Детский спорт: занятия на дому. Упражнения динамической гимнастики для детей до года


В круговороте пеленок и бутылочек. Так вы себя сможете , а малыш забавно проведет время с мамой.

Рано или поздно приходит день, когда молодая мама задумывается, . Особенно, это актуально в преддверии праздников. Хочется и быть самой красивой. И хорошо, если в гонке подгузники-каши-соски женщина успевает найти время для себя и посетить тренажерный зал, танцы или . А что делать, если на это нет сил или времени? Выход есть: упражнения для фитнеса с ребенком.


Упражнение с ребенком на руках №1


Упражнение с ребенком на руках №4

И заключительное упражнение для рук в этом комплексе . Вытяните полусогнутые руки перед собой, отводите их вправо и влево по очереди. Конечно, не забудьте перед этим взять малыша на руки.


Упражнение с ребенком на руках №5

Укрепить мышцы ног и таза помогут выпады. Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Делайте выпады правой и левой ногой поочередно.


Упражнение с ребенком на руках №6

Приседания с ребенком тоже возможны. Возьмите малыша на руки перед собой. Поставьте ноги на нужной ширине, колени разведите в стороны и приседайте. Для лучшей работы мышц верхней части тела, ребенка можно держать на вытянутых или полусогнутых руках.

Некоторые родители не покупают домашний спорткомплекс, потому что считают, что его некуда ставить. Но современные спортивные уголки настолько компактны, что им найдется место даже в маленькой квартире. Кусочек стены занимает шведская стенка, над ней в виде буквы «г» выступает турник, к турнику крепятся кольца, канат и веревочная лестница. При необходимости их можно забросить на турник – и вот уже спорткомплекс совершенно не занимает свободное пространство комнаты. А польза от такого сооружения просто огромная.

Упражнения на турнике, канате и кольцах

Во времена нашего детства на школьных уроках физкультуры у многих детей была одна общая проблема – сдача нормативов по лазанию. Лазать по канату умели единицы. И если мальчишки в силу своей природной активности еще как-то справлялись с проблемой, то у девочек был с этим делом полный «завал». И это не мудрено. Домашние спортивные уголки в те времена были большой редкостью. Это теперь их можно купить в любом детском магазине. Конечно, дети много гуляли во дворах. И лазали там по железным лестницам и опорам для сушки белья. Но этого было явно недостаточно.

Для малыша, имеющего возможность лазать по подвесным лесенкам и канатам, висеть на кольцах, кувыркаться на турнике столько, сколько захочется, и в любое время, движение становится чем-то совершенно естественным, как способность дышать. Регулярные занятия на домашнем стадионе не только удовлетворяют врожденную потребность ребенка в движении, но и стимулируют, развивают ее. Знаете ли вы, что физическое развитие малыша нераздельно связано с интеллектуальным? Чем лучше кроха умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Поэтому важно, чтобы с самого раннего возраста спортивные занятия были для малыша источником радости и удовольствия. А как здорово, когда какие-то спокойные занятия чередуются с парой-тройкой упражнений на кольцах или лесенке! Чуть-чуть буквы поучил – повисел на кольцах, сосчитал яблоки и груши на картинке – покачался на канате. Так и усваивается все лучше, и переутомления не будет…

Упражнения на турнике, канате, кольцах, лестнице помогут малышу стать более сильным, крепким, гибким. Ребенок укрепит мышцы и связки рук, плечевого пояса, груди, спины, позвоночника, брюшного пресса. Домашние занятия имеют неоспоримое преимущество. Во-первых, кроха может заниматься в любое время, когда захочет. Ведь на улице подходящие снаряды не всегда можно отыскать, да и упражняться на них можно только в теплое время года. Во-вторых, домашние гимнастические уроки научат его осторожности. Малыш будет аккуратно спрыгивать с лестницы, правильно падать, что в будущем уменьшит возможность травм вне дома. Кроме этого, спортивный уголок – замечательное место для всевозможных игр, как спортивных, так и сюжетно-ролевых. Ребенку и его маленьким гостям всегда будет чем заняться.

