Вараздат (царь Армении)- последний олимпийский чемпион. История развития бокса


Первым олимпийским чемпионом стал спартанец Коройб (Кореб), который победил в простом беге на один стадий, "дромосе". Бег на один стадий был единственным видом спортивных состязаний на первых тринадцати Олимпийских играх.

Спортсмены Древнего мира. Часть I

Об основании Олимпийских игр Павсаний пишет следующее:

"Относительно Олимпийских состязаний элейские знатоки древностей рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка Идейским дактилям, которых также называли и Куретами. Они пришли из критской Иды, и их имена были - Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Во время шуток и игр Геракл, как старший из них по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины... Идейскому Гераклу первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских. Было установлено совершать их каждые пять лет, так как их братьев было числом пять".

Другие греки считали, что первые Олимпийские игры учредил Зевс в знак победы над своим кровожадным отцом Кроном.

Геракл же, победив жестокого и коварного царя Авгия, только возобновил Олимпийские игры в 776 году до Р.Х., но эти игры стали проводить раз в четыре года.

Считается, что летоисчисление по олимпиадам ввёл историк Тимей в IV веке до Р.Х.

Камень Бибона

В музее Олимпии хранится камень весом в 143,5 кг. На камне выбита надпись:

"Бибон поднял меня над головой одной рукой".

Этот Бибон жил в VI веке до Р.Х.

Пелопс и царь Эномай

В самой же Олимпии считали, что игры учредил Пелопс, сын Тантала, после победы на Эномаем, царём города Писа в Элиде. Это произошло следующим образом.

У Эномая была красавица-дочь Гипподамия, но царь получил предсказание, что он погибнет от руки зятя. Просто отказать большому количеству претендентов на руку Гипподамии Эномай не мог, и он придумал хитрую уловку. Арес, как отец Эномая, подарил ему коней, быстрее которых не было в целом свете. Вот Эномай и предложил женихам жестокое испытание. Если в гонке колесниц от стен Писы до жертвенника Посейдона на Истме, близ Коринфа, победит претендент, то он получит руку Гипподамии; в противном случае жениха ждёт смерть.

Претендентов всё равно оказалось достаточно много. Каждому из них Эномай давал фору: когда жених начинал гонку, царь только приступал к началу жертвоприношения, и лишь потом пускался в погоню. Женихам это не помогало, и вскоре на стенах Писы красовались 12 или 13 голов неудачливых претендентов.

Пелопс тоже влюбился в Гипподамию и согласился участвовать в испытаниях, на условиях Эномая. По одной из версий, в этой гонке самонадеянность подвела Эномая, он не смог догнать Пелопса и от огорчения умер.

По другой версии, Пелопс подкупил царского конюшего Миртила, который перед гонкой не вставил чеку в ось у одного из колёс. Когда Эномай уже настигал Пелопса, колесо соскочило с оси, колесница перевернулась, и Эномай разбился насмерть.

В честь этой победы Пелопс и учредил игры, которые должны были происходить раз в четыре года. Так и возникли Олимпийские игры, а весь полуостров стал по имени героя называться Пелопоннесом.

Когда Миртил пришёл к Пелопсу за обещанной наградой, тот решил сэкономить и сбросил Миртила со скалы в море. Падая, Миртил проклял Пелопса и всё его потомство, но это уже совсем другая история.

Пейседор (Пейсирод) и его мать Каллипатера

Матерью Пейседора была Каллипатера, дочь олимпионика Диагора и родная сестра трёх чемпионов в Олимпии. Она рано лишилась мужа и решила сама тренировать сына в кулачном бою, так как считала, что в её семье об этом предмете знают больше, чем могут дать официальные тренеры.

После многих лет тяжёлых тренировок Каллипатера так подготовила Пейседора, что не сомневалась в его успехе на Олимпийских играх. Но этого ей было мало – она хотела своими глазами увидеть триумф сына. Однако это было невозможно, так как атлеты в Олимпии состязались обнажёнными, и женщины категорически не допускались на стадион. Более того, в дни состязаний женщинам было даже запрещено переходить через реку Алфей. Нарушительницу закона ждала смертная казнь – её сбросили бы со скалы Типейон в пропасть. Наблюдать за играми на стадионе могла только жрица Деметры.

О дальнейшем развитии событий существуют две основные версии: прозаическая и романтическая.

