехал в Омск. Он приехал в областной город без денег, с одним только мешком картошки. Парень попытался поступить в студию, которую открыл областной театр. Михаил предстал перед экзаменационной комиссией с отрывком из романа «Мертвые души», и сумел поразить строгих преподавателей. Смышленого парнишку приняли на учебу.

Учеба давалась нелегко, но ему было интересно репетировать, ходить на индивидуальные занятия, участвовать в съемках массовых сцен. Студенческие годы остались в памяти артиста самым светлым воспоминанием.

После окончания Омской студии в 1946 году, Ульянов понимает, что нужно продолжать обучение, только уже в Москве. Он решил спросить совет у отца, который только недавно демобилизовался из армии, и получил от него полную поддержку. Отец отдал сыну пистолет, доставшийся ему в качестве трофея, и окрыленный юноша умчался в столицу. В московских Сокольниках жили их знакомые, и парень на первое время остановился у них. Михаил делал одну за другой попытки поступить, но почти во всех вузах ему отказали. Единственное место, куда Ульянову удалось поступить, была студия в Театре им.Вахтангова.

Театр

В 1950-м, после выпуска из студии, его приняли в труппу театра им.Вахтангова. Вначале он был задействован исключительно в эпизодах и массовых сценах. Первую заметную роль в своей театральной биографии Ульянов сыграл в постановке «Крепости на Волге». Ему доверили роль Кирова. Московские зрители приняли спектакль очень тепло, и после этого театр повез постановку в Ленинград. Тут игра молодого актера попала под прицел критиков, которые посчитали Ульянова не готовым к ролям такого масштаба.

Годы шли, Ульянов становился профессиональным актером, ему доверяют самые разные образы. Сам артист был очень доволен, когда удавалось перевоплотиться в какого-нибудь сложного персонажа, с нелегким характером. В его репертуаре есть многочисленные исторические персонажи.

В общей сложности Михаил Ульянов выходил на сцену театра на протяжении шестидесяти лет, и за этот период создал очень много памятных образов. Он любил своего персонажа Рогожина в спектакле «Идиот». Его герой просто дышал страстью и безысходностью, и это состояние он сумел донести до зрителя.

В этом же театре, ставшем для Ульянова родным, он дебютировал в качестве режиссера. Его первая постановка вышла в 1973-м, и называлась она «Ситуация». После этого Михаил Ульянов выпустил еще несколько постановок, в том числе и работу под названием «Я пришел дать вам волю». В основу этого спектакля легло произведение .

Михаил Ульянов сжился с этим театром, и считал его своим домом. В 1987-м он получил должность художественного руководителя театра им.Вахтангова, и оставался в этом кресле до самой болезни.

Фильмы

Кинематографическая биография Михаила Ульянова началась с ленты «Егор Булычев и другие», в которой он перевоплотился в Якова Лаптева. Зрители увидели картину в 1953-м, но особого успеха она не имела. Потом был ряд более удачных проектов – «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Председатель». После выхода фильма «Братья Карамазовы» актер удостоился Ленинской премии.

Персонажи Михаила Ульянова были самыми разноплановыми. Он отлично вживался в образ и царя, и генерала. Двенадцать раз Ульянов перевоплощался в , этот образ получался очень правдоподобно.

Кризис 90-х прошел мимо Михаила Ульянова. Он остался по-прежнему известным и востребованным артистом. В эти годы вышло много знаковых картин с его участием, но самой впечатляющей стала лента под названием «Ворошиловский стрелок». История его персонажа была отражением реалий жизни всех стариков. Они сумели выстоять в войне, не погибли во времена сталинских репрессий, пережили перестройку. А теперь их беды никому не интересны — каждый выпутывается в одиночку.

Фильмография артиста насчитывает более семи десятков удачных проектов. И в каждом из них артист сумел найти свою изюминку, передать характер героя. Ульянов был одинаково хорош и в роли положительного героя, и в образе отъявленного мерзавца.

Личная жизнь

В жизни Михаила Ульянова не было бурных романов или многочисленных интрижек. Он влюбился один раз и на всю жизнь. Его избранницей стала , супружеская жизнь с которой длилась до самой смерти артиста. Их познакомил родной театр – они оба служили в театре им.Вахтангова. Алла в те годы была женой , но настойчивого влюбленного это не остановило. Он ухаживал за любимой на протяжении четырех лет, пока она не ответила согласием. Влюбленные поженились в 1959-м, и в декабре этого же года у них родилась дочка Елена. С жильем в те годы было трудновато, поэтому молодой семье пришлось размещаться в квартире вместе с родителями Аллы. Квартирка была настолько маленькая, что вместо обеденного стола им приходилось использовать гладильную доску в ванной комнате.

