Секреты китайской медицины 300 вопросов о цигун.


Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ЦИГУНОМ

Содержание цигуна, кратко говоря, сводится к тренировке ци и тренировке воли (и). Иероглиф «ци» в сочетании"цигун" означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигуне значит упражнять ци и упражнять и, т.е. с помощью и вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению ци соответствующих внутренних органов. Посредством таких процессов укрепляется изначальное ци (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней. В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигуна, достигая прочищения каналов и коллатералей, регулирования ци и крови, равновесия инь и ян, улучшения функций организма. Поэтому цигун, являясь функцией сознания и включая в себя методы аутотренинга тела и души, представляет собой особую отрасль науки. С его помощью осуществляются самонаблюдение и самоконтроль в процессе жизнедеятельности, что способствует здоровью и долгожительству.

2. КАК ЗАРОДИЛСЯ ЦИГУН

На бронзовых изделиях эпохи Шан и начала Чжоу встречаются древние рисунки, чрезвычайно живо изображающие позы цигуна. Это доказывает, что цигун зародился еще до изобретения письменности.

Для выживания человечеству необходимо было приспособиться к неблагоприятным воздействиям со стороны природы, научиться защищаться от болезнетворных воздействий, развить адаптационные возможности организма. Накапливая опыт, люди начинали понимать, какими способами получать пользу для тела и духа, и переходили к осмысленным тренировкам, в конечном счете создав современный цигун.

3. ОТКУДА ПРИШЛО НАЗВАНИЕ «ЦИГУН»

Поскольку в прошлом среди мастеров цигуна были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (боевого) и др., – то и названия, которые они использовали, были различными: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и др. Все эти названия, несмотря на их различия, относятся к формам, предшествующим цигуну. Как показали научные исследования, запись «разыскания о цигуне» встречается в сочинении «Записки о чистой вере» («Цзинмин цзунцзяо лу»), написанном даосом Сюй Сюанем в период династии Цзинь.

В 1934 г. была опубликована книга Дун Хао «Специальные методы лечения и профилактики легочного туберкулеза – цигунотерапия». В 1935 г. издательство «Чжунхуа шуцзюй» выпустило книгу «Секреты шаолиньского кулачного боя», где также использованы эти два иероглифа – цигун. Однако их содержание не было исчерпывающе объяснено, поэтому они не утвердились в качестве официального названия. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1958 г., когда вышла в свет книга Лю Гуйчжэня «Практический курс цигунотерапии», написанная им после консультаций с коллегами. В ней эти два иероглифа получили полное объяснение, после чего они утвердились в качестве официального термина для всей вышеперечисленной группы традиционных названий.

4. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ПЕРИОДОВ ЧУНЬЦЮ И ЧЖАНЬГО

В начале периода Чуньцю население Китая уже использовало цигун для лечения болезней и сохранения здоровья. В письменных памятниках сохранилось немало записей об этом. В самом раннем классическом сочинении Китая – «Каноне о внутреннем Желтого императора» («Хуанди нэй цзин») – была предложена следующая концепция: «высшее искусство лечения – не допустить болезни». На первом месте стояли вопросы профилактики. В разделе данного трактата «Простые вопросы» («Су вэнь») в главе «О простоте, унаследованной от древности» («Шан гу тянь чжэнь лунь») сказано: "В древности люди знали, что законы определяются инь и ян, гармония определяется мастерством, что в питье и еде необходима умеренность, в обыденной жизни необходимо постоянство, а в работе не нужна суета.

В результате [физические] возможности образовывали единое целое с духом, люди до конца проживали свой век и, только превысив столетний рубеж, уходили из жизни". Также сказано: «Предрасположенных к болезни губит коварный ветер, но иногда удается предотвратить [болезнь] за счет спокойствия и „отсутствия“ (вариант: [погружения] в небытие). Истинное ци следует за ними, цзин и шэнь сохраняются внутри, в результате болезнь успокаивается. Таким образом, чувства сдержаны, а желания невелики, сердце [синь] спокойно и не напряжено, тело усердно трудится, но не устает». Там же: «Выдыхать и вдыхать цзин-ци, особо сохранять шэнь, мышцы соединять как бы в одно целое». В том же разделе в главе «О следовании необычным способам» («И фа фан илунь») сказано: «Эти люди разнообразно питаются, но не работают, поэтому болезни в основном связаны с атрофией и закупоркой, с чередованием холода и жара: лечить их следует методами даоинь и аньцяо». В главе «О методах иглоукалывания» («Цы фа лунь») содержится такое указание: «Если у кого-либо долго болят почки [шэнь], то ему следует в пятую стражу (с 3 до 5 часов утра) повернуться лицом на юг, очистить дух и не допускать сумятицы мыслей, затем следует запереть ци и не дышать, при этом вытянуть шею и одновременно втягивать ци, как если бы приходилось глотать очень твердое вещество. Выполнить так семь раз, после чего проглотить слюну из-под языка. Предписывается без ограничения количества».