Прозаическая версия. Элиан, например, сообщает, что Каллипатера обратилась к устроителям игр с просьбой разрешить ей присутствовать на играх, когда в кулачных боях будет выступать её сын. Она обосновывала своё право находиться на трибуне тем, что её отец и трое братьев были в своё время увенчаны венками в Олимпии. Зрители поддержали просьбу Каллипатеры, и гелланодики в порядке исключения допустили Каллипатеру на трибуну.

Романтическая версия. Так как Каллипатера ни при каких условиях не могла находиться на трибуне, то она переоделась в мужскую одежду и под видом тренера Пейседора проникла на стадион. Когда Пейседор одолел одного за другим пятерых соперников и его увенчали оливковым венком, Каллипатера не выдержала и бросилась к сыну, чтобы обнять его. Мужской наряд свалился с неё, обман раскрылся, и её по закону должны были бы казнить. Но устроители игр не смогли поднять руку на дочь, сестру и мать олимпийских чемпионов. Каллипатеру простили, однако с тех пор в Олимпии тренеры должны были в обнажённом виде находиться за специальной оградой, чтобы никакая другая женщина не смогла повторить проделку Каллипатеры.

Да, кстати, Павсаний полагает, что ни одну женщину так никогда и не сбросили с Типейона в пропасть.

Бег на Олимпиадах

С 14-ой Олимпиады в программу игр стали включать и двойной бег. Спортсмены должны были пробежать стадий, обогнуть поворотный столб и финишировать на линии старта. Первый венок из ветвей дикой маслины за победу в этой дисциплине получил Гипен из Писеи.

На 15-ой Олимпиаде все спортсмены состязались уже обнажёнными. Это произошло, по словам Павсания, из-за того, что на состязаниях юношей некто Орсипп во время забега потерял набедренную повязку, но победил в своём забеге. После этого случая все спортсмены стали состязаться обнажёнными.
На той же Олимпиаде в программу игр был включён и длинный бег на дистанцию в 24 стадия, победу в котором завоевал спартанец Аканф. Другие говорят, что состязаться обнажёнными спортсмены начали по примеру этого Аканфа.

На 65-х играх в программу состязаний был включен бег с вооружением. Дистанция этих состязаний колебалась от 1 до 4 стадий, а вооружение последовательно сокращалось от полного вооружения гоплита до одного щита. Первую победу в этом виде состязаний одержал гереец Дамарет.

Знаменитые бегуны

Великим спортсменом проявил себя Полит из Карии, который в один день победил последовательно всех соперников в длинном беге, в простом беге на один стадий и, наконец, в двойном беге.

Но его достижение позднее значительно превзошёл Леонид с Родоса, который побеждал в трёх видах бега на четырёх Олимпийских играх подряд. Правда, он побеждал не в длинном беге, а в беге с оружием. Он был единственным атлетом, который завоевал 12 оливковых олимпийских венков, совершив этот подвиг в период со 164 по 152 гг. до Р.Х.


Я уже упоминал о Диагоре в 16-м выпуске Анекдотов и о его внуке Пейседоре – в 550-м выпуске. Однако, читая сообщения древних авторов, следует иметь в виду, что об одних и тех же событиях и людях они часто дают различные версии происшедшего.
Эта особенность древних авторов касается и семейства Диагоридов, о котором я хочу рассказать несколько подробнее.

Спортсмены Древнего мира. Часть II

Если Леонид с Родоса был самым титулованным олимпийским чемпионом древности, то самым прославленным спортивным семейством древности, безусловно, следует считать Диагоридов с того же самого Родоса.

Известно, что сам Диагор дважды побеждал на Олимпийских играх в кулачном бою. Первую победу он одержал на 79-й Олимпиаде в 464 году до Р.Х. К сожалению, у нас нет исчерпывающего списка победителей всех Олимпиад, поэтому мы не можем точно сказать, когда Диагор одержал свою вторую победу.
Кроме того, Диагор побеждал на Немейских, Пифийских и Истмийских играх, то есть на всех крупнейших состязаниях древности, не считая многочисленных побед на более мелких соревнованиях.
В честь этого Диагора Пиндар сложил свою знаменитую 7-ю Олимпийскую оду.

Дальше начинается некоторая путаница с именами, осложняемая тем, что, повторюсь, у нас нет полного списка олимпийских чемпионов древности. Из отрывочных сведений мы знаем, что у Диагора были братья и трое сыновей, которые в разные годы также становились олимпиониками. Называются даже имена сыновей: Дамант, Сосий и Дорией. Ну, Дорией был самым знаменитым из Диагоридов, и о нём я расскажу чуть позже, а два других имени в списке чемпионов отсутствуют.

