Всё для детей старшей группы. Малоподвижные игры для детей старшей группы в детском саду


Всегда остро стоял и стоит такой вопрос, как Многие воспитатели и родители предпочитают просто-напросто «натаскивать» детей по программе, предназначенной для обучения в 1 классе. Кажется, что, считать и писать, можно значительно облегчить ему школьную жизнь. Но это совсем не так. Такой вариант совершенно неэффективен.

Вред от «натаскивания» дошкольника по школьной программе

Да, первое время малышу будет очень просто учиться, ведь то, что проходят сверстники, он уже знает. Поэтому у него будет постепенно пропадать интерес к занятиям. А после того как запас полученных в знаний иссякнет, он просто-напросто будет отставать от одноклассников.

Этот обратный эффект объясняется тем, что в начальной школе нужны не приобретённые заранее знания, а сформированные навыки к учебной деятельности. Сразу же встаёт вопрос о том, достаточно ли для подготовки к школе только последнего года дошкольного детства.

Для того чтобы просто «натаскать» ребёнка, этого времени может оказаться достаточно, а вот чтобы качественно подготовить к обучению, требуется начинать занятия в детском саду в старшей группе. Причём обучение детей должно проходить в форме игры, а не пародировать школьные уроки.

Какую цель преследуют занятия с дошкольниками?

Раз решение вопроса по качественной подготовке дошкольников к учёбе в 1 классе взял на себя детский сад, занятия старшая группа теперь проходит такие же, как и подготовительная, чтобы у детей успели сформироваться необходимые навыки, усидчивость, умение логически мыслить.

Задачей педагога при этом становится передача детям не только необходимых знаний, но и навыков, и умений. Это даёт возможность сформировать у ребёнка любознательность, способность к совместной деятельности, самостоятельность, а также обогащает духовную и физическую культуру.

Всеми педагогами дошкольных учреждений в обязательном порядке должны готовиться конспекты занятий в детском саду. ДОУ, которое начинает работать по системе ФОГС, основным требованием к обучению выставляет присутствие в любых из них различных игровых элементов. Через такую форму детьми намного лучше постигаются необходимые знания и умения.

В чём заключаются особенности и структура занятий в старшей группе?

Отводится основное место. Обучение у старших дошкольников осуществляется по большей части в форме работы в подгруппах. Сюда включены занятия из познавательного цикла: подготовка к освоению грамоты, математика, ознакомление с окружающим миром, развитие музыкально-ритмических способностей и художественно-продуктивной деятельности.

Особенностями их является как проведение всего занятия в форме игры, так и включение в его структуру различных игровых элементов. Этим облегчается не только получение ребёнком необходимых знаний, но и их закрепление. Через игру проще бывает и научиться применять их на практике, так как подобная деятельность является основной для детей этого возраста.

Структуру занятия в детском саду в старшей группе обуславливает его программное содержание. Оно обычно состоит из нескольких частей (от одной до пяти). Количество зависит от возраста детей и характера ставящихся перед ними задач.

Каждая часть занятия является его структурной единицей и включает в себя различные методы и приёмы, а также дидактические средства, которые направлены на реализацию определённой задачи.

Какие математические знания нужны старшим дошкольникам?

Программа старшей группы детского сада предусматривает значительное расширение и обобщение самых элементарных математических представлений, а также счёта. Дети
этого возраста должны научиться считать до 10 и воспринимать различные предметы, причём не только зрительно, но и на ощупь или по звукам.

В возрасте 5 лет можно начинать формировать понятие о том, что любой предмет делится на несколько одинаковых или разных по размеру частей, и можно сравнить их. Кроме того, дети убеждаются, что множества, которые содержат одинаковое число входящих в него элементов, соответствуют одному натуральному числу (у звёздочки 5 концов, 5 яблок, 5 зайчиков и др.).

Какие знания приобретаются дошкольниками на математических занятиях?

Занятие математики в старшей группе детского сада учит детей правильно различать такие которые близки по форме, например, квадрат и прямоугольник, а также анализировать предметы и описывать их форму, оценивать размеры по трём показателям: длине, ширине и высоте.

Закрепляется у старших дошкольников и умение определять словами то, как предметы расположены относительно друг дружки (справа, слева, впереди), свободно ориентироваться в пространстве (стою около шкафчика, перед столом, за стулом), изменять направление своего движения (направо, налево) и запоминать названия дней недели, а также их последовательность.

Организация работы дошкольников на занятиях познавательного цикла

Работа начинается с повторения того, что пройдено в средней группе, выявляется уровень математических представлений. Для этого отводится примерно 5 занятий, на которых закрепляется всё то, что дети узнали раньше, - представления о форме, количестве и величинах, счёте в пределах 10.

Продолжительность занятий в старшей группе практически не изменяется, однако увеличиваются объём передаваемых знаний и темп работы. Но деятельность детей облегчает то, что проводится она в форме игры, чем очень привлекательна для ребёнка.