Термины, встречающиеся в классических сочинениях: «мастерство», «даоинь», «аньцяо», «выдыхать и вдыхать», «цзин-ци», «проглотить слюну из-под языка», «отдельно сохранить шэнь», «очистить дух и не допускать сумятицы мыслей» – все они относятся к методам тренинга цигуна.

Известный врач Бянь Цюэ предложил во время выполнения упражнений цигуна считать вдохи и выдохи: это был «метод счета дыхания», который регулировал дыхание и погружал в созерцание.

В сочинении Лао-цзы «Дао дэ цзин» содержатся высказывания типа: «…Сердца пустые, а желудки полные»; «…Бесконечное, как существование, и действующее без усердия»; «…Желая сохранить единство души, можно ли ее разделять? Достигая мягкости особых ци, можно стать подобным младенцу»; «…Довести пустоту до конца – значит, всегда сохранять покой» . Они указывают на то, что при выполнении упражнений требовалось успокоить чувства, сконцентрировать мысли; дыхание становилось мягким, «тонким»; ци проходило через даньтянь; сознание также охватывало даньтянь, поэтому приходилось обращать внимание на практику как воли (и), так и ци.

В сочинении «Чжуан-цзы» в главе «Глубокие думы» («Кэ и пянь») сказано: «Вдыхают-выдыхают и так, и этак; выводят старое и втягивают новое; раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы, чтобы только достичь долголетия. Таковы мужи, [практикующие] даоинь, и люди, выращивающие тело… все это прекрасно» . Эта фраза поясняет, что исполнение цигуна укрепляло тело и увеличивало продолжительность жизни.

5. КАКИЕ ЗАПИСИ О ЦИГУНЕ ИМЕЮТСЯ В ПАМЯТНИКАХ ЭПОХИ ХАНЬ

В главе «О разном» («Цза ин пянь») сказано: «Те, кто взращивает жизнь в строгом соответствии с принципами, неустанно практикуют цигун, утром и вечером занимаются даоинь, овладевают движениями и достигают совершенства в защите [здоровья]… могут избегать болезней… Те же из больных, которые не соберут свою волю специально [на выполнение цигуна], никогда не излечатся».

В главе «О взращивании жизни» («Яншэн лунь») сказано: «…Не следует слишком долго сидеть и долго ходить, долго смотреть и долго слушать. Не следует есть, когда нет сильного голода; не следует пить, когда нет сильной жажды… Телу надо побольше трудиться, а есть надо поменьше; но труд не должен истощать, а уменьшение пропитания не должно вызывать голод… Когда на сердце ясно, истинный дух [шэнь] обретает свое место. Когда ци умиротворено, то вредоносные силы бегут от тела… Когда человек безразличен к славе и выгоде и сконцентрирован на себе самом, его тело пребывает в покое, беды не действуют на него… Таковы принципы, которых следует придерживаться для взращивания жизни».

Там же, в «Баопу-цзы», в главе «Избегать искушения» («Цзюй хо цзюань») говорится: «…Муж, практикующий даоинь, может врачевать неизлечимые болезни, направлять ци с нарушенной гармонией. Упражнения суть прохождение ци через все органы (буквально: через сто застав)».

Тао Хунцзин [К] обобщил опыт «взращивания жизни» (ян-шэн) за период, предшествовавший Шести династиям, составив книгу «Записки о развитии природных данных и продлении жизни» («Ян син янь мин лу»), в которой содержится много сведений по теории и практике яншэн. Например: «Спокойный живет долго, беспокойный умирает молодым. Спокойный, но не умеющий выращивать [нужное качество], сокращает долгую жизнь; беспокойный, но умеющий выращивать [нужное качество], продлевает годы. Однако спокойствием легко управлять, беспокойство трудно контролировать; прав только тот, кто следует взращиванию [нужных качеств], в том числе терпения».

Тао Хунцзин поясняет, что во время упражнений надо концентрировать нимание на внутренних процессах, что дает возможность укрепления здоровья и продления жизни. фраза: «Обычно перемещением ци желают излечить сто болезней, при этом думают о соответствующем месте: если болит голова, то думают о голове, если болит нога, то думают о ноге и направляют в эти места ци», – помогает понять, что с помощью мыслей можно прекратить боли. Еще говорится: «Вдыхание имеет одно, выдыхание имеет шесть. Одно для вдыхания так и называется: вдох. Шесть для выдыхания называются: выдувание, выдох, всхлип, выкрик, вздох, ах – все означают выход ци… Выдувание – для отработанных ветров, выдох – для отработанного тепла, всхлип – для уходящей тоски, выкрик – для прошедшего гнева, вздох – для рассеивания застойности, ах – для освобождения крайностей…». Это показывает, что уже тогда началось использование шести заклинаний для безмолвного выдыхания ци как способа лечения болезней.

