Сценарии занятий и упражнений по театральному творчеству. Тренировка мышцы верхней губы


Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Часто преподаватели в целях совершенствования актерского мастерства, и внесения в спектакль своеобразного юмора, раздают мужские роли девочкам, а мальчикам достаются женские образы. С такой задачей смогут справиться только старшеклассники, и то не все.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет ” Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Программные задачи

Активизировать познавательный интерес детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с театральной терминологией.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Сентябрь

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

Занятие 2. Попробуем измениться

Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?

Занятие 4, Игровой урок

Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать

Занятие 2. Играем пальчиками

Занятие 3. Постучимся в теремок

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

Занятие 3. Учимся говорить по-разному

Занятие 4, Учимся четко говорить

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять - стилей мы будем сочинять

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался

Занятие 3. Сочиняем новую сказку

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Занятие 1. Наши эмоции

Занятие 2. Изображение различных эмоций

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь

Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет

Занятие 1. Каждому страх большим кажется

Занятие 2. Преодолеем страх

Занятие 3. У страха глаза, велики

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»

- "Веселый театр. " Сборник. Для начальной и восьмилетней школы. Составитель Ал.Розанова. Рисунки Н.Симоновской - М.: Детгиз, 1960. - Библиотечка пионера «Знай и умей». Школьная библиотека.

Одноактные пьесы, инсценировки, интермедии и конферансы для самодеятельности октябрят и пионеров первой и второй ступенек.

Ал.Розанова. Предисловие (3).

Ю.Яковлев. Старый барабан (7).

ВЫСТУПАЮТ ОКТЯБРЯТА Е.Трутнева. Письма (11).

З.Александрова. Звездочка потеряна (14).

А.Введенский. Володя Ермаков (16).

А.Кардашова. Учиться я не мог (20).

О.Дриз. Пуговки (21).

С.Маршак. Кто колечко найдет? (24).

А.Апухтин. Кузнечик (29).

Г.Горин. Кто вежливей (31).

Л.Воронкова. Колобок (32).

Н.Гернет. Полянка (38).

Октябрята-затейники (45).

ДЛЯ ПИОНЕРОВ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬКИ

А.Барто, Р.Зеленая. Две точки зрения (51).

Ю.Яковлев. В походе (52).

С.Баруздин. Стихи о человеке и его делах (54).

В.Осеева. Отомстила (56).

О.Дриз. Чудо (57).

Е.Тараховская. Луна и лентяй (61).

С.Михалков. Ребята (64).

Б.Чалый. Баллада о живом манекене (67).

И.Демьянов. Кто у Егорки время украл (69).

Р.Нигяр. Вы все для людей хороши! Перевод с азербайджанского М.Светлова (73).

Ю.Яковлев. Пять бабушек (78).

Б.Заходер. Буква Я. Инсценировка Ал.Розановой (83).

А.Барто. Краснокожие (92).

С.Маршак. Сказка про Лентяя (100).

В.Лившиц. Дедушкин сундучок (104).

ДЛЯ ПИОНЕРОВ ВТОРОЙ СТУПЕНЬКИ

А.Барто, Р.Зеленая. Как растут слухи, или Как делают слона из мухи (107).

Д.Медведенко. Пригласили (108).

Р.Амусина. Зонтик. Инсценировка Ал.Розановой (112).

Марк Твен. Любознательная Бесси (118).

Ю.Добряков. Русский снег. Инсценировка Т.Андреевой (120).

Хитрый Петр. Болгарская сказка. Инсценировка Е.Веселовской (123).

С.Преображенский. Замечательный щенок (135).

Марчелло Арджилли. Костюм Арлекина (139).

В.Лифшиц. Младший братишка. Клоунада (147).

В.Лифшиц. Приключения Лежебокина. Клоунада (150).

- "Школьный кукольный театр. " Деммени Е.С. Для среднего и старшего возраста. Рисунки В.Дементьева - Л.: Детская литература, 1960. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

Какое интересное и полезное дело - школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками - и кукол, и сцену, - многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но как организовать такой театр? Заслуженный артист республики Евгений Сергеевич Деммени, руководитель старейшего в нашей стране театра кукол, рассказывает в этой книге, как самим сделать кукол - от самых простых до более сложных, как построить ширму и сцену, как научиться управлять куклами, как сделать бутафорию и декорации и как поставить спектакль. Может быть, и вы у себя в школе организуете свой веселый кукольный театр. Желаем вам успеха!

