Иппотерапия для детей. Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми? Лечебные эффекты иппотерапии


Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель - сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается ;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.


Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь - Иппотерапия » Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда » Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике » Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом » Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде » Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Социальной адаптацией называют процесс освоения или же приспособления одной личностью или целой группой людей к социальной среде, а также к социальным условиям. Что касается иппотерапии, то этот термин обозначает лечение с использованием лошадей. А реабилитация – это восстановление каких-то функций утраченных в результате перенесенного недуга. Каким же образом связаны все эти понятия?

Метод реабилитации, а также социальной адаптации при помощи иппотерапии был разработан специально для того, чтобы человек или же группа людей смогли освоиться в современном мире. Это способ помогает обучиться правильной оценке окружающей обстановки в тот или иной момент времени, без чувства страха, вызванного психологическими комплексами, которые навязали нам люди и само общество.

В чём же суть реабилитации иппотерапией?

Этот метод делает возможным частичное восстановление самых разных функций утерянных из-за каких-то заболеваний – аутизма, ДЦП (детского церебрального паралича), слабоумия, девиантного поведения, сколиоза первой и второй стадии, гипертонической болезни первой и второй стадии, остеохондроза, афазии и других недугов.

Родители детей с отклонениями слышат иногда такие страшные диагнозы и тут же задумываются о методах борьбы с болезнью, ведь все хотят видеть своих малышей максимально здоровыми и счастливыми. Но отношение общества к различным девиациям просто губительно для психического здоровья ребенка. Больной страдает и его преследует ощущение неполноценности, в то время как родители чувствуют себя абсолютно беспомощными. Что же делать в таком случае? Где искать чудо-лекарство, которое поможет стать здоровым?

Иппотерапия – это универсальный метод лечения, он способен оказать психологическую помощь не только лишь больным малышам, но и всем, кто в ней нуждается.

Особенности метода реабилитации, а также социальной адаптации :

Иппотерапией называют целую систему упражнений, при которой лошадь является инструментом, предназначенным для верховой езды.

Процесс общения больного ребенка или взрослого с животным превращается в истинное удовольствие.

Те движения, которые осуществляются во время езды верхом, заставляют всадника очень близко ощущать лошадь, все её шаги и сокращения мышц, ритм сердца и дыхания.

В процессе повторных нагрузок навыки наездника будут только накапливаться и улучшаться. Животное очень четко и послушно отзывается на все знаки и прикосновения, что вызывает у всадника чувство уверенности, заботы и доброты. Благодаря этому пациенты достигают состояния полного душевного равновесия.

Воздействие верховой езды замечательно отражается на состоянии мышц всего организма человека, больной становится собранным, сосредоточенным, обретает правильную осанку и ничем не заменимую уверенность в себе и своих возможностях.

Социальная адаптация включает в себя обязательное общение пациента не только с лошадьми, но и с людьми – коноводом, иппотерапевтом, и другими наездниками. Лечение подразумевает доброжелательную атмосферу, сложившуюся в маленьком коллективе, что позволяет больному высказывать свое мнение, проявлять инициативу и раскрепощаться.

Во время терапии проводят соревнования, продуманные таким образом, что каждый пациент может показать себя, повышая свою самооценку. Помощь коноводам и уход за своей лошадью развивает трудовые навыки.

Иппотерапия является отличным методом профилактики недугов позвоночника – сколиоза и остеохондроза. Это объясняется тем, что во время езды верхом сам наездник создает особое мышечное напряжение, которое позволяет сохранить равновесие и двигаться в такт колебаний, сливаясь с синхронными движениями лошади.

Если всадник будет сопротивляться этому, он попросту упадет или будет постоянно думать о том, как сохранить баланс. Именно поэтому, помимо иппотерапевта и коновода на занятиях присутствуют еще и пара страховщиков. Каждое из движений верховой езды создает определенный вид и направленность нагрузки, что позволяет скорректировать осанку за счет накачивания глубоких мышц спины.

Поначалу социальная адаптация и реабилитация проходит достаточно тяжело, что проявляется в страхах. Больной не может пожаловаться на что-то или рассказать о своих переживаниях, он опасается, что его засмеют или поймут неправильно. Он не может говорить о своих мечтах и раскрывать свою индивидуальность.

Все эти моменты способны формировать стойкие комплексы, и только лечебные упражнения помогают победить все даже дремлющие страхи. В то время как больной выполняет задание, происходит включение всех компенсаторных систем человеческого организма, они медленно просыпаются. Это повышает мышечный тонус и улучшает кровообращение.

Существует достаточно немного противопоказаний к занятиям иппотерапией. Это ломкость костей, гемофилия и почечные недуги. Кроме того нельзя заниматься этим видом реабилитации беременным женщинам и тем, кто болен каким-то инфекционным недугом в острой стадии. Перед тем как приступать к занятиям следует посоветоваться с лечащим врачом.

С каждым годом в России открывается все большее количество иппотерапевтических центров, и находится все большее количество пройти курс такого лечения. Даже у совершенно безнадежных пациентов после занятий наблюдается ощутимый прогресс.

