Проведение лфк при различных заболеваниях и состояниях. Лфк при заболевании сердечно - сосудистой системы


В настоящее время патологические состояния со стороны органов дыхательной системы занимают первое место в структуре заболеваемости. Одними из наиболее часто регистрируемых заболеваний являются ХОБЛ и воспаление легких. Учитывая тяжесть состояния, пациенты с указанными патологиями нуждаются в комплексной терапии. Лечебная физкультура является неотъемлемой составляющей лечения таких больных.

Лечебная физическая культура относится к методам терапии и реабилитации при помощи специальных физических упражнений, которые подобраны индивидуально для каждого пациента. Область применения данного вида лечения довольно объемная. Ее назначают при ишемическом заболевании сердца, гипертонии, после травм и оперативных вмешательств, при нарушениях со стороны ЦНС.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания применяется с целью нормализации функции внешнего дыхания, а также активирует иммунную систему, улучшает кровообращение в поврежденных участках, уменьшает воспалительный процесс и бронхоспазм, способствует улучшению отхождения мокроты и в целом укрепляюще воздействуют на организм. Поскольку лечебные физические процедуры оказывают весомое влияние на восстановление физиологического типа дыхания, их применение особо рекомендуется лицам с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы.

Виды лечебных физических процедур

ЛФК включает в себя большое количество разнообразных методов терапии, выбирать их необходимо, полагаясь на характер основного заболевания, а также оценивая общее состояние пациента.

Перечень основных лечебных упражнений:

  • Гимнастические: дыхательные и костно-мышечные.
  • Спортивно-прикладные.
  • Подвижные или спортивные игры.

Гимнастические упражнения являются весомой составляющей ЛФК при заболевании органов дыхательной системы. Различают статистические тренировки, заключающиеся в правильной постановке дыхания, и динамические, при которых к дыхательным упражнениям присоединяются еще и движения верхней частью туловища.

Комплекс таких занятий подбирается индивидуально для каждого пациента.

Лечебные тренировки во время пневмонии (постельный режим)

Занятия физическими упражнениями при заболеваниях легких пациентам допускаются с третьих или пятых суток от начала заболевания, после нормализации общей температуры тела и при уменьшении клинической симптоматики воспалительного процесса. В этот период допустимо выполнение дыхательных и динамических (задействованы малые и средние мышечные группы) тренировок.

При выполнении этих упражнений человек ложится на спину или поворачивается набок. Лечебная зарядка заключается в совмещении диафрагмального дыхания с поднятием или отведением рук (ног) пациента при вдохе, с последующим возвращением в исходное положение.

Упражнения выполняются медленно, с длительностью, не превышающей 10–15 минут, трижды в день, каждая тренировка повторяется от четырех до восьми раз.

При проведении дыхательной гимнастики, важно контролировать ЧСС: она не должна повышаться более чем на 5–10 ударов/мин по сравнению со значениями, измеренными до проведения ЛФК.

Лечебные тренировки во время пневмонии (палатный и общий режимы)

Пациент переводится на палатный или полупостельный режим уже на пятый или седьмой день лечения. Комплекс упражнений остается таким же, как и вначале занятий, однако увеличивается их частота от восьми до десяти раз, а средняя продолжительность достигает 15–30 минут.

Зарядку можно выполнять сидя или стоя, к перечисленным ранее упражнениям добавляется ходьба, так задействуются крупные группы мышц. Во время лечебной тренировки частота пульса может вырасти на 10–15 ударов/минуту от исходного уровня.

Следующий этап расширения режима происходит не ранее, чем на 7–10 дни. Пациентам разрешено заниматься на тренажерах, увеличивать длительность пеших прогулок. Комплекс дыхательных упражнений остается прежним, но возрастает нагрузка и продолжительность занятия (в среднем до 40 минут), при этом допустимо увеличение ЧСС до 100 ударов/минуту. Тренировки выполняются из исходной позиции стоя с использованием гимнастической палки или гимнастического набивного мяча.

Лечебные тренировки при плеврите

Плеврит – болезнь, которая связана с появлением на поверхности плевры фибрина или накоплением жидкости в ее полости. Выбор метода ЛФК напрямую зависит от формы заболевания. Кроме перечисленных выше свойств, лечебная физкультура оказывает существенную роль в предотвращении формирования спаек и фиброзных тяжей при воспалении плевральных листков. Основная задача лечебных упражнений заключается в повышении экскурсии легких, поскольку это приводит к растягиванию плевры.

Заниматься лечебной гимнастикой при плеврите разрешается со вторых или третьих суток от начала лечения. Чтобы предотвратить формирование спаек, пациентам рекомендовано выполнять наклоны верхней части туловища вбок, противоположный пораженной стороне, при этом сочетать их попеременно с вдохом и выдохом.

Вначале упражнения выполняются с малой интенсивностью, но по мере улучшения состояния пациента и расширения режима, увеличивается продолжительность занятий и уменьшается их количество на протяжении суток.

При наличии болевого синдрома занятия не отменяются, а лишь сокращается их продолжительность до 5–7 минут в течение каждого часа.

Лечебные тренировки при хронических заболеваниях

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания с хроническим течением сходна по основным принципам с методами ЛФК при острых состояниях, однако имеет и свои особенности.

При эмфиземе легких к указанным тренировкам добавляют упражнения, основанные вначале на расслаблении мышц ног, а затем и рук, грудной клетки. Такую процедуру необходимо выполнять несколько раз на день.

Важно также проводить тренировки, направленные на усиление вибрации грудной клетки: статистические дыхательные упражнения сочетают с произношением слов, которые содержат букву «р». Эта процедура оказывает сильное влияние на улучшение отхождения мокроты.

Еще один способ, обладающий отхаркивающим действием – дренажные упражнения. Во время их выполнения увеличивается отхождение бронхиального секрета, а также уменьшается его накопление. Достигается этот эффект при принятии пациентом характерного положения: человек ложится на спину так, чтобы уровень таза находился выше уровня головы (поза Тренделенбурга).

Необходимо учитывать, что такое положение может приводить к повышению внутричерепного давления, увеличивать риск у людей с сердечно-сосудистой патологией. Категорически противопоказано проводить дренажные упражнения людям, перенесшим черепно-мозговые травмы и страдающим заболеваниями головного мозга.

Противопоказания

  • ДН III ст.
  • Присутствие у больного кровохарканья.
  • Не купирующийся астматический приступ.
  • Накопление в полости плевры большого объема жидкости.
  • Ателектаз легких.
  • Выраженная одышка.
  • Учащение сердцебиений более 120 ударов/мин.
  • Фебрильная температура тела (выше 38 градусов).

Дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания назначается лечащим врачом пациенту лишь при отсутствии у него всех вышеуказанных состояний, поскольку выполнение лечебной физкультуры в данном случае значительно усугубит ситуацию.

Лечебный массаж: общие сведения

Массаж при заболеваниях органов дыхания применяется с целью рефлекторного воздействия на респираторную систему. Такая процедура стимулирует поступление кислорода и устраняет гипоксию. Массирование области грудной клетки ускоряет рассасывание воспалительного очага, укрепляются дыхательные мышцы, предотвращает развитие спаечного процесса.

Различают следующее виды массажа, которые направлены на улучшение отхождения мокроты:

  1. Перкуссионный. Принцип методики данного вида заключается в поколачивании ладонью в области грудной клетки. Эффективность его заключается в резком сжатии воздуха между поверхностью грудной клетки и ладони, что приводит к отслоению мокроты от стенок бронхов.
  2. Вибрационный. Часто назначается пациентам при пневмонии и заключается он в выполнении быстрых вибрационных движений ладонями обеих рук, при их наложении на поверхность грудной клетки.

Обычно оба вида массажа сочетают с дренажными упражнениями за счет увеличения эффективности процедуры.

Противопоказаниями для проведения данных видов массажа являются наличие у пациента кровотечений или выпотов в плевральные полости, сердечной и легочной недостаточности, а также эмпиемы или онкологических заболеваний.

Массаж не назначается в острую фазу воспалительного процесса.

Принцип проведения массажа при пневмонии

С первых дней процедур, массированию подвергается передняя и боковые поверхности грудной клетки с помощью поглаживания и растирания. Спустя 2–4 дня можно проводить массирование и задней поверхности грудной клетки. К поглаживанию и растиранию добавляют похлопывание или поколачивание в надлопаточной области и боковых отделах.

Массаж проводится с растущей интенсивностью, в среднем его курс занимает 12–15 дней. Продолжительность одной процедуры обычно составляет 7–10 минут, по ее завершении пациенту рекомендуют выполнить комплекс дыхательных упражнений.

ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхательной системы входят в курс реабилитации и эффективно дополняют основное лечение. Упражнения подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке и соответствуют его возрасту, тяжести состояния и виду заболевания.

