Какие бывают формы тела рыб. Строение тела рыб и их движение Значения форма тела у аквариумных рыб


Лабораторная работа № 1

Строение инфузории-туфельки.

Цель: изучить строение инфузории-туфельки

Оборудование: готовый микропрепарат «Инфузория-туфелька», микроскоп, таблицы.

Ход работы.

    Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

    Определите форму тела, величину и окраску простейшего.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию и обозначьте основные части.

Сделайте вывод:

заполните таблицу

Способ питания

Форма тела

Передвижение

Инфузория-туфелька

Лабораторная работа № 2

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы.

Ход работы.

    Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

    Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

    Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

    Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов?

Оформление результатов:

зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

Лабораторная работа № 3

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Цель : изучение внешнего строения представителей ракообразных.

Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры дафний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, креветки и др.

Ход работы.

    Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

    Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

    Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рака и дафнии с обозначением видимых органов и частей тела.

Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.

Лабораторная работа № 4

Изучение представителей отрядов насекомых.

Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы.

1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.

    Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.

    Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

Оформление результатов:

заполните таблицу.

Отряды насекомых

Представители

Лабораторная работа № 5

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Цель: изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.

строение и передвижение рыб

Оборудование: демонстрационные аквариумы (2-3 шт.), аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешний вид плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя.

Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников;

на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

    Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рыбы и подпишите части тела.

Сделайте вывод , ответив на вопрос.

В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?

Лабораторная работа № 6

Изучение внешнего строения птиц.

Цель: изучение внешнего строения птиц и их перьев.

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, лупа ручная, микроскоп.

Ход работы.

    Рассмотрите чучело птицы.

    Найдите голову. Какие органы расположены на голове?

    Найдите конечности. Сколько их, что они собой представляют?

    Рассмотрите покровы тела.

    Рассмотрите каждый вид пера. Рассмотрите их под лупу. Чем отличается пуховое перо от контурного?

Оформление результатов:

зарисуйте чучело птицы, запишите название; подпишите части туловища; зарисуйте виды перьев и обозначьте их.

Сделайте вывод :

Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

Лабораторная работа № 7

Изучение особенностей различных покровов тела.

Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего.

Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория-туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог, микроскоп.

Ход работы.

1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале
невооруженным глазом, затем – с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.

2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие клетки образуют покров тела планарии?

3. Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это
рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и
с
помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.

Оформление результатов:

заполните таблицу.

Представитель

Покров тела

Функции покровов тела

Лабораторная работа № 8

Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Цель: определение возраста животных.

Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата.

Ход работы.

Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.

Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число.

Лабораторная работа № 1

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Цель: знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование: готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая», «Амеба обыкновенная», микроскоп, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом.
  2. Определите форму тела, величину и окраску простейшего.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию, амебу, эвглену и обозначьте основные части.

Сделайте вывод:

заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших».

Лабораторная работа № 2

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность тул о вища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

  1. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
  1. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?
  1. Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов?

Оформление результатов:

зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

Лабораторная работа № 3

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Цель : изучение внешнего строения представителей ракообразных.

Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры да ф ний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, кр е ветки и др.

Ход работы.

  1. Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
  1. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движ е ниях, окраске.
  1. Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рака и дафнии с обозначением видимых органов и частей тела.

Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.

Лабораторная работа № 4

Изучение представителей отрядов насекомых.

Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вр е дителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы.

1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обр а тив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относ я щихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.
  1. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольстве н ных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспо м ните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

Оформление результатов:

Заполните таблицу.

Лабораторная работа № 5

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Цель: изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.

строение и передвижение рыб

Оборудование: демонстрационные аквариумы (2-3 шт.), аквариумные рыбы. Ми к роскопы, чешуя карпа.

Ход работы.

1. Рассмотрите внешний вид плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя.

Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников;

на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жабе р ных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение ос о бей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

  1. Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

Оформление результатов:

зарисуйте контуры тела рыбы и подпишите части тела.

Сделайте вывод , ответив на вопрос.

В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?

Лабораторная работа № 6

Изучение внешнего строения птиц.

Цель: изучение внешнего строения птиц и их перьев.

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, лупа ручная, микроскоп.

Ход работы.