Фото: Михаил Ульянов с женой

Михаил Ульянов долгие годы злоупотреблял спиртным, и только Алла смогла справиться с этой его пагубной привычкой. Она поставила условие, и муж должен был выбрать — или семья или алкоголь. Ульянов нашел в себе силу воли и отказался от спиртного раз и навсегда. Точно так же повторилось и с курением.

Смерть

Резкое ухудшение самочувствия актер почувствовал в 2005-м. Ульянова прооперировали в Москве, и для этого пришлось вызывать вертолет, чтобы транспортировать артиста из Иваново в столичную клинику. У Михаила Александровича начала развиваться болезнь Паркинсона, ноги практически не слушались. В 2006-м у него обнаружили еще и онкологическое заболевание.

22 марта 2007-го Михаил Ульянов оказался в центральной клинической больнице, где и умер спустя четыре дня – 26 марта. Местом, где великий артист нашел вечное упокоение, стало Новодевичье кладбище. Во время похорон были соблюдены воинские почести. В мае того же года Алла Парфаньяк впала в кому. Она пролежала в таком состоянии два года, и в 2009-м женщины не стало. Ее похоронили недалеко от могилы Ульянова.

Избранная фильмография

  • 1956 - Они были первыми
  • 1961 - Битва в пути
  • 1970 - Море в огне
  • 1976 - Легенда о Тиле
  • 1979 - Тема
  • 1980 - Последний побег
  • 1987 - Выбор
  • 1992 - Сам я - вятский уроженец
  • 1998 - Зал ожидания
  • 2001 - Северное сияние
  • 2005 - Охота на изюбря

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

«Миша, ты недотянул роль. Миша, надо больше работать»

Так писал себе в своих дневниках знаменитый актер, выше которого по званиям и наградам артиста в ссср не было. только после его ухода дочь, Елена Ульянова, обнаружила эти записи…

После ухода Михаила Ульянова в марте 2007 года его дочь Елена долго не могла прийти в себя. Первое время я сама не понимала, как жила. Будто меня лишили важной части тела., - признается она. И только не так давно решилась сделать ремонт на даче, которую в свое время построили родители. Народный артист, лауреат различных премий, Михаил Ульянов за свою жизнь заработал квартиру и эту совсем небольшую дачу. Наверное, кто-то думал, что папа гребет деньги лопатой, но это неправда. Родители были людьми скромными., - рассказывает Ульянова. Здесь все, как при жизни Михаила Ульянова и его супруги актрисы Аллы Парфаньяк. В шкафу до сих пор висит одежда, в которой работали на даче родители. .Выбросить - рука не поднимается., - грустно улыбается Елена…

«Известные артисты в трениках, курточках…»

Елена, родители любили приезжать на дачу? Для моих родителей дача была каторжным трудом. Каторжный. - это мамино слово. Она здесь бывала почаще, папа - реже. Приезжали, переодевались и вкалывали с девяти утра до девяти вечера. Мама копалась в грядках, а папа подстригал траву. Это была его стихия, причем стриг все подряд. Даже то, что мама недавно посадила. Когда я слышала вопль: .Миша, ну что же ты!… - это значило, папа опять где-то что-то не то скосил (смеется). Наверное, кому-то было забавно наблюдать двух известных артистов в каких-то поношенных трениках, курточках, старых камуфляжах (папе много дарили военной формы), которые запросто копаются в земле. Вы знаете историю их знакомства? У нас в семье были приняты очень сдержанные отношения. Мы не вели задушевных бесед, и в очень личное из своей жизни родители меня не посвящали. Их истории я больше слышала от друзей семьи… Папа в Москву из Омской области в 1946 году приехал, что называется, налегке - с одним фибровым чемоданчиком.

Родители не ревновали друг друга? Не секрет, что актерский мир богат на любовные интриги… Нет, нет, это не про них. Папа с мамой слишком любили и уважали друг друга… Кстати, помню, еду я на такси к родителям. Говорю водителю: Остановите вот у того дома, на Пушкинской, где Макдоналдс.. А он мне: Знаю, знаю, там актер Ульянов живет.. Я говорю: .Ну, да, наверное.. И таксист мне - полушепотом: .А вы знаете, что у него роман с Борисовой?! Я говорю: Да? Как интересно! (Смеется.) Эти слухи ходили из-за того, что папа с Юлией Константиновной много играли вместе. Но отношения у них были только дружеские.

«Отец посмотрел на меня сверху и… заплакал!»

