Обследование общей произвольной моторики. Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения


В статье «Коррекция моторной сферы как основа успешности преодоления нарушений звукопроизношения» дано обоснование взаимосвязи речевой и моторной деятельности. Описываются методы и приемы, используемые для обследования моторной сферы. Даны конкретные рекомендации по коррекции звукопроизносительных расстройств у детей.

Правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего полноценного развития ре​бенка. В настоящее время одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является дизартрия , которая имеет тенденцию к значительному росту.

По сведениям Е.Ф.Собатович и А.Ф.Чернопольской распространенность стертых форм дизартрий составляет около 50% среди детей в специализированных группах.

У детей частота дизартрии связана с частотой перинатальной патологии ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, во время родов и после рождения. Возникает на фоне ММД, или при диффузных органических нарушениях головного мозга.

При нормальном речевом развитии ребенок ов​ладевает звуковой системой языка одновременно с раз​витием общей моторики и дифференцированных движений рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с дизартрией тесно взаимосвязаны с недостаточностью их двигательной систе​мы в целом.

Так, нарушения развития функций сидения, прямостояния ограничивают возможность формирова​ния и совершенствования функции дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артику​ляции задерживает постнатальное анатомическое разви​тие периферического речевого аппарата. Недостаточ​ность функций рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы.

Эти положения обосновываются данными исследователей В.М.Бехтерева, М.М.Кольцовой и др. Авторы экспериментально доказали тесную связь меж​ду развитием речи и моторной сферы. Указанная взаи​мосвязь особенно ярко проявляется при дизартрии.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и вза​имозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на развитие его моторной сферы сле​дует обратить внимание.

Таким образом, в результате определенной общности речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией коррекция моторной сферы является основой успешности преодоления нарушений звукопроизношения, что является необходимым усло​вием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Цель работы с детьми с дизартрией

Целью работы с детьми с дизартрией является:

  • определение механизма звукопроизносительных расстройств,
  • отбор методов и приемов, используемых для диагностики,
  • выявление степени за​держки или отставания в моторном развитии,
  • отбор методов и приемов, используемых в коррекционной ра​боте с детьми.

Работа по преодолению нарушений звукопроиз​ношения начинается с обследования состояния моторной сферы ребенка. Результаты обследования способствуют определению механизма звукопроизносительных расстройств, диагностике дизартрии и составлению индивидуального плана работы с ребенком.

Обследование состояния произвольной моторики

Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

  1. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. С этой целью использую тесты манометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца;
  2. Обследования тонкой моторики пальцев рук: качество и степень дифференцированных движений, возможность действия с предметами. Обследование осуществляю приемами, рекомендуемыми Л.В.Лопатиной, А.Н.Корневым.
  3. Обследование речевой моторики: сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек;
  4. Обследование произвольной мимической моторики: качество и объем движений мышц лба, глаз, щек. Для обследования использую тесты Квинта в модификации Гельнитца.

Обследование состояния моторной сферы осу​ществляется следующими методами: проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных и обследование моторики и речи детей.

В результате проведенного обследования 12 де​тей имеющих общее недоразвитие речи, (III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией сделаны следующие выводы :

  1. Моторика детей данной группы значительно ниже возрастной нормы, 91% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников;
  2. Группа детей в моторном плане неоднородна;
  3. По уровню моторного развития можно выделить 3 подгруппы: дети с нормальным моторным развитием (8%), со сниженной моторикой (64%), с несформированной моторикой (27%);
  4. Существование определенной общности речевых и двигательных нарушений:
  • нарушение регуляции тонуса скелетной и речевой мускулатуры. Это проявляется в виде гипотонии, гипертонии, дистонии;
  • наличие парезов и параличей, ограничение подвижности, объема движений, снижение мышечной силы;
  • наличие синкинезий;
  • несформированность реакций равновесия и координации как в статике, так и в динамике;
  • наличие насильственных движений, проявляющихся в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы наблюдаются в мышцах плечевого пояса, артикуляционной и мимической мускулатуре. Наличие гиперкинезов и тремора мешают развитию произвольных движений;
  • наличие диспраксий: кинетические – не формируется динамический стереотип и кинестетические – затруднено формирование и удержание определенной артикуляционной позы;
  • сохранность позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма, препятствующих развитию произвольных движений.

