Занятия по физическому воспитанию в доу. Уроки по физической культуре


Физкультура в детском саду - это одна из важных составляющих общего развития ребенка. Конечно, все родители хотят видеть своего малыша активным, здоровым и жизнерадостным. Для того чтобы он всегда оставался таким, основы необходимо заложить еще с детства. И поэтому в детском саду особое внимание уделяют развитию всех групп мышц детей, ловкости, выносливости и силы. Для обеспечения здоровья ребенка проводятся обязательные занятия физкультурой в детском саду.

Значение физического воспитания

Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный подход к физическому развитию позволяет воспитать здорового ребенка. Поэтому в дошкольном учреждении проводят весь комплекс оздоровительных мер.

Это сбалансированное питание, прогулки на воздухе, рациональный режим, выработка привычек к личной гигиене, хороший сон, профилактика различных заболеваний, закаливание, а также проводится физкультура в детском саду. Комплекс упражнений, выполняемый на занятиях, ориентирован на определенный возраст.

Физкультура в детском саду способствует повышению устойчивости детей к различным заболеваниям, активизации иммунитета и защитных сил организма, повышению действия лейкоцитов. А также происходит всестороннее развитие умственных способностей, внимания, мышления, восприятия, временных и пространственных представлений. Физическая культура помогает улучшить питание тканей организма, участвует в формировании скелета и его крепости, правильной осанки. Можно сказать, что движение, физкультура в детском саду и здоровый образ жизни является залогом здоровья детей.

Задачи физического воспитания

  • укрепление и охрана здоровья детей;
  • формирование необходимых навыков и умений ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни;
  • создание условий, при которых реализуются потребности детей в движении;
  • развитие физических качеств;
  • обеспечение психического и физического благополучия.

Организация занятий

Физкультура в детском саду должна способствовать развитию моторики у детей, создавать у них положительную мотивацию, но прежде всего - радовать их. Чтобы достичь этого, инструктор при организации занятий должен ориентироваться на интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения и их оснащение инвентарем. При всем этом необходимо соблюдать следующие принципы:

Варианты организации занятий физической культурой

  • Набор индивидуальных упражнений. При этом каждому ребенку дается собственное задание. Выполняя его, он улучшает свои результаты.
  • Групповые занятия (от 4 до 6 человек в группе). При такой организации каждая группа получает свое задание, тренируется, а по истечению заданного времени переходит к следующему упражнению.
  • Коллективное занятие. Во время него все дети должны выполнять одно и то же упражнение. Чтобы добиться участия всех детей, задания нужно давать простые, те, которые не требуют особых навыков. Это могут быть подвижные игры.

Упражнения, используемые на занятиях

Физические упражнения должны быть разработаны для того, чтобы дети могли освоить различные формы и возможности движения, развивать и совершенствовать требуемые для этого навыки. Все занятия должны проводиться в игровой форме.

Можно использовать упражнения, при которых ребята учатся лазать, целенаправленно ловить и бросать, прыгать, ритмично двигаться, быстро бегать, выполнять задания парами, пользоваться инвентарем (мячи, скакалки, веревки, маты).

При разработке занятий не нужно забывать, что большой плюс - это музыка. Физкультура в детском саду с использованием музыкального сопровождения помогает развить чувство такта и ритма. Да и просто улучшает настроение. Упражнения, которые выполняются под любимые звуки детских песен, доставляют большое удовольствие детям. Ведь они могут подпевать и ассоциировать себя с любимым персонажем.

Инструкция

Начинайте урок с построения и организационных вопросов. Учитель должен поддерживать дисциплину в классе, поэтому нельзя считать построение и сдачу рапорта формальностью.

Начните с разминки. Это обязательный элемент тренировки каждого спортсмена и обязательное условие
обучения.Разминку можно поделить на две части. В первой части мы преследуем цель – разогреть организм, в общем. Сюда подойдут плавный бег, конечностей, туловища, наклоны.Вторая часть разминки заключается в подготовке дыхания и кровообращения. В этой части можно делать ускорения, рывки, более интенсивные упражнения.