А что друзья семьи вам рассказывали о вашем рождении? Рассказывали, как папа впервые меня увидел. Когда я родилась, он был на гастролях. Встречала маму из роддома тетя Галя Коновалова. И вот мне спустя годы рассказал Владимир Абрамович Этуш. Они прилетели в Москву с гастролей, и к трапу самолета артистов вышла встречать моя мама. Появляется на верхней ступеньке трапа отец. А внизу стоит мама и на вытянутых руках держит кулечек со мной. Отец посмотрел на меня сверху и… заплакал! Увидеть плачущего Михаила Ульянова?! Это невозможно, он всегда сдерживал эмоции. А тут не выдержал. Ваша мама оставила театр и кино и полностью посвятила себя семье. Это было пожелание Михаила Александровича? Это стечение обстоятельств. Маленькой я долго болела, были проблемы с почками. И маме пришлось отказываться от работы, чтобы быть со мною рядом. Со временем она стала обычной домохозяйкой, свою жизнь полностью посвятила мне и папе. Очень редко, но она признавалась, что переживала чудовищно! Ей хотелось играть, но она с удовольствием ходила на папины премьеры. Родители могли поспорить? Да, из-за моего воспитания. Я была в детстве совсем не цветком. Но всегда была очень умной, четко знала: если мне надо куда-то уйти погулять - я иду только к маме, она меня отпускала. Если мне нужны деньги - иду только к папе, он мне их давал (смеется). Елена, испытывали гнев отца? Редко. Но гнев Михаила Александровича долго собирался в одну огромную чашу, в какой-то большой сосуд. Мама взрывалась сиюсекундно: крик, вопль, а потом затихала и через час вообще забывала. С папой было хуже. Он молчал. Один мой ляп, второй - молчит, будто ничего нет. Третий. Четвертый. Пятый. Я расслабляюсь. Шестой. И вот последняя капля. .Ну-ка, иди сюда!. - голосом маршала Жукова приказывает отец. Я понимаю, что все, жизнь закончилась. Ремень - было бы, наверное, легче. .Встань!. Я молча прислонялась к шкафу. Знала, что в таком случае говорить ничего нельзя. .Ты понимаешь!… - и дальше нотации часа на два, на четыре, на пять, на шесть! Однажды я стояла-стояла и… сползла по этому шкафу в обмороке. Папа испугался, пытался на руки подхватить, а я тяжелая, взрослая уже… Но такое случалось крайне редко. Он меня обожал. Всю свою жизнь отец был для меня надежной опорой. Я могла позвонить ему в любое время: .Папа, я устала. Папа, мне очень плохо!. Он почти без эмоций отвечал: .Приезжай, разберемся.. И я летела к нему на Пушкинскую, мы садились, он выслушивал, а затем, четко формулируя, говорил мне, как поступить, почему то или иное у меня происходит. И мне становилось легче…

«Он все в своей жизни успел сделать»

Я читал, что Михаил Александрович любил, когда вы приходили на премьеры, и всегда спрашивал ваше мнение о спектакле… Это когда я уже стала взрослой. А в детстве папа не любил, чтобы я крутилась за кулисами. Думаю, он всетаки не хотел, чтобы я выросла актрисой. В театр меня брали редко. Даже те, кто не знал лично Михаила Александровича, понимали: Ульянов - человек сильный…

В июле этого года в г. Тара Омской области открылся дом-музей.

Елена Ульянова

(дочь Михаила Ульянова)

Уроки великого отца

ИЗ ДОСЬЕ :

«Михаил Ульянов, великий русский актер. Самые известные работы Ульянова в кино - фильмы «Председатель», «Добровольцы», «Бег», «Братья Карамазова», «Ворошиловский стрелок» и, конечно, роли маршала Жукова. 20 лет возглавлял Театр имени Вахтангова. Умер в 2007 году в возрасте 79 лет. Жена актера Алла Парфаньяк любима зрителем за роль в фильме «Небесный тихоход», пережила мужа на полтора года.

Дочь актерской четы, Елена Ульянова - художник, президент благотворительного фонда «Народный артист СССР» имени Михаила Ульянова, который занимается помощью пожилым актерам».

Осенью 2012 года московский Театр имени Вахтангова вспоминал своего ушедшего худрука. В честь 85-летия Ульянова его коллеги сыграли один из самых громких и талантливых спектаклей юбилейного для Михаила Александровича года - «Пристань».

В финале, где на развевающемся белом полотнище, согласно режиссерскому решению, обычно идут фотографии членов легендарной труппы театра, в этот вечер были лишь изображения Ульянова.

Вместе со всем залом дань памяти большому актеру отдавала и его единственная дочь Елена. Мы давно с ней знакомы. А потому не попросить ее вспомнить об отце я не мог.

Мы сидели в той самой квартире, где долгие годы жил Ульянов, - в доме на Тверской, на котором сегодня висит мемориальная доска в его честь. Елена Михайловна вспоминала, а я слушал ее и пытался представить, каково это - быть дочерью признанного уже при жизни великим артиста.

