«Игры и эстафеты для воспитания физического качества выносливость у юных спортсменов». Подвижные игры и эстафеты в физическом вопитании учащихся Линейные эстафеты


Летние игры - эстафеты

Игры-эстафеты, сохраняя все достоинства командных игр, наиболее просты и увлекательны. Правила игры объясняются за несколько минут до ее начала. Соревновательная составляющая таких игр более выражена, чем в командных, время проведения их очень невелико, поэтому игры-эстафеты зрелищны и привлекательны для детей.

Эстафета с обеганием стоек

Для игры понадобятся стойки, эстафетные палочки, мел или заостренная палочка. Игра проводится на любой ровной площадке достаточных размеров. Все участники игры делятся на 2 команды, строятся в колонны по одному и занимают место за стартовой линией, которую предварительно очерчивают. На некотором расстоянии от линии старта устанавливают стойки, по одной напротив каждой команды. Первым игрокам в колоннах дают эстафетные палочки. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут к стойкам, огибают их и возвращаются к своим командам, передают палочки следующим игрокам, а сами встают каждый в конец колонны своей команды, вся колонна сдвигается. Вторые игроки обегают стойки, передают палочки и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Пять линий

Для этой игры необходимо начертить на площадке линию старта, через 10 м от нее — первую линию, параллельную линии старта, через 2 м — вторую, еще через 2 м — третью и т. д. Всего пять линий. Все участники эстафеты делятся на две команды по 5 человек в каждой, строятся в колонну по одному за линией старта, первые участники принимают позу низкого старта. По сигналу ведущего первые игроки добегают до первой линии, поворачивают назад и, добежав до стартовой линии, касаются рукой следующего игрока, а сами встают в конец колонны. Вторые номера добегают до второй линии, третьи — до третьей и т. д. После пятого участника на старте оказываются снова первые номера, которые бегут теперь до пятой линии, вторые — до четвертой и т. д. Заканчивают эстафету пятые номера, которые добегают до первой линии и возвращаются. Выигрывает команда, затратившая времени меньше всех.

Встречная эстафета

Для игры понадобятся эстафетные палочки. Играющие делятся на две команды, каждая команда делиться еще на две. Половинки команд расходятся в разные концы площадки и выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу, за очерченными стартовыми линиями. Первым игрокам одной из половинок команд дается по эстафетной палочке. Если в половинках неравное количество игроков, то палочка дается первому игроку той половинки команды, где участников больше. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут через площадку ко вторым половинкам своих команд и передают эстафету игрокам, стоящим первыми, а сами встают в конец колонны, не перебегая больше площадку, вся колонна сдвигается. Следующие игроки с палочками перебегают площадку и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Колесо

Для игры потребуются эстафетные палочки (по числу команд), мел. Участники игры делятся на несколько команд (от трех до шести), которые выстраиваются в колоннах по одному, спиной в круг, как спицы в колесе. Игроки с эстафетными палочками, стоящие первыми, очерчивают место, где стоят. По сигналу они начинают бег по кругу вправо (влево). Добежав до своей колонны, они передают палочку следующему игроку, который выдвигается на место старта. Второй передает третьему и т. д.

Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

Веселый поезд

Для игры понадобятся стойки (по числу команд, участвующих в эстафете). На площадке отмечается линия старта и на некотором расстоянии от нее устанавливаются стойки.

Количество игроков в каждой команде — от 4 до 8. Первые игроки обегают стойки, возвращаются на линию старта, где к ним присоединяются вторые игроки. Положив руки на плечи первым, они вместе бегут к стойкам, обегают их и возвращаются на стартовую линию. Там присоединяются к первым двум третьи, они вместе обегают стойки и т. д. В конце эстафеты получается длинный «поезд».

Если игроки расцепятся, все они должны вернуться на место, где расцепились, сцепиться и продолжить бег. Побеждает команда, чей поезд, составленный из всех игроков, вернется на стартовую линию первым.

Широкое признание получает целенаправленное использование подвижных игр в занятиях легкой атлетикой. Данные практической работы подтверждают, что навыки в беге, прыжках приобретенные в игровых условиях не только легко перестраиваются при последующем изучении техники этих видов упражнений, но и облегчают дальнейшее овладение соответствующими приемами. Многообразие исходных положений, применяемых в игре обеспечивают хорошую подготовку бегуна на начальном этапе занятий. В играх занимающиеся выполняют всевозможные прыжки в положении присед, которые прекрасно укрепляют голеностопные суставы и мышцы ног. Игры рекомендуются либо в разминке, либо в конце основной части.

Подвижные игры, состоящие из рывков и пробежек, хорошо проводить после обычной разминки включающий медленный бег, подскоки в движении, различные упражнения для развития гибкости.

Встречная эстафета

Цель: совершенствование техники бега на короткие дистанции.

Инвентарь и оборудование: эстафетные палочки.

Подготовка: игроки делятся на две команды и строятся в две колонны, которые делятся пополам. Обе половины команды поворачиваются

лицом друг к другу и отступают назад на 10 – 20м. Вторым игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне площадки дается эстафетная палочка.

Описание игры: получившие палочку игроки бегут вперед, каждый к своей команде стоящей напротив, отдают палочку очередным игрокам и встают в конец колонны и т.д.

Правила игры:

1) не заступать за стартовую линию;

2) побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

Круговая эстафета

Цель: развитие ловкости и внимания.

Инвентарь и оборудование: эстафетная палочка.

Подготовка: все играющие делятся на несколько команд и строятся каждая в колонну по одному, как спицы в колесе, спиной к центру. У впереди стоящих по эстафетной палочке.

Описание игры: по сигналу они бегут влево, обегая колесо, подбегают к своей колонне и передают эстафету следующему впереди стоящему в команде, а сами встают в конец своей колонны.

