"русский рукопашный бой". Дмитрий Скогорев: Русский рукопашный бой Скогорев дмитрий русский рукопашный бой


СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович


"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"

Русское боевое искусство

Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.

Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.

То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.

Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.

Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.

Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.

И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…

Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.

А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.

Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…

Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.

Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.

Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.

В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.

По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.

Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.

Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!

Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.

Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.

Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».

После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.

Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.

Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.

И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.

Руководитель Школы русского боя «Сибирский Вьюн», образование высшее педагогическое. Автор нескольких книжных изданий по рукопашному бою. Пособие для инструкторов по рукопашному бою школы «Сибирский Вьюн», книга (учебно-методическое пособие) для оперативно-боевых подразделений налоговой полиции (Новосибирск, 1997 г.), книги «Взаимодействие с Силой» (Новосибирск, 1999,2002, 2004 гг.),"Русский рукопашный бой" (Новосибирск, 2002, 2003 гг.).

Автор множества семинарских программ по рукопашному бою. Офицер - инструктор специального силового подразделения (СФЗ) Управления федеральной службы налоговой полиции России по Новосибирской области с 1995 по 2001 год.

С 1993 г. и по настоящее время - руководитель более трёх десятков учебно-практических семинаров по русскому рукопашному бою, проводимых в России и за рубежом. Один из первых семинаров был организован при поддержке А. А. Карелина (Трёхкратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе).

Книги (2)

Взаимодействие с Силой

Данная книга - попытка осмыслить русское боевое искусство не только как вид контактной борьбы, но и как часть национальной мировоззренческой системы, связанной с язычеством, славянской мифологией. Автор рассматривает аспекты психофизической подготовки воина: способы накопления и управления энергией, в частности коррекцию физического и энергетического тел; дает упражнения на развитие чувствительности рук, пальцев.

Книга раскрывает основы теоретической и практической работы с Силой, понимаемой автором как `совокупность тонких энергий`. Для спортинструкторов, спортсменов, а также для всех, кто интересуется русским боевым искусством.

Русский рукопашный бой

Автор предлагает уникальную методику освоения славянского боевого искусства: в ней сочетаются законы биомеханики и психофизики; она обучает не приемам, а способам решения любой ситуации, которая может возникнуть в процессе взаимодействия с противником; используя ее принципы, словно элементы конструктора, человек сможет выстроить свой неповторимый стиль ведения борьбы, выбрать удобное для себя и подходящее к конкретной ситуации действие.

Книгу отличают простота изложения и наличие большого количества иллюстраций, в которых детально прорисованы способы ведения боя. В книге описаны упражнения на биомеханику и психофизику, конструкция защиты, способы перемещения и выведения противника из равновесия, ударная техника, начальные этапы работы с оружием. Для спортинструкторов, спортсменов, а также всех тех, кто интересуется русским рукопашным боем.

Комментарии читателей

мн / 21.02.2018 Класс!!! особенно понравилось, что на рисунках "макаров" присутствует у товарищей в "старославянской" одежде! Россияне уже тогда машину времени изобрели!

Денис / 21.07.2015 В бесконтакте все типично для оккультизма - и учение, и последствия, остающиеся как шрамы на душе, если постоянно этим заниматься... Даже после однократного воздействия психика долго восстанавливается, это знают испытавшие так называемые энергетические удары. Для Божественного влияния такое нехарактерно.

Александр / 4.07.2015 Денис, от Бога

Денис / 13.07.2014 Неясно о происхождении той силы, о которой говорится в книге...От Бога она или...

Денис / 13.07.2014 Замечательная книга, но бесконтактный метод надо бы убрать...

Гость / 12.12.2013 Алексей, ты-глупец.

Людмила / 11.08.2011 Книга Дмитрия Викторовича "Взаимодейсвие с силой" достойна внимания. Читается легко. Информация полезна любому, стремящемуся познать Мир и себя в нём. Спасибо.

виталий / 22.05.2010 прочитал книги Дмитрия, понравилось, правда не все понятно нужно посмотреть, как говорится пощупать. Вообще это хорошо что возрождается русская культура без корней нет общества в полном смысле этого слова. Хотелось бы приобрести диск для начинающих.

LEG / 29.04.2010 Почему бред??? Вы лично встречались с Дмитрием?
Книги попали ко мне раньше чем я с ним познакомился, полистал и ни чего не понял:-)
После общения и семинара с Дедом Кадочниковым, особенно когда очень хорошо приложился к полу, прищло некое сомнение и мысли. Поэтому позже попал в Якутск на семинар Дмитрия и дале в Новосибе, где был совместный с Лавровым и имеющий уши Да услышит, а мозги и увидет... не все сходу понятно, но даже то что уловил - Работает:-) И спасибо Дмитрию, что он этой работе посвятил всего себя. Когда то я бросил зайдя в тупик и потеряв направление, да и работа отнимала все свободное время.