Программа дошкольного образования предусматривает то, что старшая группа ДОУ занятия всегда начинает с повторения, которое даёт возможность ввести в систему усвоенных раньше знаний новые. Проводится оно в форме игровых упражнений, чем стимулирует интерес ребёнка. С них же начинаются и закрепляющие занятия.

Игровые упражнения в структуре занятия. В чём их смысл?

Можно предложить детям такое упражнение, как «Найдите ошибку Незнайки». Оно позволит не только создать подходящий настрой, но и будет стимулировать проявление сообразительности и смекалки, позволит сосредоточить внимание и активизировать мышление.

Такие упражнения хорошо стимулируют смекалку и развивают Также широкое применение нашли комбинированные упражнения, которые позволяют решать одновременно 2 или 3 задачи. Причём работа в это время может идти над материалом, который содержится в разных разделах программы.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Инструкция для воспитателя по проведению занятий

Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила.

  • Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры. Это хорошо развивает зрительную память и образное мышление. Кроме того, присутствующий в них соревновательный элемент подстёгивает ребятишек к лучшему усвоению знаний.
  • Стоит достаточное время отводить повторению. Но необязательно делать это во время занятия, можно провести несколько повторяющих занятий в начале месяца.
  • Чтобы не потерять внимание детей, нужно следить за сменой их деятельности. Различные виды песни, загадки и танцы должны перемежаться между собой.

И помните, что взрослые должны общаться с малышами только по-дружески. Ни в коем случае нельзя использовать на занятиях приказной тон, а тем более ругать ребёнка.

Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудеса природы»

1.Растения должны быть:

Разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д.);

С различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

Разных видов уже имеющихся родов (бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

С выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

Зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки;

Весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т.п.;

Летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.

3.Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др.; водными насекомыми, головастиками, молюсками.

4.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет Губанова Наталья Федоровна

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Сюжетно-ролевая игра

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики – водители – продавцы – покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, пока грузчики разгружают товар, покупатели по-разному решают, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки.

Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера и может предложить несколько сюжетов, например, в игре в театр спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Пто можно посмотреть в театре? Пто такое антракт?». Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует конкретизировать.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают драматизации. В играх-драматизациях дети этого возраста разыгрывают сюжеты различных художественных произведений. Представить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссеров, костюмеров и т. д.

Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в драматических играх и при подготовке к ним, помогают воссоздать мир театра: дети строят из подручных модулей театральные подмостки; определяют место, где будет гардероб, буфет, зрительный зал, гримерные; обозначают основные линии сюжета («Давай, как будто мы – семья, у нас сегодня день рождения мамы, и мы все идем в театр»; «А теперь мы будем готовить спектакль. Ты – актриса, а я тебя гримирую. Иди в свою гримерную»), распределяются роли, и начинается игра.

В. В. Зеньковский утверждает, что функция игры состоит не столько в познании окружающего мира, сколько в том, чтобы придать активности ребенка такую форму, которая, не уводя от реальности, «ослабит прямое взаимодействие с ней путем введения работы фантазии». Активность ребенка этого возраста в сюжетно-ролевой игре может быть направлена на придумывание темы игры, конкретизацию содержания, определение состава ролей, поиск и изготовление атрибутов, обустройство места игры.

Игра – это не застывшее явление; именно по ходу действия додумываются детали, реализуются новые идеи, появляются дополнительные роли («Слушай, а разве так бывает, чтобы не было билетера? Давай кого-нибудь позовем», «Мы не успеем сцену доделать, не хватает ступенек. Скажи режиссеру, что спектакль задерживается, пусть объявит»). Чем больше попутных творческих решений, тем динамичнее складывается игра; в ней есть место шутке, задору, выдумке. Воспитатель похваливает ребят, сам азартен, переживает складывающиеся ситуации, и в игре образуется сообщество неравнодушных участников, появляется привлекательный игровой коллектив. Он пока не стабилен, но сверстники в следующий раз непременно отзовутся согласием на предложение начать игру.

В сюжетно-ролевой игре происходит обогащение ее содержания за счет более глубокого соотнесения образца (роли) с реальными действиями; это свидетельствует о переходе игры на более высокий уровень. Так в игре образуются длинные взаимодействующие цепочки, многочисленные ответвления, объединения групп играющих. Например, работает больничный комплекс: врачи осматривают больных, стоматологи лечат зубы, терапевты измеряют пульс, делают прогревание; «Скорая помощь» доставляет больных, пострадавших от пожара. Рядом с больницей дом, в котором начался пожар, туда спешат пожарные машины, пожарные бригады. Воспитатель поддерживает игру, подключается к ней, если в этом есть необходимость («Я закупила для кабинета новое оборудование. Вот прибор для массажа» и т. д.).

