Что раньше бхагавад гита или библия. Происхождение священных текстов


Бхагават-гита как она есть

Ученые о "Бхагават-гите как она есть"

Изданная общим тиражом более пяти миллионов экземпляров, на более чем тридцати языках мира, «Бхагавад-гита» в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады стала настоящим бестселлером. «Бхагавад-гита как она есть» по праву считается самым авторитетным переводом этого классического произведения мировой литературы. Ниже приводятся несколько отзывов о «Бхагавад-гите как она есть» ведущих ученых мира.


Это, бесспорно, одно из лучших изданий «Гиты» и одна из лучших книг о науке преданного служения. Перевод Прабхупады идеально сочетает в себе смысловую точность с религиозным прозрением.

Доктор Томас Дж. Хопкинс. декан факультета религиоведения колледжа Франклина и Маршалла


«Гита» может быть по праву названа литературным фундаментом великой духовной цивилизации Индии, старейшей среди всех культур мира... Настоящий перевод и комментарии - еще одно свидетельство непреходящего значения «Гиты». Свами Бхактиведанта принес на Запад яркое напоминание о том, что наша в высшей степени деятельная и однобокая культура переживает кризис. который может привести ее к самоуничтожению, ибо она лишена внутренней глубины подлинного метафизического сознания. Без такой глубины все наши высокопарные рассуждения о политике и морали не более чем пустые словеса.

Томас Мертон, ученый-богослов, монах, писатель


Никакое другое произведение индийской литературы не цитируют на Западе так часто и не любят так сильно, как «Бхагавад-гиту». Тот, кто берется за перевод такого произведения, должен не просто знать санскрит, но очень глубоко понимать и содержание, и изысканную словесную форму этой книги. Ибо эта поэма -- симфония, которая учит распознавать присутствие Бога во всем. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, безусловно. испытывает глубокую любовь к теме данного произведения. Более того, он привносит в него ту особую проницательность, которой должен обладать комментатор, мощно и убедительно обосновывающий традициюбхакти [преданного служения]... Свами оказал неоценимую услугу изучающим «Бхагавад-гиту». наполнив этот всеми любимый индийский эпос новым содержанием. Каких бы взглядов ни придерживался каждый из нас, все мы должны быть благодарны тому, кто ценой огромного труда создал это блестящее произведение.

Доктор Геддес Макгрегор, заслуженный профессор в отставке, преподаватель философии Южно-Калифорнийского университета


В этом прекрасном переводе Шриле Прабхупаде удалось передать дух бхакти, которым пронизана «Гита». Он снабдил текст обширным комментарием, следуя подлинно авторитетной традиции Шри Кришны Чайтаньи, одного из наиболее видных и влиятельных святых Индии.

Доктор Дж. Стилсон Джуда, заслуженный профессор в отставке, преподаватель истории религии и директор Библиотеки Теологического союза, Беркли


Если считать, что практика является критерием истины, как утверждает Пирс и другие прагматики, то в «Бхагавад-гите как она есть», бесспорно, содержится некая истина, ибо лица тех. кто следует ее наставлениям, дышат радостью и покоем, которые так редки в унылой и безрадостной жизни наших современников.

Доктор Элвин X. Пауэлл, преподаватель социологии Государственного университета Нью-Йорка


Неважно, является ли человек адептом индийской духовной культуры или нет, чтение «Бхагавад-гиты как она есть» принесет ему огромное благо, ибо он сможет понять «Гиту» так, как ее по-прежнему понимает большинство индусов. Для многих эта книга станет первым знакомством с подлинной Индией, древней Индией, вечной Индией.

Франсуа Шени, доктор богословия, Институт политических исследований, Париж


«Бхагавад-гита как она есть» - это глубоко прочувствованное, с мощью и размахом задуманное и прекрасно исполненное произведение... Я не видел другого издания «Гиты», которое бы несло в себе столь важное содержание, облеченное в безупречную форму. Это, несомненно, цельное и законченное произведение, которое долгие годы будет занимать достойное место в интеллектуальной и нравственной жизни современного человека.

Доктор Ш. Шукла, ассистент кафедры лингвистики, Джорджтаунский университет

Божественной Милости

А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Бхагавад-гита как она есть

Шримад-Бхагаватам, песни 1-9

Шри Чайтанья-чаритамрита,

Ади-лила Кришна

Учение Шри Чайтаньи

Нектар преданности

Нектар наставлений

Шри Ишопанишад

Свет бхагаваты

Легкое путешествие на другие планеты

Учение Господа Капилы

Молитвы царицы Кунти

Послание Бога

Наука самоосознания

Совершенство йоги

По ту сторону рождения и смерти

На пути к Кришне

Раджа-видья - царь знания

Бесценный дар

Сознание Кришны - высшая система йоги

Совершенные вопросы, совершенные ответы

Жизнь происходит из жизни

Путь к совершенству

Путешествие вглубь себя

Еще один шанс

Проповедь - наша миссия

Предыстория Бхагавад-гиты

Хотя «Бхагавад-гита» издается и читается как самостоятельное произведение, изначально она является частью «Махабхараты», древнего эпоса, написанного на санскрите. «Махабхарата» повествует о событиях, предшествовавших наступлению века Кали, эпохи, в которую мы живем. Эта эпоха началась около пяти тысяч лет назад, в тот самый момент, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и почитателю Арджуне.