Павсаний, который лично видел статуи олимпийских чемпионов древности, не вносит ясности в этот вопрос. Он так описывает статуи Диагоридов:

"Они стоят рядом один за другим и расположены в следующем порядке: Акусилай, получивший победный венок за кулачный бой, Дорией, самый младший, победивший в Олимпии в панкратии три раза подряд. Еще раньше Дориея победил в панкратии выступивших против него также и Дамагет. Все они – братья и сыновья Диагора. За ними стоит статуя и самого Диагора, одержавшего победу в кулачном бою в состязании взрослых..."

Попробуйте из этого описания определить, кто - брат, а кто - сыновья!

Из сохранившихся фрагментов списка олимпиоников мы знаем, что Дамагет побеждал на Олимпийских играх в 452 и 448 годах (на 82-й и 83-й Олимпиадах), а Акусилай – в 448 году.
Похоже на то, что Акусилай и Дамагет были сыновьями Диагора, ведь и Павсаний об их победах пишет так:

"Говорят, что Диагор прибыл в Олимпию вместе со своими сыновьями Акусилаем и Дамагетом. Одержав победу, юноши подняли отца и понесли его через все торжественное собрание, причем все эллины засыпали его цветами и называли счастливым в своих сыновьях".

Это, в основном, согласуется и с приведённым мной ранее анекдотом в 16-м выпуске. Кроме смерти Диагора, разумеется.

Получается, что Дамагет, Акусилай и Дорией являются сыновьями Диагора. Как же тогда звали брата Диагора, и когда он победил на Олимпийских играх?
Ответа на этот вопрос я дать не могу. Статую Диагора изваял скульптор Калликл, сын известного скульптора Феокосма, создавшего известную статую Зевса в Мегарах. Следует заметить, что Павсаний часто бывает небрежен в своих сообщениях. Вот что он пишет о внуках Диагора:

"И внуки Диагора – сыновья его дочерей – тоже продолжали упражняться в кулачном бою и одержали победы в Олимпии: в состязании взрослых Эвкл, сын Каллианакта и Каллипатеры, дочери Диагора, а Пейсирод - в состязании мальчиков... Статуя этого Пейсирода стоит и в Альтисе, возле статуи его деда, отца матери".

Но ведь мы уже знаем, что и Пейсирод был сыном Каллипатеры, да и сам Павсаний чуть ранее говорит об этом же. Так о каких же дочерях (во множ. числе) говорит Павсаний? Или это следует отнести на ошибку древнего переписчика? Эвкл победил в кулачном бою в 404 году, на 94-й Олимпиаде. Дату победы Пейсирода мы точно установить не можем. Есть сведения, что Диагор был свидетелем побед и своих внуков, но можно ли им верить – не знаю. Дорией, младший сын Диагора, был самым знаменитым членом этого славного семейства. Он три раза подряд побеждал на олимпийских играх в панкратии: в 432, 428 и 424 годах до Р.Х.
Павсаний сообщает и о других победах Дориея:

"Кроме этих побед в Олимпии, Дорией, сын Диагора, одержал ещё восемь побед на Истмийских играх, на одну меньше этого числа на Немейских играх. Говорят, что на Пифийских состязаниях он получил победу без боя".

Политика вмешивалась в спорт уже в древности. На многих соревнованиях Дорией провозглашался победителем как гражданин южно-итальянского года Фурии, как, впрочем, и Пейсирод. Дело в том, что Родос вначале входил в Афинский морской союз.

Семейство, к которому принадлежал Дорией, ориентировалось на Спарту и способствовало выходу Родоса из-под влияния Афин. Через некоторое время Дорией со своими родственниками и сторонниками был изгнан с острова, и они выбрали местом своего нового поселения город Фурии, что располагался на месте разрушенного Сибариса.
Известно, что через какое-то время Дорией снова вернулся на Родос. Будучи сторонником лакедемонян, Дорией участвовал в войне с афинянами со своими собственными кораблями, но во время сражения он попал в плен и был доставлен в Афины.

Заочно афиняне проклинали Дориея и грозились ему смертью, но когда они увидели этого прославленного человека пленённым, их чувства переменились. Народное собрание постановило отпустить Дориея домой живым и невредимым, хотя он и причинил афинянам много зла. О смерти Дориея сообщает нам древнегреческий историк Андротион. Он говорит, что когда афинский полководец Конон убедил родосцев перейти на сторону персидского царя, лакедемоняне схватили Дориея где-то в Пелопоннесе, доставили его в Спарту, где и казнили за преступный образ действий.

