Конспекты занятий младшей по физической культуре. Конспект физкультурного занятия для младшей группы


В детском саду физическому развитию детей уделяется особое внимание. Это направление учебно-воспитательного процесса в рамках реализации здоровьесберегающих технологий является приоритетным в системе дошкольного образования. Соответственно подготовка и проведение занятий по физкультуре требует от педагога методической точности в выборе приёмов взаимодействия с детьми конкретной возрастной группы. Рассмотрим особенности этой работы с малышами 3–4 лет, то есть с воспитанниками второй младшей группы.

Цели и задачи физкультурных занятий с детьми 3–4 лет

Образовательное направление «Физическое развитие» реализуется в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, непосредственной образовательной деятельностью (НОД), то есть с помощью занятий физкультурой. Целевое направление этих уроков определено ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) и заключается в:

  • выборе оптимальных форм взаимодействия с детьми для сохранения здоровья, укрепления организма ребят;
  • постепенном освоении важных для жизни движений (ходьбы с замедлением или ускорением, беговых упражнений, прыжков, метания, лазания и имеющего прикладной характер умения держать равновесие);
  • тренировке таких физических характеристик, как сила и скорость движения, а также выносливость и координация;
  • воспитании основных КГН - культурно-гигиенических навыков (одеваться по погоде и пр.);
  • формировании понимания здорового образа жизни (ЗОЖ), важности спорта.

На физкультурных занятиях дети второй младшей группы знакомятся с основными движениями

Для достижения поставленных образовательных целей на занятиях физкультурой педагогу необходимо систематически решать такие задачи:

  • отрабатывать разные виды движений, в частности, свободный бег, когда дети не шаркают ногами и не опускают головы, перекрёстно двигают руками и ногами;
  • обучать основным видам построений (в колонну по одному, в шеренгу, в круг), а также ориентированию при перестроении;
  • развивать навык опоры на две ноги во время прыжков с небольшой высоты для продвижения вперёд;
  • тренировать умение начинать и заканчивать упражнение в нужной для этого позе, в частности, принимать исходное положение при метании мягких мячиков или выполнении заданий на равновесие;
  • отрабатывать навыки направленного броска, катания мяча, развивать умение принимать мяч двумя руками;
  • тренировать навык хвататься за рейку во время лазанья;
  • отрабатывать умение передвигаться ползком;
  • формировать навыки катания на санках, лыжах (если в детском саду практикуются зимние виды спорта) и на трёхколёсном велосипеде;
  • обучать правильно действовать по условным сигналам «лови», «стой», «беги» и др., а также следовать правилам игр подвижного характера;
  • поощрять инициативность при выполнении заданий (к примеру, в играх с мячами, шарами и пр.);
  • развивать творческий подход в играх (например, при выборе роли или определении движений персонажа игры);
  • воспитывать уважение к правилам игры, умение им следовать, а также взаимодействовать в команде.

Это интересно. Занятия по физкультуре проводятся инструктором по физической культуре и спорту или, если такого специалиста в штате сотрудников нет, воспитателем.

Занятия физкультурой могут проводиться воспитателем, если в ДОУ нет штатной единицы инструктора по физвоспитанию

Виды занятий физкультурой во второй младшей группе

В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:

  • традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки;
  • игрового характера (обычно это занятия - соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе);
  • сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей);
  • танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом);
  • ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки);
  • нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.);
  • тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).

В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.

Виды упражнений для воспитанников 3–4 лет

Все психолого-педагогические аспекты взаимодействия с ребятами второй младшей группы ознаменованы возрастным кризисом, главным проявлением которого является желание всё делать самостоятельно. Однако «я сам» зачастую не совпадает с уровнем физического развития детей, тем самым возрастает риск травм и повреждений во время выполнения упражнений. Вот почему так важно выбирать виды работы, которые бы соответствовали уровню сформированности навыков и умений дошколят 3–4 лет.

Во второй младшей группе перечень видов упражнений шире, чем тот, что отрабатывался в первой младшей

