Игра в древней греции подобная футболу. История возникновения футбола


История не знает ни года, ни места рождения футбола . Но этот «пробел» говорит только в пользу самого футбола — свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и о популярности ее у многих народов земного шара…

С очень давних пор интересовал людей вопрос: кто же изобрел эту игру? Археологические раскопки убедительно доказали, что некий «предок» футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи.

Историки утверждают и то, что игра в мяч ногами была любима китайскими воинами за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции.

Итак, футбол — одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Но конечно же ее наиболее древние разновидности, такие, как, скажем, римский «гарпастум» или грузинская «дело», воспетая Шотой Руставели, значительно отличались от игры, которая в XX веке завоевала всемирное признание.

Самый древний источник – это летописи династии Хань, что в Древнем Китае. Им более 2000 лет. Игра с пинанием мяча Тсу Чу (также может встречаться написание Тсу’Чу или Тсу-Чу) появилась в Древнем Китае уже к 250 году до Рождества Христова.

Китайские женщины играют в футбол

«Тсу» означает «бить по мячу ногами», а «Чу» — можно перевести как «кожаный набитый мяч». Согласно записям, в эту игру обычно играли, отмечая день рождения Императора.

Голом в Тсу-Чу считалось попадание мяча в сеть через небольшое отверстие. Сеть фиксировалась вертикально-стоящим бамбуковым тростником. Учитывая то, что отверстие было около 30 – 40 сантиметров диаметром (1 фут) и находилось на высоте 9 метров (30 футов) над землей, для игры требовалось определенное мастерство.

Марка изображающая Tsú-Chú. Выпущена в Арабских Эмиратах, на ней видны ворота из шелка с отверстием в центре.

Во времена династии Цин (255 – 206 года до н.э.) разновидности Тсу-Чу специально обучались солдаты. Во времена династии Хань (206 до н.э – 220 н.э.) в Тсу-Чу играли уже повсеместно. Трактаты по военному искусству того времени содержат описание комплекса физических упражнений, называемых Тсу-Чу.

Эти упражнения включали в себя занятия с кожаным мячом, наполненным перьями и шерстью. Были и похожие на Тсу-Чу игры, целью которых было не дать противнику забить гол, для чего разрешалось использовать все части тела, за исключением рук.

Не отстает и Япония – похожую игру в мяч здесь играли около 1400 лет назад. По историческим данным, между 300 и 600 годами от Рождества Христа, японцы изобрели игру, названную Кемари (или Кенатт). В нее играло до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками.

Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. Поле для игры в Кемари называлось Кикутсубо. По традиции, Кикутсубо было прямоугольной формы с молодыми деревьями, посаженными в каждом из углов поля. Классическая версия отличалась использованием четырех разных видов деревьев: вишни, клена, ивы и сосны.

У японцев был даже специальный сленг для Кемари. При введении мяча, игрок кричал «Арийаааа!» (Поехали!), а во время паса партнеру — «Ари!» (Вот!).

Промежуток между 10-ым и 16-ым веками стал Золотой Эрой Кемари. Игра распространилась среди низших классов, стала музой для поэтов и писателей. В японском эпосе утверждается, что один из императоров, вместе со своей командой продержали мяч в воздухе более 1000 ударов. Поэты писали что мяч «как будто остановился и завис в воздухе». Впоследствии тот мяч был спрятан, а император лично присвоил ему высокий придворный титул.

Около 13-14 века для игры начали использовать специальную одежду. Игроки в Кемари носили яркую, похожую на хитатарэ, форму с длинными рукавами.

В Кемари играют и сегодня. Большей частью это японские энтузиасты, желающие сохранить Традицию.

Самые ранние из обнаруженных в Центральной Америке игровых площадок игры с мячом Пок-А-Ток («Paso de la Amada» в Мексике) датируются 1600 лет до н.э. Площадка на Пасо де ля Амада поддерживалась и разрасталась на протяжении 150 лет. Она представляла собой 80-метровое ровное узкое поле, обнесенное возвышающимися открытыми трибунами.

Ученые полагают, что эта отдельная площадка была частью целой сети похожих не нее сооружений, разбросанных по всей Мезоамерике. Исходя из рисунков на стенах и керамике, археологи полагают, что древний спорт Пок-А-Ток был похож на Тлачтли, игру, описанную в документах испанских Конкистадоров от 1519 года. Игровое поле имело форму буквы "I”

В две наклонные стены под прямыми углами были установлены три круглых плиты, называвшиеся «маркерами» (впоследствии осталось только одно каменное кольцо). Голом считался удар по маркеру или пронос мяча сквозь кольцо. Маркеры и кольца находились на высоте нескольких ярдов над землей (до 9 метров).

Игроки могли дотрагиваться локтями, коленями или бедрами только до маленького резинового мяча (10-15 см в диаметре). Гол был таким огромным достижением, что после него игра, зачастую, сразу заканчивалась.