- "Утренник. " Лифшиц В.А. Для начальной школы. Рисунки З.Абоева - М.: Детгиз, 1963. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

«Утренник» Владимира Лифшица, так же как и его предыдущий сборник «Мы - артисты», предназначен для школьной и пионерской самодеятельности. В нём вы найдёте стихи, песни с нотами, клоунады, ёлочное представление, пьесу для петрушечного театра. «Утренник» поможет вам составить программу концерта, над которой должны будут потрудиться не только будущие исполнители ролей, но и школьные художники, декораторы, костюмеры. Вам интересно будет самим придумать и смастерить декорации, изготовить куклы, клоунские и театральные костюмы.

Знаменитость. Стихи (3).

Песня о красном галстуке. Песня. Музыка Е.Птичкина (5).

Мало иметь, надо уметь. Клоунада (11).

Сестрички и косички. Стихи (19).

Мои инструменты (20).

Матросская баллада. Песня. Музыка Ж.Зориной (23).

Ты - первый! Песня. Музыка О.Фельдмана (29).

Пионерская - походная. Песня. Музыка Е.Птичкина (36).

Друзья. Стихи (41).

Три мальчишки. Стихи (42).

Три девчонки. Стихи (44).

Волшебный календарь. Ёлочная игра-представление (47).

Болельщики. Стихи (63).

Огорчения без обучения. Клоунада (65).

Тимоша. Стихи (73).

Вешалка. Клоунада (75).

«Нельзя». Стихи (78).

Горе-любитель. Клоунада (82).

«Разделение труда». Шуточная песня. Музыка Ж.Зориной (87).

Примите меры! Стихи (93).

Похождения Петрушки. Пьеса для кукольного театра (96).

- ТЕАТР

- ТЕАТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (каталог книг по теме на www.deti.spb.ru)

- Талантам надо помогать (Театральный фестиваль – актуализация детского творчества) (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 09

В Федеральной целевой программе «Дети России» говорится, что талантливый ребёнок – тот, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. При этом подчёркивается, что талантливые дети нуждаются в помощи взрослых, поэтому в настоящее время крайне важным является внимательный взгляд педагога на индивидуальные достижения его подопечных. Это подразумевает поддержку их творческих задатков, в том числе художественных.

Одной из форм подобной поддержки может стать проведение театральных фестивалей, в рамках которых проходят настоящие массовые смотры юных талантов.

Самодеятельные театральные объединения в школах и детских садах нередко являются настоящими отдушинами для одарённых ребят как в столице, так и в небольших городах. На этом поприще своё призвание реализуют и режиссёры-постановщики, и актёры, и чтецы.

- " " Мигунова Е.В. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса "Организация театрализованной деятельности в детском саду", включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности "Дошкольная педагогика и психология", примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

ВВЕДЕНИЕ.... 4

Тема 1. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности....5

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов. ...10

Литература....10

Тема 2. Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства....11

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов...14

Литература....14

Тема 3. Характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии....15

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....24

Литература...24

Тема 4. Историко-педагогический аспект становления театра теней. 26

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов. ....28

Литература... 29

Тема 5. Опыт отечественных педагогов по организации театрально- игровой деятельности в детском саду...29

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....39

Литература...39

Тема 6. Роль педагога в организации театрализованной деятельности. Методические рекомендации к организации театральных занятий... 40

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов. ...44

Литература...44

Тема 7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. Типы занятий....45

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....47

Литература....47

Тема 8. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности.....47

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов.... 50

Литература... 51

Тема 9. Характеристика театрализованных игр....51

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов....54

Литература.....54

Тема 10. Классификация театрализованных игр. ....54

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов....56

Литература....57

Тема 11. Методика педагогического руководства театрализованными играми.... 57

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....60

Литература....60

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов.... 68

Литература....68

Тема 13. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников.... 68

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов.....72

Литература....72

Тема 14. Специфика создания спектакля с дошкольниками. Организация уголка театрализованной деятельности....72