Таблица: виды упражнений на физкультурных занятиях с детьми 3–4 лет

Вид упражнений Особенности возраста Примеры
Бег, ходьба У малышей зачастую тяжёлая, шаркающая походка, неравномерный темп и разная длина шагов, что явно проявляется в медленном беге или ходьбе. Также слабо развито умение координировать свои движения В мини-группах в прямом направлении. Этим упражнением обычно начинается занятие. В процессе выполнения дети учатся ориентироваться в пространстве, координируя свои движения с действиями товарищей.
Важно уделять внимание заданию на переключение с ходьбы на бег и наоборот
Всей группой в направлении прямо. Это упражнение решает к тому же воспитательные задачи: малыши учатся не толкаться
По одному в колонне. Это задание помогает ребятам вырабатывать ориентацию в пространстве, а также менять темп движения по сигналу
По кругу по ориентирам в виде кеглей, кубиков, флажков и пр. Воспитатель является направляющим, начинает движение в медленном темпе, затем переходит на бег, меняет направление движения
С остановками. Задания, тренирующие реакцию малышей. Используются для перестроений, в играх
Парами в разных направлениях. Упражнения приучают детей координировать свои движения, воспитывают чувство товарищества. На первых порах для соблюдения расстояния между парами можно использовать ориентиры в виде кубиков, флажков
Врассыпную. Тренируют ориентацию в пространстве, учат выполнять упражнения не толкаясь
С изменением направления движения. Задания развивают реакцию на условный сигнал
С перешагиванием через препятствия, расставленные на расстоянии 25–30 см. Развивают глазомер, а также координацию движений
Равновесие Упражнения с обязательной страховкой взрослого проводятся в течение всего года.
Важно: руки дети расставляют по сторонам, чтобы легче было держать баланс
Xодьба и бег по дорожке («тропинке», «мостику») шириной 25–30 см. Темп наращивается постепенно
Xодьба и бег по скамейке. Со временем задача усложняется: детям нужно присесть, хлопнуть в ладоши, попрыгать на опоре после условного знака
Со второго полугодия добавляется ходьба по верёвке, расположенной прямо или по кругу, а также ходьба по доске или бревну
Прыжки Детям 3–4 лет доступны многие виды прыжков, но контроль педагога за их выполнением обязателен, так как не все малыши хорошо координируют свои движения На месте. Задания несут имитационный характер, то есть малыши прыгают как «зайчики», «лисички». Обычно проводятся под музыку, движение выполняется после сигнала педагога
С продвижением вперёд. Частая ошибка: дети приземляются на выпрямленные, а не согнутые в коленях ноги. Поэтому педагог должен обязательно показывать движение и контролировать его выполнение
С небольшой высоты. Важно приземлиться на носки при согнутых коленях. Прыжки проводятся в мини-группах, чтобы педагог мог видеть ошибки детей
В длину с места. Важно следить за тем, чтобы ребята сгибали ноги и приземлялись на полусогнутые ноги, а, выпрямляясь, сохраняли равновесие
Метание Задания, направленные на развитие быстроты, ловкости и глазомера Перекатывание мячей товарищу в прямом направлении. Задание, требующее высокой организованности детей, так как им необходимо сохранять дистанцию в 1,5–2 м
Перекатывание мячей между предметов. Как показывает практика, дети довольно быстро осваивают этот вид упражнений
Бросание мяча педагогу. Если бросок слабый, а движения неуверенные, то нужно учить ребёнка делать задание по команде: «Бросай!».
Навык выполнения этого упражнения нестойкий, поэтому его рекомендуется повторять и вне занятий, на прогулке
Бросание мяча вверх с последующей ловлей. Поскольку детям сложно рассчитать мышечные усилия, чтобы подбросить мяч и потом его поймать, педагогу стоит сделать для малышей ориентиры: обручи, квадраты
Бросание вдаль в цель, расположенную горизонтально. Этот вид заданий отрабатывается весной, летом
Лазание Упражнения способствуют укреплению крупных групп мышц Ползание на четвереньках с опорой на коленки и ладошки. Упражнение проводится в начале учебного года. Постепенно задача усложняется
Подлезание под дугу. Важно напоминать и об ориентирах, то есть дугах, и о правильности исходного положения
Влезание на наклонную лесенку или шведскую стенку. Педагог страхует и следит, чтобы дети ставили стопу на середину, правильно обхватывали рейку: большой палец снизу, а остальные сверху

Как индивидуализировать задания

Основная задача индивидуализации работы с детьми 3–4 лет на занятиях физкультурой заключается в том, чтобы помочь малышам освоить те движения, которые у них ещё не получаются. Поэтому в описании многих видов упражнений оговаривается количественный состав участников: в мини-группах педагогу легче контролировать правильность выполнения учебной задачи. При этом особенность работы с упражнениями такова, что уже после 1–2 тренировок малыш без труда начнёт выполнять движение самостоятельно. Так, если у ребёнка не получается ползать, опираясь на колени и ладошки, при этом он подтягивает обе ноги, то педагогу достаточно пару раз повторить это задание один на один, чтобы малыш понял принцип его выполнения. Кроме того, подобрать «ключик» к каждому воспитаннику можно с помощью:

  • создания ситуации успеха на занятия (любой малыш, наряду с упражнениями, вызывающими затруднения, должен проявить себя в чём-то, что у него хорошо получается, вплоть до подготовки спортивного инвентаря для занятия);
  • рационального распределения детей в мини-группы и пары (в этих командах обязательно должны быть не только успешные ребята, но и те, у кого какие-то упражнения не получаются).

Главная цель индивидуализации заключается в оказании помощи каждому малышу в освоении упражнения

Какие приёмы использовать на занятиях физкультурой во второй младшей группе

При подготовке занятия педагог использует комбинацию из словесных, наглядных, практических и игровых приёмов.

