Аутогенная тренировка что она даёт. Как выполняются упражнения аутогенной тренировки? Аутогенная тренировка и музыка


Аутогенная тренировка — очень эффективный инструмент совершенствования характера и программирования. Узнайте, как воспользоваться им!

Подсознание¹ человека обладает огромным потенциалом. Известно, что люди используют всего 3 процента умственного потенциала мозга, и остальные проценты скрыты в бездонном «океане» подсознания!

Как научиться использовать больше? Использовать силы подсознания для совершенствования своего характера, качеств, развития сверхспособностей, тем самым и самой жизни?

В данной статье рассмотрено такое интересное понятие как аутогенная тренировка (аутотренинг), воздействие на подсознание с помощью самоубеждения. Это имеет большое значение как для развития разных качеств своей личности, так и для усиления экстрасенсорных способностей человека!

Что такое аутогенная тренировка (аутотренинг)?

Аутотренинг (АТ) — это комбинированная система, заимствованная из разных древних учений. Методы АТ основаны на приемах самогипноза, раджа-йоги², техник расслабления тела и погружения измененные состояния сознания.

Основателем аутогенной тренировки (АТ) является немецкий психиатр Иоганн Генрих Шульц.

Как происходит обучение аутотренингу?

Для того, чтобы аутотренинг эффективно влиял на подсознание и качества человека, необходимо развить в себе:

  • способности входить в измененное состояние сознания или транса, удерживаться в нем нужное для работы время;
  • способность к самовнушению. Научиться ощущать новые качества или свойства уже сейчас, создать полный эффект погружения. В результате этого обретается навык управления всеми процессами организма и окружающей реальности.

Наукой доказано, что подсознание человека не различает реальные события и воображаемые. Таким образом можно научиться влиять на реальность с помощью воображения!

Волшебные способности человека!

Слова и воображаемые образы воздействуют на разные психические функции, которые не поддаются сознательному контролю человека: с помощью аутотренинга и воображения можно влиять на работу внутренних органов и течение нейронных процессов в мозге человека. Первое может менять работу организма, второе — процессы в окружающем пространстве.

Пример для понимания

Представьте, что вы отрезаете большой, сочный кусочек кислого зеленого яблока. На срезе видны выступившие капельки кислого яблочного сока. Кладете кусочек яблока в рот и жуете его.

Почувствовали? У вас непроизвольно выделяется слюна. Подсознание не различило реальное яблоко и воображаемое. С помощью внушаемых образов была вызвана реакция слюноотделения, обыкновенно не подконтрольная разуму человека.

В каком состоянии максимально работает аутогенная тренировка?

В данном состоянии:

  • «забывается» внешний мир;
  • увеличивается ;
  • снижается критичность сознания.

В этом состоянии все самовнушения легко проникают в подсознание. Аутогенная тренировка сажает семена на поле подсознания, которые прорастают и дают побеги.

На этом основаны очень многие эзотерические практики по развитию сверхспособностей и управлению реальности. Для того чтобы такая практика принесла результат, требуется продолжительная и регулярная практика.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Подсознание - термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления (Википедия).

² Раджа-йога («царская йога»), также известна как классическая йога - одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали (

Три этапа проведения тренировки.

1 этап - расслабление мышц тела и конечностей.

Занятия нужно проводить в уединенном, слегка затемненном, тихом помещении в отсутствии внешних раздражителей. Упражнения по самовнушению следует проводить, находясь в расслабленной позе. Можно принять положение лежа на коврике, расслабить все мышцы, немного раздвинуть ноги, носки слегка врозь, руки оставить свободно лежать вдоль тела, мышцы шеи расслабить, при этом голову естественно повернуть в левую или правую сторону. Если вы занимаетесь перед сном, то можно делать упражнения на кровати, но голову не надо класть на подушку. Можно принять расслабленную позу в положении сидя в удобном кресле, при этом затылок и спина опираются на спинку кресла, расслабленные руки лежат на подлокотниках, ноги тоже расслаблены и согнуты под углом больше 90 градусов, носки чуть раздвинуты.

Закройте глаза. Настраивайте себя на то, что вы сейчас погрузитесь в атмосферу абсолютного расслабления, которое будет приносить вам только приятные ощущения спокойствия, комфорта и отдыха. Внушайте мысленно себе: “Моя правая рука постепенно становится тяжелее… Моя правая рука уже тяжелая” (если же вы левша, то начните с левой руки). При этом представляйте, что каждая мышца вашей руки медленно расслабляется; рука от самых кончиков пальцев до плеча наполняется тяжелейшим свинцом; она лежит бессильно, как плеть; вам не хочется ею двигать, нет никаких сил. Далее переходите к внушению: “Моя правая рука понемногу теплеет… Она теплая”. При этом мысленно представляйте себе, что ваша рука накрывается легким пуховым одеялом или, что ваша рука неподвижно лежит в источнике с теплой водой. Первая трактовка расслабляет мышцы, а вторая - расширяет кровеносные сосуды.

Добившись ощущения тепла и тяжести в правой руке, так же внушайте себе формулы состояния тепла и тяжести для частей тела в такой последовательности: левая рука, правая нога, левая нога, все тело и шея. Затем переходите к расслаблению лицевых мышц. Начинайте себе внушать: “Мышцы лица расслаблены”. Чувствуйте, что мышцы лба разгладились, ваше лицо стало мягким, челюсть расслаблена, чуть-чуть отвисла, кончик языка располагается на черте слияния верхнего неба и зубов. Ресницы не подрагивают. Затем внушайте формулу: “Лоб прохладный”. Представляйте, что в летний жаркий день лицо обдувает прохладный ветер или вы умываете его прохладной водой. Поначалу трудно будет избегать нарушений концентрации, непроизвольного отвлечения внимания на неожиданно возникающие мысли и воспоминания. Если вы отвлекаетесь, не раздражаясь, терпеливо, не прибегая к волевым усилиям, возвращайте мысли к формуле самовнушения.

На этом первый этап тренировки подходит к концу. Для выхода из погружения дайте себе мысленно команду: “Руки напряглись. Дыхание глубокое. Я открываю глаза”, и выполняйте ее. Если вы делали упражнения в кровати перед сном, то они помогут вам уснуть, если вы до сих пор не уснули. Надо, не применяя тактики выхода из аутогенных погружений, положить подушку под голову и продолжить лежать на спине или в позе, удобной для вас, сохраняя состояние расслабленности.

Для того чтобы овладеть первым этапом тренировки, вам понадобится 1-4 неделя занятий.

2 этап - расслабление сознания.

После того, как ваше тело расслабилось, надо “расслабить” ваше сознание, чтобы оно фокусировалось на нужные вам установки. Для этого после 1 этапа не надо выходить из аутогенного погружения, а продолжайте мысленно себе внушать: “Я спокоен… Покой… Я им наслаждаюсь”. При этом представляйте себе картину, ассоциирующуюся у вас с покоем. К примеру, можно представлять, что вы на зеленом лугу, лежите, а над вами голубое чистое небо, вы наслаждаетесь ароматом трав. А может, вы на берегу синего бескрайнего моря, которое сливается с таким же бескрайним синим небом на горизонте, сидите в удобнейшем шезлонге и вдыхаете аромат водорослей. Останьтесь в таком состоянии эмоционального комфорта, как минимум на 5 минут, потом переходите к третьему этапу.

3 этап - внушение установок.

Вы вошли в состояние покоя, расслабили свое тело. В таком состоянии уже можно подготавливать себя к успешному решению всех ваших проблем, связанных со стрессами. Для этого нужно внушать установки цели (ведь в таком состоянии ваше подсознание более подготовлено к их восприятию). Формулы и установки должны быть краткими, непосредственно относящимися к проблеме и сформулированными в виде положительных утверждений. Установки подбирайте заранее, после того, как вы сделаете анализ и вникнете в суть сильно беспокоящей вас проблемы.

