Ники лауда рассказал о том,как будущая жена спасла ему жизнь. «Было так приятно, что я понял – я умираю»


Кажется, наступил расцвет кино об автогонках. Только что с широкого экрана сошел “Сенна”, а ему на смену уже идет “Гонка”. На этот раз в сюжете два патологически упорных персонажа: Ники Лауда и Джеймс Хант, и человеческая природа дает зрителю пищу для размышления. Это работа студии Working Title, создавшей “Сенну” (а еще из последнего - “Шпион, выйди вон!”): режиссер Рон Ховард (“Аполлон 13”, “Фрост против Никсона”, “Игры разума”) и сценарист Питер Морган (“Сделка”, “Королева”, “Проклятый Юнайтед”). Понимающего кинофаната такая перспектива не может не заинтересовать. А для тех, кто любит автогонки, это просто завод Evian посреди Сахары. Но Питер Морган сразу предупредил, что “Гонка” - фильм не про “Формулу-1”.

“Я рассматриваю «Формулу» исключительно с точки зрения драмы человеческих отношений, - говорит он мне в перерыве между кастингами на роли самого известного покровителя Ханта, лорда Хескета, и легендарного капитана команды Hesketh Баблза Хорсли. - Это будет фильм о людях, а не о спорте. Знаете, что у меня сразу спросил Берни Экклстоун? «Надеюсь, это будет фильм не о “Формуле?”» «Нет, - ответил я. - Это фильм о двух людях». И он сказал: «Вот это хорошо». Ему очень понравилось, что я пишу о великом соперничестве, столкновении разных взглядов, мировоззрений и философий”. Удивительно, что так долго не удавалось начать проект, ведь персонажи очень интересные. Англичан, конечно, интересует Джеймс Хант, чемпион мира 1976 го­да. Личность темная и загадочная, с неутолимыми амбициями, Хант был красив, атлетически сложен, закончил частную школу, обожал дразнить истеблишмент (и занимался этим всю жизнь). В 17 лет он ни с того, ни с сего заявил измученным родителям: “Можете больше не переживать, я возьмусь за ум. Я собираюсь стать гонщиком. И буду чемпионом мира”.

1. Лауда едет на пит-лейн после победы в Монако, 1976
2. Хант, Джонс и Эртль любуются видами на Гран-при США, 1976

Несмотря на то, что Хант был из богатой семьи, денег у него не было, и отец из принципа отказался дать ему в долг. Он пробивал себе путь жестокой экономией, вцеплялся зубами в любой шанс и шел напролом. С кузовных гонок он пере­шел в “Формулу Форд”, потом в “Формулу-3” и, наконец, вопреки всему попал в “Формулу-2”. Его команда Hesketh Racing существовала тоже вопреки всему. Ее владельцем был цветущий лорд Хескет, молодой любитель вечеринок, который носил Rolex, инкрустированный бриллиантами, летал на частном вертолете Jet Ranger и курил невероятно толстые сигары. Хескет называл Ханта суперзвездой и в конце концов занялся “Формулой-1” по совершенно безумной причине: раз команда отвратительно выступает в “Формуле-2”, почему бы не потратиться и на “Формулу-1”? Результаты, может, лучше и не будут, зато это гораздо шикарнее. “Люди делают деньги, чтобы их копить. А я делаю деньги, чтобы их тратить”, - говорил он.

1. Ники Лауда на Нюрбургринге перед аварией, 1976
2. Хант недоволен дисквалификацией на испанском Гран-при, 1976. Позже победу ему вернули
3. Джеймс Хант в полете на Нюрбургринге, 1976. Он победил

Команда Хескета одержала славную победу в Гран-при Голландии в 1975 году, и тут деньги кончились. Когда Эмерсон Фиттипальди в последний момент бросил McLaren ради неудачливой команды своего брата Уилсона, Хант подписал контракт с McLaren на сезон 1976 года. Это был нелегкий союз, не в последнюю очередь из-за того, что Хант отказался от условия носить костюм на спонсорских приемах. Тем не менее это сотрудничество обеспечило на редкость зрелищный сезон с почти неправдоподобным голливудским хеппи-эндом.

