Утомление и переутомление. Внешние признаки утомления и переутомления


Утомление и переутомление — это физиологические состояния, которые возникают при длительном умственном или физическом напряжении. Признаки этих состояний проявляются угнетением работоспособности. При умственном утомлении человеку трудно думать, сосредоточивать внимание.


В отличие от утомления, переутомление патологично, оно возникает в результате длительного утомления.

Утомление и переутомление — причины, механизм развития

Переутомление развивается при чрезмерной деятельности, которая не компенсируется полноценным отдыхом.

Кроме этого к переутомлению могут привести следующие обстоятельства:

  • постоянное перенапряжение психики на работе;
  • плохие жизненные условия;
  • недостаточный сон;
  • низкая физическая активность;
  • стрессы;
  • выполнение физической работы, несоразмерной с возможностями;

Часто причиной переутомление является совместное действие нескольких факторов, усиливающих друг друга. Например, выполнение сложной физической работы, которую организм в силах выдержать, вместе с неправильным рационом питания ведут к возникновению переутомления.

Переутомление может развиться как после сильной единичной нагрузки, так и после длительных нагрузок небольшой силы.

На действие раздражителя организм реагирует развитием синдрома адаптации, при котором активизируется работа передней части гипофиза и коры надпочечников. В кровь выбрасывается некоторое количество, так называемых стрессовых гормонов, которые способствуют адаптации организму к определенному виду нагрузки.

Если такое напряжение повторяется многократно, органы, вырабатывающие эти гормоны, истощаются, что приводит к нарушению адаптации организма. У человека с переутомлением ускоряется основной обмен, нередко наблюдается нарушенный обмен углеводов.

Это проявляется в плохом всасывании и выводе глюкозы. Уровень сахара в крови понижается. Изменяются также протекание окислительных процессов в тканях организма, что может проявиться резким уменьшением количества аскорбиновой кислоты.

Виды расстройства у женщин и мужчин

Виды утомления:

  • психическое;
  • физическое.

Физическое переутомление развивается не сразу. Вначале человек чувствует небольшую усталость и незначительные боли в мышцах. Большинство людей не обращают на это внимания, продолжают вести обычный образ жизни.

Через некоторое время организм истощается, появляются характерные симптомы:

  • постоянная усталость, не проходящая даже после продолжительного сна;
  • болезненные чувства в мышцах усиливаться, принося пациенту значительный дискомфорт;
  • нарушается сон — человеку трудно уснуть, при этом он пробуждается несколько раз за ночь;
  • чувство разбитости с утра;
  • нарушение эмоций — человек становится или слишком вялым, или слишком агрессивным;
  • неприятные чувства с левой стороны, в области сердца;
  • повышение артериального давления, ускорение пульса;
  • аппетит плохой или вовсе отсутствует; на языке образуется налет белого цвета;
  • вес постепенно снижается;
  • у женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла.

Психическое переутомление часто принимают за обычную усталость. Люди стараются отдохнуть и выспаться, считая, что оно пройдет таким образом. Врачи же говорят, что во многих случаях, таких мероприятий будет недостаточно. Для восстановления человек должен пройти курс лечения.

К симптомам психического переутомления относят:

  • частые беспричинные головные боли;
  • чувство усталости, не проходящее после сна и отдыха;
  • нестабильность артериального давления;
  • бледность кожных покровов, под глазами появляются мешки;
  • глаза становятся красными;
  • заснуть крайне тяжело.

Какие заболевания ведут к переутомлению

Есть отдельные заболевания и состояния, которые имеют длительное течение и ухудшают качество жизни, провоцируя утомление и переутомление.

К таким патологиям относят:

  • заболевания дыхательных путей, такие как бронхит, астма, пневмония;
  • сердечная недостаточность;
  • заболевания вирусного происхождения;
  • тревожные и депрессивные состояния;
  • неполноценное питание;
  • плохой сон.

Также есть заболевания, которые начинаются с переутомления.

К ним принадлежат:

  • воспалительные заболевания печени;
  • опухоли;
  • гормональные заболевания, особенно сахарный диабет;
  • анемия;
  • пониженная функция щитовидной железы;
  • ожирение;
  • мононуклеоз;
  • астения.

При наличии одного или нескольких симптомов переутомления, необходимо обратится к врачу-терапевту.