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте. К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая и гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное расширение вен и др. Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца -- бо­лезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто (в 35--40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности. Распространению болезни способствует ряд факторов внешней я внутренней среды («факторы риска»). Из группы социально-культур­ных факторов наибольшее значение имеют: потребление высококало­рийной пищи, богатой насыщенными жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение); курение; «сидячий» (малоактивный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных городах. Из нарушений биохимических и физиологических регуляторных меха­низмов важное значение имеют: гиперхолестеринемия, гипертриглицеродемия, ряд форм гиперлипопротейнемии, нарушенная толерантность к углеводам, артериальная гипертония и др. 3. Требование общего режима. Широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой систе­мы настоятельно требует прежде всего интенсификации массовых профилактических мероприятий как в виде первичной, так и в виде вторичной профилактики. Первичная профилактика подразумевает предупреждение заболеваний сердца у лиц внешне здоровых, без объе­ктивных и субъективных признаков заболевания, но имеющих те или иные факторы риска; вторичная профилактика -- предупреждение прогрессировать и осложнений заболеваний сердца. Рациональная физическая культура является непременной состав­ной частью как первичной, так и вторичной профилактики. Известно, что под влиянием физических упражнений заметно возраста­ет толерантность к физической нагрузке; улучшаются функциональное состояние и сократительная функция миокарда; повышается коронарный резерв и экономичность сердечной деятельности; улучшается коллатеральное кровообращение; уменьшаются секреция катехоламинов, содержание липидов и общего холестерина в крови; улучшается периферическое кровообращение и др. Считают, что физическая актив­ность задерживает развитие коронарного атеросклероза в возрасте после 40 лет, ведет к повышению активности противосвертывающей системы крови, предупреждая тромбоэмболические осложнения, и та­ким образом предупреждает и устраняет проявление большинства факторов риска основных болезней сердца. Роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний. Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности. Физические упражнения улучшают трофические процессы в мио­карде, увеличивают кровоток и активизируют обмен веществ. В результате сердечная мышца постепенно укрепляется, повышается ее сократительная способность. Улучшение обмена веществ в организме вследствие стимуляции окислительных процессов задерживает, а при начальных проявлениях вызывает обратное развитие атеросклероза. За счет тренировки внесердечных (экстракардиальных) факторов кровообращения физические упражнения совершенствуют компенсацию. Упражнения для мелких мышечных групп вызывают расширение артериол, что снижает периферическое сопротивление артериальному кровотоку. Работа сердца облегчается также благодаря улучшению движения крови по венам при ритмичной смене сокращения и расслабле­ния мышц (мышечный насос), при выполнении дыхательных упражне­ний. Действие их объясняется изменением внутригрудного давления. Во время вдоха оно понижается, усиливается присасывающая деятельность грудной клетки, повышающееся при этом брюшное давление усиливает ток крови из брюшной полости в грудную. Во время выдоха облегчается продвижение венозной крови из нижних конечностей, так как брюшное давление при этом снижается. Нормализация функций достигается постепенной и осторожной тренировкой, с помощью которой удается восстановить нарушенную болезнью и вынужденным покоем координацию в работе сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем организма. Физические упражнения, соответствующие возможностям сердечно- сосудистой си­стемы, способствуют восстановлению моторно-висцеральных рефлек­сов. Реакции ее на мышечную работу становятся адекватными. Методика лечебной физической культуры зависит от особенностей протекания заболевания и степени недостаточности общего и венечного кровообращения. При подборе физических упражнений, исходных положений, величины нагрузки необходимо учитывать двигательный режим, назначенный больному. При тяжелых проявлениях заболевания, выраженной недоста­точности сердца или венечного кровообращения лечебная физическая культура способствует компенсации ослабленной функции сердца, лечению основного заболевания и улучшению периферического крово­обращения. Для этого используются физические упражнения, мобили­зующие внесердечные факторы кровообращения: упражнения для ди-стальных сегментов конечностей, дыхательные упражнения и упражне­ния в расслаблении мышц. У большинства больных они вызывают замедление пульса и снижение артериального давления. При легких формах заболевания, острых болезнях в стадии выздоровления и компенсированных хронических заболеваниях ле­чебная физическая культура способствует повышению функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Применяются упражнения для средних и крупных мышечных групп с постепенно повышающейся дозировкой. Такие упражнения учащают пульс и увеличивают кровоток. При недостаточности кровообращения 3 степени применяются физические упражнения для мелких и средних мышечных групп. Упражнения в крупных суставах конечностей выполняются с неполной амплитудой, с укороченным рычагом, иногда с помощью инструктора. Упражнения для туловища применяются только в виде поворота на правый бок и невысокого приподнимания таза. Темп выполнения упражнений -- медленный, число повторений 3--6 раз. Статические дыхательные упражнения выполняются без углубления дыхания. Занятия сочетаются с легким массажем голеней. 4. Примерный перечень рекомендуемых упражнений Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. А) лежа на спине: 1.Дугами вперед руки вверх-- вдох, руки через стороны вниз -- выдох. 2.Поднимание согнутых в коленях, ног -- выдох, опускание прямых ног вдох. 3.Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное. 4.Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное. 5.Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук. Б) стоя: 1.Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться -- вдох, и. п. -- выдох. 2.Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону -- вдох, и. п. -- выдох. 3.Руки согнуты перед грудью, пружинистые отведения рук назад. 4.Руки на пояс, круговые движения туловищем. 5.Руки в стороны -- вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей -- выдох. 6.Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное. 7.Присед, руки вперед -- выдох, и. п. -- вдох. 8.Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием колена. 5. Лечебная гимнастика при врожденном пороке сердца. Пороки сердца - врождённые или приобретённые аномалии и деформации клапанов сердца, отверстий или перегородок между камерами сердца или отходящих от него сосудов, нарушающие внутрисердечную и системную гемодинамику, предрасполагающие к развитию острой или хронической недостаточности кровообращения. К врождённым порокам сердца относят также пороки развития магистральных сосудов - аорты, лёгочной артерии. Приобретённые пороки сердца возникают чаще всего вследствие ревматизма, ревматоидных болезней, атеросклероза и ишемической болезни сердца, инфекционного эндокардита. Реже вследствие сифилитических и травматических поражений. Встречаются повреждения перегородок, возникающие вследствие внутрисердечных лечебных и диагностических манипуляций, так называемые иатрогенные. Врождённые пороки сердца возникают в период его эмбрионального развития, на частоту их возникновения влияют многие недостаточно изученные факторы, а соотношение между различными формами оказывается достаточно постоянным. Самые частые - дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, открытый аортальный проток, стеноз перешейка аорты. Некоторые аномалии несовместимы с жизнью, другие тяжело проявляют себя в первые часы, дни или месяцы жизни, и судьба ребёнка зависит от возможной хирургической коррекции, с третьими человек может дожить до зрелого возраста и даже до старости (до 100 лет). Частота приобретённых пороков сердца в нашей стране и других экономически развитых странах резко снизилась благодаря эффективной профилактике и лечению ревматизма. В странах, где распространена наркомания, повышена частота пороков клапанов, где оседает инфект в результате внутривенного введения нестерильных наркотических средств. Формирование приобретённых пороков сердца обусловлено деформацией и кальцинозом поражённых створок клапанов, фиброзных колец, хорд. Консервативное лечение как врождённых, так и приобретённых пороков сердца безуспешно, но хирургическая операция, как активное вмешательство, может проводиться только при наличии соответствующих показаний. Необходимо своевременно определить объём и предельный характер допустимых нагрузок, а также формы тренирующего режима. Лечебная физкультура применяется в послеоперационном периоде. В остром периоде (палатный или домашний режим) лечебная гимнастика выполняется лёжа, затем сидя. Постепенно двигательный режим расширяется: применяется ходьба. В период выздоровления лечебная физкультура - эффективное средство реабилитации (восстановительного лечения). Цель поддерживающего периода - закрепление достигнутых результатов и восстановление физической способности пациента. Дозированная ходьба - основной вид физической активности, способствующий восстановлению функции сердца. Кроме того, ходьба, лечебная физкультура и другие умеренные являются эффективным средством вторичной профилактики заболеваний. Людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы необходимо продолжать занятия физкультурой, лучше циклическими видами - ходьбой, лыжами - всю жизнь. При расширении двигательной активности лечебная гимнастика включает дыхательные, развивающие и другие упражнения.

Лечебная гимнастика (ЛФК) - это комплекс упражнений при большинстве хронических заболеваний человека, связанных с потерей мышечной силы и объёма движений суставов.

Лечебная гимнастика при неврологических проявлениях должна проводится в положениях и при условиях отсутствия болевого синдрома, или, по крайней мере – на границе болевых ощущений. В противном случае развивается “феномен обкрадывания”, проявляющийся компенсаторными замещениями со стороны непораженных сегментов тела; в результате – тренировке подвергаются интактные мышечные группы, то есть “слабое” обкрадывается “сильным”, а “больное” – “здоровым”.

Лечебная физкультура должна сочетаться с уходом за больным. Перед занятиями необходимо производить проветривание палат и кабинетов лечебной физкультуры. Занятия целесообразно проводить при открытых форточках, окнах, на верандах. Больные занимаются в легких спортивных костюмах.

Если больной находится на полупостельном режиме, необходимо подготовить его к занятиям - откинуть одеяло, оправить простыню, правильно разместить или убрать лишние подушки. В конце занятия при соответствующих клинических данных больному следует придать положение, которое имеет лечебное значение (лечение положением): надеть лямки для вытяжения, прибинтовать лонгету, перевести больного в положение сидя на кресло. Необходимо вести наблюдение за состоянием и самочувствием больного, о всех наблюдениях инструкторов или медицинской сестры проводить записи, сообщать врачу.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится утром, после сна, до завтрака. Занятия с больными проводит методист лечебной физкультуры, либо палатная медицинская сестра.

Больные, имеющие двигательные нарушения, делают утреннюю гимнастику в палате, лица без ограничений движений - в спортивном зале или на воздухе. Помещение, в котором занимаются больные, должно хорошо проветриваться. В процессе гимнастики организм выходит из состояния заторможенности физиологических процессов во время сна, повышается общий и эмоциональный тонус, усиливается деятельность всех органов и систем. Подбор упражнений для гигиенической гимнастики и дозировка физической нагрузки определяются возрастом больного, характером основного заболевания, степенью и формой нарушенных функций. В процессе утренней гимнастики осуществляется подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем к предстоящим в течение дня нагрузкам. Комплекс упражнений подбирается с тем расчетом, чтобы он был доступен всем больным данной группы. Для больных с двигательными нарушениями упражнения начинаются в исходном положении лежа, затем больные переходят в положение сидя. Продолжительность утренней гимнастики - 10 - 20 мин. В комплекс утренней гимнастики включают не более 8 - 12 упражнений с повторением каждого из них от 3 до 6 -8 раз.