Программа "Иппотерапия, как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста "


Пояснительная записка : В настоящее время занятия по оздоровлению детского организма являются приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта населения РФ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является задача о сбережении здоровья дошкольника, а именно, «оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка» (ФГОС ДО, пункт 1.6).
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Проблемы различных заболеваний опре¬деляется отрицатель¬ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном учреждении № 35 практически здоровые дети составляют всего 3-4%, с нарушением осанки - 50-60%, с плоскостопием - 30%, выделяется группа детей (1%) с эмоционально-волевыми нарушениями (РДА, гиперактивность).
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. На сентябрь 2016г вновь прибывших воспитанников составило 101 человек, из них:
1 группа здоровья – 16%;
2 группа здоровья – 69%;
3 группа здоровья – 15%.
Следовательно, вопрос постоян¬ного поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, например, оздоровительное влияние живой природы на организм ребенка, остается всегда актуальным.
Иппотерапия, как один из методов оздоровительной технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в данном контексте представляет собой большой интерес. Этот метод является экологичным, безболезненным, имеет небольшое количество противопоказаний, высокую эффективность, практически не имеет возрастных ограничений, и показан практически при всех нарушениях развития и здоровья (неврологических, сердечнососудистых заболеваниях, желудочно-кишечных, опорно-двигательного аппарата и др.).
Гиппократ указывал, что «верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию».

Актуальность программы:

Воздействие метода иппотерапии на ребенка можно рассматривать в двух аспектах оздоровления детского организма - физиологическом и психологическом.
Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса,
совершенствование координация движений,
укрепление мышц,
достижение двигательной симметрии.
Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-1,7 градус выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося коня разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует формированию адекватного двигательного стереотипа. По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду - это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.
Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. С этого взгляда иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации - желание самостоятельно справиться со своим страхом, сделать шаг вперед к победе с трудностями.
Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние. Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью – прекрасным, сильным и добрым животным, а так же с доброжелательным инструктором, коноводом и со сверстниками. Социальное позитивное влияние оказывает на дошкольников ощущение свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца. Известно, что положительные эмоции сами по себе лечебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.
Таким образом, есть необходимость внедрения иппотерапии для оздоровления детей в деятельность ДОУ.
Цель программы: создать условия оздоровления в МБДОУ через нетрадиционные способы воздействия, ориентированные на детей с ОВЗ, нарушением осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями, использования их в профилактических и коррекционных целях.
Задачи программы:
1. Использовать обучение навыкам верховой езды детей для воздействия на физическую, психоэмоциональную и личностную реабилитацию и адаптацию;
2. Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой;
3. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь; изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды для наиболее увлеченных детей);
4. Содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в обществе;
5. Способствовать мотивации активного образа жизни детей;
6. Осуществлять помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями через оздоровительную и коррекционную работу.
Для достижения этих задач требуется систематическая совместная работа МБДОУ № 35, Городского реабилитационного центра «Росток», Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова.
Ожидаемые результаты:
Стабильное психоэмоциональное состояние ребенка;
Восстановление и увеличение объема активных и пассивных движений;
Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности
Позитивное включение в жизнь группы детей с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями;
Социализация ребенка с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями в обществе сверстников.
Предполагаемые риски:
Метеорологические условия.
Негативное отношение родителей к занятиям детей иппотерапией.
Отрицательные эмоции детей к занятиям.

1.5.Основные принципы программы.:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей

Участники программы:

І. Воспитанники МДОУ №35 г.Читы в возрасте от 3 до 7 лет.
Часто болеющие простудными заболеваниями дети;
дети с хроническими заболеваниями;
дети с ограниченными возможностями (дети - инвалиды);
дети с нарушениями осанки, плоскостопия;
дети с речевыми нарушениями;
дети с психоэмоциональными нарушениями;
дети, посещающие занятия по запросу родителей и желанию самих детей.
ІІ. Сотрудники городского реабилитационного центра «Росток» (иппотерапевт).
ІІІ. Работники Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова (тренер, конюх);
ІV. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 35;
V. Родители воспитанников МБДОУ (законные представители ребенка)

Необходимые условия для проведения занятий:
Перед занятием необходимо объяснить простейшую технику безопасности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона.
Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Все животные, приводимые на занятия с детьми, должны иметь ветеринарную справку о том, что они клинически здоровы, исследованы на заболевания и вакцинированы против сибир¬кой язвы.
Принципы организации занятий:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип взаимной человечности.
Принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности.
Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения.
Принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Формы и методы работы:
Форма проведения - индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц.
На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором.
На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц.
Индивидуальные занятия преследуют цель более углубленного изучения элементов управления лошадью. В проведении занятия участвуют: коновод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности.
Движение лошади желательно производить по кругу. Во время прохождения круга ребенок делает одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии.
Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует развитию мыслительных процессов.
К иппотерапии относятся и теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Хороводы, ролевые игры, проводимые с детьми, помогают обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему прожить, прочувствовать и «примерить на себя» роль героя, волшебника, тем самым даря разнообразие жизненных переживаний и мироощущений, способствуют положительной идентификации себя в мире и обществе. В ходе игры достигается развитие коммуникативных навыков, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, вовлеченности и заинтересованности в действиях и событиях, происходящих в игровой ситуации. Получают свое развитие когнитивные процессы последовательности и закономерности, взаимосвязи событий и действий.
Как и в случае с верховой ездой, в фольклорных играх большое значение уделяется ритму, включающему в себя движения, тембр голоса и музыку, под которую проходит игра. Обучение ритму детей с нарушением развития позволяет им полнее включиться в нормальную детскую жизнь.

2.4.Основные требования для педагогов и специалистов, задействованных в организацию занятий в группе.

Противодействовать гипокинезии, развивать физическую активность ребёнка.
Адаптировать организм ребёнка к физическим нагрузкам.
Способствовать восстановлению нарушенных функций организма (ЛФК, массаж).
Восстанавливать здоровье и улучшать его психоэмоциональное состояние.
Действовать по правилам «не навреди».

Основные условия применения иппотерапии:

Применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК: ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, занятий творческой деятельностью;
Постоянного контроля со стороны врача детского сада и педагога -психолога за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Постоянного и последовательного наращивания физической активности;
Рациональное сочетание ЛВЕ с психологическим и социально – творческими методами работы;
Активного по возможности сознательного участия ребенка в реабилитационном процессе.

