Для чего необходимы питательные вещества. Питательные вещества


Питательные вещества

Питательные вещества - это вещества, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. К ним относятся белки, жиры и углеводы.

Белки - это органические высокомолекулярные соединения, которые являются главным материалом для реализации "строительной функции в организме. Белки пищи в пищеварительном канале расщепляются до аминокислот. Из 20 аминокислот, входящих в состав белков, организм может синтезировать только половину - заменимые аминокислоты , а остальные должны поступать в организм с пищей - незаменимые аминокислоты. Белки, содержащие все незаменимые аминокислоты, называются полноценными (животные белки), а те, в составе которых отсутствует хотя бы одна незаменимая аминокислота, - неполноценными (растительные белки). Суточная потребность организма в белках - 118-120 г. В клетках белки выполняют следующие функции: строительную, каталитическую, защитную, регуляторную, двигательную, транспортную, энергетическую и др. При избытке белки превращаются в жиры и углеводы.

Жиры - это органические соединения, которые являются нерастворимыми в воде из-за своей неполярнисть и является важным источником энергии для организма. Жиры пищи в пищеварительном канале расщепляются до высших жирных кислот и глицерина. Суточная потребность в жирах - 100-110 г. Жиры могут синтезироваться в организме из углеводов и белков, а избыток их откладывается в виде бурого жира или превращается в углеводы. В клетках жиры выполняют следующие функции: энергетическую, водоутворюючу, запасающую, теплорегуляторну и др.

Углеводы - это органические соединения, которые являются главным источником энергии для организма. Углеводы пищи в пищеварительном канале расщепляются до глюкозы. Суточная потребность составляет 350-440 г. При недостатке углеводов в пище они могут образовываться из жиров и частично из белков, а при избытке превращаться в жиры. В клетках углеводы выполняют запасающую, энергетическую и другие функции.

Недостаток одних органических соединений в нашей пище некоторой степени компенсируется за счет излишне других. Но недостаток в пище белков пополнить нельзя, ведь они строятся только из аминокислот. Белковое голодание особенно опасно для организма. Взаимопревращения питательных веществ отражено на представленной схеме.

Центры регуляции белкового, жирового, углеводного и водно-солевого обменов располагаются в промежуточном отделе головного мозга и тесно связанные с центрами голода и нагодовування в гипоталамусе. Влияние на обмен веществ в тканях гипоталамические центры передают по симпатических и парасимпатических нервах, а также через железы внутренней секреции, регулируя выделение ими гормонов. Наибольшее влияние осуществляют:

■ на обмен белков - соматотропин (гипофиз), тироксин (щитовидная железа)

■ на обмен жиров - тироксин и половые гормоны )

■ на обмен углеводов - инсулин и глюкагон (поджелудочная железа), гликокортикоиды (надпочечники)

■ на водно-солевой обмен - минералокортикоиды (надпочечники) и антидиуретический гормон (АДГ ) (гипофиз).

В гипоталамусе также центр жажды, нейроны которого возбуждаются в нормальных условиях повышением осмотического давления крови, которые омывает. При этом возникает чувство жажды и поведенческая реакция, направленная на его удовлетворение. Одновременно путем секреции гипофизом АДГ тормозится выведение воды из организма почками, а при избытке воды в организме осмотическое давление крови снижается, и гипоталамус дает команду на увеличение выведения воды и уменьшения выведения солей.

Необходимые питательные вещества для нормальной жизни человека, либо не вырабатываются в организме совсем, либо их количество недостаточно для поддержания хорошего самочувствия.

Ни один продукт сам по себе не способен обеспечить человека всеми полезными элементами и необходимыми питательными веществами, в которых мы нуждаемся.

Только сбалансированная диета, в которую входят самые разные продукты, может стать источником необходимых питательных веществ для организма человека.

Необходимые питательные вещества в сбалансированных диетах

Самое важное питательное вещество - Протеины (белки)

Это основной строительный материал наших клеток. Они необходимы для формирования тканей и восстановления клеток. Протеины улучшают нашу иммунную систему, увеличивают силу, и, в комплексе с жирными кислотами, обеспечивают устойчивую структуру клеточной мембраны.