К примеру, если ваша проблема связана с вашей работой, то для самовнушения подходит такая техника проведения: “Я уверен в себе… Я справляюсь со своей работой… У меня все хорошо получается… Я внимателен и сосредоточен… С блеском выхожу абсолютно из всех сложных ситуаций… Умею общаться со своими начальниками… Я абсолютно спокоен и хладнокровен”.

После того, как вам удалось внушить себе необходимые формулы, нужно правильно выйти из погружения. Формула выхода зависит от того, что вы внушали себе. В любом случае ее надо произносить (конечно же, мысленно) очень энергично, после этого сразу же открывайте глаза. К примеру, если вы внушили себе формулу на работу, то установка выхода должна быть такой: “Я отлично отдохнул. Я спокоен, уверен в себе. Настроение замечательное. Я полон энергии и сил. Я встаю и сейчас начну плодотворно работать. Один, два, три”. Каждую формулировку этой установки надо произносить все энергичнее, как только дойдете до “трех”, открывайте глаза и вставайте.

В корне понятия «аутогенная тренировка» лежит механизм, присущий каждому человеку - самогипноз. И не важно, кто и как относится к гипнозу в целом, задумывался ли кто-то о возможности применения его для каких-либо целей, каждый имеет возможность гипнотизировать себя, причем происходит это не так уж и редко, хоть и подсознательно.

Но обо всем по порядку: сначала экскурс в историю — как создавалась аутогенная тренировка. В самом начале 20 века немецкий невролог Оскар Фохт обратил внимание на способность некоторых своих пациентов самостоятельно входить в состояние гипноза. Не мудрствуя лукаво, он назвал это явление самогипнозом. По наблюдениям Фохта, люди, обладающие такой способностью, были менее подвержены утомлению, перенапряжению и возникновению психосоматических синдромов (к примеру, мигреней) чем остальные.

Немецкий психотерапевт Йоханес Генрих Шульц, применявший в своих методиках введение в гипнотическое состояние, обратил внимание на наблюдения Фохта и в начале 30-х годов 20 века на их основе разработал новую методику, названную аутогенной тренировкой.

По собственным наблюдениям Шульца наиболее яркими ощущениями пациентов, введенных им в гипнотическое состояние, являются теплые волны, циркулирующие по телу, и приятная тяжесть в конечностях. Принцип аутогенной тренировки заключается в совокупности упражнений, результатом исполнения которых станет воссоздание этих ощущений и, как следствие, состояние подобное гипнозу, но только достигнутого самостоятельно, то есть самогипноза.

Если рассматривать эти ощущения на физиологическом уровне, то «теплые волны» это результат расширения кровеносных сосудов, благодаря которому кровь активно поступает во все органы, также активно насыщая их кислородом; «тяжесть» же является результатом расслабления мышечных тканей. Учитывая, что такие физиологические процессы являются неотъемлемой частью релаксации, это обусловило наиболее интенсивное использование аутогенной тренировки в качестве техники релаксации, как помощь при различных стрессовых ситуациях.

Сам создатель этой методики описывал свое детище, как «способ терапии для невротиков с психосоматическими расстройствами». Но применение данной методики не ограничивается только лечением, психологи и психотерапевты советуют ее использование, в качестве способа самостоятельной регулировки своего психо- и физиологического состояния. Особую роль в популяризации аутогенной тренировки сыграл один из учеников и соавторов Шульца В. Люте.

Важно! Выполняя упражнения из комплекса аутогенной тренировки, не стоит постоянно напрягаться, стараясь достигнуть результата. Наиболее подходящее определение для этой методики - отрешенность. Как бы это странно не звучало, но для того чтобы расслабиться, надо расслабиться. Нужно просто выполнять упражнения.

Если сравнивать рассматриваемую методику и медитацию, общим у них будет результат - релаксация, методы же достижения данного состояния это их различия. Механика медитации заключается в использовании сознания для расслабления мышц и тела в целом. Аутогенная тренировка идет от обратного: расслабленное состояние тела, достигнутое упражнениями, передается в сознание с помощью визуализации. Для непросвещенного человека это может звучать достаточно сложно, но разобравшись в механике и немного потренировавшись, все становится понятным.


Опять же, возвращаясь к сравнению медитации и аутогенной тренировки: выбор методики релаксации полностью зависит от человека. Некоторым предпочтительней медитация, исходя из легкости ее изучения и возможности использовать почти в любом месте, оставляя сознание достаточно свободным. Ведь основополагающим принципом медитации является сосредоточивание на чем-то циклическом (мантре или мелодии) или неизменным (рисунок на стене или другой поверхности).

Другие же люди характеризуют медитацию, как тоскливое и занудное занятие. Именно такой категории людей придется по душе аутогенная тренировка, при которой для релаксации требуется смена объектов внимания (различные участки тела) и присутствие в процессе такой составляющей, как визуализация. Человек сам волен выбирать то, что ему по душе.

Можно подвести промежуточный итог, исходя из вышеописанного: аутогенная тренировка является методикой для расслабления сознания, включающая в себя совокупность упражнений, благодаря которым достигаются физическая релаксация, и визуализацию, выполняющую роль передачи физического расслабления сознанию.

Польза методики

Морфологически слово «аутогенный» состоит из двух слов латинского происхождения: «auto», что означает «сам» и «genos» — происхождение. Таким образом, в контексте изучаемого явления, значение слова будет примерно следующим: действие, выполняемое для себя, саморегуляция.

Использование методики приносит пользу, как для физиологического, так и для психологического состояния. Именно это обуславливает достаточно широкое распространение такого метода релаксации в странах Европы.

Эффекты физиологического характера

При использовании аутогенной тренировки эффекты физиологического характера практически не отличаются от подобных результатов других релаксационных методик - запуск процессов восстановления в организме. В процессе аутогенной тренировки отмечается снижение уровня холестерина и мышечного тонуса, восстановление дыхания и сердечного ритма. Насыщение конечностей кровью и активность мозга, особенно в альфа-волновом спектре, наоборот увеличивается. Благодаря улучшенному процессу кровообращения в конечностях при рассматриваемой методике, ее используют в качестве дополнительного лечения при синдроме Рейно, который как раз характеризуется нарушением такого кровообращения.

Кроме того, аутогенная тренировка хорошо зарекомендовала себя .

Еще одной группой, которым будет полезна именно эта физиологическая особенность аутогенной тренировки - люди, страдающие гипертонией. Аутогенная тренировка поможет избавиться им от головных болей и бессонницы. Повышение активности мозга в альфа-волновом спектре говорит о релаксации сознания, что будет очень полезно для людей занимающихся преимущественно умственной деятельностью.

Отзывы людей, занимающихся релаксацией по рассматриваемой методике, говорят о благотворном ее влиянии на течение многих соматических заболеваний: астматические болезни, проблемы с желудочно-кишечным трактом, профессиональные судороги (например, писчий спазм), диабет, легочные заболевания, ревматоидные процессы. В последнее время советуют использование аутотренинга при противоопухолевой терапии. Если говорить о диабете, то у инсулинозависимых пациентов, практикующих такой метод релаксации, было замечено частичное восстановление функции Лангерганса, говоря простым языком - снизилась суточная норма необходимого инсулина.

Внимание! Таким пациентам надо постоянно измерять уровень сахара, так как в случае улучшений есть возможность «заработать» инсулиновую передозировку.

Эффекты психологического характера

Основным психологическим эффектом аутотренинга является помощь в преодолении психологических травм и последствий физиологических повреждений. Примером силы влияния сознания на телесную оболочку может служить распространенный пример, когда человек после аутотренинга выдерживает сильную боль или огромное физическое напряжение.

Одной из основных целей, преследуемых подобной тренировкой, является избавление от тревожного состояния, подавленности, снижение усталости и повышение стрессоустойчивости человека.

Как указывалось выше, данная методика релаксации позволяет эффективно справляться с психологическими последствиями серьезных физических травм, например, после перенесенной автомобильной аварии.

Также неплохие результаты наблюдались при использовании методики в военных госпиталях, у людей после потери конечностей. Благодаря данной тренировке можно избавиться от таких нарушений вестибулярной системы как морская болезнь.