Тогда же от Ханта ушла жена - роскошная модель Сюзи. Ушла к актеру Ричарду Бертону, хотя пос­тоянные гулянки и кочевой образ жизни сыграли тут не последнюю роль. Хант отличался исключительным здоровьем, хотя дымил, как паровоз, и любил выпить, но был так издерган, что перед гонкой его обычно выворачивало. К тому же он мог быть невыносим, в чем сам открыто признавался. Он напоминал рок-звезду: за ним всегда ходила свита подхалимов и готовых на все поклонниц. Он отрывался, как будто жил последний день, главным образом потому, что знал: в автогонках любой день может стать последним. И все же в том году он победил шесть раз за рулем болида McLaren M23, а его дуэль с пилотом Ferrari Ники Лаудой стала легендой. Теперь о ней сняли большую картину.

Столкнувшись с Лаудой, Реггациони поставил Ханта на два колеса, Брендс-Хэтч, 1976

В автогонках, как и везде, к мертвым относятся с приторным почте­нием. Лауда жив, но он подходил к смерти так близко, насколько это возможно. Наверное, если бы он умер, мы думали бы о нем с большей нежностью. Он жесткий человек - это подтвердит всякий, кто работал с ним или брал у него интервью. Они с Джеймсом даже вместе снимали квартиру в 1971 году, но когда их карьеры пошли в гору, дружба перешла в соперничество. Лауда стал чемпионом мира в 1975 и 1977 гг. в составе Ferrari. Потом в 1979-м ушел из “Формулы” и успешно занялся авиаперевозками, но потом вернулся и снова завоевал титул, выступая за McLaren, в 1984 году.

За это время он успел увести свою первую жену Марлен Кнаус у немецкого актера Курта Юргенса. А в блестящей автобиографии “В ад и обратно” пишет, как обставил Энцо Феррари во время переговоров по контракту на сезон 1976 года.

И вот эта авария. В 1975 году Лауда первым прошел Нюрбургринг меньше чем за семь минут: 6,58 - поразительный результат! “Контраст между современным гоночным болидом и трассой каменного века был так велик, что жизнь каждого пилота была буквально в его руках”, - писал он, хотя прошел круг исключительно быстро. Он потом даже предложил пилотам бойкотировать трассу. Но никто не согласился. Он разбился на Гран-при Германии в 1976 году (в том сезоне он лидировал) - в быстром левом повороте перед Бергверком сломалась задняя подвеска.

Лауда на Нюрбургринге, 1976. Он разобъется на втором круге

Его болид выкатился под колеса Бретту Лангеру и взорвался. Другой пилот, Артуро Мерцарио, нырнул в пламя и отстегнул пряжку ремней. Страшно читать воспоминания Лауды о той аварии, из-за которой он оказался на пороге смерти и о которой получил память на всю жизнь. “Репортеры хотят, чтобы я вернулся туда, совершил какой-то ритуал, - пишет он. - Но если я действительно вернусь на это место, скорее всего они услышат от меня: «А, вот где я поджарился!» – и уйдут, думая, что за бездушный ублюдок, этот Лауда”. Бездушный ублюдок, который чуть ли не через шесть недель снова сел за руль болида…

«ЛАУДА ПОДХОДИЛ К СМЕРТИ ТАК БЛИЗКО, НАСКОЛЬКО ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОСТИТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ»

Питер Морган, который подружился с Лаудой и его семьей, видит его иначе. “Он бесцеремонный человек, не терпит дураков, но на самом деле он многого не показывает. И вот что важно для фильма, - говорит он. - Лично мне его прямота симпатична. Когда Рон Ховард прочел сценарий, он сказал: «Пит, Ники у тебя получился просто кремень». А я сказал: «А ты попробуй, вложи в его слова душу». И персонаж сразу оживает. Дело в том, что ты не можешь написать ему слишком много слов, потому что он неразговорчив. Но это не значит, что его роль неинтересно писать. Это отличное упражнение на краткость и выразительность”.

