Обследование произвольной моторики пальцев рук. Состояние общей моторики




Как известно, коррекционная работа с заикающимися опирается на данные медико-педагогического обследования, осуществляемого специалистами разного профиля.

В связи с тем что в состоянии моторики при заикании установлен ряд отклонений мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста.

Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики невротического и неврозоподобного заикания. Они помогают определить средства дифференцированного коррекционного воздействия в процессе логоритмических занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

Обследование лучше проводить в три этапа , отражающих динамику состояния моторной сферы:

  • в начале,
  • всередине,
  • в конце коррекционных занятий.
По анамнестическим данным уточняются:
  • речевое развитие от рождения до трех лет,
  • особенности развития локомоторно-статических функций и манипулятивной деятельности,
  • характер игровой деятельности,
  • наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
  • обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
  • речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
  • состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
  • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам).
  1. Поднять брови («Удивление»).
  2. Слегка сомкнуть веки.
  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).
  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
  5. Сжать губы.
  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.
  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».
  8. Надуть щеки.
  9. Оскалить зубы («Забор»).
  10. Вытянуть губы, как для свиста.
  11. Задания повторяются подряд 3 раза.

Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому
  • полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом ;
  • частичное, нечеткое выполнение-2 баллами ;
  • невыполнение более 7 заданий -3 баллами.
Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Обследование речевой моторики

  1. Открывание и закрывание рта.
  2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
  3. Имитация жевательных движений.
  4. Попеременное надувание щек.
  5. Втягивание щек.
  6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», губы сделать круглыми - «о»; вытянуть губы - «у».
  7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.
  8. Покусывание кончика языка.
  9. Касание кончиком языка по очереди правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
  10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
  11. Пощелкивание языком («Поехали на лошадках»).
  12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).
  13. Присасывание спинки языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).
  14. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.
Оцениваются сила (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая) речевых движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка:

  • 1 балл - четкое выполнение движений;
  • 2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;
  • 3 балла - отсутствие удержания поз,выраженные изменения силы, точности, объема, трудности переключения речевых движений, девиации языка.

Обследование общей произвольной моторики

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца . Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

  1. Стояние в течение 15 с. закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус.)
  2. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди), кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
  3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а ее на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
  4. Обследуемому предлагается в течение 10 с. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.
Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового, размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
Экспериментатор подает обследуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет

  1. Стояние в течение 10 с. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
  2. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
  3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.)
  4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

  1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки- 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Можно повторить задание.
  3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

Обследование тонких движений пальцев рук


Определение качества и степени дифференцированности движений:
  1. Сжать пальцы в кулак.
  2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здоро-ваются»).
Обследование действий с предметами:
  1. Выложить узор из мозаики.
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки.
  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
Оценка:
  • 1 балл - четкое выполнение всех заданий;
  • 2 балла - выполнение не более 5 заданий из предложенных;
  • 3 балла - выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.

Выявление развития чувства ритма

Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
1. «Андрей-воробей»



Детям 4-летнего возраста предлагается воспроизводить только метр знакомой мелодии.
Оценка:
  • 1 балл - правильное воспроизведение ритма;
  • 2 балла - невыполнение двух последних заданий;
  • 3 балла - умение воспроизвести ритмический рисунок.
При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
  • общий вид ребенка,
  • осанка,
  • отношение к речевой инструкции,
  • активность,
  • ориентировка в пространстве,
  • координация слова с движением,
  • наличие патологических и сопутствующих речи движений,
  • состояние мышечного тонуса,
  • признаки утомляемости,
  • темп движений,
  • упражняемость в моторных навыках.

Приведем примерную схему обследования моторики.

Ф. и. о.______________________________
Дата рождения _____________ Возраст _______

Отношение к речевой инструкции:

1. Мимика (объем, качество, степень диф-ференцированности движений),

__________________________________________ жестикуляция (живая, вялая, естественная, порывистая, резкая, плавная, преобладающие жесты)
__________________________________________

2. Речевая моторика (точность, объем, подвижность, переключаемость органов речевой артикуляции)
__________________________________________
__________________________________________

3. Темп движений (быстрый, медленный, нормальный). Ритм (точное, неточное воспроизведение ритмического рисунка, невозможность воспроизведения ритма)
__________________________________________
__________________________________________

4. Статическая координация (позу удерживает хорошо, с трудом, не удерживает)
__________________________________________
__________________________________________

5. Динамическая координация _______________
__________________________________________
6. Одновременность движений _______________
__________________________________________

7. Отчетливость движений (наличие или отсутствие синкинезий) ______________________

8. Тонкие движения пальцев рук (степень дифференцированности движений, качество, темп, действия с предметами)
__________________________________________

9. Координация слова с движением (четкое сочетание слова с движением, слово опережает движение, отстает от него, отсутствие координации движения и слова)
__________________________________________
__________________________________________

10. Сопутствующие речи движения
__________________________________________
__________________________________________

11. Ориентировка в пространстве
__________________________________________
__________________________________________

12. Состояние мышечного тонуса
__________________________________________
__________________________________________

13. Утомляемость (быстро, медленно проявляются признаки утомления, способность к продолжительной работе)
__________________________________________
__________________________________________

14. Упражняемость в моторных навыках.
__________________________________________
__________________________________________

Заключение.