Натуральными источниками протеинов являются: нежирное мясо, очищенное от кожи куриное мясо, рыба, яичный белок, бобовые, орехи, обезжиренное молоко, йогурт.

Необходимое питательное вещество - Жиры

Это главная форма хранения энергии в теле человека. Без жиров невозможно усвоение жирорастворимых витаминов. Жиры, содержащиеся в пище, служат источником жирных кислот (которые не вырабатываются в самом организме), необходимых для нормального роста и развития, а также для образования определенных гормонов.

Некоторые жиры вредны для человека. Это животные жиры, содержащиеся в мясе, сливочном масле, цельном молоке и сыре, и транс-жиры, образующиеся в гидрогенизированных продуктах (маргарине, выпечке, чипсах и т.п.). Названные типы жиров повышают уровень «плохого» холестерина и триглицеридов.

Ненасыщенные жиры полезны для человека, их можно получить из рыбы, растительных масел, орехов, цельнозерновых продуктов. Такие жиры бывают двух типов: полиненасыщенные и мононенасыщенные. В состав полиненасыщенных жиров входят жирные кислоты Омега-3 и Омега-6.

Омега-3 жирные кислоты содержатся в жирной рыбе, такой как лосось, скумбрия, сардина. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать соотношение жирных кислот Омега-6 и Омега-3 1:1, но в наше время в рационе большинства людей это соотношение составляет 15:1. Поэтому так важно есть жирную рыбу как минимум 3-4 раза в неделю или дополнять свой рацион рыбьим жиром, содержащим Омега-3.

Жирные кислоты Омега-3 улучшают работу сердечно-сосудистой системы, головного мозга и состояние кожи, а также обладают противовоспалительным эффектом. Мононенасыщенные жиры содержатся в оливковом и подсолнечном маслах, масле канолы, орехах, авокадо, оливках.

Углеводы

Это основной источник энергии для нашего организма и питания для мозга. Поступающая в организм энергия измеряется в килокалориях (ккал).

Простые углеводы могут состоять из одной или двух молекул, называемых сахаридами, а сложные содержат большое число молекул. Простые углеводы перевариваются быстро, и уровень сахара в крови поднимается также быстро. Со временем это повышает опасность утраты поджелудочной железой способности производить инсулин.

Для переваривания и усвоения сложных углеводов требуется гораздо больше времени, и уровень сахара в крови повышается постепенно. Основными источниками «хороших» углеводов являются цельнозерновой хлеб и другие изделия из цельного зерна, овощи, бобовые и фрукты.

Клетчатка

Она содержится в овощах, фруктах и цельнозерновых. Растворимая клетчатка растворяется в воде, и ее медленное переваривание вызывает чувство сытости, позволяя нам контролировать вес.

Клетчатка также сокращает уровень «плохого» холестерина и регулирует уровень сахара в крови. Нерастворимая клетчатка не растворяется в воде. Она выводит токсичные отходы, скапливающиеся в толстом кишечнике, предотвращая запоры.

Витамины

Это органические вещества, необходимые организму человека для повышения иммунитета, нормального роста и развития и преобразования углеводов, жиров и белков в энергию. Витамины и минералы содержатся преимущественно в овощах и фруктах, нежирном мясе, птице, яйцах, рыбе и молочных продуктах.

Но для того чтобы получать достаточное количество этих питательных веществ, вы должны есть фрукты и овощи разных насыщенных цветов: темно-зеленые или листовые овощи (салат-латук, брокколи, шпинат); желтые или оранжевые фрукты и овощи (морковь, мускусную дыню и нектарины); красные овощи и фрукты (клубнику, помидоры, красный перец), а также бобовые (чечевицу и фасоль) и цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны и киви).

Употребление необходимого количества овощей и фруктов обеспечивает наш организм витаминами, минералами и антиоксидантами, защищающими клетки и ткани от разрушительного влияния свободных радикалов.