Словесные способы взаимодействия

Поскольку дети 3–4 лет продолжают осваивать речь, очень важно обеспечивать им возможность расширять свой активный запас слов, а также усваивать модели построения простых и сложных предложений. К тому же, наблюдая манеру речи педагога, дети осваивают невербальные средства коммуникации: жесты, мимику, наполняя свои высказывания выразительностью и эмоциями.

Объяснение и беседа

Эти два приёма неразрывно связаны между собой, так как, разъясняя каждый этап занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности.

Объяснения на занятии должны быть:

  • краткими;
  • доступными, то есть строиться на известной детям лексике;
  • регулярными, что подразумевает их повторение даже при выполнении уже знакомых заданий.

Беседа во второй младшей группе носит вопросно-ответный характер и предполагает краткие ответы малышей: односложные или «да», «нет».

Например, при рассмотрении темы «Зимние забавы» своим воспитанникам я задаю такие вопросы:

  • Любите ли вы играть и веселиться зимой? В какие игры?
  • Какие зимние виды спорта вы знаете?

Объяснение и беседа могут идти параллельно

Загадки и стихотворения

Кроме того, что эти приёмы отлично тренируют память и расширяют кругозор, они ещё и помогают настроить малышей на работу, концентрируя их внимание на теме занятия. При подборе рифмованных строк воспитатель ориентируется на то, о чём предстоит рассказать детям.

Например, своим детям при рассмотрении темы «Транспорт» я предлагаю такие загадки:

  • Этот конь не ест овса,
    Вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём,
    Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
  • Спозаранку за окошком
    Стук, и звон, и кутерьма.
    По прямым стальным дорожкам
    Ходят разноцветные дома. (Трамвай.)
  • Без разгона ввысь взлетает,
    Стрекозу напоминает.
    Отправляется в полёт
    Быстроходный … (вертолёт).

Что касается стихотворений, то, как показывает моя практика, они также являются прекрасным мотивационным приёмом, помогая ребятам быстрее включиться в тему. Например, занятие «Осень» мы начинаем со стихотворения «Осень в парке»:

  • Ходит осень в нашем парке,
    Дарит осень всем подарки:
    Фартук розовый - осинке,
    Бусы красные - рябинке,
    Зонтик жёлтый - тополям,
    Фрукты осень дарит нам.

Короткие сказки

Такие сюжетные зарисовки очень удобно использовать в начале занятия: дети быстро концентрируются и вникают в тему. Например, со своей группой при изучении темы «Птицы» на физкультурном занятии мы знакомимся с историей о том, почему птицы улетают на зиму в тёплые страны. «Давным-давно на Земле было жарко. Но климат начал меняться, и животным пришлось выбирать себе шубы или перья. Выбравшие перья стали птицами, научились летать, полюбили небо. Однако красивое оперение плохо грело, потому птицам приходится каждый год с наступлением холодов улетать в тёплые страны. И всё же ни одна птичка не променяет своё оперение на шубу».
После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:
- Почему давным-давно не нужны были шубы и перья?
- Что выбрали птицы: шубы или перья?
- Куда улетают птицы с наступлением холодов?

Этот словесный приём следует использовать нечасто, чтобы сказки не стали обыденными. Более того, при выборе историй нужно следовать правилу двух «не»:

  • не перегружать историю событиями (малыши 3–4 лет не смогут воспринять более 1–3 сюжетных поворотов);
  • не вводить более 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно проследить действия каждого в такой короткий промежуток времени.

Рассказывание сказок может сопровождаться элементарными движениями, например, ходьбой в хороводе

Наглядные приёмы

В работе с дошкольниками важно помнить о свойстве сознания малышей воспринимать мир образами. Именно поэтому на занятиях любой (!) направленности должны быть:

  • картинки или доступные для понимания малышей схемы выполнения упражнений;
  • иллюстрации к словесным приёмам (например, к сказкам, загадкам);
  • игрушки, выступающие героями урока;
  • инвентарь (мячи, обручи, кегли и пр.).

Детям 3–4 лет важно увидеть, как задания выполняют педагоги в рамках демонстрации или участники видеоролика в формате показа.

Видео: разминка «Цыплята»

Дидактические игры

Игровая деятельность, направленная на ознакомление, отработку и закрепление обучающего материала, реализуется в дидактических играх. На физкультурных занятиях это вид игр имеет спортивную направленность.

