Определение спорта, его виды и отличия от физической культуры. Виды спортивных игр


Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.

Разновидности спортивных игр

Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира.

Для любой спортивной игры характерно:

  • Наличие правил;
  • Взаимодействие с партнерами;
  • Соревновательность;
  • Двигательная активность;
  • Простота содержания;
  • Сильное эмоциональное воздействие.

Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на несколько групп. Это:

  • Игры парные с небольшим разнообразием движений;
  • Командные виды деятельности с большим разнообразием движений;
  • Командные игры с большой физической нагрузкой;
  • Военно-спортивные игры;
  • Интеллектуальные игры.

Виды первой группы - настольный теннис, бадминтон и т.д. Командными являются футбол, баскетбол, волейбол. Усиленной нагрузки требуют хоккей, регби. Примеры военно-спортивных игр – пейнтбол, лазертаг. Интеллектуальные игры – шахматы, шашки.

В разных городах, регионах и странах проходят многоуровневые соревнования по игровым видам спорта.

Польза спортивных игр

Спортивные и подвижные игры полезны людям любого возраста. Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с чем несравнимое удовольствие. Взрослые люди до преклонных лет чувствуют себя бодрыми и молодыми, если играют в теннис, гольф, бадминтон. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития.

Играть в спорт важно для совершенствования:

  • Движений (ходьбы, бега, метания, ловли, балансировки);
  • Мелкой моторики (тонкие движения при еде, рисовании, письме, одевании);
  • Речи и общения;
  • Мыслительных навыков (обучение, понимание. Решение задач, рассуждение, запоминание, чтение, счёт);
  • Социальное и эмоциональное взаимодействие (семья, друзья, учителя).

Энергичная физическая деятельность нужна для нормального роста костей. Нормальная двигательная нагрузка на скелет помогает сохранить кости сильными, прочными, сделать их устойчивыми к давлению, амортизации. Активность помогает костям и мышцам пропорционально и эффективно развиваться. Игры помогают избежать такого явления, как перетренированность, которая часто присутствует в неигровых видах спорта из-за чрезмерных нагрузок во время тренировок.

Участие в игровых видах спорта помогает человеку с детства и на протяжении всей жизни сохранять правильные пропорции тела.

Спорт позволяет предотвратить накопление лишнего жира, усилить мышцы, укрепить связки.

Подвижные игры развивают чувственное восприятие, а именно: быстроту реакции, ориентацию в пространстве, боковое зрение, слух, осязание.

Многие двигательные навыки совершенствуются, когда человек играет. Бег, прыжки на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. В игровой деятельности нет различий возраста и пола. Мальчики и девочки, юные и пожилые люди – все становятся равными. В этом преимущество игры.

Навыки мыслительной деятельности – речь, память, общение, концентрация внимания также улучшаются во время спортивных занятий. Быстрая, требующая мгновенной реакции и расчёта, игра обостряет все чувства, заставляет мозг работать ускоренными темпами.

Участие в спортивных мероприятиях – отличный способ расширять социальные связи для взрослых и формировать социальное поведение для детей. Спортивные командные игры побуждают человека чувствовать себя членом сообщества, учат его сопереживать, помогать, конкурировать.

Правила спортивных игр

Спортивные игры – это состязания в игровой форме, опирающиеся на определенные приемы и тактику. Борьба может происходить между двумя партнерами или двумя командами. Во многих играх определена цель – ворота, мяч, волан, площадка. Каждое состязание имеет набор правил. Не зная их, трудно не только участвовать, но и наблюдать за ходом соревнования. Существуют общие правила для всех спортивных действий. Это:

  • Безопасное поведение;
  • Честная спортивная борьба;
  • Соблюдение правил игры;
  • Поддержка товарищей по команде;
  • Уважение соперников;
  • Анти-допинг.

Популярность различных видов спорта не одинакова. Статистические данные, собранные в 200 странах мирах показывают следующее:

Процент популярности, игры спортивные: футбол – 8,4%.

Баскетбол – 5,7%.

Волейбол – 5,4 %.

Один из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели в Англии в средние века. Но китайские хроники III – II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени.

Главные принципы футбола:

В игре участвуют две команды, из 11 игроков каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз.

Здесь имеются роли:

  • Вратарь;
  • 4 защитника;
  • 3 полузащитника;
  • 3 нападающих.

Оборудование: мяч, двое ворот с сеткой. Всем игрокам рекомендуется носить бутсы с шипами и щитки для защиты голени. Обычно каждая команда имеет форму одинакового цвета. Одежда вратаря отличается по цвету, этот игрок должен иметь специальные перчатки.

Футбол притягивает к себе огромное количество, как взрослых, так и детей, потому что это очень страстный, эмоциональный вид спорта. Результат остается интригой до последнего момента. Заниматься футболом, в отличие от хоккея, может каждый человек.

Перечисляя популярные спортивные игры, баскетбол называют вторым после футбола. В отличие от футбола, происхождение этой игры известно точно. Изобрёл баскетбол американский врач, тренер и священник - Джеймс Нейсмит. Основой нового вида спорта стало школьное развлечение «утка на скале». В самом первом баскетбольном соревновании 1891 года использовались корзины из-под персиков и футбольный мяч. Игра понравилась широкой публике и скоро распространилась по всему миру. Первоначальные правила Нейсмита видоизменились с тех пор.

Но главные принципы остались теми же:

  • Участвуют две команды по 12 человек;
  • На площадке могут играть одновременно от 3 до 5 человек;
  • Игроки должны забросить мяч в корзину соперника, и не допускать забрасывания мячей в свою корзину;
  • Все действия с мячом производятся только руками;
  • Нельзя бить по мячу кулаком;
  • Мяч передвигают, только ударяя им об пол.

В баскетбол играют на открытых площадках и в спортивных залах. Он популярен из-за своей азартности, стремительности и внешней эстетичности. Профессиональные баскетболисты – высокие, стройные, длинноногие. Всем хочется быть похожими на них. Тем более что в баскетбол могут играть и женщины.

Этот спорт, подобно баскетболу, изобретен искусственно тоже в США. Тренер христианской ассоциации Уильям Морган придумал оригинальный микс баскетбола, тенниса, гандбола и бейсбола. В 1895 году состоялась первая игра, на которой придумали современное название. Для волейбола нужна площадка с сеткой, натянутой поперек. Сетку располагают на высоте 2,43 м и 2, 25 м для мужчин и женщин соответственно. В командах по 5 человек. Игроки меняются местами по ходу подач мяча. Цель игры – приземлить мяч на территории противоположной команды. Волейболисты действуют только руками. Запрещено дотрагиваться руками до сетки. Разыгрывается не больше пяти партий до 25 очков каждая.

Дети и взрослые во всем мире любят волейбол, так как он развивает реакцию, даёт чувство дружбы и поддержки команды. Характеризуя различные спортивные игры, волейбол можно назвать самым демократичным. Этот спорт доступен везде – во дворе, на пляже. Играть могут все желающие, специальная подготовка не нужна.

Спортивные игры с мячом

Игры с мячом, как видно на примере описанного выше футбола, баскетбола и волейбола самые динамичные и популярные. Мячи придуманы на заре человеческой цивилизации. Многие национальные виды спорта и дворовые детские игры используют мячи большие, маленькие, кожаные, тряпичные, деревянные, алебастровые. Современные спортивные игры с мячом, главным образом, командные.

