Техничные гонщики. Специальная техническая подготовка
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных средств и методов тренировки приводит к положительным изменениям в организме лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической и т.д. Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных органов и систем, повышается уровень развития физических и волевых качеств и др.
Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при dхорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная ■оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.
При оценке подготовленности лыжника-гонщика необходимо учитывать и его индивидуальные особенности, положительные сдвиги в отдельных компонентах нагрузки, темп прироста результатов и показателей контрольных испытаний, а также имеющиеся недостатки (например, в развитии силы отдельных мышечных групп, пробелы в технической подготовке). Повышение уровня подготовленности лыжника-гонщика - процесс многолетний, он происходит прежде всего под влиянием тренировочных нагрузок
Различного характера, объема интенсивности и направленности. Вместе с тем на повышение уровня подготовленности оказывает действенное влияние и целый ряд других факторов - рациональный режим (сочетание) работы и отдыха, условия проведения занятий и восстановления после тренировочных нагрузок, активность и целеустремленность лыжников и др.
Правильное построение процесса многолетней подготовки обеспечивает ежегодное повышение уровня спортивной подготовленности (с небольшими ее колебаниями в годичных циклах -снижение в переходном периоде). Вместе с тем временное снижение подготовленности в переходном периоде является обязательным условием для ее дальнейшего повышения на новых качественном и количественном уровнях в очередном годичном цикле. Все это связано с биологическими законами развития, становления и временного снижения спортивной подготовленности и носит фазовый характер.
В процессе многолетней подготовки при оптимальном планировании нагрузок в соответствии с возможностями лыжника-гонщика спортивная подготовленность может повышаться из года в год, в течение всего времени активных занятий лыжным спортом (до определенного возраста). В прошлом известны случаи, когда лыжники-гонщики в возрасте 35-36 лет показывали высокие результаты и даже становились чемпионами страны. В настоящее время известно немало случаев, когда и после 30-летнего возраста еще наблюдается рост спортивной подготовленности.
В годичном цикле тренировки подготовленность постепенно повышается от начала подготовительного периода и к моменту наступления соревновательного периода достигает высокого уровня, что позволяет лыжнику-гонщику успешно стартовать в различных состязаниях. Особенно высокими темпами повышается уровень подготовленности на зимнем этапе подготовительного периода в ноябре и декабре. Это позволяет лыжнику к началу основных соревнований (обычно в январе) достигнуть спортивной формы.
Спортивная форма - это состояние оптимальной готовности лыжника-гонщика, которое позволяет ему успешно выступать в соревнованиях и показывать высокие спортивные результаты. Спортивная форма - состояние весьма динамичное. Лыжник-гонщик от старта к старту повышает уровень подготовленности и к моменту наиболее ответственных соревнований сезона достигает состояния наивысшей спортивной формы (максимального уровня для данного сезона).
Лыжники любой квалификация при рациональном планировании могут достигнуть своего уровня спортивной формы, однако у спортсменов различной квалификации качественные и количест-
венные характеристики этого состояния далеко не одинаковые. Лыжник-гонщик показывает наивысшие результаты для данной ступени спортивного мастерства. Процесс развития и становления спортивной формы состоит из трех фаз: приобретение, сохранение и снижение (временная утрата) спортивной формы. Лыжники-гонщики обычно достигают наивысшей спортивной формы к февралю - марту, когда планируются наиболее ответственные соревнования. С окончанием соревновательного периода подготовленность лыжников-гонщиков заметно снижается и нарастает в следующем годичном цикле (с начала подготовительного периода) на новом качественном и количественном уровнях. Таким образом, подготовленность лыжников при оптимальном повышении нагрузок и их правильном сочетании и планировании из года в год повышается, так как каждый следующий годичный цикл проходит на фоне повышенной подготовленности, оставшейся от предшествующего цикла. Принципиальная кривая повышения тренированности в годичном цикле подготовки лыжника-гонщика выглядит следующим образом: она постепенно повышается на первых двух этапах подготовительного периода, а на третьем (зимнем) этапе происходит более быстрый подъем. К концу этого этапа (к январю) лыжник приходит к такому уровню подготовленности (спортивной форме), который позволяет ему успешно выступать в соревнованиях. Далее, в соревновательном периоде, уровень подготовленности продолжает повышаться и достигает своего пика к основным соревнованиям сезона. В переходном периоде следует крутой спад в подготовленности лыжника. Затем цикл повторяется на более высоком уровне. Но это только принципиальная кривая, фактически подготовленность претерпевает волнообразные изменения, что обусловлено необходимостью повышения тренировочных нагрузок перед соревнованиями (развивающие циклы), а затем их снижения после состязаний (восстанавливающие или поддерживающие циклы).