Таблица: примеры обучающих игр на физкультурных занятиях во второй младшей группе

Название игры Цели Xод игры
«Отгадай загадку» Развивать умение дифференцирования движений, характерных для разных видов спорта Педагог читает загадки, дети разгадывают не словом, а движением. Например,
  • В честной драке я не струшу,
    Защищу двоих сестёр.
    Бью на тренировке грушу,
    Потому что я … (боксёр)
«Как правильно»
  • Формировать КГН;
  • тренировать основные движения
Педагог называет гигиеническую процедуру, говорит, в чём она заключается. Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши. Если ложное, то приседают и исправляют ошибку
«Туристы» Тренировать навык выбора подходящих движений для преодоления препятствий Педагог выставляет на полу препятствия (кубики, кегли и пр.), задача каждого малыша обогнуть эти преграды движениями, ещё не использованными соперниками

Группа игр театрализованного характера

Развитие навыка имитации является важной образовательной задачей учебно-воспитательного направления «физическое развитие». Формами театрализованных игр на занятиях физкультурой являются:


Таблица: пальчиковые упражнения для второй младшей группы

Картотека физкультурных занятий во второй младшей группе

Тема урока по физической культуре определяется общей тематикой конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса, в который проводится занятие. Этот принцип положен в основу составления календарно-тематического планирования курса «Физическое воспитание».

Таблица: тематика занятий по физкультуре во второй младшей группе, автор Татьяна Казаркина (фрагменты)

Месяц (дата) Тема Количество часов Цели Материалы и оборудование
Сентябрь «В гости к зайчику и лисичке» 3
  • Приучать детей ходить и бегать небольшими группами за воспитателем;
  • учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие
  • Кукла;
  • мишка;
  • два шнура;
Сентябрь–октябрь «Осень в гости к нам пришла» 2
  • Учить детей ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади;
  • упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте
  • Мячи;
  • кубики;
  • стулья;
  • 2 стойки;
Октябрь–ноябрь «Цирк» 3 Учить детей:
  • ходить и бегать врассыпную;
  • катать мячи друг другу, выдерживая направление;
  • подлезать под дугу
  • Мячи;
  • 2 доски;
  • шнур;
  • стойки;
  • погремушки
Ноябрь–декабрь «Здравствуй, гостья зима» 3 Учить детей:
  • Ходить и бегать по кругу, не держась за руки;
  • подлезать под шнур, не касаясь руками пола;
  • сохранять равновесие при ходьбе по доске
  • Погремушки;
  • обручи;
  • короткие шнуры;
  • 2 стойки;
  • шнур для игры;
  • скамейка;

Цель:

Учить детей подлезать под тремя дугами, в положении стоя на коленях и опираясь на руки;

- упражнять дошкольников в умении ходить по ограниченной плоскости след в след;

Закреплять прыжок через предмет, мягко приземляясь;

Развивать ловкость, быстроту реакции в игре «Зайцы и волк», воображение, умение перевоплощаться во время релаксации, силу вдоха во время упражнения на дыхание;

Воспитывать осторожность, взаимопомощь.

Материал и оборудование: бутылки с трубочками, мишура, снежный вал (утеплитель), «ледовая дорожка» со следами; резиновый парашют с петельками для игры; волк-рукавичка, шапочки зайцев, султанчики из полиэтилена.

Ход занятия по физкультуре в детском саду:

Воспитатель: - В нашем зале гости нас встречают, улыбки дарят, зайти приглашают. В ответ всем взрослым улыбнитесь, здравствуйте скажите (здороваются) и ко мне повернитесь.

Ребята, а вы любите путешествовать? Предлагаю прямо сейчас осуществить сказочное превращение. Помогут нам в этом взрослые гости. А превратимся мы не в медвежат и не в лисят, а в маленьких зайчат! (обращается к гостям)

Гости наши, помогите, в зайчиков нас превратите! (дети подходят к гостям, те надевают шапочки зайчиков на головы детей, взрослый ведущий одевает шапочку зайчихи)

Воспитатель: - Вот тепер вы не ребята, а шустрые зайчата, а я ваша мама-зайчиха! Подбегайте все ко мне! Собираемся в дорожку, разминаем наши ножки (прыжки на месте)

Ну-ка, зайки, не ленись, друг за другом становись.Очень ровно нужно стать, слегка головки всем поднять. Плечики расправить, спинки всем поправить.

А теперь вот друг за другом пошагаем дружным кругом. (ходьба обычная)

На носочки встанем, снова зашагаем. (ходьба на носках).

Впереди лежат сугробы, пойдем, высоко поднимая ноги.(ходьба с высоким подниманием ног)

Под веточками низкими тихонечко пойдем,немножечко присядем и ветки все пройдем. (ходьба в полуприсяде)

Лапки нужно нам размять, немного надо пробежать(бег по кругу)

Впереди видна дорожка, пошагали наши ножки (ходьба по кругу, подходят к елочке)

Воспитатель: - К елочке дорожка привела зайчат, а под елочкой сюрприз, посмотрите, зайки, вниз. (находят султанчики)

Снежные султанчики вы возьмите, зайчики, круг мы с ними заведем и скорей играть начнем! (образуют круг)

Общеразвивающие упражнения:

1.И.п.: «Султачики к небу поднимаем, снегом землю засыпаем» (1-руки через стороны вверх,2-и.п.5 раз)

2.И.п.: «Вот поднялся ветерок, полетел вперед снежок»(1-наклон туловища вперед, султанчики в прямых руках, 2-и.п.5 раз)

3.И.п.: «Закружился снегопад, лес такому очень рад» (1-кружиться в правую сторону, руки в стороны,2-влево.По два раза в каждую сторону)

4.И.п. «Ветер снова утихает, снег на землю оседает». И.п.: (1-приседания, руки с султанчиками вперед,2-и.п.5 раз)

5. «Зайки-побегайки, разомните ножки, попрыгайте, зайки, дружно по дорожке» (прыжки в чередовании с ходьбой. По 8 раз и по 2 повторения).