Исследователи считают, что игры наподобие Пок-А-Ток’а были неотделимой частью политической, социальной и религиозной жизни цивилизации Мокайя (в переводе «люди кукурузы») — предполагаемые предки цивилизаций Ольмеков и Майя. Существовавшие тогда игры с мячом могли менять статус от простых оздоровительных мероприятий до состязаний с предельно-высокими ставками, где капитанам проигравших команд отрубали головы, а победители приобретали статус героев.

Во времена Ольмеков (примерно 1200 лет до н.э.) властители изображались как игроки в мяч, носящие кожаные шлемы. «Это могли быть шлемы одновременно и для спорта, и для войны», говорит уважаемый профессор антропологии: «В древние времена различий между великим игроком, великим воином и великим лидером практически не существовало». Между 900 и 250 годами до н.э. представители цивилизации Майя освоили Пок-А-Ток. А Ацтеки разработали его собственную версию в период с 1200 до 1521 года н.э.

Считается, что индейцы Северной Америки тоже имели свою игру с пинанием мяча, которая называлась «pasuckuakohowog», что означает «они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Игры проходили в начале 17 века на пляжах с воротами шириной полмили, находившимися на расстоянии мили друг от друга. В pasuckuakohowog, принимало участие до 1000 человек. Играли, зачастую, грубо и травмоопасно.

Игроки одевали всевозможные украшения и наносили на боевую раскраску, так что отомстить обидчику после игры было практически невозможно. Обычным делом считался перенос окончания матча на другой день и пышные празднества по его завершении.

Слабо известен Аскактук – игра, в которую играли эскимосы, и представлявшая собой пинание тяжелого мяча, наполненного травой, шерстью карибу [вид канадских оленей] и мохом. По легенде, две деревни однажды сыграли в Аскактук с воротами, расстояние между которыми составляло 10 миль.

В Австралии мячи делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из скрученных волос, описание правил игры не сохранилось.

В Древнем Египте игра с мячом была известна наиболее давно.

Всевозможные артефакты из египетских гробниц, построенных не позднее 2500 лет до нашей эры, свидетельствуют о том, что похожие на футбол игры существовали в тот период в этом регионе.

На картинке изображен льняной мяч, найденный в египетской гробнице. Для лучшего отскока, мячи также включали в себя кетгут, намотанный на сферу, после чего оборачивались в кожу или замшу. О египетских мячах известно очень мало. Историки считают, что во время «обрядов плодородия» в Древнем Египте, на полях били ногами завернутые в яркие ткани мячи с семенами.

В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях по крайней мере в 4 в. до н. э. Согласно преданиям, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже полярное сияние.

Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками и ногами. В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться.

Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии (National Museum of Archeology in Athens) изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием стоящему рядом мальчику.

Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов (European Cup trophy). Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Вначале мячи как и в Египте, делались из льна или шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали.

Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками.

Греческую игру Эпискирос позже переняли римляне , которые изменили её и переименовали в «Гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила.

Гарпастум (в переводе «игра маленьким мячом») оставался популярным в течение 700 лет. Играли в него относительно маленьким, но тяжелым мячом, похожим на фоллис или паганикус [мяч, набитый пухом].

В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В матчах принимало участие от 5 до 12 человек с каждой стороны. Игры проходили на прямоугольном поле с очерченными границами, разделенном на две равных половины центральной линией. Каждая команда должна была сохранить мяч на своей половине как можно дольше, в то время как противник пытался захватить его и пробиться на свою сторону.

Игра отличалась жестокостью. «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии.

За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». По свидетельству современника Древнего Рима, это описание гаспартума – игры отдаленно напоминающей футбол.

Важным правилом Гарпастума было то, что блокировать разрешалось только игрока с мячом. Это ограничение привело к развитию сложных комбинаций пасов. Игроки выработали специальные роли на поле. Вероятно, существовало множество уловок и тактических схем.

Ноги практически не использовались в Гарпастуме. Скорее имело место сходство с регби. Император Юлий Цезарь (который, предположительно, и сам играл) использовал Гарпастум для поддержания физической формы и боеготовности своих солдат.

Это римская мозаика из Остии. На ней видна "пила", прошитая на манер современных мячей. Учитывая то, что сцена изображает гимназию, это может быть также «паганикус» или тренировочный мяч [в тексте medicine ball].

Есть упоминания, что римские мальчики играли в мяч на улицах. Цицерон описывает судебное дело, в котором мужчина был убит при бритье из-за того, что в брадобрея попал мяч. Это вероятно первый исторически зафиксированный случай гибели человека при игре в футбол (по крайней мере в Европе, т.к. считается что в Мезоамерике проигравшие команды зачастую приносились в жертву богам).

Афиней (Atheneaus) писал о Гарпастуме: «Гарпастум, также называемый Фаининда, это моя любимая игра. Велики усилия и усталость, сопровождающие игру с мячом, жестокое скручивание и ломание шей». Отсюда слова Антифена: «Проклятье, как же болит шея».