2.6.Показания и противопоказания для организации занятий иппотерапией

Как и любой другой метод коррекции и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехом использована при самых разных видах для детей с ОВЗ, соматических, психоэмоциональных заболеваний, а так же при нарушениях общения, умственного, физического развития при трудностях обучения.
Показания, при которых применяется иппотерапия:
нарушение опорно–двигательной системы, возникающие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений ЦНС;
нарушение психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы;
различные формы нарушения интеллекта;
нарушение социальной адаптации, общее недоразвитие речи (ОНР);
нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Медицинские противопоказания для использования ЛВЕ являются:
болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
гемофилия (несворачиваемость крови);
острые инфекционные заболевания;
любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
Относительными противопоказаниями при соблюдении необходимых мер предосторожности являются:
диабет (можно заниматься при нормальном содержании сахара в крови);
хронические заболевания почек;
эпилепсия любого генеза;
состояние после травматических повреждений и некоторых заболеваний в шейном и поясничном отделе позвоночника (занятия на шагу и только на облегченной рыси);
синдром Дауна, допускаются дети при наличие рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии в этой области.

2.7. Методические рекомендации проведения занятий.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия пятерых участников – ребенка, воспитателя детского сада, инструктора, ассистента, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, страхует ребенка, дает ему задания, направляет всадника и следит за выполнением заданий, общается с ребенком, а так же руководит действиями коновода.
Ассистент инструктора страхует ребенка, оказывает помощь в выполнении упражнений, страхует инструктора при выполнении им упражнений на лошади, готовит инвентарь и оборудование для занятий. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, посылает или поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения. Воспитатель наблюдает за поведением ребенка, его реакцией на иппотерапию для внесения рекомендаций в маршрутный план ребенка.
Более подготовленные дети начинают с индивидуальных занятий, но для них это только первый этап. Эта категория детей целенаправленно движется к обучению элементам управления лошадью, к работе с поводом, укреплению правильной посадки в седле, что и является следующей формой иппотерапии. Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного на занятиях и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения их родителей к своим детям. Рейтинг ребенка с ОВЗ и слабым здоровьем в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят его, радостного, смело и умело обращающегося с лошадью, который на равных обращается с окружающими.

Структура занятия

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Растяжка.
4. Заключительная часть.
Занятие для ребенка должно начинаться с разминки. Она включает в себя комплекс физических упражнений, которые проводятся на полу. С детьми воспитатель проводит пассивные упражнения или использует элементы массажа для согревания и разминания мышц. Основная часть включает пассивную езду на лошади и комплекс упражнений выполняемых верхом. Растяжка выполняется на полу для сознательного снижения тонуса определенных групп мышц, а так же направлена на восстановление функции внешнего дыхания и сердечнососудистой системы. Заключительная часть носит психологический характер – это кормление лошади в благодарность за проведенное занятие.


4. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии
Для отслеживания результатов в МБДОУ № 35 используется:
Ведение журнала результативности – иппотерапевт фиксирует свои наблюдения по выполнению ребенком задания, его эмоциональное состояние.
Специальные анкеты для родителей и родственников пациентов, для специалистов, ответы на которые выражают их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии.
Обычные наблюдения специалистов по направлениям:
изменения в физическом статусе (увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки)
сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах (улучшение общего состояния и настроения, появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)
изменение в определенном направлении (речь, социализация, логика и т.д.)
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

О пользе верховой езды для человека известно со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Дени Дидро в середине XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести».
В наше время интерес к лечению верховой ездой возродился благодаря спортсменке Лиз Хартел - чемпионке Дании по конному спорту. Более полувека назад ее постигло несчастье: в двадцать лет она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновила упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет стала серебряным призером Олимпийских игр. Этот феномен привлек к себе внимание медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Сравнительно недавно появился даже специальный термин - «иппотерапия» (от греч. hippos - лошадь и therapeia - уход, лечение).
Секрет эффективности иппотерапии объясняется в первую очередь притягательностью и мощной энергетикой лошади - друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Ребенку-инвалиду, лишенному многих радостей жизни, полезно даже просто покататься верхом. Но для полноценной реабилитации этого недостаточно. Иппотерапевты ставят перед собой цель улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, обучить его новым жизненным навыкам. А для этого нужна индивидуальная, последовательная и кропотливая работа.

К лошади на прием

Иппотерапия воздействует на организм сразу по нескольким направлениям: нормализует тонус мышц, улучшает двигательные функции, повышает адаптивные возможности, создает положительный эмоциональный фон.

Физиологическое воздействие

Температура лошади выше температуры человека на один-полтора градуса, что создает ощущение тепла, исходящего от животного, расслабляет мышцы. Движения идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в них. В результате улучшается кровоснабжение во всем организме, в том числе и в мозге.
Сидя верхом на лошади, всадник всем своим телом ощущает ее движения. Для обездвиженного больного это - незаменимый урок ходьбы. У него включаются механизмы запоминания полученного опыта. Когда лошадь идет шагом, тазобедренная область и ноги всадника имитируют сложные трехмерные движения, у него работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на лошади заставляет всадника синхронизировать с движениями лошади работу мышц , туловища, шеи, ног. Все это формирует динамический стереотип, который инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

Психосоциальное воздействие

У многих людей с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а у некоторых – и осознание себя как личности. Словом, все то, что определяет взаимоотношения человека с миром.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.