Воспитатель: (обращается к детям) - К елочке зеленой зайчики подойдите и снежные султанчики красавице верните (ложат султанчики под елочку)

Тем временем помощник воспитателя раскладывает нетрадиционное оборудование.

Воспитатель: (обращает внимание детей) - На полянку посмотрите, на полянку вы зайдите. Станем дружно друг за другом и пойдем широким кругом. (шагают по кругу)

Воспитатель: - Вот снежный тунель перед вами, зайчата! Пролезть в него нужно аккуратно, ребята. (детям необходимо пролезть под несколькими дугами одинаковой высоты, соединенными между собой белой тканью, приняв коленно-локтевую позу.)

Ледовая дорожка видна перед нами,чтоб на льду не подскользнуться, чтобы больно не упасть,по следам нужно шагать, след в след попадать! (Каждый ребенок должен пройти по дорожке из отражателя,на который нанесены следы ног,наступая на следы след в след.)

Вот снежный сугроб перепрыгнем его-осторожно! Берегитесь, насколько возможно. (Дети перепрыгивают через рулон утеплителя.)

(Основные движения выполняются поточным методом).

Воспитатель:-Где-то бродит серый волк

Он в зайчатах знает толк

На полянке для зайчишек

Ждет подарок не простой

Очень полезный (показывает), вот какой!

(к вниманию детей предлагается парашют круглой формы с петельками по краю)

Можно зайчикам играть, бегать, прыгать и шагать,

Только волк появится, зайцам нужно спрятаться! (проводится подвижная игра «Зайцы и волк» : ребята ходят по кругу, придерживая парашют за петельки, при появлении волка прячутся под него, присев, накрывшись с головой..Петельку при этом не отпускают. Игра повторяется три раза.)

Воспитатель: - Волк ушел, выходите дружно, отправляться в путь-дорогу вам, зайчики, нужно. Вы за мамой зайчихой идите, спинки ровно, вперед вы смотрите (ходьба по кругу)

Воспитатель: - Ой, ребята, снег пошел, это очень хорошо! Мы покружим как снежинки, легко, нежно, как пушинки.(релаксация «снежинки»)

Воспитатель: - Предлагаю вам, зайчата, поиграть еще немножко! Будем делать метель.А делать будем так. Каждый бутылочку со снежком (мишурой) возьмет, в нее подует и получится у каждого своя метелица (упражнение на дыхание)

Воспитатель: - Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили играть. Закройте глазки и представьте, что вы не зайчата, а снова веселые ребята. (дети закрывают глаза, воспитатель снимает с них шапочки, складывает в корзину.)

Глазки откройте, оглянитесь, мы попали в детский сад, снова гости здесь сидят.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 г. Лениногорска» Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«В гости мячик к нам пришел»

Составила инструктор по

физическому воспитанию:

Васильева Л.Р.

Цель: Оптимизировать двигательную активность воспитанников, развивать речь детей по средствам физической культуры.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять детей в ходьбе,в прыжках на двух ногах с продвижением вперед,беге друг за другом.

Закреплять ходьбу в колонне по одному; бег по сигналу до указанного места, проползанию в воротца, катанию мяча прямо.

Развивать ловкость в подвижных играх с мячом.

Учить действовать совместно, выполняя указания взрослого и правила в подвижных играх; воспитывать внимательность.

Учить детей расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки;

Поощрять речевую активность детей;

Развивающие:

Развивать интерес к занятиям физической культуре;

Продолжать обогащать двигательный и познавательный интерес детей через подвижные игры;

Содействовать укреплению костно-мышечного аппарата детей;

Развивать умение играть в игры.

Развивать речь детей.

Воспитывающие:

Воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ,

Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, взаимовыручку,

Прививать детям любовь к животным.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Социализация

Обыгрывание стихотворения о котенке.

Развивать умение играть, самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью

Коммуникация

Игровое общение в игровых ситуациях

Учить изображать животное, учить отвечать на вопросы

Познание

Рассматривание животных-игрушек

Учить рассматривать животных, называть персонажи и действия, понимать причинно-следственные связи.

Художественно-эстетическое

Слушание музыки

Побуждать эмоционально откликаться на музыкальные отрывки

1. Вводная часть: 2-3 мин. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей.