  1. Рассмотрите чучело птицы.
  2. Найдите голову. Какие органы расположены на голове?
  3. Найдите конечности. Сколько их, что они собой представляют?
  4. Рассмотрите покровы тела.
  5. Рассмотрите каждый вид пера. Рассмотрите их под лупу. Чем отличается пуховое перо от контурного?

Оформление результатов:

зарисуйте чучело птицы, запишите название; подпишите части туловища; зарисуйте виды перьев и обозначьте их.

Сделайте вывод :

Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

Лабораторная работа № 7

Изучение особенностей различных покровов тела.

Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего.

Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория-туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, к о жа, волос, рог, микроскоп.

Ход работы.

1. Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале
невооруженным глазом, затем - с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.

2. Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие клетки образуют покров тела планарии?

3. Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это
рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с
помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов член и стоногих по сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.

Оформление результатов:

Заполните таблицу.

Лабораторная работа № 8

Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Цель: определение возраста животных.

Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор н а шатырного спирта, вата.

Ход работы.

Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы - по чешуе.

Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с пом о щью лупы их число.


Форма тела рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Когда мы произносим слова «птица» и «зверь», то сразу же представляем себе в первом случае животное с крыльями, во втором – с четырьмя ногами. А про рыбу можно только сказать, что она живет в воде, форма же тела ее изумительно разнообразна.

Таков закон водной среды: хочешь жить в воде – научись плавать. Легче плавать, когда тело имеет продолговатую форму. У многих рыб именно такая форма. Быстро и ловко, преодолевая большие расстояния, носится стадами колючая акула, форма тела которой похожа на подводную лодку или торпеду. Другие торпедовидные рыбы – лососи, скумбрии – тоже великолепные пловцы. Хорошо, на большие расстояния, извивая тело, плавают рыбы с червовидной или змеевидной формой тела (миноги, угри).

Менее приспособлены к быстрому плаванию так называемые донные рыбы, с плоским (скаты) или сжатым с боков (камбалы) телом.

Кузовка, имеющая веретенообразную форму тела, при встрече с опасностью надувается до такой степени, что становится похожа на шар или пузырь. В таком виде она держится на поверхности, перевернувшись вверх брюхом, колючки ее тела растопыриваются, как у ежа, и служат надежной защитой от врагов. Да и устрашающий вид этого пугала с оскаленными острыми челюстями наводит страх на нападающих. Когда опасность минует, кузовка выбрасывает из живота воздух, опускается вниз, и тело ее вновь принимает веретенообразную форму.

Кузовок можно встретить в нашем дальневосточном Приморье. Длина этой рыбы до 25 сантиметров. Иногда кузовку называют иглобрюхом.

В тропических морях обитает гигантская луна-рыба весом более 1000 килограммов и длиной свыше 2 метров. Тело ее круглое, как луна в полнолуние, сжато с боков.

Хвост почти незаметен, как бы обрублен, спинной и под-хвостовой плавники высокие. Луна-рыба ведет пелагический образ жизни, то есть плавает в толще воды. Подробных сведений о жизни ее еще нет.



У берегов Австралии водится рыба, форма тела которой удивительно напоминает морские водоросли. Рыба эта получила ироническое название «морской тряпичник». Когда смотришь на морского конька – «тряпичника», создается впечатление, что весь он обвешан тряпками, лентами и нитками различной длины, окрашенными в цвета тех водорослей, среди которых кормится и прячется это чудо природы. Такая форма тела делает рыбу незаметной среди водорослей и спасает от многочисленных врагов. Длина морского тряпичника до 25 сантиметров.




Таблица 2. Аквариумные рыбки


Формы аквариумных рыб тоже изумительны, посмотрите на таблицу 2. Вам, вероятно, трудно поверить, что родоначальником всех изображенных рыб является обыкновенный карась, так не похожи они на своего прародителя! Взгляните на плавники. У одной из рыбок хвостовой плавник похож на петушиный хвост, у другой, как травяная метелка, у черной рыбки напоминает тюльпан, а у верхней справа – хвост веером.

