Сценарии спортивных мероприятий. Организация спортивных мероприятий


Сотрудники нашей компании — это специалисты с многолетним опытом работы, серьёзным послужным списком и уникальным портфолио проектов. Для большинства из них работа в EVENT индустрии — это не просто пустой звук, а любимое хобби, позволяющие получать удовольствие, заставляющие думать и развиваться, смотреть на многие вещи иначе. Мы высоко ценим вклад каждого из них и гордимся, что такие специалисты являются основой нашей компании.

«Обращаясь в Style Project, Вы получаете надежного партнера, который умеет слушать и слышать своего клиента, внимателен к деталям и срокам, находит инструменты для решения поставленных Вами задач и, самое главное, всегда отвечает за результат своей работы!»

«Event-агентство - это компания, которая создает СОБЫТИЕ! Создать событие - это значит наполнить его смыслом и сделать так, чтобы оно осталось в памяти надолго. Донести идею и цели компании до сотрудников, партнеров, клиентов – непростая задача и под силу только профессионалам! Наша работа направлена на результат, а результат - благодарность наших клиентов и долгосрочное сотрудничество команды единомышленников. Жить идеями, осуществлять их и радовать клиентов - наша работа, наш образ жизни!»

Системный подход в ведении бизнеса я ставлю на 1 место. Благодаря десяти летнему опыту в области event и pr могу с уверенностью утверждать, что системный подход всегда более устойчив и менее подвержен негативным последствиям от некачественных решений.

В компании работаю с 2009 года. Опыт организации спортивных мероприятий - более 35 лет. Придумал и реализовал множество спортивных проектов. Среди заказчиков - АФК «Система», ВТБ, ВЭБ, Газпром нефть, Газпромбанк, Сбербанк, Роснефть и другие известные компании, которые рассматривают такие мероприятия как приоритетные социальные проекты. Для меня главная особенность таких мероприятий в том, что в них победителями становятся все участники. Поэтому неважно, для кого ты делаешь мероприятие, важно, КАК ты это делаешь, и то, как все они оценивают твою работу.

Спортивные события – вот мой выбор в event-индустрии. И он не случайный, а был запланирован ещё в школе. Поэтому сейчас я являюсь специалистом с высшим образованием именно в этой сфере и имею многолетний успешный опыт, которым с радостью делюсь с клиентами компании «Style Project», где работает слаженный коллектив профессионалов, который ценит не только время, престиж и бюджет клиента, но и мелочи каждого проекта, а в итоге выдает качественный продукт.

В EVENT индустрию я пришел 13 лет назад. Надо сказать, что за это время произошли значительные перемены, благодаря которым EVENT рынок стал обретать четкую и правильную форму. Современное мероприятие напоминает «оружие массового поражения», в хорошем смысле этого слова. С помощью него можно решить любые задачи, которые ставят перед собой полевые командиры развивающихся компаний и организаций. Я рад, что причастен к созданию этой «ядерной» бомбы.

«Работаю в компании почти 3 года, за это время я и другие специалисты команды Style Project реализовали около 10ти спортивных мероприятий, в том числе Спартакиаду Газпромбанка на 5.000 человек. Среди своих отличительных качеств могу выделить «ответственность». А больше всего в своей работе я люблю видеть яркие эмоции участников. Именно в такие моменты чувствуешь себя победителем – вместе с ними!

За 6 лет работы в компании я провела более 15ти крупных проектов – от family day до больших спортивных мероприятий. Качества, которыми горжусь? Наверное, умение быстро принимать решения, анализировать и взвешивать ситуацию на проекте, а затем спокойно ее решать. Когда у тебя 600 участников и 10.000 зрителей, нужно обладать отличной стрессоустойчивостью. И лишь тогда можно услышать в финале заветное “We are the champions”, которое принимаешь на свой счет!

Пожалуй, самое главное в работе event-менеджера – умение выделять главное, но при этом любить детали. Я точно знаю, что настоящий event – это не «про развлечение», а «про бизнес». Считаю себя очень жизнерадостным человеком, наверное, поэтому мой позитивный настрой всегда передается команде. От меня часто можно услышать фразу: «Люблю Клиентов, и ничего не могу с этим поделать!» И, вы знаете, это действительно так!:)

Я люблю свою работу. Она очень разная, интересная, а порой - сложная. Организация мероприятий – это совсем не «вечный праздник», как многие думают. Это большая ответственность, напряженный труд. Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать! Каждый проект – это бесценный опыт, новые знакомства и впечатления. Я занимаюсь этим более 10 лет. Мой любимый формат – это крупные массовые мероприятия, имеющие социальное и культурное значение. Для меня важно не только быть профессионалом своего дела, но и быть полезной обществу, вносить вклад в культурное наследие своей страны.

Спортивно-массовые мероприятия являются одним из направлений работы государства и всех его институтов по формированию физически развитого человека, воспитания у граждан страны здорового образа жизни, привития любви к занятию спортом с малых лет. Это одна из задач государства.

В рамках этой работы создаются различные программы, в том числе внедряется комплекс ГТО, и проекты по развитию профессионального спорта; разрабатываются по календарным планам различные виды и формы спортивно-оздоровительных и культурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий, праздников, фестивалей.

Все они приняты решать различные задачи. Одни доступны для населения и бесплатны для участия в любом возрасте – их организуют комитеты по физической культуре на уровне района, округа, города. Другие реализуются в спортивных клубах и секциях. В любом клубе помимо тренировок можно заниматься работой по организации физкультурно-массовых праздников с привлечением членов клуба, их знакомых и семей. Это могут быть проекты крупных спортивных брендов, организованных для молодежи или спортсменов-любителей любого возраста, программы по преодолению своих возможностей. Все значение таких проектов – чтобы спортом занималось как можно больше народу, развитие массового увлечения спортом. Не обязательно заниматься профессионально и достигать рекордов на мировом уровне, это может быть и любительский уровень или просто посещение оздоровительных тренировок типа йоги или массовых фитнес-зарядок.