Минералы

Минералы содержатся в воде и почве, из которых поступают в растения, организмы рыб и животных, а значит и в пищу. Минералы играют жизненно важную роль практически во всех биологических процессах: они необходимы для роста и развития костей, зубов, мускулатуры, нормальной работы сердечно-сосудистой системы и головного мозга, обновления клеток, улучшения кровообращения, увлажнения кожи, сжигания жиров и т.п.


Вода

Важнейшее, жизненно необходимое вещество для нашего организма. Организм взрослого человека на 40-60% состоит из воды. Каждой клетке нашего тела необходима вода для питания, транспортировки необходимых питательных веществ, выведения токсинов и терморегуляции организма.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Просто выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.

К многочисленным элементам , без которых наши растения не могут нормально идти в рост, относятся : углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, сера, магний, железо.

Эти элементы потребляются растениями в очень больших количествах, вот поэтому их зовут макроэлементы (от греческого слова макрос - большой). В тот же час есть и химические элементы, нужные растительным организмам в малых количествах, но они оказывают своё сильное влияние на ход жизненно важных процессов, - их зовут микроэлементы (микрос - малый). Это - Основную массу элементов питания растение потребляет из почвы. Но и есть такие, какие растение потребляют из воды - это водород, а из воздуха - кислород, углерод.

Вид усваивания питательных веществ растениями

В основном, питательные вещества растение усваивает в растворенном виде. Любое же питательное вещество, содержащееся в почве, должно быть растворено в воде, ибо оно растению не доступно. Вывод: для питания обязательно нужна вода. А чтобы корни могли свободно поглощать необходимые питательные вещества, им надо воздух, точнее сказать - кислород.

Конечно же, можно внести множество удобрений, дать в почву различные питательные вещества , но если в ней вдруг окажется маловато воздуха (лишняя плотность, много влаги, почвенная корочка), то весь наш труд, который мы затратили на добавку удобрений, будет бесполезным.

Для дыхания корней надо углеводы (сахара). Их производит листва. Но и жизнь самих листьев зависит от количества употребленной корнями воды и питательных веществ. Если листвы мало, или если она по какой-либо причине слабо «работает» (синтезируют органические вещества), корни будут плоховато усваивать содержащиеся в земле питательные вещества. О взаимовлиянии корневой системы и листвы надо помнить.

Когда же корни усвоили питательные вещества , часть их сразу же в корнях преобразуются в элементарные органические соединения и двигаются дальше в листья. В листву же двигается из корней основная часть элементов питания в том виде, в каком они пришли в корневища. В листве (зеленая лаборатория) растений, под действием энергии солнечных лучей, углекислого газа и воды, принятые корнями питательные элементы преобразуются в сложные органические соединения, из чего и состоит древесина, корни, листья, плоды.

Растение употребляет не все выработанные им органические соединения. Одну часть их оно оставляет про запас и расходуется он ранней весной, когда нет листвы. Так, в самом простом виде протекает процесс питания растения.

Для правильного обеспечения растения питательными веществами, которые являются необходимыми для жизни, надо знать в какой период, в каком количестве и в каких елементах нуждается наше растение. Если всем обеспечить своевременно и в нужном сочетании, то оно и будет обильно давать результаты.

Когда же надо добавлять в почву сада или ягодников удобрения

Прежде чем внести органические или минеральные удобрения надо провести анализ почвы , который скажет, что у нас там есть, а чего нет, может не та форма питательного вещества. Ещё о недостатке в почве некоторых нужных веществ можно примерно судить по внешним признакам на растениях ну и по величине урожая.

Внешние признаки недостатка питательных веществ у плодовых и ягодных растений

Листья бледно-зеленые, желтоватые, иногда на них появляются оранжевые, красные и пурпурные оттенки. Слабый рост растений. Побеги короткие и тонкие. При остром голодании листья прекращают рост, рано осенью опадают. Цветение слабое. Сильное осыпание плодов. Плоды мелкие, но хорошо окрашенные. Слабое образование усов у земляники.