Их беседа, представляющая собой один из величайших философских и религиозных диалогов в истории человечества, состоялась перед началом первого сражения в великой братоубийственной войне между сотней сыновей Дхритараштры с одной стороны и их двоюродными братьями, Пандавами, сыновьями Панду, - с другой.

Два брата, Дхритараштра и Панду, принадлежали к династии Куру, основанной царем Бхаратой, который некогда правил всей землей. От его имени возникло название «Махабхарата» («Великая история потомков Бхараты»). Поскольку Дхритараштра, старший из двух братьев, родился слепым, царский трон, уготованный ему, перешел к младшему брату, Панду.

Случилось так, что Панду умер молодым, и его пятеро сыновей - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева - остались на попечении Дхритараштры, который после смерти брата временно занял престол. Поэтому сыновья Дхритараштры и сыновья Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял почитаемый всеми старейшина клана, «дед» Бхишма.

Сегодня мы поговорим о древнем индийском философском памятнике, который оказал сильнейшее влияние на и ценности индийцев. Мы расскажем, когда появилось писание «Бхагавад-гита», что оно собой представляет, и как может поменять мировоззрение.

Что это

«Бхагавад-гита» - это священное индуистское писание, которое представляет собой памятник религиозно-философской мысли, изложенной на древнем индийском языке (санскрите). Текст в книге представляет собой диалог между Кришной и Арджуной, который предваряет сражение. Два персонажа являются союзниками и выступают на одной стороне, однако Арджуна сомневается в целесообразности битвы, так как во время неё погибнет много людей. Кришна побуждает Арджуну принять бой, так как это долг воина, а также рассказывает о различных философских системах веданты и практики йоги. В процессе рассказа Кришна показывает свою божественную сущность, после чего Арджуна, уверовав в силу Кришны, вступает в бой.

Важно! «Бхагавад-гита» является основой индуистской философии.

«Бхагавад-гита» является священным текстом, который оказывает влияние на и культуру индусов и по сей день.

Происхождение священных текстов

Далее поговорим о том, когда появились священные письмена, и происходили ли описываемые события в действительности. Также расскажем о том, когда был произведён первый перевод на другой , и как это повлияло на распространение учений.

Появление «Бхагавад-гиты»

Как и в случае со многими другими литературными памятниками, дата создания «Гиты» не была установлена. Учёные не могут определить даже век, в котором было создано учение. Приблизительную дату создания учения рассчитали на основе исторических событий. Битва на Курукшетре, которая описывается в учении, произошла примерно в конце 4 тысячелетия до н.э., соответственно, письмена не могли появиться раньше этого события.

Важно! Каждый учёный выдвигает свой вариант времени появления «Гиты», поэтому указать точное время создания невозможно.


Первые переводы

Первый перевод был осуществлён в XVII веке. Священные письмена распространялись за пределы , поэтому возникла потребность в переводе. Первый , на который была переведена «Гита», - персидский или фарси. Данный язык является единственным государственным языком в Иране на текущий момент. После перевода письмена распространились по арабским странам, где получили высокую популярность.

На английский язык «Бхагавад-гита» была впервые переведена в 1785 году. Издание получило официальное название «Бхагавад-гита как она есть». С этого момента распространение учений стало молниеносным, так как многие писатели принялись переводить его на родные языки. В Российской империи учения на русском языке появились через 3 года после издания английской версии. Интересным является тот факт, что первой литературой, которая была переведена с санскрита на немецкий язык, является именно «Гита». Переводом занимался писатель Фридрих Шлегель. Итогом стало издание в 1808 году немецкой версии.

Основные концепции

В книге обсуждаются 5 основных или концепций, о которых поговорим далее.

  • Ишвара.
Концепция, которая означает «повелитель». Она сопоставима со словом Бог, если её отождествлять с религиями, в которых есть только один Всевышний, а не несколько богов. При этом ишвара не всегда обозначает божество. Ишвара может употребляться как синоним слова «господин», то есть, главный , а не всесильный Бог.
  • Джива.
Истина, обозначающая человеческую душу или вечно живое духовное существо, главная цель которого описывается по-разному в отдельных источниках. В одних говорится о том, что главной целью является освобождение от материальных оков. В других - о получении чистой к Всевышнему.
  • Пракрити.
Понятие обозначает материю, которая являлась первопричиной всего в мире. Практити является тем началом, из которого возникла Вселенная. Когда баланс элементов пракрити нарушается, тогда и возникает развитие.
  • Карма.
Карма - это деяние, которое подразумевает возникновение последствий, как положительных, так и отрицательных. Карма делает человека ответственным за все действия на протяжении . Карма распространяется на все жизни человека, которые были в , и будут в будущем. При этом карму нельзя отождествлять с судьбой, это лишь последствия действий или бездействий отдельного человека.
  • Кала.
Кала - это , персонификацией цикличности которого выступает соответствующее одноимённое божество. Также Кала может означать что-то тёмное, или являться одним из имён Шивы.