Алексей / 29.03.2010 Убери этот бред с сайта! Только людям голову морочит. И Карелин к этому ни какого отношения не имеет. Это к рукопашному бою ни как не относится.

Адамович Г. Э. Беларусские асилки. - М., 1994.

Баранов Д. А., Баранова О. Г., Мадлевская Е. Л., Соснина И. Н. Русская изба. - СПб., 1999.

Васильева Е. В. Мануальная терапия. Биомеханика. - М., 1998.

Грунтовский А. В. Русский кулачный бой. - СПб., 1993.

Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника. Технология успеха. - СПб., 1999.

Долматов А. И. Специальная физическая подготовка. - М., 1989.

Зайцев А. С. Советы мастеров. -Л., 1973.

Иванов Ю. Б., Гордон В. О., Семенцов-Ожевский М. А. Курс начертательной геометрии. - М., 1988.

Кадочников А. А. Несекретная физика - пинцет, тачка, коромысло//Русский стиль. Боевые искусства. - 1993. - № 1. - с. 28–31.

Краткая медицинская энциклопедия/Под ред. В. И. Покровского . - М., 1994.

Невидимое оружие самозащиты - рукопашный бой. Основы русского стиля рукопашного боя. - М., 2000.

Плыкин В. Д. «В начале было слово…» или след на воде. - Ижевск. 1997.

Покровский Е. А. Детские игры. - М., 1997.

Ретюнских А. И. Русский стиль рукопашного боя. Стиль А. А. Кадочникова. - Новосибирск. 1991.

Ростовцев Н. П., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция. - М… 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1992.

Скогорев Д. В. Взаимодействие с силой. - Новосибирск, 1999.

Скогорев Д. В. Рукопашный бой. - Новосибирск, 1997.

Скогорев Д. В. Учебно-методическое пособие для инструкторов школы «Сибирский Вьюн» по рукопашному бою. - Новосибирск, 1997.

Словарь иностранных слов в русском языке. - М., 1996.

Справочник по высшей математике. - М., 1979.

Справочник по физике. - М., 1980.

Трубников Б. Г. Большой словарь оружия. - М.-СПб., 1997.

Физика: Наглядный словарь/Сост. Д. Чэллонер. - М., 2001.

Флексибл С. Секреты гибкости: полная амплитуда движений. - М., 1997.

Чумаков Е. М. Тактика борца-самбиста. - М., 1996.

Шорохов Е. В. Композиция. - М., 1986.

Каталог видеофильмов учебно-практических семинаров школы «Сибирский вьюн»

разминка: волна;

ударная техника ног;

акробатика: различные виды страховки;

защита от ножа, пистолета, палки и др.;

построения бойцов при работе группой: работа двойками, тройками и против нескольких нападающих.

развивающие коллективные игры;

разминка: волна;

принципы выведения из равновесия;

освобождение от захватов (подводящие упражнения);

акробатика: кувырки вперед, на боку;

ударная техника рук;

защита от ножа вплотную;

связывание и конвоирование;

фрагмент семинара, проведенного в марте 1996 г., г. Новосибирск.

развивающие коллективные игры;

разминка: волна;

стеношный бой (подводящие упражнения);

рукопашный бой (подводящие упражнения);

перемещения, сбросы ударов с тела;

освобождение от захватов, обхватов;

защита от пистолета вплотную;

защита от ножа вплотную и на дистанции;

акробатика: кувырки вперед, назад;

работа палкой и ее использование в бою.

развивающие коллективные игры;

работа с ножом (подводящие упражнения);

использование и защита от ножа;

традиционное состязание на деревянных ножах;

защита с использованием ножа против нескольких нападающих;

комбинированная работа;

акробатика;

работа шашкой, саблей против нескольких нападающих;

лекции теоретических занятий.

«Боевая трость. Воинские состояния. Искусство перевоплощения». 1–3 августа 1997 г., с. Боровое (180 мин):

развивающие игры;

защита от атаки палкой, лежа;

работа «палка на палку»;

работа против двух нападающих, вооруженных палками;

работа в воде;

лекции теоретических занятий.

«Воинские состояния. Рукопашный бой, кулачный бой». 5–7 сентября 1997 г., с. Боровое (180 мин):

развивающие игры;

заготовка боевой трости;

перемещения;

ударная техника рук и ног;

растяжка суставов;

защита от ножа (подводящие упражнения);

защита от ножа при помощи палки;

работа без оружия: структура защиты «домик»;

акробатика;

работа с бревном: волновые сбросы, подбивы.