Для профессиональной и грамотной реализации невозможно не учитывать специфические особенности:

  • Формат мероприятия – это может быть соревнование по одному виду спорта, спартакиада по нескольким видам спорта, спортивно-развлекательные программы типа «веселые старты», комплексная программа физкультурно-спортивного формата.
  • Порядок проведения и разработка положения соревнований. Определяем количество участников, правила игры в тот или иной вид спорта, будут ли это соревнования для детей, или для каждого возраста участников будет свой комплекс физкультурно-оздоровительных игр и упражнений.
  • Площадка проведения. Для проведения крупных спортивных подходят как многофункциональные спортивные комплексы, футбольные поля или ледовые дворцы, так и крупные городские территории, открытые площадки парков, где можно застроить пространство любыми мобильными площадками. Необычное место проведения соревнований, будь то поле аэродрома или естественные леса для полосы препятствий привлекут даже самого требовательного участника.
  • Обеспечение физкультурно-спортивных соревнований. Подбор инвентаря, экипировки, спортивного оборудования по каждому виду спорта из программы занимают не последнее место в подготовке праздника. Необходимо приобретать качественный товар, сертифицированный по нормативам, дабы он соответствовал уровню соревнований и не привел к травмам. Любому участнику также приятно будет получить на память не только призы, но и сувенирную продукцию с логотипом фестиваля. Не забываем про судейский корпус – грамотно проконтролировать соблюдение правил игр каждым участником сможет квалифицированный специалист по судейству из федераций по видам спорта. Чем выше уровень судей – тем качественнее будет ваше мероприятие и меньше претензий к организаторам.
  • Охрана и безопасность. В современных условиях, когда этому вопросу придается особое значение, необходимо разрабатывать специальный регламент обеспечения безопасности на площадке проведения, чтобы все участники соревнований, судьи, зрители чувствовали себя защищенными. ЧОП, отвечающий за эти вопросы и нанятый организаторами, должен пройти лицензирование и иметь опыт обслуживания массовых с большим количеством гостей. Для каждого сотрудника разрабатывается инструкция по допуску на объект и особенности действий при возникновении форс-мажорных ситуаций.

Вся работа по реализации физкультурно-массовой работы ложится обычно на комитеты по физической культуре и спорту федерального и местного значения. Однако часть работы по поддержке активности людей в занятиях спортом с детства могут взять на себя учителя физкультуры, которые реализуют специальные программы внешкольных занятий. Это могут быть специальные праздники «День здоровья», «Бодрость духа», межрайонные турниры по футболу или хоккею, соревнования по командным и индивидуальным видам спорта, семейные эстафеты. Такая работа воспитывает в детях и подростках стремление заниматься спортом в течение всей жизни, стимулирует их к достижению результатов, преодолению своих возможностей. Спорт воспитывает в человеке упорство, терпение, физическую выносливость, что приводит к формированию активной позиции по жизни, дисциплинированности, силе и мужеству, делает из людей воинов.

Программа спортивно-массовых фестивалей в Москве обширна и вы можете с легкостью подобрать для своего участия праздник по вкусу с учетом уровня вашей физической подготовленности. Даже для начинающих всегда есть возможность проявить себя на тренировках и праздниках на улицах города. А если вы живете там, где государство не очень торопится сделать что-то для простых жителей города – станьте теми, кто сделает для всех. А мы вам с удовольствием поможем!

Занимайтесь спортом!

Данилова Евгения

Менеджер спортивных проектов компании STYLE PROJECT

Анастасия Шевцова
Сценарий спортивного мероприятия «Праздник спорта и здоровья «Весёлые старты» (для детей с ОВЗ)

Сценарий спортивного мероприятия

Праздник спорта и здоровья

«Весёлые старты »

Тема : .

Контингент : смешанная группа детей здоровья (глухие, слабослышащие и слышащие дети с тяжелым нарушением речи) 1 и 2 классов.

Место проведения : Спортивный зал .

Вид и тип занятия : физическая рекреация; соревновательный тип.

Цель мероприятия : укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья посредством физической рекреации.

Задачи :

1. Закрепить физические способности учащихся.

2. Корректировать двигательные нарушения учащихся, обусловленные первичным дефектом.

3. Способствовать успешной социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья через использование инклюзивной формы организации занятия.

4. Развивать волевые качества (стремление выполнять задание быстро и точно и в полном объеме) .

5. Воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни .

6. Развивать интерес к спорту .

7. Привлечь детей к активному проведению досуга.

Оборудование и инвентарь : 4 баскетбольных мяча, 4 обруча, 2 гимнастических мяча (фитбола, 4 фишки, 8 стоек, мешочки с песком (по количеству участников, 2 пластмассовых ведра, 2 мягких «тоннеля» , 12 балансировочных мячей (6 больших, 6 маленьких) .

Спортивный зал украшен разноцветными воздушными шарами, плакатами.

Ход праздника

I. Организация участников.

Организованный вход в спортивный зал под музыку . Команды входят колонной по одному в обход по залу, останавливаются в левом верхнем углу зала и строятся в шеренгу.

Ведущий :

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте!

Сегодня у нас спортивный праздник . Он называется «Весёлые старты » . Тема праздника «Сильный, смелый, ловкий, умелый» . Покажем сегодня, какими сильными, смелыми, ловкими и умелыми вы стали! На празднике мы увидим интересные выступления, команды будут играть в эстафеты, а болельщики будут болеть за команды.

Что мы будем делать?

Мы будем смотреть интересные выступления; будем играть в эстафеты; будем болеть за команды.

II. Объявление судей.

Судья :___

Члены жюри : ___

Волонтеры : девочки из группы поддержки.

III. Представление команд.

Ведущий спрашивает у команд их названия и девиз, а капитаны выходят и по очереди называют свои названия, девиз участники команды говорят хором. Капитаны передают эмблему девочке из группы поддержки, а она, демонстрируя ее участникам, передает эмблему жюри.