Переходите к основной части. Здесь учитель должен уже вести работу с учениками, показать какую-то новую технику, например можно учить бежать с . Это упражнение подходит и для и для девочек. Кроме просмотра техники со стороны, учащиеся должны опробовать новую технику. Также им следует пробежать короткую дистанцию с низкого старта. Если у кого-то, не получается выполнить упражнение правильно, следует сразу же провести работу над ошибками, если позволяет время.

Переходите к общей физической подготовке. Для мальчиков подойдут отжимания и подъём туловища, лёжа на спине. Девочкам же больше подойдут прыжки на скакалке вместо отжиманий, но подъём туловища будет полезен и для них.

Подведите итоги. Обычно в конце занятия, учитель выстраивает учащихся в шеренгу и подводит итоги проведённой работы. Если требуется, то учитель должен дать домашнее задание перед роспуском учеников.

Практически любой учитель стремится к тому, чтобы его урок стал любимым школьным предметом. Преподаватель физкультуры - не исключение. Ведь он должен не только заинтересовать ребят, но и объяснить, что регулярные занятия физкультурой полезны для здоровья.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка;
  • - спортивный инвентарь.

Инструкция

Тщательно к уроку. Составьте конспект занятия, сформулируйте его тему и поставьте задачи. При планировании учтите, где будете проводить урок: в зале или на улице. Четко распишите, какие упражнения собираетесь проводить с детьми в той или иной части урока. Перед уроком позаботьтесь о необходимом для занятия инвентаре: мячах, скакалках, обручах, гимнастических снарядах и т.п.

Начинайте урок с решения организационных задач и построения. Постройте таким образом, чтобы они видели вас и не мешали друг другу при движении. Например, поставьте учащихся по росту, учитывая уровень их физического развития. С младших приучайте ребят к построению, расчету и выполнению команд. Это поможет вам поддержать дисциплину в , а детям настроиться на урок.

В первой части урока проведите разминку. Она подготовит организм к дальнейшим физическим нагрузкам. Подберите упражнения, направленные на общее развитие и несложные в плане координации, например, ходьба, бег, наклоны и повороты туловища, приседания и т.д. Начиная с 3-го класса, в разминку можете включить комплексы упражнений с мячами, гимнастическими палками и другим спортивным инвентарем.

Дошкольный возраст совпадает с периодом активного физического и психологического развития, формированием показателей здоровья. Физкультура в детском саду, признанная одним из базовых методов воспитания гармоничной личности, является одной из ключевых основ современного образовательного комплекса, которая позволяет обеспечить достижение ряда приоритетных задач и гарантировать:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • удовлетворение физиологической потребности малышей в движении;
  • снижение уровня негативного воздействия факторов окружающей среды;
  • формирование основы для осмысленного принятия в будущем необходимости вести здоровый образ жизни;
  • поощрение спортивных интересов, увлечений;
  • укрепление уверенности дошкольников в своих физических силах и умениях;
  • качественную подготовку воспитанников к школьным занятиям физической культурой.

Методика организации физкультуры в детском саду

Реализация комплекса оздоровительной работы с детьми, которая является одной из приоритетных видов деятельности современного ДОУ, включает разные формы работы, ключевой из которых остаются занятия физкультурой в детском саду. Организация физического воспитания осуществляется систематически по группам, в соответствии с возрастными потребностями и показателями здоровья воспитанников, согласно актуальной рабочей программе и по твердому графику. Ответственными за проведение занятий является педагог, получивший статус инструктора по физической культуре в ходе профессиональной подготовки, и воспитатель группы.