Он описывает игру так: «Он хватает мяч, пасует его товарищу, одновременно уклоняясь от другого, и смеется. Он сует его другому. Товарища он поднимает на ноги. Все это время кричит толпа за границами поля. Далеко, прямо за ним, над головой, на земле, в воздухе, слишком близко, пас в кучу игроков»

Также считается, что римляне принесли Гарпастум на британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, незамысловатые игры с мячом там уже существовали. Существуют свидетельства о матче по Гарпастуму между римлянами и жителями Британии — бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Но даже несмотря на победу завоевателей, Гарпастум со временем исчез и очень маловероятно, что он мог дать толчок к дальнейшему развитию английского «футбола толпой» (mob football).

Но несомненно, именно римский гаспартум был непосредственным предшественником европейского футбола.

С распадом Римской империи эта игра осталась под другими названиями во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и многих других государствах, образовавшихся на её месте.

Игра в мяч Кальчо (Флоренция) появилась в Италии приблизительно в 16 веке. Пьяцца делла Новере (Piazza della Novere) во Флоренции принято считать колыбелью этого завораживающего спорта. Со временем игра стала называться «giuoco del Calcio fiorentino» (флорентийская игра ногами) или просто – Кальчо.

Первые официальные правила Кальчо были опубликованы Джованни Барди (Giovanni Bardi) в 1580 году. Аналогично римскому Гарпастуму, играли руками и ногами две команды по 27 человек. Голы засчитывались после перебрасывания мяча через обозначенные на периметре поля точки.

Изначально, Кальчо предназначалось для аристократов, которые играли в него каждый вечер между Богоявлением и Великим Постом (Epiphany and Lent). В Ватикане, Папы Клемент VII, Лев IX и Урбан VIII (Clement VII, Leo IX and Urban VIII) даже играли сами!

Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч».

Так как Кальчо с самого начала привлекало предприимчивых людей, оно имело влияние и на международном уровне. Директор одной из английских частных школ Ричард Мулкастер (Richard Mulcaster), в своем трактате о воспитании молодежи от 1561 года, вспоминает о британской версии «футбола толпы», появившейся под влиянием Кальчо. Кальчо было забыто почти на двести лет, пока не было возрождено уже в двадцатом веке.

Игры снова начали проводиться в тридцатых годах. Сейчас, ежегодно во Флоренции на Пьяцца Санта Кроче (Piazza Santa Croce) в третью неделю июня играются три матча. Современные правила позволяют использовать удары головой, руками, локтями и удушения, но запрещают подлые удары исподтишка и ногами в голову.

Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию , где она стала игрой придворных.

Самая популярная и жестокая английская версия игры в мяч называлась «футбол толпой» и проводилась между командами разных деревень в дни торжеств и праздников.

Футбол толпой был так популярен в Англии, что даже Шекспир упоминает его в своей "Комедии Ошибок" (Comedy of Errors):
«Да будто я такой дурак уж круглый,
Чтобы меня, как мяч, пинать ногой?
Оттуда гонит он, а вы — туда;
По крайней мере хоть обшейте кожей! (Уходит.)»

Итак, по свидетельствам современников, в 1565 году на улицах открыто Англии играли в футбол. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах.

Степень безумия характеризует то, что во время матчей живущие поблизости люди заколачивали окна своих домов. Обе «команды» пытались загнать мяч на центральную площадь вражеской деревни или играли против других районов своего города, собираясь на рыночной или главной площади.

Есть множество теорий о том как именно возник футбол толпой. Некоторые ранние его разновидности, такие как «Футбол на Масленицу» (Shrovetide football) имели довольно мутные правила, запрещающие только убийства людей. Одни легенды (города Дерби) рассказывают, что игра появилась в Британии примерно в третьем веке во время торжеств по поводу победы над римлянами.

Другие (Кингстона-на-Темзе и Честера) утверждают, что все началось с пинания отрубленной головы побежденного датского принца. Игра также могла быть языческим ритуалом, где мяч, символизировавший солнце, надлежало захватить и пронести над полями, что гарантировало хороший урожай.

Кроме того, имеются свидетельства (в Шотландии) о ранних матчах по регби, которые играли между собой женатые и холостые мужчины, вероятно тоже в качестве некого еретического обряда.

Возможно, футбол толпой появился в Англии во время Нормандского Завоевания. Известно, что похожая игра существовала в том регионе незадолго до появления в Англии. Точные истоки игры не могут быть указаны, но, судя по упоминаниям о запретах, она действительно доводила людей до крайнего исступления.

Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Тогда футбольных правил еще не существовало, поэтому игры заканчивались тяжелыми травмами игроков и болельщиков, нередко смертельными. Неудивительно, что многие ненавидели эту игру.

Существуют записи о неприятных и даже фатальных инцидентах, произошедших по вине футбола и толпы. Два случая, датированные 1280 и 1312 годами, описывают смертельные происшествия, ставшие следствием игры в футбол с ножом на поясе. Такие примеры, возможно, стимулировали разработку неписаных правил и принципов, но все они впоследствии уступили дорогу запретам.

Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II: «Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».

В 1365 настал черед Эдуарда III запретить «фьютбол» (futeball), ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам — от Генриха IV до Якова II.

Как вы, наверное, поняли, запрет на футбол вовсе не означал прекращение игры в него. В средние века, футбол толпой практиковался во многих странах Европы. В футбол играли невзирая на запреты;-)

На Руси тоже издавна существовали игры с мячом, напоминающими футбол. Одна из таких игр называлась “шалыгой”: игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. В. Г. Белинский писал, что “в играх и забавах русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств”.

Этот рисунок изображает жителей одного из городов Российской Империи, играющих в мяч.

На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр. Больше всех неистовствовал глава староверов-раскольников протопоп Аввакум, который яростно призывал… сжигать участников игр!

Однако многолетние попытки королей и царей пресечь эту “опасную” игру потерпели неудачу. Футбол оказался сильнее запретов, благополучно жил и развивался, приобрел современную форму и стал олимпийским видом спорта.

Футбол становится... футболом

К началу 17 века Карю из Корнуолла (Richard Carew) в своей работе Исследование Корнуолла (Survey of Cornwall) попытался внести несколько здравых идей, таких как запрет на атаки ниже пояса и пасы вперед. Эти нововведения, тем не менее, не получили широкого распространения и насилием продолжали наслаждаться.

Со временем в футболе появились правила: игрокам не разрешалось лягаться, ставить подножки, бить по ногам и ниже пояса. Тем не менее, силовые приемы и всевозможные потасовки считались тогда интересной особенностью футбола, за которую его и любили. Футбол будоражил кровь.

В 1801 году Джозеф Стратт в книге «Спорт и иное времяпрепровождение описал футбол: «Когда затевается футбол, играющих разбивают на две группы, так, чтобы в каждой было одинаковое количество игроков. Игру проводят на поле, где выставляют двое ворот на расстоянии восьмидесяти или ста ярдов друг от друга.

Обычно ворота — это две палки, врытые в землю на расстоянии в два или три фута друг от друга. Мяч — надутый пузырь, обтянутый кожей, — помещают посередине поля. Цель игры — забить мяч в ворота противника. Побеждает команда, первой забившая гол. Мастерство игроков проявляется в атаках на чужие ворота и в защите своих ворот.

Частенько случается, что, чрезмерно увлекшись игрой, соперники без церемоний пинают и нередко попросту сбивают друг друга с ног, так что получается куча мала».

Тогда же, в начале 19 века в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футбол первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб.

Моментом рождения того футбола, который мы знаем считается 1863 год. Тогда представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными).

До конца 19 в. английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890.

Старейшая киносъемка футбольного матча, 1897 год, Арсенал

Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судьи стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу и началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0.

С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904 по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА). В 1908 году футбол был включен в программу Олимпийских игр.

С тех пор футбол распространился по всему миру в таком виде, в каком мы его знаем и любим. Англия считается родиной футбола, и она действительно заслужила это звание. Прежде всего, за многовековую верность этому виду спорта. Несмотря ни на какие запреты.

Да, зародилась игра на Британских островах. Но там же в неё был привнесён первый элемент политики. На футбольной карте мира есть Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Многие шотландцы и валлийцы любят свои команды не за результаты, а лишь за то, что они являются символом хотя бы какой-то политической самостоятельности. И в наличии своей, отдельной от Англии, футбольной команды местные националисты видят первый шаг к независимости политической.

Тесно переплетён футбол с политикой в Испании . Знаменитый клуб "Барселона" является флагманом тех, кто борется за расширение автономии Каталонии. А "Атлетик" из столицы Страны Басков Бильбао и вовсе со дня основания связан с местным национальным, а то и националистическим движением. По политическим причинам в его составе все годы существования играли только этнические баски.

В Италии футбольно-политические предпочтения расколоты по признаку "левый клуб — правый клуб". Так, среди фанатов команд, носящих имя того или иного крупного города ("Рома", "Милан", "Торино") преобладают приверженцы левых взглядов. А их земляки, болеющие за "Лацио", "Интер" и "Ювентус", — в основном сторонники правых партий.

Когда правый политик и магнат Сильвио Берлускони покупал "Милан", он убил разом двух зайцев — спортивного и политического. Дон Сильвио и футбольные трофеи выиграл, и многих болельщиков, симпатизирующих левым, на свою сторону перетянул. Кстати, он — живое воплощение слияния политики и футбола. Когда шёл на парламентские выборы 1994 года, его лозунгом было: ""Милан" выиграл — и вы победите"! Да и название партии Берлускони "Вперёд, Италия!" — не что иное как клич итальянских тиффози.

Впрочем, не Берлускони первым политизировал итальянский футбол. До него это в 20-30-е гг. сделал диктатор Бенито Муссолини. Дуче был фанатом римского "Лацио", и в 1922–1943 гг. этот клуб играл с фашистской символикой на футболках. При этом вождь влезал и в дела других команд. Решением Муссолини "Интер" переименовали в "Амброзиану" — негоже, мол, в национальном государстве иметь клуб с таким названием. Только после войны миланский клуб вернул прежнее имя.