Ханта, говорит он, труднее поймать: “По духу и темпераменту он был сложным человеком: возможно, самым большим достижением Джеймса была широта его разгула”. Но сюжет выигрывает от противостояния внутри этой пары.

Хант впереди Лауды на Гран-при Великобритании, Брендс-Хэтч, 1976

“Ники никогда не чувствовал угрозы со стороны Джеймса-пилота. Он знал, что если Джеймс и обгонит его один раз, то он сумеет отыграться раз десять, - замечает Питер. - Но соперничество возникло яростное, и Лауда восхищался Джеймсом, его способом получать удовольствие от жизни. Иногда самая большая удача - непримиримый соперник. Сенна и Прост выразили себя в своем соперничестве. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. Бьёрн Борг и Джон Макинрой... То и дело появляются два чудесных таланта, два человека, которым, кажется, на роду писано быть соперниками”.

“Я бы взялся за сценарий, даже если бы это были просто двое актеров на сцене и звуковое оформление”, - говорит он. И добавляет, что “Гонка” будет захватывающим зрелищем. “Надеюсь, нам удастся то, что не удавалось еще никому. Это будет великолепный фильм”.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ, МЭТТ МАСТЕР

В это воскресенье, 18 июня, знаменитому «Зелёному аду» исполняется 90 лет – в 1927 году на трассе Нюрбургринг прошла первая гонка. Мы собрали в одной публикации несколько видео и фактов, отражающих суть этой трассы в полной мере – гонки, рекорды круга и, конечно, аварии.

Ф ормула-1 пришла на Нюрбургринг уже во второй год своего существования – в 1951 году на трассе, проложенной в лесистых горах Эйфель возле Нюрбурга, прошло первое Гран-при Германии. Свою славу «Зелёного ада» (эпитет прилип к трассе с легкой руки Джеки Стюарта) Нюрбургринг получил в 1970-х, когда скорости возросли настолько, что перепады высот и кажущиеся совершенно непредсказуемыми радиусы некоторых поворотов 28,3-километрового кольца стали приводить к жесточайшим авариям, самая известная из которых – авария Ники Лауды 1 августа 1976 года.

Посмотрите видео – благодаря замедленным повторам на вираже Бергверк мы видим коварство Нюрбургринга во всей его красе – даже «пилот-компьютер» Лауда на смог «отловить» свою Ferrari после срыва задней оси. Самое удивительное, что Лауда, получивший страшнейшие ожоги, но вытащенный из болида другими пилотами, пропустил всего пару гонок и уже в сентябре того же года вернулся в кресло гоночного болида. А мог стать очередной жертвой «Зелёного ада», унёсшего к тому моменту жизни 131 пилота. Вот как был воссоздан этот эпизод в фильме Rush 2013 года, рассказывающий о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта.

Череда аварий в 1970-х привела к тому, что Гран-при Германии было перенесено на более современный и безопасный Хоккенхаймринг. Впрочем, в 1980-х Нюрбургринг прошёл модернизацию – и в 1985-м Королевские гонки вернулись в окрестности Нюрберга. Но не в леса Эйфеля, на так называемую Северную петлю (Nordschleife), составляющую большую часть трассы (22,8 из 28,3 км), а на маленькую Sudschleife, Южную петлю, где Гран-при долгие годы проводились, чередуясь год от года с гонкой в Хоккенхайме. А Нордшляйфе стала вотчиной автомобильных компаний, испытывающих дорожные автомобили, а также разнообразных гоночных серий, во время заездов которых «Зелёный ад», как и прежде, показывает свой характер.