Педагог отмечает уровень игровых умений детей: одни ребята более инициативные, занимают лидирующее положение среди сверстников, другие принимают в игре самое активное участие, объединяются в замысле с другими детьми; некоторые дети, умело распределяя роли, остаются сторонними наблюдателями, потому что любят разыгрывать только готовые сюжеты и не умеют придумывать свои. Для развития игровых умений необходимо вовлекать в игру наиболее пассивных детей, давать им задания («Пожалуйста, отнеси это письмо, нам срочно нужен почтальон»), пробуждать желание играть яркую, но не сложную роль («Ты будешь Снегурочкой, поедешь в детский сад и поможешь раздавать подарки на празднике»).

Воспитатель поощряет самостоятельность ребенка в игре, и тот стремится действовать как взрослый. При условии грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевая игра способствует формированию эмоций и чувств детей. В ходе игр педагог побуждает их выражать эмоции по отношению к игровому материалу, персонажу, игрушке, и дети дают волю своим чувствам: «Дом получился красивый, как настоящий, в нем удобно жить зайке, а возле дома я сделаю заборчик»; «Карлсон всех смешит, он скоро полетит к Малышу в гости, чтобы его развеселить»; «Львенок – любимый, хороший, послушный; я с удовольствием одеваю его на прогулку и вожу в детский сад». Через понимание эмоционального состояния героев ребенок учится сопереживать, намечает дальнейший ход событий («Котик заболел, надо его полечить и не пускать на улицу, чтобы не замерз»). Специальные упражнения помогут детям понять, что существуют самые разные эмоции. Воспитатель рассказывает сказку, выделяя интонацией и словом эмоциональное состояние персонажа. Кто-либо из ребят берет со стенда и показывает остальным подходящую пиктограмму с изображением эмоции; дети сопровождают рассказ воспитателя мимикой и жестами.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Старшая группа (от пяти до шести лет) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.Учить заботиться о младших,

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Нравственное развитие ребенка 4–5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если товарищи проявляют к

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Старшая группа (от пяти до шести лет) Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: формирование положительного отношения к правилам поведения; закрепление в сознании дошкольников значения правил

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Старшая группа (от пяти до шести лет) В этом возрасте у детей появляется устойчивый интерес к установлению положительных взаимодействий со сверстниками. Своеобразие социальной ситуации состоит в том, что происходит расширение круга общения дошкольника, возникают

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Старшая группа В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеЗнакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.Создавать

Из книги 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет автора Уорнер Пенни

Старшая группа (от пяти до шести лет) Предметное окружениеУточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Предметное окружениеВ этом возрасте у дошкольников просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения.

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСовершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при

Из книги автора

Старшая группа (от пяти до шести лет) Сюжетно-ролевая играСтремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе

Из книги автора

Старшая группа КонструированиеПродолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).Учить выделять

Из книги автора

Старшая группа В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивым произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребенок

Из книги автора

Старшая группа детского сада и подготовительный класс В пять лет дети бывают просто восхитительны – это чудесный возраст. Интроверты учатся сравнивать свой внутренний мир с миром внешним, наблюдают за поведением сверстников и старших, стараются освоить то, чему их

Из книги автора

От пяти с половиной до шести лет С приближением к школьному возрасту ваш ребенок переживает буквально взрыв физических, когнитивных и социальных способностей. Все, чему он научился до этого, становится строительным материалом для последующего научения. Продолжайте

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С переходом в новую группу дети осознают себя более старшими в детском саду. Это способствует воспитанию у дошкольников уверенности в своих силах, оказывает влияние на развитие их самостоятельности, активности, кроме того, позволяет педагогу быстро и четко организовывать режимные процессы, проводить их в более короткий срок, что освобождает дополнительное время для игр, труда детей, а следовательно, и для больших контактов между ними.
В старшей группе в процессе общений со взрослыми и сверстниками продолжается формирование навыков и привычек культурного и организованного поведения. Усложняются требования к поведению детей, их взаимоотношениям со сверстниками. Особое внимание воспитатель обращает на осознанность и обязательность выполнения правил детского сада, на формирование у ребенка культуры в самообслуживании, внешнем виде, движениях, отношении к предметам (бережливость, желание привести вещь в порядок), на воспитание культуры отношений со взрослым и сверстниками (вежливость, внимание и др.).
Организованное поведение необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими качествами, прежде всего с активностью и самостоятельностью, т. е. готовностью выполнять требования в сочетании с инициативностью, с умением проявлять самостоятельность в различных ситуациях.
Основа и необходимое условие воспитания культуры поведения- правильная организация быта в детском саду, общий па-строй воспитательного процесса. Исключительно важны атмос