Безопасный спорт

Бывает, что мы с опаской поглядываем на малыша, забирающегося под потолок по канату или лестнице. Кажется: одно неверное движение, и кроха может упасть и получить травму. Чтобы избежать этого, домашний спорткомплекс обязательно должен быть оборудован специальным матом. Его можно приобрести в спортивном магазине.

Изготавливают такие маты из вспененного поролона, изолона и других материалов. Мат должен быть достаточно толстым и упругим. Лучше никогда не убирать его с пола. А если вы все же это делаете, сразу приучайте ребенка к мысли, что заниматься на снаряде можно только тогда, когда под ним лежит мат.

Необходимо, чтобы в доступной близости от спорткомплекса не было ничего постороннего или хотя бы таких вещей, о которые малыш может травмироваться при раскачивании на кольцах или канате: острых углов, зеркал и других легко бьющихся предметов. Вокруг тренажера должно быть достаточно свободного места для выполнения упражнений. Нельзя размещать спорткомплекс возле окна. Если ваш тренажер сделан из металла, на первое время обмотайте нижние перекладины тканью, чтобы ребенок не ударился о них головой.

Есть и еще одно важное правило безопасности: пусть малыш делает те упражнения, которые сам может. Например, сначала он будет просто висеть на кольцах, затем раскачиваться, а когда руки хорошенько окрепнут, освоит и другие упражнения. Не форсируйте чрезмерно этот процесс. Мы не можем объективно оценить, насколько наш ребенок готов выполнить то или иное упражнение. Слишком сложные для крохи задачи грозят окончиться падением и травмой. Ваша задача – не мешать малышу развиваться и всегда быть рядом, чтобы, если понадобится, прийти на помощь.

Первые уроки

На первых порах малышу обязательно понадобится ваша помощь. Как и в любом другом деле, кроху нужно сначала научить пользоваться появившимся в его комнате новым «приспособлением», а уж потом он и сам поймет и придумает, что делать дальше. Иначе увлечение может быстро смениться полным равнодушием, а спорткомплекс превратится в дополнительное место для сушки белья.

Сначала малыш будет взбираться на нижние ступеньки лестницы, потом выше, затем станет висеть на перекладинах, опуская ноги вниз. Малыши взбираются на лесенку своеобразно – приставным шагом: ставят на ступеньку одну ногу, затем другую ставят на эту же ступеньку. По мере роста малыша учите его наступать на каждую перекладинку другой ногой. Это развивает чувство равновесия.

Обычно ребятишки быстро учатся взбираться по лесенке вверх, а вот спуститься обратно у них не сразу получается. На первых порах малыш может требовать, чтобы мама его «спасала». Придите крохе на помощь, помогите ему. Но постепенно приучайте справляться с «непослушными» ступеньками самостоятельно. Маленький скалолаз должен понять важную вещь: сумел залезть – сумей и слезть! Поэтому не нужно слишком сильно «опекать» малыша. Просто находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь при необходимости. Подобных проблем можно легко избежать, если снять на время верхние перекладинки шведской стенки, оставив только несколько нижних. Так малыш не сможет слишком высоко забраться, если вдруг окажется возле лестницы без присмотра взрослых. Только когда маленький спортсмен научится не только взбираться вверх, но и уверенно спускаться вниз самостоятельно, можно вернуть ступеньки на место.

Выработайте определенный свод правил для пользования любыми спортивными снарядами – не только домашними, но и на улице, в детском саду, спортивной секции. Приучайте к ним малыша с самого раннего возраста. Кроха должен твердо усвоить, что залезать нужно только туда, откуда можешь спуститься самостоятельно. Мама ведь не всегда может оказаться «под рукой». Объясняйте малышу, что если он испытывает страх – лезть по лестнице или выполнять какое-то упражнение не нужно. Это значит, что ребенок пока не готов к такой нагрузке. Постепенно, по мере совершенствования навыков, страх будет проходить. И конечно, кроха должен запомнить, что нельзя лазать по лесенке или тянуться к кольцам, когда на спорткомплексе занимается кто-то еще – брат, сестра или пришедший в гости другой малыш. Нельзя мешать тому, кто на снаряде: это может привести к падениям и травмам.