Жюри оценивает название команды, девиз и эмблему (общая оценка по 5-бальной системе) .

IV. Открытие праздника .

Ведущий : Наш спортивный праздник «Веселые старты » объявляется открытым!

V. Разминка участников.

Ученик 1-го класса : На спортивную площадку

Приглашаем, дети, вас,

Праздник спорта и здоровья

Начинается сейчас!

Ученик 4-го класса и

ученик 1-го класса : На площадку по порядку

Становись скорее в ряд.

На зарядку, на зарядку

Приглашаем всех ребят!

Разминка под музыку "Солнышко лучистое".

Ученик 3-го класса : Вы размялись хорошо,

Праздник веселей пошел .

Ученик 1-го класса : Ждут вас новые задания –

Не простые испытания!

VI. Эстафеты.

1. Эстафета «Донеси арбузы»

Направлена на развитие скоростных и координационных способностей.

Инвентарь на одну команду : 2 баскетбольных мяча, 2 обруча.

2 обруча определяют этапы эстафеты :

(1) линия старта ;

(2)

В обруче на старте лежат 2 баскетбольных мяча (2 арбуза) . По команде первый участник берет 2 мяча из обруча на старте , бежит до противоположной лицевой линии, кладет мячи во второй обруч, возвращается к команде и хлопком передает эстафету следующему участнику. Второй участник таким же образом переносит мячи из второго обруча в обруч на старте , кладет мячи и хлопком передает эстафету. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

ПРАВИЛА : при потере мячей участник сам поднимает их и продолжает эстафету с места потери мячей.

НЕЛЬЗЯ :

Заходить за линию старта пока эстафета (мячи) не будет передана;

2. Эстафета «Перекати поле»

Направлена на развитие координационных способностей.

Инвентарь на одну команду : 1 гимнастический мяч (фитбол, 2 фишки, 4 стойки.

2 фишки определяют этапы эстафеты :

(1) линия старта ;

(2) противоположная лицевая линия.

У первого участника в руках большой гимнастический мяч (фитбол) . По команде участник катит руками мяч между расставленными стойками (змейкой, огибает поворотную стойку (фишку, берет мяч в руки и с мячом в руках бегом возвращается к команде, передает эстафету (фитбол) следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

НЕЛЬЗЯ :

Заходить за линию старта пока эстафета (фитбол) не будет передана;

Нарушать установленные правила.

VII. Перерыв и выступление девочек из группы поддержки.

Ведущий : Ну а сейчас, дорогие ребята, мы дадим вам несколько минут отдыха, а пока вы отдыхаете для вас выступят девочки из группы поддержки! Встречайте!

Выходят участницы группы поддержки.

Ученик 3-го класса : Спорт с нами , спорт в нас ,

Мы танцуем только для вас!

Танцевальный номер участниц группы поддержки.

Ведущий : Ребята, а вы хотите научиться также двигаться?

Тогда занимайтесь физкультурой и спортом !

Продолжение эстафет.

Ученик 1-го класса : Эй, команды смелые,

Дружные, умелые!

Ученик 1-го класса : На площадку выходите,

Силу, ловкость покажите!

3. Эстафета «Меткие и быстрые»

Направлена на развитие точности, меткости, ловкости и глазомера.

Инвентарь на одну команду : мешочки с песком (по количеству участников, ведро пластмассовое, 2 фишки.

2 фишки определяют этапы эстафеты :

(1) линия старта ;

(2) противоположная лицевая линия.

В 3-4 шагах стоит ведро.

У каждого участника команды в руках мешочек с песком.

По команде учителя первый участник делает бросок мешочка в ведро.

После броска в цель (ведро) участник бежит к лицевой линии, обегает фишку, бегом возвращается к команде, хлопком передает эстафету следующему участнику.

Затем бросок осуществляет второй участник и т. д. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

Оценивается количество точных бросков.

НЕЛЬЗЯ :

Заходить за линию старта при броске ;

Нарушать установленные правила.

4. Эстафета «Полоса препятствий»

Направлена на развитие равновесия, координационных способностей и ориентировки в пространстве.

Инвентарь на одну команду : 2 фишки, 1 обруч, 1 мягкий «тоннель» , 6 балансировочных мячей (3 больших, 3 маленьких) .

2 кегли определяют этапы эстафеты :

(1) линия старта ;

(2) противоположная лицевая линия.

Эстафета состоит из этапов. 1 этап – на пути разложены балансировочные мячи, 2 этап – мягкий «тоннель» , 3 этап – обруч. По команде первый игрок бежит «по кочкам» (балансировочным мячам, затем пролезает в «тоннель» , подбегает к обручу, продевает его через себя и бегом возвращается к команде, передает эстафету следующему игроку хлопком левой ладони. Второй участник делает то же, что и первый. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

НЕЛЬЗЯ :

Заходить за линию старта пока эстафета не будет передана;

Бросать обруч после продевания его через себя;

Нарушать установленные правила.

VIII. Заключительное слово и награждение команд.

Ведущий :

Ребята, закончились наши игры. Вам понравилось?

Что мы с вами сегодня делали?

Мы сегодня смотрели интересные выступления, играли в эстафеты, болели за команды.

Вы все хорошо поработали. Спасибо! А пока жюри подсчитывает баллы, давайте посмотрим выступление ребят с номером «На круглой планете» .

Танцевальный номер : «На круглой планете» .

Награждение команд.

Ведущий :

Если будете дружить с физкультурой и спортом , то какими будете ?

СИЛЬНИМЫ, ЛОВКИМИ, БЫСТРЫМИ….

А какими еще?

- … ДРУЖНЫМИ!

Сегодня на нашем весёлом празднике победила ДРУЖБА ! И мы хотим вручить вам призы.

- «Спасибо» болельщикам;

- «Спасибо» выступающим ребятам;

Грамоты и призы участникам;

Грамота и приз победителю.

Звучит спортивный марш , участники под музыку выходят из зала.