Анализ анамнестических сведений, получен​ных в результате опроса родителей, а также содержа​щихся в медицинских картах позволил судить о значи​тельном отставании в раннем моторном и речевом раз​витии обследованных детей от возрастной нормы. Сте​пень задержки колеблется от отдельных ошибок до по​лной невозможности их выполнения или отказа от вы​полнения.

Моторика развивалась с задержкой у 72.3% обследованных детей, а речь у 75% этих детей. Эти фа​кты позволяют говорить о тесном взаимодействии этих функций в онтогенезе.

Все вышеизложенное доказывает определенную клиническую, патогенетическую общность речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией.

Таким образом, состояние развития моторики и речи у дошколь​ников позволяет сделать вывод о необходимости коррекции моторной сферы для более эффективного преодоления нарушений звукопроизношения.

Задачи коррекции моторной сферы у детей с дизартрией

Основными задачами при коррекции моторной сферы у детей с дизартрией при преодолении речевых нарушений считаются следующие:

  1. Достаточное развитие общей моторики: статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений, развитие ловкости;
  2. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений;
  3. Работа над развитием мимической мускулатуры;
  4. Формирование кинестетической, кинетической основ движений рук, статической и динамической координации движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.

В работе по развитию общей моторики у детей с речевыми нарушениями большая роль отводится воспи​тателям, инструктору по физической культуре, инстру​ктору ЛФК, музыкальному руководителю. Данным специалистам даются рекомендации по коррекции отдельных компонентов общей произвольной моторики в связи с особенностями ребенка.

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики осуществляется на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкуль​турных занятиях, на занятиях ЛФК, в самостоятельной двигательной деятельности, где отрабатываются упраж​нения на развитие координации движений, ориентиров​ку в пространстве, прыжки, лазание и т.д.

Постоянно используются коррекционные физкультминутки на индивидуальных и фронтальных и подгрупповых занятиях для того, чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциона​льный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимос​вязи с речью.

При планировании физминуток учитывается, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей мо​торики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий.

Используются различные формы проведения физкультминуток. Это может быть подвиж​ная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающиеся действиями (цо-цо-цо — ремонтируем крыльцо). Физкультминутки прово​дятся и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами, движениями изображают сос​тояние разных животных (зайка испугался, тигр рассер​дился и др.).

Коррекция речевой моторики

При коррекции речевой моторики используется следующая последовательность методов логопедического воздействия:

  1. Дифференцированный логопедический массаж;
  2. Точечный массаж;
  3. Зондовый массаж;
  4. Искусственная локальная контрастотермия;
  5. Пассивная артикуляционная гимнастика;
  6. Активная артикуляционная гимнастика.

В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии).

Суть массажа заключается в нанесении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, пощипывания. При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед мас​сажем рекомендуется держать во рту теплый настой трав: крапивы, зверобоя, ромашки.

Используя проведение массажа добиваемся:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • включения в речевую деятельность новых групп мышц;
  • увеличение интенсивности ранее включенных мышц;
  • увеличения объема и амплитуды артикуляционных упражнений;
  • уменьшения слюнотечения;
  • афферентации в речевые зоны коры головного мозга.

Массаж языка осуществляется различными способами:

  • зондовый;
  • пальцевый массаж через салфетку;
  • массаж металлическим или деревянным шпателем.

Так как движения мимической и лицевой мус​кулатуры у детей с дизартрией характеризуются быст​рой истощаемостью, низким качеством, не имеют дос​таточной точности, плавности, выполняются вяло, с не​достаточной мышечной силой, не в полном объеме, то одновременно с элементами массажа проводится с детьми мимическая гимнастика для развития движений мышц лица и губ.

Начинается мимическая гимнастика с выполнения легких, доступ​ных движений с постоянным усложнением (закрывание, открывание глаз, нахмуривание бровей и т.д.). Эти уп​ражнения проводятся перед артикуляционной гимнас​тикой.

