Логоритмика в школе конспекты занятий. Конспект для занятия по логоритмике


Введение.

Издавна движение использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. И лечебная физкультура, и кинезитерапия (лечение движением) – предполагают использование разных форм и видов движения, естественных моторных функций человека. В эту же стихию попадает и лечебная ритмика, одним из более узких разделов которой, является логоритмика; она, в свою очередь, состоит из трёх основных компонентов: музыка, движение, речь.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Пособие содержит несколько видов сюжетно-игровых занятий, которые у большинства детей вызовут положительные эмоции, а педагогу помогут направить энергию детей в нужное русло. Творческий подход к занятию побуждает детей к выполнению разных форм работы на занятиях логоритмикой (и не только), и тем самым позволяет наиболее эффективно развивать: речь детей, корректировать речевые дефекты, развивать моторику, чувство ритма, темпа и др. Объединение занятий едиными сюжетами способствует большей организованности детей, проведению ассоциативных связей, и вызывает у них интерес к предмету.

Время проведения одного занятия 20-30 минут, и сложно уместить в его рамки множество видов работ на логоритмике. В связи с этим, был разработан особый план проведения занятия, где равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка, сконцентрированы все необходимые формы работы, выстроена удобная динамика хода занятия и осуществлено логическое обрамление.

Примерный план группового занятия.

Марш-разминка.

Пальчиковая гимнастика и игры.

Упражнения для развития АР аппарата, мимики, комплекс дыхательной гимнастики.

Общая моторика, музицирование на инструментах, подвижные игры.

Комплекс движений на расслабление, итоги занятия.

Марш-заключение.

Урок №1. «Поможем Снеговику».

Цель: знакомство с основными видами деятельности игровой логоритмики для детей .

Реквизит: 1вместительнаякоробка, игрушка – снеговик или картинка с изображением снеговика, 7 картонных навесных замков, 7 ключей к ним, карточки с изображением кошки или котят, жука, медведя и зайцев. Записка.

Музыкальные инструменты : Бубны по количеству участников.

Сюжет : «Ребята, сегодня к нам на занятие придёт гость – Снеговик! Вот только он почему-то задерживается. Сейчас я посмотрю, может, он уже здесь? Никого нет, вот только коробка какая-то. Что это? Какая-то записка… (читает). Да…. Боюсь, что с нашим Снеговиком случилась беда. Вот записка, а в ней написано, что его заколдовала Колдунья. Она разозлилась, потому что мы её не пригласили, и заколдовала нашего Снеговика! Теперь он здесь, в коробке, под семью замками. Но мы сможем спасти Снеговика, если найдём 7 ключей к этим замкам; а мы это сможем сделать, только - когда выполним 7 заданий. Здесь они все перечислены. Ребята, давайте спасём Снеговика!»

План – схема занятия.

Вид задания

Задачи

Время

Марш-разминка.

Слушание музыки.

Песенка с движениями.

Формировать навык координации между словом (пением), движением и музыкой (ритмом). Развивать активность и подвижность пальчиков, кистей рук.

Пальчиковая сказка.

Развивать активность, подвижность пальчиков. Развивать воображение.

Коррекционная песенка.

Автоматизация произношения звука «Ж» в слогах, словах (в пении).

Музыкально-ритмическая групповая игра.

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; выразительно передавать образ.

Дыхательная гимнастика.

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением гласных «А», «О», «Э», «И», «У» и выполнением гимнастических элементов.

Марш-заключение.

Придать целостность занятию.

«Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов, (либо «Детская полька», М.Глинка);

Мелодия народной песни «Ах вы, сени»;

«Котятки», О.Салдина;

«Жук», Е.Макшанцева;

«Заинька, поскачи», русская народная песня; «Медведь», В.Ребиков;

«Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: «Вот и выполнили мы все задания. Какие молодцы! Что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы детей.) А теперь давайте откроем замки! (Открываем; достаём Снеговика, но он молчит). Наверное, он так испугался, что растает в тепле; устал сидеть взаперти - так, что не может говорить. Давайте с ним попрощаемся, и он пойдёт на улицу, на мороз. До свиданья!»