Различия между должностями "инструктор по физической культуре" и "инструктор по лечебной физкультуре"

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

В современной педагогической практике допускается использование единственной формы работы с воспитанниками - традиционного занятия, способствующего достижению положительной динамики в вопросах физического развития. Методика проведения занятий физкультурой в ДОУ базируется на необходимости обеспечения двух базовых задач:

  1. Организации оздоровительного комплекса, который формируют оптимально подобранная последовательность движений и постепенное наращивание физической нагрузки, что способствует укреплению защитных сил организма, и позволяет предупредить развитие патологических состояний.
  2. Удовлетворение возрастной потребности в физической активности, которая должна восприниматься детьми как «мышечная радость», а воспитателем - как одно из основных средств комплексного развития дошкольников. Во время занятий по физкультуре малышам традиционно предоставляется возможность не только познавать способности своего тела, но и общаться со сверстниками, соревноваться в ловкости и внимательности, в нетрадиционной манере общаться с педагогами.

Актуальные методические разработки по приобщению детей к традициям физической культуры предусматривают решение комплекса задач, представленных в таблице.

Заслуживает ли внимания такой вид деятельности в детском саду как физкультура с малышами? Проблемы здоровья детей и их физического развития вызывают неподдельный интерес у родителей в настоящее время.

Ни для кого не секрет, что очень незначительное количество детей, которые поступают в детский сад, имеют первую группу здоровья, то есть абсолютно здоровы. Как показывает практика — в основном это дети со второй группой здоровья. Эти дети имеют некоторые отклонения, которые можно исправить в ходе педагогического процесса. Именно физкультура с малышами позволит укрепить и обеспечить здоровье детей. Физкультура с малышами поможет сформировать двигательные навыки и основные движения у детей двух-трёх лет.

На третьем году жизни у детей недостаточно развита координация движений. Поэтому физкультура с малышами поможет научить детей правильно ходить и бегать. Кроме этого, дети научатся ползать и лазить; катать, бросать и метать мяч. Благодаря такому виду деятельности, как физкультура с малышами, появится возможность овладеть новым видом движений – прыжками.

Физкультура с малышами третьего года жизни включает в себя такие формы двигательной активности как, непосредственно физкультура и подвижные игры в детском саду. Программой воспитания «От рождения до школы» не предусмотрено проведение утренней зарядки в первой младшей группе. Но мы в своей практике используем эту форму двигательной активности в игровом варианте.

Физкультурные занятия в детском саду: УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

Для детей третьего года жизни утреннюю зарядку проводим продолжительностью до пяти минут. В этом возрасте дети только начинают посещать детский сад, всё для них в новинку. Поэтому утреннюю зарядку используем как организационный момент. На первых порах не все дети принимают участие в зарядке, это нормально. Постепенно по мере привыкания дети с желанием повторяют движения за воспитателем. Родителям рекомендуем приводить ребёнка примерно за полчаса до утренней гимнастики, для того чтобы малыш успокоился, поиграл.

На практике мы используем комплексы только игрового характера , чтобы вызывать интерес у детей. В таких комплексах движения не сложны и выполняются согласно тексту.

Например, комплекс утренней зарядки «Зарядка»:

Мы шагаем на зарядку —
Можем мы присесть и встать —
Посмотри, посмотри!
Руки вверх поднимем вместе —
Раз, два, три, раз, два, три.
А теперь прыжки на месте —
Раз, два, три, раз, два, три!

Физкультурные занятия в детском саду: ФИЗКУЛЬТУРА

Физкультура с малышами как непосредственная образовательная деятельность проводится три раза в неделю длительностью не больше 8-10 минут по подгруппам. Физкультура с малышами проводится в проветренном групповом помещении или в физкультурном зале. Для детей предусмотрена облегчённая форма одежды, например шорты и футболка.

  • в первой (вводной) части малыши закрепляют виды ходьбы и бега;
  • во вторую (основную) часть включается выполнение общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, обучение основным движениям и подвижная игра;
  • в третьей (заключительной) части возможно проведение спокойной игры.

Так как детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, широко используем индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, непосредственную помощь взрослого и, конечно, игровые упражнения.

Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как: «Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята», «Пройди по мостику», «Кто меня догонит» и другие.

Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки догоняют мяч», «Пролезь в воротца», «Доползи до куклы», «Перелезь через бревно», «Обезьянки» (с лазаньем по гимнастической стенке) и другие.

Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч через заборчик», «Мячик катится с горки», «Брось шишку белочке» и другие.

