Из чего сделаны ворота в слаломе. (803.5.) Проверка трассы слалома - Правила вида спорта «горнолыжный спорт» Общие положения для всех соревнований


Советы и инструкции

Соревнования... Встреча друзей-соперников... Подготовка, нарочито веселые шутки, немного более громкие, чем обычно голоса... Просмотр трассы... Предстартовый мандраж, команда "МАРШ!", первые трое ворот... Нервная дрожь перед второй попыткой - есть, что терять... Стиснутые после неудачи зубы и всегда надежда на лучшее в следующий раз... Соревнования... О том, как выжить среди всего этого, - наш следующий раздел.

Часть IV

Вопрос про руки в змейках и шпильках - один из самых часто встречающихся у совершенствующихся в слаломе. Мой ответ такой. Правило №1: при выходе из фигуры последний флаг сбивается традиционной внешней рукой, как на обычных горизонтальных воротах, иначе будут проблемы в следующем же повороте. Далее традиционная змейка из 3-х флагов сбивается одной рукой вся. Например, вышли из последних перед змейкой ворот поворотом влево, сбивая флаг правой. Далее входим в змейку, сбиваем первый флаг левой, как и обычно в правом повороте. Следующий флаг сбиваем опять той же рукой, как в гиганте, не убираем ее и не опускаем. И последний флаг змейки - той же рукой, таким образом выходим под привычную внешнюю руку (все ту же левую) и без проблем продолжаем. Если шпилька, то тут два варианта. Если не очень короткая, то меняем руку, как в обычных воротах. Если короткая и времени для смены рук мало - входим в шпильку с внутренней рукой к флагу, чтобы на выходе, не меняя руку, выполнить правило №1. Экзотическая, но не очень фигура - змейка с 4-мя флагами. В нее надо войти, как в шпильку, сбив первый флаг, как в гиганте, и дальше - этой же рукой, см. змейку из трех флагов. Вторая рука при этом - разумно произвольно, т.е. вниз не опускаем, сильно вперед не тянем, сильно в сторону не отводим.
Общее правило: не так важно, какой рукой вошел в фигуру, важно, какой вышел.

В идеале - на уровне плеча. Более высокое положение рук может спровоцировать подсед назад. Проблема с доворотом корпуса вслед за рукой (то, что не удается сохранить корпус смотрящим в долину) - проблема всех юниоров и малоопытных слаломистов. Причина глобальная в том, что

  • едешь далековато от флага, приходится тянуться рукой. Как следствие - разворот плеча и корпуса, а далее - раскантовка внешней лыжи.
  • из-за слишком округлой траектории не удается ехать не над лыжами, корпус едет почти по траектории лыж, а не "внутри трассы", что опять же вынуждает тянуть руку -- плечо -- корпус -- раскантовка внешней лыжи.

Помимо вытекающих отсюда способов исправления - ехать ближе, короче и не над лыжами, что в общем-то непросто, можно для предотвращения вращения корпусом при атаке флага поднимать и тянуть вперед и вторую, ненужную в этом повороте руку, но в разумных пределах и лишь до исправления первопричин №1 и №2.

Причин совершения такой ошибки несколько. Я назову все, возможно они все и присутствуют у Вас в разной степени:

  • Вы не контролируете положение внутренней лыжи, она у Вас, скорее всего, вообще в воздухе или полностью разгружена, и Вы ее инстинктивно "доворачиваете" в поворот, как бы стремясь довернуть пораньше, хотя бы одной ногой, при этом лыжи принимают положение буквы "V" и носок цепляет.
  • Вы едете слишком рано и проходите флаг, уже направив лыжи выше следующего и фактически закончив поворот. В этом случае очень трудно подъехать близко к флагу, поскольку к этому моменту Вы стоите уже почти прямо и попытка подъехать и атаковать заканчивается наездом внутренней лыжи на флаг.
  • Вы в принципе едете медленно и слишком округло, что сводит центробежную силу к минимуму, недостаточному для создания необходимого наклона и "выноса" ног и лыж, поэтому корпус и лыжи едут по близким траекториям, и попытка прижаться ближе к флагу корпусом и руками для атаки приводит к опасному приближению и внутренней лыжи.

Исправить все это поможет, безусловно, осознание причин и работа по их устранению. В идеале - тренироваться на очень простых пологих трассах с очень хорошим умеренно жестким РОВНЫМ покрытием БЕЗ КАНАВ. Старайтесь нарастить скорость, ехать прямее в лоб на флаг (если присутствовала причина №2), сокращайте время и радиус поворота, почувствуйте, что ноги с лыжами где-то далеко в стороне объезжают флаг, а корпус - внутри поворота.

Потери от атаки флага ботинками велики настолько, что лучше этого не делать. Делать это тем невыгодней, чем положе склон и чем менее закрыта трасса. Отдельное противопоказание для легковесов. Вплоть до того, что дети на пологом вообще блокируют флаги в слаломе, как в гиганте- внутренней рукой. И уж точно - не ботинками. Да и опасно это - при такой маленькой дистанции от флага слишком велик риск зацепить его внутренней лыжей. Короче, потеряешь больше, чем найдешь.

Насчет старта Килли, т.е. прыжком. Помню, читал воспоминания Онорэ Боннэ, тренера Килли, они засекали время до первых ворот со старта; Килли выигрывал до 0,4 сек за счет старта прыжком. Остальные тогда еще стартовали без прыжка. Теперь все стартуют с прыжком, выигрыш очевиден и ощутим.