Воспитательная роль и значение спортивной игры для формирования личности ребенка и его развития, несомненно, очень велики.

Движение, реализуемое в спортивной игре, органически присуще детям младшего школьного возраста. Спортивная игра в состоянии изменить отношение ребенка к окружающему миру, она расцвечивает его для детей яркими красками. Спортивные игры сплачивают детей в коллектив, где есть возможность раскрыться всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным - получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей. Педагог же в подобного рода играх становится детям ближе, между ним и детьми устанавливается более тесный контакт.

Многие спортивные игры существуют с давних пор. Со временем игры корректируются, совершенствуются, становятся интереснее для детей.

Подвижные спортивные игры исходят из естественных движений человека: прыжков, лазанья, бега, бросания, ходьбы и т. д. Иными словами, данные виды игр очень близки детям, в них происходит разрядка негативных эмоций и статичности ребенка, а также оздоровление его организма.

Но останавливаться на одних спортивных играх в наше время было бы несколько неверно, поэтому в сборнике мы предлагаем не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно- практические программы по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности.

Кроме того, в пособие включены инсценировки и театрализованные представления, так или иначе связанные со спортивной тематикой. В них доходчиво и интересно для ребят говорится о значении физкультуры и спорта в жизни каждого человека.

Время движется вперед и не стоит на месте, таков закон жизни. Значит, и формы проведения мероприятий для детей должны идти в ногу со временем. Самое главное - чтобы детям было интересно! А если будет интересно, будет и результат. Как говорит один из героев инсценировки «Вижу небо!» мальчик Миша: «Свобода-это когда интересно!»

Так давайте будем, уважаемые взрослые, прислушиваться к детскому мнению и делать все, чтобы детям было интересно жить, расти и развиваться!

Надеемся, что в представленных материалах вы найдёте много полезного для своей работы: как увеличить объем двигательной деятельности детей, как определить их спортивные интересы, как красочно оформить спортивный зал или спортплощадку, как осуществить гармоничное взаимодействие ребёнка со спортом и природой (окружающей средой), как, используя предлагаемые формы спортивных мероприятий, развивать физические и моральные качества ребенка (силу воли, стремление к победе, коллективизм, экологическую культуру, выносливость, товарищество и взаимопомощь).

Пособие содержит разработки занятий, театрализованных спортивных представлений, утренников, праздников и командных игр для младших школьников.

Предлагаемые сценарии, комплексы упражнений для мальчиков и девочек, соревнования «Веселые старты», эстафеты и спортивные викторины помогут педагогам в воспитании в детях таких качеств, как сила воли, стремление к победе, выносливость, взаимопомощь.

Предназначено учителям начальных классов, физической культуры, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования для организации спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми.

Удачи всем педагогам, организующим мероприятия для детей!

Спортивные праздники, игры и викторины

Сценарий спортивного мероприятия для учащихся младших классов «Вместе, мы сила» посвященного празднику 23 февраляАвтор: Емельянова Екатерина Николаевна, учитель физической культуры. Цель: воспитание у детей патриотического отношения к своей родине. Задачи: 1. Создать праздничное, спортивное настроение у детей в совместной деятельности; 2. Способствовать развитию физических качеств. 3. Содействовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи, умению управлять своими эмоциями. Инвентарь...

Сценарий итогового мероприятия в летнем лагере по проекту «Марафону Здоровья» для детей 9-12 лет «Поход Здоровья»Цель: Организация заключительного вечера, подведение итогов. Задачи: 1. Подведение итогов по Марафону Здоровья», вручение грамот и дипломов активистам и победителям. 2. Создание условий для показа достижений в туристической и спортивной деятельности детей; 3. Создать атмосферу доброго вечера друзей. Вечер проводиться в палаточном городке. В течение дня дети устанавливают пал...

Весёлые старты для учащихся начальной школы «Осенний марафон»Автор: Кузнецова Мария Александровна, учитель физкультуры, ГК ОУ «Котовская школа-интернат», город Котово. Описание материала: Данный материал может быть использован при проведении внеклассных и спортивных мероприятий. Материал будет полезен учителям адаптивной физической культуры и воспитателям начальной школы. Цель: улучшение межличностных отношений в детском коллективе. Задачи: - привитие школьникам навыков здорового образа жиз...

Подвижные игры на уроках физической культуры в школеДень и ночь Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой - «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10-12 м есть «дом». Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают. Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду. ...

Веселые старты для учащихся 1-3 классов. КонспектЦели: воспитание гордости за свою страну; развитие выносливости, ловкости, быстроты и товарищеской поддержки. Оборудование: кегли 6 штук, флажки - 3 штуки, ложка столовая - 2 штуки, мячики теннисные - 2 штуки, платок женский - 2 штуки, шапка мужская - 2 штуки, шарики воздушные - 6 штук, листы писчей бумаги формата А4 - по количеству участников умноженное на три, обручи - 6 штук, мячи баскетбольные - 2 штуки, кубики - 2 штукиХод мероприятияЕсли...

Сценарий спортивного мероприятия в лагере с дневным пребыванием «Команда для «Беды»» Автор: Гожева Марина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 12, город Саров, Нижегородская область. Данная разработка может быть использована учителями начальных классов, учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, вожатыми в летних лагерях для организации спортивно-развлекательного мероприятия для детей 8-12 лет. Цель: формирование здорового образа жизни. Задачи: Ра...

Спортивный праздник в детском оздоровительном лагере при школе. Весёлыми тропинками лета(Если на улице дождь). Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель группы продленного дня, МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова село Сукромля Торжокский район Тверская область. Данная разработка может быть использована воспитателями групп продленного дня, учителями начальных классов как внеклассное мероприятие, учителями физкультуры. Предназначена учащимся 3 – 6 классов. (В команды наби...