Лыжник-гонщик в силу закономерностей в развитии подготовленности не может длительное время находиться в наивысшей спортивной форме. Однако путем целенаправленного воздействия тренировочными нагрузками можно временно снизить пик спортивной формы, а затем вновь поднять работоспособность до наивысшей точки к следующим важнейшим соревнованиям. Таких пиков спортивной формы в течение соревновательного сезона обычно может быть не более 2-3.
Спортивная форма характеризуется различными показателями в физической, технической, морально-волевой и т.д. подготовленности. В этом состоянии наблюдается: более быстрая враба-тываемость организма; способность быстро переключаться с од-
Ного уровня деятельности на другой (менять темп, ритм, скорость передвижения и т.д.); ускоренное протекание восстановительных процессов как между отдельными повторениями или упражнениями, так и между занятиями; высокая стабильность и вариативность техники способов передвижения на лыжах при меняющихся внешних условиях (рельеф, скольжение и др.); улучшение специфических восприятий лыжника («чувства лыж», «чувства скорости и темпа» и т.д); увеличение диапазона волевых усилий (способности «терпеть» - переносить длительные и интенсивные нагрузки в период тренировок и участия в соревнованиях и др.). В период нахождения в спортивной форме улучшаются и данные врачебного контроля. При оценке состояния подготовленности лыжника необходимо опираться и на результаты контрольных испытаний, и функциональных проб в условиях, максимально приближенных к специфической деятельности лыжника-гонщика.
Сроки нахождения лыжника-гонщика в состоянии повышенной подготовленности (в «обычной» спортивной форме) весьма индивидуальны и во многом зависят от правильного построения и управления всей подготовкой в течение годичного цикла. Методически грамотное чередование нагрузки и отдыха, их соответствие возможностям спортсмена, волнообразное изменение нагрузки, применение адекватных средств и методов подготовки, использование различных вариантов циклов, соблюдение режима, применение различных средств восстановления и многое другое обеспечивают сохранение и улучшение спортивной формы порой довольно продолжительнее время. Регулярное участие в соревнованиях при оптимальных интервалах между ними в свою очередь стимулирует достижение высоких результатов и более длительное сохранение спортивной формы. Сильнейшие лыжники, имеющие многолетний опыт достижения спортивной формы и управления ее уровнем, могут сохранять высокую спортивную подготовленность на протяжении всего зимнего сезона и показывать высокие результаты с конца декабря и до начала апреля. Уровень спортивной формы и ее дальнейшее повышение тесно связаны с функциональным состоянием центральной нервной системы. Рациональное планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок, продолжительность и характер отдыха, постоянный врачебный и педагогический контроль позволяют спортсменам и тренерам целенаправленно управлять работоспособностью центральной нервной системой. Это позволяет лыжнику повышать свою спортивную работоспособность именно ко дню важнейших соревнований и добиваться большего или меньшего ее повышения к другим соревнованиям в зависимости от их значимости. В то же время лыжники могут несколько снизить подготовленность между
ответственными соревнованиями. Такое снижение проходит под контролем со стороны спортсмена, оно управляемо за счет планирования нагрузки и отдыха.