Правила игры: играют до тех пор, пока все не примут участие в беге. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Эстафета «Наступление»

Цель: совершенствование техники низкого и высокого старта.

Подготовка: две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах площадки (зала) лицом к середине.

Описание игры: по указанию преподавателя игроки одной команды принимают положение высокого старта, а игроки второй команды, взявшись за руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2 – 3 шага, преподаватель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего дома. Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных игроков наступление ведет другая команда.

Правила игры: после 3 – 4 перебежек подсчитывают общее число пойманных и объявляются лучшие спринтеры.

Эстафета «Сумей догнать»

Цель: развитие скоростной выносливости.

Подготовка: играют 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке стадиона, на одинаковой дистанции друг от друга. Например, если играют 16 человек, то на 400 – метровой дорожке они встают в 25 м один от другого.

Описание игры: по сигналу все игроки начинают бег, с низкого или высокого старта. Задача каждого не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время коснуться рукой впереди стоящего. Осаленные игроки выбывают из борьбы и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку.

Правила игры: играют до тех пор, пока не остается 1-игрок –победитель.

Эстафета «Кто быстрее»

Цель: совершенствование техники старта.

Инвентарь и оборудование: гимнастическая булава.

Подготовка: игроки делятся на 2 команды. На площадке с интервалом 30-40 м проводятся две параллельные линии, с наружной стороны которых в одну шеренгу выстраиваются по команде с последующим расчетом по порядку. Посередине между шеренгами ставится гимнастическая булава.

Описание игры: педагог называет произвольно какой-нибудь порядковый номер. Участники противостоящих шеренг, имеющие этот номер, бегут изо всех сил к булаве, стараясь схватить её быстрее соперника.

Тот, кому это удается, тут же убегает в свою шеренгу, а соперник пытается его догнать и запятнать рукой.

Правила игры:

1) если игрок с булавой возвращается в свою шеренгу незапятнанным, то он приносит своей команде два выигрышных очка, а если его запятнают – то одно;

2) выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.

Игра «Мяч среднему».

Играющие образуют несколько кругов. В центре каждого круга - средний, который поочередно бросает мяч своим товарищам, а тс передают тому обратно, по кругу.

Получив мяч от последнего игрока, средний поднимает его вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мячей. После этого можно поменять центрального игрока.

Если при передаче мяча он выпал из рук, его надо поднять и продолжать игру. Среднему не разрешается пропускать кого-либо из игроков, он должен передавать мяч поочередно каждому.

Игра «Борьба за мяч».

Игра напоминает ручной мяч, но без бросков по воротам. Мяч вводится в игру по жребию одной из команд. Команда, владеющая мячом, старается, умело маневрируя, сделать между своими игроками десять передач подряд, не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется одно очко) и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды.

Продолжительность игры 10-15 мин. Выигрывает команда, игроки которой набрали за это время большее количество очков.

В игре нужно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом. Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, нарушив правила, теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.

Игра « Тяни в круг».

Очерчиваются два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки. По указанию учителя участники игры идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами, выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продолжают игру.

Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями. Правила не разрешают игрокам разъединять руки во время движения и борьбы. Оба игрока, расцепившие руки, выбывают из игры. Когда играющих останется мало, очи становятся вокруг малого круга и продолжают соревнование, соблюдая те же правила,

Если народу в классе много, можно проводить игру одновременно в двух-трех местах. Место для игры может состоять и из нескольких (концентрических кругов. По мере выбывания из игры ее участники переходят в следующий внутренний круг. Если мальчики и девочки играют совместно, то лучше не ставить их через одного.

Игра "Вытолкни из круга "

На площадке рисуется круг. Участники становятся в кругу на одной ноге, а руки держат скрещенными на груди. По сигналу ведущего, дети начинают двигаться, стараются выпихнуть из круга друг друга плечами. Двигать руками запрещено. Тот, кто встанет на две ноги или будет вытолкнут из круга, сразу выбывает из игры. Игра длится до последнего участника.

Игра « Перетяни канат»

Канат (или толстая канатная веревка) длиной 6- 10 м кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается, цветной ленточкой (тряпочкой). Она должна перед игрой находиться на поперечной линии, начерченной на полу. Параллельно этой (средней) черте с обеих сторон, в 2-3 м от нее, проводится еще две черты. Играющие делятся на две команды, разные по количеству игроков и по силам. По первому сигналу «Подойти к канату!» они, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната. По второму сигналу «Взять канат!» учащиеся наклоняются и поднимают канат. По свистку учителя команды стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад, чтобы ленточка пересекла контрольную линию в 3 м от середины, дается свисток и борьба прекращается.

Канат снова кладут на место и повторяют игру. Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть канат на свою сторону.

Если учеников в классе много, можно проводить перетягивание с двумя канатами, разделив играющих на четыре команды. Затем победители играют между собой. Главное правило в этой игре - не отпускать рук от каната во время соревнования.

Можно проводить перетяжку каната с хода. В этом случае игроки стоят возле лицевых границ, а канат (в развернутом виде или свернутый в клубок) кладут в центре зала. По сигналу обе команды бегут к канату и, взявшись за него, тянут в свою сторону, за черту в 4- 5 м от середины.

Игра «Борьба в квадратах»

Чертят три квадрата: размер первого 3X3 м, второго 2X2 м, третьего 1X1 м. Расстояние между квадратами 1,5 м (

В первый квадрат вызывают четырех игроков. По сигналу они принимают такую же позу, как и в предыдущей игре, и стараются плечом вытолкнуть друг друга из круга. Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат и таким же способом продолжают борьбу. Оставшиеся двое заканчивают поединок в малом квадрате.

Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает четыре очка, во втором - три, в третьем - два, а выбывший- одно очко. Окончив игру, четверка уходит на свое место, а в первый квадрат вызывается очередная четверка.

Запрещаются грубые толчки. Игроку, ожидающему соперника, разрешается стоять в положении вольно.

Если позволяют условия зала (площадки), можно начертить не одну серию квадратов, а две-три. Тогда начинать борьбу в первых квадратах смогут одновременно восемь-двенадцать человек.

Игра «выталкивание спиной»

Игроки садятся спиной один к другому и захватывают друг друга под руки. Их задача - упираясь ногами и спиной, вытолкнуть соперника за пределы круга.

Можно разрешить игрокам подниматься (второй вариант) и бороться стоя, однако не отрывая ноги друг друга от ковра.

Пионербол.

Подготовка. Играющие делятся на две команды и сторятся на двух половинах волейбольной площадки в 2-3 ряда.

В каждой команде выбирается капитан. Капитаны получают по волейбольному мячу.

Ход игры. Капитаны держат мяч сами или передают кому-либо из своих игроков, находящихся в углу площадки. По сигналу игроки с мячом стараются перебросить его через сетку как можно быстрее на сторону соперника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажется два мяча одновременно. Дается свисток. Игра останавливается, и команда, на строне которой оказалось два мяча, проигрывает очко другой команде. Мячи возвращаются капитанам, и по сигналу игра начинается вновь.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет установленное количество очков (10-15). После этого команды меняются сторонами и игра начинается опять.

Выигрывает команда, победившая в двух партиях.

Интереснее проходит другая игра, когда каждой команде дается по два волейбольных мяча. Тогда команда проигрывает очко, когда на её стороне окажется одновременно три мяча. Игру с четырьмя мячами судить труднее. Она рекомендуется старшим ребятам.

Правила.

1. Игра останавливается если допущены следующие ошибки: мяч сразу попал за границу площадки соперника, то есть мяч пролетел под сеткой (веревкой), 2-3 мяча оказались на одной стороне одновременно.

2. Прежде чем бросить мяч на сторону соперника, его можно поймать с воздуха, взять с земли, перебросить между своими игроками (если это выгодно).

3. Если мячи столкнулись в воздухе, игра останавливается и мяч переигрывается.

4. Если мяч брошен на сторону соперника до сигнала, команда проигрывает очко.

5. В этой игре игроки перемещаются, как в волейболе (по часовой стрелке) после допущенной ошибки.

Старшие ребята могут играть баскетбольными мячами.

Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным принято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании.

Ведение мяча.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Ведение различают по основным способам:
высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160°).
низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").
комбинированное ведение.
При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами: ударом перед собой, ударом за спиной или между ногами, пивотом (поворотом на 270-360° при соприкосновении с защитником). Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела - чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи. Следует учитывать, что самое быстрое ведение мяча уступает в скорости передаче. Способ ведения выбирается в зависимости от расстояния до защитника и до кольца соперника.

Успей пробежать.

Игра: Соревнуются две команды, участники которых выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2-3 м от средней поперечной линии. На этой линии против каждой команды становятся по два участника, вращающих длинную скакалку в направлении от колонны. По сигналу игроки поочередно пробегают под скакалкой, стараясь ее не задеть.
Пробежавшие участники выстраиваются в колонну на противоположной стороне площадки.
Победитель: Команда, выполнившая задание первой и с меньшим количеством ошибок.
Вариант: Участники пробегают под вращающейся скакалкой парами, взявшись за руки.

Волк во рву.

Подготовка: Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50-70 см одна от другой. Эти линии образуют ров, в котором живет волк (водящий). Остальные участники игры - козочки. Они находятся на одной из сторон площадки.
Игра: По сигналу руководителя козочка перебегает на другую сторону площадки, по дороге перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят (пятнают) перебегающих. Пойманные козы подсчитываются и отпускаются. После трех-четырех перебежек выбирают нового волка (или двух волков, если ширина зала позволяет это сделать). Выигрывают козы, ни разу не попавшиеся волкам, и волки, сумевшие поймать больше козочек.
Не разрешается задерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать ногой в ров. Козочки, нарушившие это правило, считаются пойманными. Но они не считаются пойманными, если осалены волком, который заступил за пределы рва.
Победителей нет - игра для создания настроения.

Удочка.

Игра: Все играющие становятся в круг, а водящий - в середине круга с веревочкой в руках. Он вращает скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Пойманным игрок считается в том случае, если веревочка его коснулась, но выше голеностопа. Не разрешается игрокам во время прыжков приближаться к водящему.
Может быть второй вариант этой игры, когда задевший веревку выбывает из игры. Выигрывают 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.
В командном варианте играющие, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий все время (как и в предшествующем варианте) один и тот же. Игрок, которого скакалочка подсекла (поднимает руку вверх), приносит своей команде штрафное очко. Счет после каждой ошибки объявляется громко.
Победитель: Команда, получившая после 2-4 минут игры меньше штрафных очков.

"Баскетбол с надувным мячом"

Подготовка. Две команды (по 4-6 игроков) произвольно располагаются на баскетбольной площадке (как в баскетболе). Капитаны выходят на середину.

Когда мяч коснётся баскетбольного щита, команда получает очко. После того как цель достигнута, мяч снова разыгрывается в центре площадки между капитанами или игроками, которых они выделяют. Игра длится 10 мин со сменой сторон площадки после первых 5 мин игры.

Правила игры: 1. Во время прыжков не разрешается отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках. 2. За нарушение мяч передаётся другой команде, за вторичное нарушение игрок удаляется с площадки на 1 мин без права замены.