Эмоциональное воздействие

Лошадь - очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется к нему мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой.
Она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок кажется себе большим и сильным. И лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом. И больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым!
Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.
Первые пациенты появились у нас в 2000 году, работу с ними начали два - невролог и специалист по и лечебной физкультуре, прошедшие специальную подготовку в Москве. За 10 лет в нашем центре накоплен уникальный опыт иппотерапии.
Большинство обратившихся к нам детей не имели опыта верховой езды и общения с лошадью. Но уже к концу первого года занятий у маленьких пациентов значительно улучшилось физическое и психоэмоциональное состояние. Нескольким детям с диагнозом «дисплазия тазобедренного » после двухлетнего курса занятий официально сняли инвалидность. Десятилетний мальчик, не владевший речью, заговорил. При этом все родители отметили повышение качества жизни в семье.

От лечения - к достижениям

Наиболее эффективный инструмент социализации детей с ограниченными возможностями - адаптивный конный спорт. В спортивную группу попадают дети, у которых есть потенциал - физический и психологический. Нагрузки здесь значительно выше: перед соревнованиями тренировки проходят почти ежедневно.
В нашей стране спорт инвалидов стал развиваться совсем недавно. Узнав о параолимпийских соревнованиях, мы стали готовить к ним детей, добившихся успехов в занятиях верховой ездой. Вскоре наши спортсмены приняли участие в чемпионате России и получили свои первые медали.
На сегодняшний день наши юные воспитанники много раз выступали в чемпионатах России и международных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов и почти всегда возвращались домой с кубками и медалями.
Анна Кокорышкина, воспитанница центра Тихомировых, ныне студентка, участница многих соревнований инвалидов.
«Конно-оздоровительный центр Фонда Тихомировых для меня не просто место, где я осуществляю свою мечту, а уникальная возможность достичь того, что может не всякий даже полностью здоровый человек.
Жизнь так устроена, что у детей с ограниченными возможностями очень мало вариантов реализовать себя. Нам не хватает общения с ровесниками, мы чувствуем себя «другими», многие замыкаются в себе и в своих переживаниях...
Посещая занятия иппотерапией, а позже и спортивные тренировки, мы начинаем чувствовать себя физически сильными, восполняем недостаток общения (как с людьми, так и с животными), многим удается заметно улучшить свое здоровье.
Таким образом, мы избавляемся от множества комплексов и чувствуем себя среди здоровых людей гораздо увереннее. Развивается и характер. Трудности преодолеваются. Ты чувствуешь себя нужным человеком.
Конечно, сопоставление понятий «конный спорт» и «ребенок-инвалид» первоначально вызывает большие сомнения. Но если ты начал тренироваться и у тебя есть сила духа и огромное желание, то ты уже не сможешь бросить конный спорт!
Верь в себя, мой друг! Кто бы ты ни был и каким бы ты ни был - ты всегда можешь сделать то, чего другие от тебя никак не ожидали!
Это сложный путь, но тем ценнее награда...»

Екатерина Бузикова, серебряный призер первенства России по параолимпийской выездке среди детей-инвалидов
«Самые яркие впечатления у меня остались от первого галопа. Когда я впервые в жизни проехала галопом, вытянув руки в стороны, я ощутила себя свободной птицей. Мне безумно понравилось!
Сейчас я перешла на новый этап. Не просто хорошо держаться в седле, а научиться работать с лошадью правильно. Стать с лошадью одним целым. Чтобы не только я получала удовольствие от общения с лошадью, но и лошадь от работы со мной.
Думаю, что у меня все получится, потому что у меня очень хороший опытный тренер и огромное желание добиться высоких результатов!»

Шанс для всех

С первых дней существования круг помощников, участников, доброжелателей, учителей, спонсоров и друзей нашей общественной организации постоянно расширялся. Судьба дарит нам множество потрясающих встреч, открытий, уникальных возможностей. И все это - благодаря лошади! Она таит в себе неиссякаемый источник сил и вдохновения. Дает шанс стать лучше и чище. Помогает увидеть высокое в повседневности. Дарит нам и нашим воспитанникам возможность почувствовать себя сильными и успешными.
Добрый конь когда-то «вывез» нас в цивилизацию. Сегодня он помогает исправить многие ее издержки.
Каждый из нас может ощущать себя в жизни «верхом на коне»!

Михаил и Ольга Тихомировы уверяют, что их фонду везет на людей, готовых помогать. Дети-инвалиды занимаются здесь бесплатно. Воспитанники центра побеждают в параолимпийских соревнованиях. Конюшня содержится в идеальной чистоте, лошади сыты и веселы. Но дело здесь не только в спонсорах. Без энтузиазма Тихомировых, без их каждодневного труда все это было бы невозможно.

Я знаю ЧЕТЫРЕ самых лучших доктора!

Наверное, тот, кто придумал мудрость «Есть три лучших врача – Доктор Свежий Воздух, Доктор Здоровое Питание и Доктор Смех» забыл сказать, что есть еще один доктор – Доктор Друг. Меня поймут те, кто держал в доме собаку или кошку, попугая или хомячка. Особенно это касается малышей – множество статей написано на тему, как это полезно для деток – когда рядом чуткий и понимающий друг. Издревле у человека их было два – лошадь и собака. Эти два животных на внутреннем своем уровне чувствуют человека. И понимают, без слов даже, когда в какой ситуации нужна помощь и что нужно делать. И делают в силу своих возможностей. Тому масса примеров – и в мирное время, и во время войн животные проявляли примеры героизма, чтобы помочь человеку.
Уже давно человек заметил за лошадьми такую особенность – общение с этим животным успокаивает, уравновешивает, излечивает от любой депрессии, а также весомо способствует в роте заниженной самооценки. И люди стали использовать эти знания. Многие слышали о таком методе лечения или дополнительной терапии как ИППОТЕРАПИЯ.