Занятия по формированию произвольных дифференцированных мимических движений проводятся в игровой форме, добиваясь формирования полноты объема движений, плавности, симметричности движе​ний, скорости включения и переключения.

При артикуляционной апраксии, наличии гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, для уменьшения спастичности мышц артикуляционного ап​парата рекомендуется использовать искусственную локальную контрастотермию . Контрастотермальное воздействие применяют как на язычную, так и на артикуля​ционную мускулатуру.

С целью включения в процесс артикулирова​ния новых групп мышц, до этого бездействующих, про​водится пассивная артикуляционная гимнастика . При ее проведении у детей воспитываю способность зритель​но контролировать и оценивать каждое движение, ощу​щать и запоминать его.

Неотъемлемой частью работы по развитию ар​тикуляционной моторики является проведение актив​ной артикуляционной гимнастики .

Работа по развитию артикуляционной моторики осуществляется по двум на​правлениям:

  1. Формирование кинестетической основы движения. Основной задачей этого направления является развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций.
  2. Формирование кинетической основы движения. Основными задачами второго направления является объединение последовательных импульсов в плавные двигательные навыки, развитие статической и динамической координации движения.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений прово​дится параллельно.

В коррекционной работе используется проведение статических и динамических артикуляционных упражнений.

В артикуляционный комплекс включается 3 – 6 упражнений. Для разучивания берется одно новое упражнение. Дозировка 6 – 8 раз.

Статические упражнения на расслабление удерживаются до 15 раз.

Упражнения на напряжение – до 5.

Упражнения с выдыханием чередуются с упражнениями со спокойным дыханием, чтобы избежать гипоксии.

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации на первых этапах работы, используется максимальное подключение сохранных анализаторов:

  • зрительный (все упражнения выполняют дети перед зеркалом по подражанию и по инструкции логопеда);
  • тактильный (ощущение выдыхаемой струи воздуха на ладошке);
  • кинестетический (запоминание определенных кинестетических поз).

Далее для развития четких артикуляционных кинестезий постепенно исключается участие тактильного анализатора, зрения. Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, акцентируется внимание детей на проприоцептивных ощущениях.

В работе необходимо придерживаться принципа соблюдения постепенного перехода от простого к сложному . Переходить к новому упражнению следует лишь после усвоения предыдущего. Только при таком подходе у ребенка появится уверенность в исправлении дефекта. Элементы психотерапии имеют большое значение. Каждое верно выполненное упражнение должно поощряться.

Вид, длительность поведения артикуляцион​ных упражнений, их разовая дозировка зависят от ха​рактера и тяжести речевого нарушения.

Так как морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под вли​янием кинестетических импульсов от рук, то при нали​чии у ребенка речевого дефекта необходимо обратить особое внимание на тренировку его пальцев.

Работа по развитию кинестетической и кинетической основ движений проводится поэтапно. Этапность заключается в том, что обучение упражнениям кинестетической и кинетической основ движений рук проходит от простейших движений рук до более сложных тонких движений.

Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной моторики на начальном этапе работы в качестве предмета для манипуляции используем утяжеленные мешочки. Это упражнения в перекладывании, подбрасывании, перебрасывании и ловле, жонглировании.

Параллельно с применением вышеописанного приема начинается обучение детей элементам самомассажа , так как это один из видов пассивной гимнастики. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее действие на ЦНС, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и суставами.

Детей обучаем следующим приемам самомассажа:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • выжимание тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.

Но основным направлением в работе является:

  1. Формирование кинестетической основы движения рук – организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц; развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных движений.
  2. Формирование кинетической основы движения – объединение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений проводится поэтапно: от простейших движений к более сложным.

Последним, завершающим этапом по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений является научение детей рассказыванию логосказок с помощью ручных движений, то есть согласование движений с художественным словом, литературным текстом.

Практикуем новый вид работы – развитие моторики пальцев ног , так как на ступне находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое состояние человека.

Моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики пальцев ног проводится в следующей последовательности:

  1. Самомассаж ступней. Выполняется во второй половине дня после сна в кровати. Дети массируют ступни, растирают подушечками пальцев;
  2. Гимнастика для пальцев ног;
  3. Рисование при помощи ног – это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное» письмо – это игра, в которой никто не будет ругать за неточные линии.