В период Суй – Тан определенное развитие в области «взращивания тела» получали такие способы, как даоинь и туна.

Чао Юаньфан [К] в книге «О происхождении всех болезней» («Чжу бин юань хоу лунь») в большей части предписаний излагает методы даоинь и туна. Всего их около 260 видов. Можно сказать, что данная книга является первым обобщением способов лечения с помощью цигуна за весь период, предшествовавший династии Суй. Например: «…При лечении четырех конечностей не следует предаваться хандре; в брюшной полости надо накопить ци; надо [приготовить] ровную постель; тело вытянуть прямо, голову запрокинуть; одежду и пояс расслабить; подушку взять высотой в три цуня II держать крепко… Успокоить сердце, укрепить волю (и), отрегулировать дыхание, не думать ни о каких делах, специально следовать вниманием за ци, медленно прочищать телесные источники. При медленном прочищении телесных источников надо языком слегка облизать губы и зубы, затем проглотить слюну. Медленно-медленно ртом выдохнуть ци, носом втянуть ци в горло, чтобы согреть его; выполнять движения помедленнее, нельзя делать их поспешно и с силой. Дождаться хорошей циркуляции, постепенно, понемногу увеличивать полезность, так проделать 100 или 200 вдохов-выдохов, болезнь пройдет». Данный способ указан как эффективный при излечении болезней четырех конечностей и живота.

В каждом из «тысячи золотых рецептов» Сунь Сымо [К] содержатся записи о даоинь. Он считал, что «путь взращивания жизни обычно требует небольшой [физической] работы»; «когда дыхание тела отрегулировано, сто болезней не возникают… искусный в поддержании жизни должен регулировать способы дыхания». «Путь гармонии духа [шэнь] и регуляции ци должен быть таким же, как потайная комната… надо лечь навзничь с прямым туловищем… закрыть глаза, замкнуть ци в груди, очень легко дышать носом и не двигаться; осуществить 300 вздохов-выходов, при этом уши ничего не слышат, глаза ничего не видят, на сердце никаких мыслей». Он был также знаком с практическим применением «шестисловного заклинания»[К] , с 18 формами массажа индийских брахманов, с 49 движениями массажа по Лао-цзы.

В книге "Тайные предписания «управления внешнего лечения» [К] («Вай тай ми яо») ее автор, Ван Тао [К] , часто до того, как дать рекомендацию, перечислял методики даоинь и туна. Например, в предисловии к десятому предписанию, посвященному болезням сердца и желудка, а также болям при вспучивании, сказано: «Постоянно сохранять безмятежность, перед рассветом лечь спокойно, тремя глотками прополоскать рот, что регулирует пять плотных органов, способствует продлению жизни, лечит боль в сердце и в желудке». Также в предисловии ко второму предписанию, касающемуся патологическому отхождению мокроты из дыхательных путей, говорится: «…Лежа на левом и на правом боку, упорядочение дышать (по два цикла вдохов-выдохов), чтобы излечить отхождение мокроты».

Кроме того, великий поэт Бо Цзюйи [К] создал стихотворение об источнике спокойствия: «Грея спину на солнце, сижу, закрыв глаза. Гармоничное ци рождается во внешних покровах. Словно много выпил чистейшего вина. Либо будто погрузился в спячку, устав от тяжелой работы. Внешний мир пребывает в согласии. Кости тела в удобной позиции. Внутри не возникает ни одной мысли. Озаренность вплоть до того, что забываешь о всем существующем. Сердце полностью сливается с пустотой». Это – глубокое описание вхождения в мир спокойствия.

При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и систематическое редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам, связанным с «взращиванием жизни», также была выполнена определенная работа, включавшая редактирование описаний известных методов и их упорядочение, что способствовало их дальнейшему развитию.

В конце сочинения «Сводное описание высочайшей помощи» («Шэнцзи цзун лу») имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях (буквально: фу ци – «глотание ци»). В них специально рассказывается о методах цигуна.

Например, о способах глотания слюны говорится: «Раскрыть рот, язык упереть в зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз».

О даоинь: «Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов человеческого тела – по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию, застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови, приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть внутрь». И далее: «Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями… вздох [сюй] относится к печени, выкрик [хэ] – к сердцу, выдох [ху] – к селезенке, ах [сы] – к легким, выдувание [чуй] – к почкам, всхлип [си] – к тройному обогревателю… В большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое уходит, боль в данном органе прекращается…».