Насчет выбрасывания вперед рук-ног. Давайте вместе посчитаем, что это дает: в расстоянии можно выиграть 50-60 см. При скорости на финише, допустим, 45 км/ч или 12 м/сек, это 0,05 сек выигрыш. Много это или мало - судите сами...

Долгая история. Фис и наши очки считаются одинаково. Сначала определяется цена секунды. Для этого некое число, называемое словом "фактор", и равное для слалома последние несколько сезонов 600, делится на суммарное время двух попыток победителя соревнований. Допустим, победитель в сумме показал 60 сек (30,0 + 30,0) Тогда цена секунды - 10 очков. Теперь можно сказать, сколько ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ Вы получили. Умножаете свой проигрыш победителю по сумме двух попыток на цену секунды (в нашем случае - 10) и получаете свои ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ. Понятное дело, победитель имеет 0 ОЧКОВ СОРЕВНОВАНИЙ. Но это - не квалификационные очки. Квалификационные очки получим, прибавив к очкам соревнований КОНСТАНТУ СОРЕВНОВАНИЙ. Константа зависит от очков лучших участников соревнований, и если грубо, то примерно, среднее арифметическое лучшей пятерки стартующих. Но если точно, то сумма очков лучшей пятерки стартующих плюс сумма лучших очков пятерых из первой десятки финишировавших, минус (ВНИМАНИЕ!) ОЧКИ СОРЕВНОВАНИЙ пятерых с лучшими очками из первой десятки финишировавших разделить на 10. Сложно, но можно понять, почему ТАК. Представьте, вся первая пятерка с лучшими очками проехала плохо или вовсе слетела? Тогда сработают вторые пять и увеличат константу. Или, наоборот, пятерку лучших разорвет молодое дарование с плохими пока очками, тогда то, что минус - очки соревнований пятерки с лучшими очками будет больше, значит, константа будет меньше, и это тоже справедливо.
И это еще не все. Короткие и простые московские и питерские склоны пенализируются, то есть константа ограничена не менее 70, или к ней прибавляется 20. Тоже справедливо. Настолько справедливо, что улучшить очки почти невозможно, проще на Урале или в Кировске на сложном, но без пенальти. Теперь, допустим, в нашем примере, Вы проиграли по сумме 5,6 секунды победителю, константа - 70, цена секунды, как говорили, - 10 очков. Тогда 56 (очки соревнований) + 70 (константа) = 126 очков. Чисто теоретически можно прикинуть Ваш уровень, проехав по одной трассе на время с тем, чьи очки известны. Но это - теоретически. А практически, когда дойдет до старта, получится существенно хуже, потому что поедете в существенно более дальних номерах по разбитой трассе, будете волноваться и ошибаться, трасса окажется сложнее, склон круче и длиннее, на том тренировочном спуске Ваш визави не ехал во всю силу, еще что-нибудь.

Речь здесь вот о чем. Можно ехать по трассе слалома округлыми сопряженными поворотами почти постоянного радиуса, тогда без особых усилий достигается хорошее скольжение и скорость, но путь удлиняется. Помимо этого практически невозможно получить ускорение в повороте, что на пологом опять же снизит и линейную скорость. Стремиться же надо к спрямленной траектории, состоящей из дуг окружностей большого радиуса на подъездах к древкам, и малого радиуса - непосредственно возле флагов. При этом важно достичь максимума давления на лыжи до флага, чтобы после, при снятии давления, лыжи как бы "пульнули", разгибаясь, лыжника вперед. При этом необязательно, да и нежелательно, чтобы произошел отрыв от снега, просто надо получить от распрямляющихся лыж ускорение. Для этого в начале активной части поворота лыжи надо максимально прогнуть, что легче сделать, если сильнее загрузить с носка.

Толкаться надо. Особенно на пологом. На крутом - сложнее, но тоже надо. Толкаться надо до флага, а лучше - до линии падения. Но не сразу после перекантовки, поскольку, как верно заметил, лыжи должны быть загружены, а это происходит уже при приближении к флагу, то есть в момент, когда угол закантовки приближается к максимуму, радиус - к минимуму. Собственно говоря, факт распрямления ног при подходе к линии падения общеизвестен, но ноги можно просто выпрямить- выпустить, сколько траектория лыж попросит и приложить усилие, необходимое лишь для противостояния ЦБ силе, а можно добавить ускорение ЦМ сверх центростремительного, определяемого радиусом поворота, тогда из поворота можно выйти со скоростью, большей, чем та, с которой вошел (очень наглядно на роликах получается).

Для каждого уровня мастерства существует уклон, при котором лыжник уже не будет толкаться, а будет пытаться хотя бы сохранить чистое резаное ведение (если пойти дальше, при дальнейшем увеличении уклона более слабые начнут просто выживать, разворачивая лыжи поперек сначала до флага, а потом и после).

На совсем пологом даже не очень сильные лыжники выполняют выталкивание в повороте, интуитивно поймав это движение и почувствовав ускорение, которое это приносит.

Слалом Бонне - это трасса слалома или гиганта, выставленная без внешних флагов ворот, кроме фигур, которые ставят все-таки полными воротами. Названа в честь ее изобретателя - Оноре Бонне, тренера Килли. Просто экономит время постановщика. На сегодня правила ФИС допускают такую постановку слалома даже на соревнованиях, должны быть полностью обозначены только первые и последние ворота, а так же фигуры.