Я не знаю, можно ли доверять этому источнику? Ведь Андротион сам был афинянином.

Спортсмены Древнего мира. Часть III

Расширение программы Олимпийских игр

На 18-х Олимпийских играх в программу состязаний включили пятиборье, пентатл или пентатлон, и борьбу. Победителем в пентатле стал спартанец Лампид, а в борьбе победил другой спартанец – Эврибат.

На 23-ой Олимпиаде были прибавлены состязания в кулачном бою, и победу в нём одержал Ономаст из Смирны.

На 25-х играх в программу состязаний включили бег колесниц, запряжённых четвёркой лошадей, то есть на квадригах. Первым победителем на колесницах стал фиванец Пагонд.

На 33-й Олимпиаде в программу игр включили панкратий и скачки верхом на лошадях. В панкратии победил Лигдамид из Сиракуз, а в скачках победил Кравксид из фессалийского Краннона. Лигдамиду в Сиракузах был поставлен памятник близ каменоломен, а его сограждане утверждали, что Лигдамид силой и ростом был подобен самому Гераклу (который из Фив).

До 37-й Олимпиады состязания проводились отдельно для мужчин и юношей, правда, у нас нет чёткого критерия разделения этих возрастных категорий. На 37-х Олимпийских играх в программу были включены и состязания для мальчиков в беге и борьбе. В беге победил Гиппосфен из Спарты, а в борьбе – элеец Полиник.

В 41-ю Олимпиаду в программу игр включили кулачный бой для мальчиков, и в этих состязаниях победил Филет из Сибариса. Вот вам и изнеженные сибариты!

На 145-х играх мальчики стали состязаться ещё и в панкратии. Тогда победил Федим из эолийской Троады. Однако состязания в панкратии среди мальчиков продержались лишь несколько игр, а потом организаторы олимпийских игр отказались от этого вида соревнований.

Расширяться со временем стала и программа конных состязаний.
На 93-й Олимпиаде в программу игр включили скачки на колесницах, запряжённых двумя взрослыми конями (синорида), в которых победил Эвагор из Элиды.

В 129-ю Олимпиаду добавили синориду на молодых жеребцах, и здесь победил Филистиах из Македонии, а в 131-ю Олимпиаду добавили и скачки верхом на молодых жеребцах, на которых победил Тлеполем из Ликии (по другой версии победил Гиппократ из Фессалии).

Иногда в программу игр включались довольно необычные виды соревнований, которые проводились лишь по несколько раз. Так в 71-ю Олимпиаду была включена апена – это та же синорида, но в колесницу запрягали мулов, а не лошадей.

В 72-ю Олимпиаду включили кальпу; это вид скачки, когда первую часть дистанции всадник преодолевает верхом на лошади, а вторую часть дистанции он бежит рядом с лошадью, держа её за узду. Оба этих вида соревнований были исключены из программы игр уже в 84-ю олимпиаду.

Пентатлон

В олимпийское пятиборье или пентатл (пентатлон) входили бег на один стадий, прыжки в длину, метания диска и копья, а также борьба. Состязания проводились в один день, и для общей победы требовалось выиграть хотя бы три вида состязаний из пяти. Победители в отдельных видах пятиборья оливковых венков не получали.

Фаилл из Кротона и прыжки в длину

Есть чемпионы, имён которых не найти в дошедших до нас списках олимпиоников, но сведения о которых мы находим у нескольких древних авторах.
Одним из них был Фаилл из Кротона, котрый, по утверждению Павсания,

«...два раза был победителем в пятиборье, а третий раз одержал победу в беге. Я укажу, что ему есть статуя в Дельфах. Он, между прочим, сражался с мидянами на своём собственном корабле, куда посадил всех кротонцев, которые жили в Элладе».

Но имя Фаилла вызывает удивление у наших современников не этими достижениями, а тем, что по утверждению древних, на одних из игр он прыгнул в длину на 55 дельфийских стоп, что примерно равняется 16 м 31 см.
Следует сказать, что мы не знаем, как прыгали греки, и не является ли этот результат сумой двух или трёх прыжков.
Впрочем, одно свидетельство заставляет нас усомниться в этом. Дело в том, что, соревнуясь в прыжках в длину, атлеты приземлялись в заполненную морским песком яму длиной 15,25 метра, называвшуюся скаммой. Так вот, по свидетельству Феофраста,

«Сей муж пролетел над скаммой от начала до конца, и, опустившись на твёрдую каменистую землю, сломал левую ногу».