Примечание. Если играют надувным шариком, то два-три таких же шарика надо иметь в запасе. Ими можно заменить лопнувший шарик.

«Волки и овцы»

Для этой игры выбирают по жребию или по уговору волка и пастуха; все прочие - овцы.
Овцы становятся в ряд за пастухом: первая дер­жится за пояс пастуха, вторая - за пояс первой овцы, и т.д. (лучше всего опоясаться платками - тогда одежда не рвется).
Волк нападает на стадо, стараясь схватить пос­леднюю овцу. Но пастух бросается ему навстречу - то вправо, то влево, а овцы, следуя его движениям, проворно отбегают в противоположную сторону. Волк искусно пользуется этим: он делает вид, что хочет бежать влево, - пастух прегражда­ет ему дорогу с этой стороны, увлекая овец впра­во, - тогда волк бросается вправо и при таком хитром манёвре почти всегда схватывает добычу. Случается, однако ж, что последние овцы, заме­тив опасность, бросаются влево и дают время пас­туху поспеть к ним на помощь.
Овца имеет еще одно средство спасения : увер­нувшись от волка, добежать до пастуха и стать перед ним; тогда она уже сама делается пастухом. В этом случае и волка сменяют: он становится на место последней овцы, а та делается волком.
Поймав овцу, волк уводит ее в свой уголок и продолжает ловить других ; причем ему позволя­ется ловить только последнюю овцу, когда они остаются сцепленными в ряду. Овцам необходи­мо крепко держаться друг за друга: если они ото­рвутся от пастуха, то неминуемо делаются добы­чею волка.

Бегуны и метатели».

Подготовка. Класс делится на две команды - метателей и бегунов. На просторной площадке метатели располагаются шеренгой в 3-4 м от стартовой линии, сбоку от флажков, поставленных в 5-6 м один от другого. Напротив них, на финишной линии, что в 15-20 м от первой стартовой линии, ставятся ещё два флажка. Бегуны выстраиваются в шеренгу на второй стартовой линии. На стартовой линии между флажками - два малых мяча

Содержание игры. По команде "На старт!" два метателя (по порядку) берут свои мячи и становятся в исходное положение для метания. Одновременно два бегуна занимают положение высокого (или низкого) старта. По команде "Внимание!" метатели выполняют бросок, а по следующей за ней команде "Марш!" - бегуны устремляются вперёд. Метатели добегают до финишной линии, огибают каждый свой флажок и возвращаются обратно. Бегуны подбирают мячи после броска метателей, чтобы попасть ими в метателей. За попадание команда бегунов получает очко. Мячи снова кладутся между флажками, на старт выходят очередные два метателя и два бегуна. Так продолжается до тех пор, пока все метатели не выполнят бросок и перебежку (каждый раз подсчитываются очки, полученные командой бегунов). После этого команды меняются ролями.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Метатели и бегуны выбегают вперёд одновременно после команды "Марш!" 2. Метание и перебежки выполняются в коридоре шириной 10-15 м. 3. Метатели после броска обязаны обежать флажок на финишной линии, в противном случает они считаются осаленными.

Запрещенное движение.

Описание игры
Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

Правила игры

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!".

Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

Конники- спортсмены.

Все играющие - лошадки. На расстоянии метра от стены вдоль длинной ее стороны обозначены домики лошадок- стойла. Их должно быть на два-три меньше числа играющих.

Перед началом игры все участники стоят по кругу правым боком. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук. Команда: «Поворот!» - и лошадки, повернувшись кругом, идут в обратную сторону по импровизированному манежу для выездки. По команде «Рысью!» лошадки бегут. «Шаг коня!» -снова идут. По сигналу учителя: «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без своего домика проигрывают.

Игру повторяют три-четыре раза (без выездки). Побеждают ребята, которые выполнили все задания и ни разу не остались без стойла.

Подвижная игра «БЫСТРО ШАГАЙ!»

На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играю­щим, лицом к стене, становится во­дящий. Он закрывает лицо руками и говорит:

Быстро шагай! Смотри не зе­вай! Стоп!

Пока водящий произносит эти сло­ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они долж­ны немедленно остановиться и заме­реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде­лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За­пятнанный становится водящим.

Альпинисты.

Подготовка. Две команды "альпинистов" выстраиваются шеренгами лицом к гимнастической стенке в 6-7 м от неё. Между первыми игроками и гимнастической стенкой устанавливаются гимнастические скамейки, перевёрнутые рейками вверх. У крайних пролётов стенки укладываются гимнастические маты.

Содержание игры. По сигналу учителя первые игроки начинают продвижение по рейке гимнастической скамейки, переходят на гимнастическую стенку, влезают на неё, передвигаются по стенке до крайнего пролёта и спускаются вниз. Высота подъёма на стенку заранее указывается учителем (отмечается ленточкой, флажком). При спуске с гимнастической стенки игрок имеет право спрыгнуть с рейки, расположенной на высоте не более 70-75 см, в круг диаметром 40 см, обозначенный мелом на мате. Приземлившись, играющий встаёт последним в своей шеренге. Вторые игроки начинают передвижение по гимнастической скамейке сразу же после приземления предыдущего "альпиниста".

Выигрывает команда, сумевшая закончить эстафету быстрее других и сделавшая меньше ошибок, чем другая.

Правила игры: 1. Запрещается преждевременное передвижение по рейке скамейки. 2. Игрок не должен терять равновесия. 3. Нельзя спрыгивать с высоты, превышающей указанную учителем. 4. Запрещается также неточное приземление. За каждую ошибку игрок наказывается штрафным очком.

"Два Мороза"

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".

Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

"Совушка"

Подготовка. Из числа играющих выбирается "совушка". Её гнездо - в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде.

Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.
Правила игры: 1. "Совушке" запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному - вырываться. 2. После двух-трёх выходов "совушки" на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

"Мяч на полу"

Подготовка. Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу. 2. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. 3. Осаливать можно не выше коленей. 4. Первый водящий не считается проигравшим.

"Гуси-лебеди"

Подготовка. На одной стороне площадки (зала) проводится черта, отделяющая "гусятник". Посередине зала (площадки) ставятся четыре скамейки, образующие коридоры ("дорога между горами") шириной 2-3 м. На другой стороне площадки кладутся маты - это "гора". Все играющие, кроме двух, становятся в гусятник - это "гуси". За горой чертится кружок - "логово", в котором помещаются два "волка".

Содержание игры. Руководитель произносит: "Гуси-лебеди, в поле!" "Гуси" проходят по "горной дороге" в "поле", где и гуляют. Затем руководитель говорит: "Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!" "Гуси" бегут к себе в "гусятник", пробегая между скамейками - "по горной дороге". Из-за дальней горы выбегают "волки" и догоняют "гусей". Осаленные останавливаются. Пойманные подсчитываются и отпускаются в своё стадо "гусей". Играют два раза, после чего из непойманных выбирают новых "волков". И так игра проводится 2-3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные "гуси" и "волки", сумевшие поймать больше "гусей".

Побеждают "гуси", которые ни разу не были пойманными, и "волки", сумевшие поймать большее количество "гусей".

Правила игры:
1. "Волки" ловят "гусей" до "гусятника". 2. "Волки" могут ловить "гусей" только после слов "за дальней горой". 3. Нельзя прыгать через скамейки или бежать по ним.

"Метко в цель"

Подготовка. Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

Содержание игры. По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза.

Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

Правила игры: 1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается.

"День и ночь"

Подготовка. Играющие делятся на две команды, которые становятся на середину площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде даётся название "День", другой - "Ночь". У каждой команды на своей стороне площадки (в 10-12 м) - дом.

Содержание игры. Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например "День!". Игроки этой команды быстро убегают в свой дом, а другой команды - догоняют и пятнают их. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и т.п.). Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается, сколько игроков поймано в каждой команде за одинаковое количество перебежек (за три или четыре).

Побеждает команда, осалившая больше игроков.

Правила игры: 1. Игроков разрешается салить только до черты дома. 2. Остальные продолжают участвовать в игре. 3. В ходе перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

Игра со скакалкой "Зеркало"
Выбирают по считалке ведущего. Часто быть ведущим сам вызывается кто-то из наиболее умелых играющих. Остальные участники становятся так, чтобы хорошо видеть водящего (удобнее всего образовать круг радиусом больше длины скакалок). Ведущий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыгания. Остальные должны, не останавливаясь, повторять все его движения с максимальной точностью («как в зеркале»). Кто ошибется, тот выбывает из игры или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто останется единственным не совершившим ошибки. В случае повторения игры он становится новым водящим.
Водящий подбирает обычно упражнения повышенной сложности, например:
- прыгать скрестив ноги;
- прыгать высоко поднимая колени;
- прыгать приседая при приземлении;
- прыгать скрещивая и снова разводя руки;
- прыгать так высоко или крутить скакалку так быстро, чтобы она успела сделать два оборота за один прыжок.
Помимо выполнения упражнений нередко договариваются копировать и другие действия ведущего: покачивать или крутить головой, мигать и т. д. (очень любят водящие изображать на лице уморительно-серьезную мину, которую все должны повторить не рассмеявшись). Ценится ведущий, способный вести игру не только технично, но и изобретательно, с юмором.

«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ»

Умение строиться в одну шеренгу по росту - первое из построений, которым должны овладеть ребята. Надо, чтобы они научились это делать быстро и правильно, знали, где левый, где правый фланг. Эти навыки могут быть приобретены и в процессе игры.

Вожатый показывает ребятам, как надо строиться, какая при этом по­дается команда, как ее надо вы­полнять, поправляет, если они дела­ют это неверно. Потом подается команда: «Разойтись!» Все расходят­ся по площадке и поют песню:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее,

Тра-та-та-та! Тра-та-та!

Выправкой своей гордимся,

Чем не солдаты мы?

Посмотрите, отличимся,

Раз, два, три! Раз, два, три!

По окончании одного из куплетов вожатый неожиданно подает коман­ду: «В одну шеренгу по росту становись!» - и, вытянув руки, поворачивается в ту или иную сто­рону.

Дошколята должны быстро по­строиться за ним в указанном на­правлении. Тот, кто войдет в шерен­гу последним, считается проигравшим.

Игра повторяется несколько раз, но направление шеренги меняется. В заключение можно построить ребят в колонны по два-три человека и под эту песню пройти по площадке.

Игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры . Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Прыжки по кочкам

Команды построены перед стартовой линией. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. По сигналу преподавателя каждый из игроков поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам» туда и обратно, обогнув флажок (кеглю, мяч). Выигрывает команда, выполнившая задание первой и с наименьшим числом штрафных очков (штрафное очко – если прыжок не точный, нога соскочила с «кочки»).

Салки маршем (на лыжах)

Игра с аналогичным названием рекомендуется школьникам IV-VI классов для проведения в зале. На лыжах игра проводится в таком же построении: участники (команды) стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу на лыжах (с палками, без палок). Командам даются названия, после чего учитель посылает одну команду навстречу той, которая стоит на месте в ожидании свистка. Когда до команды, стоящей на старте, останется 5-6 м, учитель дает свисток, по которому наступающие поворачиваются и убегают в свой город.

Игроки противоположной команды бросаются вслед за убегающими, стремясь коснуться концом своей палки лыжи впереди бегущего игрока. Подсчитывается количество осаленных таким образом игроков, после чего команды вновь выстраиваются за линиями и наступает другая команда. Итог игры подводится после трех-четырех перебежек. Перевес получает команда, осалившая больше лыжников, чем ее соперник.