О "глотании ци": «… Метод глотания ци… один получает питание из семян, другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать старое, вдыхать новое) – даоинь – аньцяо, либо закрывает все проходы. Как правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно…».

Среди сочинений этого периода, специально посвященных «взращиванию жизни», можно назвать «Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам» («Сы ши и ян лу») Чжао Цзыхуа и «Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости» («Шоу дань ян лао синь шу») Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо [К] обобщил предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу «Самые лучшие рецепты господина Су» («Су чэнь лян фан»).

Лу Ю [К] написал стихотворение с близким описанием деталей: «Сердце словно в омуте, спокойствие – ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов и выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел, как над могучими валами взошло солнце».

В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в состояние покоя.

Чжан Аньдао в сочинении «Секреты яншэн» («Яншэн цзюэ») пишет: «Каждую ночь после третьей стражи (с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36 раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать, внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах… дождаться момента, когда живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи… когда слюна наполнит рот, следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в даньтянь…». Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей определенное научное значение до наших дней.

При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора «Восемь кусков парчи» («Ба дуань цзинь») – сравнительно раннее сочинение, специально посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань сформировался на основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун.

Annotation

В книги дается конкретная информация о цигун в виде вопросов и ответов. В том числе приводится информация о влиянии цигун на здоровье. Комментарии представляют собой информацию содержательного и библиографического характера, дополняющую и объясняющую тот или иной термин, реалию, а иногда и целый вопрос из книги. Комментарии составлены С.А. Комиссаровым при участии С.Т. Кожанова и А.А. Руденко и даны по номерам вопросов-ответов. Кроме того, в конце помещен справочный материал.

Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Исторический очерк и основные понятия

1. Что называется цигуном

2. Как зародился цигун

3. Откуда пришло название «цигун»

4. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периодов Чуньцю и Чжаньго

5. Какие записи о цигуне имеются в памятниках эпохи Хань

6. Какие записи о цигуне имеются в памятниках эпохи обеих династий Цзинь и северных и южных династий

7. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Суй и Тан

8. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Сун, Цзинь и Юань

9. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Мин и Цин

10. Как развивалась ситуация, связанная с цигуном, после освобождения

11. Почему цигун называют лечебной физкультурой с китайской национальной спецификой

12. Почему были подъемы и спады в развитии цигуна

13. Каково содержание термина «ци» в сочетании «цигун»

14. Какова связь между ци и кровью

15. Что называется плотными и полыми органами (цзан-фу). Какая связь существует между ци и плотными и полыми органами

16. Что называется инь-ян. Каковы связи между ци и инь-ян

17. Что называется тройным обогревателем (сань цзяо). Каковы связи между ци и тройным обогревателем

18. Что называется каналами и коллатералями (цзин-ло). Как они связаны с ци

19. Что называется семью чувствами (ци цин). Как они связаны с ци

20. Что называется «шестью пороками» (лю инь). Как они связаны с ци

21. Что называется «цзин», «ци» и «шень». Каковы связи между ними

Теоретические изыскания

22. Почему цигун может способствовать здоровью человека

23. Почему упражнения цигуна могут поддерживать здоровое и отгонять пагубное

24. Почему упражнения цигуна могут помочь расслабиться и преодолеть напряженное состояние

25. Почему упражнения цигуна могут прочищать каналы и коллатерали, регулировать циркуляцию ци и крови

26. Почему упражнения цигуна могут способствовать тому, чтобы кора головного мозга выполняла функцию предохранительного торможения

27. Почему упражнения цигуна могут повысить контролирующие свойства нервной системы

28. Почему упражнения цигуна могут понизить основной обмен и повысить сберегательную способность

29. Почему упражнения цигуна могут выполнять функцию массажа брюшной полости

30. Почему упражнения цигуна способствуют самоконтролю

Материальные основания

31. Есть ли материальная основа у ци, используемого в цигуне

32. Какие научные эксперименты были проведены по изучению материального характера ци

Особенности и принципы цигуна

33. Каковы особенности цигуна

34. За счет чего цигун приводит в действие срытые силы саморегулирования организма

35. Почему говорят, что цигун – это тренировка ци и тренировка и

36. Почему говорят, что цигун – это тренировка цзин, ци и шэнь

37. Почему цигун очень полезен для людей, страдающих хроническими заболеваниями

38. Почему цигуном нужно заниматься постоянно, регулярно, а не бросать все на полпути

39. Почему во время занятий нужно всегда принимать правильную позицию

40. Почему при занятиях цигуном нужно быть в естественном состоянии расслабления (сун) и покоя (цзин)

41. Почему во время занятий нужно сохранять приятное расположение духа, спокойное ровное настроение