Действия с мячом могут разнообразными:

  • Забивание мяча в цель (футбол, поло, баскетбол, гандбол).
  • Удары по мячу особым инструментом – ракеткой, битой (лапта, бейсбол и т.д.).
  • Перебрасывание мяча через препятствие (волейбол, теннис).
  • Некомандные игры с поражением цели (боулинг, бильярд).

Существует много увлекательных подвижных развлечений с мячом для детей, которые распространены во дворах, лагерях, а также на уроках физкультуры. Например:

  • Картошка. Игроки, стоящие в кругу, бросают друг другу мяч как можно быстрее. Тот, кто не успел поймать или отбить мяч, садится в центр круга. Он может выбраться оттуда, если успеет перехватить или отбить мяч у другого игрока.
  • Вышибалы. На земле проводят две черты на расстоянии 5 метров друг от друга. Игроки становятся между чертами, на которых занимают позиции два вышибалы. Вышибалы по очереди кидают мяч по направлению друг к другу, стараясь задеть мячом игроков. Если мяч никого не коснулся, его ловит вышибала-соперник, а игроки должны отбегать назад. Когда выбит последний игрок, первые выбывшие занимают места вышибал.
Военно-спортивные игры

В наше время широко распространились военно-спортивные игры, предполагающие включение элементов боевой тактики. Здесь используется оружие, применяются армейские способы перемещения по игровому пространству. Команды формируются по военному принципу: отделение, взвод и т.д. Сфера действия приближена к обычной для ведения реальных боевых действий – поле, лес. Команды могут вести оборону, атаку, разведку. Военно-спортивная стратегия предполагает взаимодействие членов команды, создает ситуацию ведения боя. Выигрывает группа, поразившая всех членов команды-соперника.

Наиболее известны в наше время следующие игры:

Пейнтбол. Соперничающие команды стреляют друг в друга из пневматического оружия шариками с краской. Шарики разбиваются о живую мишень и «отмечают» достижение цели.

Хардбол. В этом состязании используется пневматическое развлекательное оружие со скоростью пули 180 метров в секунду

Лазертаг. В качестве оружия применяют лазерный излучатель, поражающий сенсорные датчики.

Страйкбол. Оружие – пневматика и электропневматика с пластмассовыми шариками (калибр – 6 мм).

Олимпийские игры: виды спорта

Многие из перечисленных игр представлены на летних и зимних Олимпийских играх. Ежегодно список расширяется. В последние годы олимпийскими видами спорта считались:

  • бадминтон;
  • баскетбол;
  • водное поло;
  • волейбол;
  • пляжный волейбол;
  • гандбол;
  • настольный теннис;
  • теннис;
  • футбол;
  • хоккей на траве.
  • кёрлинг;

Многие игры не входят в официальную программу Олимпиад, хотя по популярности не уступают олимпийским видам.

  • Регби;
  • Гольф;
  • Бильярд;
  • Дартс;
  • Сквош.
Дворовые подвижные игры

В наши дни многие дети и подростки привязаны к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию, мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах.

  • Русская лапта;
  • Али-Баба;
  • Разрывные цепи;
  • Арам-шим-шим;
  • Сантики-фантики-лимпомпо.

Родители, вожатые в лагерях и учителя физкультуры должны обязательно вовлекать детей и подростков в активную физическую деятельность. Совместная игра воспитывает дружбу и взаимопомощь, нацеливает на победу, вырабатывает привычку к активному проведению досуга и укрепляет здоровье.

Наибольшей популярностью в молодежной среде пользуются спортивные игры, которые условно можно разделить на игры с мячом, ракеткой, битой, клюшкой и т.п.

Игры с мячом

Наиболее распространенные в студенческой среде спортивные игры с мячом: баскетбол, волейбол, футбол, мини-футбол, регби, гандбол. Каждый из этих видов имеет разновидности.

Так, например, помимо классической игры в баскетбол существует несколько разновидностей этой популярной игры.

СТРИТБОЛ – уличный баскетбол. Игра 3 на 3. Команда состоит из 4 игроков (3 в поле и 1 запасной). Во время турнира нельзя изменять заявленный состав команды. Игра начинается вбрасыванием из-за ограничительной линии, противоположной от кольца. Право начать игру определяется жребием. Игра заканчивается: либо по истечении 20 минут игрового времени; либо когда одна из команд набирает 16 очков; либо когда разница в счете составляет 8 очков. В случае ничейного счета по истечении 20 минут игра продолжается до первого заброшенного мяча

За каждый результативный бросок с игры из зоны ближе шестиметровой линии и за штрафной бросок команде засчитывается 1 очко. За бросок из-за шестиметровой линии засчитывается 2 очка.

После каждого попадания мяч передается оборонявшейся команде, и игра возобновляется вбрасыванием из-за шестиметровой линии. Нападающий должен дать коснуться мяча игроку обороняющейся команды.

Для того, чтобы мяч был засчитан, его после вбрасывания должны коснуться два игрока атакующей команды. После перехвата мяч выводится за шестиметровую линию. Если мяч не выведен, набранное очко не засчитывается и мяч передается противоположной команде.

Одной из разновидностей волейбола является пляжный волейбол.

Пляжный волейбол (бич-волей) - олимпийский вид спорта , игра на разделённой высокой сеткой песчаной площадке, в которой две команды, находящиеся по разные стороны сетки, перебрасывают через неё мяч, как правило, руками, с целью приземлить его на чужой половине и не допустить падения мяча на своей половине площадки.

В пляжный волейбол играют на площадке 16×8 м, которая покрыта песком глубиной не менее 40 см и разделена на две равные части сеткой (высота сетки, как и в «обычном» волейболе - 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин). Мяч в пляжном волейболе чуть больше классического (66-68 см), давление в нём меньше. Он должен иметь цветную яркую окраску.

Команда состоит из двух игроков, замены по ходу матча правилами не предусмотрены (при тяжёлой травме, дисквалификации, отказе игрока от продолжения матча команде засчитывается поражение). Тренер может наблюдать за матчем только с трибуны. Форма игроков состоит из шорт или купального костюма, в бич-волей играют босиком, если иное не разрешено судьями.

Для победы в матче необходимо выиграть две партии. Партии играются до 21 очка, третья, решающая, партия продолжается до 15 очков, для победы в каждой из партий необходима разница в счёте не менее двух очков. Игра идёт по принципу rally-point («каждый розыгрыш - очко»), если розыгрыш выигрывает принимающая команда, она, кроме очка, получает право на подачу. Игроки команды подают по очереди: сначала один - до тех пор, пока команда не потеряет право на подачу из-за проигрыша очка или ошибки; после того, как команда вновь отыграет подачу, подаёт другой игрок и т. д.). Отбивать мяч можно любой частью тела.

Регби - спортивная командная игра с овальным мячом , который игроки каждой команды, передавая друг другу руками и ногами, стараются приземлить в зачётном поле за воротами соперника или забить его в Н-образные ворота. Мяч должен пролететь над перекладиной ворот.

Если игрок атакующей команды заносит мяч в зачётную зону и касается им земли, его команда получает 5 очков (попытка , или занос ) и право на дополнительный удар (реализация ), который должен быть произведен с любой точки воображаемой линии, параллельной боковой, проведенной через место, где была произведена попытка. Очки можно также заработать, забив мяч в ворота со штрафного удара или после специальным образом выполненного удара в ходе игры (дроп-гол ).

Мяч можно бросать игроку своей команды (пас ), но лишь назад или параллельно линии ворот «от ворот соперника». Ногой мяч можно посылать и вперёд, но ловить его может сам бьющий, либо тот игрок своей команды, который в момент удара находился позади бьющего.