Статистика также указывает на уменьшение болевого синдрома у рожениц, которые некоторое время перед родами занимались релаксацией по рассматриваемому методу. Систематические занятия по этой методике рекомендуются спортсменам, для снижения уровня тревоги перед соревнованиями.

В качестве метода избавления от тревоги и стрессовых состояний может применяться еще одна методика «релаксация по Джекобсену». Эта техника основана на связи тревоги и ее физическом проявлении (мышечным напряжением). Джекобсон учитывал, что мышечное напряжение всегда присутствует в организме при стрессовых ситуациях, как ответная реакция, подготавливая тело к бегству или сопротивлению. Проще говоря, мышечная релаксация по Джекобсену подразумевает избавления от напряжения в мышцах с помощью физических упражнений и, как следствие, избавление от ощущения тревоги и зарождающейся панической атаки.

Упражнения для аутогенной тренировки

Прежде чем приступать непосредственно к упражнениям выбранной методики релаксации в качестве лечения, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом, например психотерапевтом. Следует всегда помнить - вред от самолечения в случае неудачи всегда выше, чем предполагаемая польза. Вообще такие процедуры желательно проводить в клинических условиях. Даже при соблюдении всех рекомендаций, на достижение положительных результатов может уйти долгое время, до года.

Основоположники подобной тренировки определяли следующие факторы при ее использовании, как абсолютно необходимые для достижения планируемого результата:

Первая ступень - упражнения

Манипуляции, производимые на этой ступени, призваны способствовать восстановлению организма после тяжелой работы или переутомления, контролированию своего эмоционального фона. Обеспечение полноценного отдыха, борьба со стрессами, депрессиями и их последствиями также входят в ряд целей упражнений.

Если говорить о серьезных тренировках, так называемой высшей форме, целью таких процедур становятся раскрытие психики, разрушение внутренних барьеров, связанных с ними комплексов и недостатков, принятие собственной уникальности и осознание индивидуальности. Поэтому такие аутотренинги популярны в спортивной среде, среди людей, работа которых напрямую связана с умственным и психологическим перенапряжением, а также среди людей, стремящихся познать себя и раздвинуть рамки своего мышления. Помимо этого, следует помнить, что никто не застрахован от срывов и серьезных стрессовых ситуаций.

Позы

Для эффективного использования аутотренинга нужно производить ее упражнения в максимально спокойном окружении, придав телу наиболее расслабленное положение. Самой подходящей для этого считается поза «лежа на спине». Дополняться она должна чуть раздвинутыми ногами (не более 30 см), немного согнутыми локтями, с ладонями, смотрящими вниз лицевой стороной. Такую позу можно заменить сидячей, но в этом случае нужно находиться на кресле с наиболее оптимальной для тела формой и удобными подлокотниками.

Если же условия не позволяют использовать ни ту, ни другую позу, можно использовать, так называемую позу «кучера». Она заключается в расположении на стуле, распрямив полностью спину и расслабив всю костно-мышечную систему. Также следует закрыть глаза и опустить голову на грудь, ноги должны быть немного расставлены и согнуты примерно под 90°, руки же нужно просто положить на колени.

Нужно сказать, что не важно в какой именно позе начинается подобная тренировка, главное убедиться в полном расслаблении тела.

Первые стадии

Ниже представлены 6 первых стадий рассматриваемой методики, предваряющих вторую ступень - визуализацию:

  • сосредоточивание на чувстве тяжести в верхних и нижних конечностях (начинать надо с доминирующих, к примеру, правшам с правой руки или ноги);
  • сосредоточивание на чувстве тепла в верхних и нижних конечностях (аналогично с предыдущим способом);
  • сосредоточивание на чувстве тепла в районе грудной клетки (начиная с сердца);
  • сосредоточивание на дыхании;
  • сосредоточивание на чувстве тепла в районе живота;
  • сосредоточивание на чувстве прохлады в районе лба.

Данные стадии идут строго друг за другом и необходимо полностью освоить одну, прежде чем браться за следом идущую. Во время сосредоточивания применяется словесная формула типа «моя правая нога тяжелая», причем смысл этой формулы нужно представлять наглядно, ощущая, как мышцы расслабляются, одна за оной. Если позволяет воображение, можно представить, как нога превращается в свинцовую.

В идеале достигается состояние, когда конечность полностью расслаблена и не может двигаться. Данную словесную формулу следует повторить несколько раз, лучше всего не менее 5. Важной деталью будет запоминание возникших ощущений, как можно отчетливей. Однако при появлении чувства расслабленности, оно не должно вызывать неприятные ощущения. Если они возникли и повторяются нужно в ключевой фразе заменить слово «тяжелая» на «расслабленная».

С течением времени все 6 стадий можно будет проходить всего за 5-10 минут. Но следует помнить, что это дело не одного дня и даже не одного месяца, все требует времени и упорства, но оно того стоит. Тренировки должны быть регулярными, в идеале - 5 раз в день по 10 минут минимум. Подобная тренировка не терпит суеты, это только повредит, нужно все делать основательно.

Говоря о самих упражнениях, нужно заметить, что полезно их использование, как в качестве самостоятельной психотерапии, так и в комплексе с другими методиками лечения, даже лекарственными. Также нет ограничения по количеству людей, одновременно занимающихся аутотренингом - в одиночку или в составе группы.

Следует помнить, что успех при использовании аутотренинга напрямую зависит от уверенности в собственных силах, потенциале, а так же желании выполнять упражнения в соответствии со всеми рекомендациями, не «халтуря». По статистике, на каждое упражнение требуется не менее 2 недель для полного усвоения и это исходя из ежедневных трех тренировок по 10 минут каждая.

Вторая ступень - визуализация

Эта ступень заключается в создании радужных приятных образов для процесса переноса чувства расслабленности из тела в сознание. И здесь не может быть советов, все зависит от самого человека, его пристрастий и увлечений. Но чтобы это не было, это должно нести положительны посыл в сознание, будь то катание на пони или чашка кофе на Эвересте при игре в шахматы с йети в цилиндре и монокле.

В определении своей «картины для релаксации» могут помочь такие вопросы:

  • предпочитаемая погода;
  • кто обязательно должен на ней присутствовать;
  • предпочитаемые цвета;
  • звуки, которые должны присутствовать на заднем фоне;
  • какие действия происходят помимо основного;
  • собственное состояние.

Картина, созданная в воображении для тренировки, должна быть обязательно живой - это требование для любого типа медитативной релаксации. Приближение ее к реальности осуществляется задействованием абсолютно всех доступных органов чувств для ее создания.

Нужно чувствовать запахи, испытывать тактильные ощущения, слушать окружающие звуки и даже чувствовать вкус, если на картине есть съедобное. Именно визуализация отвечает за избавление от чувства депрессии, тревоги и появление чувства уверенности в себе и своих силах.

Упражнения для релаксации по Джекобсону

Как указывалось выше, релаксация по Джекобсону это один из способов мышечной релаксации, призванный уменьшить ощущение тревоги, помочь при выздоровлении путем настройки сознания на спокойный лад. Эта методика пересекается с аутотренингом методами воздействия на сознание. Оба метода релаксации появились примерно в одно и то же время.

Упражнения, применяемые в данном методе мышечного расслабления, призваны полностью расслабить мышцы. Достигается это попеременным напряжением и расслаблением мышц, в следующем порядке: напряжение выбранной мышцы или группы мышц постепенно увеличивается, потом следует резкое расслабление. Наиболее подходящими объектами для начала занятий являются руки. Примерная последовательность действий при этом способе релаксации такова:

  1. Принять позу «кучера». Спина касается спинки стула, ноги немного разведены, руки на коленях.
  2. Глаза лучше закрыть. Это поможет быстрее сконцентрироваться на нужных действиях.
  3. Начинать следует с кисти доминантной руки. В течение 5 секунд, ведя отсчет, постепенно увеличивать силу напряжения в мышцах кисти.
  4. На последнем счете следует резко сбросить напряжение, полностью расслабив мышцы. Следует запомнить оба состояния, как напряжения, так и расслабления, чтобы сравнить их. К кисти присоединяется предплечье, и все манипуляции с мышцами повторяются.
  5. Далее последовательно подключаются мышцы плеча, мышцы другой руки и мышцы спины. В итоге напрягаются все мышцы рук и спины.