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов.... 77

Литература....77

Тема 15. Виды игр в кукольный театр. Изготовление театральных кукол. Правила кукловождения...78

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов.....92

Литература....92

Тема 16. Постановка и показ творческих работ студентов.....92

Задание для самостоятельной работы студентов....93

Литература...93

Тема 17. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.....93

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....111

Литература....111

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.....112

ЛИТЕРАТУРА.....113

| Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности

Конспект театрализованной деятельности для детей от 3 до 4 лет «Кто в теремочке живет?» Задачи : Образовательные : Речевая задача : учить с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок; Художественно-эстетическая : знакомить с элементарными средствами выразительности в народных сказках (движение, жесты, звук) ; Театрализованные игры : учить...

Сценарий театрализованного занятия-развлечения «Учите правила дорожного движения» Цели и задачи : Систематизировать знания детей о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать культуру поведения детей на улицах города и в транспорте. Оборудование : Напольный игровой комплект «Азбука дорожного движения» , кукла Буратино, мяч. Содержание Дети входят в...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром «Три медведя»

Публикация «Конспект НОД по театрализованной деятельности «Знакомство с театром...» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о русских народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок, кто написал); 2. Познакомить детей с театром «Три медведя» 3. Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь. Пополнять и активизировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Презентация «Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада» Презентация Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада Цель: повышение творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи: * Создать условия для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ. * Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы...

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать положительную самооценку ребенка и позитивное отношение к окружающему миру. Развивающие: - развивать умение с помощью...

Конспект по театрализованной деятельности. Пальчиковый театр «Репка» Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные - продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев. Развивающие -...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной...

НОД по развитию коммуникативных способностей и выразительности речи дошкольников посредством театрализованной деятельности Тема: «По сказочной дорожке». Программное содержание: Продолжать учить детей находить прямые аналогии по внешнему виду. Учить узнавать и называть знакомые сказки, отгадывать загадки, использовать последовательность действий сказки при помощи метода моделирования, для передачи...

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

« Центр развития творчества детей и юношества »

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Добро пожаловать в театр»

Педагог дополнительного образования Сметанина Наталья Михайловна

Цель: вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с историей возникновения театра и основными театральными профессиями;

познакомить театральной терминологией;

способствовать формированию актёрского мастерства.

Развивающие:

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

способствовать развитию фантазии и воображения;

Приобщение к навыками коллективного взаимодействия и общения.

Воспитательные:

формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;

способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;

пробудить положительный эмоциональный настрой на занятия театральным творчеством.

Тип занятия: Изучение нового материала. Вводное занятие.

Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.

Первый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу.

Возраст детей: 11-12 лет.

Время занятия: 45 минут.

Оборудование для педагога:

компьютер;

экран;

проектор;

компьютерная презентация;

Оборудование для обучающихся:

сундук;

коробочки;

маски;

колпак скомороха;

книга скороговорок;

карандаши;

картинки «Найди отличия»;

кукла-марионетка;

карточки с загадками;

грим;

элементы костюмов;

набор для игры «Репка» (борода, платок, бантик, «уши собаки», «уши кошки», «уши мышки», «ботва репки», канат);

письмо от муз театра.

План занятия.

Организационный этап:

  1. Приветствие

    Игра «Весёлое знакомство»

Задача: знакомство с детьми, создание эмоционального настроя

Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности:

  1. Видео презентация «Театральные истории»

Задача: Краткое знакомство с историей возникновения театра, основными театральными профессиями.

Основной этап:

  1. Тренинг

Задача: знакомство с элементами актёрского мастерства, театральной терминологией.

Чистоговорки;

Упражнение «Невидимые яблоки»;

Упражнение «Бусы»;

Упражнение «Что это?»;

Упражнение «Найди отличия»;

Упражнение «Что не так»;

Упражнение «Марионетки»;

Театральные загадки;

Упражнение «Зеркало»

  1. Сообщение нового материала: знакомство с понятиями «грим» и «театральный костюм»

Задача: Знакомство со способами изменения внешности актёра

Видео презентация «Грим»;

Викторина «Чья вещь?»