Перед Чемпионатом мира 1938 года Муссолини то ли в шутку, то ли всерьёз пообещал расстрелять игроков сборной, если те не выиграют "золото". Проверить серьезность его намерений не удалось: победа досталась именно представителям Апеннинского полуострова.

После Второй мировой войны политика продолжила проникать в футбол. В авангарде этого процесса на некоторое время оказался Советский Союз . На Олимпиаде 1952 года сборная СССР уступила команде титовской Югославии. Отношения двух стран были ужасными, Иосиф Сталин и его окружение называли руководство страны-соперницы не иначе как "кликой Тито".

В Москве то поражение признали политическим. Последовали оргвыводы. Был расформирован многократный чемпион СССР ЦДСА (базовый клуб сборной, предшественник ЦСКА). Ряд игроков и тренер Борис Аркадьев лишились звания мастеров спорта. К счастью, никого не посадили.

В начале 60-х гг. по части политизации футбола дважды отличились Никита Хрущёв и вождь Испании Франсиско Франко. В те годы между странами не было даже дипотношений. В 1960 году, по решению испанского каудильо сборная не приехала в Москву, чтобы сыграть четвертьфинальный матч Кубка Европы (впоследствии переименованного в Чемпионат Европы), и ей засчитали техническое поражение.

Когда же потом сборная СССР выиграла этот престижный турнир, Хрущёв прокомментировал событие так: "Это он [Франко] с позиции правого защитника американского империализма забил гол в свои ворота".

Спустя четыре года сборные СССР и Испании сыграли в финале розыгрыша того же Кубка. Успех сопутствовал испанцам. Штаб тренера Константина Бескова был разогнан. Нельзя, мол, проигрывать идеологическим противникам…

Не только в Европе политизировали футбол. Так, в 1969 году между центральноамериканскими государствами Гондурас и Сальвадор случилась пока единственная в истории "футбольная" война. Поводом послужил проигрыш гондурасцев в борьбе за путёвку на Чемпионат мира 1970 года.

С 14 по 20 июля на границе шли кровопролитные сражения. Победителей не было, стороны потеряли в целом шесть тысяч человек. Мирный договор был заключён только через десять лет.

Выделился по части политизации футбола и Иран . В 1979 году, сразу же после Исламской революции, аятолла Хомейни запретил сборной участвовать в международных турнирах. Иранские футболисты, бывшие одними из сильнейших в Азии, несколько лет ждали возвращения на мировую арену. В 1998 году их сборная, наконец, пробилась на Чемпионат и переиграла команду США. По случаю победы над злейшим политическим врагом в Иране был устроен национальный праздник.

Вернёмся в Европу. В 1974 году отличились власти ГДР. В тот год Чемпионат мира проходил в ФРГ, и команды двух Германий сошлись в мало что значащем матче. Восточные немцы забили единственный гол, который затем в ГДР долго показывали по телевизору в идеологических целях. То, что чемпионом мира стали западные немцы, а автор восточногерманского гола Юрген Шпарвассер перебежал в ФРГ, выставило создателей "футбольно-идеологического клипа" в крайне нелепом виде.

В апреле 1990 года матч чемпионата Югославии между белградским "Партизаном" и загребским "Динамо" перерос в межнациональное побоище сербов и хорватов. Многие политологи считают, что именно тот поединок стал прологом к предстоящей войне. Спустя год Словения и Хорватия объявили независимость, и игроки из этих республик демонстративно покинули сборную Югославии.

Команда, где остались лишь сербы, черногорцы и македонцы, по политическим причинам (в отношении союзной республики Югославия, состоявшей из Сербии и Черногории, ввели международные санкции) была отстранена от Чемпионата Европы 1992 года.

Последний крупный всплеск "футбольно-политических" страстей имел место в октябре 2002 года, когда в матче отборочного турнира Евро-2004 в Тбилиси сошлись сборные Грузии и России. Отношения между двумя государствами и в годы правления Эдуарда Шеварднадзе были неидеальными. И потому грузинские болельщики притащили на игру плакаты с политическими антироссийскими лозунгами.

На поле летели посторонние предметы, с трибун доносились бесконечные оскорбления в адрес россиян. В придачу ко всему, в середине первого тайма погас свет. С трудом доведя этот тайм до конца, судья отказался продолжать матч. Пришлось проводить переигровку при полупустых трибунах.

К счастью, в последние годы политика и футбол сосуществуют в более мирных формах. Например, президенты Бразилии и Франции Луис Инасио Лула да Силва (в 2007-м) и Николя Саркози (в 2010-м) лично презентовали заявки своих стран на Чемпионат мира 2014 года и Евро-2016 соответственно. Надо сказать, преуспели оба — их государства получили вожделенные турниры, и на улицу местных футболистов и фанатов пришёл праздник.