Метание диска

Диск греки метали без вращений, с места и с небольшого возвышения, но некоторые атлеты достигали очень приличных результатов. Так пятиборец Флегий по рассказу Стация перебросил диск через реку Алфей, что составляет около 50 метров. Правда, вес того диска нам неизвестен, ведь на разных состязаниях греки метали диски самого разного веса.

Кулачный бой

Как я уже говорил выше, включили в программу олимпийских игр в 688 году до Р.Х. Первым победителем в этом виде стал Ономаст из Смирны, который и разработал основные правила состязаний для кулачных бойцов.

Кисти рук атлетов, кроме больших пальцев, оборачивались кожаными ремнями. Бить соперника разрешалось только по голове и в лицо, так что многие атлеты выступали в кожаных шлемах. Время боя не ограничивалось.

Весовых категорий у греков не было, только возрастные, поэтому преимущество имели более массивные атлеты. Однако греки больше ценили невысоких бойцов, которые брали верх не грубой силой, а ловкостью.

Одним из таких атлетов и был Гипподам из Элиды. Невысокий спортсмен побеждал на трёх Олимпийских играх подряд.

Другое удивительное достижение совершил его земляк Гиппомах, который победил на играх, не получив ни одного удара от своих соперников.

Прославился и кулачный боец Меланком из Карии, который держал вытянутыми вперёд свои длинные руки, не позволяя сопернику наносить себе удары. В такой манере он мог вести бой несколько часов, пока соперник не выбивался из сил. Славу же Меланкому принесло то, что за всю свою спортивную карьеру он не изувечил ни одного из своих соперников и закончил свои выступления непобеждённым.

Такую же славу приобрёл и кулачный боец Апис, на статуе которого было высечено такое двустишие Луциллия:

«Апис, кулачный боец, никого не поранил,
За это был от соперников он статуей этой почтён».

Замечательные борцы

Среди удивительных достижений древних спортсменов хочется отметить Гиппосфена из Спарты, который победив в борьбе среди мальчиков на 37-й Олимпиаде, победил затем на пяти играх подряд в состязаниях среди взрослых. Его сын Гетемокл не смог повторить достижений отца и победил всего лишь (!) на пяти Олимпиадах.

Древний мир и его спортсмены. Часть IV. Штрафные санкции на играх в Олимпии

Клятва Зевсу Горкию

В элейском Булевтерионе (здание Совета старейшин) стояло изображение Зевса, которое должно было внушать наибольший страх нарушителям правил соревнований. Это была статуя Зевса Горкия (Хранителя клятв), державшего в каждой руке молнию, которыми он поражал нарушителей правил и клятв.
Организаторы Олимпийских игр установили, чтобы сами спортсмены (или как их тогда называли – атлеты), их отцы и братья, а также тренеры клялись возле этой статуи над разрезанными частями кабана, что:

"с их стороны не будет совершено никакого преступления против обычаев и законов Олимпийских состязаний".

Атлеты ещё дополнительно клялись в том, что они в течение десяти месяцев подряд тщательно выполняли все правила тренировок и подготовки к состязаниям.

Также возле этой статуи Зевса Горкия приносили клятву и те, кто отбирал для состязаний мальчиков и жеребят. Они клялись в том, что делали этот отбор по всей справедливости и без подкупа, а всё касающееся испытуемого, - почему он принят или не принят, - они будут хранить в тайне.

Штрафные статуи Зевсов

В древние времена на пути от храма Матери богов Кибелы (Метроон) к стадиону находилась каменная терраса со ступенями. Возле этой террасы стояли медные статуи Зевса, которые были сделаны на те деньги, которые налагались на атлетов, нарушивших правила состязаний.

Вот несколько примеров того, за что налагались штрафы на участников состязаний.

Первый подкуп атлетов

Первые шесть статуй поставили в 98-ю Олимпиаду в 388 году до Р.Х. Тогда фессалиец Эвпол, выступавший в кулачных боях, подкупил деньгами победителя предыдущих олимпийских состязаний Формиона из Галикарнаса. Этого Эвполу показалось мало, и он дал деньги выступавших с ним вместе Агетоу из Аркадии и Пританиду из Кизика. Узнав об этой проделке, элейцы наложили штрафы не только на Эвпола, но и на тех, кто получал от него деньги. На эти-то средства и были поставлены первые шесть статуй Зевса, которые местные жители называют Занами.

В древности считалось, что это было первое преступление, которое совершили атлеты на олимпийских играх против правил соревнований.