В 2015 году этот Nissan GT-R Nismo GT3 в ходе гонки «VLN Endurance» улетел прямо в толпу зрителей, пострадало несколько человек, один погиб. После этого скорость в вираже Flugplatz была ограничена, а заезды на скорость круга приостановлены до 2016 года. Но аварии не прекратились: спустя год после инцидента с GT-R на гонке «24 Hours of Nurburgring» не повезло пилоту на Mercedes AMG GT3 – эта трасса не прощает даже мельчайших неполадок в работе тормозов или минимальных ошибок на торможении. Но в этот раз, к счастью, обошлось без жертв.

Несмотря на свою опасность, Нюрбургринг многие годы притягивает к себе гонщиков-любителей. Собственно, сейчас это не просто автодром, а целый туристический центр с обширнейшей инфраструктурой. Существует расписание трек-дней, в течение каждого из которых любой желающий, имеющий автомобиль и шлем, за сумму от 400-500 евро может «нарезать» по легендарной Нордшляйфе. Есть услуга прокатного автомобиля и инструктора. Юридически же эта трасса, петляющая по лесистым холмам и имеющая ряд коварных виражей и далеко не идеальный асфальт – всего лишь кусок автобана, где вы предоставлены сами себе. Вся ответственность – на вас. При этом каждый повреждённый метр ограждения обойдётся вам в сумму порядка 500 евро. Одним метром точно не обойдётся, но владелец этой BMW 1-Series по меркам Нюрбургринга отделался вполне бюджетно.

Ситуация показательна: «Зелёный ад» заманивает в свои объятья постепенно, дразня адреналином, раскручивая перед вами всё новые живописные петли полотна и даже давая обгонять чуть более осторожных соперников. Вот пилот белого Renault Megan RS удачнее впередиидущего преодолевает небольшой подъём и устремляется на обгон, но цепляет траву левыми колёсами и через секунду… Как и в предыдущем случае, пилот остался жив – лишь сломал руку и порезался стеклом.

Отметим, что коварность этой трассы не только в сложных виражах и протяжённости, затрудняющей запоминание, а и в самом покрытии: оно мало того, что изобилует кочками, так ещё и прорезинено несколькими поколениями пилотов – с «нуля» его не перестилали много лет! И вроде бы это благо, «держак» по сухому действительно хорош, но вот в дождь этот «резино-асфальт» превращается почти в лёд… Можно без труда найти видеокомпиляции, описывающие целый год (или даже несколько) из жизни «Зелёного ада» — например, в следующем видео мы можем посмотреть, как «убирались» на Нюрбургринге гонщики-любители в 2013-2015 годах.

Тут впору вспомнить, что вообще-то изначально Нюрбургринг был мотоциклетной трассой – та самая первая гонка, 90-летие которой отмечается 18 июня, проходила на мотоциклах, а автомобили гонялись здесь только на следующий год. Сказать, что для мотоциклетного гонщика, даже суперопытного, Нордшляйфе представляет собой проблему – не сказать ничего. Смотрите сами.

Ну а как следует познакомиться с трассой (помимо, конечно же, визита на неё) нам помогло бы одно из видео рекордных заездов – как известно, производители постоянно сражаются друг с другом за быстрейшее время на Нюрбургринге. Но мы считаем, что атмосферу автодрома куда полнее передаёт следующий ролик: пилот на Ariel Atom отлично знает трассу, совершает целые каскады обгонов, пару раз «закусывается» с 600-сильным Corvette Z06, а в конце остаётся с совершенно пустым баком – словом, жжёт на полную!

Сегодня Нюрбургринг переживает не лучшие времена – несмотря на бешеную популярность и совершенно культовый статус, финансовое положение автодрома долгие годы оставляло желать лучшего. В 2010-е годы трасса несколько раз перепродавалась, а в 2016 году снова покинула календарь Формулы-1 (впрочем, как и Хоккенхаймринг годом ранее). Причем очередным её покупателем мог бы стать Берни Экклстоун, босс Формулы-1 (ныне уже бывший), который мог бы вернуть её в Королевские автогонки, но этого не случилось – не сошлись в цене. Нынешние боссы Нюрбургринга заключать контракт с руководством F-1 не спешат.