Итоговый этап:

  1. Опрос

Задача: закрепление и обобщение полученных знаний

  1. Игра «Репка»

Задача: эмоциональная и физическая разрядка

  1. Тест «Маска настроения»

Задача: рефлексия

Ход урока:

Стулья стоят полукругом. Дети рассаживаются на стулья.

Здравствуйте!

Стихотворение о встрече.

Так часто в мире случается,

Что люди просто встречаются,

Люди встречаются,

Люди общаются,

Общеньем друг с другом они наслаждаются,

Проводят время чудесно:

Разговоры ведут интересные,

Новых друзей обретают,

Шутят, смеются, мечтают!

Поднимается вдруг настроенье

От такого вот просто общенья!

Мне поверьте - позитив обеспечен

От нежданной негаданной встречи!

Ребята, я нашей встрече очень рада!

А при встрече, как водится,

Всем нам надо познакомиться.

Меня зовут Наталья Михайловна. А вас как зовут?

Перезнакомимся мы в пять минут!

У кого есть в имени буква А - машет левая рука;

У кого есть буква К - машет правая рука;

У кого есть буква И - левым глазом подморгни;

У кого есть буква С - нужно вам в поклон присесть;

У кого есть Е - скорей покажи рукой «оКей»;

У кого есть Н - волну

У кого О - ногу подними одну;

Р - к полу нагнуться;

Л - к потолку потянуться;

М - всем улыбнуться;

Если букву Т имеешь - ногой топни, как умеешь;

Если Я - то можно хлопнуть вам в ладоши;

Вот мы с вами и познакомились. Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди.

Пришла я к вам, ребята, не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.

Отворяйся, открывайся мой волшебный сундучок -

Начинайся, начинайся интересный наш урок!

Открыть сундук, достать коробочку, из неё театральные маски.

Ребята, что это такое? Дети отвечают.

Правильно, это - маски, непростые - театральные.

Они являются символом театра. А почему одна из них грустная, а другая - весёлая, мы узнаем, заглянув в историю возникновения театра. Внимание на экран!

Презентация:

Слайд 1 «Добро пожаловать в театр»

Слайд 2 «Древнегреческий театр» Родиной театра считается Древняя Греция. Именной здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».

Слайд 3 «Маски» Со времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.

Слайд 4 «Музы» По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы: Талия - муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена - муза трагедии с маской грусти.

Слайд 5 «Маски - символ театра» Именно поэтому символом, логотипом театра и являются эти две маски.

А откуда берёт истоки русский театр, мы узнаем из нашего волшебного сундука. Дети отвечают.

Достаёт коробку, из неё колпак скомороха.

Кто на Руси носил такие головные уборы? Дети отвечают.

Это колпак скомороха!

Слайд 6 «Скоморохи» На Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно они являются родоначальниками русского театра.

В современном театре задействовано большое количество людей различных профессий. Какие профессии театра вы знаете? Дети называют

Слайд 7 «Профессии театра» Внимание на экран:

Щелчок Драматург - пишет пьесы.

Щелчок Режиссёр занимается постановкой спектакля.

Щелчок Звукорежиссёр осуществляет музыкальное сопровождение и оформление спектакля.

Щелчок Художник по свету или осветитель отвечает за световые эффекты в спектакле.

Щелчок Художник-оформитель отвечает за оформление сцены, декораций, реквизита

Щелчок Гримёр накладывает грим актёрам

Щелчок Художник по костюмам занимается подбором и оформлением костюмов для актёров.

Щелчок Но первостепенная роль в театре - актёр. Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист».

Кто мне скажет, что это за профессия такая актёр? Кто что о ней знает? Дети отвечают

Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.

Ребята, ответьте, что делает спортсмен, чтобы добиться результатов в спорте? Дети отвечают

Правильно, тренируется! Чтобы стать актёром, тоже нужно тренироваться. Для этого существует актёрский тренинг.

Прежде чем выйти на сцену, актёр должен, при помощи тренинга, развить в себе очень многие качества, элементы так необходимые ему.