основные признаки

какого элемента недостаточно в почве

Азота

Рост быстро заканчивается. Цветение и созревание плодов задерживаются. Побеги короткие и тонкие. Листья темно-зеленые, но тусклые. Нижние листья мелкие, пурпурового и бронзового оттенка. Листопад осенью начинается еще раньше, чем при недостатке азота. Сначала опадают листья у основания побега. Засыхающие листья темного, почти черного цвета. Нижние почки у побега слабые, не­доразвитые, весной они иногда не распускаются. Побеги оголенные. У крыжовника пурпурный цвет листьев переходит в красно-пурпур- ный. У земляники наблюдается слабое развитие усов.

Фосфора

Прирост обычно слабый, особенно у крыжовника, иногда длина побегов нормальная, но побеги тонкие; у смородины укороченные междоузлия. Неравномерное созревание яблок и ягод черной смородины. Плоды кислые, невзрачные. Закручивание краев листьев у вишни, сливы, крыжовника и красной смородины. У малины слегка закручивается внутрь вся листовая пластинка, на ней появляются рваные отверстия. При остром недостатке калия у большинства растений на вершине листа или близко к ней появляется «ожог» (засыхание краев листа). По краю листовой пластинки образуются полоски отмершей ткани шириной в несколько миллиметров, резко очерченной от остальной зеленой части листа. Ожог коричневой, бурой или серой окраски. Признаки появляются сначала на старых нижних листьях, часто в середине вегетации. Листопад запаздывает, опадают сначала на побеге верхние листья, потом уже нижние.

Калия

У яблони верхушечные почки на побегах отмирают. Края молодых листьев завертываются вверх, имеют рваный вид и отмирают

Кальция

У яблони в нижней части листовой пластинки, ближе к средней жилке, появляются светло-зеленые пятна, позже они становятся коричневыми и отмирают. Нижние листья на побеге морщинистые, опадают преждевременно. Остается пучок темно-зеленых листьев на верхушке побега. Плоды мелкие, плохо созревшие. У черной смородины листья становятся пурпурно-красными, у малины желтыми, жилки и края листьев остаются зелеными. Листопад преждевременный.

Магния

Между жилками листьев яблони появляется хлороз, начинается он с краев и распространяется к середине. При сильном недостатке марганца хлороз поражает все листья, кроме листьев на молодых побегах. У малины хлороз листьев наблюдается по всей длине молодых побегов, кроме самых верхних.

Марганца

На молодых листьях между жилками появляется равномерный хлороз, вдоль жилок остаются зеленые полоски, более узкие, чем при недостатке марганца. Листья становятся почти белые, по краям появляются коричневые пятна. Наблюдается увядание, а иногда и отмирание отдельных ветвей. Плоды яблони приобретают палево-землистую окраску.

Железа

Листья при нерезком недостатке бора имеют яркую окраску с темно-зеленым оттенком, при сильном недостатке - листья более или менее пожелтевшие, иногда ненормально толстые и хрупкие. Опадают преждевременно. У яблони почки на концах ростовых побегов весной не распускаются или дают слабые листочки. Может возникнуть суховершинность. Плоды уродливой бугристой формы, внутри образуются коричневые пятна опробковевшей ткани, много их опадает раньше времени. В плодах вишни и груши появляются углубления. У груши часть цветков засылает, внутри плода образуются пустые пространства.

Бора

Побеги тонкие, с укороченными междоузлиями, на концах образуется розетка мелких листьев ненормально зеленого цвета, иногда с пятнистым хлорозом. Плоды не завязываются или образуются мелкие, деформированные. У косточковых в мякоти плода появляются бурые пятна.

Цинка

Слабый рост, потеря тургора (привядание), хлорозна вид растения хилые. У яблони отмирают верхушки побегов (суховершинность).

Меди

Периоды вегетации плодовых и ягодных растений, в которых потребляется наибольшее количество питательных веществ

Самое большее количество необходимых питательных веществ растение потребляет весной и в первой части жаркого лета - в период сильного роста листвы, побегов и плодов.