Все просто (о методе)

Итак, иппотерапия (от греческого hippo – лошадь) – это лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается специально обученный иппотерапевт - инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Такой метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени в первую очередь для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, деткам с ДЦП и некоторыми ментальными нарушениями. Привлечение самых разных больных к спорту также даёт выраженный положительный эффект.
В ходе такого «лечения» больной выполняет упражнения, разработанные для него специалистом по иппотерапии, сидя верхом на идущей лошади, которую ведёт коновод. А рядом с больным находятся в это время один или два инструктора. Вот, собственно и весь метод.

Немного истории и контактов

Профессионально в России иппотерапией стали заниматься с 1991 года. Первая организация – «Живая нить» при ЦМИ - Центральный Московский Ипподром успешно работает и по сей день. Вот уже долгие годы её возглавляет Терентьева Ирина Юрьевна, одна из основательниц этой организации. Здесь в первую очередь уделяют внимание работе с детьми, с различными нарушениями. Разумеется, приступать к занятиям можно только обследования специалистами. Благодаря деятельности клуба в области популяризации иппотерапии и спорта в нашей стране появилось множество подобных организаций в Москве, Московской области и во многих городах России. Лечебно-педагогическая вольтижировка - так по-научному называются занятия иппотерапией - эффективно стимулируют процесс развития детей с неразвитым восприятием и помогает их социализации. Заметнее всего это у деток с различными формами аутизма.
Специалисты говорят, что на такие занятия люди часто приходят семьями – мама, папа и малыш – постепенно все замечают, как полезно и что это дает. Представьте – после шумного суетного города прокатиться по парку со своим ребенком спокойным шагом на лошади, по аллеям и дорожкам. Пошуршать листьями или похрустеть снежком… А можно просто поскакать в свое удовольствие галопом, кстати, лошадь от этого получит сама немалое удовольствие. Конечно, предварительно нужно кое-чему научиться. Ну, это, как говорится, было бы желание. В Москве много таких мест – и инструкторы достойные и лошадки ухоженные и приветливые. Только четко поставьте себе цель – вы пришли просто покататься или заняться серьезными упражнениями. Для серьёзных занятий с малышом лучше места, чем Центральный Московский Ипподром () не найти. Там есть удобная парковка для тех, кто приехал на машине.

А для просто покататься ниже привожу список мест. Лично сама с малышом была в двух – в новосделанном Царицыно (просто класс, но дороговато) и в замечательном парке при Тимирязеской академии (чуть меньше пафоса, но сразу чувствуется – здесь работают профессионалы).

Красный Маяк
Данная конюшня расположена на юге Москвы. Телефон - 388-24-54, 387-83-52. Проезд до станций метро Пражская, далее автобусами 225, 680 до остановки "Спортивная база", затем пешком в сторону леса на саму спортивную базу "Красный маяк". Основная специализация - обучение верховой езде. Стоимость занятий: 250 рублей за час на плацу и 350 рублей за час в лесу. Занятия проходят в Битцевском парке.

ВНИИ Природы
Данная конюшня расположена на юге Москвы. Телефон - 423-81-77. Проезд до станции метро Ясенево, далее автобусами 202, 710, 118, 101, 262 до остановки. Ратная 16, переходите на другую сторону перпендикулярно улице и идете до конца аллеи, держась левой стороны. Максимальное количество голов – 15. Основная специализация конюшни - прокат, основы конкура. Стоимость проката зависит от того где вы захотите покататься: 180 рублей - плац, 200 рублей поле, лес. Обучение основам конкура стоит 250 рублей в час. Основным преимуществом этой конюшни является возможность покататься на природе (лес, поля, озеро). Расписание работы: с 7.00 до 22.00 часов.

Узкое
Конюшня расположена на юге Москвы. Телефон - 426-9325. Проезд до станции метро Ясенево, Санаторий Узкое. Максимальное количество голов – 12. Основная специализация - прокат, выезды на заказ, катание в городе. Стоимость занятий 250 рублей за час. Занятия проходят в Санатории Узкое, в Битцевском и Тропаревском парках.. Режим работы: с 8.00 до 21.00

Юннаты 2
Конюшня расположена на юге Москвы. Телефон - 318-00-03, добавочный 128. Проезд до станции метро Каховская, пешком 10 мин. ул. Одесская, 14, 2а. Основная специализация - прокат. Занятия проходят в Царицынском парке.

Царицыно
Конюшня расположена на юге Москвы. Телефон - 343-15-11. Проезд до станции метро Орехово, выход к музею-заповеднику, направо, по дорожке под горку Максимальное количество голов – 15. Основная специализация - прокат, катание в фаэтонах и санях. Стоимость занятий 300 рублей за час на плацу и 350 в парке. Занятия проходят в парке Царицыно. Режим работы: с 7.00 до 22.00

Ресма
Проезд к конюшне до станции метро «Битцевский парк» (последний вагон из центра), 5 мин пешком сначала по тропинке наискось, потом по дороге мимо храма (он будет слева), телефон: 421-89-66. Специализация: прокат, конкур, выездка, проведение соревнований. Условия проката: детский абонемент: 130-150 рублей, взрослый абонемент 220 рублей, разовое занятие 250 руб. Занятия проходят в Битцевском парке.

Шериф
Конюшня расположена в Нескучном саду. Проезд до станции метро «Ленинский проспект», 958-52-55 Условия проката: 300 рублей в час, 260 (при наличии абонемента) Занятия проходят в Нескучном Саду.

Лицей 109
Конюшня расположена по адресу: м. Ясенево или м. Чертановская, телефон: 312-82-40. Специализация: основы верховой езды. Занятия проходят на свежем воздухе: лес и поле.