Лечебная гимнастика - основная форма лечебной физкультуры. Применяют два метода лечебной гимнастики - индивидуальный и групповой. Урок лечебной гимнастики состоит из вводного, основного и заключительного разделов.

Вводный раздел предполагает подготовку больного к выполнению последующих физических упражнений. Больному разъясняется цель урока, подсчитывается пульс, проводят дыхательные, общеразвивающие и подготовительные упражнения. Продолжительность этой части урока - 5-10 мин.

Основной раздел включает физические упражнения, оказывающие специальное и общее воздействие на организм больного. Цель их - восстановление и компенсация дефектных функций, помощь больному в овладении двигательными навыками, повышение физической подготовки и адаптации к условиям жизни. Продолжительность основного раздела - 25 - 30 мин. Заключительный раздел направлен на постепенное снижение общей нагрузки, активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижение эмоционального напряжения и приведение больного в исходное состояние. Длительность этого раздела -5-10 мин.

Задачи урока определяет врач. При проведении занятий нагрузку регулируют на основании так называемой физиологической кривой - кривой изменения частоты пульса в течение занятий. При правильном построении урока максимальное учащение пульса не должно превышать более, чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.

Особенно ответственным является создание комплекса упражнений, отвечающего задачам восстановления нарушенных функций. Это, в частности, относится к двигательным нарушениям. В соответствии с характером поражения и этапами восстановительного лечения используются пассивные и активные движения.

При пассивном воспроизведении определенного движения импульсы поступают в те клетки коры головного мозга, которые его вызывают. При отсутствии активных движений используются пассивные с одновременной посылкой волевых импульсов больным.

По мере увеличения силы мышц в паретичных конечностях появляется возможность выполнения активных движений, которые вначале выполняются с помощью персонала, затем самостоятельно. Важное значение имеет соблюдение последовательности в тренировке отдельных мышечных групп и получение изолированных активных движений.

Важным условием в методике урока лечебной физкультуры имеет дозировка физической нагрузки, которая определяется рядом показателей. К ним относятся: подбор физических упражнений, который строится на основе принципа постепенности: от простого к сложному. Продолжительность физических упражнений определяется временем, затрачиваемым больным на их выполнение. Число повторений определяется характером заболевания и особенностью упражнений. Упражнения общеукрепляющего типа целесообразно повторять 5 - 6 раз, направленные на укрепление ослабленных мышечных групп 10 - 20 раз.

Выбор исходных положений зависит также от особенностей заболевания и характера выполняемых упражнений. Различают три основных исходных положения: лежа, сидя и стоя. Исходные положения расцениваются как важный элемент в регулировании физической нагрузки.

Различают медленный, средний и быстрый темпы движений. При медленном темпе движения выполняются на 4 счета, при среднем - на два, при быстром - на один счет. Выбор темпа движений зависит от особенностей течения болезни, возраста больного и его индивидуальных особенностей. Регулировать нагрузку при физических упражнениях позволяют также степень усилия, точность выполнения движения. На величину нагрузки влияет степень сложности движений. Необходимо постепенно усложнять движения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Ритмичность движений способствует улучшению крово- и лимфообращения и уменьшает утомление.

Количество отвлекающих упражнений. Посредством их чередования с основными достигается повышение работоспособности мышц. Эти упражнения используют также в заключение урока.

Использование эмоционального фактора состоит в том, чтобы при занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции. Это достигается включением в занятия элементов игры или соревнования, музыкального сопровождения и др.

Дозирование физической нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями обеспечивается тщательным врачебно-педагогическим контролем и индивидуальным подходом к больному. Планирование лечебного использования физических упражнений по периодам осуществляет методист под контролем врача. Уточняются формы лечебной физкультуры, порядок их применения в режиме дня, в комплексе с другими лечебными воздействиями, составляются примерные комплексы занятий лечебной физкультурой.

Самостоятельные занятия больных представляют собой одну из форм лечебной физкультуры. Больному подбирают комплекс упражнений, которые он повторяет в течение дня несколько раз. В зависимости от особенностей заболевания на комплекс упражнений затрачивается от 2-3 до 10-15 мин. Для больных с тяжелыми двигательными нарушениями, которые нуждаются в интенсивном лечении, но в силу дефекта самостоятельно заниматься не могут, рекомендуется проведение занятий при помощи родственников, которые предварительно обучаются приемам лечебной физкультуры и тем упражнениям, которые задаются для выполнения с больным.

При проведении системы лечебной физкультуры следует иметь в виду упражнения спортивно-прикладного типа, к которым относятся основные виды естественных движений человека, - ходьба, бег, прыжки, ползание, упражнения в равновесии и т. д. Ходьба широко используется в лечебной физкультуре в качестве физического упражнения, представляющего собой естественный способ передвижения. Ходьба повышает обмен веществ, улучшает кровообращение и дыхание, оказывает положительное воздействие на весь организм. Ходьбу используют при занятиях лечебной гимнастикой, в прогулках и др. Показания к применению ходьбы как лечебного средства очень широки.

Бег по сравнению с ходьбой является более сильным средством лечебного воздействия на организм больного человека. Бег в лечебной физкультуре применяется в строго дозированной форме с ограничением его скорости. Тренировку больного в ходьбе и беге проводят по специальному графику на основе принципа постепенности и последовательности при тщательном врачебно-педагогическом контроле.

Прыжки по своему физиологическому действию являются кратковременными упражнениями значительной интенсивности. Применение прыжков целесообразно в периоде выздоровления.

Метание помогает восстанавливать координацию движений, способствует улучшению подвижности суставов, увеличению силы мышц конечностей и туловища, скорости двигательных реакций, развивает меткость. Используют метания мяча, палок, диска.

Лазанье по гимнастической стенке способствует увеличению подвижности суставов, развитию силы мышц.

Упражнения в ползании используются преимущественно для коррекции различных искривлений позвоночника.

Упражнения в равновесии применяются при заболеваниях, связанных с нарушением функции вестибулярного аппарата и мозжечка.