После доведения тренировок с мышцами рук до автоматизма следует переключиться на отдел нижних конечностей и так далее. Шейные и лицевые мышцы «осваиваются» последними. Единственное условие при выполнении упражнения на любые группы мышц: спина в положении сидя должна быть прямой.

Для увеличения расслабляющего эффекта, можно включить в процесс методику визуализации, аналогично аутогенной тренировке. Помимо усиления эффекта это позволит сильнее сконцентрироваться, не обращая внимания на окружающие раздражители. Выполнение упражнений не привязано к месту, что позволяет их использовать при любой возможности или чувстве зарождающейся тревоги.

  1. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах. Сопровождается расслаблением поперечно полосатой мускулатуры. Используются формулы- правая рука совершенно тяжелая, затем, левая рука - совершенно тяжелая, обе руки совершенно тяжелые. Такие же для ног. Окончательная формула: руки и ноги совершенно тяжелые.
  2. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляции сосудистого тонуса конечностей, "правая (левая) рука совершенно теплая" "руки совершенно теплые" так же для ног, затем "руки и ноги совершенно тяжелые и теплые". Каждое упр вкл акцентрируемую часть и предыдущую(больше и дольше на том что сейчас делается, с не оо что ранее)
  3. Регуляция сердечных сокращений. "Сердце бьется сильно и ровно"
  4. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. "Дышу совершенно легко и спокойно".
  5. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. "Мое солнечное сплетение излучает тепло
  6. Вызывание ощущений тепла и прохлады в области лба попеременно. Используется с целью регуляции сосудистого тонуса головы. "Мой лоб теплый и мой лоб приятно прохладен"

Тренировки по овл. 1 ступенью проводятся в одной из 3 поз:

  • Лежа на спине (дома или в стационаре чаще исп) руки вдоль тела, глаза закрыты.
  • Сидя или кучера на дорожках. Ноги свободно расставлены, спина срединой упирается в спинку стула, руки на бедрах, кисти нижу уровня бедер. Важно положение позвоночника. Что бы не упал. Глубокий вдох с поднятием плеч и выдох, опускает голову и расслабляет мышцы лица и шеи.
  • Полулежа в удобном кресле с высоким подголовником. Удобное кресло. Рабочее место психолога, кабинет с хорошей звукоизоляцией, приятной окраской стен, хорошая видео, аудио аппаратура.

Тренировки подразделяются на групповые(10-12 чел) и индивидуальные.

2 ступень .(высшая)

Начинает выполняться только после усвоения упр. 1 ступени.

Должен находиться 30-40 минут как минимум в состоянии аутогенного погружения. Это состояние между сном и бодрствованием, не слышит и не воспринимает окружающей обстановки. При этом повышается внушаемость.

Выполняется на фоне аутогенного погружения:

  1. Фиксация спонтанно возникающих в этом состоянии цветовых представлений.
  2. Вызывание опр. Цветовых представлений. Видение заданного цвета. На этом упр. Психотерапевт исп. Эту тренировку вкл.диагностические и коррелирующие моменты в ее проведения.
  3. Визуализация конкретных предметов
  4. Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий (истина, честность и тд) во время выполнения этого упр. Возрастает поток представлений, который как правило строго индивидуализированы. (У кого-то свобода это облако, у кого-то мотоцикл) аналитико-психотерапевтическая индивидуальная техника.
  5. Предполагает концентрацию пассивного внимания на произвольно вызываемых, эмоционально значимых для клиента ситуациях. Во время выполнения этого упр. Тренирующийся часто видят себя как бы внутри этой ситуации. Это говорит о том, что данная ситуация укак правило глубоко переживается клиентом. Иногда ситуацию человек видит как бы со стороны, это более благоприятно для человека, при этом травмирующее начало у подобных ситуаций меньше. А) диагностический, разобраться как видит ситуацию б) терапевтический, перенестиизглубинногопереживания на более поверхностный
  6. Вызывание образов других людей. Сначала вызываются образы нейтральных лиц, а затем образы приятных и неприятных людей. Образы неприятных могут вызываться карикатурно, но потом становятся более спокойными беспристрастнее, теряют черты эмоциональной гиперболизации. Это значит что происходит аутогенная нейтрализация образа. Это улучшает состояние клиента.
  7. Тренирующийся спрашивает себя "чего я хочу" "кто я такой" "в чем моя проблема"и тп. В ответ подсознательно отвечает потоком образов, помогающим увидеть себя как бы со стороны, в разнообразных, в том числе и в тревожных конфликтных ситуациях. Это аутогенная нейтрализация.

Показания к исп аутогенной тренировки.

  1. Психологическая подготовка:
    1. выработка навыков по упр. Своим эмоциональным состоянием в сложных, экстремальных, условиях деятельности
    2. Выработка навыков по быстрому восстановлению сил и работоспособности
    3. Нормализация ночного сна
      • Сохранение здоровья
      • Повышение эффективности работы
  2. Психокоррекция
  3. Психотерапия. Аутогенная тренировка исп. в комплексе с геттеросеггустией. Нервозы и невротические настройства психосоматические состояния(язва, бронхиальная астма, абс, гипертония). Соматические заболевания (инфарк и инсульт) сопровождаются значительными сдвигами в псих. Состоянии пациентов. На ряду с реабилитационными мероприятиями требуются исп. Различных методов, включая аутогенную тренировку.

Противопоказания :

  1. Психические расстройства в стадии обострения как правило сопровождающиеся бредом и отсутствием возможности вступить в контакт с пациентом
  2. Эпилепсия
  3. Алкоголь, наркотики, энергетики

Осложнения возможные:

  • Может начаться эпилепсия, надо объяснять что не ат довело до этого. Метод одобрен минздравом. В состоянии растормаживания может возникнуть эпилепсия.
  • Может быть, что человек не выспался и кто-то не может выйти из этого состояния. Надо успокоить всех, кто вокруг. Контролируемое состояние перешло в неконтролируемое, нарушен раппорт. Если ничего не делать, то человек спокойно поспит и проснется. Можно вывести. Усиление голоса, переход на более громкий голос и обязательную дачу команд, выполнение которых мы можем проконтролировать, например, усилить дыхание. Можно всех провести по процедуре выхода.
  • Команда на выход должна быть громкой и сопряжена с дыханием. " сейчс я буду считать от 1 до 3, как только я досчитаю до 3, вы почувствуете легкость, свободу в каждой клеточке вашего тела. Один, тяжесть, вялость, уходит из тела, тело становится легким, невесомым, в каждой клеточке вашего тела ощущение работоспособности. Никакой тяжести и вялости, только ощущение силы. А теперь делаем все глубокий вдох, подходим к людям, кладем руку на плечо или палец под нос надавливаем, надавливаем в ямку. Либо вращаем пальцем по этому месту. И на счет 2 два раза вдох выдох.

Психофизиологические механизмы внушения

  1. Аутогенная релаксация, при этом снижается афферентная импульсация от поперечно полосатой мускулатуры, что способствует развитию тормозного состояния коры г.м. Возникновение тормозной реакции, благодаря аутогенной релаксации.
  2. Когда кора расслабленна, от того что тело лежит, ноги и руки не двигаются, лицо расслаблено, глаза закрыты, то появляется область, которая держит раппорт. Слово начинает действовать как раздражитель. Слово начинает действовать очень сильно, др способов нет. Очень хорошо действует внушение. (Раппорт, парадоксальная фаза)
  3. Изменение межполушарной активности головного мозга в состоянии аутогенного или гетерогенного погружения отмечается снижение активности левого полушария и увеличение активности правого. (Появляется возможность активного восприятия любой информации, он не анализирует информацию, человек легко программируется). Правое полушарие больше связано с подкорковыми.
  4. Активная роль образных процессов или информационнно-регулирующая роль психических образов. Если представить образом, например рука опускается в теплую воду, то это намного эффективнее. Т.е. Нужна перекодировка вербального сигнала. Делаем это субмодальностями (цвет, яркость, резкость)
  5. Тренировка процессов внимания (потока сознания). Переключаем поток сознания на данную область (руки, ноги) с закрытыми глазами, вырабатываем концентрацию, переключение, распределение.
  6. Программируемость человеческой психики. С детских лет мы вырабатываем целый ряд рефлексоф. Создавая опр. Программу поведения и действий мы тем самым настраиваем свой организм на их безусловное выполнение и достижение результата. В ряде случаев через изменение сознания мы влияем и на окр среду и поведение др людей и отношение этих людей к нам.