Фера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога. Дети очень чутки к этому. Так, ребенок, рассказывая, почему он любит своего воспитателя, отмечает разные качества педагога: «Много интересно* го рассказывает»; «Она добрая»; «Она самая красивая». Таким образом, важно и то, как педагог выглядит, как одет, и то, как он относится к детям. Все это способствует усвоению детьми навыков культурного поведения.
В процессе формирования умений и навыков поведения важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Так, воспитатель обращает больше внимания на позу, жесты, мимику ребенка как показатель его сдержанности, подтянутости; дает пример спокойного разговора, без крика и грубых слов, без излишней жестикуляции; приучает смотреть в глаза говорящему, держаться прямо, не смеяться громко и т. д.
Очень важно помочь ребенку увидеть влияние своего поведения на благополучие всей группы: «Не убрал игрушки - задержал начало занятия»; «Насорил во время еды - проявил неуважение к няне и дежурным». Такая реакция педагога - и оценка практического выполнения того или иного процесса, и воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми бытовых правил, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали нравственные правила: умение уступать, вовремя помочь и т. д.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть интересны и понятны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинку, художественное произведение. Поможет и улыбка, шутка воспитателя.
Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу. Конечно, не всякое поведение детей побуждает педагога использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность замечания обязательны тогда, когда ребенок плохо поступил. «Как ты, Сережа, мог толкнуть маленького ребенка! Ведь ты сильнее его и должен защищать малыша»,- говорит воспитатель провинившемуся мальчику.
В каждом конкретном случае педагог ищет причину неправильного поведения ребенка, старается разобраться в ней, выяснить, случайна, незначительна она или здесь серьезное упущение воспитания. Индивидуальны при этом будут и меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение, порицание, наказание. Но в любом случае нужно помнить о легкоранимом детском организме, об уважении личности ребенка, даже если он в чем-то провинился. Не следует делать замечаний, обижающих, оскорбляющих ребенка, отдаляющих

Его от взрослого и детей, разрушающих привязанность к детскому саДУ- Найти «ключ» к каждому помогут терпение, кропотливый труд, внимание, доброта воспитателя - все то, что называется педагогическим мастерством."
В воспитании культурного поведения особенно важны действенности используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение. Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно: ««Поможем одеться малышам»; «Приготовим стулья для госте;й»; «Распределим работу так, чтобы у всех было поровну» и ДР- Важно и н а л и ч и е определенных обязанностей, которые дети должны выполнять систематически, точно, аккуратно. Если в средней группе детям дают, как правило, эпизодические поручения, то в старшей группе они превращаются в постоянные (уборка кукольного уголка, уголка природы, подготовка к занятию и др.).
Воспитатель, осуществляя контроль за деятельностью ребенка, стимулирует проявление и упрочение волевых качеств: доведение дела до конца, инициативность, преодоление трудностей и т. п. Постоянная занятость детей имеет немаловажное значение также и в воспитании культуры поведения: когда дети занять? доступным трудом, интересной игрой, они не ссорятся.
Увлечение радостной перспективой, общей целью (например, хорошо подготовиться к празднику урожая, прилету птиц) сближает детей, способствует формированию внимательного отношения друг к другу.
В повседневной работе воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями детей: упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Преодоление не-желательных качеств требует большого терпения.
Например, Витя упрям. Причины этого могут быть различными: избалованность ребенка, немедленное выполнение всех его желаний или неуважение личности ребенка, постоянные наказания, ущемление детской самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований взрослыми.
Существенное значение имеет при этом контакт с семьей, доброжелательные советы родителям, совместное обдумывание приемов исправления поведения ребенка.
Выяснив причины детского упрямства, воспитатель намечает пути педагогического воздействия. Так, если он избалован, целесообразны следующие приемы: систематические трудовые поручения, связанные не только с самообслуживание^, но и с помощью старшим; руководство и контроль за деятельностью ребенка без излишней опеки; предъявление строгих требований к качеству вы

Полняемой работы, справедливая оценка (без захваливания).
Каждый воспитатель должен регулярно анализировать свою работу с детьми, чтобы избежать ситуаций, способствующих развитию и упрочению детского упрямства. Дети болезненно реагируют на любое резкое слово, грубо сделанное замечание, даже если по содержанию оно и верно. Поэтому очень важно, чтобы ребенок понял, почему получил замечание.
Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодолении упрямства, однако он должен использоваться «не мимоходом», не в тот момент, когда ребенок находится в состоянии возбуждения.
Особого подхода требуют так называемые «тихие» дети. Их малая активность, спокойное подчинение другим, неумение постоять за себя, вступиться за товарища свидетельствуют о не-сформированности определенных нравственных качеств. Воспитатель стремится создать такие педагогические ситуации, которые бы развили активность детей, укрепили их веру в свои силы и возможности. Назначая такого ребенка ответственным за выполнение какого-то поручения группой детей, давая главную роль на празднике, воспитатель тем самым оказывает ему доверие. Эмоциональный контакт ребенка и педагога, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создают необходимые условия для развития активности, уверенности, преодоления скованности и безразличия. Способствуют этому и художественные произведения. Воспитатель широко использует детскую книжку: читает и рассказывает на прогулке, организует инсценировки. И от того, как сумеет педагог донести до детей идею произведения, раскрыть характер героев, во многом зависит не только восприятие, но и «отдача» детей. Например, дети хорошо знают стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», где автор добродушно смеется над своим героем. И дети понимают, что неаккуратность, рассеянность может поставить даже взрослого в смешные ситуации. «Вот какой рассеянный, с улицы Бассейной» - становится любимой поговоркой ребят.
Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным. Дети старшей группы хорошо знают, что нужно здороваться, прощаться, вежливо попросить о чем-то. Реже дети благодарят за услуги, помогают другим без напоминания взрослого, не всегда дети извиняются, если причиняют неприятность, отвечают на обращенную к ним просьбу. Известно и то, что в привычных условиях дети быстрее выпол-няют правило, чем в условиях новых, непривычных.
Для формирования устойчивости, осознанности детских проявлений воспитатель может использовать самые различные моменты детской жизни. «Марина,- говорит педагог девочке,- смотри, у Андрюши разрушилась постройка. Тебе не хочется