Спортивные игры в системе лечебной физкультуры используют как одно из важных средств физического воспитания больного человека. Игры воспитывают и развивают ряд ценных физических и морально-волевых качеств: силу, быстроту, ловкость, внимание, выдержку и др. Большое значение игр в том, что они стимулируют положительные эмоции и тонизируют нервно-психическую сферу больных. Применяются преимущественно игры, не дающие большой нагрузки на организм больного, относительно простые и доступные по техническому выполнению. Их делят на малоподвижные, подвижные и спортивные. Малоподвижные игры чаще проводятся с лежачими больными. Подвижные игры складываются из различных сочетаний ходьбы, бега, прыжков и т. п. Спортивные игры в рамках лечебной физкультуры применяются ограниченно.

Плавание и упражнения в воде. Характеризуются сочетанием воздействия движений и водной среды. Нахождение в воде повышает обмен веществ, активизирует кровообращение. В специальных условиях (ванна, бассейн) облегчаются движения атрофических, ослабленных мышц. Плавание назначается также с закаливающими и оздоровительными целями.

Используются и другие спортивные упражнения как ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. п.

Двигательные режимы. Лечебная физкультура является неотъемлемой составной частью всех двигательных режимов. Подбор физических упражнений, форм их проведения, нагрузка на занятиях в каждом отдельном случае должны соответствовать двигательной активности, допускаемой отдельными режимами.

Различают строгий постельный режим, постельный режим, полупостельный, расширенный, умеренно тренировочный, общетренирующий.

В реабилитационное отделение поступают, как правило, больные, которые находятся на полупостельном, либо на расширенном режимах, строго постельный режим соблюдают больные в остром периоде болезни.

При полупостельном режиме во время занятий лечебной гимнастикой больной подготавливается к переходу в положение сидя в кровати опустив ноги, к переходу на стул, к вставанию, медленной ходьбе в пределах палаты. Расширенный режим позволяет использовать все средства лечебной физкультуры. При тренирующем режиме занятия лечебной физкультурой должны облегчить восстановление работоспособности больного и служить одним из основных средств реабилитации.

При применении лечебной физкультуры следует придерживаться принципа этапности лечения, соблюдать постепенность в наращивании интенсивности физической нагрузки в соответствии с клиническим состоянием больного.

Примеры упражнений лечебной гимнастики при неврологических заболеваниях, в частности остеохондрозе позвоночника с протрузиями и грыжами межпозвонковых дисков.

ПАМЯТКА
для самостоятельных занятий лечебной физкультурой при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника

В профилактике и лечении остеохондроза позвоночника существенное значение имеют систематические занятия специальной лечебной гимнастикой.

Прежде чаи приступить к самостоятельный занятиям лечебной гимнастикой, необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК).

Заниматься лечебной гимнастикой можно в любое время дня. Очень полезно утром сразу после сна выполнить несколько упражнений (например: Ш 1,3,13,17,20 острого периода), затем совершить утренний туалет и продолжать выполнение упражнений согласно предписанному врачом и методистом ЛФК комплексу.

Одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой, не стесняющей движений, но и не допускающая переохлаждения. Лучше всего - шерстяной тренировочный костюм.

П О М Н И Т Е!

Появление болевых ощущений во время выполнения упражнений является сигналом к снижению амплитуды выполнения упражнений, их интенсивности или к полному прекращению их выполнения.

Для того, чтобы занятия лечебной гимнастикой приносили наибольшую пользу, следует:
а) выполнять упражнения ежедневно;
б) выполнять упражнения старательно, в медленном темпе, не искажая самовольно форму, скорость и интенсивность выполняемых упражнений;
в) при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
г) периодически консультироваться с врачом, не скрывая от него свои недуги.

Примерный комплекс лечебной гиинастики. применяемый в остром периоде (начальный этап)

И.п. лежа. Сгибание и разгибание стоп и пальцев кистей в кулак.
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Сгибание и разгибание правой ноги, скользя пяткой по постели. После 8-10 повторений -- то же другой ногой.
И.п. лека. Поочередные поднимания рук вверх.
И.п. лека, левая нога согнута в колене. Отведение правой ноги в сторону. После 8-Ю повторений -- то же другой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками вперед и назад.
И.п. лека. Поочередные выпрямления ног в коленях, опираясь бедрами о валик.
И.п. лека, ноги согнуты. Поочередное сгибание согнутых ног к кивоту.
И.п. лека. Сгибание рук к плечам в сочетании с дыханием.
И.п. лека, ноги согнуты. Поочередное отведение коленей в стороны.
И.п. лека, ноги согнуты. Руки вверх - вдох, прижать колено к кивоту - выдох. То же - другой ногой.
И.п. лека, ноги врозь. Ротация ног внутрь и наружу"
И.п. лека. Диафрагмальное дыхание.

Специальные упражнения, применяемые на втором этапе острого периода

И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание крестца с опорой на нижнегрудной отдел позвоночника и стопы за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание головы с одновременным напряженней мышц брюшного пресса.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. 8-10 напряжений каждое по 4-6 с.
И.п. лежа, ноги согнуты врозь. Левую руку вверх - вдох. Опустить руку вперед-вниз-внутрь, приподнять голову и плечи, потянуться рукой к правому колену - выдох. То же другой рукой.
И.п. лежа. Поочередные сгибания ног. При выпрямлении давить стопой на постель, кифозируя при этом поясничный отдел позвоночника.
И.п. лежа. То же упражнение, что и №17, но выполняется двумя ногами одновременно.
И.п. лежа, под ногами валик, Приподнимание таза за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая кистей от постели и вернуться в и.п. При возвращении в и.п. не прогибаться!
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника (без пригибания при возвращении в и.п.!)

