Динамическая гимнастика для грудничков: полезные упражнения или рискованные элементы. Упражнение для компенсации прямохождения и гиподинамии


У нас дочь, год и три месяца. Наш педиатр говорит, что ребенок растет и развивается нормально, по своей характеристической кривой роста и веса.
Фактически с самого рождения я привык развлекать нашу дочку, раскачивая ее в воздухе (и иногда с очень большой амплитудой), держа ее за руки. Ей это нравится и, насколько я могу судить, не вызывает неприятных ощущений. Однако, однажды, проезжающая мимо в своем авто бабушка, которая стала свидетелем моего активного размахивания в воздухе своим ребенком, остановилась и стала меня учить, что такое мое поведение в отношении ребенка является фактически криминальным, потому что таким образом я могу вывихнуть дочери локтевой или плечевой сустав, и что ребенка никак нельзя поднимать на вытянутых в руках за кисти (а тем более таким образом ребенком размахивать!), а только взяв под руки. Напоследок она многозначительно добавила, что знает, о чем говорит, потому что сама врач... Ну что было делать? Поблагодарил и понес дальше ребенка на руках, чтобы не провоцировать местных слишком бдительных бабушек (живем мы в "цивилизованной" Германии). Ну и до сих пор продолжаю делать то же самое, когда никто не видит, потому что ребенку нравится, она сама этого просит и поджимает ноги, когда только берешь ее за руки...
Так все же - можно ли ребенку вывихнуть ручки-ножки, если взять ребенка за руки (ну, или голени у стоп) и раскачивать им в воздухе? Я понимаю - суставчики маленькие, хрупкие, мягкие, плюс масса тела, плюс центробежная сила, плюс ускорение...
Спрашивал нашего педиатра - он говорит, что такое возможно - правда, только когда ребенок висит, как сосиска, и не держится сам, но все равно лучше быть осторожнее, а то мало ли что...
А что скажете Вы?


текст: Аглая Юрьевская

У вас родился ребенок - он такой крошечный и нежный, что вы не знаете, как его взять на руки: а вдруг что-нибудь повредится? Не бойтесь! Ребенку необходимо движение, вот только надо его правильно организовать.

Некоторые люди старшего поколения испытывают шок, когда видят, как массажисты или инструкторы по гимнастике поднимают новорожденного за руки или за ноги, а потом еще и качают в разные стороны. На самом деле, динамическая гимнастика давно входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным - наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры и закаливание.

Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Все захваты динамической гимнастики основываются на врожденном хватательном рефлексе новорожденного, который угасает обычно к году-полуторам.

Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе . Многие из «воздушных» упражнений описаны еще в начале XX века, а дополнены и расширены творческой группой «Наутилус» при московском Центре «Экология семьи», в том числе Михаилом Труновым и Леонидом Китаевым , которые издали в 1993 году замечательную книжку «Экология младенчества» .

Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый обычно держит его за две руки или за две ноги, либо за руку и ногу. Основные движения - висы, качания, вращения, перевернутые упражнения («вверх ногами») и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого.

Что можно сделать самому

Первое движение, которое вам следует освоить - это приподнимание ребенка. Делается это так: вкладываете большие пальцы в его цепкие ручки, запястья охватываете своими ладонями и тянете ребенка вверх, без рывков и резких движений. Заниматься лучше над диваном или кроватью во избежание травм.

Поднимать ребенка нужно плавно, почти отрывая его от поверхности. Ручки у ребенка должны выпрямляться - это способствует скорейшему избавлению от тонуса (присмотритесь к своему ребенку во время сна - у него согнуты ручки и ножки, а поза похожа на ту, в которой он находился 9 месяцев в утробе). Повторите подъемы 3-5 раз - и вы увидите, что ребенок очень рад этому новому в его жизни движению!

Кстати, именно таким образом (за руки, вложив свои большие пальцы в ладони ребенка) многие специалисты рекомендуют переносить новорожденного ребенка с места на место в повседневной жизни (даже если вы не занимаетесь динамической гимнастикой). Это полезнее и даже безопаснее, чем хватать его за ребра "кульком" (потому именно руки, а не ребра, предназначены природой для того, чтобы держать вес тела).

