Обследование произвольной моторики пальцев рук. Логопедическая ритмика


Р.И. Лалаева дала свою, более полную, характеристику ошибок на письме . Но ее классификация была представлена для детей с интеллектуальной недостаточностью. В основу этой классификации был положен учет несформироованности определенных операций процесса письма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет прого­варивая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в за­менах, пропусках букв, соответствующих заменам и про­пускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на пись­ме остаются и после их устранения в устной речи. Это мож­но объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артику­ляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия (дисграфия на осно­ве нарушений фонемного распознавания) в основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации зву­ков речи. При этой форме дисграфий, в отличие от преды­дущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, ко­торые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, со­ответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, осо­бенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч- т", ч- щ, ц- т, ц- с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости соглас­ных на письме вствие нарушения слуховой дифферен­циации твердых и мягких звуков, а также сложности их обо­значения ("писмо", "поут", "лижы"). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, осо­бенно акустически и артикуляторно сходных {о-у, е - и:

туча- "точа", лес- "лис").

Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза - деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза.

Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в частности в слитном написании слов, особенно предлогов ("удома ратебеза" - у дома растет береза), в раздельном написании одного слова ("на ступила").

Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ.

Аграмматическая дисграфия обусловлена не­доразвитием грамматического строя речи - морфологичес­ких, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисгра­фия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне сло­ва, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматизмы на письме проявляются также в искаже­нии морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий {запереть- "напереть", козлята- "козленки", много деревьев- "много деревов"), в наруше­нии предложно-падежных конструкций ("на столом", "око­ло ним"), в нарушении согласования ("дети бежит", "крас­ны платье"). При этой форме дисграфии наблюдаются так­же трудности конструирования сложных по структуре пред­ложений, пропуски членов предложения, нарушение по­следовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия связана с недоразвити­ем зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают двух видов: а) замены графически сходных букв - состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в ~ д, т~ш, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом: и,-ш, л-м; б) искажение гра­фического образа букв: зеркальное написание: С-, Э-, пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые элементы: ау-ау, аи-аи, написание лиш­них элементов: ш-ии неправильное расположение эле­ментов: Х-СС, т-пп-пт.

Выделяются литеральная и вербальная фор­мы оптической дисграфии. При литеральной дисграфии от­мечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы ре­бенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв.

Дисграфия. Классификации дисграфии.

Существует множество нарушении устной речи, но по мимо устной речи часто подвергается нарушениям и письменная речь. Одним из видов нарушения письменной речи является дисграфия.

Дисграфия - это нарушение овладения письмом или распад письма, проявляющиеся в специфических ошибках стойкого характера.

Шло время менялось понимание природы дисгрфии. Ученые перестали считать данное нарушение письменной речи, как однородное оптическое расстройство.

Разные ученые осуществляли классификацию дисграфии по совершенно различным критериям: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О.А.Токарева выделяет три вида дисграфий:

1) Акустическая – при данном типе дисграфии отмечаются смешения и пропуски, замены звуков похожих по артикуляторным и акустическим признакам, а так же отражение нарушении устной речи на письме;

2) Оптическая – при этом типе дисграфии по Токаревой нет соотнесения буквы и звука, хотя по написанию буквы узнаются, в разные моменты времени буквы воспринимаются по разному и по разному пишутся. Имеет место быть зеркальное письмо;

3) Моторная – при этой форме дисграфии имеются трудности плавного движения руки при переходе от одной буквы к другой, а так же нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образцами

М.Е.Хватцев выделял следующие виды дисграфии:

1) Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. В основе этого вида дисграфии лежит не дефференцированность слухового восприятия звукового состава слова., недостаточность фонематического анализа.

2)Дисграфия на почве расстройств устной речи – возникает на почве неправильного звукопроизношения.

3)Дисграфия на почве нарушения произвольного ритма – считал, что появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звукослоговой структуры слова.

4)Оптическая – вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем; нарушается формирование зрительного образа буквы, слова.

5)Дисграфия при моторной и сенсорной афазии – проявляется в заменах, искажениях структуры слова.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфии в основе, которой лежит несформированность определеных операции процессов письма.

А.Р Лурия определяет следующие процессы письма:

2) Анализ звуковой структуры слова;

3) Соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, которая должна быть отдефференцирована от всех других особенно от сходных графически;

4) Воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Эта классификация разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена под руководством Р.Е. Лалаевой. Данная классификация считается общепринятой в современной логопедии. Она выделяют следующие виды дисграфии:

1)Артикуляционо-акустическая дисграфия. При данном виде дисграфии ребенок пишет, так как слышит, в основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме. Следует отметить, что не всегда нарушения в устной речи отражаются на письме, особенно тогда, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков обусловлены недостаточностью артикуляционной моторики.

2)Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания - этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетические близкие звуки, в нарушении обозначений мягкости согласных на письме.

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа.

4)Аграмматическая дисграфия - этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексикограмматического строя.

5) Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительнопространнственных функций.

Следует отметить, что оптическую дисграфию выделяют все авторы, при данной форме дисграфии наблюдаются нарушения зрительного гнозиса.

Таким образом существуют различные классификации дисграфии по совершенно различным критериям: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма и т.д.

дисграфия ошибка письмо детский

В наибольшей степени, оправданной считается классификация дисграфии Р.И. Лалаевой, в базе которой раскрывается несформированность конкретных операций процесса письма. Р.И. Лалаева выделила несколько уровней дисграфий:

1. Артикуляционно-акустическая дисграфия. На этом уровне дети начинают писать так, как они слышат. Из-за этого в письме происходят пропускания и замещение букв.

2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Данный уровень квалифицируется тем, что обнаруживается в заменах букв, которые сходны по звучанию. В самой устной речи таких расстройств не наблюдается.

3. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Происходит сбой слогового и фонемного анализа при расстройстве деления предложения на слова.

4. Аграмматическая дисграфия. Данная дисграфия характеризуется с не сформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

5. Оптическая дисграфия. На этом уровне происходит не развитость зрительного гнозиса, а также и пространственного понимания.

Определенные М.Е. Хватцевым виды дисграфии также не возмещают сегодняшнее понятие о нарушении письма. М.Е. Хватцев выделяет следующие виды дисграфии.

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. Во время этого вида происходит нарушение устной речи, хотя списывание при все этом сохранно. Основным механизмом данной дисграфии служит расстройство ассоциативных связей, которые происходят между зрением и слухом. Также часто начинают появляться пропускание, перестановки и замещения букв. В принципе данного вида дисграфии лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова и недостаточность фонематического анализа.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи. Такой вид дисграфии происходит из-за неправильного звукопроизношения. Наблюдаются замещения одних звуков другими, происходит нехватка звуков в произношении, которые и провоцируют появления замещений и пропускание букв на письме. Чем затейливым значится расстройство произношения, тем сильнее происходят ошибки письма.

3. Дисграфия на почве нарушений произносительного ритма. В следствии несоблюдения произносительного ритма на письме, начинают появляться пропуски гласных, слогов и окончаний. Но перечисленные ошибки могут быть определенны либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Происходит расстройство формирования зрительного образа буквы и слова. При литеральной дисграфии у ребенка происходит расстройство зрительного образа буквы, просматриваются искажения и замещения изолированных букв. При оптической дисграфии ребенок не отличает похожие графически рукописные буквы: п--н, п--и, с--п, с--о, м--ш, л--м.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии. Обнаруживается в заменах, искажениях структуры слова, предложения и определяется распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.