Приведем характеристики обследования моторики при разных клинических формах заикания.
Обследуемый С. (возраст 6 лет 2 мес).
Диагноз: невротическое заикание.
Заключение логопеда : клоническое заикание артикуляторного типа средней тяжести. Дислалия.Состояние моторики.
Мимическая моторика. Объем движений мышц лба, глаз, щек достаточный. Мимика дифференцированная, живая. Мимические пробы для детей 6-летнего возраста выполняет.

Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении.

Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее.

Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.

Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается.

Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках. Под влиянием лечения и систематических логоритмических занятий выполнение всех моторных проб достигает возрастной нормы. Движения стали свободными, точными, непринужденными. Появилась ритмичность и плавность движений. Повысилась активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние. Речь на занятиях стала практически правильной.

***

Обследуемая Б. (возраст 6 лет 1 нес).
Диагноз: неврозоподобное заикание.
Заключение логопеда: тяжелое тоно-клоническое заикание артикуляторно-голосовой формы на фоне замедленного темпа речи. Стертая форма дизартрии.

Состояние моторной деятельности.
Мимическая моторика. Лицо амимичное. произвольные движения отдельных мышечных групп затруднены.
Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неполные по объему, неточные, переключение замедленно. Затруднен подъем языка вверх. Наблюдается девиация языка влево.
Темп и ритм. Темп движений замедлен. Чувство ритма слабое.

Общая моторика. Выполнение проб на исследование статической, динамической координации и одновременности движений затруднено. При попытке удержать позу ребенок неустойчив, балансирует, раскачивается, ищет руками опору. Плохо ловит и бросает мяч. Не удаются подскоки. При выполнении задании отмечены синкинезии (движение рукой сопровождается движениями мышц лица). Координация слова с движением не удается из-за выраженного заикания. Во время речи отмечаются сопутствующие движения рукой. Двигательная память удовлетворительная. Ориентировка в пространстве слабая. Во время выполнения заданий резко напряжена. Отмечены некоторые признаки леворукости. Быстро проявляются признаки усталости, к продолжи-тельной работе не способна.

Тонкая моторика пальцев рук. Задания по исследованию тонких движений выполняет с трудом. Действия с предметами неловкие.
Упражняемость в моторных навыках низкая.

Динамическое наблюдение. При коррекционной работе были проведены фронтальные и индивидуальные логопедические и логоритмические занятия, лечебная физкультура, психотерапия, медикаментозное лечение.
К концу года мимические пробы удаются частично. Речевые движения стали более точными и дифференцированными. Исправлен дефект звукопроизношения. Недостатки темпа
движений корригируются музыкой, удается воспроизведение легких ритмических рисунков хлопками.
Задания на исследование динамической координации и упражнения с предметами выполнила. Задания на исследование статической координации и одновременности движений выполняет с трудом. Удаются легкие упражнения на координацию слова с движением. Тонкие движения пальцев рук стали более точными, ловкими. Освоила действия с мелкими предметами. Остается общая напряженность при выполнении заданий. Утомляемость выражена меньше, повысилась активность на занятиях. Темп речи стал ближе к нормальному, речевые судороги меньше по продолжительности. Выписана с улучшением. Рекомендовано продолжить коррекционную работу с логопедом.

В первом случае изменения в моторной сфере менее выражены, более динамичны, чем во втором. Это подтверждает необходимость учета установленных различий состояния моторной деятельности при невротической и неврозоподобной формах заикания у дошкольников для дифференцированного построения логоритмических занятий.

Так, при невротическом заикании движения недостаточны в своем техническом исполнении что проявляется в нечеткости, неуверенности выполнения при правильном воспроизведении их формулы. Отмечены ускорение и замедление темпа движений, встречается некоторая неточность при выполнении мелких движений. Имеют место затруднения в выполнении проб на статическую координацию, незначительные изменения подвижности органов речевого аппарата. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживают высокие показатели.

При неврозоподобном заикании можно говорить о первичном нарушении координации и одновременности движений, недостаточном развитии артикуляционных и мимических движений, об изменении мышечного тонуса.

Результаты обследования учитываются педагогом как на логопедических, так и на логоритмических занятиях при всех методах и формах коррекционных занятий.

Рычкова, Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста //Н.А. Рычкова - Дефектология №3, 1984, с.69-73

Процедура обследования общих произвольных движений v детей дошкольного возраста

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на «цыпочках».

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»);

б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»);

д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).

  • 1. Обследование статической координации движений пальцев рук:
    • – выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;
    • – вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;
    • – вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;
    • – положить указательные пальцы на средние на обеих руках;
    • – положить средние пальцы на указательные на обеих руках;
    • – соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
  • 2. Обследование динамической координации движений пальцев рук:
    • – попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, здороваются пальчики только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);
    • – выполнять движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.
  • 3. Исследование чувства ритма:
    • – сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
    • – «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
    • – раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);
    • – рисование по образцу «дом - дерево - забор».
  • 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»).

Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

за первое задание - 6 баллов;

за второе задание - 2 балла;

за третье задание - 5 баллов;

за четвертое задание - 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенку движения не удаются; отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Второй уровень (ниже среднего, 5-3 балла). У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Третий уровень (средний, 9-6 баллов). У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками. Имеются лишние движения во время приветствия.

Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный. У ребенка сформировано чувство ритма. Лишних движений во время приветствия нет.

Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука - правая. Лишних движений во время приветствия нет.

На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 ГОРОДА КРОПОТКИН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

«Карта обследования мелкой моторики детей 5-7 лет»

Подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ д/с№8

Мнацаканян Светлана Викторовна

Кропоткин, 2015

Карта обследования мелкой моторики

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ возраст _________

Группа _________________________________________________МБДОУ д/с №8 г. Кропоткин

Дата обследования «_____»_____________________20____г.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

1. Общая диагностика мелкой моторики.

Статические упражнения

«Петушок» __________________ «Коза»_________________ «Флажок» _____________________

«Заяц» ______________________ «Солдатики» ____________ «Вилка» _______________________

Координация движений

«Ладонь-ребро-кулак»______________________ «Коза-заяц» ________________________________

Работа с бумагой

Вырезание _______________________________ Сгибание ___________________________________

Сила тонуса

Две руки _________________________________ Одна рука___________________________________

Обследование щепотки

Захват карандаша ______________ «Посолим суп» ______________ Катание шарика _____________

Общее кол-во баллов _____________

Рисунок рук на следующей странице.

Ведущая рука __________________________________________________________________________

Подсчет синкензий______________________________________________________________________

Заключение____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

№1

№2

№3

№ 4

№ 5

№6

№7

№8

№9

№10

Общее количество баллов_____________________________

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель – логопед _____________ (_____________________)

ПОЯСНЕНИЯ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

1. Общая диагностика мелкой моторики

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Статические упражнения:

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Коза»(два пальца –указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Солдатики» (показ пальцев по одному);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Координация движений:

«Ладонь – ребро – кулак» (вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;);

«Коза – заяц».

Работа с бумагой:

Вырезание ножницами выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Сила тонуса:

Сжатие руки взрослого двумя руками;

Сжатие руки взрослого одной рукой.

Обследование щепотки:

Захват карандаша;

«Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

Условные обозначения:

« + » - задание выполнено правильно;

« – » - задание выполнено неверно;

«i» - неустойчивое выполнение задания.

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только знак « + », неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

Характеристика групп:

Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа О - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

2. Выявление ведущей руки, количества синкензий.

Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания : «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:

1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2) полученные по каждой руке результаты складывают.

Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.

3. Диагностика мелкой моторики, связанная с графическими действиями

№1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

№2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

№3 Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

№4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

№5

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

№6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

№7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

№8

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

№9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

№10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 24 балла и выше свидетельствует о сформированности и высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 16 до 23 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 15 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература


1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Разработка методического материала принадлежит Мнацаканян С.В. учителю-логопеду МБДОУ д/с №8 г. Кропоткина


Дата обследования

Речевая карта

Ф.И.О. ребенка дата рождения

Откуда поступил

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Данные анамнеза:

Протекание беременности : без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.

Развитие плода : без патологии, с патологическими проявлениями.

Характер родов : без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.

Раннее развитие речи ребенка : время проявления голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова первые предложения ______________________________________

Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка : в срок, с опозданием, с опережением

Перенесенные заболевания :

Занимался ли ранее с логопедом, результаты

Ι . Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное, неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.

Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движенияплавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.

Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.

Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.

Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук):нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.

Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает количество элементов, не нарушает.


ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.

2. Состояние ручной моторики :

Статическая координация движений:

- распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вер­тикальном положении под счет до 15;

Распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет;

-«коза» под счёт;

-«зайчик» под счёт;

Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;

Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.

Динамическая координация движений:

- выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;

Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;

Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;

-«ладонь»-«кулак»;

Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.

ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

1. Строение артикуляционного аппарата

А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

Б. Губы : естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы

Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма

Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма

Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма

2. Состояние артикуляционной моторики

Губы:

- «Ниточка» и удержать под счёт до 5;

-«Бублик»;

-«Хоботок»;

-«Заборчик»;

-«Зайчик»;

-«Лягушка»;

-«Окошко»;

Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

Челюсть:

- «Бегемотик»;

Движение челюстью вправо-влево;

Выдвинуть нижнюю вперед.

выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.

Язык:

- «Лопатка» и подержать под счет до 5;

Положить широкий язык на верхнюю губу;

-«Часики»;

-«Лопатка»-«Иголочка»;

-«Орешки»;

-«Качели»;

-«Змейка»;

Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается

Мягкое нёбо:

- широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.

Продолжительность и сила выдоха :

Сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

Поддувать пушинки, листок бумаги.

выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.

Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:

- оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.