Знаете ли вы? Некоторые исторические личности неправильно толковали идеи, изложенные в писании. Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, на основе философии книги обосновал Холокост. Он считал «Бхагавад-гиту » своеобразным руководством по террору.

Главы и их учения

«Бхагавад-гита» разделена на 17 глав, каждая из них имеет краткое содержание, которое мы изложим ниже.

  • Встреча с армией своей и противника.
Глава повествует о том, как Арджуна, взглянув на друзей и родных, которые состоят в составе двух армий, по разные стороны поля, почувствовал печаль и ответственность за их . Они готовы были умереть, отстаивая идеалы главнокомандующих. Решимость начинает покидать Арджуну.
  • Краткий пересказ Гиты.
Арджуна обращается к Кришне за советом, тем самым принимая его как учителя, после чего последний повествует о разнице между смертным и бессметной душой. Кришна описывает процесс переноса душ, а также рассказывает о природе бескорыстного служения Всевышнему.
  • действий и последствий.
Повествуется о том, что каждый в этом мире должен заниматься своим занятием, выполнять определённые действия, которые привязывают к этому миру, либо освобождают его. Говорится о том, что человек, служащий божеству, будет освобождён от действия , а также обретёт знания о .
  • Знания.
Говорится о том, что знания о душе и Боге очищают и освобождают человека, но эти знания можно получить лишь путём бескорыстного служения Всевышнему. Кришна рассказывает о целях, которые он преследует, посещая материальный мир.
  • Действие и бездействие.
Повествуется о том, что действительно мудрый человек должен отказываться от плодов своих действий, проявлять отрешённость от мира, и лишь так он насладиться подлинным блаженством.
  • внимания.
Рассказывается о . Кришна описывает правильные позы, а также даёт подробную инструкцию о том, как достичь самадхи (целостности) в процессе .
  • Познание и понимание.
Повествуется о том, что Кришна является высшей , которая поддерживает всё духовное и материальное. Кришна показывает правильный путь, говоря о том, что знать - означает понимать, как он управляет мирозданием, и с помощью чего. Кришна рассказывает о том, что смертный, думая о божестве всю , особенно перед самой , получает шанс посетить его обитель, которая находится вне и пространства.
  • Абсолютная истина.
Божество говорит о том, что каждый человек имеет связь с ним, однако возродить подлинную любовь можно лишь в том случае, если человек уверует в силы Всевышнего, после чего сможет вернуться в духовное царство.
  • Явление силы.
Вся , которую демонстрируется Бог, является лишь небольшой частью проявления его . Всевышний является тем, кому поклоняется всё живое. Кришна позволяет Арджуне взглянуть на его истинное величие. Он предстаёт перед ним в полной форме вселенских масштабов, после чего Арджуна признаёт его божественность. Далее он говорит о том, что его человеческий образ может увидеть лишь тот, кто преданно служит ему.
  • Служение.
Говорится о том, что служение является единственным способом развить любовь к Кришне, что является первостепенной целью. Те, кто выбирает этот путь, развивают в себе божественные качества.
  • Понимание разницы.
Лишь тот, кто видит разницу между телом, душой и Параматмой (высшей духовной сущностью), сможет освободиться от всего материального.
  • Гуны и их влияние.
Речь идёт о том, что все души находятся под властью гун, которые воздействуют своеобразным образом. Кришна рассказывает о том, как избавиться от воздействия гун, а также повествует о человеке, который достиг идеального уровня.
  • Пуруши.
Всевышний рассказывает о дереве, которое представляет собой материальную жизнь. Кришна говорит о том, что это дерево следует срубить, чтобы достичь вечной обители последнего.
  • Божества и демоны.
Говорится о том, что человек, который следует своим прихотям, порождает в себе демоническое начало. Из-за этого в следующей он будет низшим существом, которое сильнее привязано ко всему материальному. А тот человек, который служит Богу, достигнет совершенства.
  • Три веры.
Кришна говорит о том, что существует три веры, которые соответствуют трём гунам. Если действия совершаются под влиянием страсти или невежества, тогда человек получит лишь временное удовлетворение, а если действия совершаются под влиянием благости, тогда происходит очищение и возникает чистая вера в Господа.
  • Отрешённость и отречение.
Бог объясняет смертному, что собой представляют эти два понятия. В заключении говорит о том, что высший путь - это вручение себя Всевышнему. Именно этот путь позволяет избавиться от грехов и попасть в царство Бога.

Знаете ли вы? Хоть в писании и говорится о том, что единственным Богом является Кришна, однако в индуизме присутствует 8 млн. 400 тыс. богов и богинь.

Теперь вы знает, что собой представляет «Бхагавад-гита», на чём основаны учения, а также знакомы со всеми разделами древнего писания и имели возможность прочесть краткое описание каждой из них. Стоит сказать о том, что данным учением прониклись такие известные личности как Гёте, Толстой и Гегель. Они восхищались идеями, изложенными в «Гите».