Строптивые афиняне

В играх 112-й олимпиады в 332 году до Р.Х. афинянин Каллипп, собиравшийся выступать в пятиборье (пентатлоне или пентатле), подкупил всех своих соперников. Элейцы, естественно, наложили денежные штрафы как на Каллиппа, так и на тех, кого он подкупал. Афиняне решили, что с ними поступили несправедливо и прислали самого Гиперида (390-322), одного из десяти славнейших ораторов Греции, чтобы он убедил элейцев сложить с афинян штраф.

Элейцы отказали афинянам в их просьбе, на что те с пренебрежением заявили, что не будут платить штраф и не будут больше участвовать в Олимпийских играх.
Несколько позже дельфийский оракул сказал посланцам афинян, что он не будет давать им никаких предсказаний, пока они не заплатят наложенный на них элейцами штраф. Пришлось афинянам раскошелиться, и на эти деньги были сделаны ещё шесть медных статуй в честь Зевса.

Отец-взяточник

Во время игр 192 Олимпиады в 12 году до Р.Х. за победный венок в борьбе должны были сойтись элеец Поликтор и Сосанид из Смирны. Отец Поликтора по имени Дамонид очень хотел, чтобы победа на этих играх досталась его сыну, и он дал взятку Сосандру-отцу.

Когда гелланодики узнали об этой сделке, то они наложили штрафы не на сыновей, а на отцов, которые решились на такой бесчестный поступок. И на этот штраф были поставлены статуи.

Штраф за трусость

В 25 году по Р.Х. на играх 201 Олимпиады был наложен единственный в своём роде штраф за всю историю Олимпийских игр – за трусость.
Панкратист Сарапион из Александрии, но не Египетской, настолько испугался своих соперников, с которыми он вместе тренировался, что за день до объявления о начале состязаний в панкратии собирался сбежать из Олимпии.
Так возле террасы появилось ещё несколько статуй.

Опоздание и строптивость

На играх 218-й Олимпиады в 93 году по Р.Х. был оштрафован кулачный боец Аполлоний из Александрии Египетской по прозвищу Рантес. Это был первый египтянин, на которого элейцы наложили штраф. Но наказали Аполлония не за подкуп соперников, а за то, что он прибыл в Олимпию позже назначенного срока. Элейцы на основании своих законов не внесли его в списки соревнующихся и не допустили до состязаний.

Аполлоний стал оправдываться тем, что у Кикладских островов его корабль был задержан встречными ветрами. Однако Гераклид, тоже из Александрии, показал, что Аполлоний опоздал потому, что останавливался в Ионии, зарабатывая деньги на состязаниях.

Элейцы отстранили от состязаний Аполлония и всех спортсменов, которые опоздали в Олимпию к назначенному сроку, так что Гераклид получил масличный венок за победу на играх "без пыли", то есть без состязаний.
Тогда Аполлоний надел на руки ремни, как для боя, и напал на Герклида, на которого уже надели масличный венок и он, таким образом, уже находился под защитой гелланодиков.

Такой легкомысленный и строптивый поступок обошёлся Аполлонию в достаточно круглую сумму.

Подкуп во время схватки

В 125 году по Р.Х. на играх 226 Олимпиады уже во время финального боя кулачных бойцов стало известно, что Сарапаммон предложил взятку Дидасу, и тот согласился принять её. Оба спортсмена были из египетского нома Арсиноитой. Спортсменов немедленно дисквалифицировали и оштрафовали, и на эти деньги воздвигли ещё две статуи Зевса.

НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

Пифагоровы штаны На все стороны равны.

Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?

Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе. Другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявшего приемы борьбы и кулачного боя. – Прим. ред. ), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Верить ли Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?

В датах также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 году до н. э. А в его биографиях самый ранний год рождения – 586. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!

Авторами этой путаницы стали доблестные христианские монахи-«историки», благодаря которым до нас в оригинале не дошел ни один древнегреческий текст. Только изложения на латыни с пометками «клевета и богохульство». Память о языческих Олимпийских играх вытравлялась очень старательно.

Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы. И называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и семью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.

С воспитанниками пифагорейской школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибли большинство пифагорейцев. Это два.

Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом. Что подтверждают примеры Платона , Архимеда и все того же Плутарха. Это три.

И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПИФАГОР

Родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна.

Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию «музыки сфер». Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца.

Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья («Ионийский учитель»).

Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.

Вараздат последний олимпийский чемпион древнегреческих Олимпиад и единственный иноземец, ставший олимпиоником. Армянские историографы описывают Вараздата как сильного человека, победившего на Олимпийских играх (291-е игры Олимпиад древней Греции, 385 год нашей эры.