Вы считаете, что голову ребенка первого месяца жизни надо поддерживать? Не обязательно: сегодня некоторые педиатры считают, что чем раньше оставишь ее без поддержки, тем скорее ребенок научится держать ее сам. Парадоксально, но факт. Такие упражнения, во-первых, укрепляют мышечную систему ребенка , во-вторых - становятся прекрасным способом общения малыша с мамой или папой.

Кроме того, при усложнении упражнений, тренинг дает прекрасную стимуляцию перистальтики еще не до конца развитого желудочно-кишечного тракта ребенка, укрепляет сердечно-сосудистую и иммунную систему, адаптирует организм. В общем, готовит его к жизни в нашем непростом мире.

Когда вы поймете, что бояться нечего, то сможете давать большую нагрузку: например, из первого движения (подъема) следует полный отрыв от поверхности. Потом можно поменять положение, взяв ребенка за ноги, за этим следует «качание» - просто покачайте из стороны в сторону висящего на руках или ногах ребенка, перенося его и собственный вес с одной стороны на другую. Или вперед-назад.

Затем покружитесь с ребенком вокруг своей оси, и не забудьте покружиться в другую сторону. Конечно, перед этим упражнением следует убедиться, что у вас достаточно места, и подблизости нет никакой мебели, которую вы могли бы задеть.

Ну вот, азы пройдены. Теперь, если у вас осталось желание продолжать, лучше всего обратиться к тренеру по динамической гимнастике - без его руководства дальше идти опасно.

Кому показаны занятия динамической гимнастикой? Комментирует инструктор Леонид Китаев :

«Во-первых, деткам, которые родились при помощи кесарева сечения. Объясняется это тем, что «кесарята» приходят в этот мир без адаптационной фазы родов, и соответственно, меньше подготовлены к жизни и нуждаются в вашей помощи. Во-вторых, малыши, отстающие в физическом развитии от сверстников (например, в два месяца не держат голову). В-третьих, часто болеющие дети (динамическая гимнастика укрепляет не только мышцы, но и иммунную систему). В-четвертых, дети тех родителей, которые хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли крепкими, гибкими и здоровыми».

Со стороны это кажется невероятным и очень опасным. Карапуз летает, кувыркается, висит вниз головой... На самом деле динамическая гимнастика - продуманный комплекс упражнений, расчитанный не только на физическое развитие малютки. В первую очередь, это контакт и общение крохи с родителями, познание им своего тела и предметов вокруг. А лёжа в кроватке много ли увидишь? Комплекс основан на очень простых упражнениях, которые усложняются постепенно, причём о том, что ребёнок готов к новому уровню, он "сообщит" сам. Ведь в этом виде физической активности младенец не пассивный участник,а активный спортсмен. На первые несколько занятий пригласи иструктора,чтобы он показал тебе захваты и основные движения и рассказал о физиологических особенностях малыша. Твоя увереность и хорошая подготовка - залог того, что вы всё отлично усвоите. Приобщай и мужа. Совсем скоро ребёнок станет тяжёлым для тебя и эту обязанность придётся взять на себя папочке.

Волшебство прикосновений

Мамины руки способны сказать сыну или дочери всё. Через них крохе передаются твоя нежность и любовь. С помощью динамической гимнастики ваше общение станет ещё более насыщенным.

Упражнения подобраны так, что в процессе их выполнения и малыш, и мамочка обретают силу и уверенность в своих действиях. Ты постепено осваиваешь нагрузки и отлично чувствуешь своего ребёнка. А у него фотрмируется доверие к миру - важная основа гармоничного развития личности.

Динамическая гимнастика - это мощный инструмент коррекции мышечного тонуса. Активные движения помогают снять напряжение и нормализовать физическое развитие, а также устранить кривошею, косолапость, отрегулировать работу кишечника, справиться с коликами и запорами, укрепить сердечно сосудистую и имунную системы. Гимнастику можно делать в комплексе с массажем и водными процедурами, закаливанием.