Длительное проведение тренировочных занятий с большими по объему и интенсивности нагрузками, на фоне недовосстанов-ления может привести к перегрузке нервной системы и переутомлению. В таких случаях своевременно предоставленный отдых в течение 3-7 дней (в зависимости от переутомления) или снижение нагрузки позволяют обычно ликвидировать неблагоприятные явления. Если своевременно не будут внесены соответствующие коррективы в тренировочный процесс и лыжник будет продолжать тренировки с большими нагрузками, то переутомление может перерасти в перетренировку. Такое состояние требует вмешательства врачей и прекращения занятий на несколько дней.
Занятия после перетренировки и лечения возобновляются только по разрешению врача. Как правило, первыми субъективными симптомами перетренировки являются: нежелание тренироваться, бессоница, потеря аппетита, раздражительность, головные боли и т.п. Объективно это состояние характеризуется заметным снижением результатов, падением веса, ухудшением координации движений и т.п., а также данными врачебного контроля.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
На сложной трассе преимущество получали не обладатели самых мощных моторов, а наиболее ТЕХНИЧЕСКИЕ гонщики.
Колосенцев с ДЕЛОВИТЫМ видом тут же поднялся.
Она себя считала существом отсталым, НЕУДАЧЛИВЫМ, обречённым прожить тусклую, тяжёлую жизнь.
Постойте! - взволнованно перебил он меня.- Вы ставите меня в УНИЗИТЕЛЬНОЕ положение.
РОМАНТИЧЕСКАЯ ирония, готическая снижающая пародия, боевая уличная песня, формы мелких журнально-сатирических (разговорных) жанров, масленичный смех своеобразно сочетаются в замечательной стихотворной сатире Гейне.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Гонщики могут быть техничными, то есть обладающими техникой, умением вести машину.
Ответ: техничные.
Ответ: техничные
Правило: Задание 5. Употребление паронимов
Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.
Абонемент - абонент
Артистический - артистичный
Бедный - бедственный
Безответный - безответственный
Болотистый - болотный
Благодарный - благодарственный
Благотворительный - благотворный
Бывший - былой
Вдох - вздох
Вековой - вечный
Великий - величественный
Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить
Враждебный - вражеский
Выбирая - избирая
Выгода - выгодность
Выдача - отдача - передача - раздача
Выплата - оплата - плата - уплата
Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить
Вырастить - нарастить - отрастить
Выращивание - наращивание - отращивание
Высокий - высотный
Гарантийный - гарантированный
Гармонический - гармоничный
Глинистый - глиняный
Годичный - годовалый - годовой
Гордость - гордыня
Гуманизм - гуманность
Гуманистический - гуманитарный - гуманный
Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный
Действенный - действительный - действующий
Деловитый - деловой - дельный - деляческий
Демократичный - демократический
Диктант - диктат
Дипломант - дипломат
Дипломатический - дипломатичный
Длинный - длительный
Добротный - добрый
Доверительный - доверчивый
Дождевой - дождливый
Драматический - драматичный
Дружеский - дружественный - дружный
Единичный - единственный
Желанный - желательный
Жестокий - жёсткий
Жизненный - житейский
Жилищный - жилой
Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить
Занизить - понизить - снизить
Заплатить - оплатить
Заполнить - наполнить - переполнить
Заполнен - наполнен - переполнен
Зачинатель - зачинщик
Звериный - зверский
Звуковой - звучный
Зрительный - зрительский
Изобретательный - изобретательский
Информативный - информационный - информация -информированность
Иронический - ироничный
Искусный - искусственный
Исполнительный - исполнительский
Исходный - исходящий
Каменистый - каменный
Комфортабельный - комфортный
Конный - конский
Коренастый - коренной - корневой
Костный - костяной
Красочный - красящий - крашеный
Лакированный - лаковый
Ледовый - ледяной
Лесистый - лесной
Личностный - личный
Микроскопический - микроскопичный
Мороженый - морозильный - морозный
Надеть - одеть
Наличие - наличность
Напоминание - упоминание
Невежа - невежда
Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый
Неудачный - неудачливый
Обвинённый - обвинительный
Обрывок - отрывок
Обхватить - охватить
Ограничить - отграничить - разграничить
Оклик - отклик
Органический - органичный
Отборный - отборочный
Отклонение - уклонение
Отклоняться - уклоняться
Отличать(-ся) - различать(-ся)
Отличие - различие
Памятливый - памятный
Перетерпеть - претерпеть
Покупательный - покупательский - покупной
Популистский - популярный
Почтенный - почтительный - почётный
Практический - практичный
Предоставить - представить
Представительный - представительский
Признанный - признательный
Продуктивный - продуктовый
Производительный - производственный - производительность
Просветительский - просвещённый
Публицистический - публицистичный
Пугливый - пуганый
Раздражение - раздражительность
Ритмический - ритмичный
Романтический - романтичный
Скрытный - скрытый
Словарный - словесный
Сопротивление - сопротивляемость
Соседний - соседский
Сравнимый - сравнительный
Сценический - сценичный
Технический - техничный
Удачливый - удачный
Униженный - унизительный
Фактический - фактичный
Хищнический - хищный
Царский - царственный - царствующий
Целый - цельный - целостный
Экономический - экономичный - экономный
Эстетический - эстетичный
Этический - этичный
Эффективный - эффектный
Эффективность - эффектность
Техническая подготовка лыжников-гонщиков
Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в лыжных гонках. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п. Различают общую и специальную техническую подготовку.