То, что мой отец - великий артист, я, пожалуй, никогда не понимала. Я воспринимала отца как отца. Даже какие-то его артистические экзерсисы - работа в театре, игра в кино - на меня никакого впечатления не производили.

Смотрела практически все его спектакли и, конечно, все фильмы. Особенно странно было на спектаклях, потому что ты сидишь в зале, смотришь на сцену, и у тебя мешается образ, который он играет, с папой, которого ты знаешь. Пожалуй, был один спектакль - «Ричард III», этакий спектакль-легенда театральной Москвы. Причем, держался он много лет именно как легенда, как просто нечто высшее из области театрального искусства.

Отец играл Ричарда III. Вот там перевоплощение было полное. И я в какой-то момент переключалась от того, что на сцене отец, и уже не понимала, где нахожусь.

С кино было то же самое. У меня всегда подсознательно была мысль, что на экране - отец. Смотрела фильм, а сама все время прокручивала - вот здесь вот он сыграл хорошо, а здесь как-то немножко странновато. Я постоянно его редактировала.

И всегда потом говорила ему о своих впечатлениях. У нас было принято, что отец и меня, и маму постоянно звал на все спектакли, на все фильмы - это было обязательно. И потом очень тщательно, очень внимательно слушал наше мнение. И, наверное, прислушивался.

У меня два самых любимых отцовских фильма - «Бег» и «Ворошиловский стрелок». И есть еще один маленький кусочек из фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо». Там у отца ролишка крохотная, но это знаменитый кусок, когда он, калека, цепляется за грузовик и едет за ним под музыку, со знаменем. Вся страна рыдала, и я тоже постоянно плачу, сколько бы ни смотрела.

Особое отношение к себе как к дочери великого Ульянова я начала чувствовать с младых ногтей, как любил говорить папа. Когда я была еще очень маленькой девочкой, то часто болела и потому валялась по больницам. Был ли тогда велик отец, я сейчас даже не могу понять. Нет, наверное, он не был велик, он просто был артистом. Но меня ненавидела вся палата. А палаты были огромные, лежало человек по двенадцать. И лежали там очень подолгу - месяц, полтора месяца. И понятно, это уже был какой-то коллектив. И меня все ненавидели… Ну, не то что ненавидели - завидовали. «Ну конечно, у тебя же папа - актер! Вы же там богачи!»

Хотя мы были нищие, клянусь. На Патриарших прудах был маленький магазинчик, где «выбрасывали», как тогда говорили, ливерную колбасу, и я за ней стояла в очереди. Ну, мы были, может, не совсем нищие, но очень среднего достатка. И продолжительное время. Я уже стала взрослая, и все равно жили как-то очень скромно, потому что все вот эти дачи-квартиры - это же все было государственное, за это же тогда никто не платил. Машина у отца была «Жигули», всю жизнь - «Жигуль»-двойка, такой пикапчик. И вот их он мог менять бесплатно.

То есть в советское время деньги, конечно, имели значение, но не такое существенное, как сейчас. Да, иногда были продуктовые заказы, но чаще всего именно меня посылали в магазины. И я отстаивала эти очереди, ждала, что «выбросят». Никогда не забуду, как стоит толпа у пустого прилавка и ждет, что выбросят из подсобки - кусок сыра ли, чего-то еще, и неизвестно, тебе это достанется или нет.

Все держались на знакомствах. Самый важный знакомый в жизни - это был мясник из подвала какого-нибудь продовольственного магазина. Если у тебя был знакомый директор магазина, ты был просто король и кум королю. Ты шла к мяснику и получала кусок кости с мясом.

Гордились ли мы при этом своей страной? Это вопрос из сегодняшнего дня. Тогда же не было альтернативы. То есть была страна, была родина, и мы в ней жили. И мысль, что можно ею не гордиться… Ну, это Родина, это мать. Вот такая она, мать, что поделаешь.

Когда я подросла, то пошла в школу рабочей молодежи. Была такая знаменитая школа номер 127, которая располагалась за снесенной ныне гостиницей «Минск» на Тверской. Там я первый раз прочитала Булгакова. Мне было 16 лет. Тогда уже появилось издательство «Ардис» - американское, которое печатало книги на русском, появился Самиздат, запрещенные книжки друг другу передавали.

И один раз меня застукал отец. Он вошел в мою комнату, а я читала «Собачье сердце».

Я очень хорошо помню эту сцену. Он входит, я лежу читаю. Такой был диалог.

Что делаешь?

Что? И почему ночью?

Ну, вот мне книжку дали только до завтра.

Булгаков. «Собачье сердце».

Кто дал?!

…Скандала не было, но отец сказал: «Ты имей в виду, что я член ЦК, и ты меня можешь подставить, понимаешь?».

В общем, был такой очень неприятный разговор. Мы потом с ним его вспоминали, и я сама поняла, даже без разговора с отцом - он за меня боялся. Не за себя, а именно за меня.