Что же это за качества такие? Разобраться в этом нам поможет волшебный сундучок. Достаём из него волшебную коробочку, …. Открываем… достаёт книгу скороговорок.

Эта книга научит актёра правильно говорить, ведь актёр должен владеть речью. Что же такого интересного в этой книге? Здесь живут скороговорки.

Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорки?

Дети отвечают

Какие скороговорки вы знаете?

Дети по очереди говорят скороговорки.

Вот видите, ребята, сколько интересных скороговорок вы знаете. В актёрском тренинге , скороговорки проговаривают не торопясь, чётко произнося каждую букву. Скороговорки называют - чистоговорками, они помогают актёру в освоении техники речи. Слайд 8.

А давайте попробуем с вами произнести чистоговорки. Как это делают актеры. В этой книге собрано великое множество скороговорок. В книге 185 страниц. Сейчас вы по очереди называете страницу от 14 до 185 и номер скороговорки от 1 до 9.

Упражнение «Чистоговорки»

Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства. Достаём из нашего волшебного сундучка ещё одну коробочку,… открываем… коробка пустая Что это? Коробка пуста?

Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней… Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в коробку!

Упражнение «Невидимые яблоки»

Слайд 9. Только что мы с вами выполнили упражнение на память физических действий. То есть то, что вы хорошо умеете делать, мы вспомнили и изобразили.

Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать?

Упражнение «Бусы»: берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок…. и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки.

Дети выполняют упражнение

Спасибо!

Слайд 10. Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение .

Из нашего волшебного сундучка я достаю коробочку, в которой лежат… достаёт карандаши.

Что у меня в руках. У меня в руках …..?

Дети отвечают

Правильно - не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. Дети отвечают.

Каждый из вас сейчас вместо карандашей вообразит другой предмет…. и покажет его действием, а мы должны будем угадать, какой предмет задуман…

Упражнение: «Это не карандаши »

Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства - достаём коробочку, а в ней картинки…. По-моему они совершенно одинаковые. А вы как думаете? Раздать картинки. Дети их рассматривают.

Упражнение «Найди отличия» На картинках 12 отличий. Вы по очереди называете по одному отличию, повторяться нельзя.

Дети по очереди называют, чем одна картинка отличается от другой.

Молодцы! Вы очень внимательны.

Слайд 11. А внимание - одно из составляющих актёрского мастерства, его нужно тренировать. А сейчас, ребята, вы выполним ещё одно упражнение на внимание.

Посмотрите на расположение предметов на столе, запомните его. Закройте глаза, не подглядывайте, откроете глаза по моей команде. Поменять коробки местами.

Откройте глаза. Что изменилось? Дети отвечают.

Молодцы, с заданием справились!

Настало время открыть следующую коробочку. А в ней… кукла. Не простая - кукла-марионетка. Показать как работает.

Упражнение «Марионетки»: Каждый из вас участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела:

за шею,

палец,

ухо,

руку,

плечо,

пояс

Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное - расслаблено и болтается.

Слайд 12. Только что мы выполнили с вами упражнение на мышечную свободу - важный элемент актёрского мастерства, ведь актёр должен в совершенстве владеть своим телом, уметь напрягать и расслаблять определённые группы мышц, чтобы свободно чувствовать себя на сцене.

Прошу вас присесть. Дети садятся.

А ещё для вас, ребятки, в сундучке лежат загадки. Р аздать детям карточки зелёные с загадками и красные с ответами.

У кого зелёные карточки по очереди выходят на середину зала и загадывают загадку. Остальные отгадывают. У кого ответ на загадку - выходит сюда, и вы образуете пару.

Наша задача соединиться в пары - загадка + отгадка.

Загадки:

В кинотеатре - широкий экран,

В цирке - манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - сцена.

Знают актёры и театралы

На сцене трудиться придётся немало,

Чтоб спектакль мог родиться,

Нужна далеко не одна……РЕПЕТИЦИЯ.

Коль спектакль завершился -

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…… АПЛОДИСМЕНТЫ!

В театре скоро представленье -

Пусть все знают, видят, слышат:

О спектакле объявленье

Называется…..АФИША.

Спектакль ставит режиссёр,

Исполняет роль актёр,

А смотрят на сцену театра целители,

Они называются………ЗРИТЕЛИ.