Примерный комплекс лечебной гимнастики, применимый во ВТОРОМ (ПОДОСТРОМ) периоде

И.п. лежа. Одновременное сгибание и разгибание стоп.
И.о. лежа. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях.
И. п. лежа. Поочередное поднимание рук вверх с последующим пассивным вытяжением их инструктором ЛФК.
И. п. лежа, левая нога согнута. Отведение правой ноги в сторону. После нескольких повторений то же левой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками.
И.п. лежа, левая нога прижата к животу. Поднимание правой ноги вперед. После нескольких повторений - то же левой ногой.
И.п. лежа, ноги отогнуты. Приподнимание крестца с одновременным кифозировавием поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги отогнуты, Руки на животе. Приподнимание головы и плеч. Фиксация этого положения 2-4 с.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. Время напряжения 6-8 с.
И.п. лежа, ноги согнуты. Одновременное сгибание ног к животу.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая рук от кушетки.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Поворот налево, левая рука в сторону. То же вправо.
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника. При возвращении в и.п. не прогибаться.
И.п. упор на коленях. Выпрямляя левую ногу, выполнить упор на правом колене. Ногу высоко не поднимать. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Сгибая правую ногу влево-вверх, коснуться правым коленом левой руки. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях. Отводя левую ногу назад, сесть на правую пятку (полушпагат). То же другой ногой. Руки от кушетки не отрывать.
И.п. лежа на животе (под животом валик). Поочередные приподнимания ног от кушетки на 3-5 см в удержание их в этой положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе, руки в стороны. Приподнять голову и плечи от кушетки на 3-5 см и удержание в этом положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе. Поочередное отведение ног в стороны. Ноги от кушетки высоко не поднимать.
И.п. лежа на животе. Поочередные сгибания ног в коленях.
И.п. упор на правом колене, левая нога выпрямлена вперед, (сбоку от кушетки). Отведение левой ноги в сторону. То же другой ногой.
И.п. лежа на боку. Одновременное сгибание ног вперед. То же на другом боку.
И.п. лежа, ноги на валике. Приподнимание крестца за счет кифозированин поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа. Поочередное "вытягивание" ног вниз.
И.п. лежа. "Раз"- руки вверх. "Два" - сгибая правую ногу вперед, прижать колено к животу.
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация прямых ног внутрь и наружу.
Кифозирование поясничного отдела позвоночника с фиксацией этого положения 10-60 с.:
а) с опорой о стену; ноги на расстоянии 40 см от стены;
б) в и.п. стоя.
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая ноги, перейти в смешанный вис в приседе.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Переступая руками влево, согнуть туловище влево. То же в другую сторону.
И.п. стойка на коленях. Сед на бедро справа, руки влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед. Наклоны коленей влево и вправо.
И.п. лежа, ноги согнуты, руки за голову. Сесть - лечь.
И.п. вис сзади на гимнастической стенке. Одновременное сгибание ног вперед.
И.п. вис спереди на гимнастической стенке. С поворотом таза налево, согнуть ноги вперед. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на гимнастической скамейке, руки за голову, ноги фиксированы. Разгибание туловища назад. Сильно не прогибаться!
И.п. лежа, ноги прижаты к животу. Перекаты не спине вперед и назад
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая правую ногу и выпрямляя руки, перейти в смешанный вис присев на правой ноге. То же на другой ноге.
И.п. лежа на животе, руки под голову. Сгибая туловище влево, одновременное отведение ног влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на краю кушетки, ноги вниз, хват руками снизу за кушетку. Разгибание ног назад. Не прогибаться!
И.п. лежа. Сгибаясь вперед, перейти в положение сед, ноги скрестно. Выполнять с опорой руками сзади и без опоры.
И.п. упор присев. Выпрямляя ноги, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. упор лежа. Переступая руками назад, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. столика ноги врозь, руки к плечам. Сгибая левую ногу вправо-вперед, коснуться правым локтем левого бедра. То же другой ногой.
И.п. лежа, руки вверх. Поднимая левую ногу вперед, коснуться правой рукой левой голени. То же другой ногой.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед, резиновый бинт фиксируется одним концом за голени, вторым - за гимнастическую стенку. Разгибание ног назад.
20) ХОДЬБА: на носках, на пятках, на наружном крае стоп, выпады с поворотами туловища влево и вправо, ходьба с высоким подниманием бедер, ходьба со сгибанием ног назад и т.д.

В остром периоде при наличии острых болей следует соблюдать строгий постельный режим. ЛФК применяется главным образом с гигиенической целью и носит общеукрепляющий характер. При движениях нижними конечностями не допускать увеличения поясничного лордоза, что может усилить болевой синдром. В этом плане при выполнении физических упражнений следует подложить под голени мягкий валик.
На втором этапе острого периода при некотором снижении интенсивности болей следует осторожно включать изометрические упражнения для тренировки мышц брюшного пресса и больших ягодичных мышц.
Упражнения, вызывающие боль, следует ограничить по амплитуде, степени мышечного напряжения или исключить совсем. Не делать упражнения через боль!
Количество повторения каждого упражнения 8-10 раз. Темп выполнения упражнений - медленный.

Методические рекомендации двигательного режима во втором (подостром) периоде

С уменьшением болевого синдрома возможности применения специальных и общеразвивающих упражнений увеличиваются. В этом периоде кроме упражнений, увеличивающих силу мышц брюшного пресса и мышц-разгибателей бедра ванное значение приобретают упражнения, ккфозирующие поясничный отдел позвоночника (№ 7,8,10,11,13,15, 22,23,).
При выборе как специальных, так и общеразвивающих упражнений важно проследить за тем, чтобы они не увеличивали поясничный лордоз. Болевые ощущения являются сигналом к изменению структуры упражнения (в сторону облегчения) или к исключению его.
В конце второго периода следует постепенно включать упражнения, увеличивающие силу мышц спины.
Упражнения № 7,6,9 и 10 можно выполнять по круговой системе 2-3 раза. Они являются наиболее важными.
Количество повторений специальных упражнений довести до 15-50 раз. Темп выполнения упражнений можно постепенно увеличивать.
Еще раз следует напомнить: упражнения не должны вызывать боль!

В этом периоде к задачам и методическим особенностям второго периода добавляется задача увеличения подвижности позвоночного столба. Однако упражнения, направленные на решение этой задачи следует проводить осторожно и в облегченных исходных положениях. Следует добиваться автоматизма поддержания специфической осанки в положении стоя и в ходьбе, когда поясничный отдел позвоночника кифозировав.
Количество повторений специальных упражнений второго периода увеличиваются до 50-100 раз (можно в разбивку в течение дня). Из других средств ЛФК следует признать целесообразным применение тех, которые не будут воздействовать в отрицательном плане на дегенерированные диски: плавание, терренкур, лыжи, бегущая дорожка, велоэргометр, упражнения с резиновым бинтом. Применять такие средства как волейбол, теннис (большой и малый), дорожный велосипед, бег по пересеченной местности, быстрые танцы, ритмическую гимнастику следует крайне осторожно, т.к. резкие, часто некоординированные движения и повороты могут спровоцировать обострение остеохондроза. Упражнения с гантелями предпочтительно выполнять в и.п. лежа (на спине, животе) для исключения вертикальных нагрузок на позвоночник.
Следует признать нецелесообразным применение чистого виса для якобы растяжения поясничного отдела позвоночника. Препятствием этому служит мощное напряжение растянутых мышц туловища. Нежелательны также прыжки в глубину с возвышения, упражнения на гребном станке, метания. В любом случае при занятиях ЛФК следует помнить, что постоянная микротравма и перегрузка позвоночника, некоординированные движения, толчки по оси позвоночника подготавливают соответствующий фон для разрыва дегенерированного диска и обострения болевого синдрома. Данные рекомендации необходимо учитывать при выборе средств и форм занятий физическими упражнениями на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.
В третьем периоде рекомендуется применение лечебной гимнастики в бассейне. Следует отметить, что лечебная гимнастика в бассейне не заменяет, а дополняет основные "сухие" занятия лечебной гимнастикой.