Показательные выступления, г. Новосибирск, к/т им. Маяковского. Сентябрь 1997 г.

«Сила намерения. Ломка шаблонов». 6–9 ноября 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):

развивающие игры;

подводящие упражнения;

защита от атаки палкой: разрыв программы;

ударная техника: методика постановки удара;

работа со связанными руками, ногами;

работа с завязанными глазами против захватов двух противников;

работа сидя и лежа на полу;

защита от атаки ножом;

работа двумя короткими палками против атаки ножом;

работа против нескольких нападающих, вооруженных ножом и палкой.

«Международный семинар в Германии» . 26 мая 1997 г., г. Падерборн (180 мин):

перемещения;

выведение из равновесия;

структура защиты «домик»;

ударная техника;

кустовой метод обучения (нож, пистолет, палка).

«Как создавать модели обучения». 13–14 декабря 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):

разбор стандартных методик преподавания;

создание своих методик преподавания;

усложнение-упрощение (подводящие упражнения);

кустовой метод обучения;

получение обратной связи при работе с группой;

организация занятий по рукопашному бою;

лекции теоретических занятий.

«Рукопашный бой в стихии воды». Февраль 1998 г., г. Новосибирск (180 мин):

развивающие игры;

освобождение от захватов, сидя и лежа на полу;

выведение противника из равновесия с помощью палки;

рикошеты;

постановка ударов в воде рукой, шашкой;

защита от ножа на разной глубине.

Показательно-обучающее занятие в УФСНП РФ по НСО: защита от ударов руками, ногами; защита от ударов ножом, палкой; освобождение от захватов.

Работа саблей: секторы защиты; работа «оружие на оружие»; работа против нескольких нападающих.

СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович


"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"

Русское боевое искусство

Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.

Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.

То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.

Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.

Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.

Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.

И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…

Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.

А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.

Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…

Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.

Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.

Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.

В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.

По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.

Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.

Страница 1 из 4

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой.
Часть 2

Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны

Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
- Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.
- Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!
Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.
Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.
Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».
После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.
- Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.
- Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.
И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.
Русский кулачный бой - состязательная культура, она является лишь одним из пластов, срезов многогранной русской культуры. В качестве составных частей она включает и фольклор - песни, частушки, которыми традиционно вызывали на драку, и философию, основанную на вековой морали и вере. В конце концов, это традиция выживания народа и целой культуры.
Вообще, в русском боевом искусстве условно можно выделить три направления: этнографическое, состязательное и прикладное.
С этнографическим и состязательным, я думаю, все понятно. Кулачные бои, устраиваемые во время проведения народных праздников, тяготеют к традиционному обряду и больше относятся к этнографии, самбо, как современный вид спорта, - к состязанию.
А вот к третьему, прикладному направлению, уже можно отнести владение любыми видами оружия и сам рукопашный бой, или, как называли его предки, - увечный бой. В отличие от кулачного, он рассчитан на уничтожение противника любыми подручными средствами, а не только голыми руками за короткое время. Да ведь и история наша была такой, что не только дружиннику, но и крестьянину зачастую приходилось браться за оружие, а иной раз и вилы с серпами шли в ход…
- Чем отличалось обучение боевым навыкам у русских? - спрашиваю я.
- Изначально на Руси не было «школ» - как на Востоке. Хотя существовало и монашеское направление (вспомним Пересвета и Ослябю), и скоморошеское. От них мало что осталось, хотя… На Руси кулачные бои были частью народной жизни, они позволяли быть готовым в любой момент встать на защиту родной земли, своего Отечества, Отсюда обрядовые, игровые бои на Масленицу, день Ивана Купалы и другие праздники.
Игры, направленные на развитие боевых навыков, мужества, соборности, практиковались с детства… Мальчиков определяли в так называемые беседы, где они начинали постигать азы воинской культуры, таким образом и шла передача традиционных знаний и навыков. Подготовка начиналась с двух лет. Детей приучали к игрушечному оружию, а в четыре года уже сажали на коня. В десять лет ребенок должен был владеть в совершенстве деревянным оружием. К двенадцати годам мальчик осваивал приемы рукопашного боя без оружия - ударную и бросковую технику. С двенадцати лет обучение шло с настоящим оружием. По достижении совершеннолетия парни проходили обряд инициации - жесткие испытания на посвящение в мужчины-воины. Они должны были продемонстрировать навыки выживания в экстремальных ситуациях, знать тактику и технику засад, хорошо бегать и плавать, и т. д.
Для профессиональных воинов (княжеской дружины), а также для самого князя обучение, конечно, было более изощренным и основательным. Князь должен быть максимально жизнеспособным, дабы продлевать и поддерживать свой княжеский род, от которого будет зависеть жизнь простого люда, его подданных, и защита Отечества.
Очевидная вроде бы мысль: а зачем заниматься чужими боевыми искусствами, если есть свое? Вспомню семинар по ушу, который я проходил когда-то, чтобы получить корочки инструктора. Тренировки проводились очень жестко и однотипно. Все происходившее походило на давно отрепетированный театральный спектакль - ни одного лишнего слова, улыбки, движения в сторону. Мы заучивали длиннющие тао - упражнения формы, которые практиковались в знаменитом Шаолиньском монастыре. Тренировались набирать чистую энергию ци в пыльном, пахнущем краской спортзале - там шел ремонт…
Что осталось от всего этого, не идущего от естества, интересного, но формального и утомляющего однообразием и некоторой театральностью? В реальной жизни мне больше пригодились игровые занятия, которые мы небольшой группой - когда боевые искусства были загнаны в подполье - свободно и раскрепощенно проводили в лесу, на снегу, на льду.