Сценарий спортивного праздника в летнем лагере дневного пребывания «Малые Олимпийские игры» Цель. Совершенствование системы патриотического воспитания, изучение всемирного олимпийского движения. Задачи. 1.Привлечение каждого обучающегося к участию в коллективно-творческом деле. 2.Создание условий для реализации творческих способностей детей и взрослых. 3.Пропаганда здорового образа жизни. 4.Развитие и совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы среди всех участников образ...

Открытое спортивное мероприятие для младших школьников " Я, ты, он, она - мы здоровая страна"Описание материала: Предлагаю вам сценарий спортивного мероприятия по типу семейных веселых стартов (Мама - папа - я.). В эстафетах участвуют воспитатели и учителя нашей школы, детки с 1 по 4 классы. Я старался разнообразить виды соревнований и включал новые ранее не проводимые с нашими малышами виды эстафет. Надеюсь этот материал послужит опорой для учителей физической культуры. Цели: Организация...

Подвижные игры в начальной школеРАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕАвтор: Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области. Назначение: подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности. Применение подвижных игр позволяет...

Спортивный праздник для младших школьников Цели: 1. Пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры, расширение кругозора. 2. Закрепление спортивных знаний, умений и навыков. 3. Развитие физических способностей, укрепление здоровья. 4. Воспитание уважения друг другу, чувства коллективизма. Задачи: 1. Способствовать накоплению двигательного опыта. 2. Развивать чувства ответственности, сплоченности и внимательности. 3. Формировать здорового отношения к окружающему миру. 4. Выявит...

"Олимпийцы" - спортивные соревнования летом на свежем воздухеМесто работы: МБОУ СОШ №26, г.Владимир, учитель начальных классов"Физкультура и спорт - наши друзья" - спортивное соревнование на свежем воздухе в летнем оздоровительном лагере.Разработка из личного опыта работы. Описание материала:предлагаю разработку спортивного, соревновательного состязания. Участниками являются ребята, которые отдыхают в летнем оздоровительном лагере. В спортивном соревновании могут принимать участие ребята в воз...

Увлекательное занятие "Спорт альтернатива пагубным привычкам"Тема: Мы выбираем спорт!Цель: прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни. -Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наш спортивный поезд будет останавливаться на разных станциях, а мы будем выполнять интересные задания. В конце нашего путешествия у нас должна получится народная пословица. 1-я станция «Поэтическая» 1. Школьник, спортом занимайся! И здоровым оставйся! Без болезней будешь жить Время с...

Сценарий спортивного праздника, посвященного «Дню защитника Отечества»Автор: Ахмедова Зоя Рамисовна, учитель начальных классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12» п. Юца Ставропольского края. Описание работы: Предлагаю вам конспект спортивного праздника, посвященного «Дню защитника Отечества!». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных учреждений. Этот конспект направлен н...

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    Особенность методик СММ.

    Дни спорта и здоровья.

    Спортивный праздник.

    Спортивный фестиваль.

    Спортландия.

    Поезда здоровья.

1. Участие населения в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях рас­сматривается как одна из эффективных форм повышения ДА, улучшения и поддержания на достаточно высоком уровне функ­циональных показателей организма.*

Периодическое участие в многоэтапных и разовых спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятиях оказы­вает стимулирующее воздействие на ведение ЗОЖ, поиска резер­вов в ДА.

Однако следует подчеркнуть, что организовывать и прово­дить эти мероприятия нужно методически правильно, т.к. в них главенствующим является соревновательный метод, который, в свою очередь, требует от человека проявления максимальных усилий. Несоблюдение методических требований может принести человеку вред. Чаще всего это случается, когда к таким меропри­ятиям привлекаются неподготовленные люди. Соревнования за­частую сопровождаются эмоциональной напряженностью, по­скольку играющие стремятся не уступить, выиграть и т.п. И если правильной методикой проведения разовых названных меропри­ятии пренебречь, то тенденция «выиграть любой ценой» станет преобладающей. В таких случаях физические нагрузки будут чрезмерны и окажут отрицательное воздействие на организм. В связи с этим методика организации и проведения любого спортивно-массового и рекреационно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагру-зок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленно­сти участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.

К разовым спортивно-массовым и рекреационно-оздоровительным мероприятиям относятся: дни спорта и здоровья, спор­тивные праздники, спортивные фестивали, массовые пробеги, поезда здоровья и т.д.

2. ДНИ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровитель­ных мероприятий, получивших признание, относятся дни спор­та и дни здоровья.

Дни спорта - день пловца, день бегуна, день лыжника и др. являются смотром достижений в массовом привлечении населе­ния к активным занятиям избранным видом спорта. В днях спор­та принимают участие спортсмены всех возрастов. Дни спорта открыли дорогу в спорт многим школьникам. Впоследствии они стали известными спортсменами.

Наибольшей массовостью отличаются дни любителей бега.

Важное социальное и оздоровительное значение имеют также дни пловца. Им предшествует обучение неумеющих плавать.

Руководители федераций плавания, администрации пляжей, турбаз, домов отдыха, бассейнов, оздоровительных лагерей тща­тельно готовятся к проведению дня пловца.

В этот день организовываются соревнования, водно-спортив­ные праздники, показательные выступления, массовые заплы­вы, обучение новичков.

Дни спорта стали подлинными праздниками. Так, например, выглядит водный праздник в оздоровительном лагере. Его про­грамма состоит из двух частей. Первая - соревновательная, вто­рая - развлекательная. Соревновательная часть включает заплы­вы на 25 м способами, доступными ребятам. Эстафеты 8x25 м, игры на воде. Развлекательная часть включает фигурное плава­ние, показательные выступления и др.

Не менее увлекательны дни здоровья. Они с успехом проводят­ся в вузах, в школах, в оздоровительных лагерях и др.

Поучителен опыт проведения дня здоровья в оздоровительном лагере «Восток» на Браславских озерах. Готовиться к нему ними мают с первых дней. Создается оргкомитет.