ЮГО-ВОСТОК

Авангард
Конюшня Авангард расположена в Юго-восточном округе Москвы по адресу: ул. Талалихина 33, тел 165-34-34. Проезд до станции м Волгоградский проспект, далее к Микояновскому мясокомбинату, вниз по улице, справа серые ворота, напротив фок. "Атлант". Максимально количество голов- 11. Основная специализация - прокат, выезды в город. Стоимость: 200 рублей - будни. 250 рублей – выходные. Достаточно большой плац.

Дадмал
Конюшня Дадмал расположена в юго-восточном районе Москвы. Телефон - 350-7301. Проезд до станций метро Люблино или Текстильщики, далее троллейбусом. 50 или автобусами 623, 633, 641, 650, 29, 54 черный до остановки «Станция Люблино». Переходите улицу Люблинская на светофоре, прямо по ул. Тихой до ворот в парк, перед воротами налево, мимо собачьей площадки. Максимальное количество голов - 20. Основная специализация - конкур, прокат. Продолжительность занятий в отличие от других конюшен составляет 45 минут. Стоимость разового проката 300 рублей, 400 рублей стоит занятие конкуром по абонементу (10 занятий), 250 рублей - прокат по абонементу (10 занятий). Конюшня обладает хорошо освещенным плаццом (35 м на 20 м) с идеальным песком. Занятия проходят в Люблинском и Кузьминском парках. Режим работы с 7.00 до 21.00

Поляна
Конюшня расположена на юго-востоке Москвы. Телефон - 377-80-90. Проезд до станции метро Рязанский проспект, далее автобусом 29 до конечной. Максимальное количество голов – 10. Основная специализация - прокат, основы конкура. Стоимость занятий: 200 рублей за час на плацу и 250 рублей в лесу. Занятия проходят в Кузьминском парке. Режим работы: с 7.00 до 22.00.

В Кузьминках
Конюшня расположена на юго-востоке Москвы. Проезд до станции метро Рязанский проспект, далее автобусом 29 до конечной, налево мимо забора до плаца с препятствиями. Основная специализация – прокат, основы конкура. Цены договорные.

Рапсодия
Клуб расположен на юго-востоке Москвы. Телефон: 744-41-73. Проезд от станции метро Выхино автобусом 324, 351. Лошади для любого уровня всадника, все прыгают, прекрасно выезжены, легки в управлении. Основная специализация – прокат. Цены от 180 рублей в час (абонемент на группу в будни) до 450 руб./час (индивидуальная прогулка в лес в сопровождении инструктора).

ЮГО-ЗАПАД

Теплый стан
Конюшня находиться на Ленинском проспекте. Проезд до станции метро «Юго-Западная», далее авт. 227, 281, 144, 720 до остановки «Теплостанский проезд», телефон: 423-03-10. Специализация: прокат, основы выездки. Есть комплект препятствий Условия проката: 150 руб. Занятия проходят на свежем воздухе.

Мустанг
Конюшня расположена в зоне отдыха Тропарево. Проезд до станции метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан», далее автобусами 227, 281, 144 или маршруткой 58 до остановки «Ул. академика Виноградова», телефон: 282-51-74. Специализация: Прокат на плацу, поездки в лес. Основы выездки и конкура. Условия проката: 250 рублей в час, 200 при наличии месячного абонемента. Занятия проходят на Плац/манеже: Земляной плац с деревьями, полянка. Рядом находится Тропаревкий пруд, где летом можно купаться.

Эльф
Конюшня расположена на юго-западе города Москвы по адресу Ленинский проспект,д.139. Телефон: 423 0310. Проезд до станции метро Юго-западная, далее автобусом 707,281,227 до остановки Теплостанский проезд. Основная специализация - прокат Условия проката на плацу 150 рублей в час, выездка 300 рублей в час, прогулки в лес 250 рублей в час.

Конеклуб
Конюшня расположена на юго-западе города Москвы. Проезд до базы Лицей 109 (см. выше). Основная специализация - прокат, основы выездки, основы конкура. Условия проката: 180 рублей в час, выездка/конкур 200 рублей в час. При наличие абонемента занятие стоит 160 рублей в час.

ЦСКА
КСК расположен по адресу - ул. Дыбенко, 5. Проезд до станции метро «Речной вокзал», далее авт. 673, 745, 739 до ост. «Улица Дыбенко, 28» (тел. 451-07-21). Работает ежедневно с 9.00 до 22.00. В выходные с 10.00 до 20.00. Прокат лошадей и верховая езда 8-25 у.е. за час (в зависимости от уровня подготовки).

МСХА (ТСХА)
Конюшня расположена на севере Москвы. Телефон - 976-08-82. Проезд до станции метро. Петровско-Разумовская, далее 5-7 минут пешком от метро до улицы Верхняя д.5.. Основная специализация - прокат, основы выездки и конкура. Стоимость занятий: 400 рублей за час в будни с тренером (300 без тренера), 500 рублей за час в выходные с тренером (400) без тренера. Занятия проходят на манеже, плацу или трассе в Тимирязевском парке. Режим работы: с 9.00 до 21.00

Останкино
Конюшня расположена на севере Москвы. Телефон - 191-59-76. Проезд до станции метро ВДНХ, далее пешком до колеса обозрения. Максимальное количество голов – 4. Основная специализация - прокат, катание в городе. Стоимость занятий от 200 рублей за час. Занятия проходят на в Останкинском парке.

Павильон коневодства ВВЦ
Конюшня расположена на севере Москвы. Проезд до станций метро ВДНХ, далее пешком до павильона «Коневодства» на ВВЦ. Максимальное количество голов – 20. Основная специализация - прокат. Стоимость занятий договорная. Занятия проходят на плацу или на тентовом манеже.