Как используется аутогенная тренировка для активации резервов.

  1. Обучение людей экстремальных профессий для повышения работоспособности и сохранения здоровья.
    1. Обучение людей методам управления своим функциональным состоянием в процессе деятельности
    2. Повышение эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) к воздействию факторов внешней среды.
    3. В функционального состояния (ускоренное) в период рабочего цикла
  2. Норм функционального состояния при возникновении нарушении функционального состояния и начальных стадиях заболевания
    1. Использование АТ при психокоррекции и психотерапии при развитии неврозов и психосоматических заболеваний. Невротические расстройства - измененная система отношений к себе и людям, нарушаются процесс торможения и возбуждения. В норме колебания возбуждения и торможения верх вниз, а если залипает торможение - астения, депрессия и тд, возбуждение-сварливость, агрессивность и тд, а есть залипание, но не полное, то есть больше возбуждения или торможения. Такие люди требуют программ регуляции и коррекции, которые можно использовать в процессе лечения. Приводя к норме- мы избавляем от соматического и невротического расстройства
    2. Активация экстраординарных способностей. Для развития экстраординарных способностей.
    3. Профессиональный психологический отбор- определение выраженности тех или других профессионально значимых психофизиологических качеств (ПВК). Способности могут развиться в навык. А навык может превратиться в умение,талант.

Модификация аутогенной тренировки Звонникова!

Методика программируемой психической саморегуляции.
1 часть текст

Я располагаюсь удобнее. Положение моего тела свободное и не принужденное расслабленное. Я делаю глубокий вдох, выход и установил спокойный свободный ритм дыхания. Мое дыхание ровное и спокойное. Все заботы тревоги волнения остались за пределами моего тела и этой комнаты. Есть только свободное удобное ленивое состояние и развивающийся покой в теле. А сейчас я сосредоточил свое внимание на руках. Я очень хочу что бы мои руки стали тяжелыми и необычайно спокойные. Я чувствую как тяжесть и покой заполняют мои руки. Руки становятся тяжелые, очень тяжелые. Тяжелыми от кончиков пальцев до плеч. Тяжесть и покой полностью охватили мои руки, руки тяжелые и абсолютно спокойные. А сейчас мое внимание переключается на ноги и я очень хочу что бы мои ноги стали тяжелыми и абсолютно спокойными. Тяжесть и покой заполняют полностью мои ноги. Ноги тяжелые. И абсолютно спокойные.дыхание ровное и спокойное. Тяжесть и покой из ног рук постепенно разливается по всему телу, проникая в каждую клеточку моего тела. И каждая клеточка моего тела с радостью отзывается на ощущение приятного ленивого целебного покоя. Дыхание ровное и спокойное, с каждым вдохом все больше покоя в теле. С каждым выдохом из тела уходит накопленное внутренне напряжение, тревога, усталость,{указываем его симптомы понос и почесуха}. Дыхание ровное и спокойное. В состоянии покоя вы очень хорошо отдыхаете, в состоянии покоя вы быстро вырабатываете навыки по управлению своим телом, своим самочувствием. Дыхание ровное, спокойное, покой все сильнее и приятней. Покой охватывает тело словно мягкая перина и тело все глубже и глубже погружается в эту мягкую перину покоя и абсолютного отдыха.

Тут уже особое состояние сознания!!!

  • a. Надо это ощущение, которое он испытывает научиться вызывать самому. Программируем ему уверенность в том, что он теперь самостоятельно легко и свободно сможет вызвать необходимые ощущения в удобное для него время.
  • b. Основная часть коррегирующая, внедрить программы. Здесь о том, на что жаловались (плохой сон, язва и тд)
  • c. Выводящая, активирующая часть. Человек должен стать активным, бодрым.

2 часть текст

В состоянии покоя я очень хорошо отдыхаю, ощущение покоя автоматически фиксируются в моей памятью и подсознании и могут быть вызваны теперь после окончания этой тренировки самостоятельно в любое удобное для меня время. С каждой тренировкой ощущения тяжести и покоя будут все более выраженными. Я теперь легко и свободно достигаю уровня выраженности тяжести и покоя в руках, ногах, во всем теле. дыхание ровное, спокойное. Состояние покоя очень благотворно действует на мой организм, мою психику. Все симптомы {по оса, почесухи} ухолят из моего тела навсегда. Что бы я не делал, где бы я не находился, у меня всегда будет отличное самочувствие, работоспособность и необычайно выраженная внутренняя жизненная сила. Итак, в моей памяти и подсознание очень прочно закрепилась программа саморегуляции которую я смогу запустить по своему желанию в удобное для меня время.
А сейчас по моей вине команде ощущения тяжести тепла и покоя будут постепенно уходить из тела. Все тело станет легким, энергичным хорошо отдохнувшим. Один- я делаю глубокий вдох, медленный выдох, еще раз глубокий вдох, выдох, из тела уходит ощущение покоя и тяжести в каждой клеточке тела появляется ощущение приятной легкости, словно невесомость в теле. Два Я вдыхаю свежую энергию, сжимаю кулаки, открываю глаза и в отличном самочувствии вхожу в состояние бодрствования. Три.

Обязательно ученикам занятия проводить дома, индивидуально, иначе не будет эффекта, нужна самостоятельная работа. Первое время могут спать, это норма. Потом появляется навык не только торможения, но и возбуждения.
Проводить в специальных кабинетах психологических разгрузок.
2 групповых занятия в неделю. Причем не в свободное от работы время. Будет эффект в плане работоспособности персонала.

2.7.1. Классический вариант аутогенной тренировки (методика И. Г. Шульца)

Требуемое общее расслабление при обучении на первой ступени аутогенной тренировки по И.Г. Шульцу достигается с помощью шести основных мысленных упражнений, каждое из них направлено на определенную область или систему организма: 1) мышцы; 2) кровеносные сосуды; 3) сердце; 4) дыхание; 5) брюшные органы; 6) голову.

Смысл упражнений состоит в концентрировании внимания (спокойном, ненапряженном, но полном) на определенной части тела или на определенном органе; фиксации переживаемых внутренних ощущений; представлении желаемого переживания (чувства тепла, тяжести, расслабленности и др.) на фоне повторения соответствующей формулы самовнушения.

Усвоение каждого упражнения проводится поэтапно, в течение нескольких дней регулярных тренировок по вызыванию конкретного ощущения. Связывание воедино всех формул самовнушения осуществляется в конце цикла обучения (готовые упражнения как бы нанизываются на одну нить).

Существуют известные рекомендации по форме организации занятий аутотренингом и особенностям их проведения (Леонова и др., 1988б; Леонова , Кузнецова , 1987; Теория и практика аутогенной тренировки, 1980; Эверли , Розенфельд , 1985). Главные условия эффективности обучения: желание со стороны обучающегося освоить соответствующие навыки; систематичность тренировок; последовательность и полнота освоения каждого этапа; контроль за ходом занятий со стороны врача-психотерапевта или психолога.

К классическим упражнениям аутогенной тренировки относятся следующие:

  1. Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: «Моя правая (левая) рука тяжелая», «Обе руки совершенно тяжелые», «Моя правая (левая) нога тяжелая»,«Обе ноги совершенно тяжелые».
  2. Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: «Моя правая (левая) рука теплая», «Обе руки совершенно теплые», «Моя правая (левая) нога совершенно теплая», «Обе ноги совершенно теплые», «Руки и ноги совершенно теплые».
  3. Упражнения для регуляции деятельности сердца: «Мое сердце бьется ровно и спокойно».
  4. Упражнения для контроля за дыханием: «Я дышу ровно и спокойно», «Мне дышится легко».
  5. Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: «Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло».
  6. Упражнения для головы и снятия умственного напряжения:«Мой лоб приятно прохладен».