Такие физические нагрузки необходимы младенцу, появившемуся на свет с помощью кесарева сечения, как один из способов выработки адаптационных механизмов.

Есть ли противопоказания?

Большинство педиатров и неонатологов принимают динамическую гимнастику в штыки. До сих пор она не признана медицинской наукой и практикой. Однако факты говорят сами за себя. Детки, с которыми занимаются специальными упражнениями, раньше начинают сидеть, ходить и говорить, активнее познают мир, реже болеют и легче переносят инфекционные заболевания.

И всё-таки, прежде чем приступать к занятиям, покажи малютку педиатру и ортопеду. В ердких случаях динамическая гимнастика может быть противопоказана.

Повышенное внутричерепное давление. Нервная система крохи и так сильно возбуждена, гимнастика же усугубит ситуацию.

Некомпенсированный порок сердца. При таком диагнозе следует подбирать физические нагрузки индивидуально.

Генетические заболевания суставов. Во время занятий большая нагрузка приходится на ручки и ножки ребёнка, а в данном случае это противопоказано. К тому же,если ты начинаешь заниматься с малышом уже после 6 месяцев, когда его вес уже достаточно велик, появится риск подвывихов и травмирования неокрепших суставов.

Начинаем тренировку

Осваивать динамическую гимнастику можно с первых дней жизни малыша. Начни с нежных прикосновений. Когда младенец сыт, спокоен и не хочет спать, положи его на спинку, раздень и погладь ладонями. Представь,что твои руки сливаются с телом ребёнка. Делай это каждый раз перед знаятием.

Массируй ручки и ножки маленького, разводи их в стороны и выпрямляй.

Вложи ему в ладошки свои большие пальцы. Когда он сожмёт их, слегка подтягивай его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней указательными пальцами. При этом большой палец должен противостоять остальным. С каждым разом увеличивай продолжительность и угол подъёма, пока карапуз не будет свободно висеть на твоих руках.

Чтобы малыш привык к упражнениям вниз головой, сядь на стул и положи грудничка на колени ногами к себе, лицом вверх. Медленно поднимаясь, ты будешь ему дополнительной опорой, и так он быстрее привыкнет к необычному положению.

Упражнения

Подними малыша за руки, раскачивай его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполни покачивания вперёд-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Специальные упражнения можно делать несколько раз в день. Главный критерий - желание и настроение малютки. Сама же будь спокойной и уверенной в своих действиях. Если малыш почувствует твою тревогу или боязнь, то у вас ничего не получится. Пользы от таких занятий не будет.

Исходное положение - кроха висит на ручках. Разведи их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями.

Не отказывайся от занятий, если малыш расплакался. Он просто пока ещё не понял, чего ждать от новых ситуаций. Остановись, нежно погладь его, поговори, сделай успокаивающий массаж - и продолжай.

Для пресса

Прижми ребёнка спиной к своему животу. Одной рукой рукой возьмись за его распрямлённые колени, а другой - поддерживай в области груди, медленно наклоняя и поднимая малыша. Так он напрягает мышцы живота, спинки и ножек и старается удержаться в вертикальном положении (упражнение расчитано на карапуза, который уже уверенно держит голову).

Занятия проводи в поещении или на улице при температуре воздуха 20-25°С. Одевай малыша легко или оставляй голеньким - в одном подгузнике.

Выбирай время, когда ребёнок наиболее расположен к контакту, но не раньше, чем через 30 минут после еды.

Упражнения "Маятник", "Птичка" и движения вокруг вертикальной оси в висе за руки и ноги являются базовыми. Всегда делай гимнастику, прислушиваясь к малышу и следуя за его ножками и ручками так, словно ты - их продолжение.

Круть-верть

Держа карапуза за ноги лицом от себя, начни вращательные движения вокруг вертикальной оси. Сделай несколько кругов по часовой стрелке и против.