Ортопедическая профилактика остеохондроза позвоночника

С целью замедления дегенеративных процессов в позвоночнике, а также для профилактики рецидивов обострения болевого синдрома, рекомендуется соблюдать специфическую осанку с кифозированным положением поясничного отдела позвоночника в различных ситуациях при совершении бытовых, трудовых и иных видов деятельности. В профилактике остеохондроза позвоночника важная роль отводится уменьшению микро- и макротравматизации межпозвонковых дисков, а также статических и динамических перегрузок позвоночника.
Следует признать особо неблагоприятным наклоны туловища вперед из положения стоя. При выпрямлении из этого положения возможен даже сдвиг дегенерированных позвонков относительно друг друга. В связи с этим наклоны вперед (особенно выполняемые с одновременным поворотом туловища) следует исключить как упражнение из регулярных занятий лечебной физкультурой.
При выполнении бытовых работ, связанных с наклоном туловища вперед (стирка белья, полоскание, подметание и нытье полов), желательно разгружать позвоночник, имея под свободной рукой какую--либо опору. Для уборки квартиры при помощи пылесоса желательно трубку пылесоса нарастить с таким расчетом, чтобы туловище не сгибалось вперед, т.к. в противном случае ритмичные движения в полунаклоне вперед при работе с непереустроенным пылесосом вызовут перенагрузку позвоночника.
Следует особо предостеречь от работ, связанных с напряженными однотипными движениями (особенно в полу наклоне вперед), например: пилка и колка дров, садовые работы с лопатой и тяпкой, рывковые движения при перебрасывании тяжелых предметов, стирка на стиральной доске и т.п., т.к. нагрузки на позвонки, связки и мышцы резко возрастают.
Особенно неблагоприятно отражается неправильное положение туловища и некоординированная работа мышц при поднимании и переноске тяжестей. Наилучший вариант - выпрямленная спина, когда позвоночник прочно упирается в таз. В этом случае межпозвонковые диски нагружаются равномерно и не деформируются. Наряду с этим переноска и особенно подъем даже не очень тяжелого груза при согнутой спине (например, впереди себя и на вытянутых руках) нередко приводит к обострению.
В таблицах даны рисунки правильного (черное) и неправильного (заштрихованное) положения туловища при подъеме и переноске тяжестей. Как видно из рисунков, при переноске тяжестей рекомендуется выпрямленное положение туловища. Груз при этом нужно держать, как можно ближе к туловищу. При поднятии тяжестей с земли нельзя наклоняться вперед и поднимать груз, выпрямляя туловище. Надо согнуть колени, присесть, оставляя спину прямой и поднимать груз за счет выпрямления ног в коленях.
При езде в автомобиле под поясничный отдел подкладывается валик. И обязателен подголовник для избежания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.
Зашнуровывая обувь нужно встать на одно колено, коснуться туловищем бедра и только после этого зашнуровывать обувь.
Однако и удобное положение тела может вызвать нежелательные изменения в позвоночнике, если профессиональная поза остается неизменной. Поэтому необходимо периодическое изменение положения тела во время работы. Например, в положении стоя - периодическая смена опоры одной ноги на скамеечку не только дает отдых ногам, но и способствует кифозированию поясничного отдела позвоночника в облегченных условиях.
При транапортировке в лифте целесообразно принять облегчающую позу для снижения вертикальной нагрузки на дегенерированные диски при ускорениях и замедлениях лифта. Эту позу рекомендуется принимать в течение дня насколько раз с выдержкой 10-60 с. и как физическое упражнение.


Нарастающая слабость (детренированность) мышц туловища у больных, не занимающихся лечебной гимнастикой - довольно обычное явление. Тренированный и хорошо развитый мышечный "корсет" туловища в значительной степени облегчает и разгружает "рессорный" аппарат позвоночника. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, больших ягодичных мышц, мышц-разгибателей спины и тренировка поясничного кифозирования (особенно в положении стоя) должны стать частью двигательного режима больного и проводиться в течение всего дня.
Несомненное влияние на перегрузки позвоночника оказывает нерационально подобранная рабочая мебель, особенно стулья. В этом аспекте целесообразно пользоваться стульями с невысоким сиденьем, с внутренним его наклоном и со слегка выпуклой спинкой на месте поясничного изгиба позвоночника. Лучше, если в положении сидя колени будут несколько выше тазобедренных суставов.
Следует считать также целесообразным ношение обуви на эластичной подошве, т.к. при этом снижается амортизационная перегрузка дегенерированных дисков. Не рекомендуется длительная езда в автомашине, особенно по неровным дорогам.
Необходимо устранять факторы, увеличивающие поясничный лордоз: ношение обуви на высоких каблуках, избыточный вес. Спать следует на твердом ложе, для чего используется деревянный щит и тонкий матрац.
Постоянное ношение корсетов всех видов или пояса штангиста в ряде случаев дает хороший эффект. Механическое ограничение подвижности позвоночника (особенно в поясничном отделе) имеет немаловажное значение для профилактики обострений, особенно при наличии нестабильности позвоночника.

Памятка подготовлена инструктором ЛФК ЦКБ ЛОО при СМ СССР О.Б. Рубайловым
под общей редакцией зав.отделением ЛФК В.И.Зубкова

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной причиной смертности и инвалидности насделения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно растут все чаще заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте. К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая и гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное расширение вен и др.

Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца - болезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто (в 35-40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности. Распространению болезни способствует ряд факторов внешней и внутренней среды («факторы риска»). Из группы социально-культурных факторов наибольшее значение имеют: потребление высококалорийной пищи, богатой насыщенными жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение); курение; «сидячий» (мало-активный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных городах.

Широкое распространение заболеваний сердечно-сосудистой системы настоятельно требует прежде всего интенсификации массовых профилактических мероприятий как в виде первичной, так и в виде вторичной профилактики. Первичная профилактика подразумевает предупреждение заболеваний сердца у лиц внешне здоровых, без объективных и субъективных признаков заболевания, но имеющих те или иные факторы риска; вторичная профилактика - предупреждение прогрессирования и осложнений заболеваний сердца.

Рациональная физическая культура является непременной составной частью как первичной, так и вторичной профилактики. Известно, что под влиянием физических упражнений заметно возрастает толерантность к физической нагрузке; улучшаются функциональное состояние и сократительная функция миокарда; повышается коронарный резерв и экономичность сердечной деятельности; улучшается коллатеральное кровообращение; уменьшаются секреция катехоламинов, содержание липидов и общего холестерина в крови; улучшается периферическое кровообращение и др. Считают, что физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза в возрасте после 40 лет, ведет к повышению активности противосвертывающей системы крови, предупреждая тромбоэмболические осложнения, и таким образом предупреждает и устраняет проявление большинства факторов риска основных болезней сердца.

Роль физических упражнений не ограничивается профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы. Физические упражнения имеют большое значение и для лечения этих заболеваний. Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности. Физические упражнения улучшают трофические процессы в миокарде, увеличивают кровоток и активизируют обмен веществ. В результате сердечная мышца постепенно укрепляется, повышается ее сократительная способность. Улучшение обмена веществ в организме вследствие стимуляции окислительных процессов задерживает, а при начальных проявлениях вызывает обратное развитие атеросклероза. За счет тренировки внесердечных (экстракардиальных) факторов кровообращения физические упражнения совершенствуют компенсацию. Упражнения для мелких мышечных групп вызывают расширение артериол, что снижает периферическое сопротивление артериальному кровотоку.

Работа сердца облегчается также благодаря улучшению движения крови по венам при ритмичной смене сокращения и расслабления мышц (мышечный насос), при выполнении дыхательных упражнений. Их действие объясняется изменением внутригрудного давления. Во время вдоха оно понижается, усиливается присасывающая деятельность грудной клетки, повышающееся при этом брюшное давление усиливает ток крови из брюшной полости в грудную. Во время выдоха облегчается продвижение венозной крови из нижних конечностей, так как брюшное давление при этом снижается. Нормализация функций достигается постепенной и осторожной тренировкой, с помощью которой удается восстановить нарушенную болезнью и вынужденным покоем координацию в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Физические упражнения, соответствующие возможностям сердечно-сосудистой системы, способствуют восстановлению моторно-висцеральных рефлексов. Реакции ее на мышечную работу становятся адекватными.

Методика лечебной физической культуры зависит от особенностей протекания заболевания и степени недостаточности общего и венечного кровообращения. При подборе физических упражнений, исходных положений, величины нагрузки необходимо учитывать двигательный режим, назначенный больному.

При тяжелых проявлениях заболевания, выраженной недостаточности сердца или венечного кровообращения лечебная физическая культура способствует компенсации ослабленной функции сердца, лечению основного заболевания и улучшению периферического кровообращения. Для этого используются физические упражнения, мобилизующие внесердечные факторы кровообращения: упражнения для дистальных сегментов конечностей, дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. У большинства больных они вызывают замедление пульса и снижение артериального давления.

При легких формах заболевания, острых болезнях в стадии выздоровления и компенсированных хронических заболеваниях лечебная физическая культура способствует повышению функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Применяются упражнения для средних и крупных мышечных групп с постепенно повышающейся дозировкой. Такие упражнения учащают пульс и увеличивают кровоток. При недостаточности кровообращения 3-й степени применяются физические упражнения для мелких и средних мышечных групп. Упражнения в крупных суставах конечностей выполняются с неполной амплитудой, с укороченным рычагом, иногда с помощью инструктора. Упражнения для туловища применяются только в виде поворота на правый бок и невысокого приподнимания таза. Темп выполнения упражнений – медленный, число повторений 3–6 раз. Статические дыхательные упражнения выполняются без углубления дыхания. Занятия сочетаются с легким массажем голеней.

Одной из форм проведения лечебной физкультуры является утренняя гимнастика.

Примерный перечень рекомендуемых упражнений. Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

а. Лежа на спине: 1. Дугами вперед руки вверх – вдох, руки через стороны вниз – выдох. 2. Поднимание согнутых в коленях ног – выдох, опускание прямых ног – вдох. 3. Отведение и приведение поднятой ноги. Дыхание произвольное. 4. Имитация движений ног при езде на велосипеде. Дыхание произвольное. 5. Переход в положение сидя с помощью и без помощи рук.

б. Стоя: 1. Руки в замок ладонями вверх, ногу назад на носок, прогнуться – вдох, и.п. – выдох. 2. Руки в замок ладонями вверх, наклон туловища в сторону, одноименную ногу в сторону – вдох, и.п. – выдох. 3. Руки согнуты перед грудью, пружинистые отведения рук назад. 4. Руки на пояс, круговые движения туловищем. 5. Руки в стороны – вдох, наклон вперед, кисти рук касаются коленей – выдох. 6. Махи ногой вперед-назад. Дыхание произвольное. 7. Присед, руки вперед – выдох, и.п. – вдох. 8. Ходьба обычная на носках, с высоким подниманием коленей.

План:

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой.

    Методы и средства лечебной физической культуры.

    Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов.

    Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

    Литература.

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия

Лечебная физическая культура (ЛФК) – учебная дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. ЛФК является составной частью физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Поэтому она является не только лечебным, но и педагогическим процессом.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов:

    тонизирующего влияния;

    трофического действия;

    формирования компенсаций;

    нормализации функций.

В лфк различают: общую и специальную тренировку.

Цель общей тренировки: оздоровление, укрепление организма средствами общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Цель специальной тренировки: компенсация нарушенных функций в связи с заболеванием или травмой.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой

ЛФК показана при всех заболеваниях: внутренних, нервных и хирургических болезнях, травмах и др., применяется на определенных этапах различных заболеваний.

Абсолютные противопоказания к назначению ЛФК

    острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

    острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

    злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

    выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

    наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

    острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

    острые тромбозы и эмболии;

    нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

    кровотечения;

    общее тяжелое состояние больного;

    значительно выраженный болевой синдром;

    отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

    атриовентрикулярная блокада.

Временные противопоказания к проведению ЛФК

    обострение хронических заболеваний;

    осложнение в течение заболевания;

    сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера;

    острые повреждения;

    появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

    сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);

    нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.