Он дико за меня боялся. Когда я стала взрослеть и что-то понимать. И особенно, когда очутилась в другой среде. Не в среде своей спецшколы для детей дипломатов, французской, которая была напротив Театра имени Вахтангова, а в другой совершенно среде - детей диссидентов, писателей, которые начали меня чему-то учить.

Для меня это был вообще другой мир, когда я попала в школу рабочей молодежи… сильно рабочей. Многие сидели на наркотиках и потом погибли…

Но что я все о себе… Лучше про фильмы.

Для большинства зрителей Михаил Ульянов - это Жуков. Это так. Но отец был великим артистом - мог играть и Жукова в полную силу, и это было настолько убедительно, что вся страна его считала Жуковым и даже уже самого Жукова считали Ульяновым. Отец мне рассказывал смешную историю, как в каком-то городе поставили памятник маршалу Жукову с лицом Михаила Ульянова. И на Красной площади каменный Жуков тоже чем-то напоминает Ульянова, и это жутко смешно.

Но при этом отец мог играть Ричарда III - безумного горбатого подлеца, и мог играть какого-нибудь председателя колхоза. Он просто был грандиозный актер. Говорить «гениальный» про отца нельзя, но то, что он был грандиозный - это бесспорно. Великий.

Дома он был тихий, мягкий, спокойный, малоразговорчивый. Не замкнутый в себе, нет - мы прекрасно общались, разговаривали, но как-то… Он никогда не трепался, редко веселился, был довольно… не суров, а, в общем-то, мрачен.

После его смерти я обнаружила записные книжки. Когда стала читать, то с удивлением увидела, как он был вечно собой недоволен. Он был звездой, небожителем, имел все ордена - и каждый раз был собой страшно недоволен. То и дело говорил себе: «Миша, ты недоработал, недотрудился, недотянул, недодумал».

Наверное, поэтому он и был великим, потому что дар, талант бесспорный, некое осенение Господне, сочетались в нем с адовой трудоспособностью. Когда он начинал работать над ролью, то собирал всю литературу о своем герое, какую только можно было собрать, перечитывал все.

Я помню, он Наполеона играл в театре на Малой Бронной у Эфроса. Кстати, этот спектакль не сняли на пленку, только фотографии отдельные сохранились. Очень жалко, потому что это был грандиозный спектакль, совершенно гениальный и совершенно необычный.

Ну так вот, когда он начал репетировать роль Наполеона, то доставал какие-то книжки 1812 года издания, какие-то редкие рукописи, все это штудировал, изучал. Работал. Когда приходил домой, то обедал и шел к себе в кабинет.

Да, мы на дачу ездили, но и в машине мы с папой учили его роль. Он рулил, а мне отдавал тетрадь с расписанными репликами. Говорил мне: «Подавай реплики». И я ему их кидала, а он отвечал. Если ошибался, я его поправляла. И так продолжалось всю дорогу, пока мы ехали.

Если мы отправлялись в лес за грибами, то он гулял и опять же учил роль. Это было очень смешно. Я ему говорила: «Ты грибы собирал бы». А папа отвечал: «Да-да-да, я все вижу». А сам вдруг начинал произносить текст, в лесу же никто не услышит, а передо мной он не стеснялся.

Так что он сам себя сделал. При всей своей житейской мягкости, мягкости характера. Мама про него говорила: Миша это четыре «эн» - нет, нельзя, неудобно и неприлично. Это по отношению к жизни. А по отношению к работе это был маршал Жуков.

Родители у меня были легендарные. Папа - Михаил Ульянов, мама - Алла Парфаньяк, известная актриса, один фильм «Небесный тихоход» чего стоит. До встречи с отцом она была замужем за Николаем Крючковым, знаменитейшим человеком. Как отец смог отбить ее?

У родителей было две самых близких подруги в жизни - актрисы Театра имени Вахтангова Юлия Константиновна Борисова и Галина Львовна Коновалова. Так вот, Галина Львовна Коновалова, которая меня еще из роддома встречала, после ухода родителей стала моей лучшей подругой. Поэтому все рассказы про маму с папой я знаю от нее.

У нас в семье из-за сдержанности отца не очень принято было как-то изливать душу. Не было у нас таких посиделок из серии «А помнишь…». Мы были очень дружны, любили друг друга, у нас была какая-то взаимосвязь, теплота дома, но каждый должен был заниматься своим делом. Меня не допускали, даже когда я стала постарше, до каких-то разговоров между отцом и матерью. Мне не рассказывалось про какие-то проблемы, я уже не говорю про семейные тайны. Многое я узнала от Галины Коноваловой. В частности, историю знакомства отца с матерью.