Что касается трассы для параллельного слалома - это частный случай Бонне, выставленной двойными флагами, как для слалома-гиганта, но с расстояниями очень широкого слалома и без фигур. Метров по 14-16 между воротами. Едется на слаломных лыжах. На рампе в прошлом году стояли именно такие две трассы. В этом году две параллельные трассы были выставлены одиночными слаломными флагами. Наверное, решили еще сэкономить и перещеголять в этом Бонне. А если серьезно, это меняет технику прохождения трассы, даже при тех же расстояниях между воротами - в первом случае техника гигантская, несмотря на слаломные лыжи и время, отпущенное на поворот, во втором - слаломная. Способ блокировки флагов в данном случае оказывается определяющим...

В свое время математичка в школе, посмотрев мою тетрадку, сказала: "Ну и почерк! Отрицательные черты гения - налицо, теперь осталось приобрести положительные."
Это я к тому, что спрямление - психологически сложная, а технически - простая часть задачи. С технической стороны гораздо сложнее исполнить вторую необходимую часть - короткий чистый поворот, преимущественно до флага. А если поворот недостаточно короток и основная часть его происходит после линии падения, то спрямление только навредит, этим спрямлением усугубляешь опоздание с каждым поворотом. Получается, предыдущий поворот закончил очень поздно, едешь почти поперек склона и при этом прешь на флаг, чтобы следующий поворот сделать еще позже... Другое дело - начал активно кантовать и загружать лыжи за 3 м до флага, подходя к нему, уже направил лыжи почти в сторону следующего, пройдя флаг, вскоре закончил поворот и поехал почти по прямой, СПРЯМЛЯЯ, по диагонали, а не поперек, к следующей точке начала активной фазы поворота. Надо понимать, что хоть спрямленная, хоть круглая траектория (а степень спрямления зависит от мастерства) должна быть ранней. Показатель здесь - то, куда направлены лыжи в момент прохождения флага. Они должны смотреть почти в сторону следующего флага. Второй момент - начало активной работы по траектории. Чем бОльшую часть поворота удастся выполнить до линии падения, "отталкиваясь от склона вперед", тем большее ускорение получишь и тем меньше потеряешь после флага, в том числе, из-за неконтролируемого сноса. Важно здесь с точки зрения механики то, что до линии падения ц.б. сила и составляющая силы тяжести частично взаимно вычитаются, а после - складываются, и поэтому после лыжи удержать сложнее. Значит, поворот и максимум ц.б. силы, соответственно, лучше переместить по траектории вверх. Пусть там, в первой половине дуги, они борются друг с другом, а не с тобой и твоими кантами, как это происходит после флага.

Пытался понять про "поворот выше линии падения" - и никак не получается разложить в голове, как это возможно. Или идея в том, чтобы отталкиваясь от лыж в первой половине дуги, набрать эту самую боковую скорость, и проблемы сноса после линии падения - отчасти проблема статичного катания, пусть иногда и с неплохой закантовкой, но без боковой работы?

Примерно так. Поясню еще к этому, что если до линии падения с силой выпрямлять ноги и наращивать активно давление, то после нее ты начнешь давление снимать и ноги подтягивать, уменьшая тем самым нагрузку на канты и опасность срыва или перегрузки, которую сам не сможешь выдержать. Не только набрать в новом направлении, но и погасить в старом.
Удивительным образом такое "смелое" смещение работы вверх и укорочение длины активной фазы на крутом дает одновременно повышение надежности спуска, увеличение скорости, и, что самое удивительное, - очень заметную экономию физических усилий! Абсолютно несочетаемые, казалось бы, даже два пункта из трех, но это - чистая правда! Мне удавалось в этом году проезжать по 6-7 раз за тренировку 50-воротный слалом с очень крутым участком из 15-ти примерно ворот. Удаваться это стало только после исполнения рекомендации тренера, которая по- русски звучала примерно так: "постарайся давить раньше и короче, не надо после флага так долго контролировать лыжи, не надо так тяжело работать после линии падения, не вставай после нее, наоборот, пусти ноги под себя, сними давление!"

Риски - да, а потери времени от ИЗЛИШНЕ раннего захода в каждом повороте могут быть существенно больше потерь от пары небольших опозданий. Перезаход - следующая ошибка по мере прогресса после искоренения опозданий, это как неизбежная гипертония после гипотонии. Исправить перезаход сложнее, чем опоздания. Конечно, если сравнивать опоздание в каждом повороте на крутом по закрытой трассе с несколько излишним заходом, второе предпочтительней. А что лучше, 90/50 или 140/90 ?

Нет, не надо к этому стремиться. Ничем не оправданная ошибка. Одно время у молодежи проскакивало, у Бигмарка, Миллер этим грешил, с полными снега защитами на финиш приезжал. Все это - следствие отсутствия контроля за внутренней рукой и плечом, иногда - еще и из-за слишком задней стойки. Пользы от этого - ноль. Вред, скорее, не в самом касании снега рукой а в причинах, которые это вызвали. Лыжники, являющиеся общепризнанными образцами техники в слаломе, такие как Райх или Костелич, этого не делают.

Я бы не стал так уж преувеличивать, 100% там все-таки нет, руки все время очень близко к снегу, иногда цепляет. Я - не тренер Лизеру, поэтому мое мнение на этот счет, наверное, не важно. Думаю, присутствие - отсутствие этого движения определяется в первую очередь телосложением и, как следствие, особенностями техники спортсмена. А отношение к этому безотносительно личности я уже высказал - считаю это ошибкой, хотя и не смертельной. Кто-то избавился, кто-то не обращает особого внимания на это, но осваивать специально это касание, как элемент техники, точно не нужно.