Общая техническая подготовка
В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах. Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах. Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах.
Специальная техническая подготовка
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей. Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств. Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т.д.).
Перейдем сразу к делу.
Начало начал
Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.
Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.
Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и
«Бывали такие случаи, когда гонщик, например, занимался мотокроссом, потом пересаживался в картинг и у него получалось ездить гораздо лучше. Были и абсолютно обратные случаи, например, когда подросток катался в картинге и чувствовал, что у него не очень хорошо получается, и пробовал переходить в раллийную серию, и там у него были отличные результаты. В России, кстати, с ралли, я думаю, проще, потому что подготовленных под этот вид автоспорта трасс больше, нежели под картинг. Не стоит также забывать о всестороннем развитии ребенка. Картингом можно заниматься с 5-6 лет, но помимо него необходимо позаботиться и о других спортивных интересах ребенка. Например, футбол или теннис, неважно большой или маленький, в любом случае, это сильно в будущем поможет ему в автогонках».
После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.
Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.
Самая младшая лига - «Пионер». Участие в ней принимают гонщики от 8 до 12 лет. Затем идет «Кадет»: возраст участников от 10 до 15 лет. Третьей ступенью в профессиональном картинге становится выступление в классе «Национальный-Юниор». В отличие от двух предыдущих, здесь увеличен объем двигателя болида с 50 до 125 кубически сантиметров. Минимальный возраст участника - 13 лет. Вершиной российской картинговой лиги является класс «Национальный». Возраст гонщиков: от 16 лет.
Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них - Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.
С чего начинается «Формула»?
Стать чемпионом «Формулы-1» - мечта любого подростка, начинающего свой автоспортивный путь. Но, к сожалению, одного таланта для главного чемпионского титула мира мало. Нужно еще, как минимум, везение и большое количество финансовых средств.
Кроме «Формулы-1» существует еще много других классов соревнований на автомобилях с открытыми колесами. Самая младшая серия - «Формула-Рено 1.6». Названа в честь двигателя Renault объемом 1,6 литра, используемого в этом классе. Стоит отметить, что не существует международного чемпионата в этой серии, все соревнования проходит в рамках одной страны, например, Германии или Бельгии.
Немногим выше находится «Формула-4». Как и в «Формуле-Рено 1.6» участие в соревнованиях принимают юные пилоты, начиная с 14 лет. Отличие этих двух серий заключается в небольшом расхождении показателей в техническом регламенте болида.
Константин Терещенко, гонщик серии ELMS
«В этом виде спорта важным аспектом является практика. Надо максимально использовать такую возможность, стараясь с каждым кругом быть быстрее».
На пути к большим призам
Совет гонщика: «Чем лучше результаты молодого пилота в младших сериях автоспорта, тем больше у него шансов «постучаться» и попасть в лучшую команду пелотона в классах постарше.» - отметил наш главный редактор Виталий Петров.