2. Основная часть: 10 мин. общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижная игра.

3. Заключительная часть: 2 мин. Оценка деятельности детей и самооценка, подведение итогов НОД.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Вхождение в образ

2. Основная часть. Показ, комментирование

3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов, уход.

Пособия : большой мяч, мячи по количеству детей d 20 см.,игрушка -котенок,бубен,дуги-воротца,магнитофон,письмо.

Ход занятия: Дети входят в спортивный зал, строются на заданном участке зала,здороваются с инструкторм.

Инструктор:

- Ребята,посмотрите,что это к нам закатилось?

Дети:- Мяч!

Инструктор :

Правильно!

А какого он цвета?Формы?Размера?

(Ответ детей)

Инструктор: -Ой,какое то письмо следом за мячом прилетело!Там написанно,что котенок Сема потерял свой мячик.Поможем котенку?

Котенок живет на полянке мячей. Готовы идти?

Дети:- Да!

Вводная часть :

Дети становятся за инструктором идут повторяя слова за взрослым под бубен:

1.Ходьба друг за другом в колонне по одному (речетатив дети повторяют за инструктором)

Мы идем,идем, идем,

Друг за другом ровно

Ножки поднимаем,

Дружно мы шагаем!

2.Ходьба на носках,руки вверх:

На носочках мы пойдем,

Руки вверх поднимем,

Мы кружочек обойдем

И другой ходьбой пойдем!

3.Ходьба на пятках,руки на поясе :

Мы на пяточках пойдем

Руки на пояс кладем

Мы кружочек обойдем,

И другой ходьбой пойдем!

4.Прыжки на 2 ногах с продвижением вперед.

Прыгать мы умеем ловко

Словно зайка за морковкой!

5.Бег по залу друг за другом.

Побежали друг за другом,

Носик дышит ровно

И руками и ногами

Мы работаем все с вами!

Инструктор:

Детки,закройте глазки!(Дети закрывавют ладонями глаза )

А теперь откройте!(Дети открывают глаза )

Вот мы с вами оказались на площадке,где живет киска(показывает игрушку ),

Сема,мы принесли твой мячик!Инструктор делает вид,что слушает,что говорит котенок.

Сема благодарит нас за то,что мы вернули его мяч,а за это он предлагает нам сделать с ним разминку с мячиком.

Инструктор:

Давайте и мы с вами возьмем мячи и как котята поиграем.

ОРУ “Котенок”

1.И.п. О.с-ноги слегка расставленны,руки с мячом внизу.

1-Руки с мячом вверх,2-И.п.3-4 то же

Рыжий,маленький котенок

Мамы -кошки он ребенок

Рано утром потянулся,

Лапки вверх,и он проснулся.

2.И.п.Сед на коленях,мяч впереди на полу в руках

1-поворот влево.2-И.п.3-4 то же вправо.

Хочет котик поиграть

Хочет хвостик свой поймать

Где же,где же хвостик мой

Крутит -вертит головой.

3.И.п лежа на спине,ноги вверх,мяч в руках на груди.

1-4 попеременное сгибание и разгибание ног.

Стал он лапками играть

Стал он лапки поднимать

Выпрямляет и сгибает

Так он с лапками играет

4.И.п. стоя на полу,ноги вместе,мяч в руках у груди.

Прыжки имитирующие движение кошки с произношением слов: “Мур,мур”.

Инструктор:

- А давайте мы с вами покажем котенку,как мы умеем играть с мячом.

Дети:- Да!

Инструктор:

- Ты,котенок,посиди,и на нас ты погляди!

Основная часть:

Дети с помощью воспитателя становятся в одну линию.

1. «Попади в цель» . На расстояние 2м от линии старта, стоят ворота. По команде первые игроки прокатывают мяч под перекладиной ворот, бегут за мячом, пролезая в ворота, берут мяч, с мячом в руках возвращаются в свои команды и отдают мяч следующему ребенку и т. д. (по 2 раза)

2. «Сбей кеглю» . На расстояние 2м от линии старта, напротив расставлены кегли (в одну линию по количеству детей) . По команде игроки прокатывают мяч, стараясь сбить кеглю, затем бегут за мячом берут его, возвращаются в свои команды.(2 раза.)

Заключительная часть:

Подвижная игра:«Салют»

Цель. Развивать ловкость, зрительно - двигательную координацию.

Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу.

Педагог (взрослый) вместе с детьми произносит :

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют!

(Дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу педагог (взрослого) «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после слова «салют».

Дозировка: 3-4 раза.

М/П игра:" Девочки и мальчики прыгают, как мячики"

Инструктор:

Ребята, мячи хотят с вами поиграть.

Дети вслед за инструктором повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, ручками хлопают,

Головой кивают, а после отдыхают. (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.)

Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них. Инструктор гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т. п. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».