Урок №2. «Путешествие в страну весёлых музыкальных инструментов».

Цель: закрепление названий музыкальных инструментов и способов звукоизвлечения на них; в игровой форме провести основные виды деятельности логоритмики для детей младшего возраста .

Реквизит: Карточки с изображением музыкальных инструментов – бубна, барабана, гудка. Эти же музыкальные инструменты - по количеству детей в группе.

Сюжет: «Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие! Как вы думаете, куда? В одну волшебную страну – Страну Весёлых Музыкальных инструментов. Пойдёмте скорее, нас давно уже ждут в гости…» Далее дети подходят к «домикам» инструментов, рассматривают картинки, слушают рассказы об этих инструментах; затем предлагается показать «хозяевам»- инструментам «сюрприз»: выполнить музыкально-ритмическое задание с использованием на практике этих инструментов. Например, подойдя к «домику бубнов», дети поют песенку и играют на бубнах, и т.д.

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в волшебную страну, чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание музыки .

(дети приходят в домик к бубнам; отражают ритм музыки – «помогают».)

Учиться определять характер музыкального фрагмента, его жанровую основу; выделять сильную долю такта хлопками в ладоши, ударами в бубен.

Танец с бубнами .

(предложить детям показать сюрприз для жителей дома бубнов)

Отражать ритм музыки в движении.

Песенка-показ .

(эта песенка - сюрприз для барабанов.)

Отражать ритм музыки в движении, подпевать мелодию педагогу.

Музыкально-ритмическая групповая игра с гудочками.

(придя в дом к гудочкам, - предлагается с ними поиграть, используя игру на них же. )

Учиться отражать жанровые особенности музыкальных фрагментов в движении; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и молчанием.

Дыхательная гимнастика .

(всем пора отправляться назад, нужно присесть, отдохнуть на дорожку.)

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать целостность занятию.

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов или «Полька» М.Глинки;

2. «Марш» As-dur, Ф.Шуберт;

3. «Полька» D-dur, Л.Кёлер;

4. «Барабанщик», О.Салдина;

5. «Заинька, поскачи», русская народная песня;

6. «Медведь», В.Ребиков;

7. «Ноктюрн В-dur», Ж.Филд;

Сюжет: « Ребята, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? Какие инструменты нам встретились сегодня? А на каких инструментах вам понравилось играть больше всего?»

(Выслушать ответы, высказать и своё мнение; попрощаться.)

Урок №3. «Мама для Мамонтёнка».

Цель: провести основные виды работ по логоритмике; совершенствовать пространственное представление о собственном теле, координацию движений под музыку.

Реквизит: карточки-картинки с изображением героев мультфильма «Мама для Мамонтёнка»; акулы (с пастью) из картона; картонные или пластмассовые съедобные и несъедобные предметы. (Например: колбаски, сосиски, рыбки, бублики, яблоки, кубики, машинки, мячики и т.д. Всё - небольшого размера.)

Сюжет: «Дети, вы смотрели мультфильм про то, как Мамонтёнок искал свою маму? Помните, как долго он плыл на льдине? И как ему было грустно одному справляться с трудностями? Смотрите, у меня в руках волшебная палочка. И сейчас с её помощью мы отправимся к Мамонтёнку и поможем ему побыстрее найти свою маму!»

План - схема занятия.

Вид задания - (сюжет).

Задачи .

Время .

Марш-разминка .

(дети идут в сказку, и чтобы им не было скучно, - они выполняют задания: поднять руки, идти на носочках, на пяточках и т.д.)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(дети «пришли», присели, но Мамонтёнка не видно. Вдруг они слышат музыку…)

Узнать мелодию знакомой песенки, сопоставить её с сюжетом; выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Речевая игра с движениями.

(дети попали на Льдину Ветров)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться.

Музыкально-ритмическая игра.

(дети попали на ЛьдинуМорозов)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, ритмично двигаться под музыку, чувствовать смены фрагментов. Развивать творческую активность.

Подвижная игра.

(на пути детям попадаются акулы…)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, внимательность.

Дыхательная гимнастика.

(«а теперь нужно отдохнуть перед дорогой назад»)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Предлагаемый музыкальный материал:

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Детская полька», М.Глинка;

2. «Песенка Мамонтёнка» из м/ф. «Мама для Мамонтёнка» - аудиозапись;

3. «Дождик», Г.Свиридов;

4. Мелодия русской народной песни «Яблочко»;

Сюжет: Ну, вот и встретились Мама и Мамонтёнок! И вы этому очень помогли; давайте вспомним, что же мы сегодня делали? И что вам больше всего понравилось? (Выслушать ответы, попрощаться )

Урок №4 « Соберём картинки, сбежавшие из книжки».

Цель: провести основные виды работ на логоритмике в игровой форме;

Реквизит: «книга без картинок» - пустые листы бумаги, сложенные в форме книги; карточки - картинки (малыш, дерево, бубен, пенёк). Музыкальные инструменты: бубны по количеству детей в группе.

Сюжет: « Дети, сегодня со мной случилась странная история. Я решил(а) показать вам картинки, открыл(а) книгу – смотрю, а из неё куда-то исчезли картинки. Это какое-то волшебство! Смотрите, и книжка стала такой печальной, ей скучно без своих картинок. Далеко они убежать не могли, и я думаю, что все картинки где-то здесь, в кабинете. Поможете мне найти их?» Далее – обращаем внимание детей на заранее приготовленные и спрятанные по залу картинки. Предлагаем выполнить задание, связанное с изображениями на этих картинках. Например, картинке «дерево» будет соответствовать задание, в сюжете которого есть деревья, и т.д.

План-схема занятия:

Вид работы – (сюжет)

Марш-разминка .

(дети отправляются на поиски, а чтобы им было веселее идти, - маршируют под музыку)

Организовать внимание, «разогреться», формировать навыки: ритмичной ходьбы под музыку марша; подскоков – под музыку польки. Учиться реагировать на смену характера музыкальных фрагментов; двигаться синхронно друг с другом.

Слушание.

(картинка-« малыш танцует»; мелодия «петушок»)

Узнать мелодию знакомой песенки, выделить сильную долю такта музыки – хлопками в ладоши, на бубнах.

Песенка с движениями.

(картинка – «малыш»; песенка «у меня есть ножки»)

Развивать моторику, закреплять пространственные представления о своём теле; формировать навык ритмичного движения и ансамблирования.

Речевая игра-представление.

(картинка – «дерево»; игра «ветер дует»)

Развивать пространственные представления о своём теле, моторику, синхронно двигаться в группе.

Песенка с игрой на музыкальном инструменте

(картинка- «бубен»; песенка «мы идём, идём, идём»)

Учиться отражать жанровые особенности музыки посредством игры на бубнах; чувствовать форму произведения и отражать её понимание в чередовании игры на инструменте и пением.

Дыхательная гимнастика.

(«пенёк»; сели на пенёк, отдохнули)

Формировать навыки правильного дыхания, сочетать их с произнесением звуков, слогов, слов.

Марш-заключение .

(дети отправляются назад…)

Придать занятию логическую завершённость.

Сюжет: После того, как все картинки собраны, подводим итоги занятия. Узнаём, что детям больше всего понравилось, вспоминаем - что делали, какие картинки видели; прощаемся.