Четко следите, чтобы под спортивным снарядом не валялись игрушки, не стояли стулья и другие предметы интерьера. При внезапном падении малыш может травмироваться о них.

Не нужно бояться того, что малыш будет падать. Это неизбежный и необходимый процесс. Только падая, ребенок сможет научиться делать это грамотно и быстро выучит основные правила безопасности! Пусть запомнит на собственном опыте, что, отпустив кольца или бросив перекладинку лестницы, упадешь. Если упасть дома, на мат, с небольшой высоты, это не причинит вреда. Но обязательно запомнится и не обернется серьезной травмой в другой раз и в другом месте.

По мере взросления малыша учите его падать правильно. Главное при любом падении – группировка. Ноги должны быть согнуты в коленях и поджаты к животу, руки согнуты в локтях, подбородок прижат к груди. Это смягчит падение. Подобные навыки, освоенные человеком в раннем детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Утренняя гимнастика

Итак, что же еще сможет делать малыш на спорткомплексе, кроме того, что он будет просто лазать по лесенке, висеть на турнике или качаться на кольцах? Покажите ребенку простые упражнения, которые можно включить в комплекс ежедневной утренней гимнастики.

Встать спиной к шведской стенке, обхватить руками перекладину, расположенную чуть выше головы, ноги поставить на нижнюю перекладину, выгнуться вперед. Такое упражнение называется «дуга».

Встать спиной к шведской стенке, прогнуться назад, постепенно перехватывая перекладины все ниже и ниже. Такое упражнение укрепляет позвоночник, развивает его гибкость и поможет крохе в будущем без проблем становиться на «мостик». Хорошо бы обыграть каждое упражнение, например выучить с малышом стихотворения о радуге-дуге и мостике.

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную цветную
На лугу подстерегу.
(Е. Благинина)

Будет наш мостик крепок и крут,
Не через речку, не через пруд.
Стоит немножко
Нам потрудиться –
В мостик мы сможем
Легко превратиться!
(Ю. Каспарова)

А теперь немного потянемся. Малыш становится боком к шведской стенке и кладет одну ногу на перекладину на удобной высоте. Не сгибая ноги, наклоняемся к ней. Постепенно поднимаем ногу все выше и выше. Не забываем выполнять упражнение для обеих ножек.

Кроха встает боком, кладет одну ногу на перекладину, слегка приседает на опорной ноге. Выполняем несколько приседаний, затем меняем ногу.

Если невысоко над полом повесить мячик на веревочке, предварительно положив его в сетку, малыш сможет поиграть в футболиста… лежа на полу. Ребенок лежит на спине, поднимает ножки вверх и старается попасть по мячу то правой, то левой ногой, а то и двумя сразу. Упражнение укрепляет мышцы пресса, развивает координацию движений.

Свистать всех наверх!

Забираться вверх по канату у малыша получится не сразу. Овладение этим навыком проходит в несколько этапов. Сначала кроха просто качается на канате, усаживаясь на узел. Затем будет становиться на узел ногами и пытаться подтянуться вверх. Можно немного помочь юному альпинисту, удерживая канат и не давая ему раскачиваться.

Полезно выполнять подготовительные упражнения, которые укрепят руки ребенка:

  • Обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги и немножко повисеть.
  • Обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.
  • Обхватить канат руками. Затем, чуть-чуть подпрыгнув, согнуть ноги и захватить ими канат между коленями и подъемами стоп.

Сказать по правде, если у вас в доме есть спортивный уголок, рано или поздно малыш научится лазать по канату и без вашей помощи. Но если мама (а лучше папа) примет активное участие в становлении юного спортсмена, то малыш освоится с канатом гораздо раньше. Обычно при лазании по канату используют способ, который называется «в три счета». На счет «раз» берутся за канат руками как можно выше, затем поднимают согнутые ноги так, чтобы колени были на высоте пояса, и захватывают канат ногами. Ноги как бы делают петлю вокруг каната, он зажат между подъемом одной ноги и пяткой другой, а также между коленями. На счет «два» нужно разогнуть ноги, как бы отталкиваясь ими и согнуть руки. На счет «три», сохраняя захват ногами, нужно перехватить руки выше – сначала одну, а потом другую. Такой способ лазания самый верный: для него не нужны сильные руки, лазание происходит за счет ног. Немного тренировки – и малыш обязательно с ним освоится.