После первых формульных классов, описанных выше, следует «Формула-3». В 2017 году чемпионом этой серии стал Ландо Норрис, ныне тест-пилот и резервный гонщик McLaren в серии «Формула-1». А в 2016 году чемпионский титул был присвоен Лэнсу Строллу, напарнику Сергея Сироткина по команде Williams в чемпионате «Формулы-1» этого сезона. Сам Сергей также участвовал в «Формуле-3» в 2012 году и в личном зачете набрал 166 очков и завершил сезон на пятом месте.
Выше «Формулы-3» в классе автогонок с открытыми колесами расположился чемпионат GP3. Это одна из серий, после которой гонщик может стать боевым пилотом «Формулы-1», как это произошло с Даниилом Квятом в 2013 году. Технический регламент болидов одинаковый. Во всех авто используется один и тот же двигатель, КПП, тормоза и шасси.
Предпоследней ступенью гонщика на пути к F1 становится «Формула-2». Удачное выступление здесь гарантирует как минимум место тест-пилота в «королевских гонках». Артем Маркелов, профессиональный российский автогонщик, который показал отличные результаты в прошлом сезоне F2 и завоевал титул вице-чемпиона серии, в то время как его команда Russian Time взяла кубок конструкторов чемпионата, в 2017 году стал тест-пилотом Renault, что значит, россиянин уже одной ногой находится в F1.
Стоит также отметить, что чемпионом «Формулы-2» в 2017 году стал Шарль Леклерк. После победы гонщику было предложено место боевого пилота в составе команды Alfa Romeo Sauber F1. После непродолжительных переговоров Леклерк согласился.
Отдельным классом сейчас существует и электрическая «Формула-E». Главное отличие серии - полное отсутствие ДВС и использование электромоторов. В эту серию гонщики попадают после GP3 или «Формулы-2». Также в эту серию могут попасть и гонщики F1. Например, Себастьян Буэми, занимавший место тест-пилота Red Bull, сейчас выступает в электроформуле.
Indy Car и «Тройная корона» гонщика
Кроме европейской «Формулы» существует еще класс IndyCar - серия гонок на автомобилях с открытыми колесами в Северной Америке. Пилотами этой серии обычно становятся те, кто показал хорошие результаты в более легком классе Америки, Indy Lights, либо те, кто отлично выступил в Европе. Самый легендарный этап чемпионата - «500 миль Индианаполиса».
Во всей истории автоспорта существует только один гонщик, сумевший примерить на себе титул «Тройной короны» - Грэм Хилл. Для завоевания этого титула пилот должен победить в трех гонках: «Гран-При Монако» (F1), 24 часа Ле-Мана (WEC) и «500 миль Индианаполиса» (Indy Car). Нередко в погоне за «короной» гонщики после победы в американской серии стараются перейти в «Формулу-1», а затем и в WEC. Например, Хуан Пабло Монтойя, выигравший гонку «Инди-500» в 2000 году, на следующий сезон дебютировал в F1 и спустя 2 сезона, в 2003 году, смог одержать победу на этапе в Монако. Однако стать пилотом с «Тройной короной» Хуану так и не удалось.
Переход в «Формулу-1» из DTM
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) - чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.
Для того, чтобы этот класс не стал гонкой бюджетов, руководители серии установили жесткий регламент соревнований. Он заключается в ограничении «расходных материалов», таких, как, например, резина, а также в регламентировании количества тренировок и тестов вне гонок (не более 20 дней в год). Словом, в кузовном чемпионате DTM существуют некоторые сходства с «Формулой-1».
Нередки также и переходы гонщиков из DTM в «Формулу-1». Например, Паскаль Верляйн, чемпион DTM 2015, уже в 2016 году подписал контракт с командой Manor Racing и стал боевым пилотом F1, где показал не очень хорошие результаты.
«Королева автоспорта»
Как вы уже поняли, главная международная серия автогонок - «Формула-1». В каждом сезоне участие принимает 10 команд, в каждой из которых находится 2 боевых пилота. Первым российским пилотом F1 стал наш главный редактор, Виталий Петров. На данный момент в «королевских гонках» из россиян присутствует один боевой пилот, Сергей Сироткин в Williams и два тест-пилота, Артем Маркелов в Renault и Даниил Квят в Ferrari.
