Артикуляционная гимнастика с бусиной. Упражнения для развития артикуляционной моторики


Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

3. «Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

4. «Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

5. «Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

7. «Мыльные пузыри».

Нужно выдуть из колечка самый большой пузырь или больше всего пузырей. Дуть точно в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Новогодние трубочки-шутки».

Упражнения для губ.

1. «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

3. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела.

4. «Рупор».

о. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке у.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

6. «Заборчик» – «Рупор», «Улыбочка» – «Трубочка».

Чередовать положение губ.

7. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка.

1. «Наказать непослушный язычок».

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

3. «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4. «Почистим зубы».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

6. «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

7. « Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

8. «Маляр».

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

9. «Оближем губки».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Приклей конфетку».

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

11. «Футбол».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

12. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык.

14. «Горка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка выгнуть.

15. «Грибок».

Рот открыть. Язык присосать к небу.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

16. «Гармошка».

Упражнение «Грибок». Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

17. «Автомат», «Пулемет».

Улыбнуться, рот открыть и постучать напряженным кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

18. «Барабанщик», «Дятел».

Как и предыдущее упражнение, но произносить звук д-д-д.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

19. «Индюк».

Приоткрыть рот, двигать широеим передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл…» (как индюк болбочет).

20. «Самолет летит».

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

21. «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

22. «Язык-силач».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

23. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

24. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.


Раиса Ситникова
Консультация для родителей «Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики как основа формирования правильного звука»

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно , и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата . Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением ,- глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения , необходимы дополнительные упражнения - с воспитателем и родителями .

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков .

Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том , чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука , разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад . Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики , необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука . В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука , каждый элемент тормозит неправильные движения , которые дифференцируются с нужными, правильными движениями .

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения : инструкции надо давать поэтапно, например : улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д . Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Артикуляционная гимнастика делится :

По количеству участников в ходе выполнения упражнений По роли ребенка в процессе выполнения упражнений

Фронтальная Пассивная

Подгрупповая Пассивно-активная

Индивидуальная Активная

Виды артикуляционных упражнений :

Статические упражнения направлены на то , чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд .

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

«Биоэнергопластика» ;

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика ) ;

Встречи с героями «Весёлых полянок» ;

Использование дидактической куклы Кваки;

Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков» ;

Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация) ;

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все » ;

Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек - помогалочек» ;

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения , которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево .

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно) .

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель : поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо , соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно) .

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры :

Длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно . Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т . д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми . Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика) . При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика") . Биоэнергопластика.

Включает в себя три базовых понятия :

био - человек как биологический объект;

энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу .

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо .

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика ) ;

Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

«Капуста»

Текст произносит

взрослый Движения или статичная поза

Рук Губ и языка

Мы капусту рубим, рубим,

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата , сопровождаемые стихами, рассказами)

Использование дидактической куклы Кваки.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.


Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики


В дополнениек общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционныеупражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции удетей.


Упражнения с шариком


Диаметршарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие вшарике и завязана на узел.

1. Двигатьшарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языкомвправо-влево.

2. Двигатьшарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкатьязыком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловитьшарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Пойматьшарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки кщеке.

7.Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание.Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой послекаждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушиватьсалфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.


Упражнения с ложкой


1. Чайнуюложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторонуложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкатьложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, ноподталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчкаминадавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложкуперед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам исовершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губырастянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движениявокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять почайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движенияпо щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговыедвижения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от угловрастянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


Упражнения для языка сводой
«Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» снебольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом)сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд.Повторять 10 - 15 раз.

2.«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта,удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется10 раз.

3.«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.


Упражнения для губ и языка и челюстей сбинтом


Бинтразового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5см.

1. Сомкнутыеи растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащитьбинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2.Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом,то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатыйгубами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем,наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличиеот упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а переднимизубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколькосекунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинтзакусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно толевыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ковсей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в формеширокого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт.Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолеваясопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличиеот упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом»(«лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхнейгубы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, какупражнения 1, 6.

8. Бинткрепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком вформе «лопатки» («блинчика»).