Не менее полезное приспособление – веревочная лестница. Освоить ее непросто. Для того чтобы крохе было легче научиться по ней лазить, на первых порах натягивайте ее вниз и придерживайте, чтобы она не слишком раскачивалась. Можно, конечно, пытаться подниматься по перекладинкам, стоя к лесенке лицом. Но по веревочной лестнице обычно поднимаются сбоку, захватывая ступеньки ступнями поочередно с обеих сторон.

Упражнения на кольцах

Кольца, которыми снабжены большинство спортивных уголков, – очень полезный и нужный тренажер. Упражнения на кольцах развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений. Малыши очень любят на них качаться и выполнять разные гимнастические трюки. Только обязательно следите, чтобы кольца висели на нужной высоте и были всегда доступны для маленького гимнаста. По мере роста малыша высоту колец тоже нужно корректировать. Поднимайте их таким образом, чтобы кроха мог сам ухватиться за кольца, подняв вверх руки и слегка потянувшись.

Обычно малыши быстро соображают, что на кольцах можно не только качаться, но еще и крутиться. Они виснут на кольцах или просовывают руки таким образом, что кольца оказываются под мышками, затем вращаются на одном месте, закручивая веревки. И вот долгожданный момент – ребенок поджимает ноги и быстро раскручивается в противоположную сторону. Не препятствуйте таким играм. Пусть ребятишки тренируют вестибулярный аппарат. Только следите, чтобы поблизости не было посторонних предметов. Малыш вращается быстро и может сильно удариться.

А вот еще упражнения, которые постепенно будет осваивать ваш ребенок:

Висим на кольцах и поднимаем вперед сначала согнутые, а потом прямые ножки.

«Качели». Захватить кольца руками, подпрыгнуть, приподняв ноги, продеть их через кольца до колена, затем, попеременно перехватывая руками канаты колец, ноги продеть дальше - до бедра. Малыш оказывается сидящим на кольцах, как на качелях. Он может раскачиваться самостоятельно или его качает кто-нибудь из взрослых. Можно добавить к раскачиванию веселое стихотворение:

Захотелось обезьяне
Прокатиться на лиане.
Вот качели так качели!
Ухватились, полетели!
(Ю. Каспарова)

«Стойка на кольцах» . Сначала выполняем упражнение «Качели», затем перехватываем руки повыше. Постепенно вынимая одну ногу из кольца, опираемся на него серединой стопы. Затем таким же способом освобождаем другую ногу и опираемся стопой на кольцо. Ноги выпрямляем. Делая стойку, ребенок держится за веревки, его руки находятся примерно на уровне груди.

«Жабка» . Малыш висит на кольцах, зацепившись за них руками и ногами одновременно. Сначала он проделает этот трюк, располагаясь спиной к полу. А затем научится прогибаться на кольцах, разворачиваясь лицом и животом вниз и становясь похожим на маленького лягушонка.

И наконец, «высший пилотаж» – кувырок на кольцах . Захватить кольца руками. Слегка подтянувшись на руках и одновременно подпрыгнув, выполнить переворот назад с согнутыми ногами. Обычно таким упражнениям малыши легко обучаются от сверстников или старших ребятишек, которые уже хорошо умеют это делать.

Веселые игры

Кроме использования домашнего спорткомплекса по прямому назначению, можно придумать для него и другое полезное применение. Речь не о том, чтобы сушить на шведской стенке и турнике белье после стирки (хотя бывает и такое). Малыши – натуры творческие. И они легко изобретают новые игры. В том числе и на спорткомплексе. Вот простые примеры.

Быстрый домик. Подставляем сбоку пару стульев, крепим к ним и шведской стенке одеяло или просто накрываем конструкцию спортивным матом. Вот и получился замечательный домик. Любой карапуз отлично знает, что с ним делать и как в нем играть.