Предлагаемый музыкальный материал :

1. «Детский марш», С.Прокофьев; «Итальянская полька», С.Рахманинов;

2. Мелодия народной песни «Два весёлых гуся»;

3. Песенка с элементами музицирования на бубнах «Мы идём, идём, идём», Тиличеева;

Наталья Четина
Конспект занятия по логоритмике детей 3–4 лет

Конспект занятия по логоритмике детей 3-4 лет

«Бобровый пруд»

(по мотивам рассказа Н. Сладкова)

Задачи :

Коррекционные :

Развитие речевого дыхания.

Развитие двигательных возможностей артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха.

Обогащение словаря.

Оздоровительные :

Укрепление костно-мышечного аппарата.

Развитие координации движений.

Формирование правильной осанки,

Развитие ловкости, силы, выносливости.

Воспитательные :

Воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать ритмическую последовательность.

Развитие художественно-творческих способностей при перевоплощении.

Воспитание волевых усилий, мотивации, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

Формирование организаторских способностей.

Ход занятия . Дети заходят в зал под двигательное упражнение «Ножки, ножки бежали по дорожке» .

Ножки, ножки бежали по дорожке. Бегут на носочках друг за другом.

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам. Прыгают с ноги на ногу с продви

Прыг-скок, прыг-скок, жением вперед.

Прибежали на лужок,

Прибежали на лужок,

Сели дружно все в кружок. Садятся на пол, вытянув ноги.

П е д а г о г. Наши ножки бежали, бежали и в лес зеленый прибежали. А в лесу кончается весна, начинается лето! Лето в лесу-пора беспокойная! Все заняты , все торопятся : кто летит, кто бежит, кто ползет.

Двигательное упражнение «Олень»

Вот олень - красавец стройный, Дети ходят с высоким подъемом ног.

Благородный и спокойный. Слегка согнутые в локтях руки подни-

У него рога ветвисты, мают над головой, кисти с раскрытыми

пальцами разворачивают ладонями в

Ноги тонки, ноги быстры. Бегут с высоким подъемом ног.

П е д а г о г. Шум и суета в лесу! Только у ручейка лесного тишина и покой. Обмелел ручей от жары, даже журчать перестал. Только цветы тихо-тихо качают своими головками.

Пальчиковая игра «Цветы»

Утром алые цветки Дети выполняют упражнение «Цветок» ,

Раскрывают лепестки. постепенно все шире разводят пальцы рук.

Ветерок подует Двигают ладонями, сложенными «цветком» , вправо-влево, одновременно шевеля

Цветики волнует. пальцами.

А под вечер все цветки Постепенно смыкают пальцами, выполняя Закрывают лепестки упражнение «Бутон» .

Головой качают, Покачивают «Бутонами» вперед-назад.

Тихо засыпают. подкладывают сложенные вместе

ладони под щеку.

П е д а г о г. Летают над цветами бабочки да жуки.

Гимнастика на дыхание “Бабочка и цветок”

Педагог держит на ладони большой цветок, на котором находятся бабочки. Дети дуют на неё – бабочка “слетает” с руки педагога. Если ребёнок дует не совсем правильно (раздувает щёки, то педагог-логопед исправляет его и просит повторить задание.

Пальчиковая игра «Жуки»

Я веселый майский жук. Сжимают кулачок. Указательный палец

и мизинец разводят в стороны («усы» ).

Знаю все сады вокруг, Шевелят «усами» .

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Фонетическое упражнение. Жук жужжит : ЖЖЖЖ.

Двигательное упражнение «Жуки»

По дороге жук, жук, Бегают на носках, размахивая руками.

По дороге черный,

Посмотрите на него-

Вот какой проворный.

Он на спинку упал, Ложатся на спину и перебирают в воздухе

Лапками задрыгал, руками и ногами.

Крылышками замахал,

Весело запрыгал.

Повторяется 1-й куплет. Бегают на носках в рассыпную.

В конце педагог ловит «жуков» .

П е д а г о г. Но пришел на ручей бобр и начал строить себе дом-хатку.

Натаскал сучков и веток, пучков и травы и комков глины-и перегородил ручей, построил плотину.