Так что политика может не только вредить, но и помогать футболу!

Родоначальниками футбола считаются англичане. Именно они кодифицировали правила и привели футбол к единому знаменателю. Англичане - родоначальники современного футбола. Но у него было много предков, в разных странах. В 2004 году ФИФА признала китайский вариант футбола Цу-цзюи самым древнейшим предшественником современного футбола.

Цу-Цзюи появилась в 307 году д.н.э. Сначала Игра являлась боевой подготовкой китайских воинов, но впоследствии превратилось в элемент развлечения при китайском дворе. Матчи проходили в день рождение императора. Игрокам разрешалось касаться мяча любыми частями тела, кроме ладоней. Ворота состояли из двух бамбуковых палок и натянутой между ними сеткой. На самом вверху сетки было проделано небольшое отверстие, куда игроки и должны были протолкнуть мяч. Вряд ли китайские игроки забив гол, выглядели менее пафосно чем Роналду.

Эта игра была распространена не только в Китае, но ещё и в Корее, а так же имела влияние на Японскую игру Кемари (или Кенатт).

Кемари была изобретена японцами в период между 300 - 600 годом нашей эры. В ней участвовали 8 человек. Главной задачей игроков было не допустить падения мяча на землю. Пасовать и жонглировать мячом игрокам разрешалось только ногами. Эдакий футбольный фристайл.

Своего расцвета игра достигла с 10 по 16 век. В то время в Японии в Кемари играли повсеместно.

... и до сих пор отжигают

Возможно, игры похожие на футбол существовали уже в Древнем Египте. По крайней мере, льняные мячи уже появились не позднее 2500 лет до нашей эры.

возможно первый футбольный мяч в мире

В древней Греции тоже существовали несколько разновидностей игр с мячом. Например, игра Эпискирос появилась ещё в 2000 году до нашей эры. Драматург Антифан живший с 388 по 311 год до нашей эры, упоминал об игре «фенинда». А в Эллинистический период была распространена игра «Гарпанон». Игра, похожая на регби, где соперники пытались завести мяч ногами за поле противника.

естественно греки играли, в чём мать родила

Римляне, как всегда попали под влияние завоеванных ими греков. У них тоже появилась своя игра с мячом - «гарпастум». Вот как описывал эту игру Древнеримский лексикограф Юлий Поллукс: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии. За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». Игроки преимущественно пользовались руками, что делает эту игру больше похожую на регби. Кстати, есть свидетельства о матче между римлянами и бриттами.

А у дураков действительно мысли сходятся. Именно так можно описать то, что игры с мячом появились на разных обособленных друг от друга участках нашей планеты. В доколумбовой Америке существовала одна из самых древних игр с мячом «Пок-А-Ток. Самая старейшая площадка этой игры была построена примерно 1600 году до нашей эры. Скорее всего, именно эту игру и засвидетельствовали конкистадоры в гостях у Ацтеков. Поговаривают что проигравших казнили.

У индейцев Северной Америке в 17 веке была распространена игра с трудно произносимым названием «Pasuckuakohowog» . Что в переводе означает « они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Ворота шириной в полмили не смог бы защитить даже Буффонище. А Нойер десять раз бы подумал, прежде чем выйти к середине поля, длинна которого составляла целую милю.

У эскимосов существовала, похожа игра « аскактук». По одной из легенд две эскимосские деревни сыграли на поле в длинной 10 миль. Ну, в арктических пустынях можно себе такое позволить.

P . S . В следующем выпуске поговорим о Средневековом футболе.

P . S . S . Ссылки на источники и использованную литературу напишу в комментариях.

Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка 5:0.

Вот уже совсем скоро настанет главное украинское спортивное событие не то что этого году, а вообще — Евро 2012, а это вам абы что. Толпы болельщиков и фанатов по всему миру (ну по крайней мере бабушки Европы) уже начинают активно запасаться пивком, чипсами (может еще чем-то) а самые продвинутые даже успели купить заветные билеты на предстоящие матчи и с нетерпением ждут начала великой европейской футбольной вакханалии. И как когда-то в Древней Греции во время вакханалии (празднеств в честь бога вина Дионисия) толпы пьяных фавнов и вакханок разбредутся по улицам украинских и польских городов толпы пьяных футбольных фанатов со всей Европы. Надеюсь, Украина и Польша достойно справятся с этим испытанием, а пока — мы ждем Евро! Ну а пока еще ждем, предлагаю включить нашу машину времени и отправиться тропинками прошлого — в истории этой самой любимой в мире спортивной игры — футбола.

Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записанны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку. (Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол — не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние , и греки, индейцы , эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности — целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол! (Между прочим, Амур тоже будет смотреть Евро 2012, он еще тот фанат).

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейский футболист, изображенный на вазе майя, 650 год. Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация — команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл – и сразу секир бошка)

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч — зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.

Китайский император наблюдает за игрой своих придворных в цуцзюй-футбол. Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей- , которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены.