Таким образом, формульная история трассы ныне в прошлом, но над ней по-прежнему слышен рёв моторов: трек-дни для любителей, гоночные серии, рекордные заезды для топовых автопроизводителей. Нынешние дорожные гиперкары выезжают на Нюрбургринге из семи минут (один из последних рекордов, поставленный на Lamborghini Huracan Performante, ), однако последний гоночный рекорд в 7:00,8 минуты, был поставлен тогда, когда Нордшляйфе была на пару миль длиннее, чем сейчас – в 1974 году, тем самым Ники Лаудой.

Ники Лауда - легендарный автогонщик из Австрии. Чемпион Формулы-1. После окончания карьеры гонщика стал комментатором и директором гоночной команды.

Ранняя карьера

Австрийский гонщик родился 22 февраля 1949 года. С раннего детства увлёкся автомобильными гонками. Став совершеннолетним, гонщик купил место в команде March, которая считалась одной из самых успешных команд Формулы-2. Родителям не понравились намерения сына, они отказались оказывать ему финансовую помощь. Но выдающиеся результаты позволили молодому пилоту пробиться в Формулу-1.

Формула-1

В 1971 году он дебютировал в Формуле-1 в составе команды March. Однако их автомобили оказались недостаточно мощными для конкурентной борьбы в гонках. Ник отдал последние деньги на вступление в команду BRM. Он сумел показать себя, но и этого оказалось недостаточно. Гонщик погряз в долгах и даже думал о самоубийстве. Но его бывший напарник по команде порекомендован Ника команде Ferrari. В скором времени начальник Ferrari пригласил пилота в команду.

В первой же гонке австриец оправдал надежды и пришёл к финишу вторым. На четвёртой гонке он сумел завоевать свою первую победу, которая стала для команды большой неожиданностью. За первый сезон гонщик показал блестящие результаты и тем самым завоевал доверие среди команды. В 1975 году автогонщик выиграл множество гонок, несколько раз поднимался на подиум. Все эти победы сделали его чемпионом мира.

Авария

В следующем сезоне он продолжал побеждать, выиграл почти все гонки. Но вскоре, на очередном Гран При в Германии, пилота ждала неудача. Сразу после старта Ники потерял управление, автомобиль врезался в ограждение, а двигатель загорелся. Затем в него врезался ещё один участник, Ники оказался зажат в пылающей кабине. Его с трудом смогли вытащить оттуда, и немедленно отправили в госпиталь. Ожоги были настолько сильны, что австриец впал в кому.

Возвращение

Оправившись после жутких ожогов, он вернулся в Формулу. Но до прежних успехов ему было далеко. На Гран При Японии пилот прекратил участие в гонке из-за плохих погодных условий. Это окончательно испортило его репутацию в команде. В последнем сезоне он стал чемпионом, после чего перешёл в Brabham. В 1978 году он выиграл две гонки и по итогам чемпионата стал четвёртым. В следующем году из-за ненадёжности болида смог набрать всего лишь несколько очков. После чего решил сделать перерыв.

Около четырёх лет Ники занимался бизнесом. В конце 1982 года его пригласили на тесты команды McLaren. Он отлично показал себя и обеспечил себе место. Показывал неплохие результаты, а в 1985 году выиграл свой третий чемпионский кубок. На этой ноте пилот решил завершить свою гоночную карьеру.

Andreas Nikolaus Lauda более известный как Ники Лауда - австрийский гонщик и трёхкратный чемпион мира в гонках класса Формула 1. Впоследствии спортивный менеджер, комментатор немецкого телеканала RTL, эксперт по гонкам. Завоевал два титула выступая за Феррари, третий - выступая за Макларен, между первым и последним титулом прошло девять лет, больше только у Михаэля Шумахера - десять.

В 1976 году получил сильные ожоги в результате страшной аварии. В том сезоне он боролся за титул с , про их соперничество снят фильм "Гонка" (Rush).