Логопедическая гимнастика

на стимуляцию движений нижней челюсти

Движение нижней челюсти вправо-влево, рот открыт.

Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

П е д а г о г. Разлился за протокой большой бобровый пруд. На берегу хатку построил-стал в хатке жить.

Прискакала к пруду лягушка. Каждый вечер гремит там теперь веселый лягушачий концерт.

Игра «Ритмическое эхо»

Педагог прохлопывает ритмический рисунок, состоящий из четвертей и восьмых, дети его повторяют.

П е д а г о г. Разные животные приходят к пруду.

Пошел под мосток серенький коток

В воду хвостик опустил,

Кошкам рыбы наловил!

Наловил колючих ершей.

Пальчиковая игра «Ерши»

Поймал ершей, Сжимают и разжимают пальцы.

Целых пять ершей. Показывают руку с растопыренными пальцами.

Поджарь скорей, Поочередно прикасаются пальцами к большому

Свари скорей! пальцу.

А один ершок- Показывают один палец.

На ухи горшок. Показывают горшок.

П е д а г о г. Стрекозы разноцветные в пятнашки над осокой играют, гоняются за комарами и мухами. Прибежала выдра : днем в норе прячется, ночью рыбу ловит. Зубы у выдры очень крепкие. Дети, покажите свои здоровые и крепкие зубы. (Дети подходят к зеркалу.)

Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» . Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

«Почистим нижние зубки» . Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево, сверху-вниз.

Подвижная игра «Лягушка и комары»

Под музыку «А» -дети-комары «летают» , произнося звук /З/, под музыку «Б» «выпрыгивает» ребенок-лягушка и ловит детей .

П е д а г о г. Ласточки прилетают на пруд купаться. Прилетел большой черный аист - на одной ноге у воды постоять.

Упражнение на равновесие «Аист»

Аист ногу поднимает- Стоят сначала на одной ноге, потом на другой,

Ничего не понимает стараясь удержать равновесие. Рки разводят

И весь день среди ракит в стороны.

На одной ноге стоит.

П е д а г о г. Весело у ручейка стало. Спасибо бобру, всем лесным жителям угодил!

П е д а г о г. Побывали мы на бобровом пруду, а теперь пора домой возвращаться.

Упражнение на развитие внимания «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топните правой ногой,

Топните левой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете домой .

Дети спокойным шагом уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по логоритмике «День матери» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ Тема «День матери» Цель: преодоление речевого,.

Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Родная страна. Русские леса Цель: формирование знаний детей о родной стране, богатстве.

№ 6 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Геометрические фигуры и формы. Времена года Цель: закреплять знания детей о геометрических.

№ 7 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Помощники для мамы. Дни недели Цель: - формировать знания детей о днях недели, развивать.

Конспект занятия по логоритмике в старшей логогруппе «Животные жарких стран» № 3 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Животные южных стран Цель: закреплять знания детей о животных и птицах южных стран,.

Маргарита Ширяева
«Времена года». Конспект открытого занятия по логоритмике

Конспект открытого занятия по логоритмике «Времена года »

Цели и задачи.

1. Обобщение представлений о временах года и типичных явлениях в природе;

2. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме : «Весна» , «Осень» , «Зима» .

3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

4. Развитие фонематических процессов

5. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма;

6. Развитие речевого дыхания;

7. Развитие эмоциональной сферы детей, выражения эмоций с помощью мимики, выразительности движений.

8. Развитие воображения, фантазии.

9. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Используемые средства и приемы :

1. Логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц;

2. Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

3. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха, речевой памяти, координационного тренинга;

4. Музыкальная игра, способствующая развитию внимания, координации движений;

5. Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы;

6. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия :

Организационный момент

Игрогимнастика

Коммуникативная игра

Координация слова с движением

Упражнение для развития речевого дыхания

Игровой массаж

Ритмическая разминка

Упражнение на мелкую моторику

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Подвижная игра

Танец, хоровод

Упражнение на релаксацию.