Самым обычным является вид регби, в котором соревнуются команды по 15 человек. Существуют также соревнования по регби-7 , с несколько отличающимися правилами.

Игры с ракеткой

В этой группе игр используется приспособление в виде ракетки, с помощью которой выполняют различные удары по мячу или волану с целью приземления их на стороне противника. К основным играм с ракеткой относят: бадминтон, настольный теннис, теннис, сквош.

БАДМИНТОН (англ. badminton) - спортивная игра с воланом и ракетками на площадке 13,40 м х 6,10 м, разделенной пополам сеткой (высота 1,55 м). Родина бадминтона Индия. Завезен в Великобританию во 2-й пол. 19 в., где состоялись первые показательные выступления (г. Бадминтон, 1872, отсюда название). В программе Олимпийских игр с 1992.

Цель игры – не допустить падения волана на стороне противника. Встреча состоит из 3 или 5 игр, каждая до 15 очков (одиночные женские и детские до 11). Подача производится по диагонали справа при 0 и четном числе очков, слева – при нечетном. В парных играх правый игрок подает первым в паре, меняясь местами с партнером после каждого выигранного очка.

Игры с битой

БЕЙСБОЛ (англ. baseball), командная спортивная игра с бейсбольным мячом и битой . В состязаниях участвуют две команды по девять (иногда десять) игроков каждая.

В игре участвуют две команды, которые по очереди играют в нападении и защите.

Цель игры - набрать больше очков/пробежек, чем команда противника. Очко засчитывается, когда игрок команды, играющей в нападении, пробегает по очереди все базы (квадратные (30 см x 30 см) подушечки, прикреплённые к земле), расположенные в углах квадрата со сторонами 90 футов (27,4 метра). Углы игрового «квадрата» называют против часовой стрелки «дом» , 1-я база, 2-я база и 3-я база.

В бейсбол обычно играют мячом, который состоит из пробковой или каучуковой сердцевины, обмотанной слоем пряжи.

В начале игры одна из команд (обычно домашняя команда) играет в защите. 9 игроков команды, играющей в защите, выходят на поле и стараются не дать другой команде заработать очки.

Игроки нападающей команды должны отбить мяч, брошенный с расстояния 18.4 метра «питчером», игроком защиты, и бежать по базам. Если игрок совершает пробежку по всем четырем базам, его команда получает очко. Игроки защиты стараются поймать отбитый мяч с тем, чтобы вывести бьющего в «аут» или коснуться бегуна пойманным мячом или доставить мяч на базу до того, как туда прибежит игрок. Команды меняются после того, как трое игроков нападения выводятся в «аут». Победа присуждается той команде, которая набирает больше очков к концу девятого «иннинга», т.е. когда обе команды нападали и защищались по девять раз.

Лапта - русская народная командная игра с мячом и битой . Игра проводится на естественной площадке. Цель игры - ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Играют на прямоугольной площадке. Проводятся две линии на расстоянии 40-60 метров, шириной 30-40 м. С одной стороны площадки находится город, с другой - кон. Для игры нужны небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта - плоская палка длиной около 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания около 10 см. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать а оставаться за чертой, по другую сторону от команды - в пригороде.

Игра продолжается, мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьет мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не считается. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Биту используют в таких видах спорта как: софтбол (разновидность бейсбола), крикет (английская игра похожая на бейсбол), городки (русская игра),

Игры с клюшкой

Клюшка - спортивный снаряд , при помощи которого в хоккее с шайбой , хоккее с мячом , хоккее на траве , флорболе , гольфе и некоторых других видах спорта перемещают по площадке или полю шайбу или мяч .

Различают следующие разновидности хоккея: хоккей на льду с шайбой, хоккей на льду с мячом (бенди или русский хоккей), хоккей на траве с мячом, хоккей на роликовых коньках.

Гольф (англ. golf ) - спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

Поле для игры в гольф различают по игровым трекам и по количеству лунок. Имеются площадки в 20 или 50 га с 9 и 18 лунками. При этом нужно преодолеть естественные и искусственные препятствия, такие как деревья, камни и др. Лунка окружена врытой в землю металлической обшивкой d= 10,8 см и глубиной 10 см. Мяч для гольфа сделан из каучука и обтянут кожаным футляром, вес его 46 г.

Эта статья подходит к проблеме с научной точки зрения и уделяет внимание таким темам, как физические качества ребенка и их сенситивные периоды, специализация и мультиспортивная стратегия, спортивная генетика. Однако некоторые проблемы в выборе спорта для ребенка останутся за рамками данной статьи.

Так один из таких вопросов касается здоровья ребенка. Если ребенок имеет какие-то патологии развития, врожденные или хронические заболевания, то в вопросе выбора вида спорта необходима консультация специалиста.

Если у ребенка имеется лишний вес или ожирение, то прежде чем задумываться о занятиях спортом, нужно привести индекс массы тела к более-менее нормальным показателям. Некоторые родители, отдавая полного ребенка в спортивную секцию, думают, что они решают проблему лишнего веса. Но это не решение проблемы, а попытка переложить ответственность на кого-то другого. Кроме родителей, эту проблему кому-либо другому решить будет очень затруднительно. Надеяться на сознательность ребенка пока не приходится. Не редко схожая ситуация наблюдается при нарушеной осанке - родители думают, что отдав ребенка в плавание или гимнастику, все исправится. Это возможно, если ребенок попадет к хорошему тренеру, который по совместительству еще и врач лечебной физкультуры. Но все же мы рекомендовали бы не полагаться на случай, а делать осознанный выбор в пользу квалифицированных врачей и целенаправленного решения конкретной проблемы.

Здоровье или золото?

Первый и самый главный вопрос, который должен задать себе каждый родитель, когда он только начинает задумываться о приобщении своего ребенка к спорту - это цель занятий вашего ребенка спортом. Зачем вы отдаете ребенка в спортивную секцию и что ожидаете получить в результате? И вы должны ответить на этот вопрос для себя честно, поскольку от этого зависит ваша дальнейшая стратегия и ее успешность. Цели могут быть разные. Одна из них - высшие спортивные достижения, т.е. победа на Олимпийских играх и/или успешная профессиональная спортивная карьера футболиста/хоккеиста/теннисиста, которая обеспечит безбедную жизнь как самому спортсмену, так и его родителям. Для других родителей целью может быть престиж. В их окружении им может быть приятно похвастаться, что их сын занимается хоккеем, дзюдо или футболом, а дочь - художественной гимнастикой, фигурным катанием или большим теннисом. Золотые медали в этом случае тоже приветствуются, но о высших спортивных достижениях речь может не идти, однако при хороших спортивных успехах цели у родителей могут поменяться на вариант, рассмотренный выше. Однако самая распространенная цель - это физическое развитие ребенка, красота и укрепление его здоровья. Еще одна цель, которая успешно сочетается с предыдущей - это приобретение ребенком полезных умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, как то навыки самообороны, самостраховки при падении, умение бегать, плавать, танцевать, прыгать сальто и садиться на шпагат, поднимать штангу, кататься на горных лыжах/коньках/сноуборде и еще много чего, что может пригодиться в обычной жизни. Также многие родители надеятся, что спорт поможет в приобретении таких полезных психологических качеств, как смелость, целеустремленность, сила воли и воля к победе, улучшит социализацию ребенка и даст возможность приобрести новых друзей. Мы не претендуем на полноту и возможно существуют и другие цели, однако в данной статье мы затронем в основном самую популярную - спорт для здоровья и постараемся предложить оптимальную стратегию для достижения этой цели. Спорта высших достижений мы коснемся в конце этой статьи.