"Победитель Олимпийских игр античности - олимпионик Вараздат, сын Аноба из города Артаксаты (Арташата), бывшей столицы Армении, - лицо не вымышленное. Этот выдающийся атлет и государственный деятель жил во второй половине IV века нашей эры.

История донесла до нас немало подробностей из жизни этого незаурядного человека, удостоившегося короны армянского царства. Ему посвящено множество страниц в произведениях целого ряда древних авторов Рима, Греции и Армении, а в более поздние времена - и некоторых других стран.

В исторических трудах, упоминающих Вараздата, немало разночтений. Единодушие, наблюдающееся у историков при описании подвигов Вараздата, атлета и поединщика, исчезает при оценке его деятельности на армянском престоле. Одни считают его никудышным и недостойным царем, не сумевшим разобраться в дворцовых интригах. Другие видят в Вараздате патриота, мужественного и честного правителя, неудачи которого были предопределены обстоятельствами.

Вараздат был блестящим кулачным бойцом. Об этом свидетельствует не только факт его победы на Играх в Олимпии. Существует и косвенное, но весьма красноречивое доказательство его мастерства. Описывая Вараздата, древние авторы подчеркивают, что ему удавалось сохранить приятную наружность. А это было нелегко, так как удары кулаков, охваченных грубыми кожаными ремнями, оставляли на лице неизгладимые шрамы, уродовали его. Следовательно, он побеждал, почти не получая ударов. Так мог побеждать только атлет высокого класса. Вараздат был, несомненно, таковым.

Став царем, Вараздат проявил себя мужественным государственным деятелем, истинным патриотом. Его решения и поступки опровергают утверждения некоторых древних армянских историков о том, что он стремился поставить свою страну в зависимость от Персии. Получив трон Армении благодаря римскому императору, Вараздат неукоснительно продолжал политику своего предшественника, царя Папа. И, в конечном счете, римский император сослал его на каторгу за то же самое, за что умертвил ранее царя Папа - за стремление к независимости. Вараздата можно упрекать лишь в том, что он не нашел верного пути для достижения этой цели. Но мог ли он достичь желаемого при той расстановке сил, которая сложилась внутри страны и вокруг нее?

Горная Армения, расположенная у восточных границ Византии и зажатая между нею и Сасанидской Персией, уже много веков тщетно пыталась отстоять свою самостоятельность. Ее устремления неизменно разбивались о взаимоисключающие интересы этих двух гигантских держав, находившихся в постоянной вражде. Каждая из них пыталась посулами, а чаще огнем и мечом обратить Армению в свою союзницу. Каждая требовала от Армении безусловного повиновения, каждая считала территорию армянского государства своей вотчиной.

К соображениям стратегического характера примешивались и иные: экономические, культурные, моральные. Персия не могла простить армянам принятия христианства, которое вставало неодолимой стеной между народами этих двух стран. Византия, склонившаяся к христианству, считала само собой разумеющимся союз с единоверной Арменией, где богослужение велось к тому же на греческом языке.

Внутри страны - и это было главной бедой Армении - отсутствовало единство. Царь, духовенство и нахарары* могли достичь желанной для Армении независимости, если бы вместе возглавили борьбу армянского народа, если бы действовали заодно, если бы осознали, что путь к свободе родины лежит через их объединение. Факты свидетельствуют о том, что в силу своего положения цари склонялись к этому, однако они не имели реальных возможностей для решения этой задачи. Церковь, сосредоточившая в своих руках огромные земли и угодья, пыталась встать над царем, оспаривала у него власть, стремилась сама вершить судьбами страны. Что касается нахараров, то они так дорожили своей самостоятельностью, что готовы были войти в союз с кем угодно, лишь бы не чувствовать над собой власти своего царя. В довершение ко всему армянское воинство предпочитало служить в армиях Византии и Персии, нежели в войсках своей собственной страны. Две десятитысячные армянские конницы составляли ударную силу и римских, и персидских войск, в то время как царь Армении тщетно взывал к нахарарам, прося их о выделении постоянных отрядов для регулярной армянской армии.