Хрустальная подкова
Конюшня расположена на Севере Московской Области Дмитровское шоссе 18 км от МКАД Дом отдыха "Марфино". Телефон - 974-08-12, 8-916-162-10-59. Проезд до станции метро Алтуфьево авт. 419 до конечной далее зайти в Дом Отдыха "Марфино", Либо Электрички Савеловского направления до станции "Катуар", далее авт. 37 до конечной. Максимальное количество голов - 26. Здесь можно покататься на пони. Основная специализация - прокат, Обучение выездка конкур, прогулки по полям лесам, конные походы. Стоимость занятий: 300 рублей за час. Стоимость абонемента на 8 занятий - 1300 рублей (лошади и пони), на 4 занятия 800 рублей. Занятия проходят на песчаном плацу, прогулки по полям и лесам вдоль водохранилищ и канала. Режим работы: с 10.00 до 20.00 Адрес сайта: WWW:H-podkova.narod.ru, e-mail: [email protected]

Юннаты 1
Конюшня расположена на севере Москвы. Телефон - 922-78-20. Проезд до станции метро ВДНХ, трамваем 11 до остановки "Станция Юннатов». Максимальное количество голов – 10. Основная специализация - прокат. Занятия проходят в парке Сокольники и Лосиный остров.

Частный клуб на Ленинградском шоссе
Клуб расположен на севере Москвы. Телефон: 8-926-218-58-19. Проезд: 20 минут на автобусе или на маршрутке от метро "Речной вокзал". Верховая езда - индивидуальные занятия с дипломированными тренерами на породистых, спортивных, эффектных, послушных лошадях. Реальное обучение для начинающих; конкур, выездка, конные прогулки по живописным окрестностям для опытных всадников. Доброжелательная, домашняя атмосфера; внимательное и вежливое к Вам отношение. Крытый, освещённый манеж, большой плац. Цена договорная.

СЕВЕРО-ВОСТОК

Золотая Подкова
Конюшня Золотая подкова расположена на северо-востоке Москвы. Телефон - 400-40-61. Проезд до станций метро Отрадное или Ботанический Сад, далее автобусом 628 или маршруткой 628 до остановки «Олонецкая ул». Максимальное количество голов – 15. Основная специализация - прокат, конкур, иппотерапия, детский прокат. Стоимость занятий: 200рублей в час будни, 250 выходные. Конкур: 250 рублей в час будни, 300 выходные. Стоимость абонемента на 5 занятий - 800 рублей. Занятия проходят на плацу в Леоновском парке. Режим работы: с 7.00 до 22.00

Лесное
Конюшня Лесное расположена на северо-востоке Москвы. Телефон - 966-37-95. Проезд до станции метро. ул. Подбельского, далее авт. 75 до парка Лосиный остров или до станции метро Щелковская, далее автобусом 627 до остановки Лесхоз (3-я), затем пройти перекресток и слева будут ворота.. Максимальное количество голов – 3. Основная специализация - прокат, основы конкура. Стоимость занятий: 150 рублей за час на плацу и 250 рублей за час в лесу. Стоимость абонемента на 10 занятий - 1300 рублей. Занятия проходят в парке лосиный остров. К недостаткам причислил бы достаточно небольшой опилочный плац.

Лефортовский клуб
Конюшня Лефортовский клуб расположена на северо-востоке Москвы. Проезд до станций метро Авиамоторная, Семеновская, Бауманская. Основная специализация – прокат. Стоимость занятий от 100 рублей за час. Занятия проходят в очень маленьком парке Лефортово.

Лосиный Остров
Конюшня расположена на северо-востоке Москвы. Телефон - 183-64-65. Проезд до станции метро ВДНХ, далее троллейбусом. 76 или автобусами 172, 136 через лес до лесничества. Максимальное количество голов – 15. Основная специализация - прокат. Стоимость занятий, продолжительность которых 45 минут:180 рублей за час на плацу и 250 рублей за час в лесу рублей за час Занятия проходят в парке Лосиный остров. Режим работы: с 10.00 до 14.00

Сокольники
Конюшня расположена на северо-востоке Москвы. Телефон - 474-25-51. Проезд до станции метро Сокольники, детский сад около конюшни конной милиции Основная специализация - прокат, катание в городе. Стоимость занятий договорная. Занятия проходят в парке Сокольники.

Сокорос
Конюшня расположена на северо-востоке Москвы. Телефон - 268-30-59. Проезд до станции метро Сокольники, далее автобусом 140 до остановки "2 Лучевой Просек", точный адрес: Поперечный Просек, 11. Основная специализация - прокат, конкур, выездка. Стоимость занятий: 380 рублей за час. Занятия проходят на плацу и манеже в парках Сокольники и Лосиный остров. Режим работы не лимитированный.

Яуза
Конный двор расположен по адресу: ул. Богатырский Мост, 17. Проезд до станции метро «Преображенская площадь». Работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 20.00, перерыв 12.00-15.00 (кормление лошадей). Конный прокат, инструктаж от 110 рублей в час. Катание в парке «Лосиный остров».

СЕВЕРО-ЗАПАД

Пиаффе
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон - 494-20-26. Проезд до станций метро Щукинская или Полежаевская, далее троллейбусом. 20, 21, 86 до остановки «водный стадион Труд». Основная специализация - прокат. Стоимость занятий: 250 рублей за час. Стоимость абонемента на 5 занятий - 1000 рублей. Занятия проходят на плацу или в лесу

Серебряный Бор
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон - 947-4751. Проезд до станций метро Октябрьское Поле или. Щукинская, далее троллейбусом 20 до остановки «Серебряный бор». Основная специализация - прокат, основы конкура. Стоимость занятий: 350-400 рублей за час. Стоимость абонемента на занятий - 800 рублей. Занятия проходят на плацу в Серебряном бору.