Ему помочь? Андрюше будет приятно, если ты ему поможешь». Или: «Принеси, Олег, стул, посади свою маму. Пусть она отдохнет, пока ты оденешься».
Большую помощь в воспитании заботливого, внимательного отношения к людям оказывают организуемые в детских садах дни рождения, встречи ребенка после болезни, письма заболевшим товарищам. Каждый стремится сделать что-то приятное: сплясать, спеть или нарисовать для виновника торжества картинку, показать новые игрушки ребенку, который давно не был в детском саду, и т. п. В опыте работы есть много интересных приемов формирования этого важного нравственного качества, среди них проведение бесед «О наших добрых делах», «Как мы помогали малышам».
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных па принципах гуманности,- особая задача в работе педагога. Формирование отношений между детьми старшей группы строится на основе взаимных симпатий, привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Как уже было отмечено, у детей старшей группы значительно расширяются связи со взрослыми, сверстниками, малышами. Больше становится общих переживаний, радости, забот. Эти общественные чувства благотворно влияют на взаимоотношения ребят: в процессе игры устанавливаются доверие, доброжелательность, проявляется желание играть и заниматься сообща, оказывать друг другу помощь (в процессе самообслуживания, игры или труда, когда один ребенок помогает другому выполнить какое-либо действие - застегнуть пуговицу, сложить! строительный материал, полить растения и т. д.).
В этом возрасте значительно расширяется возможность ребенка в помощи сверстникам. Он уже может объяснить, куда надо убрать игрушки или орудия труда, как сложить раскладушку, как играть в настольную игру. Такая помощь особенно важна для воспитания доброты, дружелюбия, взаимной выручки; достижение при этом результата доставляет обоим радость, сближает их. Существенно здесь то, что дети отмечают положительное качество товарищей: «Он меня научил»; «Он мне объяснил, как это делать» и т. д.
При благоприятных условиях воспитания, когда ребенок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи - влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Растет желание ребенка посочувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен всемерно поддерживать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу"укрепления способности и умения помочь товари

Щу («Молодец, Оля, помогла Гале найти носок»; «Гена сегодня меня порадовал: он успокоил плачущего малыша»).
Так ребенок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, стараться поступать так, чтобы его уважали и любили товарищи.
Для закрепления представлений детей о необходимости взаимопомощи, формирования суждений о том, что значит быть то-^варищем, как можно и нужно помочь, для проявления сопереживания большую ценность представляют рассказы воспитателя о взаимоотношениях людей, об их моральных поступках. С этой целью используют конкретные случаи из жизни родителей своих воспитанников: «Как Машина мама-врач спасла больного»; «Как Колин папа-милиционер нашел потерявшегося ребенка»... Поможет в этом и художественная литература: рассказ 3. Александровой «Мальчик потерялся», Б. Житкова «На льдине», С. Сахарнова «Два радиста». Ценность этих произведений в том, что они уточняют представления детей о героизме, взаимопомощи людей. На основе этих сюжетов развертываются интересные детские игры, в процессе которых ребята стараются проявить заботу, доброту и другие качества. Так устанавливается связь между разными видами детской деятельности: игрой, занятиями, бытом (см. соответствующие разделы).
В старшей группе создается больше возможностей для воспитания доброжелательного и заботливого отношения к младшим детям. Это обусловливается прежде всего тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о маленьких («Мы старшие»; «Малышам нужно помогать»; «Малыши у нас учатся»).
Формы общения старших с маленькими могут быть различными. Одна из них - когда объединяются все дети обеих групп: вместе идут в лес, на луг, смотрят кукольный театр, старшие показывают малышам драматизацию сказки.
Другая форма общения - когда несколько старших детей раза два-три в неделю в течение 30-40 минут бывают у малышей. Воспитатель старшей группы продумывает заранее, что будут делать его ребята в младшей группе, во что смогут играть. Общение может быть самым разнообразным: помочь собраться на прогулку, вместе построить машину, помочь посадить лук, поиграть в дочки-матери, провести подвижную игру «Кот и мыши» или «Пузырь», научить складывать одежду на стульчик, рассказать сказку или показать настольный театр.
Большие возможности разнообразного общения с малышами дает и прогулка. Например, младшие собирают шишки, желуди, а старшие делают из них затем игрушки, потом дети вместе играют.
Таким образом, в основе формирования заботливого и доброжелательного отношения к малышам - организация совместной деятельности детей под руководством взрослого («Построим