У земляники и малины этот период довольно растянут. У земляники он длится от весны до осени. Когда завершилось плодоношение, у нее сильно отрастают новые листья, стебельки и усики.

У малины же в первой половине лета питательные вещества потребляются преимущественно на рост плодоносящих побегов и урожай, во второй половине лета - прирост однолетних побегов. Малина питательные вещества поглощает равномерно, с весны до начала сентября. Давать азотные удобрения под малину поздним летом нельзя , не вызреют побеги.

Какой вред для плодовых и ягодных растений наносит избыток питательных веществ

Вносить много азотных удобрений в период приживаемости растений и особенно во второй части лета нельзя . При большом количестве азота древесина вызревает слабовато, растения не успевают готовиться к морозам и в холодные зимы будут повреждены заморозками, плоды зреют в поздноватые сроки, вкусовые качества становится не очень, да и видок у них неахти. Такие плоды и не очень хорошо хранятся.

У земляники, которая получила много азота, образуется много листьев, впоследствии это ущерб плодоношению. Серой гнилью ягода земляники поражается при сильно развитой листве.

У молодых яблонь сильное азотное удобрение доводит к жированию (если так можно сказать) - мощному росту побегов, и дерево, соответственно, позже вступит в пору плодоношения.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.
2. Через исследование качественного и количественного состава питательных веществ в различных продуктах, вывести способ выбора рационального питания.
3. Воспитание полезных привычек и внимательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: тетрадь “Проверим себя”, таблицы для исследования количественного состава питательных веществ, этикетки от продуктов питания, карточки с меню, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о пищеварении и пищеварительной системе человека. Давайте вспомним какие органы образуют пищеварительную систему.

Какую работу в организме человека выполняет пищеварительная система?

Сейчас откройте тетради “Проверим себя” на стр. 38 и выполните задание № 1.

Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по учебнику на стр. 147

Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

У кого 1-2 ошибки?

II. Подготовка к усвоению нового материала .

Продолжим работу в тетради. Найдите задание №2. Прочитайте текст,

Как можно назвать такие советы? (Вредные)

Вам нужно исправить некоторые слова, заменить их другими так, чтобы советы стали полезными.

Какой же у вас получился текст?

В связи с теми советами, которые мы сейчас услышали, у меня есть вопросы:

(Вопросы записаны на доске)

1. Какие питательные вещества получает человек с пищей?

2. Почему полезны овощи и фрукты?

3. Почему нужно питаться разнообразной пищей?

4. Что нужно помнить, чтобы правильно выбрать пищу?

Цель нашего урока получить полные ответы на эти вопросы.

III. Усвоение нового материала .

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, прочитаем статью в учебнике на стр. 146

Какие питательные вещества необходимы нашему организму?

Для того, чтобы узнать сколько питательных веществ находится в продукте, нужно изучить данные на этикетке.

Сейчас мы проведем практическую работу. (Задания практической работы в учебнике на стр. 146)

(На каждом столе этикетка от продуктов, таблица у каждого ученика. Точно такая же таблица на доске. Заполняется одновременно учениками и учителем. Идет коллективная работа.)

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:

Какие продукты богаты белками?

В каких продуктах больше всего жиров?

Какие продукты богаты углеводами?

Какие питательные вещества мы не исследовали в таблице?

(Витамины)

А о витаминах нам расскажет…(сообщение ребенка)

Витамины.

В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.

Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.

Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.

Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.

Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.

  • И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей.
  • Из этого нужно сделать вывод:

Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питание нам поможет таблица, которую мы составили.

Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания. О них мы прочитаем на стр.148. (Обсуждение с детьми каждого правила)

Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?

  1. Знать содержание питательных веществ в продуктах.
  2. Помнить правила правильного питания.

IV. Первичная проверка .

Пользуясь способом, который мы получили, выполните задание “Подумай” на стр.149.

Вам предлагается меню завтрака, обеда и ужина. Обведите в кружочек те блюда, которые бы вы выбрали с учетом тех знаний, которые получили на уроке.