Чтоб спектакль посмотреть

Должны это мы иметь,

Без него в зал хода нет,

Купим в кассе мы………..БИЛЕТ.

Дети соединяются в пары.

Одно из качеств актёра - умение взаимодействовать с партнёром, ведь театр - дело коллективное. Чаще всего на сцене одновременно играют два, три, четыре, а то и более актёров. Они должны уметь общаться, взаимодействовать, играть как один целый организм.

Слайд 13. Актёрский тренинг обучает актёра и сценическому взаимодействию.

Сейчас мы выполним упражнение на взаимодействие.

Упражнение «Зеркало»: 1-ые номера «зеркало», 2-ые смотрятся в зеркало, совершают какие-либо действия. 1-ые с точностью повторят движения 2-го. Нужно учесть зеркальное отображение, то, что 2-е номера делают правой рукой, 1-е делают левой.

Спасибо, ребята, за выполнение. Прошу присесть. Дети садятся.

Давайте заглянем в наш волшебный сундучок, там ещё много интересного. Достаёт грим.

Что это за коробочка? Это грим. Для чего он нужен? Дети отвечают.

При помощи грима актёр может изменить свою внешность.

Внимание на экран. Слайд 14 - грим.

Скажите, что помимо грима использует актёр для изменения внешности. Дети отвечают.

Правильно, сценический костюм. Сейчас я вам покажу элементы костюмов, а вы должны отгадать, какую роль играет актер, используя этот элемент костюма.

(Достать коробку: Красная шапочка, Дед Мороз, Буратино, Мальвина, Пират)

Занимаясь тренингом, актёр приобретает мастерство и выходит на сцену, играет роли. Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия занимались тренингом, думаю, настало время сыграть наш первый спектакль.

В моём волшебном сундучке есть коробочка одна

И для нашего спектакля очень кстати и нужна.

Достать коробку, в ней реквизит: канат, элементы костюмов: борода, платок, бантик, уши собаки, уши кошки, уши мышки, 6 ободков с листочком.

Распределить роли.

Игра «Репка»:

Вас с премьерой поздравляю:

Роль репки у этих ребят!

Представленье начинаем,

Реквизит у вас канат!

Вам все действия по роли нужно выполнять!

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть: тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Пришла бабка. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут, потянуть, вытянуть не могут. Позвала бабку внучку. Прибежала внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Прибежала Жучка, залаяла. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка мурлычет, мяукает. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка прибежала, запищала. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянули репку.

А теперь, уважаемые актёры - поклон зрителю. Взялись за руки и поклонились.

Сложите костюмы в коробку.

Ну, что ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Подведём итог:

В какой стране зародился театр? В Древней Греции

Кто является родоначальником русского театра? Скоморохи

Как можно изменить внешность актёра? При помощи грима и костюма

Как называется комплекс упражнений, который способствует развитию мастерства актёра? Актёрский тренинг

Какими элементами актёрского мастерства должен обладать актёр?

Техника речи, память физических действий, воображение и фантазия, внимание, мышечная свобода, взаимодействие.

Волшебный сундучок столько интересного рассказал нам сегодня. Открыть сундук. Ой, а здесь ещё одна коробочка. … Достаёт.

Интересно, что это?

Здесь лежат маски и письмо. Читает «Юные актёры! За ваши успехи в первом театральном занятии дарим вам маски. Если урок понравился - каждый возьмите себе на память весёлую маску, а если урок не понравился - грустную. С уважением музы театра Мельпомена и Талия.»

Дети разбирают маски.

На этом мы прощаемся с вами! Большое спасибо за интересный урок. Я приглашаю вас в Центр развития творчества детей и юношества в театральное объединение «Калейдоскоп», где вы сможете обучиться премудростям актёрского мастерства.

Спектакль закончился, Пора!

Взорвали зал аплодисменты!

Поэт сказал: «Вся жизнь-игра»,

Взошла актёрская звезда

И засияла ярким светом!

До свиданья! До новых встреч!