Мама тогда была звезда в театре, молодая актриса, много играющая, красотка номер один в городе Москве, шикарно одевающаяся в какие-то невероятные шубки, носящая широкополые шляпы. Сегодня очень много звездочек, звезд. А тогда их были единицы, фильмов-то выходило на экран мало.

Мама снялась в «Небесном тихоходе», в нее безумно был влюблен Марк Бернес, там была какая-то страсть нечеловеческая. За ней ухаживал Леонид Утесов, Александр Вертинский одаривал своим вниманием. И она просто летела по жизни. Ее мужем был Николай Крючков, великий актер. В общем, она была королевой. И тут появился отец. Мама, кстати, старше его на три года.

А надо заметить, что папа приехал в Москву из глухой сибирской деревни. Именно глухой - я там бывала, так что знаю, о чем говорю. Да, папа успел отучиться в театральном училище. Но он не отесался. И главное, не разбогател. Он был нищ, как церковная крыса. В прямом смысле этого слова. Жил в общежитии и питался либо посылками из дома - это уже папа мне рассказывал, либо ходил на рынок со своими друзьями, молодыми актерами, и пробовал у всех капусту квашеную. У одного попробовал, у другого, у третьей попробовал, у четвертой - и, в общем, наелся.

В театре он появился в каких-то невзрачных и единственных штанах, какой-то рубашонке - я все это по фотографиям уже потом поняла. И сразу влюбился в маму. Она, естественно, его не замечала. Ну кто же заметит маленькую серую мышь, которая где-то там бегает.

Прошло какое-то время. Галина Львовна рассказывает: «Меня Алла подзывает и говорит: “Слушай, иди-ка сюда. Вон, видишь там, на сцене, парень?”. Я отвечаю: “Ну, вижу”. Алла спрашивает: “И как он тебе? Никак? А я с ним живу”».

Что она углядела в отце, не знаю. Они долго прожили вместе до свадьбы. И поженились в 1959 году, когда мама уже была беременна мной. Как она поняла его мощь, как доверилась его надежности мужской, как он ее завоевал - история умалчивает.

Отец был, безусловно, верным человеком. На нем просто крупными буквами с юности написано было, что он как железобетонная стена, на него можно положиться - то, чего сейчас практически у мужчин не осталось.

Была ли у них ревность? Я ее не видела. Он целовался с огромным количеством женщин в кадре, в него была влюблена Элина Быстрицкая, его обожала Людмила Зыкина. Нонна Мордюкова вообще умирала, так хотела быть женой Михаила Александровича.

Мама все это знала. Но, во-первых, она считала себя королевой, прежде всего внутренне. И потому ревновать к кому бы то ни было ей казалось смешно. А потом, мать же была актрисой, прекрасно понимала, что такое партнер в театре или в кино. Она была очень умной женщиной. Именно - очень умной.

Но в народе, конечно, ходили разные сплетни, слухи. Я однажды поймала такси и говорю: «Мне на Пушкинскую. Там есть дом, где находится кафе “Лира”». Таксист оборачивается: «Да, знаю, актерский, в нем Ульянов живет». Я отвечаю: «Да, наверное». А таксист продолжает: «А вы знаете, у него такой роман с Борисовой! Они же все время вместе!».

Как нужно было на это реагировать? Мы потом посмеялись.

Я сама актрисой не стала. Хотя росла в актерской семье. Естественно, с детства болталась по театру и за кулисами. И для меня поступление в театральное был нормальным путем, знакомая колея, и мысли свернуть в сторону просто не возникало. Да мне и нравилось это.

Когда пришла пора поступать, меня подозвал отец: «Ты кем хочешь быть?». Не дословно, конечно, так спросил, но суть заключалась в этом. Я отвечаю: «Хочу быть актрисой, папа». А он вдруг произносит: «Ты знаешь, Лена, я считаю, что не надо тебе быть актрисой».

Мы сидели в кабинете, говорили. И так как у меня не было яростного желания становиться актрисой, то я стала прислушиваться к его аргументам. И в итоге поняла, что отец прав. Он не просто сказал «Нет, я не разрешаю», а со свойственным ему мудрым - а он очень мудрый человек был - доскональным, логическим подходом очень четко разложил мне по полочкам всю аргументацию: почему не надо быть актрисой, почему он мне это не советует. И это было настолько убедительно для меня, 15-16-летней, что я с ним согласилась.

Как-то, уже после ухода отца, была о нем передача. Друзья позвонили мне: «Включай телевизор». Я включила и попала на эпизод, в котором шла речь о том, как Михаил Ульянов «испоганил жизнь своей дочери». В качестве иллюстрации этого нелепого вывода телевизионщики представили историю, как я не стала актрисой.