А пока различные представители древних и античных народов с увлечением гоняли в футбол, стрелки часов незаметно делали тик-так, тик-так — раз и наступило средневековье, так что приходите на матч из средневекового футбола уже в следующей статье.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще футболисты во все времена, как в древности, так и современности должны быть в отличной физической формы, для поддержания которой весьма нужным будет занятия, помимо собственно футбола, и другими видами спорта. А особенно плаванием, которое развивает все группы мышц, включая и тех, что на ногах. Так что уважаемый господа футболисты (да и не только) не только гоняйте мяч по полю но и плавайте, благо сейчас можно купить бассейн интекс (например, на сайте http://intexwater.ru/) по вполне сносным ценам и поставить его у себя на даче или еще где.

1. Гимнасий и палестра

Спорт играл огромную роль в жизни древних греков. Дети занимались гимнастикой под руководством учителя – гимнаста и его помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами медицинской науки. С 16 лет юноши-эфебы начинали посещать взрослый гимнасий, где тренировались самостоятельно, но под надзором особых смотрителей.

Гимнасий представлял собой открытую спортивную площадку, окруженную со всех сторон портиками, и включал в себя следующие основные помещения: эфбейон (комнату для упражнения юношей); баню; аподитерион (гардеробную); элеотесион (комнату для натирания маслом); конистерион (комнату, где осыпались мелким песком); сферистерион (зал для игры в мяч); корикейон (место, где проходили упражнения с мешком); крытые и открытые коридоры (дроме), предназначенные для прогулок и бега.

Занятия гимнастикой дополнялись палестрикой. Так называлась особая категория физических упражнений, объединяющая в себе военно-прикладные виды спорта и различные виды единоборств. Занятия проходили в палестре – здании с обширным внутренним двором, окруженном колоннадой. В центре двора располагалась площадка для борьбы. Землю на этой площадке вскапывали киркой, выравнивали и посыпали просеянным чистым песком.

Подобно гимнасию, палестра включала в себя много помещений: эскедры (комнаты отдыха с лавками и стульями); эфебейон, корикей (здесь тренировались кулачные бойцы); конистерион; баню; элеотесион. Обязательной принадлежностью палестры был крытый портик – ксист, где атлеты занимались в зимние месяцы. Впрочем, в хорошую погоду все тренировки проводились под открытым небом.

Атлетам прислуживали мальчики-рабы, которые подметали палестру после занятий.

2. Натирание маслом и омовение

Прежде, чем приступить к тренировке юноши снимали всю одежду в аподитерионе и проходили в элеотесион, где обильно натирались оливковым маслом. Цель этой процедуры состояла в том, чтобы сделать все мускулы тела эластичными и гибкими.
О том, как это происходило, мы можем судить по изображениям на древнегреческих сосудах (). В конистерионе они обсыпались мелким песком, добывавшимся в особых песчаных ямах или даже специально размельчавшимся для этих целей. Вся палестра также была посыпана мягким песком.

Окончив тренировку, юноши возвращались в комнаты палестры, где счищали с себя пот и грязь скребками-стригилями, а потом мылись в бане. Впрочем, название это условное, поскольку в палестре того времени не было горячей воды. Юноши вновь намазывали тело маслом, посыпали его порошком из древесной золы и растирали до тех пор, пока не появлялась пена, напоминающая мыльную. Пену снимали скребком, а тело омывали холодной водой (). После омовения делали массаж, а также смазывали оливковым маслом тело и волосы.

В связи со сказанным выше не стоит удивляться, что обычными предметами при посещении палестры и гимнасия, помимо сумки (в которой носили диск) были губка и круглый сосуд для оливкового масла.

3. Борьба и кулачный бой

Искусство борьбы заключалось в умении ускользнуть или вырваться от противника, освободить руки, шею или тело от его захватов. Для этого нужны были сильные мускулы и крепкая шея. На тренировках каждого юношу обучали прежде всего простым броскам и приемам, учили быстро падать, стремительно вскакивать на ноги и подбрасывать противника в воздух. Иногда борцы во время тренировок посыпали натертое маслом тело песком, который хранился в корзинах в конистерионе. Тело после этого становилось жестким и шершавым, и тогда особенно трудно было вырваться из рук противника. Приемы борьбы и кулачного боя изучали под звуки флейты.

Для предохранения рук при ударе их обматывали кожаным ремнем, длина которого составляла 3 – 3,5 м. Делали небольшую петлю, в которую пропускали все пальцы руки, кроме большого. Затем пальцы несколько раз обматывали ремнем, но не слишком туго, чтобы их можно было сжать в кулак. Ремень перекручивали на ладони и тыльной стороне кисти руки, туго закручивая его вокруг кисти.