Спортивная специализация

«Сегодня принято начинать раннюю, слишком раннюю специализацию: в фигурном катании, в хоккее. Тренеры поумнее, те, кто знает детскую физиологию, уделяют большое время ОФП. Но не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. Я считаю, что в любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП плюс мягкому вхождению в спорт, знакомству с ним. Думаю, с этим могут поспорить тренеры, занимающиеся ранним введением детей в спорт. Но за границей, если сравнивать, спортом начинают заниматься не столь рано, как у нас. А результаты не хуже.»
Светлана Журова , Олимпийская чемпионка в беге на коньках.

Спортивная специализация заключается в том, что из многих видов спорта спортсмен избирает один, на котором сосредотачиваются все его усилия с целью достижения наибольшего прогресса и наивысшего результата. Кажется, что современное развитие спорта вынуждает рано начинать систематические тренировки. Спортсмены некоторых стран любой ценой хотят участвовать в спортивной гонке и порой наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации. В России в некоторые секции плавания, гимнастики, фигурного катания, футбола, хоккея принимают детей с 4-6 лет, единоборствами начинают заниматься с 7-10 лет. Но как отличить раннюю специализацию от общей физической подготовки, которая почти всегда специализирована под конкретный вид спорта? Врач и тренер, один из авторов журнала Федерации спортивной гимнастики России Олег Васильев пишет следующее: «Если вы хотите просто приобщить ребенка к физической активности и спорту, то вполне достаточно занятий два раза в неделю. И уже за пару месяцев мышечный корсет окрепнет, ребенок станет более подтянутым, координированным, научится базовым гимнастическим и акробатическим элементам, которые останутся с ним на долгие годы. Особенно это касается навыков страховки и падений. Но если целью является спортивный результат, то тренироваться придется каждый день, кроме одного выходного. И на этот режим выходят уже дошкольники ».

Однако исследования не подтверждают тезиса о целесообразности ранней специализации. Анализируя возраст успешных борцов, тренировавшихся в разных видах единоборств, исследователи установили, что успеха достигали чаще всего спортсмены, начавшие систематические тренировки относительно поздно. Большинство борцов классического и вольного стилей начинали занятия этими видами спорта в возрасте старше 13 лет. Похожая тенденция наблюдалась у лучших спортсменов-дзюдоистов. Многие из них начинали тренировочные занятия в возрасте 10-14 лет и только единицы (около 9%) - раньше. Довольно большое число лучших спортсменов мира начинали систематические тренировки в возрасте старше 15 лет. Результаты подтверждают тезис: слишком раннее начало тренировок по борьбе неблагоприятно. Здесь применяется римский принцип: «Торопись медленно». Возможно, что более позднее начало систематических тренировок является специфической биологической охраной борцов и позволяет им в дальнейшем в течение многих лет достигать успехов на высших уровнях.

Не менее интересный материал получен при анализе возраста и стажа ведущих спортсменок Польши, занимающихся художественной гимнастикой. Для достижения 1-го разряда по этому виду спорта требовалось 3 года тренировок, а оптимальный возраст начала систематических занятий приходился на 11-12-й годы жизни. Девочкам, начинающим заниматься гимнастикой в 8 лет, требовалось 5,4 года, а в 11 и 12 лет - только 3 года. Понижающаяся зависимость между возрастом и количеством лет, необходимых для получения 1-го спортивного разряда, кажется, подсказывает: тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше (такая тенденция еще действует), а в наиболее оптимальном возрасте.

Существует общепринятое мнение о необходимости очень раннего начала систематических тренировок в спортивной гимнастике. Проведенные на ведущих гимнастах 9 стран исследования свидетельствуют о том, что они начинали тренировки в разном возрасте. Польские гимнасты чаще всего начинали систематически тренироваться в возрасте 9-11 лет, а спортсмены 8 европейских стран - в 7-11 лет (некоторые значительно позже, даже в 14-15 лет).

Результаты научных исследований, проведенные за последние два десятилетия, не подтверждают мнения о целенаправленности начала тренировок во все более молодом возрасте, а также показывают, что ранняя специализация в спорте несет в себе большие риски . Тенденция к снижению возраста начала систематических тренировок не находит подтверждения также в биосоциальных условиях. Она противоречит идее «спорт для детей» и является выдумкой людей, стремящихся к успеху всеми средствами. Осуществление таких идей на практике связано с экспериментами и подвергает детей опасности потери здоровья и снижает вероятность достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом какую бы цель вы не преследовали, будь то укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие или высшие спортивные результаты, ранняя спортивная специализация не рекомендуется. Самой правильной стратегией будет разностороннее спортивное развитие , с определением специализации к окончанию школы. Данная стратегия включает не один, а несколько видов спорта на разных этапах развития ребенка (мультиспортивная стратегия). Это также поможет ребенку овладеть большим количеством полезных в жизни умений и навыков. В вопросе определения наиболее эффективной последовательности видов спорта в процессе взросления ребенка мы рекомендуем придерживаться так называемых сенситивных периодов.

Сенситивные периоды
Рис. 1 - Сенситивные периоды у мальчиков и девочек по отношению к биологическому и хронологическому возрасту (среднестатистические данные). (Balyi & Way, 2014)
Кривые красного и синего цветов показывают средние темпы бурного подросткового роста (ежегодный прирост в сантиметрах), который характеризует биологический возраст ребенка. Физические качества, обведенные пунктирными линиями, позиционируются относительно этих кривых, а стрелки указывают на то, что они должны смещаться вслед за кривой. Для качеств, обведенных сплошной линией (гибкость и быстрота), такие данные отсутствуют, поэтому они привязаны только к хронологическому возрасту, отложенному по горизонтальной оси. PHV (peak height velocity) - максимум ростового скачка.

Организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть особые чувствительные этапы развития, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными. Если в эти временные периоды оказать целенаправленное воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие периоды. Опыт, пережитый на протяжении сенситивного периода, оказывает особенно сильное или долговременное воздействие на формирование связей в мозге.

Но почему существуют эти периоды? Почему бы им не тянуться всю жизнь? Этому существует нейро-физиологическое объяснение. Человеческий мозг использует 17% от энергии получаемой организмом. Это самый высокий показатель среди живых существ. Но это ничто по сравнению с энергетическими затратами на развитие детского мозга. Мозг пятилетнего ребенка потребляет половину необходимой организму энергии. Большую часть этой энергии потребляют синапсы, поэтому поддержание дополнительных синаптических связей обходится недешево. Сенситивный период характеризуется наличием максимального числа таких связей в том отделе мозга, который отвечает за то или иное физическое качество. По прошествии сенситивного периода, с целью экономии энергии, большая часть этих связей пропадает. Однако синапсы нейронов, которые чаще активируются, с большей вероятностью будут сохраняться и укрепляться.

Периоды максимального потребления энергии мозгом приходятся на возраст до 6 лет и связаны с развитием таких жизненно важных качеств, как зрение, восприятие, речь. Сенситивные периоды физических качеств начинаются с 7 лет, когда количество энергии, потребляемой мозгом, начинает снижаться, последовательно достигая «взрослых» уровней в разных участках мозга по мере их созревания. Этот процесс завершается в возрасте от 16 до 18 лет. В дальнейшем архитектура мозга будет меньше поддаваться модификации, либо потому, что дополнительные аксоны и синапсы больше недоступны, либо потому, что биохимические проводящие пути, определяющие активность синапсов, изменяются с возрастом.