Отвечу сначала на вопрос про имитацию на роликах. На роликах это сделать легко, но механизм, отработанный на роликах, на лыжах не сработает, на лыжах существенно сложнее как технически так и физически укоротить поворот. А на роликах достаточно просто чуть довернуть стопы. Вообще с появлением "трубы" я от роликов отказался. Слишком многое, пригодное для роликов, вредно для лыж и наоборот, хотя второе и не важно.

Что касается движения коленей (особенно внешнего) вперед и, кстати, внутрь тоже,- то его надо делать до флага, а после флага уже постепенно убирать, как коленную закантовку, так и задавливание носков посредством подачи коленей вперед. Смысл тут в том, что для раннего короткого выхода из-под флага необходимые действия производятся ДО. Исполнив короткий ранний поворот, закончив его активную часть вскоре поле флага, Вы окажетесь там, где надо по высоте и направлению траектории. И наоборот, если возникли видимые проблемы в данном месте и в данное время, значит, ошибку-то Вы совершили несколько выше по склону.

По правилам ФИС ширина вертикальных ворот в фигурах должна быть в пределах 4-6 м. Реально ставят 5-6 м. 4 м - это очень узко, но в пределах правил. Вряд ли ставят короче 4 м, но если вдруг - проверить это просто - 4м это 2,5 мужских слаломных лыжи. Лучше, конечно, рулетку с собой иметь. Далее, если факт нарушения регламента ФИС при постановке трассы очевиден, надо обратиться к главному судье соревнований, лучше, если это сделает тренер. Понятно, что надо успеть это сделать в самом начале просмотра, чтобы было время на исправление, потому что пока найдешь судью, потом пока он найдет постановщика, пока его убедит, что он не прав... Вообще я не помню на ФИСах такого. А на соревнованиях попроще, как правило, народ побазарит-погундит, но никто ничего не делает и все мумукаются в неграмотно поставленной трассе.

На основании опыта предыдущих стартов и тренировок. Если есть сомнения, померить лыжами расстояние между воротами и прикинуть на глаз развод по горизонтали в сравнении с соседними воротами. Но все зависит еще и от уклона, покрытия. Ничто тут опыт не заменит. Приобрести его быстрее можно, если самому ставить трассы на тренировках. Еще полезно переставлять трассу на тренировках и перед началом проездов по каждой новой трассе просматривать, как на соревнованиях, а потом С ПЕРВОГО РАЗА пытаться ехать во всю силу.

Умение определять простые и сложные места в трассе - одна из составляющих мастерства. У опытных спортсменов она присутствует в бОльшей степени, но это далеко не единственная причина, почему они, вроде расслабленно и не напрягаясь привозят менее опытным порой по нескольку секунд. Мастера не делают лишних движений, не суетятся, как при диарее, это и создает отчасти ложное впечатление, что они не торопятся... На самом деле они незаметно для глаза неискушенного зрителя прикладывают серьезные усилия для ускорения в каждом повороте, движения эти короткие и экономные. Поспешай, не торопясь...

Заглаживание бывает начальное, при просмотре, и промежуточное, в перерывах между участниками. Как правило, заглаживают через каждые 20-30 участников. У любого заглаживания цель - вынести мягкий или отработанный снег как можно дальше за пределы трассы. Помимо этого, при средней жесткости покрытия - "стереть " "рельсы" и убрать внутренний бруствер. Посему, задач несколько, и способов заглаживания - несколько, но, как правило, делают его плугом с максимальным отведением внешней ноги, но при этом носок внешней лыжи должен проходить как можно ближе к внутреннему флагу, а внутренняя лыжа - вообще с другой стороны, а флаг - между ног. При этом, поскольку заглаживающих много, те, кто идут не в числе первых, должны оценить, что их предшественникам удалось, а что - нет и уже корректировать по ходу, например, загладили слишком узко, внешний бруствер - в опасной близости, особенно для не самых опытных участников - значит, надо акцентировать внимание на расширении проглаженной части и удалении бруствера подальше от трассы.

Самой серьезной ошибкой при заглаживании является скидывание отработанного снега в канаву, вроде как для заравнивания. Еще типичная ошибка при первичном заглаживании при просмотре - это неверная оценка будущей траектории в сторону более высокой, чем будет на самом деле. В этом случае менее опытные спортсмены утыкаются во внешний бруствер, что приводит иногда к неприятным падениям.

(Вопрос по тактике прохождения трассы современного слалома. Траектория движения лыж понятна. На крутых участках заход высокий и у флага лыжи уже направлены на следующий высокий заход. На пологих заход почти на флаг и поворот чуть выше, но как будто вокруг самого флага. Суть примерно такова?)

Суть примерно такова. Но на крутом у флага не надо слишком сильно направлять лыжи в следующий поворот, а так, слегка, иначе проедешь существенно более закрытую, чем стоИт трассу. Да и легче ехать, если не переповорачивать. А пытаясь ехать слишком рано, переповорачивать будешь обязательно. Вообще я помню, как давным-давно в Хинтере я однажды, "обнаглев", поехал существенно прямее, получилось на порядок быстрее и страшнее, но на удивление легче! Проще, пусть на бОльшей скорости, но делать все-таки менее закрытые повороты. Тут надо только привыкнуть, поднять скоростной барьер, не только в физическом, но и в психологическом плане.

Атакуя флаг, слаломист смотрит внутрь трассы, как внутрь коридора. Все остальное время - тоже. При этом многократно меняет угол зрения по вертикали и смотрит то на ближайшие ворота, то на более дальние. Под ноги и на атакуемый флаг не смотрит. Головой за лыжами не крутит. Как, впрочем, и корпусом. Траектория корпуса похожа на траекторию лыж, только более прямая.