Инструктор:

- Ребятки, Сема говорит,что ему очень понравилось с вами сегодня играть. Но его мама не разрешает ему долго гулять.Давайте попрощаемся с Семой.(Дети прощаются)

Инструктор:

Детки,закройте глазки!(Дети закрывавют ладонями глаза)

А теперь откройте!(Дети открывают глаза )

Инструктор: Где мы с вами оказались?

Дети: В садике!

Инструктор:

Вот и закончилась наша прогулка. Котенок Сема передал вам вот этот

мяч,и попросил с мячиком поиграть в группе!(Инструктор дает детям фитбольный мяч)

Дети прощаются и с воспитателем идут в группу.

Физкультурное занятие во 2 младшей группе «Путешествие в лес»

Задачи:

Учить детей ходить по наклонной доске; совершенствовать двигательные умения в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд в прокатывании мяча в прямом направлении.

Упражнять в ходьбе и беге;

Развивать быстроту реакции, точность выполнения команд;

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: наклонная доска, мячи по количеству детей, игрушка собака или маска, картинка поезд, листья, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1.Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? На сегодняшнем занятии мы отправимся с вами в лес. А поедем мы посмотрите на чём? (На поезде)

2. Разминка.

Становитесь друг за другом паровозиком, вагончики сцепитесь между собой. Поехали! (Ходьба в колонне по одному).

Загудел паровоз и вагончики повёз,

Чох – чох, чух – чух, далеко я укачу.

Остановка! Приехали. Вылезли из поезда пассажиры. Посмотрите, кто спрятался под тем кустом? (Медведь). Пойдём к «мише» шагом.

Посмотрите, а кто под другим кустом? (Заяц). К зайцу побежим.

К «мише» - шагом.

К зайке – бегом.

Ребята, а посмотрите сколько осенних листьев раскидала осень в нашем лесу. Возьмите в руки по два листика. Встаньте на красный круг.

3.ОРУ «Осенние листья».

1) И.П. – ноги узкой дорожкой, листья внизу.

1 – руки плавно вперёд, посмотреть на листья.

2 – и.п. (6 раз)

2) И.П. - ноги узкой дорожкой, руки впереди.

1 – поворот вправо.

2 – и.п.

3 – поворот влево.

4 – и.п. (по 3 раза в каждую сторону)

3) И.П. – ноги узкой дорожкой, руки вверху.

1 – наклон вперёд, коснуться листьями пола (листья падают).

2 – и.п. (5 раз)

4) И.П. – о.с.,

1 – присесть, листья положить на пол.

2 – и.п.

3 – присесть, взять листья.

4 – и.п. (5 раз)

5)Кружение с листьями направо (налево) на месте.(4 раза)

Построение в шеренгу.

II. Основная часть.

Ой, ребята, посмотрите, какой мостик показался у нас на пути. Будем учиться по нему ходить. Идти нужно осторожно, спускаться потихоньку, не толкаться.

а) Ходьба по наклонной доске.

Построение в шеренгу.

А теперь будем лесными зайчиками. Попрыгаем на двух ногах с продвижением вперёд.

б) Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (3 – 4 раза).

А теперь ребята, будем для белочки собирать орешки. Возьмём по мячу, встанем вот на эту жёлтую линейку и будем прокатывать мяч- орешек в прямом направлении.

в)Прокатывание мяча в прямом направлении (фронтально).

Молодцы! И с этим заданием справились.

Пойдём в розовый домик и отдохнём. (Дети присаживаются на коленочки). Послушайте, кто это поёт в лесу? (птицы).

А вы хотите побыть птичками?

г)Подвижная игра «Птички».

Вот летали птички, птички – невелички.

Всё летали, всё летали, крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю – клю – клю, клю – клю – клю

Как я зёрнышки люблю.

Пёрышки почистили, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Вот так, вот так, чтоб сильней быть деткам.

А собачка прибежала и всех деток распугала.(3 раза)

Построение в шеренгу.

III.Заключительная часть

Пора возвращаться в детский сад. Садимся в поезд. Поехали. (Остановка у окна – шеренга).

Понравилось путешествие?

Ещё поедем в лес?

Конспект открытого сюжетного НОД с использованием нестандартного физкультурного оборудования по физической культуре во II младшей группе

Тема: «На поиски Колобка»

Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Данное открытое НОД проводилось мной, как итоговое занятие по теме самообразования «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» и частью аттестационной работы на высшую квалификационную категорию.
Средства:
- Наглядные: спортивное оборудование: массажная дорожка, «пенёчки» - 5 шт; картинки: заяц, волк, медведь, лиса; избушка; игрушки: Колобок, Бабушка; самовар; блюдо с угощением для детей.
- Словесные: загадки; оздоровительный массаж «Доброе утро».
- Музыкальные: музыкальная игра «Лиса и зайцы»;
- ИКТ оборудование: музыкальный центр.

Цель: гармоничное физическое развитие детей.