Абсолютная глупость. Да, я стала не актрисой, а художником. И очень этому рада. Все, чего возможно было добиться, я сделала сама, отец мне никогда не помогал. И всю жизнь я говорю про себя: «Папа, спасибо тебе огромное, что ты тогда меня убедил». Потому что из меня бы получилась очень средненькая актриса. Меня всю жизнь сравнивали бы с отцом и всегда - не в мою пользу. И вот тогда жизнь у меня была бы действительно сломана.

Говорят же, что бомба в одну воронку два раза не падает. Хватит одного актера с фамилией Ульянов. Я безмерно благодарна отцу за тот разговор и до сих пор низко кланяюсь ему в ноги.

Какой главный урок преподал мне отец? Сложно сказать. Потому что ничего он мне не преподавал, а основное воспитание заключалось именно в разговорах с ним. Учить он меня не учил - это делай, а это не делай. Нет, я была, конечно, не подарком в детстве, а уж в юности, я бы даже сказала, совсем не подарком. И, конечно, он иногда на меня повышал голос, говорил, что я позорю его имя. Но нравоучений не читал, были беседы.

Он вызывал меня в свой домашний кабинет и говорил: «Начинаем проработочку». Не орал, не кричал, а приводил массу аргументов, уходя в какие-то исторические экскурсы, доказывал, что я категорически не права в своем поведении. И я все понимала…

Когда он уже уходил, это был страшный момент в моей жизни. Я была очень близка с отцом всю жизнь. С мамой близости было меньше, хотя у нас сложились прелестные отношения, особенно во второй половине ее жизни. А с папой случилось действительно кровное родство, ниточки какие-то нас соединяли, мы друг друга понимали без слов. Этого не объяснишь.

Мы долго вместе боролись с его болезнью. В конце концов, он оказался в реанимации, куда я приходила постоянно, меня без разговоров пропускали.

Папа уже несколько дней находился без сознания. В тот день я была дома и подумала: надо бы к отцу съездить. Ну просто съездить, постоять возле него. И тут вдруг звонит Лиза, моя дочь, и спрашивает, что я делаю. «Думаю поехать к деду», - отвечаю. Мы его, когда Лиза родилась, стали звать дедом. Она его звала дедулином, а я и мама - дедом, и ему это очень нравилось.

И тут Лиза предлагает: «А поехали вместе». Я даже удивилась - дочь вообще больниц сторонится, у нее к ним какое-то боязливое отношение.

И мы поехали. Пришли, постояли возле его постели. И тут я вдруг поняла, что он мучается. И неожиданно для себя сказала: «Слушай, пап, ну вот смотри - и Лизка здесь, и я. Да и в целом все хорошо, и правнуки у тебя родились». Надо сказать, что за три недели до этого Лиза родила двойню - девочку и мальчика.

«Ничего, пап, справимся, иди, не майся…» Сказала все это, мы еще постояли, поплакали и уехали. А через час мне позвонила врач из реанимации: «Все, Елена Михайловна, ушел».

О том, что было потом, помню плохо. Первые полгода после смерти отца - для меня такой белый лист. Как-то жила, что-то делала. А потом родилась идея фонда «Народный артист СССР». И жизнь словно началась заново.

Вообще, после ухода отца у меня такое ощущение, что меня кто-то по жизни ведет. Раньше такого не было, вроде сама и сама. А сейчас чувство, словно плывешь по какому-то течению, и тебя кто-то немножко подталкивает, поправляет, направляет. И вот эта история с фондом…

Где-то через полгода после ухода отца на Патриарших прудах ночью я столкнулась с Александром Филиппенко. Ну, привет - привет. Он спрашивает, как я. Я ответила, что никак. И Саша вдруг предлагает: «А сделай фонд имени отца. Он все-таки это заслужил, наверное». Сказал, и мы разбежались. А потом все завертелось, и еще через полгода я была президентом Благотворительного фонда «Народный артист СССР» имени Михаила Ульянова.

Я подумала: отец всю жизнь всем помогал. У него на стене в передней висел такой листик - списочек добрых дел назывался. И там было написано: Иванова - в больницу, Петрова - в санаторий, Сидорову - квартиру, этому - то, тому - это, кому-то билеты, кому-то еще что-то. И так до бесконечности. И он ходил и за всех просил. Только, пожалуй, за меня никогда не ходил, потому что так меня воспитывал. И вот, наверное, единственное, что он мне всегда внушал: «Ты должна быть самостоятельной». Ну, я и стала самостоятельной.

Когда появился фонд, я понимала, что он должен быть артистическим и помогать старикам. Потому что в последние особенно годы старики-актеры мучаются, зачастую у них безумно тяжелая жизнь - я это все видела. И это трагедия для каждого из них, потому что похожую трагедию переживал отец - не в такой степени, как большинство сейчас живущих, но все равно переживал.