Золотая рыбка, разновидности которой представлены на таблице, выведена из карася аквариумистами Китая и Японии. Среди одомашненных карасей могли появиться экземпляры с необычными плавниками или оригинальной окраской, как появляются иногда среди сизых голубей белые со своеобразной формой хвоста. От таких, особенных, карасей стали отводить потомство. Длительное время, в течение многих лет, отбирались и разводились те караси, которые нравились аквариумистам своей окраской, формой тела, плавников и хвоста. Так в конце концов и была выведена золотая рыбка. На это ушли десятилетия. Любопытно, что в Японии есть семьи, которые сохраняют столетнюю преемственность в выведении аквариумных рыб. Вообще японцы – большие любители аквариумных рыб.



Немало страстных аквариумистов есть и в нашей стране. Помнится, незадолго перед войной во время съемок научно-популярного фильма о рыбах я побывал в квартире одного ленинградца, большого любителя аквариумных рыб. Вдоль стен комнат располагались аквариумы с удивительными рыбками всевозможных форм и расцветок. Меня охватило такое чувство, точно я попал в волшебное подводное царство. Здесь были засняты многие кадры фильма. Картина получилась интересная, был ее пробный просмотр. Но перед блокадой Ленинграда пленку переправили в Детское Село, и во время оккупации его немцами фильм пропал.

Текущая страница: 6 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

20. Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные, или позвоночные

1. Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2. Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3. Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4. Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?


Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представлен прочным осевым стержнем – хордой. Низшие хордовые – ланцетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зародышевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заменяется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позвоночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатым тяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная система в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Кровеносная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободноживущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и подтип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс – Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напоминает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, обитающих в умеренных и тёплых морях. Они распространены у берегов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зарываются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окружённым щупальцами.


Рис. 79. Ланцетник


Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон – взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцетники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, лишено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плавник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты кожей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно смачивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделён перегородками на 50–80 сегментов. Внутренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная трубка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетники – раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи вымётывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2–3 году жизни, живут 3–4 года.

Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позвоночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употребляют ланцетников в пищу в жареном, варёном и сушёном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные – группа животных, имеющая скелет головы, или череп, и позвоночник , состоящий из позвонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совершенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляемую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, которое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных – с помощью настоящих лёгких.

Позвоночных насчитывают около 40–45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полётам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые

Общая характеристика. Круглоротые – наиболее примитивная группа современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасывательной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 80). Круглоротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрёй (рис. 81). В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обильно смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоёмах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Круглоротые предпочитают находиться на дне водоёмов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так и на глубине.

Миксины – морские животные. По форме тела они напоминают больших червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы остаётся только кожа и скелет.

Рис. 80. Ротовая присоска миноги


Рис. 81. Морская минога (А) и миксина (Б)

Хорда. Череп. Позвоночник. Позвонок. Бесчерепные. Ланцетники. Черепные, или Позвоночные.

Вопросы

1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных?

2. Какие черты приспособленности к жизни в воде имеет ланцетник?

3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4. Можно ли утверждать, что круглоротые – исключительно вредные животные?

5. Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

6. Что общего в питании ланцетника и двустворчатых моллюсков?

Задания

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о личинках миног – пескоройках.

2. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным.

Знаете ли вы, что…

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский учёный П. С. Паллас принял его за моллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетника к хордовым.

Позвоночные 21. Классы рыб. Хрящевые, костные

1. Каковы отличительные признаки рыб?

2. В чём отличие хрящевых рыб от костных?


Общая характеристика. Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Появились рыбы более 400 млн лет назад в пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хороню развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, прикрытые жаберными крышками, костную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

В зависимости от строения, питания, размножения и образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные.

Хрящевые рыбы. Большинство из них – постоянные обитатели морской среды, в пресных водах встречаются лишь немногие виды. Современные хрящевые рыбы сохранили в своём строении ряд древних признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы и ряд других.

Костные рыбы – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях и океанах, в реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах. Они составляют 96 % от всех современных рыб на Земле. Форма тела разнообразная (рис. 82): вытянутая (щука, судак, треска), кругообразная (скалярия, рыба-луна), торпедообразная (налим, сом, рыба-меч), сплюснутая, листовидная (камбала, палтус), змееобразная (мурена, вьюн, угорь).