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика занимает особое ме​сто в системе коррекционной работы с детьми, имею​щими речевые нарушения и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Каждое занятие является сюжетным, с элементами психогимнастики, пантомимы, импровизации, игровой мотивацией.

При дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного систематического логопедического возде​йствия, в котором большое место занимает работа над коррекцией моторной сферы. Поэтому коррекция мото​рной сферы положительно влияет на процесс преодоле​ния нарушений звукопроизношения и дает заметный положительный эффект.

Сычева Тамара Семеновна,
учитель-логопед,
МКДОУ Детский сад №14 «Аленка»,
г. Новосибирск

Учитель-логопед Копликова Н.Н.

Для углубленного обследования моторики и речи мною были подобраны методики авторов, которые дают более точные результаты.

Немаловажным моментом в проведении обследования является знание той нормы, тех средних показателей, которым должно соответствовать развитие исследуемой функции в тот или иной возрастной период. Также требования к уровню развития двигательных умений у детей школьного возраста определены, в частности, в методическом пособии Гаркуши Ю.Ф. «Педагогическое обследование детей». Автор отмечает особую значимость педагогического обследования детей с нарушениями речи, так как на основе данных такого обследования можно разработать систему коррекционной работы.

Для обследования моторики и речи был составлен план практической части:

1.Обследование общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца.

2. Обследование мелкой моторики (Г.А. Волкова, Н.В. Нищева).

3.Обследование произвольной мимической моторики (Л.А. Квинт, Г. Гельнитц).

4.Обследование моторики артикуляционного аппарата (Г.В. Бабина).

5.Обследование чувства ритма (Н.В. Микляева).

6.Обследование речи (Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, А.Р. Лурия).

К каждому пункту обследования подобраны различные задания в соответствии с возрастом ребенка, а так же психического, физического и речевого развития, которые были взяты из диагностических методик у различных авторов. Так же, нами была разработана бальная система для подсчета результатов обследования и разработаны уровни: высокий, средний, низкий, очень низкий. Все результаты заносились в протоколы, которые были оформлены в виде таблиц.

И так, для обследования общей моторики была использована мотометрическая шкала Озерецкого-Гельнитца . В своей практической работе были использованы восемь заданий:

1 задание . Стояние в течение 10 сек. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами.

Инструкция: испытуемый поднимается на пальцы ног, становится на цыпочки, руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты.

Оценка результатов ; 1 балл - задание ребенок выполнил.

0 баллов - задание ребенок не выполнил. Тест считается невыполненным, если испытуемый: сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу.

Шатание, балансирование при поднимании и опускании на пальцах ног, за минус не принимаются, но оговариваются в протоколе. При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

2 задание . Прыгание с открытыми глазами попеременно, правой и левой ногах на расстояние в 5 м.

Инструкция : ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном

суставе, руки на бедрах. По звуковому сигналу начинает прыгать и, допрыгав

до заранее указанного места, опускает ногу; после перерыва в 30 сек. прыгает

на другой ноге.

Оценка результатов:

1 балл - тест считается выполненным, если задание выполнено для обеих конечностей

0,5 баллов - при выполнении задания для одной ноги, в протоколе указывается для какой ноги выполнено задание.

0 баллов - тест считается невыполненным, если испытуемый больше чем на 50см отклоняется от прямой линии, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками.

При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги. Скорость не учитывается.

3 задание . Стояние на одной ноге с открытыми главами в течение 10 сек. (попеременно на правой и на левой).

Инструкци я: левая нога согнута под прямым углом в коленном

суставе; левое бедро - параллельно правому, слегка отведено, руки выгнуты, по швам. При спонтанном опускании приподнятой ноги следует предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла. После 30 сек. перерыва то же испытание проделывается на другой ноге.

1 балл - ставится за выполнение задания на обеих конечностях;

0,5 баллов - при неустойчивости на одной ноге и в протоколе

отмечается, какая нога более устойчива.

0 баллов - тест считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый, хотя бы раз коснулся земли, подогнутой ногой, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал. Допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.