Для малышей горку и покатаем их»; «Поиграем в подвижную игру»), организация опыта заботы о младших с постепенным расширением обязанностей («Поможем одеть малышей»; «Завяжем им бантики»; «Постираем белье куклам, с которыми играют малыши»; «Сделаем малышам на елку игрушки»).
Большинство старших детей положительно относятся к маленьким. Однако можно наблюдать и другое. «Он маленький, с ним неинтересно»,- заявляет старший ребенок. Но даже подобное проявление недоброжелательного отношения к малышам педагог использует для осознания старшими дошкольниками своих преимуществ перед малышами («Вы сильнее, больше знаете и умеете») и понимания необходимости заботы о них («Они маленькие, им нужна ваша помощь»; «Научи малыша, и он будет делать, как ты»).
В общении с малышами старший ребенок оказывается в положении обучающего или помогающего. Это придает ему уверенность, но вместе с тем забота старшего иногда принимает форму опеки. Руководство воспитателя и заключается в том, чтобы целесообразно направить активность старших и не огра-ничивать их деятельность. При этом у старших детей воспитываются воля, выдержка, умение отказаться от собственных интересов в пользу младшего. Например, играя в лото или с башенками, кубиками, дети без особого интереса выполняют давно известные им действия, но, осознавая свою роль учителя, они ответственно относятся к порученному делу. Сначала воспитатель частенько вмешивается в ход общения, поправляет старшего, учит его, как правильно разговаривать и играть с малышом: «Не хвались, а поучи малыша делать, как ты»; «Не спеши, малыш за тобой не поспевает». Постепенно старшие становятся выдержаннее, терпеливее, начинают понимать, что малыши еще многого не умеют. Воспитание уважения к старшим. Одновременно крепнет привычка заботиться об окружающих, быть к ним внимательным. Воспитатель использует для этого повседневные ситуации: подать стул взрослому, уступить ему место, поздравить с праздником, оказать помощь. Дети с удовольствием выполняют различные поручения взрослого, но сами не всегда проявляют инициативу. Воспитатель подсказывает, напоминает детям: «Сегодня день рождения нашего дворника Петра Ивановича. Давайте подумаем, как мы его поздравим»; «Марина, у твоей бабушки скоро день рождения. Хочешь, я помогу тебе вышить для нее платочек?»; «Сегодня я видела, как Дима уступил место в автобусе старому человеку. Я очень порадовалась, что Дима такой внимательный и заботливый».
В старшей группе продолжается воспитание бережного отношения к вещам, закрепляется правило: каждая вещь имеет свое место, вещи нужно беречь. Пяти-, шестилетние ребята обычно берегут свои вещи, но иногда плохо относятся к чужим: ломают игрушки, рвут книжки. Именно поэтому так важно вос