В первой младшей группе появляется новое основное движение – прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики», «Скачет зайка по дорожке», «Перепрыгни через лужицу», «Позвони в колокольчик» и другие будут полезны в освоении прыжков малышами.

Для того, чтобы у малышей формировалась правильная осанка в физкультуру включаем упражнения из разных исходных положений (стоя, лёжа на спине, сидя).

В настоящее время большую популярность приобретает сюжетное построение физкультуры как непосредственно образовательного вида деятельности. И практика показывает, что такое построение вызывает у детей больший интерес, чем классическая форма и результаты освоения движений лучше.

Физкультурные занятия в детском саду: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры используем как непосредственно на физкультуре, так и в течение всего дня. С детьми двух-трёх лет используем сюжетные подвижные игры с имитационными движениями. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты», в которой дети выполняют три действия – «заводят мотор», «летят», «приземляются».

К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль курочки и кошки уже могут брать на себя детки.

Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводим игры, в которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Попади в цель» и другие.

Физкультурные занятия в детском саду: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РЕБЁНКОМ

В плане воспитательно-образовательной работы планируем совместную деятельность воспитателя с конкретным ребёнком по физкультуре, предполагающую закрепление двигательных навыков. Для того что работать в контакте с родителями, проводим индивидуальные беседы и консультации по теме «Физкультура с малышами», «Подвижные игры летом», «Зимние подвижные игры».

В летний период физкультура с малышами проводится на участке детского сада. Летом в подвижных играх и упражнениях закрепляются и совершенствуются двигательные умения детей. Часто используем игры с мячом, обручами, скакалками, кеглями и другим инвентарём. Дети первой младшей группы уже могут принять участие в спортивном развлечении, которое можно организовать на основе сюжета, либо на основе подвижных игр. Самое главное – включать уже знакомые детям движения.

Таким образом, физкультура с малышами, проводимая в детском саду и дома будет залогом того, что дети вырастут здоровыми психически и физически, меньше будут подвержены простудным заболеваниям.

К 3-м ГОДАМ ВАШ РЕБЁНОК:

  • ходит и бегает не наталкиваясь на других;
  • прыгает на двух ногах на месте и продвигаясь вперёд,
  • прыгает в длину;
  • выполняет различные действия с мячом;
  • владеет навыками ползания и лазанья;
  • с удовольствием играет в несложные подвижные игры.

ЭТО ЗНАЧИТ, что он овладел необходимыми умениями и навыками образовательной области «Физическая культура».

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Физкультура в детском саду-это серьезно!

Статья будет интересна и полезна инструкторам по физической культуре, педагогам по физической культуре, воспитателям, методистам. В статье проанализирован опыт работы педагогов по развитию физического воспитания детей дошкольного возраста, автором доказана необходимость разнообразных физкультурных праздников и досугов для всестороннего развития детей.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Жизнь ребенка в детском саду невозможно представить без веселых праздников, интересных и увлекательных игр. Они развивают не только сообразительность, смекалку, чувство коллективизма, воображение и творчество, но воспитывают у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника является не просто воспоминанием о каких либо действиях, а творческой переработкой имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает, улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно .
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники и досуги являются эффективной формой активного отдыха детей .
Физкультурные праздники и досуги оказывают большое влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых - сотрудников дошкольного учреждения, родителей, представителей шефствующих предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке и проведению праздника .
Таким образом, важнейшим фактором, оказывающим всестороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Занятия физической культурой в детском саду являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Это крайне важно для детей всех возрастных групп. Спортивные праздники и досуги в детском саду – это не просто спортивные развлечения, способствующие проявлению талантов, выявляющие лидерские качества, но и способствующие всестороннему развитию ребенка, формирующие принципы взаимопомощи и сотрудничества в детском коллективе,
Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствует активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных навыков и умений, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и других полезных качеств и умений.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи трудового воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.
Литература:
1. Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском саду. М.: Айрис-Пресс. 2005. -138 с.
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения на воздухе. М.: «Просвещение». 2001. - 190 с.