4 задание Бросание в цель ручного мяча диаметром 8 см.

Инструкция : на высоте груди испытуемого на стену прикрепляется доска-цель размером 25x25 см. Мяч бросается с расстояния 1,5 м. Из 5-ти бросков каждой рукой должно быть три попадание правой, два попадания левой рукой. Мяч желательно не бросать снизу. Решающим, однако, являются попадания. Повторные попытки не разрешаются.

Оценка результатов

5 баллов – попал в цель и правой и левой рукой нужное количество раз.

4-3 балла - попал и левой и правой рукой в цель, но допустил ошибки.

2-1 балл - допустил много ошибок, но при этом смог попасть в цель.

0 баллов - не попал в цель, с заданием не справился.

5 задание : Прыгание с места (разбег не допускается) через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола.

Инструкция : при прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от земли (перепрыгивание, а не перешагивание).

Оценка результатов:

1 балл - из трех проб ребенок должен два раза перепрыгнуть, не задев веревки.

0 баллов - данное количество баллов ставится ребенку, если он отказался выполнять задание или упал, так же коснулся руками пола. В протоколе отмечается, стал ли ребенок на носки или на пятки.

6 задание Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами.

Инструкция : руки вытянуты по швам, ноги поставлены так, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой; стопы должны быть расположены по прямой линии.

Оценка результатов :

1 балл - ребенок простоял 15 сек. с закрытыми глазами, с места не сходил и не балансировал.

0 баллов - с заданием не справился: сошел с места и балансировал. Допускается повторение теста.

7 задание . Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой руки (по очереди) кончика носа.

Инструкция : ребенку предлагают коснуться кончика носа сначала правой рукой, а затем левой.

Оценка результатов :

1 балл - быстро дотронулся кончика носа.

0 баллов - ставим, если испытуемый коснулся не кончика носа, а какого-нибудь другого места и только уже потом кончика носа.

Допускается повторение теста, но не более трех раз каждой рукой в отдельности. Из трех проб две должны быть положительными.

8 задание Испытуемому предлагается в течение 10 сек. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги, размер которых произволен, но должен быть одинаковым для обеих рук.

Инструкция : ребенок должен правой рукой нарисовать круги по направлению часовой стрелки, левой рукой в обратном направлении.

Оценка результатов :

1 балл - задание считается выполненным, ребенок правильно сделал вращения и правой и левой рукой.

0 баллов - задание считается невыполненным, если испытуемый вращал руки одновременно в одну сторону, описывал круги неправильной формы или описывал один круг меньше другого. При неудаче тест повторяется, но не более 3-х раз.

Общий подсчет баллов и уровней развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца представлен в таблице 2.

Общий подсчет баллов и уровней развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

Таблица 2

Общий результат по развитию общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

Высокий уровень - 10 - 12 баллов.

Средний уровень - 4-9 баллов.

Низкий уровень – 1 -3 баллов.

Очень низкий уровень - 0 баллов.

Задания для обследования мелкой моторики были взяты из диагностических методик у Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой. Обследование мелкой моторики разделено на три блока (10, с. 145):

Диагностика произвольной моторики пальцев рук;

Диагностика навыков работы с карандашом;

Диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

При подсчете результатов необходимо было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

1 блок: диагностика произвольной моторики пальцев рук.

Инструкция: детям были предложены следующие задания, которые выполнялись под счет:

1 .Пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз);

2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз);

4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

Общий подсчет результатов по 1 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

Инструкция : детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

2. Обведи по трафарету.

3. Нарисуй человека.

Общий подсчет результатов по 2 блоку :

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов.

3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

Инструкция: детям были предложены следующие игры:

1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.

2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный логопедом узор.

4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

Общий подсчет результатов по 3 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 3-2 балла.

Низкий уровень -1-0 баллов.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

Таблица 3

Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам

Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой

Высокий уровень - 9 -11 баллов.

Средний уровень -4-8 баллов.

Низкий уровень - 0-3 балла.

З.Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам.

Инструкция : детям были предложены следующие задания:

1. Поднять брови ("Удивление"),

2. Слегка сомкнуть веки,

3.Прищурить глаза ("Яркое солнце").