Питание осознанного обобщенного понимания того, что вещи нужно беречь не только потому, что «ругать будут», «накажут», а потому, что это народное добро, результат труда многих людей.
В начале года можно провести беседу на тему «Каждой вещи свое место», в процессе которой дети еще раз убедятся (такая беседа проводилась в средней группе), как важно соблюдать это правило. Для поддержания эмоционального настроя используется драматизация произведения Л. Воронковой «Ма-ша-растеряша», хорошо знакомого детям по средней группе.
У детей дошкольного возраста большой интерес к книгам, любимые книги они всегда берегут. Однако важно систематически привлекать внимание к книгам, которые имеются в группе. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книгу, рассказывает, кто ее написал, кто нарисовал картинки, в каком городе ее напечатали. Дети узнают, сколько людей потрудились, чтобы сделать книгу, поэтому так необходимо беречь ее. Здесь поможет пример педагога: он никогда не складывает пополам книгу, не загибает страницы.
Если в средней группе дети узнали, что книги нельзя мять, пачкать, рвать, вместе с воспитателем учились ремонтировать их, то старшие дошкольники должны самостоятельно замечать, что книга порвана или помята, и стараться подклеить ее без напоминания педагога. Добавляется еще одно правило, очень важное в воспитательном отношении: если товарищ не знает, как надо пользоваться книгой, научи его. Подклеить книгу, сделать закладку, аккуратно разложить книги на полке - все эти дела, которые дети могут выполнять в разное время дня, имеют большое воспитывающее значение.
Закрепить привычку бережливого отношения к книге помогут книжки-самоделки. Выполняя эту несложную работу, дети узнают, что сделать любую вещь не просто, поэтому надо уважать и беречь труд других. Книжки, сделанные руками старших ребят, можно использовать для установления контактов с малышами, дружеского и внимательного к ним отношения: сделали книжки-самоделки - подарили малышам.
В повседневной жизни детского сада создаются возможности для углубления и уточнения этических представлений и воспитания гуманных чувств ребенка.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети легко отличают хорошие поступки от плохих: драться, обижать, обманывать- это плохо; уважать старших - это хорошо и т. д. Однако каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость - имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.
Формирование у детей этических представлений и гуманных чувств должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Методы и приемы воспитания нравственных чувств разнообразны. У детей старшей группы представления о доброте, честности формируют путем бесед о конкретном поступке ребенка. Целесообразно рассматривать такие поступки, которые наблюдали или совершали сами дети. Это дает возможность связать знания, получаемые детьми на занятиях (например, в этических беседах), с повседневными событиями или поступками ребят.
В игровом уголке есть машина, с которой хотят играть многие дети, но достается она постоянно Юре только по той причине, что он быстро съедает свой завтрак и успевает первым захватить игрушку. «Юра, ты уже поиграл, дай мне»,-просит Олег. Но Юра не дает машину. Олег пытается отнять ее силой. Юра, вцепившись в игрушку, кричит: «Нина Николаевна, Олег дерется». Таким образом, возник конфликт, нарушается общий порядок в группе, ухудшается настроение ребят.
Как в этом случае должен поступить воспитатель? Обычно он ограничивается замечанием: «Олег, не мешай Юре, возьми другую игрушку»; «Юра, отдай Олегу машину» -или наказывает обоих мальчиков.
Такие приемы лишь внешне устраняют конфликт, и он вскоре возникает снова в аналогичных ситуациях. Воспитатель должен, не жалея времени, разобраться, кто прав из детей, проверить, есть ли у Юры представления о равенстве сверстников, о том, что все дети в группе имеют одинаковое право пользоваться любой игрушкой. С этой целью можно провести кратко беседу примерно следующего содержания:
Воспитатель. Юра, ты часто играешь с этой машиной? Ю р а. Да. Л Воспитатель. Как ты думаешь, почему между тобой и Олегом возникла сегодня ссора? Кто в этом виноват?
Юра. Олег, он отнимал. Я первый взял машину.
Воспитатель. А если с этой машиной хотят играть и другие дети, как быть?
В зависимости от того, как Юра ответит, воспитатель может сделать вывод о том, какие представления о справедливости имеются у ребенка. Педагог анализирует поступок, объясняет, в чем он не прав, подводя ребенка тем самым к осознанию определенных этических норм жизни в коллективе.
Естественно, из методов и приемов педагогического воздействия должны быть заранее исключены такие, которые бы способствовали формированию у детей ложных этических представлений. Поэтому сам педагог должен быть прежде всего исключительно справедлив по отношению к детям, доброжелате-лен, правдив, должен уметь разбираться в мотивах детских поступков, чтобы случайно не обидеть того, кто не виноват.
Требования, указания, каждое этическое правило нужно вводить в жизнь детей осторожно, прежде подумав, не явится ли оно в определенной мере антигуманным. Например, правило,

Идущее от взрослого («Можно играть только после того, как все съешь и выйдешь из-за стола»), дает преимущества только отдельным детям, и это не всегда справедливо, поэтому таким правилом не следует злоупотреблять.
Решать задачи, связанные с вопросами морали, можно как на занятиях со всей группой, так и в беседах с несколькими детьми или индивидуально во время режимных процессов, труда, игры.
Педагоги используют в целях нравственного воспитания естественно возникающие в повседневной жизни ситуации или специально создают их. Например, обращают внимание на труд няни, дворника (работают старательно, заботятся о том, чтобы в группе и на участке детского сада было чисто, красиво); беседуют о том, что нужно не только уважать труд взрослых, но и самим заботиться о порядке; советуют ребятам понаблюдать за тем, как работают строители, возводящие дом напротив детского сада, как украшают улицу к празднику 1 Мая; собирают во время прогулки отдельные группки детей и рассматривают вместе с ними иллюстрации о Советской Армии, углубляя знания, полученные детьми на занятиях, или, предваряя занятие, ведут разговор о защитниках Родины, используя наглядный материал.
В процессе повседневной жизни педагоги показывают детям примеры заботливого отношения к обитателям уголка природы, объясняют, почему нельзя, например, портить крылья бабочкам, стремятся прививать чувство великодушного отношения к слабому (выпавшему из гнезда птенцу, подхрамывающему кролику и т. д.).
Воспитатель должен объяснить детям, что беречь природу - это значит не только не ломать ветки, не портить кору деревьев, не рвать цветы без надобности, но и охранять ее, ухаживать за растениями и животными, увеличивать природные богатства.
Однако наличие знаний еще не обеспечивает действенности чувств детей. В основе формирования положительного отношения детей к природе лежит взаимодействие эмоционального отношения к ней, знаний о ней и практической деятельности. Поэтому прямым следствием проведенных экскурсий в парк, лес, сквер будут занятия по устройству на участке огорода, уголка леса или поля, посев и посадка растений.
Одновременно с наблюдениями, уходом за животными в уголке природы педагог использует художественную литературу, статьи в периодической печати. Например, в газете напечатана интересная статья, и воспитатель пересказывает ее детям.
Далеко на севере появились ласточки. Все радовались им. Но вот случилось так, что одна ласточка разбилась и заболела. Дети подобрали ее. Вылечили, выходили, а потом пришли с нею на аэродром и попросили летчика отлетающего реактивного самолета: «Она отстала от стаи, Увезите ее. На