Можно провести пятнашки с ленточками, которые закладываются сзади за воротник. Игра проводится без палок. Задача игроков, преследующих впереди бегущих, - выдернуть ленточку, пока игроки не пересекли линию своего дома. Последнее правило одинаково для всех вариантов игры.

Игра «Невод»

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5–2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры . Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Зайцы в огороде

Цель игры: развитие внимания, ловкости, прыгуче­сти.

На игровой площадке чертятся один в другом два круга диаметром 7-9 и 3-4 м. Из числа играющих вы­бирается водящий - сторож. Его место - в малом круге (огороде). Остальные играющие - зайцы. Они распола­гаются в большом круге.

По сигналу учителя зайцы, прыгая на двух ногах, проникают в огород и возвращаются обратно только прыжками. Сторож должен поймать («запятнать») как можно больше зайцев, дотронувшись рукой.

Пойманные зайцы выходят из игры. Когда будет поймано 5-6 зайцев, выбирается новый водящий - сто­рож, а старый становится зайцем. Игра начинается сна­чала.

Кот и мыши

Количество игроков: любое

Дополнительно: повязка на глаза

Коту (водящему) завязывают глаза и несколько раз вращают вокруг собственной оси, чтобы он потерял ориентировку. Остальные участники игры - мыши, находясь на безопасном расстоянии от кота, начинают его поддразнивать:

Кот, кот, на чем спишь?

На мосту.

Чего пьешь?

Лови мышек - нас!

И все разбегаются. Задача кота - поймать хотя бы одну мышку. Когда мышка попалась, кота освобождают от повязки, и он становится мышкой, а пойманная мышка - котом. И все начинается сначала.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих – жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» – «На квашне» (квашня – деревянная посуда для замешивания теста) – «Что в квашне?» – «Квас». – «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:

Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»

Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;

Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;

Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;

Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.


Подвижные игры и эстафеты для развития быстроты

«Бег за мячом»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесь-мой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в бе-ге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами распола-гаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«Зайцы и кролики»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», кото-рые строятся через одного (вперемежку) в ко-лонну по продольной оси зала лицом к учите-лю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные пред-меты (кубики, мячи, кегли), которых по количе-ству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набрав-шая большее число очков.

«Бег преследованием»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находя-щихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, прини-мают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов коман-ды А старается догнать бегущего впереди сопер-ника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного иг-рока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«Встречный бег»

(рис. 4). Две команды, при-нимающие участие в этой игре, строятся в ко-лонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«Скоростная эстафета»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в ко-лонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обог-нув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

Подвижные игры в спортивных конкурсах и состязаниях

Дни здоровья с учащимися начальных классов и 5–8-х классов

Задачи:

1. Привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом наибольшее количество учащихся школы.
2. Продолжать поиски эффективных средств активного отдыха учащихся.
3. Развивать двигательные, скоростные, скоростно-силовые навыки, ловкость, силу, прыгучесть.

Место проведения: спортивный городок, туристские базы, школьный спортзал.

Участники: учащиеся начальных классов, учащиеся 5–7-х классов, учащиеся 7–8-х классов.

Руководство и судейство: школьная комиссия в составе: организатор внеклассной и внешкольной работы; учителя физической культуры и ОБЖ; классные руководители.

Спортинвентарь: согласно программе проведения подвижных игр.

Программа проведения:

1. Построение, приветствие.
2. Доведение программы проведения и порядка смены мест занятий.
3. Распределение и выдвижение классов к местам занятий.
4. Разминка длительностью 5–7 мин. или подвижная игра небольшой интенсивности.
5. 3–4 подвижные игры (1–2 высокой и 2–3 средней интенсивности).
6. В заключительной части занятий на местах – игра низкой интенсивности.
7. Построение, подведение итогов, награждение победителей.

I. Программа Дня здоровья для начальных классов, 5–6-х классов

Вид программы

Преимущественное проявление качеств

Средства развития физических качеств (подвижные игры и эстафета)

1. Челночный бег (3х10 м)
Бег 30 м с высокого старта
Бег 60 м с низкого старта

Ловкость

Октябрята. Два мороза. К своим флажкам. Салки с выручкой. Пустое место. Линейная эстафета. День и ночь. Белые медведи. Вызов номеров. Бегуны.

2. Многоскоки (8 шагов-прыжков с ноги на ногу)
Прыжки в длину и высоту с разбега

Скоростно-силовые качества

Веревочка под ногами. Волк во рву. Зайцы в огороде. Лиса и куры. Прыжки по полоскам. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Прыжок за прыжком. Парашютисты. Не оступись.

3. Метание теннисного мяча в цель с 6 м, с трех попыток
Метание теннисного мяча на дальность

Скоростно-силовые качества

Метко в цель. Подвижная цель. Попади в мяч. Снайперы. Охотники и утки. Кто дальше бросит. Защита укрепления. Заставь отступить.

4. Кросс, бег на лыжах

Выносливость

Не давай мяча водящему. Салки простые. Салки по кругу. Встречная эстафета. Команда быстроногих. Мяч ловцу. Гонка с выбыванием.

5. Подтягивание, лазанье по канату, сгибание и разгибание рук в упоре

Тяни в круг. Бой петухов. Выталкивание из круга. Перетягивание в парах. Бег раков. Эстафета с набивными мячами.

6. Полоса препятствий

Ловкость

Прыгуны и ползуны. Кувырок с мячом. Навстречу удочке. Эстафета с лазаньем и перелезанием. Бег пингвином. Эстафета с преодолением препятствий.