Добавлением к этому списку могут служить рекомендованные И.Г.Шульцем формулы активного выхода из состояния аутогенного погружения:

«Руки напряжены!»

«Глубоко вздохнуть!»

«Открыть глаза!»

Предполагается, что по мере автоматизации соответствующих навыков произвольной регуляции текстовое оформление формул самовнушения связывается воедино и затем существенно редуцируется. Так, через несколько месяцев регулярных занятий бывает достаточно повторить про себя последовательность слов: «спокойствие, тяжесть, тепло, сердце и дыхание спокойны, живот теплый, лоб прохладный, голова ясная», чтобы достичь быстрого сбрасывания напряжения и активизации состояния. Это бывает полезно в экстренных случаях, однако подкрепление навыка требует систематичного развертывания его в более продолжительных занятиях в качестве поддерживающего курса тренировок.

2.7.2. Модификации классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействий

Примером модификации классического варианта, разработанного по принципу построения развернутого состава формул самовнушения в рамках каждого классического упражнения аутогенной тренировки, является методика, предложенная А.И. Некрасовым (Некрасов , 1980, с. 9 – 11). Ниже представлены текстовые варианты основных формул аутогенной тренировки данной модификации и инструкции по их применению. Отработка упражнений в данной последовательности представляет собой основной курс тренировки по овладению навыками ПСР.

«ТЯЖЕСТЬ» (1-е упражнение)

Первым упражнением вызывается ощущение тяжести в руках и ногах путем повторения про себя и яркого образного представления следующих формул самовнушения:

Моя правая рука (у левшей – левая) полностью расслаблена (3 – 5 раз).

Я чувствую приятную тяжесть в правой руке… (3 – 5 раз).

Тяжелыми стали пальцы моей правой руки… (3 – 5 раз).

Тяжелой стала кисть моей правой руки… (3 – 5 раз).

Вся моя правая рука становится тяжелее и тяжелее… (3 – 5 раз).

(1 раз).

Моя правая рука очень тяжелая, она словно наливается свинцом… (3 – 5 раз).

После завершения упражнения открыть глаза, энергично согнуть и разогнуть правую руку в локте 2 – 3 раза, сделать 2 – 3 медленных вдоха и выдоха.

Упражнение в первый раз длится не более 5 – 10 минут. Подобным образом проделывается это упражнение с левой рукой, обеими руками, правой и левой ногой, обеими ногами, наконец, одновременно в руках и ногах. На отработку каждого элемента – 3 дня.

«ТЕПЛО» (2-е упражнение)

Мои мышцы расслаблены для отдыха… (3 – 5 раз).

Мое тело приятно отдыхает… (3 – 5 раз).

Я чувствую приятную тяжесть в правой (левой) руке…(3 – 5 раз).

Кровеносные сосуды в моей правой (левой) руке расширились… (3 – 5 раз).

По ним устремилась горячая здоровая кровь… (3 – 5 раз).

Горячая кровь согрела мою правую (левую) руку… (3 – 5 раз).

Я чувствую приятное тепло в правой (левой) руке… (3 – 5 раз).

Моя правая (левая) рука стала тяжелой и теплой… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

Затем ощущение тепла отрабатывается в тех же частях тела, что и в первом упражнении. Помогает образное представление чувства тепла, соответствующие ощущения, возникающие при опускании руки в теплую воду.

«ДЫХАНИЕ» (3-е упражнение)

После повторения про себя предыдущих формул по 2 раза, мысленно произносим следующие фразы:

Мои мышцы полностью расслаблены… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно и спокойно… (3 – 5 раз).

Мой вдох плавный и более продолжительный, чем выдох (утренний тип дыхания)… (3 – 5 раз).

Мой выдох плавный и более продолжительный, чем вдох (вечерний тип дыхания)… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

«СЕРДЦЕ» (4-е упражнение)

После повторения предыдущих упражнений (т.е. каждое упражнение надстраивается над старым) мысленно произносим следующие словесные фразы:

Мое сердце бьется ровно и спокойно… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

Я ощущаю приятное тепло в груди… (3 – 5 раз).

Мое сердце бьется ритмично и спокойно… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

«ЖИВОТ» (5-е упражнение)

Вызывание ощущений тепла в подложечной области, где у человека находится нервное образование «солнечное сплетение».

Все повторяется сначала, затем:

Приятное тепло в верхней части живота, в области «солнечного сплетения»… (3 – 5 раз).

Мой живот становится теплым, напряжение мышц живота уменьшается… (3 – 5 раз).

Приятное ощущение тепла постепенно разливается по всему телу… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

«ЛОБ» (6-е упражнение)

Упражнение предназначено для того, чтобы научиться вызывать ощущение приятной прохлады в области лба и висков. Как обычно, мысленно повторяются все предыдущие формулы (1 – 2 раза), затем:

Я хорошо отдыхаю… (3 – 5 раз).

Моя голова спокойная и свежая… (3 – 5 раз).

Я ощущаю легкую прохладу в области лба… (3 – 5 раз).

Приятное ощущение прохладного ветерка в области лба, висков, над переносицей… (3 – 5 раз).

Мой лоб приятно прохладен… (3 – 5 раз).

Я дышу ровно, я совершенно спокоен… (3 – 5 раз).

Помимо данного базового набора формул самовнушения, автор предлагает и специальные упражнения. Так, например, разработано специальное упражнение «голова», направленное на уменьшение и снятие неприятных различных ощущений в данной области: головных болей, чувства «сжатия» в области висков. Приводим состав формул данного упражнения (Некрасов , 1980, с.13):

Полное спокойствие…

Приятное ощущение отдыха и тепла охватило все мое тело…

По своему желанию я расширяю сосуды головы…

Сосуды головы немного расширились…

Здоровая горячая кровь приятно согревает мою голову…

Питание нервных клеток улучшилось…

Созданы благоприятные условия для снятия неприятных ощущений в голове…

Я дышу ровно, я совершенно спокоен…

Я чувствую приятную прохладу в области лба…

Ощущение прохладного ветерка в области лба и висков…

Приятная свежесть и ясность в голове…

Питание нервных клеток головного мозга улучшилось…

Исчезли все неприятные ощущения в области головы…

Голова ясная, легкая…

Я дышу ровно, я совершенно спокоен…

К модификациям классической техники аутогенной тренировки, разработанным по принципу составления единого комплекса формул самовнушения для каждого сеанса, относится психорегулирующая тренировка в варианте Л.Д. Гиссена (Гиссен ,1973, с. 103 – 122). Данная методика активно используется с начала 1970-х гг. в практике спорта высших достижений. Она состоит из успокаивающей и мобилизационной частей.