Чудо-горка. Если в хозяйстве отыщется широкая, крепкая, гладкая доска, лучше полированная, например дверца от старого шкафа, ее можно легко превратить в импровизированную горку. Вот радости будет у малыша: своя собственная горка, и не на улице, а дома! Один край доски закрепляем на ступеньках шведской стенки, другой опускаем на пол. Для этого можно просверлить в доске два отверстия, продеть сквозь них прочную веревку и с ее помощью привязывать доску к лестнице. Как только игра надоела – развязали веревки и убрали горку до следующего раза. Чем младше ребенок, тем меньше угол наклона должен быть у нашей горки. Так у малыша появится еще один дополнительный спортивный снаряд. С горки можно кукол покатать, спустить машинки и, конечно, съехать самому. Потом забраться вверх по наклонной поверхности и снова съехать, но теперь уже на животе… Пусть малыш представит, что он гусеничка или улитка, которая ползет по горке. Многие современные спорткомплексы уже оснащены такой горкой, вам даже не придется ничего выдумывать.

Баскетбол . Купите игрушечное баскетбольное кольцо с мячиком. Стоит оно совсем недорого и имеет одну привлекательную для малышей деталь: когда мяч попадает по назначению, раздается звуковой сигнал и мигает лампочка. Такое кольцо в считанные секунды крепится на шведскую стенку и так же быстро снимается при необходимости. Игра тренирует мелкую и крупную моторику малыша, будет развивать силу, ловкость и меткость. Да еще и сплочению семьи послужит, потому что первое время играть в мини-баскетбол вы будете все вместе. Для более старших малышей сюда же можно будет крепить мишени для игры в дартс или стрельбы из детского лука, а на турник удобно вешать детскую боксерскую грушу… Вот уж действительно – настоящий спорткомплекс!
Выше ноги от земли! В эту игру особенно весело играть с компанией малышей. Наверняка вы помните ее еще со времен своего детства. Взрослый может ловить малышей только тогда, когда они стоят на земле. А вот если залезть по шведской стенке или повиснуть на кольцах – ты в безопасности!

Корабль. Спортивный уголок легко превратится в корабль, если представить, что шведская стенка и веревочная лестница – это мачты и реи, по которым нужно взбираться наверх, чтобы поднимать паруса. А дальше все зависит от вашей фантазии: мастерим паруса из простыни, через турник перебрасываем веревку, с помощью которой поднимаем пиратский флаг, добавляем антураж из надувных кругов, делаем картонный якорь…

Цирковая акробатика. Если малыш уже побывал в цирке и видел там воздушных акробатов, можно представить, будто он тоже акробат и выступает под куполом цирка. Пусть малыш покажет с вашей помощью те трюки, которым уже смог научиться. Можно пригласить и других зрителей: папу, бабушку, дедушку.

Парашютная вышка. Забравшись повыше, можно бросать сверху парашютики, сделанные из носового платка, или запускать бумажные самолеты. Кроха залез на шведскую стенку, пустил самолет, слез, поднял самолет, снова залез наверх. И так множество раз. Вот вам и веселая игра, и замечательная тренировка!

Каждая из этих игр по-своему хороша. А что придумает ваш малыш?

Возможно, вам будет интересна статья "Уход за собой: что можно и нельзя кормящей маме" на сайте mamaexpert.ru

Здоровье детей, их правильное развитие, зависит от основ, которые закладывают в них родители. Спортивные нагрузки необходимы для маленького организма, чтобы укрепить физическую форму, повысить тонус мышц и придать сил подвижному карапузу.

Главный секрет в достижении эффекта от физических упражнений – это регулярность занятий. Чтобы увеличить выносливость и силу мышц детей, необходимо 2-3 раза в неделю найти 30 минут времени для их выполнения.

Начинать занятия следует с небольших нагрузок. Используйте один подход с несколькими повторениями для каждого упражнения. Затем постепенно увеличивайте количество подходов. Обязательно давайте ребенку отдохнуть между подходами 20-30 секунд.

Следите за дыханием во время тренировки, дышать нужно ровно, не задерживая воздух в легких. Если при физических нагрузках ощущается боль, то необходимо перейти на упражнения для других групп мышц.

Выполняя упражнения для развития детей правильно и сосредоточенно, вы поможете укрепить им здоровье и подготовите их к дальнейшим спортивным победам.