Эта авария случалась на Нюрбургринге в 1976 году. На втором круге гонки, машина Ники сорвалась с траектории (неисправность задней подвески, предположительно), ударилась в ограждение и загорелась... Болид оказалася на пути ехавшего сзади Брета Ланджера, который на большой скорости врезался в Лауду. Ланджер смог быстро выбраться, но Лауда оказался зажат обломками. Ланджер вместе с подъехавшими к месту аварии Артуро Мерцарио и Гай Эдвардсом пытались достать Ники из кокпита, но к сожалению они смогли сделать это не сразу. Лауда получил существенные ожоги головы и кроме того он некоторое время вдыхал токсичные продукты горения. Гонщик постоянно был в сознании и даже пытался встать после того как его извлекли из болида, но в больнице впал в кому, врачи сомневались в том, что он выживет, но Лауда выжил, и вернулся в гонки пропустив лишь два этапа!

В последней дождевой гонки сезона 1976 в , после первых двух кругов гонки, Лауда остановил машину в боксах, объяснив это тем, что продолжать гонку в подобных условиях слишком опасно. К последнему Гран При он был лидером чемпионата и опережал Ханта на три очка... В результате, Джеймс Хант, который за две пропущенные Лаудой гонки успел вплотную подобраться к австрийцу в чемпионате, завоевал титул, обогнав Лауду лишь на одно очко - финишировав третьим. Решение Ники серьёзно испортило отношения с командой, но их сотрудничество было продолжено и завершилось только после второго титула Лауды в 1977. Ниже представлен обзор того Гран При.


Ники Лауда и Джеймс Хант - 1976 год

Лауда родился в Вене в достаточно богатой семье. Он рано увлёкся автогонками и его карьера началась в европейской серии «Мини», затем была Формула Ви, серии Порше и Шеврон. Семья Лауды отказала в финансовой поддержке, так как не разделяла увлечение гонщика, и для развития карьеры Ники взял кредит в банке. И в 1971 году купил себе место в команде Марч, которая на тот момент выступала в Формуле-2. После успешных выступлений, талант Лауды был замечен и он был приглашён в Формулу-1 (команда Марч выступала в двух сериях сразу). Сезон 1972 года был провальным, но Лауда не отчаялся и взял ещё один кредит купив себе место в команде БРМ на сезон 1973 года. Он был достаточно быстр, но команду преследовали неудачи.

В 1974 году, партнёр Лауды по команде БРМ Клей Регаццони перешёл в Феррари, и положительно высказался о Ники перед её владельцем Энцо Феррари. Феррари подписала с Лаудой контракт. Это был первый сезон, когда Ники стали платить достаточную сумму, чтобы он мог расплачиваться со своими долгами.

В 1979 году Ники объявил о завершении карьеры гонщика и в 1980 организовал свою авиакомпанию Lauda Air, которая занималась чартерными рейсами. В 1982 он вернулся в Формулу-1, пропустив два сезона, и вышел на старт за команду Макларен, в которой завоевал свой третий титул в 1984, опередив в борьбе за титул всего на пол очка. Судьба чемпионата решилась в сезона, когда для победы, Лауда должен был финишировать вторым, что он и сделал.


После очередного, на этот раз окончательного завершения карьеры, Ники продолжил заниматься авиакомпанией, затем продав контрольный пакет акций организовал новую компанию - Niki. В 2001-2002 годах занимал должность спортивного директора команды Формулы-1 Ягуар, но команда не смогла добиться серьёзных результатов. Затем комментировал гонки в эфире немецкого телеканала RTL. Он считается экспертом, а его высказывания достаточно широко цитируются прессой.

В 2008 Лауда принял участие и выиграл гонку BMW M1 Procar Series. А за период с 1976 по 1986 год написал 4 книги об автоспорте и своей карьере.