Д. Скогорев пошел значительно дальше. Ему очень помогли семинары А. Ретюнских, Г. Базлова, организованные Сибирским центром русского боевого искусства, возглавляемым Д. Семеновым. Кое-чему научился у князя Тимофеева-Голицына из Санкт-Петербурга, сохранившего родовые воинские секреты, пошли на пользу встречи с А. А. Кадочниковым.
Но главным было ощущение правильного пути, уверенность в том, что существует некая общая система, основанная на конкретных законах и принципах. Поскольку эти принципы не относились ни к одному из направлений, с которыми столкнулись Д. Скогорев и его товарищи, у них формировалась своя школа, свой взгляд на рукопашный бой как на систему передачи знаний и подготовки в короткий срок рукопашника, способного противостоять любому противнику или противникам.
В 1993 году в г. Юрге Кемеровской области состоялся первый семидневный семинар по русскому рукопашному бою, который Дмитрий Скогорев и его товарищи организовали и провели сами.
В нем приняло участие 25 человек, в основном борцы и боксеры, работники правоохранительных органов, студенты, школьники…
Семинар удался, он положил начало самостоятельной серьезной работе.
Последующие семинары посвящались отдельным аспектам кулачного и рукопашного боя, психофизиологии и психологии: работа с оружием и различными предметами - от веревки до экзотической рогатины, бой в воде, психологические тренинги, основы школы выживания, народные игры, развивающие боевые навыки и помогающие лучше понять дух наших предков.
Семинары проводятся по сей день, и не только в России: в 1997 и 2001 годах прошли в Германии, по некоторым даже отсняты видеофильмы. В настоящее время планируется выпуск учебных фильмов.
В 1997 году была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация под названием «Школа русского боя "Сибирский Вьюн"», а через год при налоговой полиции открыта детско-юношеская школа рукопашного боя «Юный Динамовец» - подразделение «Сибирского Вьюна».
С 1999 года Школа «Сибирский Вьюн» сотрудничает с «Центром нетрадиционных технологий в обучении Н. А. Зайцева», в котором они проводят различные праздники, выезды на природу с игровыми, сказочными программами, а также регулярные оздоровительные занятия.
В 2000 году при Сибирском филиале Национального института здоровья открыт курс подготовки тренеров-преподавателей по русскому стилю рукопашного боя на базе высшего или среднего специального образования, где Д. В. Скогорев является старшим преподавателем. В перспективе открытие факультета.
В Службе физической защиты Управления федеральной службы налоговой полиции по Новосибирской области, где Дмитрий служил с 1995 по 2001 год, в 1997 году вышла его книга - «Рукопашный бой». В ней суммируется опыт, накопленный Школой «Сибирский Вьюн» как в теории, так и на практике. В том же году издано учебно-методическое пособие для инструкторов Школы, а в 1999 году - «Взаимодействие с силой».
В 2000 году у Школы наконец-то появилось свое небольшое помещение в центре города, и сейчас все группы занимаются - в прямом и переносном смысле - централизовано. Возраст - от 5-летних до людей преклонного возраста, радеющих за русское боевое искусство.
Что же касается всего остального - вот перед вами руководство по отечественному рукопашному бою. Я думаю, оно скажет больше, чем моя, во-многом непрофессиональная, попытка объяснить, что из себя представляет Школа Дмитрия Скогорева.
А закончить мне хотелось бы простой мыслью: по-моему, то, с чем мне повезло познакомиться, - это один из множества небольших ручейков, которые впадают в одну большую реку нашего отечественного боевого искусства. Сравните вкус газированного напитка и воды из родника. Может, кому-то первая и покажется вкуснее… А полезнее?
А. Подистов