Организация начала занятия .

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки встают полукругом к гостям.

Логопед : Дети поздоровайтесь с нашими гостями.

Давайте поздороваемся с ручками, глазками и улыбнемся друг другу.

Исполняется коммуникативная игра (по показу логопеда ) сл. и муз. С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

здравствуйте! -потирают ладошку и ладошку

Ласковые ручки наши,

здравствуйте! -гладят по 2 раза по правой, потом по левой ручке

Пальчики сердитые,

здравствуйте! -соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочередно каждую пару.

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! Ритмично хлопают

Наши ушки, наши щечки,

Здравствуйте! Потирают ушки, гладят щечки

Наши локоны и кудри

Здравствуйте! Гладят себя по голове

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! Улыбаются соседу слева, справа

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте! Выполняют поклон головой.

Логопед : дети, а вы любите путешествовать?

Дети : Да

Логопед : Я прочитаю вам стихотворение :

Придумала мать дочерям имена :

Вот - Лето и Осень, Зима и Весна

Приходит Весна зеленеют леса

А лето пришло все под солнцем цветет.

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Логопед : Дети кто такие эти сестры?

Дети : времена года

Логопед : Вот к ним в гости мы и отправимся. Теперь нужно выбрать транспорт, на котором мы поедем. (На поезде)

Логопед : отправляемся в путь. Мы прибыли на первую станцию. Какое же время года здесь живет ? Почему?

Дети : осень, потому что листья желтые, идет дождь, появились лужи

Логопед : да, осень листья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев.

Дети :

листопад

Распевка «Листопад»

Листопад, листопад

Листья кружатся летят

Листопад, листопад

Под ногами шуршат

Координация слова с движением

Листья осенние тихо кружатся

Прямо нам под ноги листья ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружиться хотят Плавно кружатся

Приседают

Водят руками по полу

Плавно кружатся

Развитие речевого дыхания

Листопад (дуем на листья)

Логопед : у Осени мы погостили. Отправляемся в путь дальше. Расселись по вагончикам. Поехали.

Логопед : мы прибыли на станцию. Как вы думаете, к какой из сестер мы приехали.

Дети : К Зиме.

Логопед : да. Стало холодно, пошел снег, на улице сугробы. Мы можем замезнуть. Как бы нам согреться.

Игровой самомассаж

Вот на улице мороз

Ну-ка потрите нос

Ни к чему нам бить баклуши

Ну-ка взялись все за уши

Покрутили, повертели.

Вот и уши отогрели Потерли нос

Грозим пальцем

Логопед : Нос и уши мы отогрели. А про руки и забыли, чтобы наши руки не замерзли, мы наденем варежки или рукавицы.

Ритмическая разминка

Рукавицы

Рукавицы мы оденем,

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились Проводим по тыльной стороне руки

Движение рук из стороны в сторону

Рукопожатие

Фонарики

Логопед : ну вот теперь мы не замерзнем. А скажите, дети, чем мы занимаемся зимой

Дети : играем в снежки, катаемся на лыжах, на коньках, лепим снеговика.

Логопед : а как вы его лепите. Покажите мне и Зиме.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Лепим мы снеговика

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика

Мы катаем снежный ком - вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А на верх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

Снег, ведерко да морковка,

Да уменье да сноровка –

И готов снеговичок. Очень милый толстячок

Логопед : Ребята, а сейчас мы с вами сами превратимся в снеговиков

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук, ног, туловища

Вот стоит снеговик

Он к морозам привык

Солнце припекает –

Снеговик наш тает, тает.

Логопед : да зимой очень весело, но она к сожалению заканчивается и к нам приходит Весна. Отправляемся к ней в гости. Но чтобы весна к нам точно пришла и не заблудилась, мы можем ее позвать, покличем, поаукаем.