42. Почему для занятий нужно подбирать методики в соответствии различиями в обстановке

43. Почему при занятиях цигуном основой должно быть ци при взаимном согласовании ци и воли (и)

44. Почему при занятиях цигуном следует действовать постепенно и последовательно, не форсировать достижение результатов

45. Почему во время занятий важно сочетать упражнения и отдых

46. Почему занятия цигуном следует сочетать с комплексными методами лечения

47. Почему цигун получил такое большое распространение и всеобщее признание

Основные факторы цигуна

48. Каковы три основных фактора цигуна

49. Что такое концентрация (ишоу). Как ее тренировать

50. Что значит концентрация на внутренних объектах и концентрация на окружающих объектах

51. В чем заключается методика концентрации на благих сущностях (лянсин иняньфа). Как ее выполнять

52. Что называется заимствованием (цзяцзе), в чем его смысл

53. Что называется методом действия (вэйфа) и методом недействия (увэйфа)

54. Что называется шестью чудесными способами (люмяо фамэнь)

55. Что значит слушать дыхание

56. Что называется методом расслабления (фансун). Как его практиковать

57. Что значит расслабиться по частям (бувэй фансун)

58. Что называется методом расслабления по трем линиям (саньсянь фансун). Как его практиковать

59. Что называется методом безмолвного размышления (моняньфа). Как его практиковать

60. Что называется методом счета дыхания (шусифа). Как его практиковать

61. Что называется методом последовательного перемещения ци (гуаньци). Как его практиковать

62. Что называется методами отрешенного созерцания (чжигуань). Как их практиковать

63. Что называется методом естественного дыхания

64. Что называется дыханием грудного типа

65. Что называется методом брюшного дыхания

66. В чем заключаются методы «вдох-выдох» и «вдох-вдох-выдох»

67. Что называется методом «большой выдох-большой вдох»

68. Что значит «вдох через нос – выдох через рот» и «вдох через нос – выдох через нос»

69. Что называется методом задержки дыхания

70. Что называется методом утробного дыхания

71. Что называется «дыханием зимней спячки» (дунмянь)

72. Что называется позициями «лежа на спине» и «лежа на боку»

73. Что называется позициями «сидеть прямо» и «сидеть прислонившись»

74. Что называется положением стоя (чжаньчжуан)

75. В чем заключается метод сочетания движения и покоя

Разъяснение методов

76. Что называется методом «взращивания внутреннего» (нэйянгун)

77. Что называется цигуном расслабления. как ему обучаться

78. Что называется цигуном «воспитания мощи» (цян чжуан гун)

79. Что называется цигуном сохранения здоровья

80. Можно ли совмещать занятия цигуном «взращивания внутреннего», цигуном расслабления, цигуном сохранения здоровья и цигуном «воспитания мощи»

81. В чем заключаются упражнения в стойках («стоять как столб»). Как им обучаться

82. Что называется цигуном в движении (синбугун). Как ему обучаться

83. Что называется «18 форм цигуна великого предела» (тайцзицигун). Как им обучаться

84. Как выполнять цигун «десять кусков парчи» (ши дуань цзинь)

85. как обучаться методам цигуна с массажем и похлопываниями

86. Каким образом проводить разминку конечностей

87. Как практиковать «10 упражнений гимнастики для суставов»

88. Как заниматься упражнениями «цигунской гимнастики с палкой»

89. Каким образом практиковать цигун самопроизвольных движений (цзыфа дунгун)

90. Как практиковать метод «получать солнечную энергию для укрепления ци»

91. Как практиковать метод"наблюдать Луну, созерцать звезды" (ван юэ гуань син)

92. Как практиковать метод «пустоты и покоя»

93. Как практиковать метод «восход Солнца»

94. Как практиковать метод укрепления цзин (семени)

95. Как практиковать метод «пронизывать по вертикали средний дворец» (чжун гун чжи тоу фа)

96. Каким образом практиковать метод «вращения глазами»

97. Каким образом практиковать метод «перемещения по небесному кругу» (чжоу-тянь)

98. Каким образом практиковать метод вращения вокруг даньтяня

99. Каким образом практиковать метод «растворяться в безмятежности» (гуй и цин цзин)

100. Как практиковать метод перемещения истинного ци (чжэнь ци)

101. Как практиковать метод «раздельного лечения болезней»

102. Что означает даоинь

103. Что называется «совершенствованием через созерцание» (чань сю)

104. Что называется «играми пяти зверей» (у цинь си) хуа то

105. Что называется «гимнастикой великого предела в 13 формах» уданской школы

106. Что называется комплексом «основа преобразования мышц в 12 формах», разработанным дамо (бодхидхармой) в традициях шаолиньской школы

107. Что называется «цигуном огненного дракона» (хо лун гун) секты Солнца (великая ян)