4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы ("Забор)

10.Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Обследование проводится в игровой форме. Так же дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Оценка результатов:

Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому полноценное, четкое выполнение оценивается 3 балла; частичное, нечеткое выполнение - 2 баллами; невыполнение заданий -1 балл.

Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта и Г. Гельнитца.

Высокий уровень - 25-30 баллов.

Средний уровень -11-24 балла.

Низкий уровень -0-10 баллов.

4.0бследование моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной)

Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г.В. Бабиной. Оно было разделено на 4 раздела:

1 раздел , Исследование двигательной функции губ.

Инструкция : детям предлагаются задания, которые они должны выполнить быстро, четко и под счет.

1. сомкнуть губы;

2. округлить губы, как при произнесении звука «о», удержать под счет до 10;

3. вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука «у», удержать под счет до 10;

4. вытянуть губы, сомкнуть их "хоботок", удержать под счет до 10;

5. растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до 5;

6. максимально растянуть губы в улыбке (зубы обнажены), удержать под счет до 10;

7. поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

8. опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

9. многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

Оценка результатов по 1 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции губ.

Средний уровень - 4-7 баллов.

Низкий уровень - 3-0 баллов,

2 раздел . Исследование двигательной функции челюсти.

Инструкция: детям необходимо выполнить следующие задания:

1. широко раскрыть рот, как при произнесении звука "а", и закрыть;

2. сделать движение нижней челюстью вправо;

3. сделать движение нижней челюстью влево;

4. сделать движение нижней челюстью вперед,

Оценка результатов по 2 разделу :

Подсчет результатов

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 2-3 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов,

3 раздел . Исследование двигательных функций языка.

Инструкция : ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания быстро и четко:

1. положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

2. положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

3. переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

4. высунуть язык («лопаточкой, иголочкой»);

5. кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте;

6. поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам:

7, оттопырить правую, затем левую щеку языком;

8. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

9. выполнить движение языком вперед-назад.

Оценка результатов по 3 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 7-4 балла.

Низкий уровень - 3-0 баллов.

4 раздел . Исследование двигательной функции мягкого неба.

Инструкция : детям необходимо открыть широко рот и выполнить предложенные задания:

1. широко открыть рот и четко произнести звук "а" (на твердой атаке);

2. провести шпателем или зондом по мягкому небу,

3. при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Оценка результатов по 4 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень -2-1 балла.

Низкий уровень - 0 баллов.

Общий результат обследования моторики артикуляционного

Аппарата по методике Г.В. Бабиной

Высокий уровень - 20-25 баллов.

Средний уровень - 10-19 баллов.

Низкий уровень - 0-9 баллов.

5.0бследование ритмических способностей ребенка

(методика Н.В, Микляевой)

Исследование уровня развития ритмической способности включает в себя несколько компонентов.

1. Оценка ритмов

Инструкция : исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:

Одиночные «пачки» (// или ///);

Серии «пачек» (// // // или /// /// ///).

2 Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Инструкция: сначала дается оценка простым ритмам:

  1. // // //;
  2. /// /// ///;
  3. // // //.

Затем - акцентированным:

  1. // /// // /// //;
  2. /// // /// // ///

3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции

Инструкция: ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой

инструкции:

Стучать «по 2 раза»;

Стучать «по 3 раза»;

Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

4. Воспроизведение ритмов по графической модели

Инструкция : ребенку предлагается постучать так, как нарисовано:

/ / /

// // //;

Ритм повтора (карточки одинаковые)

Ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)

/ ////// / ///////

/ / / //

// // // //;

Ритм противопоставления (чередуются карточки двух цветов и

размеров).

/ // / //

// / // /

// / // /.

/ // / //.

Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:

1 балл ребенок получает, если выполнил правильно задание, четко простучал, быстро переключился с одного задания на другое.

0 баллов ребенок получает, если он не может справиться самостоятельно с заданием, допускает при выполнении задания ошибку.

Общий результат обследования ритмических способностей ребенка по методике Н. B. Микляевой

Высокий уровень - 18-20 баллов.

Средний уровень -9-17 баллов.