Крайне редко можно задействовать и внешний в повороте щиток, не только потому, что внешняя идет дальше, но еще и потому, что внутренняя всегда чуть впереди.

Насчет блокировки - действительно, бьешь, как правило, палкой сразу возле окончания защиты кисти, из-за чего палки "устают" и ломаются... Основную работу по блокировке флагов все-таки лучше делать не ногами, а руками, так флаги меньше тормозят лыжника, умозрительно это легко представить, даже не вдаваясь в физику. Вообще у внешней блокировки масса нюансов, особенно, когда речь идет о молодых и (или) неопытных лыжниках. В частности, если, к примеру, лыжник идет недостаточно близко к флагам, и все равно тянется внешней рукой к флагу, он разворачивает корпус в сторону поворота, разгружает и раскантовывает внешнюю лыжу. Иногда лучше внутренней. Например, еще детям на пологом. Убирая флаги, как в гиганте, они не теряют столько кинетической энергии, которая у малышей наперечет... В фигурах не обойтись без комбинации внутренней и внешней блокировок.

(Из просмотра КМ, того же Нойройтера, создается впечатление, особенно в крутых поворотах, что кисть проходит "внутреннее" вешки, палка лишь отводит ее слегка наружу, а дальше основную работу делает голень. Как бы, они не заморачиваются вешками, просто, несут руки внутри коридора.. А некоторые из нас вовсю лупят защитой рук по вешкам, да еще и внутрь поворота.)

Руки несут внутри коридора. Не боксируют. Но и не отводят, если блокировка не внутренняя, реально сбивают вперед и добивают голенью. Дети, я уже говорил ранее, едут с внутренней блокировкой, чтобы меньше терять скорость при столкновении с каждой вешкой, у них массы более соизмеримы с вешками, чем у взрослых. При глубоких дальних канавах у детей при их меньшем росте есть еще один резон ехать с внутренней блокировкой - чтобы не тянуть внешнюю руку к флагу издалека, с разворотом плеч и корпуса вслед за лыжами и потерей закантовки и резаного ведения.

Да никуда не надо направлять. Куда ляжет, туда ей родимой и дорога... Просто вперед летит по направлению движения лыжника в момент касания вешки. Никто не прицеливается. Под лыжи она никак не может попасть, только по лыжам сверху может ударить, что на сильном морозе неприятно для лыж и для флагов, но никуда не денешься... Самое важное тут как раз не только не прицеливаться, а вообще как можно меньше обращать внимание на флаги, сконцентрировавшись максимально на ведении лыж. А от палок...- так, лениво отмахиваться, как от назойливых мух... Не отвлекаясь от основного занятия...

Такие оценки - дело неблагодарное. Как прогноз погоды... Мазь - от 0,2 до 0,5 сек, в зависимости от состояния снега и лыж. Чистые лыжи - 0,2, неправильно наплавленные - 0,5. Комбез - от 0,3 до 0,5 сек. Зависит от постановки трассы и скорости. Старт - около 0,3 сек. Не чистое ведение лыж - более 2,5 сек.

Актуальный вопрос. Для всех абсолютно актуальный. Даже те, кто не признается, что волнуется перед стартом, на самом деле волнуются. Даже те, кто не признается самому себе. Бенни Райх волнуется. Так волнуется, что на финале уже который раз отдает Кубок Мира. Прангер волнуется. Чтобы побороть волнение, заводит себя зубодробительной жужжалкой, которой его научили спортивные психологи. Миллер волнуется. Убеждая всех в обратном своим пофигическим видом, убеждает и себя самого. У каждого - свой способ. Швейцарский тренер учил меня примерно так: выходя на старт, думай, что вот, отличный денек, шикарная трасса, сейчас с УДОВОЛЬСТВИЕМ прокачусь по ней... Мда. А если стартовый номер - 113-й, канавы, туман, заклятые "друзья- соперники" ждут твоей ошибки и возможности тебя разорвать, наконец?
У меня свой способ. Не уверен, что он годится всем, но все же поделюсь. Надо придумать для себя некое ключевое действо, ну как у Прангера, мимическую жужжалку или песенку какую... Вот у меня - песенка Битловская. Стоя на старте, за одного-двух участников до старта, я начинаю ее петь (потихоньку, можно про себя) и перевожу тем самым возбуждение нервной системы из плоскости страха в плоскость этакой восторженной злости. Состояние (не пробовал, но, думаю, такое), как под "экстази" у тинэйджеров на дискотеке. Очень важно тут, что возможна конвертация возбужденной нервной системы из страха- волнения в просто возбуждение и восторг, вроде беспричинный, но полезный для первых 3-х ворот. После третьих ворот у ВСЕХ все становится на свои места. И если не бороться с волнением, то тоже встает на место, но трое ворот (из 20-ти на московских покатушках) вы ехали на ватных негнущихся ногах, проиграв самому себе не волнующемуся, от секунды до бесконечности! Помимо этого, конечно, с опытом приходит относительное спокойствие. Если ездить на соревнования часто и долго, то начинаешь относиться к ним, как к обычной работе. Но не до конца. Потому что можно ведь и просто валерьянки нажраться и абсолютно пофигически на старте себя чувствовать. Но это - тоже плохо. Может, даже еще хуже, чем избыток адреналина. Поэтому волнение на старте - это нормально и необходимо. Надо просто научиться его трансформировать и использовать для достижения лучшего результата.