Символ
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон - 454-61-16. Проезд до станции метро Войковская, далее троллейбусом. 57 до остановки «Красный Балтиец», по ходу пройти по ул. Космонавта Волкова до заправки Лукойл, через гаражи к собачьей площадке. Максимальное количество голов – 10. Основная специализация - прокат. Стоимость занятий: 300 рублей за час. Занятия проходят в Тимирязевском парке.

Фаворит
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон - 947-09-55. Проезд до станции метро. Октябрьское Поле, далее троллейбусом. 20 до остановки улица Рогова (Стадион "Октябрь"). Максимальное количество голов – 23. Основная специализация - прокат, катание в Серебряном Бору. Стоимость занятий: 300 рублей за час на плацу, 400 рублей за два часа в лесу. Выездка и конкур – 20 долларов в час. Занятия проходят в Серебряном бору.

Русь
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон: 494-01-11. Проезд до станции метро "Планерная", далее две остановки на автобусе 173, 817, 268 до остановки "Бутаковский залив". Тихая спокойная частная база с ограниченным числом занимающихся, одновременно в манеже не более 2-3 человек. Основная специализация прокат, основы выездки. Цены от 15 до 25 долларов за час.

Бостон
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон: 754-13-58 Проезд до станции метро Тушино, далее 10 минут пешком. Основная специализация – прокат. Цены от 200 рублей за индивидуальное занятие.

Эквис
Конюшня расположена на северо-западе Москвы. Телефон: 195-19-10. Проезд до станции метро «Тушинская», затем 15-20 минут на автобусе или маршрутном такси, далее 5-7 минут пешком. Эквис специализируется только на спортивных занятиях, проката нет. Цены на занятия 2 раза в неделю (для детей - 800 рублей в месяц, для взрослых - 1200 рублей в месяц). Возможны индивидуальные занятия, стоимость которых 320 рублей в час. Обучение с нулевого уровня до спортивного разряда.

Мастер
Конюшня расположена на западе Москвы. Телефон - 251-99-02. Проезд до станции метро Киевская, далее 91 автобусом. до конечной остановки «2 Сетуньский проезд». Максимальное количество голов – 3. Основная специализация - обучение в кружке каскадеров, катание в городе. Стоимость занятий договорная. Занятия проходят на пустыре возле речки Сетунь.

Сосновка 2
Конюшня расположена на западе Москвы. Телефон - 412-29-03. Проезд до станции метро Молодежная, далее автобусом 251, остановка «Сосновка-2». Максимальное количество голов – 4. Основная специализация - прокат, обучение верховой езде. Стоимость занятий: 120 рублей за час для детей и 150 рулей для взрослых. Занятия проходят в лесу на Крылатских холмах. Режим работы: с 8.00 до 22.00

Фили
Конюшня расположена на западе Москвы. Телефон - 449-62-73. Проезд до станции метро Багратионовская, до парка 2 остановки на троллейбусе 54 в центр. Основная специализация - прокат, основы конкура. Стоимость занятий, продолжительность которых 45 минут, договорная. Занятия проходят в Филевском парке.

Хутор Ville
Конюшня расположена на запад Москвы. Телефон - 197-35-66. Проезд до станции метро Крылатское, далее на 19 троллейбусе до остановки Деревня Терехово", дорогу не переходите. Максимальное количество голов – 25. Основная специализация - прокат. Стоимость занятий: 150 рублей за час на плацу и 200 рублей в поле. Занятия проходят на Крылатских холмах. Режим работы: с 10.00 до 21.00

Гипарх
Конюшня расположена на западе Москвы. Проезд до станции метро Щукинская и затем автобусом 137 перпендикулярно по дороге, около МКАД. Или до станции метро Молодежная, далее автобусом 626 до остановки «Промзона». Основная специализация- прокат.

Измайлово
КСК расположен по адресу: шоссе Энтузиастов, 31в. Проезд до станции метро «Шоссе Энтузиастов». Работает ежедневно с 9.00 до 21.00, перерыв 12.00-14.00. Детско-юношеская школа по конному спорту. В КСК проводиться обучение навыкам верховой езды, для желающих конный прокат. Индивидуальные занятия 200 рублей (для детей до 7 лет), 250 рублей (для взрослых) за 45 мин. Абонемент (для детей) 700 рублей в месяц.

Витус
Конюшня Витус расположена в центре Москвы по адресу: ЦМИ, тел 945-30-82. Проезд до станций метро Динамо или Беговая. От входа со Скаковой аллеи 3 конюшня справа, коричневая дверь. Максимально количество голов- 10. Основная специализация - прокат, конкур. Стоимость проката 300 руб. К недостаткам можно отнести достаточно небольшой плац.

Общество частных коневладельцев
Конный клуб расположен по адресу: Беговая ул., 22, корп. 1. Московский ипподром (тел. 945-20-52). Проезд до станции метро «Беговая». Работает ежедневно с 8.00 до 20.00. Школа верховой езды (от 12 лет). Прокат от 100 рублей, инструктаж 20 рублей.

Матадор
КСК расположен по адресу: Беговая ул., 22 (тел. 945-66-11). Проезд до станции метро «Беговая». Работает ежедневно с 8.00 до 22.00. 12.00-14.00 - перерыв на кормление лошадей. Комплекс проводит обучение верховой езде, разбивая обучаемых на группы начального и высшего спортивного мастерства. Это ДЮСШ по конному спорту. Индивидуальные занятия с тренером 400 рублей в час. Абонемент(5 занятий) 500-1000 рублей. Катание детей на пони.