Им утверждается дата и сценарий проведения. Основой содержания всей работы по подготовке ко дню здоровья являются общелагер­ные спортивные игры «Старты надежд», в программу которых входят следующие виды соревнований: легкоатлетическое четы­рехборье (бег на 30 м и 60 м, прыжки в длину, метание мяча), лег­коатлетический кросс, стрельба из пневматической винтовки, гимнастика (подтягивание на перекладине, лазание по канату, массовые гимнастические выступления), плавание, шахматы, настольный теннис, футбол, подвижные игры.

Подготовительный период связан с предстоящим днем здоровья.

Жизнь отрядов приобретает форму игры под названием «Здо­ровье», финалом которой является большой театрализованный праздник.

В начале смены на утренней линейке «доктор Айболит» (один из вожатых) поднимает флаг игры (на нем изображен красный крест и бегун).

Врач, медсестра, инструктор физкультуры, старший воспита­тель, педагоги проводят в отрядах беседы на темы: «Здоровье в по­рядке - спасибо зарядке!», « Со спортом дружить - здоровым быть!», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!», «Спорт нам помо­жет силы умножить!», «Чистота - залог здоровья!» и др.

Беседы сопровождаются показом диафильмов: «Десять минут зарядки», «Трудная азбука здоровья», «Вечное движение», «Уди­вительный мир движений», «Закаливание организма» и т.д.

Каждый отряд получает задание по подготовке к финалу игры.

В день торжественного открытия игры принимают старт кон­курсы «Чистота, красота и уют», «В человеке должно быть все прекрасно», «Когда я ем...», «Лесная аптека».

Ребята соревнуются за самую чистую и уютную спальню, тер­риторию отрядной линейки, закрепленную за отрядами спортив­ную площадку.

Лагерная столовая становится местом действия конкурса «Когда я см я глух и нем».

По условиям конкурса «Лесная аптека» каждый отряд стре­мится собрать как можно больше лекарственных трав. Победитель за каждый килограмм получает одно очко. Места отрядов в каж­дом конкурсе и соревновании определяются по наибольшему ко­личеству очков а общее место в игре - по наименьшей сумме за­нятых мест.

В подготовку к празднику здоровья включаются все лагерные кружки.

Члены кружка рисования, например, оформляют места про­ведения конкурсов и соревнований. Члены музыкального круж­ка подбирают для праздничного концерта песни и танцы. Юные фотографы оформляют фотостенд, фотогазету под названием «А нечистым трубочистам - стыд и срам!»

Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.

Инструктор физкультуры при участии ребят из старшего отряда готовит спортивный инвентарь, места соревнований и др.

Открывают парад ребята из 5-го отряда. Они несут в руках транспарант с текстом: «Витамины - жизнь». В руках у них таблич­ки с названиями витаминов, нарисованные на бумаге разнообраз­ные продукты, в которых содержатся те или иные витамины.

Над 4-м отрядом транспарант с надписью: «Природа - друг че­ловека» и рисунки, на которых изображены деревья, животные, цветы и др.

Впереди и по бокам 3-го отряда транспаранты с различными надписями: «Гигиена - это здоровье!», «Чистота - залог здоро­вья!», «С гигиеной дружить - быть здоровым, долго жить!» В ру­ках у ребят сделанные из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и материи большие полотенца, зубные щетки, мыло, зубная пас­та, тазы и другие предметы личной и общественной гигиены.

Над 2-м отрядом по очереди появляются плакаты с надпися­ми: «Солнце», «Воздух», «Вода». При появлении «солнца» в ру­ках всех ребят «загораются» маленькие круглые зеркальца, пу­скающие солнечные зайчики. При появлении «воздуха» ребята машут лоскутами из голубой материи. При появлении «воды» в разные стороны разлетаются струи воды, выпускаемые из бал­лончиков для шампуня. После этого ребята скандируют: «Наши верные друзья!»

Завершает шествие 1-й отряд. Впереди транспарант: «Со спортом дружить - здоровыми быть!» Спортивная форма напо­минает о том, что занятия различными видами спорта способ­ствуют укреплению здоровья. В руках юных спортсменов спор­тивный инвентарь.

На середине стадиона образуется большая колонна. Физорги отрядов сдают начальнику лагеря рапорт. Начальник лагеря при­ветствует ребят. Раздается дружный ответ.

Ведущий провозглашает девиз праздника: «Здоровье - всему голова!» Из кустов выбегают «болезни», «микробы», «грязь», «лень», «сигареты» (ребята, одетые в специальные костюмы) и кричат: «Не здоровье всему голова! Мы - всему голова! Мы самые главные на земле!» Кривляясь, они пытаются «испачкать, укусить и заразить» присутствующих.

Ведущий обращается к участникам праздника: «Ребята, дей­ствительно они - главные в жизни?» Громкое «Нет!» разносится над лагерем. «Витамины! Гигиена! Физкультура и спорт! Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!» Из отрядов выбегают силь­ные, ловкие, смелые ребята. Они сгоняют «врагов» здоровья в кучку и выгоняют со стадиона.

Затем начинаются спортивные старты. От каждого отряда группа спортсменов участвует в эстафете, в которой представле­ны бег, прыжки, метания и другие упражнения.

Побеждает отряд, который на протяжении «Дороги здоро­вья» (полоса препятствий) затратил меньше времени.

Первая часть дня здоровья заканчивается награждением по­бедителей, затем следует театрализованное представление.

По аналогичному сценарию проводятся дни здоровья в школах.

3. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК

Спортивный праздник - это разовое мероприятие, длящееся не более 2-3 ч, в котором самое активное участие принимают ши­рокие массы населения, причем количество участников не огра­ничено. В спортивном празднике используется широкий арсенал упражнений, доступных для людей разного возраста, разной сте­пени физической подготовленности и состояния здоровья, что­бы каждый мог найти себе занятие по душе. Рекомендуется вклю­чать как индивидуальные виды упражнений, так и командные. Программа и положение о празднике разрабатываются в соответ­ствии с уровнем физической подготовленности участников. Для участия в соревнованиях на длинные дистанции (кросс - 2 км и больше, лыжи - 3 км и больше) необходимы предварительные заявки с письменным разрешением врача. Как правило, на такие дистанции выходит небольшое число людей, но забеги сильней­ших (особенно эстафеты) весьма зрелищны. Спортивные игры как непременная составная часть праздника должны быть сокра­щены во времени, а их правила упрощены.