Трудно тут хоть сколько-нибудь достоверно оценить реальные радиусы. У меня есть какие-то предположения, частично основывающиеся на простых расчетах, привязанных к радиусу лыж и углу наклона голени, частично на визуальном восприятии следов... Тут ведь еще все зависит от класса, как сильного лыжника, так и слабого. В пределе у слабого лыжника радиус на округлой траектории приближается к радиусу геометрии слаломных лыж и равен 12-13 м. Если лыжник чуть посильнее, то 10-11. Все эти радиусы возможны на пологом и мягком - иначе слабых начнет сносить боком. У крепкого любителя или ветерана - 9-10м. У сильного спортсмена уровня КР это 6-7м. У топ-лыжников КМ еще на метр меньше. Разумеется, про слалом говорим.

Набирать скорость до шлагбаума не запрещено, это как раз - главная цель технично исполненного старта, старта Килли. Другое дело, что при этом палки должны быть воткнуты в снег ПЕРЕД шлагбаумом. Иначе, понятное дело, можно разогнаться и с пяти метров до шлагбаума...
Лыжами подтопывают для того, чтобы разогреть ступни, для самозавода, эмоционального подъема, просто чтобы снег стряхнуть иногда... Продвижение вперед при этом - совсем не главное, а второстепенное движение.

Руки здесь - важная составляющая успеха (и неуспеха) и, возможно, все дело в них. А может, и нет. Возможно, Вы едете шпильки слишком прямо (а вот, кстати, понять бы, именно шпильки или также и змейки вызывают затруднения). В любом случае, напрямую фигуры можно проезжать только в том случае, если из них - открытый широкий выход на пологом участке трассы. Во всех остальных случаях в фигурах надо поворачивать, по крайней мере, за флаг до выхода - обязательно, тем самым подготовив следующий закрытый поворот. Просто очень трудно, проехав по прямой, вдруг опять начать поворачивать.

Насчет стойки - нет никаких показаний к её изменению в любую сторону в фигурах. Еще важно то, что в змейках и шпильках более короткие повороты проходятся только за счет работы голеней и коленной ангуляции - времени на работу бедром (про корпус вообще не говорим) нет.

Тактически лично для меня шпилька или змейка - это возможность наверстать опоздание и передохнуть перед следующей чередой тяжелых закрытых поворотов. Войти в фигуру всегда легче, даже запаздывая. Выйти надо коротко и высоко.

Не совсем. Чем круче склон при наличии жесткого покрытия, тем резче, а главное, короче должен быть как импульс, так и сам поворот. А чем жестче склон, не важно, на крутом или на пологом, тем короче может быть импульс врезания.

Грубо говоря, метра за три до флага надо врезать носки, совсем немного не доходя до флага, надо достичь максимума закантовки, далее - снимаем, как давление, так и угол закантовки, разгружаем лыжи, едем прямо по диагонали, не доезжая следующего, флага начинаем все с начала... Кстати, тут еще очень важно начать следующий поворот, не доехав до следующего флага не только по вертикали, но и по горизонтали. А то многие на крутом, перестраховываясь, не доезжая до флага 3-4 метра, находятся уже над ним.

Как пройти слаломную трассу по оптимальной траектории не знаю. Но хорошо знаю про неправильные траектории: слишком прямая и слишком круглая. Поэтому методом «от противного» можно нащупать свою траекторию. Нужно предупредить, что рассуждения спорные и очень субъективные.

Траектория в трассе слалома

Как уже отмечал во , прохождение трассы подразумевает повороты именно там где нужно, а не где получится. В этом очевидное отличие от свободного спуска, где можно вписывать дуги в особенности рельефа, легко и непринужденно контролировать скорость. Но главное даже не в этом. В свободном спуске гораздо легче использовать на все 100 свой уровень техники, давить на лыжи со всей силы, кантовать до предела. Даже больше. Если в технике есть пробел, то соответствующую ему часть дуги можно просто проскочить, не заметив этого пробела. При переходе в трассу все с точностью до наоборот. Пробелы в технике разрастаются захватывая существенную часть дуги, сила и закантовка уменьшаются, а сами движение становятся более сжатыми, что ухудшает ведение дуги. К сожалению нормальное явление, когда визуально по трассе и в свободном катании едут как бы два разных человека. Даже хуже. Думаю, при любом уровне лыжника можно поставить такую трассу, что его будет не узнать.

Форма траектории

По моим наблюдениям траектория в трассе сильно зависит от конкретного горнолыжника, не только от класса, а и от привычки и физических данных.

Слишком прямая траектория. Когда начал ходить по трассе, моя траектория состояла из отрезков прямых. Фаза косого спуска до вешки, около вешки поворот, далее опять фаза косого спуска. В гиганте это конечно не работало, большие скорости не позволяли удержаться в таком резком повороте. Поэтому для гиганта работало правило: направление косого спуска от вешки на внешний флаг, то есть метров на 10 в сторону от трассы. Точка начала поворота — когда следующий флаг под тобой. Потом этот же подход перенес в слалом, но в меньшей мере, целился при выходе из поворота на 1-2 метра в сторону от флага. Так и проездил до начала эпохи карвов. В общем-то вопрос траектории тогда для меня не стоял совсем, лыжи хоть и шли по небольшой дуге, но по внутренним ощущениям это были косые спуски, поэтому можно было давить в лыжу не опасаясь, что она вдруг резко завернет не туда.