В прошлом веке многие исследования определяли сенситивные периоды относительно хронологического возраста ребенка. Поэтому данные по сенситивным периодам сильно различаются. Некоторые источники вообще ушли от попытки привязать сенситивные периоды к возрасту ребенка с точностью до года. Сегодня ученые пришли к пониманию, что хронологический возраст плохой критерий, потому что все дети созревают в разном темпе. Поэтому стали опираться на биологический возраст ребенка, который определяется такими критериями созревания, как начало ростового скачка, максимум ростового скачка (PHV - peak height velocity), степень окостенения костных тканей (процентное отношение хрящевой ткани к костной), менархе

у девочек (см. рисунок 1). Современные исследования сенситивных периодов таких физических качеств, как сила, выносливость и координация уже делаются не по отношению к хронологическому возрасту, а относительно критериев созревания, главным из которых является PHV - максимум ростового скачка. Речь идет о ежегодной прибавке в росте ребенка (сантиметров в год). В среднем у девочек PHV приходится на 12 лет, а у мальчиков на 14 лет. Однако другие физические качества, такие как гибкость и быстрота по прежнему не имеют исследований относительно биологического возраста и мы вынуждены опираться на старые данные по хронологическому возрасту. Чтобы читателю было проще ориентироваться, мы рассмотрим физические качества и соответствующие им виды спорта согласно следованию сенситивных периодов. Физические качества ребенка

При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Выделяют три основных типа телосложения:
Торакальный (грудной, эктоморфный). Характерные особенности: фигура худощавая, кости узкие, плечи чуть шире бедер, руки и ноги длинные. Сильные качества - выносливость. Слабые качества – физическая сила.
Мышечный (мускульный, мезоморфный). Характерные особенности: фигура атлетическая, кости широкие, плечи широкие, руки и ноги средней длины. Это средний тип, в котором сила и выносливость гармонично сочетаются.
Дигестивный (брюшной, эндоморфный). Характерные особенности: фигура коренастая, кости широкие, плечи не шире бедер, руки и ноги короткие. Сильные качества – физическая сила. Слабые качества – выносливость.

Кроме того, существуют такие физические качества, которые в телосложении никак не проявляются: быстрота, гибкость, координация.
Родителям так же стоит обратить внимание на свои физические качества и развитие скелета (костей, сухожилий и суставов). Все это имеет прямое отношение к вашему ребенку и должно быть учтено в выборе вида спорта.
Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, однако лимитирует в достижении высших спортивных результатов. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Торакальному типу следует отдавать предпочтение циклическим видам спорта, сложно-координационным видам, а также спортивным играм и многоборьям. Дигестивному типу следует выбирать тяжелоатлетические виды спорта и единоборства.

Все виды спорта можно разделить на те, где развитие одного из физических качеств достигает крайней степени, и на те, где происходит комплексное, разностороннее развитие всех этих качеств в умеренной степени. К последним относятся игровые виды спорта, единоборства и многоборья.

«10 лет я отзанималась спортивной гимнастикой. Получив в 15 лет звание мастера спорта я почувствовала, что в гимнастике достигла пика. Тогда тренер предложил попробовать себя в прыжках с шестом. Хотя, конечно, нужно серьезно заниматься лет с 10-11, но так как у меня была определенная подготовка, то все получилось. На моем примере можно подтвердить тезис, что гимнастика – ключ ко всем видам спорта. Я всем говорю: "Не знаете, в какую секцию записать ребенка, – отдавайте в спортивную гимнастику". Там можно заложить отличную базу: подкачка, растяжка…»
Елена Исинбаева , Двукратная Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Гибкость
Гибкость развивается абсолютно во всех видах спорта, как элемент общефизической подготовки. Растяжка мышц необходима, как профилактика спортивных травм. Но особые (предельные) требования к гибкости предъявляются в тех видах спорта, где судьями субъективно оценивается эстетика действий спортсмена: гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, спортивные танцы, фристайл. В этих видах спорта гибкость непосредственно связана со сложной координацией движений. Хотя гибкость никак не выражается в телосложении, заметить ее можно уже с первых лет жизни ребенка.
Сенситивный период для развития гибкости: с 6 до 12 лет.

Координация и баланс
Наибольший эффект в воспитании координации обеспечивают такие сложно-координационные виды спорта, какими являются спортивная акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, маунтинбайк и BMX. Все эти виды предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного и вестибулярного аппарата. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.
Сенситивный период для развития координации длится до начала ростового скачка: с 7 до 12 лет.

Быстрота
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальное время. Развитие скорости целостных движений связано с совершенствованием других физических качеств и техники. Быстрота и скорость - различные характеристики моторной функции человека. Быстрота движений является генеральным свойством центральной нервной системы, проявляющимся в двигательных реакциях и движениях с ненагруженными конечностями. Скорость - это конечная характеристика спортивного движения. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, велоспорте, плавании быстрота мышечного сокращения играет свою роль, но не является определяющей. В других видах (хоккей, бокс, карате, фехтование) быстрота мышечного сокращения является ключевым, но не единственным необходимым качеством. Кроме того, в этих видах это качество непосредственно связано со скоростью реакции. Наибольший прирост быстроты в результате тренировки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигаются в 14-15 лет.

Выносливость
Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость базируется на развитии кардио-респираторной системы (сердца, крови и легких), поэтому развитие выносливости - это еще и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. К видам спорта, требующим от спортсменов большой выносливости, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно продолжительное время: стайерские и марафонские дистанции в беге, спортивной ходьбе, велоспорте, лыжных гонках и биатлоне, плавании, конькобежном спорте, спортивном ориентировании, триатлоне и декатлоне. Приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и тренировочной деятельности. В соответствии с предъявляемыми требованиями, у молодых спортсменов этих видов спорта в первую очередь развивается общая выносливость и незаурядная сила воли.
Сенситивный период для развития выносливости начинается вместе с началом ростового скачка (см. рисунок 1). Сенситивный период для аэробной емкости длится до момента наступления максимума ростового скачка (PHV). Для аэробной мощности сенситивный период наоборот наступает после PHV до самого спада темпов роста.

Сила
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему мышечным напряжением. Силовые способности делятся на несколько видов, наиболее важными из которых является максимальная сила и взрывная сила, как подтип скоростно-силовых возможностей, характеризуемая максимальной мощностью. Именно максимальная мощность наиболее востребована в большинстве видов спорта - в легкоатлетических метаниях (копья, диска, молота), толкании ядра, прыжках, в тяжелой атлетике, в различных видах борьбы. В спринтерских дистанциях в беге, коньках, лыжах, велоспорте, плавании. Медленная (изотоническая) и статическая сила требуются в спортивной гимнастике, в скалолазании. Сенситивный период для развития силы начинается после максимума ростового скачка: с 12 до 17 лет.

Единоборства, игровые виды спорта, многоборья

В группу единоборств входят бокс, кикбоксинг, борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо), восточные и национальные виды единоборств (карате, кудо, ушу, тхэквандо, тайский бокс, бразильское джау-джицу и др.), фехтование. Для этой группы видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки - это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их быстрота, в особенности в ударных единоборствах, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-моторных процессов, в том числе скорость реакции. Спортивные единоборства развивают уверенность в себе, дают основные навыки самообороны. Все виды ударных единоборств имеют прикладное значение во всех силовых структурах.

Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий игровыми видами спорта улучшаются функции вестибулярного аппарата, координации и баланса и лучше переносятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность движений, развивается переферическое зрение, повышается способность различия пространственных восприятий. Командные игровые виды спорта особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение работать в команде, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Кроме того игровые виды спорта способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные виды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость.

Возраст ребенка

Российские госстандарты в своих возрастных нормах приема детей в спортивные секции так же опираются на сенситивные периоды. До 2014 года существовал СанПин 2.4.4.1251-03, где в Приложении 2 была таблица Минимального возраста зачисления детей в спортивные школы по видам спорта. Но 4 июля 2014 г. он утратил силу и вступил в действие новый СанПиН 2.4.4.3172-14 N 41, где этой таблицы нет. Нормативы по минимальному возрасту детей для зачисления в спортивные секции перекочевали в Федеральные стандарты спортивной подготовки от Министерства Спорта РФ . По каждому виду спорта свой документ. Мы просмотрели все стандарты и составили сводную таблицу, как в старом СанПине, с минимальными возрастами зачисления детей в группы начальной подготовки.

Минимальный возраст зачисления детей в группы начальной подготовки
Возраст Виды спорта
6 Спортивная гимнастика (девочки), Акробатика (девочки), Художественная гимнастика, Фигурное катание, Велоспорт-BMХ
7 Воднолыжный, Спортивная гимнастика (мальчики), Прыжки в воду, Синхронное плавание, Фристайл, Настольный теннис, Плавание, Теннис, Акробатика (мальчики), Прыжки на батуте, Спортивные танцы, Аэробика, Дартс, Шейпинг, Шахматы, Шашки, Ушу
8 Горнолыжный, Сноуборд, Баскетбол, Футбол, Бадминтон, Спортивное ориентирование, Спортивный туризм, Гольф, Керлинг
9 Биатлон, Легкая атлетика, Прыжки на лыжах, Парусный спорт, Бейсбол, Водное поло, Волейбол, Гандбол, Конькобежный, Лыжные гонки, Шорт-трек, Регби, Софтбол, Хоккей с шайбой, Хоккей с мячом, Хоккей на траве, Тхэквондо, Фехтование
10 Велоспорт, Конный спорт, Современное пятиборье, Санный спорт, Стрельба пулевая, Бокс, Борьба вольная, Борьба греко-римская, Гребля академическая, Гребля на байдарках и каноэ, Дзюдо, Тяжелая атлетика, Альпинизм, Буерный спорт, Гребной слалом, Натурбан, Полиатлон, Триатлон, Современное пятиборье, Армреслинг, Гиревой, Каратэ-до, Кекусенкай, Скалолазание, Стрельба из арбалета, Кикбоксинг, Контактное каратэ, Пауэрлифтинг, Самбо, Рукопашный бой
11 Стрельба из лука, Стендовая стрельба
12 Бобслей

Однако следует сделать одно важное замечание - представленные в таблице цифры не означают, что до указанного возраста можно ничего не делать. Обратите внимание, что в стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили он должен выполнить следующие упражнения:

  • Челночный бег 2x10 м (не более 7,1 с)
  • Бег 20 м (не более 4,7 с)
  • Прыжок в длину с места (не менее 130 см)
  • Подтягивание из виса на перекладине (не менее 5 раз)
  • Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 8 раз)
  • Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 5 раз)
  • Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)
  • Исходное положение - сед, ноги вместе Наклон вперед, Фиксация положения 5 счетов
  • Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)
  • Обязательная техническая программа
Очевидно, что без специальной подготовки этот комплекс не выполнит ни один ребенок. Следовательно заниматься он должен начать с 5-6 летнего возраста в группах ОФП по спортивной гимнастике, цель которых - подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Психологические качества ребенка

Если ваша цель здоровье и гармоничное развитие вашего ребенка, то в выборе спорта по психологическим качествам можно отталкиваться от обратного. Если ваш ребенок интроверт, замкнут и неуверен в себе, необщителен или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то командные игровые виды спорта помогут ему раскрыться и стать более общительным. Различные виды единоборств так же предполагают умение находить общий язык с партнерами по команде, тогда как в циклических видах спорта, особенно в велоспорте, плавании, триатлоне на общение совсем нет времени. Эти виды спорта предполагают длительную монотонную работу в одиночестве, поэтому лучше подойдут гиперактивным детям, которые легко отвлекаются от работы и с трудом могут усидеть на месте. Циклические виды помогут им стать более спокойными, дисциплинированными, воспитают силу воли и терпение.

Высшие спортивные достижения

Канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл проанализировал ряд исследований в области искусства и спорта и вывел правило 10000 часов и 10 лет. В своей книге «Гении и аутсайдеры» он пишет следующее: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми - композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, - это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Однако будущего чемпиона на этом долгом пути ждет масса препятствий, которые могут не позволить ему завершить свой путь, длиной в 10000 часов. Это в первую очередь травмы, проблемы со здоровьем иного характера, психологические проблемы и ряд других. Поэтому выбирая целью высшие спортивные достижения родители должны со всей ответственностью подумать и взять на себя все риски, связанные с достижением этой цели. Например в Канаде, родине хоккея с шайбой, лишь 1 ребенок из 4000 (0,025%) хоть когда-нибудь попадет в НХЛ и при этом лишь 5 из 4000 (0,1%) юных хоккеистов в будущем получат высшее спортивное образование. Всестороннее тестирование и определение сильных сторон вашего ребенка позволить снизить вероятность ошибки, цена которой достаточно высока.

Если вы осознано решили вырастить будущего мирового чемпиона, то должны понимать, что успеха на мировой арене без таланта не добиться. В начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. И сейчас фактор труда никто не отменял, но надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70% определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта, и до 50% – в командных видах спорта. Сочетание идеальных генетических параметров, указывающих на развитие физических и психических качеств и способно предопределить появление чемпиона в том или ином виде спорта.

Тренеры и спортивные ученые давно заметили, что родители спортсменов высокого класса обычно более развиты и физически, и функционально, чем другие окружающие их люди, и часто имеют опыт в спорте высших достижений. Ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50% предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75%.

Генетика спорта
Эпигенетика

Активность многих генов, которые влияют на поведение, зависит от внешних обстоятельств, поэтому наследственность вашего ребенка не программирует его судьбу. В ответ на различные воздействия окружающей среды организм осуществляет так называемые эпигенетические модификации, которые могут заблокировать или разблокировать участок ДНК, производя химические изменения (метилирование), так что белок, закодированный в этом гене, не может образоваться или наоборот начинает образовываться. При копировании ДНК в процессе клеточного деления копируются также эпигенетические модификации, поэтому все следующие поколения клеток сохраняют эту информацию. Эти изменения могут быть даже переданы по наследству. Таким образом, жизненный опыт может преобразоваться в постоянную генную модификацию.
Так например, питание в дородовом и на ранних стадиях послеродового периода может повлиять на жировой метаболизм ребенка и риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, тучности и рака в зрелом возрасте. Мы осмелимся выдвинуть предположение, что сенситивные периоды также имеют эпигеномную природу. Это значит, что выдающиеся физические качества хотя и могут быть запрограммированы в геноме, но изменение активности вовлеченных в них генов происходит по средствам внешнего влияния. Иными словами генетический талант вашего ребенка необходимо активировать в определенный сенситивный период, иначе "гениальные гены" могут покрыться "ржавчиной" и уже не проснуться.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня I взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

На даный момент открыто более 50 генетических маркеров, по которым оценивают четыре физических качества (сила, быстрота, выносливость и мышечная масса) и предрасположенность человека к некоторым заболеваниям и патологиям развития, обусловленных повышенной физической нагрузкой. Анализ позволяет с определенной долей вероятности оценивать людей по степени предрасположенности к различным видам двигательной деятельности и исходя из этого рекомендовать тот или иной вид спорта.