Кроме формальных чепионатов, которые мы обсудили сегодня, существует еще много других гоночных серий, которые мы обсудим в следующей части нашей новой рубрики «Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут».
За помощь в создании материала выражаем благодарность
НАМЫЛИ ЗОЛОТИШКО
Адепты полноприводного движения по традиции завершили сезон на подмосковной кроссовой трассе близ аэропорта «Шереметьево». Здесь состоялась гонка на «Кубок Сапсана» - крупной строительной фирмы, учредившей главные призы - медали из чистого золота. Но, конечно, не только его блеск привлек более полусотни спортсменов, в том числе из дружественной Украины, а еще и возможность лишний раз пообщаться и помериться силами по правилам парных гонок с раздельным стартом. Это состязание на время - кто быстрее преодолеет круг в полтора километра, тот и победитель.
Собрались и кроссмены, и «рейдовики», но технику разделили на зачеты как в ралли-рейдах: национальный класс серийных машин, зарубежный и отдельно - прототипы. На сложной трассе преимущество получали не обладатели самых мощных моторов, а наиболее техничные гонщики. Победителями в своих классах стали москвич Александр Квашнин и ульяновец Александр Мальков на УАЗах, петербуржец Борис Гадасин на " Мицубиси Паджеро " и Алексей Беркут из столицы на " Субару Импреза ", переоборудованной в прототип.
ЗИМНИЕ ЗАЯВКИ
Роман Русинов и Сергей Злобин провели в Москве совместную пресс-конференцию, поведав о своих планах на сезон-2004. Русинов, завершивший минувший год победой в 1000-километровой гонке в Ле-Мане, не сообщил ничего определенного. В данный момент он проводит тесты в составе известной французской команды «Кураж-Компетисьон», выступающей в гонках спорт-прототипов. Рассматриваются также варианты формулы «Ниссан» или 3000, в любом случае, пояснил Русинов, речь может идти только о сильной команде. Главная цель Романа - формула 1.
Информация Сергея Злобина куда более конкретна. Столичный пилот, который больше года не выступал ни в одной регулярной серии, сообщил, что подписал спонсорский договор, который позволит ему войти в состав команды «Минарди» формулы 1 в качестве боевого пилота. Подробности - на официальной презентации команды. То, что «Минарди» заключила контракт с венгерским гонщиком Золтом Баумгартнером, не должно никого беспокоить: сейчас у итальянской «конюшни» на руках сразу семь контрактов с пилотами, но в итоге за руль сядут лишь двое.
В НОВЫЙ ГОД - НА ДИЗЕЛЕ
Неожиданная новость пришла сначала из Португалии, а через две недели из Владивостока. В канун католического Рождества в самой западной точке континента, на мысе Рока, стартовал автопробег U-tech Audi Transcontinent Challenge - одиннадцать пилотов на четырех серийных «Ауди-Кваттро 2,5 TDI». Через Францию, Германию, Польшу, Россию и Китай энтузиасты доставили рождественские подарки от администрации Лиссабона властям Владивостока. Интересно, что путь до Москвы занял три дня, а остальное время ушло на преодоление, в основном, российских просторов.
Задумал и организовал пробег известный гонщик Алексей Васильев из команды YUKOS GT, чего от него никто не ожидал. «Это было по-настоящему экстремальное путешествие, - рассказал Алексей. - Мы проезжали по тысяче километров в сутки в самых разных погодных и температурных условиях. В Европе это несложно, дороги позволяют. Но Сибирь... Это не первый пробег от абсолютного Запада до абсолютного Востока, однако никто до нас не рисковал совершить его именно в это время года». К слову, Васильев был в команде единственным «профи», остальные члены экипажей - любители, поклонники немецкой марки, не желавшие встречать Новый год в компании с телевизором. В экране ветрового стекла они «живьем» увидели 14 тысяч километров...