V. Итог урока .

Давайте вернемся к тем вопросам, которые записаны на доске.

Дайте на них полные ответы. (Ответы детей на каждый вопрос)

VI. Домашнее задание .

Расскажите о питательных веществах, содержащихся в разных продуктах питания и правила правильного питания своим родителям.

Проверьте себя по вопросам на стр. 148.

Литература:

1. “Здоровье на тарелке” - Минск: ИООО “Красико – Принт”, 2005.

Чтобы построить и отделать организм ребенка, требуется множество самых разных материалов. Человека можно также сравнить с работающим механизмом. Ему нужно топливо как источник энергии и другие вещества, необходимые для обеспечения работоспособности.

Белки для детей

Основным строительным материалом организма являются белки. Мышцы, сердце, мозг, почки состоят главным образом из белка. Кости тоже состоят из белковой ткани, заполненной минеральными веществами. Ребенку необходимы белки для обеспечения постоянного роста и для поддержания обмена веществ. Кроме того, белки снабжают нас энергией. Мясо, рыба, яйца и молочные продукты представляют собой источник концентрированного белка, но в них содержатся также холестерин и жир. Овощи, бобовые и злаки могут дать растущему организму ребенка все необходимые белки и не имеют в своем составе ни насыщенных жиров, ни холестерина, в отличие от продуктов животного происхождения.

Сложные и простые углеводы для детей

Энергия, которая требуется вашему ребенку, поступает главным образом из крахмалов и Сахаров. Сложные углеводы необходимо сначала расщепить, чтобы организм мог усвоить их и использовать в качестве топлива. Поэтому они представляют собой постоянный источник энергии. Сложными углеводами богаты овощи, фрукты и зернобобовые культуры.

Простые углеводы, такие как сахар или мед, моментально наполняют нас энергией, но поскольку они легко усваиваются, то не утоляют чувство голода надолго. В результате их потребление может привести к перееданию и избыточному весу. Богатые сахаром продукты вроде конфет, выпечки или белого хлеба снабжают организм «пустыми» калориями, то есть калориями, не подкрепленными другими питательными веществами. Кроме того, они увеличивают риск развития кариеса. Несмотря на множество проведенных исследований, так и не получено убедительных доказательств, что чрезмерное потребление сахара приводит к гиперактивности.

Жиры для детей

Животные и растительные жиры тоже снабжают нас энергией и представляют собой строительный материал для организма. Жиры вдвое более калорийны, чем углеводы или белки. В пищевых продуктах встречается два основных вида жиров. Насыщенные жиры - это твердые вещества, встречающиеся преимущественно в мясных и молочных продуктах. Ненасыщенные жиры - это жидкие вещества, содержащиеся главным образом в продуктах растительного происхождения, в частности в орехах и семенах.

Жиры третьего типа получаются искусственным путем в ходе гидрогенизации-ненасыщенных жиров, в результате чего они приобретают твердую форму. Гидрогенизированные жиры встречаются в маргаринах, разрыхлителях для выпечки и других продуктах. Насыщенные и гидрогенизированные, то есть твердые, жиры могут стать причиной сердечнососудистых заболеваний и инсульта. У ненасыщенных жиров такое свойство, по-видимому, отсутствует.

Многие виды жиров весьма важны для организма и должны обязательно включаться в пищевой рацион. Две самые важные жирные кислоты для человека - это линолевая и линоленовая, которые содержатся главным образом в продуктах из сои, орехах и семенах, а также в зеленых листовых овощах.

Материнское молоко богато незаменимыми жирными кислотами, а вот в коровьем молоке их очень мало. Жирные кислоты группы омега-3, включающие в себя и линоленовую кислоту, содержатся в рыбе и семенах льна. (Льняное масло вы можете найти в магазинах диетического питания. Оно особенно подходит для приготовления салатов.)

Клетчатка для детей

Овощи, фрукты, злаки и бобовые культуры содержат в большом количестве вещество, которое нашим организмом не переваривается и не усваивается, но тем не менее имеет огромное значение. Диетологи различают растворимые волокнистые вещества, встречающиеся, например, в пектине и отрубях, и нерастворимые вроде клетчатки.