Упражнениядля развития дыхания детей с нарушениями речи


Правильноедыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - этоэнергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработатьдиафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильноераспределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательныемышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийскойгимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работесердечно-сосудистой системы.

Регулярныезанятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевогодыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздухадля произнесения различных по длине отрезков.



1. Передпроведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении,проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягалисьмышцы рук, шеи, груди.


Упражнения дыхательной гимнастики


1. Снег.
Ребенкупредлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратитьобычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегкавытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.

2. Кораблики.
Наполнитетаз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу,например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальшеуплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от«киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.
Соорудите изконструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга илилюбой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дутьна шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть вигру «Кто быстрее».

4. Буль-бульки.
Возьмите двапластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев,а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в«буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобыне пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно,много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов.Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенкуподуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.
Предложитеребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри,если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайтепузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри,чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.
Предложитеребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянногопузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода,духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончикязыка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.
Предложитеребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом вашазадача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание намелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал внее же.

8. Цветочный магазин.
Предложитеребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобывыбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использоватьдля этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резкихзапахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча.
Купитебольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и проситеребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужномедленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можноподнести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари.
Этоупражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делаетсявдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмахкосой».

может кому будет полезна!)))))

Работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. Логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств, в результате чего ребёнок не осваивает и половины намеченной коррекционно-педагогической программы. Приведём пример ситуации: Мама 4 летнего плохо говорящего ребёнка: «Все специалисты говорят, что надо заниматься с логопедом, но как только мы приходим на занятия, ребёнок отказывается от выполнения артикуляционных упражнений у зеркала, не может сидеть с ровной спиной, отвлекается, капризничает, начинает баловаться, а то и вовсе демонстрирует негативизм и т. д. Если ему делают логопедический массаж, то он начинает плакать, сжимать зубы, драться, прятаться. С карточками и картинками он хочет играть только по своему, а не по инструкции специалиста». С подобной ситуацией родители и педагоги встречаются не редко. Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр. Приведём примеры некоторых игр:


«Кусачки»

Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.

«Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

«Тьфу»

На тарелки лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Воздушный поцелуй»

Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно Целовать зеркало, игрушку и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.

«Хомячок»

Ребёнок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

«Толстые щёки»

Ребёнок открывает рот. Взрослый сладкую палоску4 засовывает в рот и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т. д.

«Полоскание горла, рта»

Ребёнок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплёвывает воду.

«Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки»

«Облизывание тарелок»

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком, приговаривая: «Аах».

«Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки, восклицая: «Ааа, аам, аах как вкусно!»

«Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка, проговаривая ааа. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Вкусное варенье»

Намазываем ребёнку губы вареньем и просим оьлизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.

«Стрелочки»

Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

«Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

«Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык. Дотрагиваемся до середины языка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю, ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

«Улитка»

Также делаем небольшое углубление в языке и начинаем палочкой, смазанной в варенье рисовать маленькие кружочки, как будто закручиваем раковину улитки.

Улитка, улитка

Высуни рога

Дам тебе пирога.

«Трубочка»

Просим ребёнка высунуть широкий язычок. Кладём сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делаем ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем её изо рта.

Занимаясь ежедневно по 10 минут, можно не только сформировать произвольные основные статические и динамические артикуляционные движения, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Эта статья посвящена любителям сладкой жизни. Кто у нас любит все вкусное и сладкое? К чьему сердцу лежит путь через желудок? И это совсем не мужчины, а наши любимые и дорогие детки(хотя мужчины тоже порой ведут себя как дети и любят покушать вкусно и сладко). Им показана сладкая и вкусная гимнастика для язычка. В этой статье я расскажу как подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и навыки полученные на негативе плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад — все то, что есть дома и не отвергается малышом.

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

  • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
  • положить шарик в углубление “чашечки” языка
  • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • удерживать леденец губами, сжимая их
  • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
  • массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Соломка и съедобные палочки

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

Печенье, сухарики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

Еще несколько упражнений для сладкоежек

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

На этом прощаюсь, дорогие читатели, надеюсь информация оказалось полезной и интересной для вас. Делитесь в комментариях своим опытом, рассказывайте друзьям и знакомым в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи.