Методические особенности проведения занятий с юными футболистами. Организация учебного процесса в группах начальной подготовки юных футболистов


0

1.2. Возрастные особенности футболиста

Наблюдая за поведением футболистов в игровой деятельности тренер может оценить:

Проявление спортсменами инициативы и настойчивости, умение бороться до конца;

Проявление трусости и нерешительности;

Отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка и пр.);

Отношение к соперникам по игре;

Отношение к собственным ошибкам, исправление их во времени повторной игры;

Дисциплинированность, требовательность к себе;

Отношение к победе, поражению.

Эти наблюдения могут иметь большое значения для последующей работы со спортсменами (главным образом в воспитательном плане).

Чаще всего футболисты, имеющие высокие показатели по физической и технической подготовке, имеют высокие оценки по параметрам, определяющим уровень их психофизиологических качеств.

Базовая психологическая подготовка включает в себя:

Формирование специфических психологических особенностей (тактическое мышление, особенности функционирования внимания);

Формирование морально-волевых качеств (ощущение обязанностей перед коллективом, целеустремленность, трудолюбие, решительность, настойчивость, инициативность, дисциплинированность, умение переносить трудности);

Развитие эмоциональной стабильности игроков.

Среди специализированных восприятий особо выделяют «чувство мяча», которое помогает футболисту с помощью зрительных и мышечно-двигательных ощущений совмещать свои действия с особенностями движения мяча.

Успешность тактической деятельности футболистов зависит от адекватного функционирования внимания. При этом большое значение приобретает умение своевременно мобилизовать и расслабить внимание.

Для формирования высокого уровня морально-волевых качеств и эмоциональной стойкости футболистов необходим личный пример тренера и проведение воспитательных лекций, бесед.

Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении учебно-тренировочного процесса

При эффективном построении учебно-тренировочной работы, необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности спортсменов, влияющие на их спортивный результат.

Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после занятий в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости . Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность учащихся этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч.

Основные задачи на учебно-тренировочных занятиях:

1. формирование активного отношения к занятиям футболом;

2. всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей;

3. освоение навыков коллективной игры (футбол);

4. знакомство с основами техники футбола.

В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 - 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия.

Средняя подростковая группа 11-14 лет . Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.

С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.

При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:

а) наличие обучающей программы;

б) расчленение обучения на этапы (шаги);

в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).

2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.

3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 −14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции.

Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.

В возрастной группе 14-15-летних учащихся (8-9 классы) особенно хотелось обратить внимание, у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.

На учебно-тренировочных занятиях футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола.

Основные задачи подготовки: 7-8 классы:

1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.

2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.

3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.

4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..

А также:

Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов. Весь учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов. Анализ программных и методических материалов учебно-тренировочного процесса ДЮСШ и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что обучение в группах начальной подготовки (ГНП) 2-го года обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 (1 час- 45 мин) учебных часов в неделю (3 занятия). План на месяц состоит из микроциклов. Исходя из цикличности обучения, годичное планирование учебно-тренировочного процесса (УТП) разрабатывается с учетом всех видов подготовки. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, в которые могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств обучения. В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако, изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. В стратегии упор сделан на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими, они являются фундаментом многолетнего планирования.

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие.

Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:

  • Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
  • Следует всячески избегать методических шаблонов.
  • Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
  • Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
  • Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
  • Подготовительная часть тренировки должна занимать 10—20% времени, основная - 70—80% , заключительная - 5—10%.

Примерный план (структура) тренировочного занятия

Подготовительная часть занятия

Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи:

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность этапа составляет 10—20% общего времени занятия (10—15 мин.). Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды (+ 8 =12—13 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные. Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Основная часть тренировки

Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи , решаемые на данном этапе:

  • Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
  • Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.

Продолжительность основной части составляет 70—80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная часть тренировки

Целью является завершение занятия.

Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача - восстановление). Совершенствование технических приемов в условиях утомления. Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.

На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста. Знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально. Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие. Проблема планирования и контроля тренировочных воздействий в детско-юношеском футболе изучена достаточно досконально, хотя в практической работе тренеров результаты современных научных разработок пока не получили должного внедрения. Доказано, что без должного уровня развития двигательных качеств невозможно адекватное совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов, причём, и взрослых тоже. Процесс оптимизации учебно-тренировочной работы связан с эффективностью планирования и учёта нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки и является одной из главных проблем современного футбола. Особую остроту проблема оптимизации тренировочного процесса с учётом индивидуальных функциональных возможностей юных спортсменов приобретает в пубертатный период, когда уровень биологической зрелости (двигательный возраст) и паспортный возраст, как правило, не совпадают.

Известно, что возраст 11-12 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, они являются одними из основных качества, которые необходимы футболисту, чтобы показать высокий уровень мастерства. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как возраст 11-12 лет создает для этого благоприятные предпосылки. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую тренировочную программу, рассчитанную на 6 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития скоростно-силовых качеств, проявляемых в беговых и прыжковых движениях, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Возможно построить тренировочный процесс в виде 2-х недельных микроциклов. При определении направленности занятий относительно воспитания физических качеств, мы обращались к таблице примерных сенситивных периодов в их развитии. При построении микроциклов для групп начальной подготовки (11-12 лет; 6 часов в неделю) мы предлагаем следующую направленность занятий в сфере воспитания физических качеств в недельном цикле:

  • 1-й микроцикл (1-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.
    • 2-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 3-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
  • 2-й микроцикл (2-я неделя).
    • 1-й день - воспитание общей и специальной быстроты.
    • 2-й день - воспитание общих и специальных скоростно-силовых качеств.
    • 3-й день - комплексное воспитание двигательных качеств на фоне общей выносливости.

Схема проведения занятий: 1, 3, 5 неделя - 1 микроцикл; 2, 4, 6 неделя - 2 микроцикл. Как видно из этой схемы мы соблюдаем определенную направленность занятия, конечно, в совокупности на занятии будут проявления и других физических качеств, но целесообразно направленную работу проводить с каким-то одним качеством. Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создает эффект постоянной новизны, обучающиеся не успевают «зацикливаться» на одних и тех же упражнениях

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, представляет собой весьма сложный процесс. Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам, периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок, их направленности.

Для того, чтобы это сделать, прежде всего необходимо соблюдать основные педагогические закономерности спортивной тренировки, которыми являются:

  • а) непрерывность (круглогодичность) процесса тренировки;
  • б) направленность к высшим достижениям;
  • в) индивидуализация тренировочного процесса;
  • г) единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
  • д) единство общей и специальной подготовки;
  • е) волнообразность динамики нагрузок;
  • ж) цикличность тренировочного процесса;
  • з) соответствие тренировочных упражнений соревновательным.

Тренировочная нагрузка, прежде всего, характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а интенсивность -- по величине нагрузок (большая, средняя, малая).

Анализ объема и интенсивности позволяет составлять схемы распределения нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов, руководствуясь такими закономерностями тренировки, как: постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок волнообразность динамики нагрузок.

В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок (время, затраченное на занятия) постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего все время уменьшается. И так до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий и почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Изменение объема и интенсивности нагрузок зависит от задач тренировки, решаемых в том или ином периоде.

Однако тренировочная нагрузка определяется не только объемом и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии и какова величина ответной реакции на нее организма футболиста, т. е. какова направленность нагрузки.

Направленность нагрузки проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества.

Примечание: развитие ловкости и гибкости может осуществляться при выполнении аэробных и аэробно-анаэробных упражнений. Интенсивность нагрузок, способствующих развитию ловкости будет определяться повышением координационных трудностей, которые, в основном, слагаются из требований: а) точности движений; б) взаимной согласованности; в) внезапности меняющейся обстановки.

По характеру специфических требований к физической подготовленности футболистов нагрузки используются для развития:

  • -- скоростно-силовых качеств;
  • -- общей выносливости;
  • -- скоростной выносливости;
  • -- смешанной (аэробно-анаэробной) выносливости.

При этом используются как специфические упражнения (технико-тактические), так и неспецифические (без мяча).

Тренирующее воздействие упражнений, как известно, определяется пятью компонентами:

  • 1) продолжительностью упражнения, его характера;
  • 2) интенсивностью упражнения;
  • 3) продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;
  • 4) характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);
  • 5) числом повторений (как отдельных упражнений, так и их серий).

От способа сочетания этих условий и будет зависить направленость нагрузки тренировки футболистов, т. е. режим работы*.

Таким образом, каждое занятие футболистов должно носить направленный характер, т. е. способствовать развитию или поддержанию уровня развития того или иного двигательного качества или одновременно (в сопряжении) решать задачи физической и технико-тактической подготовленности (занятие будет носить комплексный характер). Направленному характеру занятия должен соответствовать определенный режим деятельности выполнения футболистами тех или иных упражнений, которые предлагает тренер, с учетом точного соблюдения компонентов нагрузки. Какие это будут упражнения, специфические (специализированные) или неспецифические (неспециализированные), координационно простые для выполнения или сложные,-- решать тренеру. Главное, чтобы они были посильные для выполнения футболистами с учетом всех сторон их подготовленности (техническая, функциональная готовность на данный этап и т. д.).

* В футболе к вышеперечисленным факторам, определяющим нагрузку, следует также отнести: а) количество игроков, участвующих в выполнении того или иного упражнения; б) размеры площадки, на которой выполняется данное упражнение; в) координационную сложность выполняемого футболистами упражнения.

Такое строго смоделированное занятие должно дать тренировочный эффект, соответствующий поставленной перед тренировкой конкретной педагогической задаче (при постановке которой тренер учитывает функциональное состояние футболистов перед занятием).

Важной методической особенностью, о которой всегда должен помнить тренер, является и то, что тренировочная нагрузка любого занятия футболистов должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного тренировочного эффекта, но также и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятия. Это важно потому, что при неудачно выбранной последовательности занятий в том или ином цикле, т. е. их направленности, конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному.

Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые данным упражнением, будут зависить от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. после достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте выполняемого упражнения».

Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего упражнения влияет на сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:

  • а) положительное (усиливает сдвиги);
  • б) отрицательное (уменьшает сдвиги);
  • в) нейтральное (мало влияет на сдвиги).

Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

  • а) вначале алактатные анаэробные (за счет энергии креатинфосфата, т. е. скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические упражнения (за счет расщепления углеводов, т. е. упражнения на скоростную выносливость) ;
  • б) вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на «общую» выносливость);
  • в) вначале анаэробные гликолитические (в небольшом объеме), а затем -- аэробные упражнения.

Эту схему сочетания нагрузок различной направленности, при котором проявляется положительное взаимодействие упражнений, иначе можно выразить так:

Сочетание I

  • 1. Скоростно-силовые качества (алактно-анаэробные упражнения, где креатинфосфат является основным поставщиком энергии).
  • 2. Скоростная выносливость (анаэробные гликолитиче-ские упражнения, где углеводы -- основной поставщик энергии).

Сочетание II

Сочетание III

  • 1. Скоростная выносливость.
  • 2. Общая выносливость.

При другом сочетании упражнений в одном занятии добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме аэробные, а затем анаэробные гликолитические упражнения (скоростная выносливость), то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и, следовательно, тренировочное занятие будет малоэффективным. Об этом никогда не должен забывать тренер, иначе может получиться так, что тренируемся много, а эффекта не достигнем, т. е. вся тренировочная работа превращается в «вал».

Таким образом, мы рассмотрели методические особенности организации отдельного тренировочного занятия той или иной направленности, взаимодействия нагрузок разной направленности, при которых проявляется положительное взаимодействие эффектов от тренировки. Но так должны решаться сиюминутные вопросы, т. е. задачи одного занятия. Задачи стратегического порядка, т. е. повышение тренированности футболистов на том или ином этапе подготовки, периода тренировки, решаются комбинацией этих режимов деятельности. Иначе говоря, необходимо знать, как планировать занятия различной направленности на том или ином этапе подготовки футболистов, методические особенности этого планирования с целью получения так называемого кумулятивного эффекта тренировки. Ведь беспорядочное проведение занятий различной направленности вряд ли может привести к росту результатов, хотя сами занятия будут построены и проведены строго по режиму.

Из этого следует, что последовательность проведения тренировочных занятий и их соотношение в микроциклах и на отдельных этапах и периодах подготовки должны быть научно обоснованы. Если не будут учитываться методические особенности проведения занятий различной направленности, то может случиться так, что планируемый тренером один режим выполнения упражнений футболистами будет переходить в другой. При этом полученный срочный тренировочный эффект от планируемого занятия не будет соответствовать желанию тренера.

Например, если вчера занятие было направлено на развитие скоростной выносливости футболистов, при этом проведено с большой нагрузкой, а последующая тренировка через 6, 12, или 24 часа планируется на развитие скоростно-силовых качеств, то уже заранее можно сказать, что эта задача не будет решена. И обусловлено это тем, что организм футболистов еще не восстановится от предыдущего занятия, значит скоростные качества развиваться не будут. Тренируясь в этом режиме, мы будем совершенствовать выносливость, а не скоростно-силовые качества.

Какие же основные методические прин1 шы необходимы учитывать тренеру при последовательном проведении занятий различной направленности на том или ином тренировочном этапе?

Во-первых, необходимо помнить, что взаимодействие тренировочных эффектов занятий будет обусловлено тем, в какой стадии восстановления после предшествующей тренировки находится организм футболиста. Как известно, в период отдыха, после тренировки^ работоспособность футболиста сначала приходит в дорабочее состояние, т. е. то состояние, какое было до тренировки. Через более длительный промежуток времени отдыха работоспособность футболиста повышается (наступает стадия сверхвосстановления или суперкомпенсации), и, наконец, через некоторое время достигнутый уровень повышенной работоспособности, т. е. уровень сверхисходного состояния тренированности, возвращается к исходному до тренировки. Для того, чтобы тренированность футболиста нарастала, желательно каждую последующую тренировку проводить в период сверхисходного состояния тренированности, т. е. когда организм футболиста находится в стадии сверхвосстановления. Добиваться этого можно, используя нагрузки разной величины и направленности (т. е. используя различные режимы деятельности). От величины нагрузки (большая, средняя, малая) зависит длительность эффекта сверхвосстановления. Величина нагрузки определяется, как известно, не столько длительностью занятий, сколько интенсивностью, которую можно определить по пульсовой стоимости тех или иных упражнений или по длительности упражнения в зависимости от его направленности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка величины нагрузки по ее длительности

  • 1. Скоростно-силовая 90 50 30
  • 2. Скоростная выносливость 90 70 40
  • 3. Общая выносливость 150 120 80
  • 4. Смешанная выносливость 150-130 120 90

Оценка величины нагрузки по пульсовой стоимости

Надо помнить, что после больших нагрузок эффект сверхвосстановления наступает через 32--36 час., после средних -- через 18--24 час., после малых -- через 4-- 6 час., после максимальных (игры) -- через 48--52 час. Руководствуясь этим, тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс, восстановления после больших нагрузок проходит значительно быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними и малыми нагрузками.

Поскольку большие нагрузки более эффективны для повышения функциональных возможностей организма, то нельзя применять их бессистемно, т. к. это может привести к перетренировке. В связи в этим, существует два способа применения больших нагрузок.

Первый способ основан на разновременности (неодновременности) восстановительных процессов различных систем организма после нагрузок разной направленности. Это означает, например, что после большой нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистая система футболиста восстановится быстрее, чем, скажем, нервно-мышечный аппарат. Значит, в следующую тренировку тоже можно давать большую нагрузку, но надо менять направленность занятия (если, конечно, мы развиваем другое качество, а не выносливость).

Второй способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних однонаправленных нагрузок (например, скоростно-силовых) в недельном цикле тренировки, что суммарно дает эффект большой нагрузки (кумулятивный эффект). При этом способе применения больших нагрузок в следующем тренировочном цикле обязательно нужно менять направленость занятий (режим тренировочной деятельности) футболистов.

Когда тренировка проводится дважды в день, то взаимосвязь смежных занятий становится весьма существенной, кроме того, величина одного из них должна быть наполовину меньше другого. При двух занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха.

План должен быть реальным, обоснованным и конкретным. Различают несколько видов планирования:

  • а) перспективное -- на ряд лет:
  • б) текущее -- на год;
  • в) оперативное -- на месяц, неделю, день.

Ведущая роль по отношению к остальным видам планирования отводится перспективному планированию.


Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе
Содержание
Введение 2
Глава 1.Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей 6
      Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 6
      Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе 10
Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе 14
      Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе 14
      Технико-тактическая подготовка юных футболистов в
мини-футболе 20
Глава 3. Средства и методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Средства построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 24
      Методы построения тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе 25
Заключение 31
Список литературы 33

Введение

Футбол - один из самых популярных и массовых видов спорта в мире, недаром его называют спортом № 1. В России футбол также всегда пользовался заслуженной популярностью. После достаточно сложного периода, который пришелся на начало и середину 90-х годов ХХ века, сегодня развитие футбола в нашей стране продолжается достаточно плодотворно практически во всех регионах. Наряду с «большим» футболом, активно развивается и такая разновидность футбола как мини-футбол. Мини-футбол как игровой вид спорта имеет целый ряд достоинств: играть в мини-футбол можно на площадках малых размеров и с меньшим числом игроков в командах. Для мини-футбола подходят как спортивные залы и хоккейные «коробки», так и простейшие площадки на открытом воздухе - возле учебных заведений, в жилых кварталах, с минимумом специального оборудования. Мини-футбол зачастую более динамичен, результативен и зрелищен, чем «большой футбол». Все это делает мини-футбол универсальной игрой, которая может способствовать физическому развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, поддержанию физической формы и реализации различных способностей спортсменов любых возрастных групп и любого уровня подготовки.
Большое значение в нашей стране сейчас придается развитию детского массового футбола и его разновидностей. По всей стране при поддержке органов власти и спортивных союзов и ассоциаций организуются футбольные детские спортивные секции. Российский футбольный союз и Ассоциация мини-футбола России реализуют проект «Мини-футбол - в школу», концепция которого предполагает обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений. В настоящее время в эту работу вовлечены представители 80% субъектов федерации России, в том числе и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, где активной реализацией проекта занимается Федерация футбола и мини-футбола Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, проводящая ежегодно первый этап Всероссийских соревнований по мини-футболу среди детских и юношеских команд Югры . Актуальность исследования обусловлена популярностью мини-футбола в России и Ханты-Мансийском автономном округе.
Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Изучению организации тренировочного процесса, специальной физической подготовленности футболистов посвящены труды В. П. Губы, А. В. Лексакова, А. В. Антипова, А.В. Петухова и многих других. Научных исследований, посвященных мини-футболу значительно меньше. Можно назвать таких авторов как Д. С. Николаев, В. А. Шальнов, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. Большинство из упомянутых работ рассматривают отдельные аспекты подготовки юных спортсменов - в основном тактический и технический, общей организации тренировочного процесса уделяется недостаточно внимания, а ведь от эффективности построения учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки будет существенно зависеть достижения спортивных результатов юных футболистов. В связи с вышеизложенным, представляется необходимым научный поиск и разработка путей совершенствования учебно-тренировочного процесса юных футболистов, что и послужило нам в выборе темы курсовой работы: «Построение тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов в мини-футболе». Исходя из этого, мы определили цель исследования.
Цель исследования: изучить теоретические основы построения тренировочного процесса юных футболистов в мини-футболе.
Объект исследования: тренировочный процесс юных футболистов в мини-футболе.
Предмет исследования: эффективные методы построения и организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных футболистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тренировочный процесс в мини-футболе у юных спортсменов должен для повышения эффективности строиться последовательно, с учетом возрастных особенностей юных спортсменов, включать в себя в качестве основных элементов физическую и технико-тактическую подготовку юных спортсменов, строиться с применением специальных средств и методов.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования в ходе выполнения данной работы решались следующие задачи:

    Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
    Выявить методические особенности построения тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Рассмотреть этапы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе;
    Проанализировать влияние возрастных особенностей спортсменов на построение тренировочного процесса в мини-футболе;
    Рассмотреть основные элементы, средства и методы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы теоретического исследования: анализ специальной учебной и научной литературы по проблеме исследования, сравнительный метод, метод обобщения.
Методологическую и теоретическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные работы в области теории и методики спортивной тренировки, раскрывающие основные подходы к организации комплексного контроля, изучению и преобразованию тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, 1999.), педагогические концепции осуществления тренировочного процесса (Ю.Ф. Курамшин, 2004; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986.), а также работы по теории футбола (М.А. Годик, 1980; К. Гриндлер, 1976; В.П. Губа, 2010) и мини-футбола (С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, 2006; В.А. Шальнов, Д.С. Николаев, 2008, 2009.).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет сформулировать принципы эффективной организации тренировочного процесса в мини-футболе у юных спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных знаний в дальнейшей работе на тренировках по мини-футболу.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Тренировочный процесс у юных спортсменов в мини-футболе: сущность, этапы с учетом возрастных особенностей
1.1. Этапы тренировочного процесса у юных спортсменов в мини-футболе.
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки юных спортсменов. Большое значение приобретает грамотное построение этой системы, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Спортивная подготовка в мини-футболе в условиях секции или специализированной детско-юношеской спортивной школы строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства юного футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
При построении тренировочного процесса в мини-футболе нужно учитывать, что многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:
- начальная спортивная подготовка;
- начальная специализация;
- углубленная подготовка;
- спортивное совершенствование.
Обобщенными задачами в процессе многолетней подготовки юных футболистов являются:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств.
3. Обучение основам техники и тактики игры.
4. Приучение к игровым условиям.
5. Привитие учащимся стойкого интереса к занятиям футболом.
В процессе обучения учащихся создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технический действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.
Если очень кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых футболисту качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.
Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:
1. Начальная подготовка -8-12 лет.
2. Начальная специализация -13-14 лет.
3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет.
4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет.
Эти этапы выделяются на основе главных вариантов периодизации возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки (по Платонову):
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Классификация этапов многолетнего тренировочного процесса несколько условна, но она необходима, чтобы разобраться в построении тренировочного процесса на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в построении многолетнего тренировочного процесса.
Обучение и тренировка школьников общеобразовательной школы, занимающихся в секции мини-футбола также составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. В условиях школы этот процесс условно можно разделить на три этапа:
На первом этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
На втором этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На третьем этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.
Таким образом, на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве принадлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки спортсменов, но далее задачи и цели изменяются.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с юными спортсменами, занимающимися в секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности юных спортсменов.
1.2. Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении тренировочного процесса в мини-футболе
При эффективном построении тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности юных спортсменов, влияющие на их спортивный результат.
Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после продолжать занятия в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости. Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность спортсменов этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч. Из 45 минут занятий 80 % времени учащиеся должны заниматься с мячом, 20 % - упражнения различного характера. Основные задачи на этих уроках:
1. Формирование активного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
2. Всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей.
3. Освоение навыков коллективной игры (футбол).
4. Знакомство с основами техники футбола.
5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.
В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 – 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия. Сначала происходит демонстрация правильного и чёткого выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действия. Далее надо дать учащимся попробовать действие и только после следует демонстрация натурального показа в медленном темпе и выделение ключевых моментов, чтобы у ребят было представление об этом приеме или действии. После чего делают первые попытки целостного выполнения путём многократного повторения и, если есть положительный результат, на этом заканчивается первый этап обучения .
Средняя подростковая группа 11-14 лет. Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.
С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.
При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:
а) наличие обучающей программы;
б) расчленение обучения на этапы (шаги);
в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.
1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).
2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.
3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 -14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции .
Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.
В этой возрастной группе особенно хотелось обратить внимание на 13-14-летних учащихся (8-9 классы), у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.
На уроках футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков и девочек. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола .
Основные задачи подготовки: 7-8 классы:
1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.
2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.
3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..
Старшие школьники 15 -17 лет. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие растущего организма и формирование личности. Нервная система в этом возрастном периоде стабилизируется, значительно возрастают её регулирующие возможности. Учащиеся этих классов становятся крепче физически, ровнее ведут себя. Уровень их практических знаний футбола растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки. В старших классах, где нагрузки постепенно повышаются, должное внимание на уроках футбола уделяется освоению игровых действий с учётом функций в команде. На занятиях интенсивно развивается выносливость благодаря специальным упражнениям без мяча, а также игровым упражнениям с мячом. Уровень и качество игры улучшаются благодаря приобретенным навыкам и росту работоспособности, как у мальчиков, так и у девочек.
Основные задачи, которые нужно решать на занятиях по футболу:
1. Развитие двигательных способностей учащихся. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей, применительно к футболу.
2. Углубленное обучение техническим приемам, адаптированным к игре в атаке и обороне, разучивание групповых комбинаций.
3. Обучение в игровых упражнениях индивидуальным действиям при атаке и обороне.
4. Строгий контроль за здоровьем учащихся при планировании и проведении занятий с повышенной нагрузкой.
Формирование общественно-морального облика учащихся, созидательное отношение к учебе и спорту .

Глава 2. Основные элементы тренировочного процесса у юных футболистов в мини-футболе
2.1. Физическая подготовка юных спортсменов в мини-футболе
Основой достижения спортивных результатов является физическая подготовка юных футболистов. Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка - важнейший раздел в учебно-тренировочном процессе. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанных с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием. Физическая подготовка является фундаментом для освоения данного вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению . Физическая подготовка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие всех физических качеств учащихся. Общая физическая подготовка имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов. Таким образом, общая физическая подготовка - это важнейшая сторона процесса подготовки юных футболистов, та его основа, без которой немыслимо качественное овладение занимающимися всем арсеналом технических приемов и тактических действий мини-футбола. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
и т.д.................

5.6.1. Средства обучения и тренировки

Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения , которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.

Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.

Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча (рис. 64).

Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.

Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные “квадраты”, держание мяча и т.д.).

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.

Общеподготовительные упражнения - это двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. Сих помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

Специальноподготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

Рис. 64. Классификация основных средств тренировки

5.6.2. Методы обучения и тренировки

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные (рис. 65).

В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.

Рис. 65. Основные методы тренировки

Практические методы

Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.

При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении, как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.

Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.

Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.

Иную основу имеет метод избирательных воздействий . Характерная черта этого метода - преимущественная направленность Воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).

Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий,

Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.

Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.

Тренирующее Воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы.

Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.

Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.

В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены “станций” по замкнутому контуру.

Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.

Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.

Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия

Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.

Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.

Словесные методы

Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.

Методы обеспечения наглядности

Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.

К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).

Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.

Просмотров: 57424