Кличем с птицами весну

Кличем девицу – красну

«Приходи – ка поскорей

Нам с тобою веселей»

Игра большой подвижности «Ловишки»

Ау-ау-аукаем, весну приаукиваем,

Весна, весна. Красным - красна!

Весна пришла, свет, тепло принесла!

Весну встречаем, в ловишки играем!

Логопед : Вот и пришла в нам весна. А когда приходит весна как мы это понимаем?

Дети : снег тает, появляются лужи….

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, кап – звенит капель

Приближается апрель

Побежал в саду ручей

Прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают Постукиваем по ладони пальцем

«шагаем» пальцами по ладони

Волнообразные движения руками

Машем руками

Плавные движения рук сверху вниз

Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Логопед : А теперь немного отдохнем

Релаксация

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая

Замедляется движенье, исчезает напряжение

И становится понятно расслабление приятно

Логопед : Ребята наше путешествие подошло к концу. Мы с вами погостили у времен года .

У кого мы гостили?

Дети : У осени, зимы, весны

Логопед : Правильно. А с каким временем года мы не встретились ?

Дети : с летом.

Логопед : Да, это четвертое время года и с ним мы с вами в скором времени встретимся . А теперь пора возвращаться в детский сад.

Конспект логоритмического занятия.

Занятие учителя высшей категории, проведённое во 2 классе «а» Vвида

Худияровой Елены Анатольевны.

ЛОГОРИТМИКА - активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик.

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей . Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша.

Почему – РИТМИКА ? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников форме – ритмических упражнениях и играх.

ОБЪЕКТ НАУКИ - структура речевого дефекта неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

ПРЕДМЕТ: многообразные нарушения сенсорных, психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.


ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

ЗАДАЧИ логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: движения, двигательные умения, психомоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:

Нормализация темпа и ритма речи

Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

Развитие слухового внимания

Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Логопедическая ритмика включает в себя:
* ходьбу в разных направлениях;
* упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
* упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
* речевые упражнения без музыкального сопровождения;
* упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
* ритмические упражнения;
* пение;
* упражнения на развитие мелкой моторики.

Тема занятия: «Встреча друзей».

Цели:

1) Развитие речевого дыхания;

2) Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики;

3) Совершенствование грамматического строя речи;

4) Воспитание выразительности движений

Ход занятия.

Игра – соревнование

  • У нас две команды друзей, которые сегодня нам продемонстрируют то, чему научились на занятиях логоритмики.

Дети садятся за парты, кладут головку на вытянутые перед собой руки. Я включаю музыку «шум дождя».

  • Осень. Мы на лесной поляне. Собираемся большой компанией весело провести вечер, но вот что-то некоторые гости запаздывают…

На доске нарисован костёр, вокруг атрибуты осени (листья, орехи, жёлуди, грибы,…)

Дыхательная разминка:

  • - Если мы заблудились или кто-то потерялся в пути, что мы будем делать?
  • - Будем кричать: А –А-А-У-У-У-УУУУ!!!

Дыхательная гимнастика:

  • Читаю по очереди то одной команде, то другой…

ОВЦА

Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдёт она к избе
И зовёт меня:
«БЕ-БЕ!»

УТКИ

Переваливаясь важно,
В воду прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
В речке плещутся:
«КРЯ-КРЯ!»

ГУСЬ

Шея, словно знак вопроса,
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
«ГА-ГА-ГА!»

КУРЫ

Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаётся:
«КО-КО-КО!»

КОТ

Кот усатый, как разбойник,
Прыгнул через подоконник,
Распугал соседних кур
И мурлыкает:
«МУР-МУР!»

КОРОВА

Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она... в хлеву:
«МУ-МУ!»

СВИНЬЯ

Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она:
«ХРЮ-ХРЮ!»

КОНЬ

На скаку, играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь как скачет:
«И-ГО-ГО!»

КОЗА

Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её:
«МЕ-МЕ!»