Задачи:
Обучающие задачи:
- повышать двигательную активность детей;
- учить детей соотносить движения с текстом;
- способствовать формированию координации движений;
Развивающие задачи:
- развивать физические качества детей;
- развивать у детей навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- совершенствовать умение отгадывать загадки по сюжету образовательной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство коллективизма;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать желание и интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Оздоровительные задачи:
- профилактика плоскостопия с помощью разных видов ходьбы;
- формирование правильного дыхания при выполнении дыхательных упражнений;
- воздействовать на биологически активные точки при помощи разных видов оздоровительного массажа.

Дети входят в зал друг за другом. Воспитатель предлагает ребятам поприветствовать друг друга и гостей и провести оздоровительный массаж «Доброе утро».
Оздоровительный массаж «Доброе утро»

Доброе утро
(Разводят руки в стороны)
Улыбнись скорее
И сегодня весь день
Будет веселее!
(Хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик,
Носик и щёчки
(Выполняют упражнения по тексту)
Будем мы красивыми
Как в саду цветочки.
(Постепенно поднимают руки вверх, выполняя
«фонарики»)

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее,
(Выполняют движения по тексту)
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
(Хлопают в ладоши)
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
(Растирают ушки)
Улыбнемся снова
Будем все здоровы!
(Поднимают руки вверх)
Воспитатель:
-Ребята, я, предлагаю вам, отправится в сказку. Вы готовы? (Ответы детей)


По тропинке мы пойдём,
Сказку добрую найдём.
Дети друг за другом встали,
Весело все зашагали.
(Ходьба друг за другом по залу)
В полуприседе пойдём,
может мы грибок найдём
(Ходьба в полуприседе)
Встали дружно на носочки,
И потянемся чуточек.
(Ходьба на носочках)
Снова будем мы шагать,
Хорошо ведь нам гулять.
(Обычная ходьба)
Но пора поторопиться,
Пора сказку начинать.
(Лёгкий бег)
Снова дружно мы шагаем,
Руки к верху поднимаем
(Ходьба друг за другом, дыхательные упражнения)
К домику все подойдём
Сказку добрую начнём.
(Подходят к домику)
Воспитатель:
- Вот, мы и попали в сказку. А что же это за сказка попробуем отгадать:
Круглый бок, румяный бок
Покатился …. (Колобок)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Посмотрите, возле избушки сидит бабушка и горько плачет. У неё пропал Колобок. Ребята, давайте поможем Бабушке найти и вернуть Колобка. Отправляемся в путь!
Дети выходят на полянку и встречают сказочного персонажа – зайца.
Воспитатель:
-Ой, ребята, тут кто-то спрятался. Давайте попробуем отгадать:
Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайка)
-Правильно, ребята, это зайка. Давайте научим зайку делать зарядку, для того, чтобы стать сильными и ловкими.
Дети выполняют музыкально-ритмическую композицию «Весёлая зарядка»


Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Мы теперь стали сильными и ловкими и можем дальше отправляться на поиски Колобка.
Дети встречают сказочного персонажа – волка.
Воспитатель:
-Ребята, давайте дальше отправимся на поиски Колобка. Здесь кто-то спрятался? Давайте отгадаем:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
-Правильно - это волк. Чтобы найти Колобка волк предлагает нам пройти по его следам.
Дети идут друг за другом по массажной дорожке со следами.


Воспитатель:
-Молодцы, все справились с заданием волка. Продолжаем поиски Колобка. Ребята, посмотрите, нас здесь кто-то встречает. Давайте посмотрим!
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
-Мишка нам приготовил задание. Он предлагает нам пройти через пенёчки.
Дети перешагивают через «пенёчки» с высоко поднятыми ногами.


-Какие же вы молодцы, преодолели практически все препятствия. Ой, а здесь кто-то спрятался. Давайте посмотрим, кто же это? (воспитатель достаёт лису). Да это же лиса!
-Ребята, наша лиса что-то приуныла. Давайте развеселим лису и поиграем с ней, может быть, тогда она отдаст нам Колобка. Но прежде нам необходимо превратиться в зайчиков. Раз, два, повернись и в зайчат превратись!
Дети превращаются в зайчиков и проводиться подвижная музыкальная игра «Лиса и зайцы» и дыхательные упражнения.


- Лисичка за нашу весёлую и интересную игру отдаёт нам Колобка. Спасибо, лисичка.
Дети «Зайчики» превращаются в ребят. Берут Колобка и возвращают его Бабушке.
Воспитатель:
- Спасибо вам ребятки, за то, что вы помогли колобку вернуться домой.
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним наше путешествие.
Подводиться итог НОД, дети отвечают на вопросы:
В какой сказке побывали?
Кто повстречался на пути?
Что делали с зайчиком?
Что делали с волком?
Что делали с мишкой?
А с лисой?
Воспитатель:
- Ой, ребята, пока мы с вами разговаривали, бабушка испекла нам угощение.
(детям раздается угощение)
Под музыку дети уходят из - зала.