Реактивном самолете вы догоните стаю. Помогите ей догнать своих». Вот какие внимательные, заботливые дети,- говорит воспитатель.- И мы с вами заботимся о наших птицах.
Разговор продолжается. Дети вспоминают о том, как они помогали зимой птицам.
Для повышения интереса ребят к подобным беседам воспитатель может использовать речевую логическую задачу «Кто обедал в птичьей столовой?».
Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички. Мы часто видим их зимой в городе. Хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птицы. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?
Дети отгадывают загадку, а затем воспитатель предлагает им самим придумать загадки на эту тему.
Речевая логическая задача позве.":т уточнить знания детей о том, как нужно заботиться о разны:: птицах. Одновременно дети учатся составлять небольшие описательные рассказы-загадки. Эти знания дети непосредственно используют в своей практической деятельности: кормление птиц становится их постоянной заботой и радостью.
Воспитатель должен знать много стихов о природе, при каждом удобном случае пользоваться ими. Стихи помогают детям сильнее почувствовать красоту и очарование окружающего мира, дают образец того, какими словами можно рассказать об этом.
Вот на прогулке в лесу дети увидели распустившиеся ландыши. Воспитатель напоминает им строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш»: Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Дети возвращаются с прогулки. Бегут от дождя. Или в групповой комнате стоят у окна и смотрят на весеннюю грозу. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомые строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Дождь».
Так в жизнь ребенка входит в единстве эстетическое и этическое: умение видеть, замечать, любить и беречь красоту окружающего мира.

Вершки и корешки

Дети стоят по кругу или в шеренге.

В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят.

Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например:

Воспитатель. Баклажаны.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель . Редька.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель . Капуста.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель. Картофель.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель . Клубника.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель . Чеснок.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель. Огурцы.

Ребенок . Вершки.

В конце игры отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Ворота

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами — и становится впереди. Игра продолжается.

Дни недели

В понедельник я купался, (Изображают, как плавают.)

А во вторник рисовал, (Изображают, как рисуют.)

В среду долго умывался, (Изображают, как умываются.)

А в четверг в футбол играл, (Бегут на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгают на месте.)

А в субботу танцевал, (Кружатся на месте.)

В воскресенье торт я кушал, (Изображают, как едят.)

А под вечер отдыхал. (Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.)

Жучок

Дети образуют круг. В центре круга водящий — жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(Играющие подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Жучок танцует, а затем выбирает следующего водящего.

Игра повторяется.

Звериная зарядка

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз — присядка, (Приседают.)

Два — прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову — «ушки на макушке».)

А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)

Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)

А волчата — спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало —

Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

Как живешь?

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

— Как живешь?

— Вот так! (Показывают большие пальцы.)

— А плывешь?

— Вот так! (Имитируют плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Приставляют к глазам пальцы «биноклем».)

-— Ждешь обед?

— Вот так! (Подпирают щеку кулачком.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машут руками.)

— Утром спишь?

— Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

— А шалишь?

— Вот так! (Хлопают себя по надутым щекам.)

Летает — не летает

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Мартышки

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы — веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)

Мы ногами топаем, (Топают.)

Надуваем щечки, (Надувают щеки.)

Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)

И друг другу даже

Язычки покажем. (Показывают язык.)

Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)

Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)

Шире рот откроем, (Открывают рот.)

Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

Как скажу я цифру 3 —

Все с гримасами замри!

Передай мяч

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося стихотворение:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.

С добрым утром!

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)

Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)

Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)

Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)

Вы проснулись? (Топают ногами.)

С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)

Я проснулся! (Смотрят вверх.)

Солнышко, заборчик, камешки

Дети повторяют движения за взрослым.

Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены — это солнышко.

Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу — это заборчик.

Руки сжаты в кулаки — это камешки.

Шел король по лесу

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

Это я

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторя ют движения.

Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают нос, правой рот.)

Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают обе руки, два раза хлопают.)

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.)

У жирафов

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу — ставят пятнышки.)

(Дотрагиваются указательными пальцами

до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде: (Пощипывают себя — собирают складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях (Поглаживают себя — разглаживают шерстку.)

Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде: (Проводят ребром руки по корпусу — рисуют полоски.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

Будь аккуратным

Дети образуют круг. Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой./p>