Не бойся, если ребёночек в висе вверх ногами запрокидывает голову, - он делает это рефлекторно.

Обезьянка

Из исходного положения - вис за одну ногу - возьми малютку за противоположную руку, приподними и покачай. Сделай так же с другими ногой и рукой.

Аналогично можно выполнить упражнение сначала за левые ручку и ножку, затем - за правые.

Возьми кроху за ногу и покачивай вперёд-назад, в стороны, поворачивай вокруг ветикальной оси. Повтори то же с другой ногой. Затем увеличивай амплитуду.Оксана

Такое упражнение начинай делать только тогда, когда вы хорошо освоите вис за обе ножки.

Оксана Проскурина. Журнал "Твой малыш", август 2007г. №8(46)


Проводите занятия физкультурой в то время, когда кроха бодр и спокоен, примерно за час до кормления или 1,5 часа спустя. Перед уроком хорошенько проветрите комнату и подготовьте твердую ровную поверхность – например, расположитесь на полу на коврике. С детьми в возрасте до 3–4 месяцев удобно заниматься на покрытом одеялом столе – но будьте бдительны и в прямом смысле слова не выпускайте малыша из рук. Чтобы не перегружать ребенка, начните с 10-минутного занятия. Разучивайте по 1–2 новых упражнения в день; постепенно увеличивайте и количество повторов. Если малышу трудно выполнить всю вашу программу сразу, устраивайте несколько физкультурных пятиминуток в течение дня.

Прежде чем приступать к урокам, посоветуйтесь со своим педиатром: есть ситуации, когда физические упражнения противопоказаны (например, рахит, анемия, грыжи, заболевания костей, сердечно-сосудистой системы и др.). В некоторых ситуациях врач может посоветовать ограничить комплекс несколькими «лечебными» упражнениями или, наоборот, исключить те, которые могут навредить крохе!

Что вам понадобится для занятий? Простое спортивное оборудование не займет много места в квартире и не ударит по семейному бюджету, но поможет сделать «тренировки» с крохой эффективнее и интереснее. Выбирайте снаряды ярких цветов или в виде забавных зверушек – такие предметы лучше мотивируют малыша. Какие из них можно использовать с рождения?

  • Фитбол . Развивает баланс, прыжковые навыки, гибкость, обеспечивает массажный эффект и бережное растяжение мышц. В зависимости от возраста ребенка может быть разного диаметра, с надувными рукоятками или без них.
  • Противоударный мат . Позволяет маме и малышу комфортно располагаться на коленях, животе и спине, смягчать удары при падении (а кроме того, легко моется водой с мылом). Практичный вариант – коврик, который собирается как паззл из отдельных блоков.
  • Мячи (разного диаметра, из разных материалов). Поощряют малыша к разнообразным движениям (повернуться, дотянуться, доползти, дойти, поймать), развивают координацию движений, глазомер, ловкость.

Комплекс упражнений для грудничка (можно выполнять, начиная с первого месяца жизни):

1. «Лодочка»

Исходное положение – лежа на животе. Положите малыша на живот на 15–20 секунд. В этом положении кроха рефлекторно попытается повернуть и приподнять голову. Упражнение укрепляет мышцы спины, шеи, живота, улучшает пищеварение. Его можно выполнять перед каждым кормлением уже со второй недели жизни. С 3 месяцев – более сложный вариант: положите малыша грудью на свою руку, а второй обхватите его за лодыжки. Приподнимите ребенка и немного покачайте из стороны в сторону – он станет тянуться вверх головой и плечами, что поможет укрепить мышцы шеи и спины. После 6 месяцев – классическая «лодочка»: уложите малыша на пол, сами встаньте рядом с ним на колени так, чтобы кроха упирался в вас стопами. Возьмите малыша за кисти и подтягивайте вверх, побуждая поднимать верхнюю часть туловища и постепенно выпрямлять руки.

2. «По-пластунски»

Исходное положение – лежа на животе. Согните ноги малыша в коленях и слегка разведите в стороны «лягушкой». Прижмите его стопы к своей ладони, создавая упор, и слегка надавите пальцами на его подошвы. Малыш рефлекторно оттолкнется и попытается продвинуться вперед. Повторите 2–3 раза.