108. Что называется «цигуном нищих» («цигуном просящего милостыню»)

109. Что такое «цигун тигриного шага» (ху бу гун)

110. Что называется цигуном «двенадцать столбов секты эмэй» (эмэй цзун ши эр чжуан)

111. Что называется «йогой» (юй-цзя)

112. Что называется «жестким цигуном» (ин цигун). Как ему обучаться

113. Что называется «железная ладонь» (те ша чжан). Как делать этот комплекс

114. Что такое «ладонь пурпурного песка». Как тренироваться по этому комплексу

115. Что называется «цигуном легкости» (цик цигун). Как тренироваться

116. Как обучаться основным способам испускания внешнего ци (вай ци)

Методы тренировки при различных заболеваниях

117. Каким образом проводить тренировки при гипертонической болезни

118. Каким образом проводить тренировки пациентам с заболеваниями сердц...

Авторы: Линь Хоушен, Ло Пэйюй
Издание второе, переработанное и дополненное.
Новосибирск,«Наука»,
Сибирская издательская фирма РАН, 1995.
Заказ № 251
Перевод с китайского.
ISBN 5-02-030907-9

Содержание цигуна, кратко говоря, сводится к тренировке ци и тренировке воли (и). Иероглиф "ци" в сочетании"цигун" означает дыхание. Иероглиф "гун" означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигуне значит упражнять ци и упражнять и, т.е. с помощью и вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению ци соответствующих внутренних органов.

Посредством таких процессов укрепляется изначальное ци (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней. В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигуна, достигая прочищения каналов и коллатералей, регулирования ци и крови, равновесия инь и ян, улучшения функций организма. Поэтому цигун, являясь функцией сознания и включая в себя методы аутотренинга тела и души, представляет собой особую отрасль науки. С его помощью осуществляются самонаблюдение и самоконтроль в процессе жизнедеятельности, что способствует здоровью и долгожительству.

Настоящая книга - самое полное издание по цигун в нашей стране. Авторы, известные во всем мире специалисты, излагают историю метода, его основные принципы, взаимодействие с другими областями медицины, взаимосвязь с философскими проблемами. Особого внимания заслуживает раздел клинических рекомендаций, в котором даются конкретные предписания по лечению методами цигуна и массажа гипертонии, сердечно-сосудистых, простудных и многих других заболеваний.

Скачать


Год выпуска: 2008
Участники: Сюи Минтан , Тамара Мартынова
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: 480x384
Аудио: 128 kbps
Общий размер файлов: 4.22 GB
Пароль: hunter73

Описание: Сборник материалов по Чжун Юань Цигун.

Даосский мастер Мантек Чиа "Даньтянь-Цигун. Открытие Куа"
Жанр: обучающий
Продолжительность: 00:55
Язык: Русский
Качество: DVDRip
Звук: MPEG Layer-3; 128 кбит/сек
Видео: DivX 6.2.5; 640x480; 25 fps; 215 кбит/сек
Размер видеофайла: 700 Mb

Описание видеокурса: Даньтянь - это основа всей энергетической системы человека. Даньтянь - это резервуар энергии в теле. Сохраняя энергию в даньтяне, мы можем в любое время получить к ней доступ. Если этого не делать, ЦИ рассеивается и не может быть использована. Поэтому даньтянь называют "Океан ЦИ". Согласно теории китайской медицины, когда "Океан" заполнен, энергия начинает переливаться в восемь особых "чудесных" меридианов.

Даньтянь-цигун обеспечивает основу для большинства практик Целительного Дао, особенно для таких, как цигун "Железная рубашка", тайчи-цигун и для медитации. Техника питает нашу изначальную силу.


Скачать c turbobit.net
Даньтянь-Цигун. Открытие Куа (700Мб)
Скачать c depositfiles.com Даньтянь-Цигун. Открытие Куа (700Мб)
Закрытые Практики Йоги 1- 3 DVD
Автор: Алексей Скубко
Производство: ІЄРОГЛІФ
Год: 2007
Продолжительность: 00:40:09 + 00:33:05 + 00:48:33
Качество: DVDRip
Формат: MP4
Язык: русский
Размер: 452.75 Mб

Часть 1: Уддияна Бандха; Наули Лаулики«Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой. Это лев, побеждающий слона-смерть».«Наули является главной практикой очищения в хатха йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье».

Также Наули называют «железной рубашкой». Это проявляется в высочайшей сопротивляемости организма и его энергетического каркаса к любым агрессиям, будь то агрессия физическая или энергетическая. Особенно практика Наули незаменима для тех, кто практикует зимнее плавание или изучает тибетскую систему активизации тепловой энергии «туммо» . При использовании комплекса Уддияна-Наули гораздо легче войти в медитативное состояние и закаливать тело без стресса от холода, не причиняя при этом какого-либо вреда для организма. Это происходит благодаря тепловой энергии, образованной в районе центра живота (в области самана-вайю) и распределенной по всему телу. Это и есть начало овладения практикой «туммо», так бережно охраняемой тибетскими йогами.