После аварии на Нюрбургринге в 1976, отличительным атрибутом одежды Лауды стала "кепка", которую он носит и по сей день, продавая на ней рекламу Parmalat, Viessmann, а с 2011 года - Aabar.

Считанные дни остаются до мировой премьеры нового фильма Рона Ховарда Rush, повествующего о борьбе за титул между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года. Перед выходом картины в прокат журналисты британской газеты The Telegraph встретились с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой, чтобы обсудить впечатления от фильма и жизнь после печально известной аварии на Нюрбургринге в 1976 году.

В фильме Rush показан молодой Лауда, целеустремленный и прагматичный. За выступающие вперед передние зубы, Ники прозвали «Крысой», но он никогда не обижался – ему всегда было всё равно, как он выглядит.

«Тогда моим спонсором была компания Marlboro, – рассказал Лауда. – Они приклеили к моему визору наклейку с надписью The Rat. Маркетолог подумал, что это из-за моих зубов…

Когда я вернулся после аварии, окружающие были шокированы моей внешностью. Это меня огорчало. Я думал, что с их стороны невежливо не скрывать негативные эмоции при виде меня. Посмотрев фильм, я увидел ситуацию иначе – глазами тех, кто смотрел на меня. Это помогло мне понять, почему люди были шокированы.

Увидев меня первый раз после аварии, моя жена потеряла сознание, так что я предполагал, что всё плохо. По мере того, как я старел, шрамы потерялись в морщинах, да и, в конце концов, ко всему привыкаешь.

Я перенес только операцию на глазах. Пластическая хирургия – это скучно и дорого. Единственное, что она могла мне дать – это другое лицо. Операция на глазах была нужна, чтобы вернуть зрение, а на остальное я не обращаю внимания.

Мне всегда предлагали пластическую операцию. Видите штуку у меня на лице? Это сделал бразильский хирург Иво Питанги. В те времена он был самым известным пластическим хирургом. Он хотел сделать всё и спросил меня: «Вы ненормальный? Почему вы не хотите сделать пластическую операцию?» Мне просто не нравилось, как всё это выглядело. Он посмотрел на меня, рассмотрел мое лицо и сказал: «Я не закончил свою работу. Что вы думаете о глупых женщинах, которые постоянно делают пластические операции». Я ответил: «Не знаю, задайте мне этот вопрос лет через десять».

Мне кажется, это плохо: если вы что-то изменили, пластика сразу становится заметна. Мне не нравится, когда женщины делают пластические операции – это означает, что их не устраивает их прежняя внешность. Раньше окружающие часто интересовались тем, как я выгляжу, и я мог ответить, что попал в аварию. Я не могу смириться с мыслью, что некоторые люди что-то меняют в своей внешности, хотя не попадали в аварии – я не выношу пластическую хирургию! У вас должен быть достаточно сильный характер, чтобы справиться с проблемами с внешностью, и вы должны найти в себе силы полюбить себя таким, какой вы есть. Жизненный опыт многому меня научил. Мне кажется, до аварии я был гораздо менее харизматичным».

В фильме Rush Ники Лауда и Джеймс Хант изображены непримиримыми соперниками, которые, в конце концов, проникаются уважением друг к другу.

«Мы были друзьями, – заявил Лауда. – Я знал Джеймса до Формулы 1. Наши пути постоянно пересекались. Он был весьма конкурентоспособным и очень быстрым парнем. У нас много общего. Я уважал его на трассе. Он никогда не делал глупостей, так что можно было проехать в двух сантиметрах от его машины.

Мне нравился его образ жизни. Я был немного похож на него. Я не такой серьезный, каким показан в картине. Впрочем, я был гораздо более дисциплинированным, чем он. Я никогда не пил перед гонкой. Конечно, после финиша это случалось. Каждая гонка могла стать для меня последней. Сейчас всё изменилось, а тогда было гораздо сложнее. После каждой гонки, в которой нам удалось выжить, мы устраивали вечеринки. Это были другие времена. После гонки мы могли выпить по пиву с соперниками, а потом распрощаться. Это не было дружбой, но с Джеймсом сложились совершенно другие отношения, он был другим.