Любой генетический анализ является сравнительным. В нашей стране он делается именно для российской популяции. Для определения верхнего уровня были проведены исследования в группе элитных российских спортсменов из разных видов спорта. Для определения среднего уровня рассчитан средний бал для населения России в общем. Потенциал развития конкретного физического качества оценивается в баллах путем сравнения данных генетического анализа человека с показателями элитных спортсменов и общей популяцией. "Высокая предрасположенность" означает, что генетический анализ обнаружил сходные с элитными спортсменами значения. "Выше среднего" - балл ниже, чем у элитных спортсменов, но выше, чем по популяции. "Средняя предрасположенность" - совпадение со средним значением по популяции. "Ниже среднего" - ниже, чем в среднем по популяции.

Психология чемпиона

Рассматривая физические качества и способности ребенка, нельзя упускать из виду и его психологические особенности. Психология играет огромную роль в спортивном результате. Черты личности будут накладывать свои ограничения и будут направлять вас в выборе вида спорта. В случае с высшими спортивными достижениями рекомендуется искать спорт, не вызывающий у ребенка психологического дискомфорта. Если ребенок легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в разговоре, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. (Например выдающийся пловец современности Майкл Фелпс является именно таким интровертом. В детстве ему ставили диагноз аутизм). Если ребенок замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Командные игровые виды вероятно не для него. Или же ему следует подобрать подходящее амплуа, например вратаря. Все виды спорта связанные с состязанием в скорости и выносливости (легкая атлетика, лыжи, плавание, велоспорт) позволяют спортсмену уединяться, замыкаться в себе на время прохождения дистанции. Для замкнутых людей характерно создание вокруг себя узкого круга близких лиц, поэтому таким детям можно так же рекомендовать виды спорта с выбором одного постоянного партнера (спортивные танцы, парное катание, парное синхронное плавание, парные прыжки в воду и др.).

Психология тесно связана с физиологией. Например, высокая тревожность физиологически выражается в том, что у таких людей очень быстро и эффективно происходит выделение адреналина в кровь. Это делает их лучшими в беге. Известно, что спринтеры непосредственно на старте применяют различные психологические приемы, чтобы вызвать у себя состояние страха. Те, кто делает это более эффективно, способен достигать поистине фантастических скоростей. А для единоборств, напротив, такое качество не позволит человеку достичь значительных успехов. Одним словом, не бывает плохих физиологических качеств, бывает неверное их истолкование и применение.

Надо уметь отличать здоровую агрессивность, характеризующуюся как физиологическая способность нервной системы быстро входить в состояние возбуждения, что полезно в единоборствах, от враждебности, которая проявляется в агресивном поведении в социуме. Дети с признаками враждебности особенно нуждаются в правильном физическом воспитании, ориентировании на гуманное и предельно уважительное отношение к сопернику. Не зря в восточных единоборствах этим вопросам уделяется так много внимания.

Спортивная подготовка успешного спортсмена

Генетика не является полным залогом успеха. Необходима грамотная система многолетней спортивной подготовки. Если вы доверили вашего ребенка хорошему тренеру, который не будет стремиться сделать из ребенка чемпиона здесь и сейчас, а будет нацелен на долгосрочные результаты, то он будет последовательно развивать физические качества будущего чемпиона в соответствии с сенситивными периодами. Однако подобный подход встречается не часто. Возможно одна из причин кроется в системе оплаты труда тренеров, когда надбавки к зарплате начисляются за достижения воспитаников здесь и сейчас, что не позволяет работать на долгосрочную перспективу. В этом случае можно порекомендовать родителям использовать мультиспортивную стратегию. Допустим ваш ребенок занимается футболом, вы понимаете что сейчас ему нужно развивать качества выносливости, но футбольный тренер этого не делает. Как вариант вы можете отдать его дополнительно в секцию легкой атлетики, где будут работать над его выносливостью и научат правильно бегать, что будет очень полезно для футболиста. Или ваш ребенок занимается единоборством, наступает время для развития силы и мощности. Можно отвести его в секцию тяжелой атлетики, где он не только разовьет нужные качества, но и на всю жизнь овладеет правильной техникой работы со штангой. Опять же старайтесь избегать ранней спортивной специализации, там где это возможно и оправдано, не торопитесь нагружать ребенка 5 дней в неделю избранным видом спорта. На начальных этапах необходимо разнообразие, это позволит предотвратить профессиональное выгорание и травмы. Например если вы планируете вырастить чемпиона по дзюдо и думаете об этом с самого рождения сына, то это не значит, что его нужно отдавать в школу единоборств с 6 лет. Лучше потратить это время на другие виды спорта (спортивную гимнастику, плавание, легкую атлетику), которые гармонично разовьют вашего сына и в дзюдо он придет уже физически подготовленный и за несколько лет догонит и перегонит своих сверстников, которые занимаются с 6 лет.

Из всего выше сказанного вытекает, что удачный выбор вида спорта - это задача с несколькими переменными. Вам следует определиться с целью этих занятий, после чего, исходя из ваших возможностей и доступности секций, разработать наиболее эффективную программу занятий различными видами спорта в соотвествии с сензитивными периодами, психологическими особенностями и предпочтениями вашего ребенка. Будьте готовы попробовать не одну спортивную секцию, прежде чем вы найдете то, что по душе вам и вашему ребенку.

Использованная литература
  • А. Э. Беланов . Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Учебно-методическое пособие для вузов. кафедра физического воспитания Воронежского государственного университета. 2007 .
  • Ахмерова К.Ш., Мирошникова Ю.В., Выходец И.Т., Курашвили В.А. Подготовка юных спортсменов за рубежом: организационно-правовые основы, медицинское и научно-методическое обеспечение: монография . - М.: РАСМИРБИ , 2015 . - 218 с.
  • Васильев Олег . Сколько и как тренироваться? Гимнастика , 2015 , №2(24), С.38-39 .
  • Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным . - М.: Эксмо . 2014 . стр. 40
  • Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических наук / Под общ. ред. В.И. Тхоревского . - М.: Физкультура, образование и наука , 2001 Istvan Balyi, Richard Way et al . Canadian Sport for Life – Long-Term Athlete Development Resource Paper 2.0. Canadian Sport Institute – Pacific 2014 . pp. 31-32

Данная оригинальная статья является интеллектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


Следит весь мир. Атлеты, лыжники, гонщики и многие другие специалисты тратят все свое время и силы на бесконечные тренировки, правильное питание и подготовку к новым состязаниям. Можно с полной уверенностью сказать, что для большинства людей спортивные мероприятия являются важной составляющей жизни, будь то просмотр телевизионных трансляций с соревнований или самостоятельное занятие физической культурой.

Но что же такое спорт? Определение этого термина много раз переписывали, так как сегодня рамки спортивных культур настолько размыты, что даже устраиваются чемпионаты по компьютерным играм. А киберспорт и вовсе уже внесен в список соревнований Олимпийских игр.

Значение слова

Определение «спорт» появилось в русском языке довольно давно. Не секрет, что оно является аналогом английского слова sport. Однако мало кто знает, что и в иностранном языке оно было изменено. Первоначально англичане говорили disport, что в переводе обозначало «игра», «развлечение».