3. «Полетели!»

Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки так, чтобы он сжал ладонями ваши большие пальцы. Медленно разведите его ручки в стороны, слегка встряхните их, а затем скрестите на груди. Повторите 3–4 раза. Упражнение укрепляет мышцы рук и груди, расширяет грудную клетку и увеличивает объем легких. После 3 месяцев совершайте руками малыша движения не только в стороны, но и вперед- назад, сгибая и разгибая руки, как будто боксируете ими. С 8 месяцев выполняйте упражнение сидя. С 9 месяцев добавьте круговые вращения от плеча.

4. «Велосипед»

Исходное положение – лежа на спине. Держа малыша за голени, поочередно прижимайте его согнутые в коленях ноги к груди и выпрямляйте их. Выполните по 4–5 раз каждой ногой, а затем столько же – обеими одновременно. Упражнение улучшает работу кишечника и укрепляет мышцы ног. С 6 месяцев добавьте к «велосипеду» 5–6 движений с выпрямленными ногами: поднимайте ноги ребенка (поочередно и обе одновременно) до вертикального положения так, чтобы угол между поднятой ногой и туловищем приближался к 90°.

5. «Уголок»

Исходное положение – лежа на спине. Положите малыша спиной на свои руки так, чтобы его голова находилась у вас на ладонях, а стопы упирались в вашу грудь. Опираясь локтями о поверхность пола или стола, медленно приподнимайте кроху на своих руках на 30° вверх и опускайте вниз. Упражнение укрепляет мышцы живота. С 5–6 месяцев выполняйте то же движение, поместив свои ладони не под голову, а под среднюю часть спины ребенка. Он постарается самостоятельно удержать голову, напрягая мышцы шеи и брюшной пресс; не удается – повремените с нововведением. Любой из вариантов повторяется 2–3 раза.

6. «Хорошо сидим!»

Упражнение можно выполнять, начиная с трехмесячного возраста. Исходное положение – лежа на спине. Возьмите ребенка за руки и медленно подтягивайте к себе до уровня 30°. Малыш постарается приподнять голову и верхнюю часть туловища. Выполняя то же движение, с 4–5 месяцев побуждайте кроху полностью сесть (чтобы при этом он выпрямил спину, держите его за кисти одной рукой, а пальцем другой проведите вдоль позвоночника снизу вверх). С 7–8 месяцев поощряйте его садиться, подтягивая к себе только за одну руку и фиксируя ноги. Повторяйте 3–4 раза.

7. «Топ-топ»

Исходное положение – вертикальное. Держа малыша под мышки, поставьте его ножками на твердую поверхность – кроха рефлекторно «зашагает». Проделайте вместе с ним несколько шагов; следите, чтобы малыш наступал на всю стопу, а не на цыпочки. С 4 месяцев шаговый рефлекс угасает, но кроха сможет пританцовывать, а затем и подпрыгивать на месте, отталкиваясь ногами. Примерно с 9 месяцев, так же держа малыша под мышками, поощряйте его делать 2–3 шага.

Продолжаем снова наш пятничный пост по теме “Игры с рождения до года ”. На прошлой неделе мы с вами читали про .

Сегодня у нас – второй месяц жизни ребенка . Ваш любимый малыш немного подрос и благодаря упражнениям, уже многому для себя научился.

В 2 месяца ребенок начинает ловить взгляд мамы, следить за ней, сосредотачиваясь в течение 25 секунд на ней. С развитием зрения он все больше интересуется окружающими предметами, понемногу задерживаясь взглядом на них, в результате чего даже может отвлекаться во время еды. Обостряется слух – малыш может пытаться повернуть голову на источник звука или отыскать его глазами.