II. Программа Дня здоровья для учащихся 7–8-х классов

Ловкость

Перемена мест. Рывок за мячом. Наступление. Встречная эстафета. Старт с преследованием. Собери флажки. Убегай-догоняй. Круговая эстафета. По беговой дорожке. Русская лапта.

2. Прыжки в длину и высоту с разбега

Скоростно-силовые качества

Челнок. Удочка. Эстафета с палками и прыжками. Скакуны. В дальнюю зону. Перемена мест прыжками. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Пятнашки с бегом и прыжками. Кто выше. В дальнюю зону.

3. Метание теннисного мяча на дальность

Скоростно-силовые качества

Метатели. Охота на зайцев. Выстрел в небо. Защита товарища. В горизонтальную мишень от щита в поле. Круговой обстрел. Силачи.

4. Кросс, бег на лыжах

Выносливость

Салки со скакалкой. Борьба за мяч. Эстафеты-поезда. Круг за кругом. Сумей догнать. Хоккей руками. По беговой дорожке.

5. Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре, лазанье по канату

Переправа. Соревнование тачек. Зайцы и моржи. Борьба всадников. Скачки. Подвижный ринг. Скамейка над головой. Борьба в квадратах.

6. Полоса препятствий

Ловкость

Салки прыжками. Эстафета с прыжками чехардой. Конь-козел. С берега на берег. Упрямые козлики. Четыре мяча. Через маты. Бег-преследование с препятствиями.

Спортивные состязания «А ну-ка, парни!», посвященные Дню защитника Отечества (Дню Победы)

Цель:

1. Показать все необходимые физические качества.
2. Проверить находчивость, смекалку, юмор, способность ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Состав команд: 6 человек (юноши 10–11-х классов), один из них – капитан.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: спортивные костюмы – 4 комплекта, ранцы – 4 шт., баскетбольные мячи – 6 шт., волейбольные мячи – 2 шт., корзины – 2 шт., стойки – 2 шт., надувные матрацы – 2 шт., спальные мешки – 2 шт., кубики – 6 шт., веники – 2 шт., совки – 2 шт., листы с задачами – 2 шт., учебники – 2 шт., ложки – 2 шт., теннисные шарики – 2 шт., воздушные шары – 2 шт., гири 16 кг – 1 шт., скакалки – 2 шт., пневматические винтовки – 2 шт., мишени – 2 шт., перекладины – 1, музыкальная аппаратура.

Порядок проведения конкурса:

1. Представление команд (название и девиз) и жюри соревнований.
2. Первый конкурс «Распорядок»:
(каждый участник команды принимает участие только в одном из этапов конкурса, участники действуют по принципу эстафеты)

– «Подъем» – из упора лежа участник подбегает к месту, где лежит спортивный костюм, и надевает его.
– «Зарядка» – передвижение «каракатицей» до отметки, челночный бег, перенос трех баскетбольных мячей (по одному) из корзины в корзину, возвращение к месту старта.
– «Заправка постели» – участник бежит до отметки, надувает матрац, кладет на него спальный мешок, бегом возвращается к месту старта.
– «Уборка мусора» – участник веником метет 3 кубика до отметки, заметает их в совок, возвращается бегом к месту старта.
– «Подготовка к занятиям» – участник бежит до отметки, решает написанную на листе задачу, используя учебник, укладывает учебник в ранец (сумку), возвращается бегом к месту старта.
– «Поход в школу» – участник бежит до отметки, одевает «сестру» (девочку 2-го класса) в спортивную форму, помогает надеть ранец, возвращается вместе с «сестрой» к месту старта.

3. Спортивная юмористическая эстафета. Члены команды стартуют только на одном из этапов.

– Участник стартует с ложкой в зубах, в ложке – теннисный мячик. Не уронив его, обегает стойку и возвращается с ложкой в зубах и шариком на место старта.
– Участник стартует на четвереньках, перед ним на полу теннисный шарик, он дует на него и передвигается так до отметки и возвращается к месту старта.
– Два участника стартуют парами, удерживая лбами волейбольный мяч, добегают до отметки, возвращаются бегом к месту старта.
– Участники стартуют парами, один в упоре лежа передвигается, отталкиваясь руками. Другой держит его сзади за ноги. Добираются до отметки, меняются ролями, возвращаются к месту старта.

4. Смотр строя и песни.

Оценивается : строевая стойка, повороты на месте, прохождение в колонне по два с песней (по периметру зала).

5. Конкурс капитанов:

К ноге каждого капитана привязан воздушный шар. Единоборство в парах, задача – свободной ногой наступать на шар противника так, чтобы он лопнул. Побеждает тот, у кого останется неповрежденный шар.

6. Военно-спортивный конкурс:

Каждый участник работает на одной станции, команда-победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых на станции.

– подъем гири 16 кг на количество раз;
– прыжки со скакалкой (1 мин.) на количество раз;
– стрельба из пневматической винтовки (3 выстрела в мишень);
– подъем переворотом на количество раз;
– подтягивание на перекладине на количество раз;
– сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях на количество раз.

7. «Джентльмен-шоу»:

От каждой команды выступает один участник: знакомство с девушкой, признание в любви, танец (вальс, танго и т.п.). Партнерша подготовлена заранее.

8. Пока жюри подводит итоги соревнований, зрители выбирают из числа участников кандидатов на звание «Мистер “А ну-ка, парни!”». По зрительским аплодисментам определяется победитель.

9. Подведение итогов и награждение.

(Как вариант, можно использовать в перерывах между конкурсами показательные выступления учащихся школы.)

Спортивный конкурс «Поле здоровья»

Основные условия игры заимствованы из популярного телевизионного шоу «Поле чудес». Это индивидуальное соревнование. Но оно может быть и командным: результаты нескольких участников суммируются в результат команды. Как и в «Поле чудес», выступают тройки игроков. Команду могут составить три или пять человек. Система зачета в двух вариантах – по очковой системе, по занятым местам.