Составной частью спортивного праздника является спортивно-театрализованное представление, собирающее многочис­ленных зрите иен, пассивных в собственно-двигательной дея­тельности. Важной частью таких спортивно-театрализованных представлении шиш ЮТСЯ показательные выступления известных спортсменов. И каждый номер программы такого мероприятия го­товится с точки зрения зрелищного восприятия. Поэтому харак­тер спортивно-театрализованных праздников - это шоу. Тогда как спортивные праздники в отличие от спортивно-театрализован­ных представлений характеризуются возможностью привлечь в активную двигательную программу как можно большее число участников и зрителей. Главное в них то, что каждый участник может испытать свои способности, проявить не созерцательный, а действенный интерес к спорту. Такие праздники повышают значение рекреации как процесса, направленного на укрепление здоровья.

Эти спортивные праздники имеют свои названия: «Встреча зимы», «Проводы зимы», «Велосипедные старты», «Лыжня зовет», «Бегом и пешком за здоровьем», «Всей семьей на старт», «Конкурсы самых сильных, ловких и смелых», «Самая спортив­ная семья» и т.п.

Более 20 лет в ряде городов и населенных пунктов Беларуси проходят массовые спортивные праздники «Белорусская снежин­ка». В программу их включаются бег на лыжах и коньках, зим­ние аттракционы, футбольные турниры на снегу, соревнования дворовых хоккейных команд и др. Обязательным и заслуживаю­щим особого внимания атрибутом на зимних праздниках являют­ся эстафеты с переносом ведер воды на коромыслах, игра «Взятие крепости», метание снежков в цель, катание с горок на санках всей семьей, лазание по обледенелому столбу за призом и др.

Спортивные праздники могут проводиться в виде массовых со­ревнований по одному виду спорта с зачетом по возрастным груп­пам (30-35 лет, 36-40, 41-45, 46-50, 51-55 и т.д.). Например, праздник по плаванию, бегу, теннису, бадминтону, городкам, ориентированию на местности и т.п. Такие соревнования про­водятся по наиболее популярным и доступным видам спорта. Главное условие таких праздников - наличие возможно больше­го числа участников и зрителей. Массовость здесь может быть обеспечена за счет участия людей разного возраста и разной сте­пени физической подготовленности (от новичков до спортсменов-разрядников). Забеги, заплывы, команды по играм лучше всего комплектовать с учетом спортивной подготовленности. Поэтому устроители праздников должны выявить желающих участвовать в них, своевременно и достаточно широко проинформировать о времени и условиях проведения праздника, собрать предвари тельные заявки на участие.

4. СПОРТИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии, а затем и в стра­нах Западной Европы. Они подразделяются на региональные и международные.

Примером может быть известный фестиваль «Физическая культура мира». Он проводится с 1972 года поочередно в разных городах мира, имеющих опыт и устоявшиеся традиции в спортив­но-массовой и физкультурно-оздоровительной работе с населе­нием. В программу фестивалей входят народные и нетрадицион­ные виды физических упражнений, игр и развлечений. Главное предназначение фестивалей - пропаганда средств, способствую­щих повышению ДА населения. Помимо решения чисто практи­ческих задач в рамках фестивалей обсуждаются и научные проб­лемы. Участниками таких фестивалей, как правило, являются оздоровительные группы, представляющие новое направление в использовании физических упражнений. Например, группы, занимающиеся по программам «Аэробика для всех».

Обязательным компонентом фестиваля является театрали­зованное представление «Путешествие в малознакомый вид спор­та». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с во­сточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).

В программы спортивных фестивалей также входит органи­зация выставок.

Проведение фестивалей пока носит эпизодический характер. Они организуются в большей степени на основе какого-то одного вида спортивной деятельности. Например, «Лыжный фестиваль», «Водный фестиваль» и др.

В программу «Водного фестиваля», проводимого на водоемах, включают различные конкурсы и соревнования по проверке ту­ристских навыков, кто быстрее завяжет и развяжет «морской узел», отгадает морские загадки. В основную часть «Водного фе­стиваля», как правило, включаются театрализованные представ­лении с Нептуном, затем проводятся гонки яхт или виндсерфингов, соревнования по спортивным видам гребли, народной гребле, плаванию, соревнования судомоделистов и т.п.

В последние годы в республике стали проводиться физкультурно-оздоровительные фестивали « Спорт и искусство» среди детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также школ-интернатов и детских дошкольных учреждений.

Эти спортивные фестивали приобрели большую популярность и стали традиционными.

5. СПОРТЛАНДИЯ

Повсеместное проведение соревнований типа « Спортландия», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоро­вительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в органи­зации активного отдыха населения.

В последнее время соревнования по «Спортландии» проводят не только среди школьников, но и среди детей старшего дошколь­ного возраста, а также в профессионально-технических учили­щах, в здравницах, профилакториях и по месту жительства.

Основой популярности и долголетия этого начинания являет­ся его игровое начало как по содержанию, так и по форме. Это же сделало соревнования общедоступными и привлекательными. Несомненно, и телевидение сыграло большую роль не только как пропагандист, но и как организатор этих соревнований.

Значение «Спортландии» не исчерпывается спортивным содержанием. Ее эффект значительно шире, поскольку в играх используется комплекс целенаправленных приемов педагогиче­ского воздействия, способствующих гуманистическому воспита­нию подрастающего поколения.

Основные средства соревнований - подвижные игры и элемен­ты спортивных игр, упражнения основной и вспомогательной гим­настики, легкой атлетики, спортивных единоборств и других видов спорта в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию. Нередко включают конкурсы с элементами трудо­вых действий, а также военно-прикладного характера.