Часть 2: Тратака; Карна Дхаути; Симхасана, Кхечари Мудра …Система последовательного обучения малоизвестным йогическим техникам: упражнения для активизации энергии Удана Вайю, Тратака, Карна Дхаути, массаж лица, Симхасана, Кхечари Мудра, работа с шеей, работа с кожей, втряхивания.

Часть 3: Маха Враман Пранаяма.Обучение древней практике «Маха Враман Пранаяма» описанной в йогической и даоской литературе. Речь идет о специальных дыхательных упражнениях, выполняемых при ходьбе для усиления энергетического потенциала и выносливости, а также для достижения измененных состояний и сохранения осознанности в этих состояниях.

Обучение проводит мастер йоги Алексей Скубко.

Скачать c turbobit.net (452 Мб)
Скачать c depositfiles.com (452 Мб)


Год выпуска: 2010
Страна: Тибет- Россия - Молдова
Продолжительность: 29 мин + 45 мин

Качество: DVDRip
Видео: XviD, 640x480 (1.33:1), 25 fps, XviD build 50 ~920 kbps avg, 0.12 bit/pixel
Аудио: MP3, 44.100 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Формат: AVI
Размер: 554 Мб


Описание:
Фильм 1. Рассказ Ламы Йонтена Гьялцо о Калачакре, о видах медитации, о многолетней медитации, которая способна пресечь клеши, о правильных намерении и мотивации при исследовании ума во время медитации. О том, что объектом медитации могут быть как мантры, тексты или изображения, так и все живые существа.
- Лама Йонтен Гьялцо. Представитель традиции Джонанг в России и СНГ.
- Калачакра-практика. Исследование своего ума. Объекты для медитации.
- Шине и лха-тонг. Понятие пустоты. Неведение. Мудрость. Техники медитации.
- Медитация на образе Будды. Исследования ума во время медитации. Работа с мыслями. Опыт медитации. Сила медитации.
- Условия для медитации. Основа ума.
- Поза для медитации. Шесть правил для правильного принятия позы. Каналы и чакры при медитации. Связь дыхания и сознания.


Фильм 2.
Летом 2010 года Лама Йонтен Гьялцо проводил ретрит в Молдове по теме "Шаматха, Випашьяна и шесть йог Наропы". Там любительской камерой была снята практика тибетской исцеляющей йоги, которая выполнялась во время 4-той сессии медитации (вместо Пховы).
Скачать с turbobit.net Скачать с depositfiles.com
О медитации (212 Мб)
О медитации (212 Мб)
Практика тибетской йоги цигун (341 Мб) Практика тибетской йоги цигун (341 Мб)
Трул-кхор с геше Ринченом Тензином. Формы практики движений тибетской йоги
Страна: Россия
Год выпуска: 2008
Язык: тибетский, русский
Перевод: Профессиональный (одноголосый)
Продолжительность: 00:31:17
Качество: DVDRip
Формат: AVI
Размер: 300 Мб

Описание: Трул-кхор во многом схож с сикхской кундалини-йогой в традиции Йоги Бхаджана, с ее динамическими криями и особым акцентом на техниках работы с дыханием. Дыхательные техники воздействуют на энергетическую систему человека глубже, чем движение, гармонизируют все пять элементов, вследствие чего практика трул-кхор содержит неограниченный потенциал для исцеления и балансирования тела, ума и духа. Она не требует исключительной силы или гибкости, при этом позволяет быстро восстановить потоки праны, которая затем используется для медитации, очищающей ум и помогающей достичь трансцендентного состояния сознания.

Важно понимать, что основной целью этой глубинной работы является не только физическое оздоровление, но и гармоничное развитие человека, необходимое для достижения состояния «естественного ума». Поэтому трул-кхор - это регулярная практика, которая требует постоянных занятий с учителем. В тибетской йоге физические движения обязательно сочетаются с чтением мантр и медитациями, которые являются частью каждой линии передачи традиции. Занятия йогой гармонизируют нервную систему, что позволяет человеку быстро достигнуть состояния релаксации, при этом обучают его концентрации и осознанности. Ценность тибетской йоги заключается как в ее безграничных возможностях, так и в том, что она представляет собой часть духовной практики, передаваемой в традиции тибетского буддизма


Скачать c turbobit.net

Линь Хоушен, Ло Пэйюй

Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.