Я рада, что могу быть полезной. Не всем, конечно, это просто невозможно. Но если хоть кому-то в этой жизни помогу, хоть немного сделаю ее лучше - значит, все не зря.

И еще, через эту ниточку помощи старикам я чувствую связь с отцом. И, думаю, эта связь взаимна…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

Из книги Илья Николаевич Ульянов автора Трофимов Жорес Александрович

Основные даты жизни и деятельности И. Н. Ульянова 1831, 14 июля - В семье астраханского портного Николая Васильевича Ульянова и его жены Анны Алексеевны (урожденной Смирновой) родился сын Илья.1843, 7 сентября - Илья Ульянов после окончания уездного училища поступил в

Из книги Ленин в жизни автора Гусляров Евгений

НАЧАЛО: ОТ УЛЬЯНОВА ДО ЛЕНИНА Реальный Ленин? Это нереально, это несвоевременно! Еще слишком бушуют страсти, еще слишком тянется психика к безмерно, циклопически грандиозному в положительном или отрицательном смысле, чтобы могла соблюдаться в оценках мера вещей. Тем

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

УЛЬЯНОВА Инна УЛЬЯНОВА Инна (актриса театра и кино: «Карнавальная ночь» (1956; гостья на празднике), «Цветы запоздалые» (Калерия Ивановна), «В Москве, проездом…» (официантка) (оба – 1970), «Чудак из пятого «Б» (1972; учительница пения Марья Николаевна), т/ф «Семнадцать мгновений

Из книги Розы на снегу автора Кринов Юрий Сергеевич

Елена Зимина УРОКИ МУЖЕСТВА Отложив стопку тетрадей в сторону, Елена Александровна, улыбаясь, рассказывает о вчерашней поездке к матери:- Вообще получилось немножко забавно. По дороге наш автобус сломался. А было уже темно, да и снегу поднавалило. И все же решила

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Антиюбилей М. Ульянова Ну что сказать мне вам, Ульянов, Повторы, знаю, слушать лень, Что вы полны идей и планов, Газеты пишут через день. А вот о чем они молчали, Об этом я вам расскажу, Позвольте коротко вначале Простые факты изложу. Вот вы недавно были в Штатах, Беседы с

Из книги У стен Ленинграда автора Пилюшин Иосиф Иосифович

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Перед судом (По поводу статьи Н. Ульянова «Десять лет») В своей пространной статье «Десять лет»* [ «Русская мысль». 1959. № 1328, 1330, 1331. (Перепечатка из «Н<ового> р<усского> с<лова»>.)] Н. Ульянов, отмечая свойственное русской литературе ритмическое чередование эпох

Из книги Дмитрий Ульянов автора Яроцкий Борис Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. И. УЛЬЯНОВА 1874, 4 августа - В Симбирске в семье директора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова родился сын Дмитрий.1883 - Поступил в Симбирскую гимназию.1887 - После казни старшего брата Александра вместе с

Из книги Шарлотта Корде автора Морозова Елена Вячеславовна

Из книги Другой Ленин автора Майсурян Александр Александрович

Основные даты жизни Владимира Ульянова (Ленина) (до февраля 1918 года приводятся по старому стилю)10 (22) апреля 1870 - родился.Август 1879 - поступил в классическую гимназию.12 января 1886 - скончался отец, Илья Николаевич.1 марта 1887 - арестован старший брат, Александр Ильич.8 мая 1887

Из книги Королевы смеха. Жизнь, которой не было? автора Капков Сергей Владимирович

«Я человек, ироничный и в лирике, не очень интересна» Инна Ульянова Сообщение о смерти Инны Ульяновой в июне 2005 года шокировало дважды. Сначала – самим фактом, а днями позже – шумихой вокруг завещания актрисы и ее последними днями. Свои и чужие в прямом эфире начали

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Сын Лев и дочь Елена Павел Николаевич Лукницкий. Из дневника:АА (Ахматова. – Сост.) и Николай Степанович находились тогда в Ц. С. (Царском Селе. – Сост.). АА проснулась очень рано, почувствовала толчки. Подождала немного. Еще толчки. Тогда АА заплела косы и разбудила

Из книги Александр Ульянов автора Канивец Владимир Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. И. УЛЬЯНОВА 1866, 31 марта - В Нижнем Новгороде в семье преподавателя гимназии Ильи Николаевича Ульянова родился сын Александр.1869 - Летом Саша с матерью и сестрой Аней ездил на родину отца, в Астрахань.И. Н. Ульянов получает место

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

ВЕРА УЛЬЯНОВА. И. Л. Андроников и лермонтовские «Тарханы» В июле 2011 года в музей-заповедник «Тарханы» от тамбовского коллекционера С. Н. Денисова поступило несколько интересных предметов. При этом, как это часто случается в процессе поиска и сбора музейных предметов,