Если говорить о сегодняшнем определении спорта в русском языке, то это слово обозначает игровую соревновательную деятельность и подготовку к ней. Вполне логично. Сам же спорт основывается на применении физических упражнений, и его главной целью является достижение лучших результатов в той или иной отрасли. Кроме слово подразумевает раскрытие спортивного потенциала человека, повышение двигательной активности.

Если говорить простым языком, определение спорта будет представлять собой состязания, специализацию, зрелищность и направленность на высокие достижения. То есть за многие годы значение этого понятия не изменилось, нововведения коснулись только перечня культур, которые относятся к спортивным.

Виды спорта

По ФЗ РФ определение вида спорта представляет собой обособленную сферу общественных отношений, основанную на особых правилах. В этой среде занятий применяется определенный спортивный инвентарь или оборудование, которые не требуют использования средств индивидуальной защиты.

Опять же, говоря простым языком, вид спорта - это его конкретное направление.

Существует огромное количество типов спортивных мероприятий. Рассмотрим :

  • Игровой индивидуальный (бадминтон, теннис, сквош, гольф, шахматы и прочие).
  • Циклический (велосипед, плавание, конькобежный спорт).
  • Игровой командный (баскетбол, футбол, пейнтбол, хоккей и т. д.).
  • Спортивные единоборства (бокс, айкидо, фехтование, капоэйра).
  • Силовые (бодибилдинг, тяжелая атлетика, армрестлинг).
  • Сложнокоординационные (фигурное катание, прыжки на батуте и гимнастика).
  • Экстремальные (бокинг, кайтинг, бейсджампинг, сноубординг, каякинг и другие).
  • Технические (воздухоплавание, ралли, стрельба из лука, управление дронами).
  • Прикладные (яхтинг, парусный и конные спорт).

Также сегодня существует черлидинг, зорбинг и киберспорт. Все эти направления можно отнести к определению «спорт».

Зарождение спорта

Это направление появилось задолго нашей эры. Самые первые состязания проводились в древнем Вавилоне. Тогда такие спортивные соревнования были приурочены к поклонению богам. Покровителем Вавилона был Мардук, поэтому в его честь и проводились порой очень кровавые соревнования.

Через несколько столетий в Греции открылась первая олимпиада. Считается, что именно греки придумали определение спорту. Первоначально они проводили соревнование только по стрельбе из лука, фехтованию, гонках на колесницах, борьбе на поясах и метанию копий. Позднее перечень спортивных культур был расширен.

Спорт в различные исторические времена

В Средневековье католическая церковь, доминирующая над обществом, приняла решение запретить культ тела и все спортивные мероприятия. Однако фехтование, плавание и прыжки в длину все-таки оставались очень популярными Все соревнования проводили не для демонстрации физической развитости спортсменов, а сугубо ради зрелища.

Интеллектуальный спорт появился в эпоху ренессанса, а в конце 19 века были возрождены Олимпийские игры, известные и по сей день.

Физическая культура и спорт: определения разные

Эти понятия очень часто путают. На самом же деле спорт подразумевает соревновательный момент. Атлет или гимнаст всегда будет сравнивать свои результаты с достижениями соперника. То же самое касается и Олимпийских игр - это спортивное мероприятие. Победитель получает медаль, а проигравший отправляется совершенствовать свои навыки.

Если говорит о физической культуре, то в ней отсутствует компонент соревнований. Она направлена исключительно на укрепление здоровья и совершенствование своего тела. Человек, по парку бегущий в кроссовках - не обязательно спортсмен. Однако он следит за своим здоровьем и хочет, чтобы его тело было красивым. Соответственно, он занимается физической культурой.

Цели и задачи массового спорта

Как видно из всего вышесказанного, слово «спорт» очень многогранно. Оно не подразумевает под собой конкретные мероприятия. Зная определение и понятия спорта, будет также полезно узнать о таком явлении, как массовые соревнования.

Задачи таких мероприятий полностью совпадают с целями Массовый спорт - это прекрасная возможность для огромного количества людей, привести в норму свое здоровье и физическую форму. В занятиях таким видом упражнений, также отсутствует соревновательная составляющая. Главная цель и задача - укрепить свое здоровье, но доводя себя при этом до нервного истощения. Это подразумевает правильное питание, хороший сон и отдых.

Существует множество различных видов спорта. Как же выбрать тот вид спорта, который подходит именно Вам?

Выбирая тот или иной вид спорта, нужно учитывать различные факторы, опираясь на индивидуальный подход. В противном случае, занятия спортом не принесут удовольствия и ожидаемых результатов.
На что стоит обратить внимание при выборе вида спорта?

Тип характера, темперамент
Меланхоликам и флегматикам, т.е. людям уравновешенным, спокойным, неторопливым, подойдут соответствующие виды спорта, не требующие больших скоростей и значительных физических нагрузок. Это шахматы, бильярд, бег трусцой, бальные танцы, езда на велосипеде.
Холерики, люди с «взрывным» характером должны подобрать такой вид спорта, в котором они могли бы выплеснуть лишнюю энергию: различные виды борьбы, бокс, экстремальные виды спорта.
Сангвиникам, людям, предпочитающим совмещать спорт с общением, хорошо подойдут различные командные виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей.

Цель занятия спортом
Естественно, главная цель занятий спортом - укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, и этой цели можно достичь, занимаясь практически любым видом спорта. Но есть и более конкретные цели.
Например, вид спорта нужно выбирать в зависимости от того, какие мышцы вы хотите укрепить (если мышцы ног - отдайте предпочтение бегу; мышцы рук, плечи, грудную клетку - выберите плавание и т.д.).
Также занятия спортом могут послужить хорошим поводом для приобретения новых знакомых и друзей - достаточно выбрать один из его командных видов (волейбол, баскетбол, футбол). Если цель занятий спортом - формирование стрессоустойчивости, выберите восточные единоборства, йогу. Занятия танцами помогут развить чувство ритма, гимнастика и легкая атлетика - гибкость, ловкость, равновесие.

Комфортность, интересность вида спорта
Выбранный вами вид спорта не должен изнурять, выматывать - разве что вы не готовитесь к Олимпийским играм. Наоборот, спорт призван приносить удовлетворение, заряжать бодростью, поднимать настроение. Если же занятия спортом утомляют, обременяют, это неизбежно приведет к сокращению количества и качества тренировок, ухудшению самочувствия, плохим результатам или полному их отсутствию. Поэтому старайтесь выбрать тот вид спорта, который априори будет вам по душе.

Уровень физической подготовки, общее самочувствие, состояние здоровья
Откажитесь от требующих больших физических нагрузок видов спорта, если имеете слабый уровень физподготовки, несовместимые с ними заболевания. Также не подойдут такие виды спорта подросткам и пожилым людям. А вот чередование ходьбы и бега, плавание, ежедневная гимнастика хороши для каждого и практически не имеют никаких ограничений.

Особенности организации повседневной жизни
Готовы ли вы отдавать тренировкам по три часа ежедневно или можете выделить для занятий спортом только пару дней в неделю? Будете ли придерживаться особого режима сна, питания, отказа от вредных привычек, необходимых для многих видов спорта, или предпочитаете физические нагрузки, не требующие больших «жертв»? Не забывайте и об этих факторах, выбирая тот или иной вид спорта.

Выбрав «свой» вид спорта, помните, что ожидаемый результат принесут только регулярные тренировки и позитивный настрой во время занятий. Крепкого вам здоровья и положительных эмоций от занятий спортом!