В статье вы найдете описание занятий для укрепления физического состояния ребенка и сможете посмотреть фото упражнений для детей, чтобы правильно их выполнить.

Грамотно подобранные упражнения для грудной клетки помогут укрепить костно-мышечный каркас, а также дадут возможность.

Сгибаем локти несколько раз, насколько хватит сил. Для увеличения нагрузки переходим на отжимания с прямым корпусом.

Ложимся спиной на твердую поверхность. Ноги сгибаем в коленях, кисти рук вытягиваем перед собой, держа в них два легких предмета (можно гантели). Затем, сгибая руки в локтях, разводим их в стороны и опускаем до самого пола. После медленно поднимаем, вернув их в начальное положение.

Для эффективной нагрузки на мышцы действия выполняются в медленном темпе правильно развиваться сердцу и легким ребенка.

Отжимания – эффективный способ развития мышечной системы грудной летки. Они также помогают детям укрепить плечи и руки. Начинать выполнение следует, встав на колени и сделав упор руками на пол.

Начальная поза: лежа на поверхности с 2 предметами (гантелями) на поднятых перед собой руках. Плавно и синхронно опускаем обе ладони с гантелями за голову, вытягиваемся, как струна. Далее, не торопясь, возвращаемся в начальное положение. С помощью таких действий можно также укрепить пресс.

Тренировка для мышц живота

При выполнении физических тренировок для живота, дети не только укрепляют мышцы, но и формируют правильную осанку, улучшают свою координацию.

  • Ложитесь на пол и создайте упор для ног. Положив руки на грудь, постепенно отрывайте корпус от пола. Медленно приводим тело в сидячее положение. Далее также плавно опускаемся назад.
  • Следующее упражнение не дает большой нагрузки на нижнюю часть спины в отличие от предыдущего. Лежим на полу, согнув колени. Руки кладем на талию, делаем упор для ступней. Плавно поднимаем корпус, максимально прижимая подбородок к груди. Необходимо остановиться на некоторое время, когда мышцы живота будут сильно напряжены. Возвращаемся в начальную позу.
  • Для работы мышц низа живота можно выполнить подтягивание коленей к груди. В положении лежа, кладем руки под корпус и постепенно стараемся максимально подтянуть согнутые колени к грудной клетке. Далее, не торопясь, возвращаемся в первоначальное положение.
  • Для укрепления косых мышц выполните повороты туловища. Для этого сядьте на табуретку или скамейку и держите руки на ширине плеч. Поверните корпус сначала максимально влево, затем повторите то же действие в правую сторону. Ноги при этом остаются неподвижными.

Развитие координации рук

Достаточно простое упражнение, которое займет от 5-10 минут времени. Возьмите в одну руку эспандер или плотный резиновый мяч, по форме и размерам напоминающий теннисный.

Сжимайте и разжимайте предмет в течение нескольких минут, пока запястье и пальцы рук не устанут. Затем повторите упражнение другой рукой.

Укрепляем маленькие ножки

Проводить тренировку ребенка нужно, когда он находится в хорошем настроении. Чтобы занятие приносило ему и пользу, и удовольствие.

Прогулки пешком на свежем воздухе, бег со сверстниками на игровой площадке, несомненно, развивают ножки малыша. Но также необходимо укреплять их с помощью специальных физических нагрузок.

Для начинающих спортсменов подойдет упражнение – приседание на корточки. Встаньте спиной к вертикальной поверхности и поставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны. Далее медленно начинаем приседать вниз, постепенно отодвигая ступни так, чтобы бедра достигли прямого угла со стеной, а икры – прямого угла с полом. Стараемся удержаться в таком положении как можно дольше. Выполняем упражнение только 1 раз, оно поможет укрепить мышцы бедер, и улучшит растяжку.

Сделаем выпады вперед поочередно каждой ногой, укрепляя икры и мышцы верхней половины ног. Из положения стоя, руки на уровне плеч, делаем большой шаг вперед правой ногой. Начинаем плавно опускаться как можно ниже, сгибая колено правой ноги. Затем возвращаемся в начальную стойку и делаем выпад левой ногой.