Клетчатка играет очень важную роль в обеспечении функционирования и опорожнения кишечника, стимулируя его перистальтику. Человек, питающийся в основном продуктами, в которых мало клетчатки (молоко, мясо, яйца), имеет склонность к запорам из-за застойных явлений в нижнем отделе кишечника. В настоящее время считается, что рак прямой кишки является следствием именно таких застойных явлений в кишечнике в результате недостаточного употребления грубой пищи.

Клетчатка также снижает содержание холестерина в крови. Рафинированный сахар и очищенное зерно почти не содержат клетчатки, а в мясе, молочных продуктах, рыбе и птице ее нет вообще.

Калории для детей

Энергетическая ценность пищи измеряется в калориях. Вода, минеральные вещества и витамины не содержат калорий. Жир, наоборот, чрезвычайно богат калориями. Сливочное масло, маргарин и растительные масла, представляющие собой жир практически в чистом виде, а также сливки и различные жирные подливы и соусы очень калорийны. Многие виды мяса, птица, рыба и яйца также калорийны из-за содержащегося в них жира, как и некоторые овощи (например, авокадо). Некоторые сорта сыра содержат большое количество жира и, как следствие, много калорий. Высокое содержание калорий в сахаре, меде и сиропах, так как в них нет ни воды, ни клетчатки, и они представляют собой чистые углеводы. Кукурузный сироп, входящий в состав многих напитков и соков, представляет собой высококонцентрированную фруктозу и поэтому тоже очень калориен.

Многие люди привыкли считать калории чем-то вредным. Это, конечно же, неправильно. Без калорий (энергии) жизнь бы остановилась. Что действительно является вредным, так это избыток калорий, превышающий потребности организма для нормального роста и жизнедеятельности. В потреблении калорий, как и во многом остальном, самое главное - золотая середина.

Вода для детей

Хотя в воде не содержится ни калорий, ни витаминов, она жизненно необходима для организма. Грудное молоко и искусственные молочные смеси содержат достаточно воды, чтобы удовлетворить потребность ребенка. Для детей более старшего возраста вода является основным напитком, особенно в жаркую погоду или при физической нагрузке, когда организм за счет потовыделения теряет много жидкости. Многие продукты питания в значительной степени состоят из воды и служат источником удовлетворения потребности ребенка в воде.

Минеральные вещества для детей

В нормальной жизнедеятельности организма большую роль играют многие минералы, в число которых входят кальций, железо, цинк, медь, магний и фосфор. Минеральные вещества мы получаем вместе с пищей, а затем постепенно теряем их с экскрементами и мочой, а также с отмершими клетками кожи.
В зрелом возрасте потребление и расход минеральных веществ должны быть сбалансированы. Растущий детский организм должен получать больше минералов, чем выводит, для развития костной, мышечной, соединительной ткани.

Все натуральные нерафинированные продукты питания содержат множество самых разнообразных минеральных веществ. Очистка зерен лишает их значительной части минералов. Длительная варка овощей не меняет их минерального состава, но сокращает количество некоторых витаминов. Большинство продуктов содержат фосфор и магний, поэтому не стоит беспокоиться: ребенок получит их в достаточном количестве. Что же касается кальция, железа и цинка, то об этих элементах мы поговорим отдельно.

Кальций для детей

Кости и зубы состоят главным образом из кальция и фосфора. В течение многих лет врачи рекомендовали детям и подросткам потреблять большое количество кальция, чтобы предотвратить разрушение костей в старости (остеопороз).

В последнее время, однако, специалисты начали сомневаться, действительно ли детям и подросткам требуется столько кальция. Например, в одном из экспериментов группа девушек в возрасте от 12 до 20 лет получала по 500 мг кальция в день (40% от рекомендуемой дозы), и это никак не сказалось на структуре их костей. Гораздо большее значение, как оказалось, имеет уровень физической активности. У более спортивных девушек плотность костей была выше.