Слишком круглая траектория. Сына учил сразу ездить круглыми поворотами на карвах (подробнее ), поэтому когда он стал ходить трассу, то сопряжение дуги поворота с вешкой было довольно сложным, его все время выносило далеко от трассы. Но при этом он классно давил в лыжу на всей дуге, а лыжи шли без проскальзывания.

Это и есть два крайних случая траектории. Разумеется в силу привычки тяготею к слишком прямой траектории, что не правильно. Но могу и поставить задачу пройти совсем круглыми поворотами так, чтобы около вешки ехать поперек склона.
И хотя это тоже неправильно, старался ездить в сезоне 2016 именно так, поскольку в моем случае нужно поработать с настройками «головы», отучиться от прямых прострелов.

Работа над траекторией

На тренировках, когда утюжишь одну и ту же трассу есть возможность прощупать разные дуги. Критерий правильных дуг, это когда можешь идти не только без проскальзывания, а еще и выжимать ускорение из дуги. К сожалению это зависит не только от траектории, а и от постановки трассы. Далеко не все повороты (в моем случае) можно так пройти. Приведу пару индикаторов, по которым можно узнать неправильную траекторию.

Траектория слишком прямая , если при выходе на вешку появляется статичная поза. Даже скорее зажатая. Это значит, что не можешь ни задавить лыжу больше, ни закантовать, ни опуститься ниже, потому что иначе «схватишь» вешку. Правда, то, что «схватишь вешку» я не чувствую, это остается в подсознании. А в голове «хорошо», поскольку классно вышел на вешку и спокойно (ведь все уже сделал) ждешь, когда можно сделать следующее движение. Статичная поза часто сопровождается еще неприятным соскребанием, и еще может «гулять» внешняя лыжа, поскольку ей не хватает загрузки. Это хороший критерий, поскольку легко замечается. В следующем спуске нужно заставить себя «подальше» отъехать от трассы и потом как бы возвращаться. Для начала сантиметров на 10 (по внутренним меркам), а потом еще на 10. Главное, чтобы полностью ушла «заморозка», то есть к вешке подошел с естественным окончанием движения корпуса вниз, но не до предела.

Траектория слишком круглая , если корпус слишком выносит из «коридора» трассы, то есть за вешки. Имеется в виду скорее ощущения в начале поворота. Обычно стараюсь направить корпус вниз-вперед, к следующей вешке, когда прохожу середину коридора, то есть, чтобы дальше наружу ехали только ноги. Это часто приводит к слишком прямой траектории, но если «зазеваться», то сразу выносит за коридор. В целом этот критерий не настолько четкий. Вполне возможно, что еще предстоят откровения в следующем сезоне 🙂

Еще два наблюдения, которые могут противоречить друг другу. Первое — это совет от Александра Гераськина (он дал его лет 10 назад), в траекторию крайне желательно вставить прямой участок вниз (когда вышел на вешку). Нашел картинку в интернете с одной из многочисленных трактовок фаз поворота. На картинку поставил вешки (красные кружочки), а траектория, как считаю соответствует движению лыж, то есть следу. В терминологии этой картинки «1-я треть поворота» относится к теме « «, а вот «2-я треть» это как раз этот «прямой участок от Гераськина». Второй совет слышал от нескольких тренеров, но в этом сезоне наиболее четко его сформулировал Борис Прошляков. Непосредственно перед вешкой нужно вставить прямой участок поперек склона, а поворот должен быть сделан до этого участка (на картинке отрезок от середины «3-я треть поворота» до середины «Косой спуск») . А на этом участке нужно просто давить в лыжи в самой низкой стойке и спокойно ехать к вешке, потом также спокойно ее пройти и только после этого готовиться ко входу в следующий поворот. Привел здесь эти два момента, поскольку излишний акцент на первый из них приведет к слишком прямой траектории, а излишний акцент на второй — к слишком круглой. Так все запутано 🙂

Предсказуемость траектории

Все рассуждения выше отлично бы работали, если бы катался на коньках по катку. В реальной трассе, даже в тренировочной по которой идешь 5-й раз, я не могу быть уверен, как поведут себя лыжи, ноги, корпус и руки. Даже хуже. В свободном спуске я вижу как лыжи идут по дуге, а в трассе все внимание уходит на вешки и траекторию корпуса, поэтому траектория по которой идут лыжи выпадает из поля зрения. Как оказалось, с этим можно работать. Как-то в день свободного катания часть склона оказалось прокопанной до льда в виде слаломных дуг, а в остальной части кататься было неприятно, из-за «сыпухи» лыжи закапывались при закантовке. Решил походить по этой стихийной, неразмеченной слаломной трассе и обнаружил, что ощущения довольно похожи на «настоящую» трассу, движения сразу стали скованными, а повороты более рваными, но аккуратными по следу. Ввел это в комплекс упражнений для свободного катания. Не просто едешь, а как бы рисуешь взглядом дугу перед собой и едешь по ней. Ощущения нравятся, нужно будет накатать в следующем сезоне. А если представить, что может быть через несколько сезонов, то воображаю горнолыжные очки (маска по современному) с дополненной реальностью, с проецированием в зрение начерченной на снегу траектории и поставленных вешек, которых в реальности нет 🙂

Верить лыжам

Нужно не просто соблюдать траекторию, а выжимать из нее «рельсовость». То есть не бояться (причем на уровне инстинктов) задавить лыжу. Для этого нужно быть уверенным в поведении лыж. У меня такая уверенность бывает, к сожалению, не часто. Без этого лучше в лыжу и не пытаться давить, инстинкты переведут усилие в сброс пяток или в равномерное соскребание. За этот сезон уверенности в лыжах прибавилось. Вообще, по пониманию на сейчас, уверенность в лыжах лучше нарабатывать в свободном катании, спускаясь разнообразными по крутизне и перегрузкам поворотами в разных стойках, но с обязательными чистыми дугами.