Успокаивающая часть ПРТ

Первая группа формул (вводная ):

  1. Я успокаиваюсь.
  2. Круг моего внимания сужается… до границ моего тела.
  3. Чувствую и контролирую только самого себя.
  4. Чувствую и мысленно вижу свое лицо.
  5. Оно (лицо) спокойно, расслаблено, неподвижно.
  6. Чувствую и мысленно вижу свое тело.
  7. Оно (тело) спокойно, расслаблено, неподвижно.
  8. Я успокоился.
  9. Мой организм отдыхает.
  10. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Вторая группа формул :

  1. Мое внимание направлено на мои руки.
  2. Я чувствую и мысленно вижу свои руки.
  3. Мышцы моих рук еще больше расслабляются.
  4. Еще больше расслабляются мышцы моих плеч…

предплечий…

  1. Все мышцы моих рук полностью расслаблены.
  2. Я чувствую, как расслабленные, мягкие мышцы моих рук начинают обильно наполняться кровью и теплеть.
  3. Наполняются кровью и теплеют мышцы пальцев…

предплечий…

  1. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и теплы.
  2. Все мышцы моих рук отдыхают.
  3. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Третья группа формул :

  1. Мое внимание направлено на мои ноги.
  2. Я чувствую и мысленно вижу свои ноги.
  3. Мышцы моих ног еще больше расслабляются.
  4. Еще больше расслабляются мышцы бедер…

голеней…

голеностопов…

  1. Все мышцы моих ног полностью расслаблены.
  2. Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моих ног начинают обильно наполняться кровью и теплеть.
  3. Наполняются кровью и теплеют мышцы ступней…

голеностопов…

голеней…

  1. Все мышцы моих ног полностью расслаблены и теплы.
  2. Все мышцы моих ног и рук отдыхают.
  3. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Четвертая группа формул :

  1. Мое внимание направлено на мышцы моего туловища.
  2. Я чувствую и мысленно вижу мышцы моего туловища.
  3. Мышцы моего туловища еще больше расслабляются.
  4. Еще больше расслабляются мышцы шеи…
  1. Все мышцы моего туловища полностью расслаблены.
  2. Я чувствую, как расслабленные мягкие мышцы моего туловища начинаю обильно наполняться кровью и теплеть.
  3. Наполняются кровью и теплеют мышцы моей шеи и спины… груди и живота.
  4. Все мышцы моего туловища расслабленные и теплые.
  5. Все мои мышцы отдыхают.
  6. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Пятая группа формул :

  1. Мое внимание направлено на грудную клетку.
  2. Я чувствую и контролирую свое дыхание.
  3. Оно (дыхание) спокойное, легкое, свободное.
  4. Чувствую и мысленно вижу, как работает мое сердце.
  5. Сердце сокращается спокойно и уверенно.
  6. Мое сердце работает хорошо.
  7. Чувствую и контролирую своим вниманием свой живот.
  8. Мой живот мягкий и теплый.
  9. Все в моем организме отдыхает.
  10. Я приятно и спокойно отдыхаю.

Мобилизационная часть ПРТ в двух вариантах: активизации и тонизации

Формулы активизации :

  1. Мой организм набрался сил.
  2. Уходит чувство тепла и расслабленности из всех моих мышц.
  3. Все мои мышцы становятся легкими и упругими.
  4. Мое внимание на моем лице.
  5. Мышцы моего лица подвижны.
  6. Сонливость рассеялась.
  7. Я все бодрее и бодрее.
  8. Все мои мышцы легки и упруги.
  9. Дышу глубоко.
  10. Моя голова отдохнувшая, ясная.
  11. Мое самочувствие хорошее, бодрое.
  12. Я полон энергии.
  13. Я готов действовать.
  14. Встаю! (Резко встать).

Формулы тонизации :

  1. Уходит чувство тяжести и расслабленности из моих рук, моих ног, из всего моего тела.
  2. Мое дыхание углубляется, становится чаще.
  3. Я чувствую, как выдыхаемый воздух холодит мои ноздри.
  4. Прохлада охватывает все мое лицо.
  5. Как будто приятный ветерок обдувает меня.
  6. Прохладным стал мой лоб, мои виски.
  7. Мышцы моего лица стали легкими, подвижными.
  8. Приятный холодок пробежал по шее, плечам, спине.
  9. Я становлюсь все бодрее и бодрее.
  10. Самочувствие отличное.
  11. Я как сжатая пружина.
  12. Готов действовать.
  13. Встать!

Нам представляется интересным обратиться к рассмотрению еще одной методики в качестве варианта техники аутогенной тренировки. В ее основе также лежит принцип использования формул самовнушения. Вместе с тем, данная методика имеет ряд характерных особенностей.

Методика разработана Л.П. Гримаком и А.А. Исраеляном, и имеет специальное название – аутоофтальмотренинг. В названии заложено конкретное целевое назначение техники – предотвращение развития дефектов зрения на ранних стадиях их формирования. Данная методика базируется на основных принципах аутотренинга (использование формул самовнушения, построение формул и всего текста занятий от первого лица), ее основной особенностью является введение специальных упражнений для формирования конкретных, четко заданных зрительных образов, мысленно работая с которыми человек добивается улучшения зрительных функций (Гримак , 1991; Гримак, Исраелян , 1987). Использовать технику рекомендуется прежде всего работникам зрительно-напряженного труда. Безусловный оздоровительный эффект методики ценен еще и тем, что позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. В условиях же зрительно-напряженного труда в сочетании с риском внезапного развития стрессовых реакций профилактика зрительного перенапряжения и утомления становится существенным фактором, предотвращающим развитие крайних степеней эмоционального возбуждения.

Текст занятия по методике аутоофтальмотренинга
  1. Я располагаюсь удобно. Положение моего тела свободное, непринужденное, а мышцы тела расслабленные. Я научился успешно управлять своим организмом в любых, самых трудных условиях. Я успокаиваюсь. Мысленно провожу вокруг себя линию и оставляю за границей этой линии все свои заботы и проблемы. Я вхожу в состояние привычного и устойчивого покоя. Я постепенно и все глубже погружаюсь в свой внутренний мир. Я ощутимо и реально сливаюсь с собственным телом. Я делаю спокойный глубокий вдох, выдох и устанавливаю равномерный, удобный, успокаивающий ритм дыхания. Я вдыхаю спокойствие, выдыхаю остатки напряжения. Я успокаиваюсь и вхожу в устойчивое состояние между сном и бодрствованием. Как всегда, сосредоточиваю внимание на своем лице, и оно становится спокойным и неподвижным, как маска. Лицо – маска, маска абсолютного покоя. Мышцы шеи и туловища также предельно расслаблены. А сейчас я направляю свое внимание на правую руку и она становится тяжелой и теплой. Тяжесть и тепло переливаются в левую руку, постепенно наполняют ноги. Волны тепла поднимаются выше, согревают спину. Я сосредоточиваю внимание на подложечной области, и тепло заполняет ее реально и ощутимо. Тепло нарастает, распространяется на грудь и на живот. Я освободился от всякого напряжения. Я спокоен, я абсолютно спокоен. Глаза закрыты.

Мой мысленный взор направлен в область лба. В состоянии полного покоя в моем сознании сами собой всплывают запечатлевшиеся когда-то картины природы. Это может быть лес, луг, берег моря. А я продолжаю отдыхать…

(Пауза 10 – 15 секунд.)

  1. А сейчас, находясь в глубоком покое, я буду выполнять мысленную гимнастику. Она полностью снимет утомление глаз и предельно повысит мою зрительную способность. В этой гимнастике я активно использую дыхание. Вот оно становится несколько глубже и полнее. При счете один я делаю глубокий вдох, при счете два – выдох и ярко представляю, как выдыхаемый целительный воздух проходит в область глаз и накапливается там. Я отчетливо буду ощущать его в виде приятного тепла вокруг глаз. С каждым циклом дыхания тепла становится все больше и больше.

Итак, начинается счет, и я накапливаю тепло вокруг глаз: один-два (4 раза). Тепло вокруг глаз: один-два (2 раза). Тепла вокруг глаз больше: один-два (4 раза). Явное и ощутимое тепло вокруг глаз: один-два (2 раза). Тепло полностью устранило усталость глаз. А сейчас дыхание становится спокойным и ритмичным, и я делаю небольшую паузу для отдыха. Полный покой тела и психики… (Пауза длительностью в 1 минуту, чтобы не воспрепятствовать продолжающему развиваться после этого упражнения ощущению тепла в области глазниц.)