Схема проведения соперничества:

1. Объяснение ведущим содержания упражнений, которые предлагают для выбора участникам.

2. Определение упражнения (которое должен выполнить участник) путем вращения стрелки, установленной на специальном размеченном на сектора столе. Два варианта: а) каждый игрок выбирает упражнение только для себя; б) каждый игрок выбирает упражнение, которое будет выполнять вся его тройка (пятерка).

3. Выполнение выпавшего на секторе упражнения одним игроком (1-й вариант) или игроками всей тройки (пятерки) (2-й вариант).

4. Вручение поощрительных призов каждой тройке (пятерке).

5. Игра со зрителями.

6. Игра финальной тройки.

7. Игра с суперпризом.

Виды секторов: (первый вариант зачета).

1-й сектор: выход силой в упор на перекладине (один раз – 4 очка).

2-й сектор: подъем переворотом в упор на перекладине (один раз – 3 очка).

3-й сектор: подтягивание на перекладине (один раз – 2 очка).

4-й сектор: отжимание гири 16 кг (один раз – 1 очко).

5-й сектор: отжимание в упоре лежа (один раз – 1 очко).

6-й сектор: приседание с гирей 24 кг (один раз – 2 очка).

7-й сектор: игрок выполняет упражнение по своему выбору.

8-й сектор: игрок выполняет упражнение по выбору зрителей.

9-й сектор: «Приз» – игрок берет приз и уходит или выполняет упражнение по выбору зрителей.

Система зачета: 1-й вариант: количество повторений упражнения (раз) умножается на очки, указанные в разделе «Виды секторов». Количество набранных очков идет в командный зачет и для выявления участника, который выйдет в финальную тройку (по наибольшему количеству очков). В этом случае каждый игрок выполняет только свое (определенное путем вращения стрелки) упражнение.

Второй вариант: каждый игрок тройки путем вращения стрелки определяет, какое упражнение должна выполнить вся его команда. Победитель определяется по наименьшей сумме трех мест, которые займет каждый участник тройки. В командный зачет идет сумма этих мест.

При равенстве очков в 1-м варианте преимущество дается с учетом очередности упражнений, приведенных в вышеуказанном списке. При равенстве показателей во 2-м варианте назначается переигровка, причем упражнение для выполнения (единое для спорящих) выбирают зрители.

Награждение и суперигра:

1. Каждый игрок во всех тройках получает поощрительный приз.

2. Игрок – победитель финала получает призы стоимостью сообразно всем набранным за всю игру очкам или разыгрывает суперприз.

3. По секторам раскладываются суперпризы. Ценность их определяется финансовыми возможностями организаторов игры. Победитель путем вращения стрелки определяет, какой суперприз он может попытаться получить. Если выполнит задание, обретает суперприз и сохраняет призы за набранные очки.

4. Игра со зрителями: называются приз и упражнение с количеством выполнения.

5. Количество набираемых очков неограничено. Каждый игрок вращает стрелку только один раз. Попадающие в финал вращают стрелку еще по одному разу. Очередность вращения стрелки определяется жеребьевкой для каждой тройки. При суперигре упражнения могут быть теми же, что и для всех троек, но можно ввести и другие. Если во время обычной игры упражнение выполнялось произвольное количество раз, в суперигре для каждого приза установлено специальное задание.

Примерное положение о матчевой встрече команд школы по программе «Веселые старты» (начальные классы)

Цели и задачи: 1. Пропаганда физической культуры и подвижных игр среди детей.

2. Закрепление спортивных умений и навыков с целью физического воспитания школьников.

Руководство и судейство: возлагается на классных руководителей, учителя физкультуры и организатора внеклассной и внешкольной работы.

Программа соревнований: включаются игры (конкурсы) на силу, ловкость и смекалку: с мячом, скакалкой, обручами и другими предметами. Каждая команда готовит спортивный номер и выступление художественной самодеятельности.

Состав команд: по 10 мальчиков и девочек.

Определение победителей: каждая игра (конкурс), спортивный номер оценивается по 3-балльной системе (победа – 3 очка, ничья – 2 очка, поражение – 1 очко). Побеждает команда, игроки которой наберут большее количество баллов.

6. Награждение: грамоты, сувениры, торты.

Программа соревнований:

1. Конкурс «Метко в цель».
2. Подвижная игра «Передача (гонка) мячей над головой, под ногами и комбинированная».
3. Конкурс «Бой петухов».
4. Конкурс «День и ночь».
5. Конкурс «Попади в мяч».
6. Заключительная эстафета:

– первый этап – участник бежит до корзины с баскетбольными мячами и переносит один из мячей в другую корзину (всего 3 мяча);
– второй этап – бег в мешках;
– третий этап – метание теннисного мяча в цель (6 булав на расстояние 10 м);
– четвертый этап – надевание спортивного костюма на скорость;
– пятый этап – преодоление гимнастической скамейки с помощью рук;
– шестой этап – перекатывание баскетбольного мяча поочередно правой, левой ногой до стойки и обратно;
– седьмой этап – участник преодолевает дистанцию до отметки, дуя на воздушных шар, и возвращается бегом к месту старта;
– восьмой этап – участник метет 3 кубика до отметки, заметает их в совок и бегом возвращается к месту старта;
– девятый этап – участвуют два человека. Один в упоре лежа передвигается, отталкиваясь руками от пола. Другой держит его сзади на ноги. Добираются до отметки, меняются ролями, возвращаются к месту старта.

И.Г. СОЛОВЬЕВ,
учитель физкультуры школы № 21
г. БЛАГОВЕЩЕНСК