Слитность траектории

Иногда ловлю прекрасные ощущение от слитности поворотов трассе. Особенно это заметно в фигурах. Например, закрытый поворот, за ним шпилька, в которую едва успеваешь вписаться (поэтому корпус не поднимается, как обычно в шпильке), и снова закрытый поворот. То есть, получается как бы большая «гигантская» дуга с «перекладкой» кантов посередине. Так вот, если при этом остается ощущение только «большой дуги», то, как мне кажется, это и есть идеальная траектория с идеальным «рельсовым» проходом. На «Огасаках» стал ловить такие ощущения гораздо чаще, видимо сказывается то, что у меня с Атомиками некоторая несовместимость в виде прерывистости ведения дуги на входе в поворот.

Корректировка траектории на лету

Допустим, что все изложенное выше получается. Но в трассе что-то может пойти не так. Как минимум по двум причинам. Первая, это всякие неровности склона, канавки, бугорки, которые могут кинуть лыжи несколько не туда. Вторая, это необходимый дрифт, т.е. заблаговременное соскребание. Связано это с тем, что траектории резаного поворота в данном случае может просто не существовать. Как выходить из таких ситуаций знаю пока только в теории. В тректории есть специальное место для корректировки. Видимо это «прямой участок» на входе, о котором говорил Александр Гераськин. На входе в поворот нужно поставить лыжи на канты, но проявить выдержку и давить не сразу, постепенно увеличивая и давление и угол закантовки. Это дает возможность хорошо «прицелиться» к основному давлению на подходе к вешке. При этом можно корректировать траекторию, сдерживая или увеличивая давление в лыжи и закантовку. К сожалению, кроме этого пока сказать нечего. Надеюсь, в следующем сезоне поймаю именно «мои» ощущения.

Вадим Никитин

Оптимальная траектория поворотов. Очевидно, кратчайшая траектория на слаломной трассе - это изломанная линия, соединяющая внутренние флаги ворот. Однако скоростное преодоление дистанции слалома по такому пути практически неосуществимо, ибо лыжник не в состоянии создать при закантовке огромную реакцию опоры для образования должной центростремительной силы. Следовательно, наибыстрейшая траектория в слаломе - движение по оптимальной волнообразной кривой, проходящей вблизи внутренних флагов у каждых ворот. Оптимальный спуск требует плавного чередования поворотов с допустимыми нагрузками в моменты закантовок.

Наиболее плотное к флагу скольжение выполняют с помощью специальных приемов: убирание плеча и сбивание флага. Сбивание флага может сочетаться с приемом убирания плеча и выполняется «открывающим» движением плеча (реже предплечья или спиной).

Сбивание флага, вызывая чувствительный удар, сильно тормозит движение и может нарушить скольжение лыж и равновесие слаломиста. Здесь необходима полная уверенность в тактической целесообразности такого сокращения дуги поворота с точным учетом возможности риска от столкновения с прочно установленным древком.

При выборе того или иного приема на конкретном участке трассы необходимо учитывать следующие факторы: траектория спуска (для поворота это означает величины его радиуса и кругового угла), крутизна и рельеф склона, состояние снежного покрова, скорость движения и характер последующего спуска.

Так, в незаконченных (с круговым углом до 120°) средних и отлогих виражах слалома наиболее эффективны техника основного и броскового поворотов, использование короткого бокового жима. В средних поворотах наиболее часто применяют боковой наклон коленей, вращательный бросок таза, разворот лыж стопами, опережающий нырок, авальман. На крутых склонах, особенно в поворотах малого радиуса, самыми эффективными приемами являются толчковый и авальман-повороты. Здесь используются также в разных сочетаниях опережающий нырок, боковой наклон коленей и бракаж. Для торможения могут быть использованы жим из упора и винтовое движение.
В крутых и средних поворотах с большим круговым углом (120-180°), а также в поворотах с крутыми выходами, заканчиваю­щихся крутыми траверсами вплоть до горизонтального направления (см. рис., ворота № 14-15), применяют коньковый поворот. Типичные фрагменты трасс для этого тактического решения (отнесенные в сторону горизонтальные ворота № 3, 4,11, смещенные по горизонтали змейки) - характерный элемент конфигураций современных трасс слалома (№ 12-14, 15-17).

Сложность преодоления смещенных вертикальных змеек состоит в том, что в верхней змейке лыжник использует узкую траекторию поворотов на параллельных лыжах с активной работой коленей (верхняя часть тела обеспечивает только правильность прохождения фигуры путем убирания плеч или сбивания флагов), после чего ему предстоит сделать крутой поворот с заходом в следующую змейку. В данном случае наибольший выигрыш во времени дает резаное скольжение в коньковом повороте с характерным для него небольшим сносом задников лыж. На рис. на точечном фоне обычного поворота на параллельных лыжах с сильным соскальзыванием задников в конечной части дуги показано преимущество резаного скольжения конькового хода, здесь практически устранено торможение, а опора на верхний кант внутренней лыжи способствует высокому заходу в следующую змейку.
В отлогих виражах большого кругового угла (законченные повороты) используется шаг-поворот, который позволяет извлечь максимальный эффект из резаного скольжения на леденистых трассах.

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.