Может ли в Великобритании появиться новый Джеймс Хант? Нет. Сегодня жизнь гонщиков изменилась. Гонки стали максимально безопасными. Последним на трассе погиб Айртон Сенна, это произошло 19 лет назад, и с тех пор мы добились огромного прогресса. Сейчас ничего не происходит. Всё не так. Теряется ли интерес из-за этого? Возможно. Впрочем, Льюис Хэмилтон отлично провел недавнюю гонку. Он отличный парень, у него сильный характер.

Мы с Хантом во многом были диаметрально противоположными, но оба стремились к победе. Жаль, что его сегодня нет с нами. Впрочем, у него были сложные времена. Он четыре года воздерживался от крепких спиртных напитков, но затем с ним случился сердечный приступ. Джеймс умер слишком рано, слишком молодым. Мне хотелось бы, чтобы он тоже увидел этот фильм. Это было бы здорово!»

Завершив карьеру в 1985 году, Ники Лауда основал компанию авиаперевозок – Lauda Air. После нескольких лет успеха, ее пришлось закрыть из-за авиакатастрофы в Таиланде, в результате которой погибло 223 человека.

«Авиакатастрофа Boeing 767 стала ужасным событием, – продолжил Лауда. - Я многое пережил и понимаю, что нельзя контролировать будущее, поэтому не переживаю. Всегда можно научиться преодолевать трудности. При этом я всегда был решительным человеком. Однако я начал карьеру в автоспорте не из-за этого. В Формуле 1 надо контролировать машину и искать пределы своих возможностей. Именно ради этого все гоняются – хочется чувствовать скорость и машину, и понимать, что все под контролем. В мои времена слишком агрессивное поведение на трассе могло обернуться гибелью. Граница тонка, и надо найти баланс, чтобы остаться в живых.

Испытывал ли я когда-нибудь страх? Нет. У меня было много успехов и неудач, но я никогда не боялся. Несмотря на аварию, у меня никогда не было желания оставить автоспорт – я знал ситуацию и понимал риски. Меня спрашивали, хотел ли я продолжить карьеру. Я всегда отвечал да. Я хотел понять, смогу ли я вернуться в Формулу 1.

Та авария меня не удивила – все эти годы я видел, как умирали гонщики прямо у меня на глазах. Даже два моих сына от первого брака не повлияли на мое желание остаться в гонках. Я был предельно сосредоточен и продолжал гоняться. Теперь я снова женат и у меня двое близнецов – мальчик и девочка».

В сентябре 2009 года у трехкратного чемпиона родились Макс и Миа от второй жены, бывшей стюардессы бюджетной авиакомпании FlyNiki.

«Я встретил Бриджит на вечеринке и сразу влюбился, – признался Ники. - Это был один из тех случаев, когда увидев кого-то, вы понимаете, что влюбились. Она сразу же привлекла мое внимание из-за сапог: они на плоской подошве в стиле хиппи. На той вечеринке все остальные девушки носили обувь на высоком каблуке. Затем я узнал, что Бриджит работает в моей компании.

После развода в 1991 году я поддерживаю отношения с первой женой. Марлен – часть моей жизни. Она живет в нашем доме на Ибице. Моя старая и новая семья часто встречаются. Недавно мы втроем ходили в ресторан – Марлен, Бриджит и я. Марлен – потрясающая женщина, она счастлива, когда все вокруг счастливы. Несмотря на развод, мы остались друзьями. Ничего не изменилось. Более того, Бриджит тоже стала ее подругой».

Сам Лауда сейчас живет в окрестностях Вены. На вопрос, не чувствует ли он искушения погоняться на улицах, он ответил: «Нет. Но когда меня останавливает полиция за небольшое превышение скорости, я всегда отвечаю, что не могу без этого. Это в моей крови. Они либо смеются, либо наказывают меня».