Тысячи армянских юношей постигали ремесла, науки и искусства за пределами родины и оставались на чужбине. Их действиями руководили разные побудительные мотивы, чаще слава, реже деньги. Но всегда на первом месте стояли личные интересы, которые они ставили, увы, выше интересов отчизны, хотя родина остро нуждалась в них. Немало армян обосновалось в Персии, но особенно много их было в Византии. Запад с его эллинистической культурой, искусством, достижениями науки, философии, права притягивал к себе армянскую молодежь, формируя, казалось бы, верных для себя союзников. Способные чужестранцы из Армении становились видными военачальниками, известными зодчими, блестящими ораторами, лауреатами различных конкурсов, победителями атлетических состязаний. Оставаясь на чужбине, они быстро адаптировались, но вернувшись при случае на родину, снова чувствовали себя частицей своего народа и доказывали это всеми своими поступками.

Жизненный путь олимпионика из Артаксаты - яркое тому подтверждение.

Повествуя о короткой, но волнующей жизни своего героя, автор стремился сохранить по возможности верность исторической правде, шире использовать имеющиеся сведения о современной Вараздату исторической эпохе, особенно об Олимпийских играх античности. Центральное место в повествовании занимает Олимпия и ее атлетические игры, участие Вараздата в кулачных состязаниях и победа в них, позволившая ему приобрести широкую известность не только в своей стране, но и далеко за ее пределами.

Историческая эпоха, в которую происходят описываемые события, отмечена победами новой христианской религии над язычеством, хотя борьба между ними продолжалась потом еще не одно столетие. Христианство, восторжествовавшее в Армении в начале IV века и утвердившееся в Риме в конце того же столетия, выступило фанатичным врагом язычества во всех его проявлениях. Игры в Олимпии, возникшие в незапамятные времена, были ярким языческим праздником, связывавшимся в представлении эллинов со священным браком Луны и Солнца.

Новый император Феодосий I, стремившийся воссоздать Великую Римскую империю, объединить обе ее части - Западную и Восточную, использовал в качестве опоры христианскую религию. Приняв в силу обстоятельств, христианство и оказавшись в зависимости от новой церкви, Феодосий Великий стал гонителем всего языческого, и в частности Олимпийских игр. Различные атлетические состязания и празднества, и особенно Игры в Олимпии, проводившиеся к тому времени уже более тысячи лет, представлялись христианам прочным оплотом языческой веры. Разрушить ее значило подорвать язычество, утвердить новую религию.

Олимпийские игры были гимном физической красоте и физическому совершенству, триумфом здорового тела и здорового духа. Однако это-то как раз и противоречило канонам христианского учения, ставящего превыше всего величие духа и стремящегося одновременно к унижению плоти, этой греховной, по убеждению церкви, субстанции, подлежащей подавлению. Таким образом, с утверждением христианства Игры в Олимпии были обречены на исчезновение.

К счастью, история сохранила до наших дней имена абсолютного большинства победителей Олимпийских игр древности. Атлет из Армении, Вараздат, был последним известным нам олимпиоником и единственным чужестранцем, вписавшим свое имя в античную летопись олимпийских побед.

В книге описываются последние Олимпийские игры древности(385 г.), на которых наш соотечественник, будущий царь Армении Вараздат стал олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Вараздат стал вторым армянином, сумевшим победить на Играх в Олимпии. Первым был будущий царь Трдат III Великий, победивший в соревнованиях по борьбе в 281 году.

/Harry- "Вараздат" в переводе и арм. "Убивший кабана"/

Вы слышали такую пословицу: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? С вашего позволения, мои дорогие читатели, в свете сегодняшней нашей темы, я немного ее перефразирую: «Плох тот спортсмен, который не мечтает участвовать в Олимпийских играх».

Да, это несомненно, самое престижное событие в области спорта, с интересной историей, которая длится на протяжении 12 веков. Первое событие традиционно датируется 776 годом до нашей эры и было проведено в Олимпии, Греция.

Как утверждали греки — они получили мифологическое происхождение исходящее от богов. Помимо атлетического события, это был также важный религиозный праздник, состоявшийся в честь греческого Бога Зевса. И не смотря на помпезность, величие и важность этого мероприятия, первые чемпионы получали уж никак не золотые кубки и медали, а обыкновенные оливковые ветви и венцы.

Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.

Орсипп (Orsippus of Megara)

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии - он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.

Вараздат (Varazdat)


Вараздат - царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.


Cynisca - стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх - гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.

Полидам (Polydamas of Skotoussa)


Полидам из Скотусс - атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.


Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э., тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.


Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.

Хионис (Chionis of Sparta)


Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э., Хионис с места прыгнул на рекордную длину - 7 метров 5 сантиметров.


Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)


Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.

Милон Кротонский (Milo of Croton)


Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Поделится в соц. сетях