Наиболее характерными движениями, действиями в соревно­ваниях являются следующие: бег - наперегонки, с увертыванием, на скорость с преодолением препятствий, в сочетании с прыжка­ми, с резким торможением, с выполнением других дополнитель­ных заданий; метание в цель, на дальность и по движущейся це­ли; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении, через статичное и движущееся препятствие; перетягивание и пе­реталкивание, сопротивление силой, переноска тяжестей; пере­движение по узкой опоре; ориентирование в пространстве и вре­мени, в том числе и с закрытыми глазами; ловля и передача мяча, разновидности ведения мяча руками и ногами, различные дей­ствия с мячом, скакалкой, обручем и другими предметами, спор­тивными снарядами и приспособлениями.

В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые пере­тягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.

Соревнования по комплексам подвижных игр «Спортландии» направлены на удовлетворение естественной потребности детей и молодежи в движении и взаимном общении. Соревнования спо­собствуют массовому привлечению детей и подростков к заня­тиям физическими упражнениями и спортом, внедрению подвиж­ных игр в практику воспитательной работы и организации активного досуга.

    соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;

    доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

    зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;

    целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;

    комплексное воздействие на двигательную сферу и интел­лект участников;

Коллективность действий участников; ступенчатость и периодичность проведения соревнований; гласность, сравнимость результатов, определенность цели и

задач, единство требований;

    высокая культура организации и проведения соревнований;

    торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;

    сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствую­щих духу времени;

    рациональное чередование игровых средств в оздоровитель­но-тренировочных целях.

В основу проведения «Спортландии» легли следующие фак­торы:

    Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.

    Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.

    Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.

В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимо­отношению участников игры действия:

    игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником;

    игры без соприкосновения с командой-соперницей; участни­ки действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдель­ных ее игроков;

    игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по пло­щадке и выполнением определенных заданий; участники высту­пают в порядке очередности, но непосредственного контакта с со­перником нет.

Эстафеты классифицируют по различным признакам, позво­ляющим систематизировать их и облегчить подбор игровых зада­ний. Эстафеты подразделяются:

    по количеству включаемых заданий - на простые и слож­ные; если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), это простые эстафеты, если два и более - сложные (в качестве последних можно использовать полосу препятствий);

    по требованиям к выполняемым заданиям - на строго рег­ламентированные и произвольные; первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые - любым спосо­бом, наиболее рациональным или удобным для игрока;

    по характеру перемещений - на линейные, круговые, встречные; в линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись

в колонну или шеренгу; в круговых - игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных - половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается на про­тивоположной стороне площадки и передвижение игроков или пе­редача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;

По способу действий участников - на индивидуальные и коллективные; в индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с пере­движением различными способами, с передвижением и допол­нительными заданиями; в коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивает согла­сованность действий всей команды.

Для детей начальных классов организовывают эстафеты сю­жетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперни­ки выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и вза­имоотношений играющих: с активным единоборством, связан­ным с непосредственным контактом, соприкосновением с сопер­ником, а также без соприкосновения с соперником.

Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия прове­дения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимо­связи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих боль­шему воспитательному эффекту проводимых соревнований.

6. ПОЕЗДА ЗДОРОВЬЯ

Поезда здоровья как однодневные рекреационно-оздоровительные мероприятия начали свою историю в Москве в 1965 го­ду. Впервые они были организованы Московским советом по туризму. Вначале в проведении мероприятий на поездах здо­ровья помогал общественный актив Московского клуба туристов. С 1971 года поезда здоровья организовывались районными сове­тами по туризму и экскурсиям.

На поездах здоровья людей доставляют в зону отдыха, предо­ставляют им при этом комплекс определенных услуг - помещения для отдыха, питание, спортивный инвентарь (напрокат), органи­зовывают спортивные мероприятия и т.п. Популярны зимние поезда, обслуживающие лыжников.

Непременным условием отдыха на поезде здоровья является выбор района поездки. В основном, это местность с густым ле­сом, небольшими полянами, пологими склонами. Поездка до пункта назначения не превышает 50-60 мин.

Важную роль на поезде здоровья отводится инструкторам. Они приходят за 30-40 мин до подхода поезда к перрону, вывеши­вают большой транспарант «Поезд здоровья», следят за посад­кой, помогают отдыхающим размещаться в вагонах. На вокзале по радио дается четкая информация о следовании поезда. В пути инструкторы знакомятся с отдыхающими, рассказывают им о порядках на поезде здоровья, маршрутах лыжных прогулок, правилах безопасности похода, работе вагона-ресторана. Отдыха­ющим раздают буклеты о поездах здоровья, памятки туристу-лыжнику. Дополнительная информация о порядке на поезде здо­ровья дается по радио.

На стоянках поезда здоровья формируются группы для орга­низованного прохождения маршрутов. Их возглавляют инструк­торы. Предлагают три маршрута: первый - 3,5-4 км - для неопыт­ных лыжников и детей, второй - 7 км - для тех, кто имеет опыт участия в поездах здоровья. Этот маршрут предусматривает посе­щение интересных мест зоны отдыха. Третий маршрут -14 км -для опытных и физически подготовленных лыжников. Он частич­но проходит по пересеченной местности.

По прибытии на место дислокации инструкторы проводят спортивные игры, показывают приемы движения, подъема и спу­ска с гор, рассказывают о гигиенических правилах похода. На привалах практикуются беседы врача о гимнастике и самомасса­же. Во время походов нередко проводятся соревнования по бегу на лыжах. После прогулки туристы имеют возможность вернуться к поезду, погреться в вагоне, пообедать, снова погулять в лесу.

Многие отдыхающие в оставшееся время после обеда до отхо­да поезда играют в футбол, волейбол, бадминтон, зимой катают­ся с горок на санках.

Поезда здоровья в городах стали популярными. Для поездки в загородные зоны на вокзалах заказывают билеты целыми коллективами и семьями.