ПЁС

У меня учёный пёс -
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он:
«ГАВ-ГАВ!»

Картинки животных располагаем вокруг костра. Каждая команда на свою сторону.

Речевые упражнения с музыкальным сопровождением.

Вот мы собрались все вместе. А что делают люди в гостях? (играют, поют,…)

  • Песенка друзей.
  • Каждая команда поёт по одному куплету.

Ритмическая игра.

№ 1.

А теперь какая группа лучше прохлопает эту песенку…

№ 2.

Но наши гости пришли к нам не с пустыми руками возьмите каждый по одной картинке и узнайте какое слово они вам приготовили. Составьте из этих слов пословицу.

  • Друг познаётся в беде.
  • Старый друг лучше новых двух.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Основное правило этой игры по развитию речи школьников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию - еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину - лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце»...

светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Например, исходное слово «звезда»...

светит звезда;
ярко светит звезда;
на небе ярко светит звезда;
на небе ярко светит весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет лучами весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами ласковая весенняя звезда...

В помощь детям каждый ребёнок своё слово как-то изображает.

Заключительный этап.

«Танец маленьких утят».

Дополнительный материал.

№ 1. Загадки-обманки:

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая... лисица (белка)

Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)

На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)

Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)

В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)

В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)

Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)

По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)

Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)

Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно)

№ 2. Ритмическая игра имитация движений.

Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко

Дети стоят в рассыпную по залу.

  • «Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
  • «Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
  • «Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
  • «Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
  • «А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
  • «В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.

№ 3. Физ/минутка

Соревнование выполнения физ.минуток – кто веселее и дружнее.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

№ 4. Стихотворение с движениями «Гуси»

(музыкальное сопровождение)

Гуси серые летели.

На лужайке тихо сели, Приседает.

Походили. Ходит на носках.

Поклевали. Наклоняет голову вперед.

Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик

№ 5. Я читаю вам стихотворение, а вы произносите звуки, характерные герою…

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у» .

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з» .

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф» .

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь» .

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с» .

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх» .

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль» .

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж» .

№ 6. Загадки с подсказкой:

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)

Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)

Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее:

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)

"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)

Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)

Злая, как волчица. Жжется, как горчица!

Что это за диво? Это же… (крапива)

В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:

Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)

№ 7. Составь словечко.

На доске ветер «раздул» слова, кто составит из слов предложение и прочитает его?


  • Без беды друга не узнаешь.
    Был бы друг, найдется и досуг.
  • Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
    Верный друг лучше сотни слуг.
  • Вражда не делает добра.
    Все за одного и один за всех.
  • Дал слово, держи его.
    Держись друга старого, а дома нового
  • Держись за землю-матушку - она одна не выдаст.
    Для друга и семь верст не околица.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
    Доброе слово лечит, а злое убивает.
  • Добрый друг лучше ста родственников.
    Доносчику первый кнут.
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
    Друг познается в беде.

  • Дружба заботой да подмогой крепка.
    Друзей много, а друга нет.

  • Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
    Как аукнется, так и откликнется.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    Ласковое слово лучше сладкого пирога.
  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
    Назвался другом - помогай в беде.
  • Не в обиду будь сказано.
    Не имей 100 рублей а имей 100 друзей!
  • Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
    От теплого слова и лед тает.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
    Чужому горю не смейся.

Как мы называем такие предложения? (Поговорка).

Кто «простучит» мне свою поговорку?

А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе?

№ 8. Ритмическая игра имитация движений.

  • Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
  • На лужайке тихо сели, Приседает.
  • Походили. Ходит на носках.
  • Поклевали. Наклоняет голову вперед.
  • Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчики.

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 "Детский сад общеразвивающего вида" город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

Педагог:

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

Бум-бум, бум-бум!

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы - попробуй - ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки - прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Педагог:

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

(Дети маршируют)

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

(Поскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка - прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна.)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором - сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором) : Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Сужают круг.

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Расширяют круг.

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!