После опроса и осмотра он сможет наверняка сказать есть ли у пациента сопутствующее переутомлению заболевание, а в случае необходимости направить на консультацию к более узкоспециализированному специалисту.

Медики о синдроме хронической усталости на видео

Самостоятельные методы лечения

Первым делом необходимо взять хотя бы небольшой отпуск.

Способами для восстановления за этот период будут:

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе, особенно перед сном. При этом не стоит беспокоиться о различных бытовых проблемах. Мысли должны быть только хорошими, тогда мозг полноценно отдохнет.
  • Сбалансированный рацион будет способствовать восстановлению.
  • Умеренная физическая активность должна присутствовать. Например, можно убрать в доме или поработать на огороде.
  • Можно сходить на массаж или другие релаксирующие процедуры.

Медикаментозное лечение и профилактика

Медикаментозное лечение начинают только после консультации врача.

С этой целью назначают:

  • витаминные препараты, такие как витрум, дуовит, супрадин;
  • стимуляторы иммунной системы: раствор эхинацеи, интерферон;
  • противовоспалительные средства для снятия головных и мышечных болей: парацетамол, диклофенак;
  • адаптогены: адаптол;
  • ноотропы: фенибут, фенотропил;
  • антидепрессанты.

Профилактика переутомления не сложная, она заключается в выполнении всего нескольких правил. Первым из них является обязательный полноценный отдых. Надо различать понятия дом и работа. Если работа связана с физическими нагрузками, дома лучше поменять ее на умственную, и наоборот.

Занятие спортом — отличный способ профилактики переутомления. Необходимо каждый вечер совершать пешие прогулки. Можно записаться в бассейн или хотя бы делать зарядку по утрам. Для расслабления после тяжелого рабочего дня можно сходить в баню, сауну или на массаж.

Если переутомление все же возникло, ни в коем случае не надо употреблять алкоголь. Это только усугубит проблему.

Сбалансированный рацион — лучшее лекарство от переутомления.
Как показали многочисленные исследования, люди, которые едят часто, но небольшими порциями утомляются меньше, чем люди, которые питаются редко, но большими порциями.

При этом голова у них всегда «свежая». Врачи рекомендуют есть фрукты или пить соки между основной едой. Если работа, связанная с умственным напряжением, в течение дня можно съесть пару кусочков рыбы. В ней содержится много фосфора, который стимулирует работу мозга.

Также с этой целью можно кушать грецкие орехи, арахис, миндаль. Зеленый лук поможет снять усталость, сонливость. При утомлении можно в горячее молоко бросить яичный желток, добавить немножко сахара и выпить.

Внешние признаки утомления и переутомления

На протяжении всей своей жизни, человек работает, затем отдыхает. Любая физическая и психологическая нагрузка приводит к утомлению.

Утомление — это естественное физиологическое состояние, возникающее в виде защитной реакции на физическое и психологическое истощение.

Переутомление может быть как физическим, так и психологическим. В первом случае в результате снижения функциональной активности мышц происходит упадок сил, нарушается координация движения.

Психологическое переутомление обусловлено в большинстве случаев длительной ментальной нагрузкой, проявляется качественным снижением интеллектуальной деятельности, а также потерей концентрации внимания.

В норме, у организма всегда имеется некий «резервный фонд» так называемый неприкосновенный запас энергии, который высвобождается при определенных обстоятельствах. Внезапно возникшее эмоциональное напряжение, чувство страха или неконтролируемый приступ агрессии, способны побудить организм задействовать свои неприкосновенные ресурсы.

В качестве дополнительного источника сил может служить широкий ассортимент энергетических напитков на основе кофеина. Любая форма отдыха значительно благоприятствует восстановлению энергобаланса.

Снижение коэффициента полезного действия, ухудшение качественного уровня трудоспособности или ослабление интеллектуальной деятельности возникает в основном на фоне длительной физической активности, психологического истощения, многочисленных стрессов, отсутствия сбалансированного питания или хронического недосыпания.

Фундаментом для переутомления может служить непропорциональное соотношение продолжительности рабочей активности и отдыха. Сопутствует всему этому плохие условия труда, неблагоприятные бытовые условия, неудовлетворительный эмоциональный фон среди рабочего коллектива.