Низкий уровень - 0-8 баллов.

6. Обследование речи

В методике использованы речевые пробы, предложенные Лалаевой Р.И., Мальцевой Ё.В, Лурия A.Р. Эта методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

Диагностики;

Уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени

выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого

профиля);

Построения системы индивидуальной коррекционной работы;

Комплектования групп на основе общности структуры нарушений

речи;

Отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки

эффективности коррекционного воздействия.

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи:

1. Проверка фонематического восприятия - 5 баллов;

2. Исследование состояния артикуляционной моторики – 5 баллов;

3. Звукопроизношение-15 баллов;

4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5

Баллов;

За всю серию наивысшая оценка - 30 балов.

Серия II - Исследование грамматического строя речи:

Пять видов заданий. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30.

Серия III - Исследование словаря и навыков словообразования:

Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число - баллов-30.

Серия IV - Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число - баллов - 30.

Экспресс-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 % можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

VI уровень - 100-80% - высокий уровень;

Ш уровень - 79,9-65% - средний уровень;

П уровень - 64,9-45% - низкий уровень;

I уровень - 44,95% и ниже - очень низкий уровень.

Итак: высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль : фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звукослоговая структура слова; грамматический строй речи; словообразование; связная речь.

Таким образом, на основе данных такого обследования можно разработать точную систему коррекционной работы с ребенком.


С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

1. Стояние в течение 15 ее закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).

2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

4. Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)

5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет

1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.)

2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном еуставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)

4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКЕ ПРОВОДИТСЯ ПО СХЕМЕ :

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ РУК И ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ПОВТОРИТЬ: А) РУКИ ВПЕРЕД, ВВЕРХ, НА ПОЯС; Б) НУЖНО ПОВТОРИТЬ ЗА ПЕДАГОГОМ ДВИЖЕНИЯ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО ОДНОГО << ЗАПРЕТНОГО >> ДВИЖЕНИЯ. НАДО ОТМЕТИТЬ КАЧЕСТВО, ПРАВИЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ.
  2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ НАДО ИХ ПОВТОРИТЬ: А) НАДО СТОЯТЬ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, СТОПЫ НОГ ПОСТАВИТЬ НА ОДНОЙ ЛИНИИ ТАК, ЧТО БЫ НОСОК ОДНОЙ НОГИ УПИРАЛСЯ В ПЯТКУ ДРУГОЙ НОГИ, РУКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЕД. НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАЕТСЯ ПЯТЬ СЕКУНД ПО ДВА РАЗА КАЖДОЙ НОГИ; Б) НАДО ВСТАТЬ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, ЗАТЕМ НА ЛЕВОЙ НОГЕ, РУКИ ПЕРЕД СОБОЙ. НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАЕТСЯ ПЯТЬ СЕКУНД. ЗДЕСЬ ОТМЕЧАЕТСЯ СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РЕБЕНКА: СВОБОДНО УДЕРЖИВАЕТ ПОЗЫ ИЛИ НАПРЯГАЕТСЯ РАСКАЧИВАЕТСЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ, БАЛАНСИРУЕТ РУКАМИ, ТУЛОВИЩЕМ, ГОЛОВОЙ, СХОДИТ С МЕСТА ИЛИ ДЕЛАЕТ РЫВОК В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ: КАСАЕТСЯ ЛИ ОН ПОЛА ДРУГОЙ НОГОЙ; ИНОГДА ПАДАЕТ, ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА ИЛИ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОБУ.
  3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРЯТЬ: А) НАДО МАРШИРОВАТЬ, ЧЕРЕДУЯ ШАГ И ХЛОПОК ЛАДОНЯМИ. ХЛОПОК НАДО ПРОИЗВОДИТЬ В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ШАГАМИ; Б) ВЫПОЛНИТЬ ТРИ, ПЯТЬ ПРИСЕДАНИЙ, ПОЛА ПЯТКАМИ КАСАТЬСЯ НЕ НАДО, ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ ТОЛЬКО НА НОСКАХ. ЛОГОПЕДОМ ОТМЕЧАЕТСЯ МАРШИРОВКА: ВЫПОЛНЯЕТСЯ С ПЕРВОГО РАЗА ИЛИ СО ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО РАЗА, НАПРЯГАЕТСЯ, ЧЕРЕДОВАНИЕ ШАГА И ХЛОПКОВ НЕ УДАЕТСЯ. ОТМЕЧАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИСЕДАНИЙ: ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНЯЕТ; С НАПРЯЖЕНИЕМ, РАСКАЧИВАЕТСЯ, БАЛАНСИРУЕТ ТУЛОВИЩЕМ И РУКАМИ; СТАНОВИТСЯ НА ВСЮ СТУПНЮ.
  4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ И ПРЕДЛАГАЕТ ИМ МАРШИРОВАТЬ И ОСТАНОВИТЬСЯ ПО СИГНАЛУ ВНЕЗАПНО. ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПЛАВНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ ОБЕИХ НОГ И СООТВЕТСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ СИГНАЛУ.
  5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЕ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРИТЬ: А) ХОДЬБА ПО КРУГУ, В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ КРУГ. НАЧАТЬ ХОДЬБУ ОТ ЦЕНТРА КРУГА НАПРАВО, ПРОЙТИ КРУГ, ВЕРНУТЬСЯ В ЦЕНТР СЛЕВА. ПРОЙТИ ПОМЕЩЕНИЕ ИЗ ПРАВОГО УГЛА ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ПО ДИАГОНАЛИ, ОБОЙТИ ПОМЕЩЕНИЕ ВОКРУГ И ВЕРНУТЬСЯ В ПРАВЫЙ УГОЛ ПО ДИАГОНАЛИ ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ИЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО УГЛА; ПОВЕРНУТЬСЯ НА МЕСТЕ ВОКРУГ СЕБЯ И ПОДСКОКАМИ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ПОМЕЩЕНИЮ, НАЧИНАЯ ДВИЖЕНИЯ СПРАВА; Б) ТОЖЕ ДВИЖЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕВА; В) ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПОВТОРИТЬ ЭТИ ЖЕ ЗАДАНИЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ ОШИБКИ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ: НЕЗНАНИЕ СТОРОН ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ И НЕУВЕРЕННОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ПО ИТОГАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКЕ. ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