Исторический очерк и основные понятия

1. Что называется цигуном

Содержание цигуна, кратко говоря, сводится к тренировке ци и тренировке воли (и). Иероглиф «ци» в сочетании"цигун" означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигуне значит упражнять ци и упражнять и, т.е. с помощью и вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению ци соответствующих внутренних органов. Посредством таких процессов укрепляется изначальное ци (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней. В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигуна, достигая прочищения каналов и коллатералей, регулирования ци и крови, равновесия инь и ян, улучшения функций организма. Поэтому цигун, являясь функцией сознания и включая в себя методы аутотренинга тела и души, представляет собой особую отрасль науки. С его помощью осуществляются самонаблюдение и самоконтроль в процессе жизнедеятельности, что способствует здоровью и долгожительству.

2. Как зародился цигун

На бронзовых изделиях эпохи Шан и начала Чжоу встречаются древние рисунки, чрезвычайно живо изображающие позы цигуна. Это доказывает, что цигун зародился еще до изобретения письменности.

Для выживания человечеству необходимо было приспособиться к неблагоприятным воздействиям со стороны природы, научиться защищаться от болезнетворных воздействий, развить адаптационные возможности организма. Накапливая опыт, люди начинали понимать, какими способами получать пользу для тела и духа, и переходили к осмысленным тренировкам, в конечном счете создав современный цигун.

3. Откуда пришло название «цигун»

Поскольку в прошлом среди мастеров цигуна были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (боевого) и др., – то и названия, которые они использовали, были различными: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и др. Все эти названия, несмотря на их различия, относятся к формам, предшествующим цигуну. Как показали научные исследования, запись «разыскания о цигуне» встречается в сочинении «Записки о чистой вере» («Цзинмин цзунцзяо лу»), написанном даосом Сюй Сюанем в период династии Цзинь.

В 1934 г. была опубликована книга Дун Хао «Специальные методы лечения и профилактики легочного туберкулеза – цигунотерапия». В 1935 г. издательство «Чжунхуа шуцзюй» выпустило книгу «Секреты шаолиньского кулачного боя», где также использованы эти два иероглифа – цигун. Однако их содержание не было исчерпывающе объяснено, поэтому они не утвердились в качестве официального названия. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1958 г., когда вышла в свет книга Лю Гуйчжэня «Практический курс цигунотерапии», написанная им после консультаций с коллегами. В ней эти два иероглифа получили полное объяснение, после чего они утвердились в качестве официального термина для всей вышеперечисленной группы традиционных названий.

4. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периодов Чуньцю и Чжаньго

В начале периода Чуньцю население Китая уже использовало цигун для лечения болезней и сохранения здоровья. В письменных памятниках сохранилось немало записей об этом. В самом раннем классическом сочинении Китая – «Каноне о внутреннем Желтого императора» («Хуанди нэй цзин»)[К] – была предложена следующая концепция: «высшее искусство лечения – не допустить болезни». На первом месте стояли вопросы профилактики. В разделе данного трактата «Простые вопросы» («Су вэнь») в главе «О простоте, унаследованной от древности» («Шан гу тянь чжэнь лунь») сказано: "В древности люди знали, что законы определяются инь и ян, гармония определяется мастерством, что в питье и еде необходима умеренность, в обыденной жизни необходимо постоянство, а в работе не нужна суета.

В результате [физические] возможности образовывали единое целое с духом, люди до конца проживали свой век и, только превысив столетний рубеж, уходили из жизни". Также сказано: «Предрасположенных к болезни губит коварный ветер, но иногда удается предотвратить [болезнь] за счет спокойствия и „отсутствия“ (вариант: [погружения] в небытие). Истинное ци следует за ними, цзин и шэнь сохраняются внутри, в результате болезнь успокаивается. Таким образом, чувства сдержаны, а желания невелики, сердце [синь] спокойно и не напряжено, тело усердно трудится, но не устает». Там же: «Выдыхать и вдыхать цзин-ци, особо сохранять шэнь, мышцы соединять как бы в одно целое». В том же разделе в главе «О следовании необычным способам» («И фа фан илунь») сказано: «Эти люди разнообразно питаются, но не работают, поэтому болезни в основном связаны с атрофией и закупоркой, с чередованием холода и жара: лечить их следует методами даоинь и аньцяо». В главе «О методах иглоукалывания» («Цы фа лунь») содержится такое указание: «Если у кого-либо долго болят почки [шэнь], то ему следует в пятую стражу (с 3 до 5 часов утра) повернуться лицом на юг, очистить дух и не допускать сумятицы мыслей, затем следует запереть ци и не дышать, при этом вытянуть шею и одновременно втягивать ци, как если бы приходилось глотать очень твердое вещество. Выполнить так семь раз, после чего проглотить слюну из-под языка. Предписывается без ограничения количества».