Кулачки постепенно разжимаются, сами руки приобретают большую амплитуду движений – малыш активнее размахивает ими, пробует держать предмет, не выпуская. Разжимать кулачок с игрушкой будет немного позже (через пару недель). Начинает удерживать голову , лежа на спине (это умение появляется с 2 до 4 месяцев жизни). Лежа на животе, пытается сам приподнимать голову , поворачивать ее набок, чтобы не ткнуться носом вниз. Одновременно он учится опираться на предплечья .

В этот период возникает характерный “комплекс оживления ”: при виде мамы или едва заслышав ее, двухмесячный малыш проявляет радость: он улыбается (!), пытается гулить (растягивая гласные в ответ на обращение к нему и самостоятельно – как бы пробуя свой речевой аппарат), изменять мимику лица, активно размахивать ручками и ножками. Тонко улавливает настроение окружающих, может проявить недовольство, если его не понимают, протестовать с помощью характерной гримасы. Он отлично распознает ласковый или строгий тон в голосе.

2-месячный малыш нуждается в физических упражнениях так же, как и в развивающих играх. Начнем с упражнений.

Учимся умываться

Ребенок лежит на спинке. Улыбнитесь и наклонитесь к нему, возьмите его ручки в свои, а если кулачки сжаты, потрясите их, чтобы расслабить, и сделайте умывательное движение личика сначала его правой ладошкой, затем левой, приговаривая ласково:

Рано утром, на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки!

Потом сложите ладошки друг с другом и потрите их.

Упражнение помогает получить заряд бодрости утром, приучает к гигиеническим процедурам и устанавливает теплые эмоциональные связи с малышом.

Сорока-белобока…

Начните с малышом играть в игру. Возьмите его кулачок, разогните осторожно пальчики, слегка поглаживая ладошку. Своим указательным пальцем сделайте круговое движение, приговаривая:

Сорока-белобока, где была? Далеко…

Что делала? – Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (повторяйте и по очереди загибайте пальчики, кроме одного большого).

А этому не дала (потрясите его большой палец, шутливо сдвинув брови):

Ты печку не топил, ты кашу не варил

А он полетел-полетел… (поднимаем большой палец, потряхивая), и на головку сел! (прижимаем к его головке).

Упражнение помогает расслабить ладошки и способствует раскрытию кулачка .

Потряхивания

Положите малыша на спинку, проведите легкими поглаживающими движениями вдоль его ручек, туловища и ножек, добиваясь приятного расслабления. Возьмитесь за его локотки, и чуть-чуть потрясите для расслабления предплечий. Аналогично проделайте с запястьями рук малыша, чтобы расслабились ладошки и пальчики. Приложите его ладошки друг к другу, похлопайте ими, потом потрите слегка его пальчики.

Упражнение приводит в норму тонус ручек и помогает лучше их развивать .

“Ездим на велосипеде”

Ребенок лежит на спине с полусогнутыми ножками, ступни упираются в поверхность стола, где он находится. Возьмитесь за его голени своими руками, осторожно обхватив их вместе со стопой и начинайте ритмично двигать их, имитируя езду на велосипеде. Затем можно “потопать”, по очереди ставя то одну стопу полностью на поверхность стола, то другую.

Как вариант, можно соединить стопы его ножек друг к дружке, также дотронуться большим пальцем стопы до животика, до подбородка и, напоследок, до лобика. По очереди так делайте с правой и левой ножкой.

Упражнение нужно выполнять аккуратно и если вы встречаете сопротивление или недовольство со стороны малыша, повремените с данным упражнением (через недельку-другую попробуйте еще раз).

Данное занятие помогает укрепить мышцы и развить чувство опоры ножек .

Мама и папа-качели

Положите малыша к себе на живот поперек, чтобы голова его была рядом с вашим левым боком, а ножки – у правого и обхватите его ножки одной рукой. Придерживайте ручки малыша другой рукой и начните ритмичное покачивание, имитируя качели. Следите, чтобы кроха не свалился, и избегайте сильных раскачиваний.

Упражнение тренирует мышцы живота, шеи и ног ребенка, учит его пользоваться для опоры ручками, что в дальнейшем поможет малышу выставлять руки вперед при падении.