Для развития силы атлеты поднимали большие камни и переносили их с места на место. Для укрепления мускулов ног бегали по песку, что было особенно трудно. Кулачные бойцы использовали для тренировки кожаный мешок, набитый фиговыми косточками или песком. Его подвешивали на ветке дерева или на перекладине. Для «набива» рук применяли специальные мешочки с песком или деревянные доски. Для тренировки равновесия использовалась большая корзина с камнями, которая постепенно опорожнялась (обучающийся ходил по ее краю). Во дворе на цепях висели бревна, используемые для отработки устойчивости позиции. Бревно отводилось в сторону, и испытуемый принимал его удар на грудь.

4. Орхестрика. Игры с мячом

Одним из видов греческой гимнастики была орхестрика. Она носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. Здесь было несколько специфических направлений.

Кгбистесь - искусство кувыркания с разбегом и опорой на руки. Этому упражнению придавались даже женщины. Опасность увеличивалась кувырканием среди кинжалов, воткнутых в землю рукоятями.

Крикомахия - игра с мешком. Мешок прикрепляли к потолку и спускали до уровня живота играющего. Упражнение состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеими руками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых его наполняли фиговыми зернами или мукой, для более сильных – песком.

Однако самыми распространенными были упражнения и игры с мячом – сферистика (мячи в Древней Греции делали из разноцветной кожи и набивали шерстью, пухом или фиговым зерном; существовали также большие полые мячи). В одних случаях полагалось ловить мяч, отскакивающий от земли, в иных – жонглировать несколькими мячам. В комнатах палестры юноши с силой ударяли мячом о стену, а когда мяч отскакивал, наносили по нему удары прямыми ладонями. Того, кто первый ронял мяч, называли ослом, и он должен был выполнить приказ победителя в этом состязании.

Значение сферистики в некоторых полисах (например, в Спарте) было чрезвычайно велико. Их победителей прославляли как победителей в Олимпийских играх. Тимократ из Спарты написал известное руководство по игре в мяч.

Любимой спартанской игрой был епискирос. Игроки делились на две равные команды, разделенные линией из камешков. Таким же образом на определенном расстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имела права переступать ни та, ни другая команда. Один из игроков бросал мяч, положенный на среднюю линию, в сторону противников, которые должны были поймать его, не переступая проведенной за ними границы.

Другая популярная игра – эфетинда - была основана на обмане партнера. Тот, кто бросал мяч, целил им в одного из играющих, а на самом деле кидал другому, поэтому каждый участник должен был быть настороже, чтобы брошенный мяч не застал его врасплох.

Урания. Мяч подбрасывался высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его налету.

Тригон. Каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-нибудь из партнеров.

Гарпастон. Командная игра: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке.

Существовала также игра, напоминающая нынешний хоккей с мячом – партнеры перебрасывали друг другу мяч при помощи изогнутых палок.

Цивилизация и культура Древней Греции

В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться. Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием мальчику, стоящему рядом.

Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов . Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Сначала мячи делались из льна либо шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали. Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками. Греческую игру «эпискирос» позже переняли римляне, которые изменили ее и переименовали в «гарпастум».

В новое время футбол стал известен и популярен в Греции в основном с помощью англичан. Первые греческие команды были созданы в Смирне (ныне Измир) в течение 1890-х годов. После греко-турецкой войны 1919-1922 команды «Паниониос» и «Аполлон Смирнис» были переведены в Афины.

Чемпионат

Первый чемпионат по профессиональному футболу в Греции был официально основан в 1927 году под названием Панэллинский чемпионат . В 1959 году Панэллинский чемпионат заменила Альфа Етники. В отличие от Панэллинского чемпионата количество команд в Альфа Етники увеличилась, поэтому и повысился общенациональный интерес к турниру. За период 53-летнего существования лиги Панэллинским чемпионатом управляли различные организации: с 1906 по 1913 - Эллинская ассоциация атлетов-любителей (SEGAS), предшественник Эллинской федерации футбола (EPO), с 1922 по 1927 - Союз футбольных ассоциаций Греции (EPSE), а с 1927 года лигу возглавляет EPO. К тому Панэллинский чемпионат считался неофициальным соревнованием. Первый официальный чемпион был объявлен в году.

Кубок

В настоящее время проходит одно основное кубковое соревнование в греческом футболе - Кубок Греции , в котором соревнуются команды из всех футбольных лиг Греции , команды низших дивизионов имеют шанс победить сильные клубы, однако команды низших дивизионов редко попадают в финал. Кроме того в сезоне 1989-90 проводился Кубок греческой лиги . Единственным победителем Кубка Лиги стал АЕК , победив «Паниониос» (3-3 и 4-2 по пенальти), «Арис» (5-2), Левадіакос (0-0 и 1-0) и 2 июня года в финале в Афинах на Олимпийском стадионе - Олимпиакос 3-2.

Сборная

Самым большим успехом сборной является победа на Чемпионате Европы 2004 года , где греки выиграли турнир, не пропустив ни одного мяча на протяжении 358 минут игры.

Напишите отзыв о статье "Футбол в Греции"

Примечания

Ссылка

  • (гр.)(англ.)

Отрывок, характеризующий Футбол в Греции

– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…