МКОУ Каменностепная СОШ

им. А.М. Иванова

Открытое занятие

по внеурочной деятельности

«Театральная мастерская»

во 2 классе на тему

«Знакомство с театром пантомимы»

Учитель начальных классов

I КК Андрющенко Ольга Ивановна

2014 – 2015 уч.г.

Тема занятия: Знакомство с театром пантомимы.

Цели: дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.

Задачи: научить владеть своим телом;

развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,

воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

Метапредметные УУД:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, о риентироваться в толковом словаре.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя , учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, п рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: Р азвиваем умение слушать и понимать речь других, у мение работать в паре и в группах , оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.

Ход занятия.

Орг. момент.

Учитель:

Дорогие мои ученики, я рада видеть вас снова на занятии нашей «Театральной мастерской»! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

Уважаемые гости, мы приглашаем вас на очередное занятие «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 2 класса. Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка, балконы. Мы приготовили для вас билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре.

Вы загадки отгадайте

И билеты – получайте!

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, -
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии - ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся - ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные...(декорации)

Если хочешь стать другим, -
Призови на помощь...(грим)

Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)

Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)

Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену -
Размечает … (мизансцену)

То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)

Хоть кого о том спроси,
Знают - были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи)

Дорогие гости, пересядьте согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.

Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.

1. АК__Р (АКТЕР)

2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)

З. СЦЕ __ (СЦЕНА)

4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)

    АПЛОДИСМ_Н_Ы (АПЛОДИСМЕНТЫ)

    _АКВО_Ж (САКВОЯЖ)

8. _ВЕТ (СВЕТ)

9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)

10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)

«Театр начинается с вешалки »

В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

Учитель читает стихотворение Тверской Елены

Монологи, разговоры,

Каждый раз, как в первый раз.

"Мир - театр, мы в нем - актеры";

Вечно сцена манит нас.

Я сегодня исполняю роль волшебницы. У меня в руках волшебная палочка. Как только я скажу волшебные слова, начнутся превращения.

Раз-два-три-четыре-пять,

Превращения начать.

Учеников 2 класса

Превратить в гномиков прекрасных.

(Дети одевают колпачки)

Учитель: Дорогие, мои гномики, уважаемые гости, приглашаю вас в кинозал посмотреть интересное видео.

Просмотр видеоролика «Пантомима»

Беседа по вопросам.

Вам было понятно происходящее на экране? (Да)

Что изобразила девочка? (Набирает номер телефона, никого нет, рядом пахнут цветы из соседского двора, она через дырку в заборе пролазит в чужой сад и рвёт цветы, рядом лает собачка, она пытается её успокоить, отвлечь, но собачка её кусает.)

Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика)

Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

Но, ещё существует пантомима.

Где нам посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

Найдите в своих толковых словарях это слово.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы-миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)

Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Индивидуальная работа.

- Дорогие, мои гномы, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.

Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный номер;
- Прогуливает собаку.

Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
когда ты ложишься спать;
когда ты потерялся;
когда на улице очень холодно;
когда у тебя болит живот;
когда на тебя прыгнул крупная собака;
если кто отнимает у тебя мороженое;
когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
когда попал на день рождения;
когда светит солнце.
навстречу бежит большой пес;
если в жаркий день искупаться в реке;

Задание 3. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
библиотекаря;
учителя;
тракториста;
милиционера;
регулировщика движения;
маляра;
учителя;
почтальона;
сапожника;
повара;

Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.

Работа по группам.

Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь, разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать.

Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша картинная галерея.

Репетиция и показ.

Тра-та-та, тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот.

Вышел маленький народ

Один дядя вот такой,

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тётя вот такая,

А четвёртая такая...

Д. Хармс

Раз, два, три – я взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а ученики, и не в театре на сцене, а в своём классе.

Вспомните, где в нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет и пока, полицейский)

А теперь повторим, что мы знаем о правилах поведения в театре.

Работа по стихотворению Агнии Барто «В театре»

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.

Беседа по стихотворению.

О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).

Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)

Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)

Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)

С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

Кто главный в пантомиме? (Мим)

Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия. Билеты останутся у вас на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.

Рефлексия.

На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.

Билеты вы оставите себе на память об этом занятии.

Подведение итогов.

Давайте поаплодируем друг другу.