По данным другого исследования, потребление молочных продуктов способствует выведению кальция с мочой, а в случае получения кальция из других источников такого эффекта не наблюдается. (Понятно, что человек должен потреблять кальций для того, чтобы удержать его в организме. Если кальций выходит вместе с мочой, то стоило ли его вообще потреблять?) Преимущества получения кальция из других источников помимо молочных продуктов подробно обсуждаются ниже.

В то время как молоко и другие молочные продукты по-прежнему остаются главным источником кальция в рационе жителей США, необходимо сказать, что кальций можно получать и из многих овощей, бобовых культур, а также из других продуктов, искусственно обогащенных кальцием.

Например, в апельсиновом соке, обогащенном кальцием, этого элемента не меньше, чем в молоке. То же самое можно сказать и о рисовом и соевом молоке. Добавки кальция недороги и хорошо усваиваются детьми. Разумеется, кальций в таблетках не может дать организму других питательных веществ, которые содержатся в молоке или овощах, богатых кальцием.
В молоке, кроме всего прочего, содержится витамин D. Детям, из рациона которых по той или иной причине исключены молочные продукты, требуется другой источник этого витамина - либо длительное пребывание на солнце, либо витаминные добавки.

(В большинстве городов в водопровод добавляется фтор, но в воде из артезианских скважин его, как правило, нет.)

Железо для детей

Железо является важнейшей составной частью гемоглобина - вещества в красных кровяных тельцах, клетке организма. Железо также играет существенную роль в развитии и работе головного мозга. Даже небольшой дефицит железа в детстве может впоследствии привести к проблемам с учебой. В грудном молоке содержится очень хорошо усваиваемая форма этого элемента, поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании по крайней мере в течение 6 месяцев, получают достаточно железа для нормального развития мозга. В детское искусственное питание железо добавляется по тем же причинам.

В коровьем молоке очень мало железа, и дети, которых им вскармливают, подвергаются высокому риску. Детям до года нельзя давать коровье молоко. Они должны пить грудное молоко либо искусственные молочные смеси. Детские каши и другие продукты, обогащенные железом, приобретают особое значение в возрасте 6 месяцев. Железа много также в мясе, но дети могут удовлетворить свою потребность в этом элементе с помощью овощей и других продуктов, которые, в отличие от мяса, не содержат насыщенных жиров и холестерина. Практически все детские мультивитаминные комплексы обогащены железом.

Цинк для детей

Этот элемент является важным компонентом многих ферментов. Цинк необходим для роста клеток.

Дефицит цинка проявляется прежде всего в нарушениях функционирования тех клеток, которые должны расти очень быстро (например, клеток, выстилающих внутреннюю оболочку кишечника, способствующих заживлению ран), и иммунных клеток, которые борются с инфекциями. Грудное молоко содержит цинк в форме, которая легко усваивается младенцами. Цинка много в мясе, рыбе, сырах, а также в неочищенных крупах, бобовых и орехах. Цинк, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается организмом, поэтому дети, придерживающиеся вегетарианской диеты, нуждаются в большом количестве богатой цинком пищи и, возможно, в ежедневном приеме мультивитаминов с добавками цинка.

Йод для детей

Этот элемент необходим для нормального функционирования щитовидной железы. Дефицит йода является одной из главных причин замедленного психического и умственного развития детей во всем мире. Обогащение йодом поваренной соли свело дефицит йода в США практически к нулю.

Натрий для детей

Натрий присутствует в поваренной соли и в большинстве продуктов. Это одно из важнейших химических веществ, входящих в состав крови. Уровень натрия в организме поддерживается почками. Например, если ваш ребенок поел суп, приготовленный из купленного в магазине концентрата, который обычно содержит большое количество натрия, его почкам приходится усиленно работать, натрий. В ходе этого процесса с мочой удаляются и другие минеральные вещества, в частности кальций. Таким образом, высокое содержание в пище натрия в конечном итоге способствует ослаблению костей и вызывает у некоторых людей повышение кровяного давления.