  1. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  2. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  3. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  4. ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ
  5. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ). РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕ ЗНАЕТ СТОРОН СВОЕГО ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ОН ДОПУСКАЕТ ПОГРЕШНОСТИ. ДВИЖЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ТОЧНОСТЬЮ, НЕСООТВЕТСТВИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ СИГНАЛУ, НАРУШЕНИЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ ПЯТЬ,ЧЕТЫРЕ БАЛЛА). У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ДВИЖЕНИЙ. ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЕТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ РУК, НОГ И СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДОПУСКАЕТ ПОГРЕШНОСТИ. НЕ ЗНАЕТ СТОРОН ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ. ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (СЕМЬ, ШЕСТЬ БАЛЛОВ). РЕБЕНОК ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАНИЯ ПРАВИЛЬНО, ОБЪЕМ ЕГО ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НО ОНИ У НЕГО НЕ ЛОВКИЕ, НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ. ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СОГЛАСОВАННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХОРОШО МАРШИРУЕТ, ДОСТАТОЧНО ТОЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ПРИСЕДАНИЯ. ЗНАЕТ СТОРОНЫ ТЕЛА, И ВЕДУЩУЮ РУКУ. ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ДЕВЯТЬ, ВОСЕМЬ БАЛЛОВ). ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВИЛЬНО. ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ, ЧЕТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ. СТОЯ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, СВОБОДНО УДЕРЖИВАЕТ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПОЗЫ ЛОГОПЕДОМ. ПЛАВНО И ТОЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ПРИСЕДАНИЯ, ОТЧЕТЛИВО МАРШИРУЕТ. РЕБЕНОК ЗНАЕТ СТОРОНЫ ТЕЛА И ВЕДУЩУЮ РУКУ.

Состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

Обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет нами были использованы тесты Л.А.Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам):

1. Поднять брови («Удивление»).

2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).

4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое - 2 баллами; невыполнение более 7 заданий - 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).