Наиболее распространены рыбы из следующих отрядов: сельдеобразные: океаническая сельдь, сельдь иваси; лососеобразные: кета, горбуша, сёмга, омуль, таймень; карпообразные: плотва, язь, карась, линь, лещ, вобла, тарань; щукообразные: обыкновенная щука; окунеобразные: окунь, судак, скумбрия, тунец; тресковые: треска, навага, пикша, налим.

Прекрасная приспособленность костных рыб к различным условиям водной среды, выработанная в процессе длительной эволюции, позволила им заселить разнообразные водоёмы. Некоторые рыбы приспособились жить даже в подземных водах.


Рис. 82. Формы тела рыб


Тело большинства рыб имеет вытянутую форму (рис. 83). Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел.


Рис. 83. Внешнее строение рыбы


Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно, рядами (рис. 84). Образующийся покров предохраняет рыб от механических повреждений. Чешуи могут быть микроскопическими, например у морского угря. Очень крупные чешуи, величиной с ладонь, имеют усачи, живущие в реках Индии.

В коже рыб располагаются различные железы, например слизеотделительные и ядоотделительные, у некоторых рыб есть светящиеся клетки. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и быстрому движению в воде.

Внутренний скелет костных рыб состоит из костей головы, образующих череп, позвоночника, скелета парных и непарных плавников. Парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вниз и вверх. Хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники. Хвостовой плавник осуществляет поступательное движение, служит рулём при изменении направления.


Рис. 84. Различные формы чешуи рыб


Рис. 85. Внутреннее строение окуня


Пищеварительную систему составляют рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы – печень и поджелудочная, анальное отверстие (рис. 85).

Плавательный пузырь имеют многие костные рыбы. Донные рыбы и рыбы, осуществляющие быстрые вертикальные перемещения в воде, не имеют плавательного пузыря. Пузырь заполнен смесью газов. Увеличение объёма пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному перемещению к поверхности воды. Уменьшение объёма увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

Органы дыхания рыб – жабры (см. рис. 157, В). Они расположены с обеих сторон в головной части тела и покрыты жаберными крышками. Жабры осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма. Процесс дыхания осуществляется благодаря движению воды, омывающей жабры. Нагнетание воды в ротовую полость и выталкивание её наружу осуществляют жаберные крышки и ротовое отверстие. Кровеносная система замкнутая. Состоит из сердца и одного круга кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка и расположено в передней части тела.

Органами выделения рыб служат почки, расположенные под позвоночником в виде лент (см. рис. 167).

Органы размножения рыб – парные яичники у самок и семенники – у самцов. Рыбы раздельнополы. Яичники формируют яйца – икринки, семенники – сперматозоиды. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное, в воде. Самки вымётывают икринки, самцы – молоки, содержащие сперматозоиды.

Нервная система примитивна. Отделы головного мозга располагаются линейно и характеризуются малыми размерами (см. рис. 176). Например, у щук головной мозг составляет 1 / 3000 часть от общей массы тела.

Органы чувств представлены органами зрения, слуха, обоняния, осязания. Органы зрения – глаза, располагающиеся по бокам головы и приспособленные к чёткому видению предметов на близком расстоянии.

Орган слуха рыб представлен внутренним ухом – лабиринтом, расположенным в задней части черепа.

Боковая линия рыб – своеобразный орган, воспринимающий направление и скорость течения (см. рис. 177). Она хорошо заметна сбоку и тянется от переднего конца тела до заднего.

Органы обоняния представлены двумя обонятельными, слепо замкнутыми ямками, расположенными на кончике морды. Дно и стенки носовых ямок снабжены нервными окончаниями. Рыбы воспринимают в воде различные запахи.

Органы вкуса рыб располагаются в ротовой полости, в коже и даже в хвосте. Рыбы различают горькое, сладкое, кислое, солёное, а имеющие предротовые усики, например сомы и налимы, распознают вкус пищи, не дотрагиваясь до неё.

Хозяйственное значение рыб для человека велико. Рыба – ценный пищевой продукт, она служит одним из основных источников пищевого белка. Ежегодно вылавливается 70–74 млн т рыб в морях и океанах и около 9 млн т в пресных водоёмах. Рыбий жир – целебный для человека продукт – содержит витамин D. Его получают из печени некоторых рыб, например тресковых. Плавники, плавательный пузырь осетровых служат источником производства клея.