  1. А сейчас я буду выполнять следующую часть образных упражнений для оздоровления глаз. Для этого я четко представляю в двух метрах от себя серо-голубой экран, в центре которого находится ясно различимая темная точка. Мысленным взором я слежу за точкой, с тем, чтобы она не колебалась, а стояла на месте. Экран с точкой появляется при счете «один» и будет сохраняться по мере счета до «девяти» и исчезает при счете «десять». Итак, начинается счет, и появляется экран с точкой: один, два, три… десять. Экран исчез, а точка, за которой я следил на экране, перенеслась высоко в голубое небо. Я вижу эту точку очень четко и реально.
  2. А сейчас эта точка постепенно при вдохе приближается и останавливается перед моим лицом на расстоянии 20 сантиметров, а при выдохе – удаляется далеко в голубое небо. При счете «один» я делаю вдох и четко представляю точку в 20 сантиметрах от лица, при счете «два» я выдыхаю и вижу точку высоко в небе. Я буду очень четко отслеживать мысленным взором ее удаление и приближение в ритме дыхания. Итак: один (вдох) – точка близко от лица; два (выдох) – точка в небе. Один-два… (10 раз).
  3. А сейчас мой мысленный взор начинает следить за круговыми движениями темной точки. При вдохе точка перемещается вправо-вверх, при выдохе – влево-вниз. Итак: вдох – выдох, вдох – выдох (5 раз). А сейчас в обратном направлении: вдох – влево-вверх, выдох – вправо-вниз (5 раз, пауза). В результате тренировки мои глаза, мой мозг, мое тело очень хорошо отдохнули. Я наполнился энергией и силой. Мои глаза стали способны без утомления различать малейшие изменения в поле зрения, мой мозг приобрел способность мгновенно и точно, очень точно реагировать на эти изменения.
  4. А сейчас я начинаю вдыхать прохладную энергию. Она освежает мой мозг, глаза, лицо. Плечи и спину обдает легкое познабливание, будто приятный освежающий душ. По телу пробегают мурашки. Я очень реально и явно ощущаю, как бодрость и сила наполняют каждую мою мышцу. Силы и жизненная энергия уверенно наполнили все мое тело. Я очень вынослив и уверен. Мой организм послушен мне в любой обстановке, в любых самых трудных условиях. Аутогенная тренировка полностью восстановила мои силы. Я очень свеж, бодр, уверен и собран. Дыхание становится глубже и энергичнее, тонус мышц нарастает, он устраняет остатки сонливости. Голова очень свежая, мысли четкие и быстрые. Тело очень легкое, налито энергией и силой. Я весь, как сжатая пружина, готовая к действию. Я сжимаю кулаки, открываю глаза и очень активным вхожу в состояние бодрствования.

2.7.3. Методики аутогенной тренировки в форме гетеротренинга

В качестве примера методики аутогенной тренировки, проводимой в форме гетеротренинга, приводится разработанный нами вариант одного из этапов по формированию навыков произвольной регуляции состояния с целью профилактики производственного утомления и стресса у операторов-микроскопистов (Леонова , 1984, 1988а, 1988б; Леонова и др., 1988б). Эта модификация подготовлена для проведения занятий в кабинете психологической релаксации во время короткого перерыва для отдыха в течение рабочей смены. Сеанс релаксации состоит из двух основных частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.

Текст сеанса релаксации в варианте гетеротренинга по методике аутогенной тренировки

Погружение. Сядьте удобнее в кресло. Проследите, чтобы ничто в Вашей одежде не мешало свободному дыханию и расслаблению. На некоторое время забудьте обо всех делах, заботах, неприятностях. Этот короткий период отдыха посвятим себе – улучшению Вашего самочувствия и настроения.

"Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины без ума от меня" - повторяла сама себе героиня фильма "Самая обаятельная и привлекательная", чтобы начать нравится мужчинам и наладить личную жизнь. В этом комедийном фильме такой простой аутотренинг не шибко помог героине достичь желаемого. Поэтому закономерно, что большинство зрителей, смеявшихся во время просмотра над попытками немножко наивной Нади , уверились, что аутотренинг - бессмысленная и неэффективная техника, с помощью которой нельзя достичь положительного результата. Но психологи и психотерапевты не разделяют мнение сценаристов фильма "Самая обаятельная и привлекательная", так как положительное мышление, аутотренинг и прочие техники, основанные на самовнушении, действительно помогают справиться со стрессом и психологическими проблемами.

Что такое аутотренинг и какие основные принципы этой техники

Аутотренинг - это техника саморегуляции психического состояния, в основе которой лежат разные формы самовнушения. Первооткрывателем этого метода был Иоганн Генрих Шульц - немецкий психиатр, специализировавшийся на лечении своих пациентов с помощью гипноза и выпустивший в 1932 году книгу "Аутогенная тренировка", в которой описаны принципы самовнушения. Данная книга считается основным пособием по аутотренингу, и современные психотерапевты со всех стран мира признают эффективность и рациональность описанной в ней методики.

Аутотренинг имеет много общего с гипнозом, однако между этими двумя техниками есть принципиальная разница: в случае гипноза внушение пациенту делает психотерапевт, обладающий соответствующими навыками, а аутотренинг подразумевает самовнушение. В этом и кроется основная сложность данной техники, так как далеко не каждый человек сможет с первого раза внушить себе что-либо. Чтобы аутотренинг дал желаемые результаты, нужно не только придумать правильную формулу (фразу) для внушения, но и ежедневно уделять время занятию этой техникой и следить за своим во время самовнушения. В целом, успех аутотренинга зависит от трех составляющих:

  1. Желания самосовершенствоваться
  2. Усилий, направленных на воспитание в себе способности контролировать эмоции
  3. Веры в результат и в свои слова

Формулы и визуализация в аутотренинге

Формулу для аутотренинга (фразу, что нужно говорить самому себе) можно как найти в интернете, так и составить самостоятельно - главное, чтобы текст соответствовал проблеме, от которой нужно избавиться. К примеру, эффективными могут быть следующие фразы:

  • "Мои дела с каждым днем во всех отношениях идут все лучше и лучше!" - для формирования положительного настроя и обретения веры в свои силы;
  • "Я справлюсь с любыми трудностями. У меня есть силы и возможности достичь желаемого" - аутотренинг для
  • "Я оставил проблему в прошлом. Я постоянно отдаляюсь от проблемы и ей нет места в мой жизни" - для избавления от беспокойства/страха из-за чего-то плохого, что уже произошло.

Зачастую составлять формулу для аутотренинга лучше самостоятельно, ведь каждый человек лучше других знает, какие именно слова ему помогут. Чтобы фраза была эффективной, достаточно при ее составлении руководствоваться следующими правилами:

  1. Не использовать частицу "не" (Не правильно: я не нервничаю . Правильно: я спокоен )
  2. Строить все фразы в утвердительной, а не в сослагательной форме (Не правильно: я постараюсь быть пунктуальным. Правильно: я все сделаю вовремя )
  3. Не включать в формулу слова, которые не используются в разговорной речи.

Еще одной составляющей аутотренинга является визуализация - , представление какого-то образа в момент произнесения формулы. Эта воображаемая картинка призвана закрепить эффект от самовнушения в памяти и на подсознательном уровне, и чем лучше будет продуман визуальный образ "расставания с проблемой", тем лучше. Единых рекомендаций о том, каким должен быть образ при визуализации, нет - главное, чтобы представляемая картинка ассоциировалась с тем же, на что направлено самовнушение. К примеру, внушая себе уверенность в собственных силах, можно представлять подъем по лестнице, а занимаясь аутотренингом с целью избавиться от тревожности - берег моря, поляну в лесу и др.

Техника аутотренинга

Вопреки распространенному в обществе мнению, аутотренинг не сводится к проговариванию придуманных фраз на ходу 1-2 раза в неделю. Чтобы достичь результата, необходимо заниматься этой техникой ежедневно, на протяжении нескольких недель или даже месяцев. Система аутотренинга состоит из трех основных стадий, причем без выполнения каждой из них внушить себе что-либо вряд ли получится. Эти стадии следующие:


После правильного выполнения всех этапов аутотренинга человек будет чувствовать себя отдохнувшим и полным энергии, ведь эта техника позволяет не только внушить себе нужные мысли и настрой, но и избавиться от нервного напряжения. Для достижения наилучшего результата нужно выполнять упражнение 4-5 раза в день по 5-10 минут в спокойной обстановке, чтобы ничто не мешало расслабиться и отречься от мыслей. Уже через 2 недели постоянных занятий можно избавиться от стресса и научиться быстро справляться с негативными эмоциями, а также начать менять жизненные установки в соответствии с проговариваемыми формулами.