Понадобится подставка или предмет ее заменяющий высотой около 5-10 см. Аккуратно встаньте на нее на носочки так, чтобы пятка максимально свисала в воздухе. Можно придерживаться за опору, находящуюся впереди. Теперь медленно поднимаемся на кончики пальцев, чтобы максимально напрячь икроножные мышцы. Пытаемся удержаться в таком положении несколько секунд и опускаемся вниз.

Формируем мышцы плеча

Правильное развитие плечевых мышц у ребенка поможет ему легче справляться с физическими нагрузками, поможет дольше оставаться бодрым и веселым.

Найдите опору высотой до середины бедра. Расставив ноги на ширине плеч, встаньте на расстоянии 60-90 см от нее. Обопритесь руками на поверхность на уровне плеч. Постепенно наклоняемся вперед, пытаясь достать подбородком опору. При этом спину держим прямо, локти при сгибании должны смотреть вниз. Далее медленно поднимаемся в начальное положение.

Придаем силу рукам

Самыми известными и при этом эффективными упражнениями для придания силы рукам являются отжимания и подтягивания, а также поднятия тяжестей.

Первые два комплекса упражнений наиболее подходят для детей.

  • Поставьте стул к стене, повернитесь к нему спиной. Положите руки на стул, при этом ноги должны быть прямыми. Постепенно, сгибая руки в локтях, опускайте таз до момента, когда кисти рук достигнут грудной клетки. Далее медленно возвращайтесь в исходное положение. Повторите 10-15 раз, сделайте 2-3 подхода. Это упражнение эффективно для развития задней поверхности руки – трицепса.
  • Подтягивания – самый лучший вариант для укрепления рук ребенка. Необходимо взяться за перекладину ладонями на расстоянии ширины плеч, оторвать ноги от пола и попытаться поднять подбородок над перекладиной. Первый раз может и не получиться, но не нужно останавливаться при неудаче. Попробуйте еще раз. Если ребенку очень тяжело, то можно обхватить его своими руками и помочь подтянуться.

Упражнения для спины

Спина и позвоночник – опора нашего организма, которая позволяет нам двигаться, ходить, поднимать и переносить предметы.

Укрепление мышц спины необходимо для детей с раннего возраста. Поскольку ближе к школе большую часть времени ребенок начнет проводить сидя за партой на занятиях, выполняя домашние задания, играя за компьютером.

Упражнение «качели». В положении лежа на животе, поднимите руки перед собой над головой. Затем оторвите ноги от пола и попытайтесь тянуть их вверх. Совершайте попеременные рывки руками и ногами, как будто пытаясь раскачаться. При этом живот и бедра от пола не отрываются. Такие действия помогут укрепить не только мышцы спины, но и ягодиц, дадут возможность развить гибкость.

Закрепите планку на высоте около 60 см от пола. Для этого можно использовать, например 2 стула. Лягте на пол, при этом ухватитесь за палку широко расставленными руками. Попытайтесь грудной клеткой подтянуться вверх. При этом спина и ноги должны быть выпрямлены, касайтесь пола только ступнями. Начинайте тренироваться с пары подходов по 10 раз.

Роль физических упражнений для детей не может быть преувеличена. В современном мире, который заполонили гаджеты и компьютеры, ребенок много времени проводит в неподвижном состоянии. Чтобы избежать проблем со здоровьем в будущем, детям просто необходимо двигаться и развиваться.

Привлеките внимание ребенка к подвижным играм, найдите время, чтобы несколько раз в неделю выполнить комплекс упражнений для каждой части тела. Включите музыку, постелите яркий, интересный ковер и сделайте занятия не только полезными, но и интересными для ваших детей.

Фото упражнений для детей

Елена Федорова

Педагог-психолог, преподаватель

кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ

С началом четвертого месяца завершается адаптационный период, в котором кроха приспосабливался к новой среде. Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног - движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К четырем месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов. C начала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратнос живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь - верчусь»

Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно - с живота на спину.

Упражнение «Качели»

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по-новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?»

Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!» В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Такие разные игрушки»

Для занятия понадобится 4-5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый - легкий) и величине (больше - меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Упражнение «Дотянись и возьми»

Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию - пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся - он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, он пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки»

Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки - пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки - важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Пробуем на вкус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки - буквально все, что попадется под руку. Следует помнить - это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Упражнение «Сожми - разожми»

Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою. Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ - брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом, малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений. Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков»

Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ - действие - объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием. Можно познакомить кроху с новыми для него звуками.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свои ручки и ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. На этом этапе начинается изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?»

Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки - можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов - теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик - пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки»

Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык - кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга.

Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?»

Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?»

Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание»

Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода" является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой - родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца:

Ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;

Уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;

Фокусирует взгляд на предметах;

Захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;

Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;

Проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;

По звуку определяет местоположение предмета;

Произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);

Звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;

С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;

Усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

Основа динамической гимнастики для детей до года - это висы.

Во время выполнения всех упражнений, приведенных в этой статье, следите за своей спиной - она должна быть всегда прямой.


Вис за руки лицом вперед

Берем ребенка за руки и начинаем раскачивать, как маятник.

Если ребенок не плачет, можно его немного поворачивать:

Вис вниз головой

Аккуратно берем малыша за одну ногу, затем за другую и опускаем головой вниз. Далее немного раскачиваем в стороны, наподобие маятника.

Можно также поворачивать ребенка в разные стороны, по часовой и против часовой стрелки.

Главное: делайте упражнение медленно!

Если ребенок не плачет, а вы готовы продолжать - держим только за одну ногу . Также раскачиваем в стороны и поворачиваем.

Через несколько упражнений смените ногу.

Держать ребенка можно не только за одноименные конечности (руки или ноги), но и за разноименные.

В этом положении можно раскачивать, поворачивать, описывать цифры от 0 до 9 или буквы, а затем волнообразным движением опускать/поднимать ребенка.

Для симметрии не забывайте делать все то же самое в другую сторону (за другую руку и ногу).

"Крестик"

Берем ребенка за руки и опускаем к полу. Затем быстрым движением поднимаем вверх так, чтобы образовался "крест".

Качаем за коленки + "Крестик" за ноги

Берем малыша за обе ноги и опускаем вниз головой. Начинаем качать за коленки.

ВАЖНО: перед упражнением разминаем колени, поочередно сгибая ножки.

Упражнение делайте осторожно, чтобы не повредить еще не укрепившиеся коленные суставы!

"Качели"

Правой рукой берем за правую ногу и руку малыша и сводим их вместе. То же проделываем левой рукой. Удобно взять ребенка можно в сидячем положении.

И начинаем раскачивать, словно качели.

Можно переворачивать в разные стороны.

Упражнение "качельки" можно выполнять только за ноги . При этом ручки ребенка остаются свободными.

"Вращение за ноги"

Это упражнение требует максимальной осторожности от родителя и не рекомендуется делать особо впечатлительным!

Берем ребенка за обе ноги, свисаем к полу вниз головой. Далее начинаем очень спокойно вращать вокруг своей (родителя) головы.

Это же упражнение можно выполнять, держа ребенка за руки или за разноименные конечности (правая рука + правая нога, левая рука + левая нога). Техника выполнения не меняется.

Между упражнениями не забывайте делать перерыв в несколько минут. Выполнять сразу все упражнения не рекомендуется, ребенок очень устает.

"Парус"

Сильно прижать к себе колени и бедра ребенка одной рукой. Вторую руку (ей держим ребенка за грудь) медленно опускаем, пока не образуется угол в 90 градусов.

Делать острые углы (наклонять более чем на 90 градусов) строго не рекомендуется - это опасно для здоровья ребенка.

Во время упражнения ребенок может сам удерживать спинку.

"Скручивание"

Это упражнение можно делать на весу, у себя на коленях или на пеленальном столе. Соединяем левое колено и правый локоть, потом наоборот, правое колено и левый локоть.

Если у ребенка подвывих плеча

Все мамы знают, как опасно, когда у ребенка происходит подвывих плечевого сустава. Обычно это случается в возрасте до 3-х лет, когда мама неудачно дернула ребенка за ручку .