Лабораторная работа № 7

Внешнее строение и передвижение рыб

Оборудование:

демонстрационные аквариумы (2–3 шт.), аквариумные рыбы. Микроскопы, чешуя карпа.

Ход работы:

1. Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.

Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда движется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жаберных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение особей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

2. Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.

3. Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении рыб.

Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Чешуя. Плавательный пузырь. Боковая линия.

Вопросы

1. В чём особенность строения всех костных рыб?

2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных?

3. Что такое боковая линия?

Задания

2. Составьте памятку для туристов, отдыхающих на побережье морей и океанов, где обитают акулы, мурены и другие опасные рыбы.

3. Наблюдая за поведением рыб в аквариуме, постарайтесь выработать у них условный рефлекс на стук. Отметьте время выработки рефлекса. Пронаблюдайте за его угасанием. Обсудите, каково значение образования и угасания условных рефлексов в жизни рыб.

Знаете ли вы, что…

У хищных рыб, например щуки, судака, окуня, сома, большой рот, снабжённый острыми зубами. Рыбы, питающиеся планктоном, например сельди, имеют рот средней величины без зубов. Сазан, лещ, жерех и ряд других рыб зубов во рту не имеют и разжёвывают пищу глоточными зубами, получившими такое название за своё расположение.

22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: акулы, скаты, химерообразные

1. В чём сходство и отличие хрящевых рыб и круглоротых?

2. Все ли акулы опасны для людей?


К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой стороны 5–7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

Отряд Акулы. К акулам относят рыб с удлинённой торпедообразной формой тела и длиной от 20 см до 20 м (рис. 86). Например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском заливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18–20 м и массой около 10 т, является гигантом среди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.


Рис. 86. Акулы


Рис. 87. Строение акулы


Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с острым, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх. Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперёд и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны жаберными лепестками с обильно разветвлённой кровеносной системой (рис. 87).

Сельдевые акулы – довольно крупные рыбы, имеют равнолопастной хвостовой плавник, за исключением морской лисицы, и являются живородящими. Распространены они в Атлантическом и Тихом океанах, в их умеренных и субтропических водах.

Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди или есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупорылая, молот, жако и большая белая (рис. 86, 88).


Рис. 88. Акула-молот


Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

Отряд Скаты. Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6–7 м и массы 2,5 т (рис. 89). Самый маленький из них, например скат двукрылый, обитает в Жёлтом море и бывает шириной 10–15 см. Самый крупный представитель отряда – манта, имеющая массу около 2,5 т и относящаяся к семейству широких дьяволов. Представители большинства видов ведут придонный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, так и значительные глубины (до 2700 м). Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении, ромбовидное – со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.


Рис. 89. Скаты


Рис. 90. Химера европейская


Отряд Химерообразные. К данному отряду относится малочисленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа малоподвижных хрящевых рыб (рис. 90). Их тело имеет мощный передний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина тела в пределах 60 см – 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных. Обитают они в морях Индийского, Атлантического и Тихого океанов.

Наиболее известный видхимера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов живут носатые химеры. Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным. Жир, извлечённый из огромной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Хрящевые рыбы: акулы, скаты.

Вопросы

1. Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

2. Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

Задания

Докажите, что акулы и скаты – родственники ланцетников. Что их объединяет?

Знаете ли вы, что…

Семейство серых акул распространено в тёплых водах. Среди них суповая акула считается промысловой. Её плавники используются для приготовления деликатесного супа.

Акулье мясо употребляют в пищу, но особенно ценится печень и плавники. Печень некоторых видов содержит до 60–75 % жира и много витаминов. Прекрасные изделия делают из шагрени – специально выделанной акульей кожи.

У скатов некоторых видов есть электрические органы. Разряд длится 0,03 с, но редко бывает один, обычно их от 12 до 100 подряд с напряжением до 220 В. Электрические скаты малоподвижны и обычно лежат на дне, зарывшись в ил.

Оружием скатов других видов являются иглы или шипы на хвосте. Они часто ядовиты, вызывают мышечные судороги у жертвы и падение кровяного давления.