Основными признаками утомления организма является:

  • упадок физических сил из-за нарушения деятельности мышечного аппарата в виде нарушения баланса движений, их ритмичности и координации;
  • ухудшение памяти и снижение внимания как следствие продолжительных, интеллектуальных нагрузок (что часто свидетельствует о проблемах на уровне психо-эмоциональной сферы);
  • нарушение сна или бессонница, которые могут сопровождаться частыми приступами головной боли;
  • чрезмерная раздражительность без всякой причины;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • дрожь в конечностях.

Хроническое переутомление в ряде случаев может стать основной причиной ослабления иммунной системы. В результате чего резко возрастает риск вирусного или инфекционного заболевания.

Недостаточно крепкая или еще не полностью сформированная нервная система, при чрезмерных умственных нагрузках в совокупности с разными переживаниями, физическим истощением могут привести к разным формам неврозов и истерических состояний.

Профилактические меры переутомления

В качестве мер, направленных на предупреждение усталости необходимо:

  1. Продолжительное пребывание на свежем воздухе, особенно прогулки перед сном заметно улучшат состояние после тяжелого дня. При этом важно создать правильный психологический фон и внутренний эмоциональный настрой. Желательно максимально оградить себя (в мыслях) от быта, однообразия и беспричинной суеты. Помыслы свои лучше устремить к чему-то положительному и доброму, тому, что принесет успокоение и внутреннюю гармонию. Все тяготы и невзгоды должны быть отброшены в сторону. Соблюдение таких простых правил в сочетании со свежим воздухом заметно улучшит ваше состояние.
  2. Сбалансированный рацион питания. Пища должна включать в себя много фруктов и овощей. Постарайтесь исключить из повседневного употребления жирную, соленую, острую еду. Так как она очень сильно нагружает, утомляет организм. Молочные, легкие каши будут адекватной заменой. Желательно пропить курс витаминов, которые помогут укрепить вашу иммунную и нервную систему.
  3. Изменить свое отношение к миру. Воспринимайте все проще, избегайте ненужных эмоциональных переживаний, стрессов.

Начинать день было бы уместным с утренней гимнастики, которая плавно переходит в общеукрепляющие водные процедуры с последующим легким завтраком. Такие действия наделят вас жизненной энергией и позитивом на весь день.

Восстанавливаем силы после тяжелого дня

Для того чтобы снять усталость и восстановить энергетический потенциал организма, желательно соблюдать ряд очень простых правил:

  • здоровый сон в хорошо проветриваемом помещении;
  • массаж, который помогает снять как физическую усталость, так и расслабить на психическом уровне;
  • вечерний моцион с правильным, позитивным настроемлучший способ избавиться от усталости после насыщенного, эмоционального трудового дня;
  • здоровая, легко усваиваемая пища;
  • для психологической разрядки рекомендуется применять различные техники медитации;
  • спортивные игры (командные или индивидуальные) или посещение спортзала;
  • спокойная, расслабляющая музыка.

Очень полезно вечером принять освежающий, контрастный душ. Вода избавит от всех отрицательных эмоций, накопившихся за день, и снимет напряжение с мышц тела. Многие врачи рекомендуют в качестве восстановительной терапии посещать баню или сауну.

По причине того, что современное информационное пространство перенасыщено негативной, деструктивной информацией многие психотерапевты решительно рекомендуют максимально абстрагироваться, свести до минимума просмотр телевизора

Лечим усталость народными средствами

Есть много лекарственных препаратов, позволяющих максимально эффективно справиться с усталостью и ее последствиями. Однако часто возникают обстоятельства, при которых использование этих препаратов противопоказано.

В таких случаях можно воспользоваться проверенными временем и опытом многих поколений средствами народной медицины:

  1. Пчелиный мед. Смешайте 2 ст. л. яблочного уксуса со 150 граммами майского меда. Полученный эликсир принимайте по 3 раза в день.
  2. Чайную ложку меда растворите в кружке теплой воды. Тщательно перемешав, добавьте чайную ложку яблочного уксуса. Такой напиток, выпитый с самого утра, наполнит вас энергией на целый день.
  3. Имбирная настойка. Возьмите имбирь и мелко нарежьте его. Затем аккуратно засыпьте в бутылку водки. Поставьте в темное место на 2 недели. Полученную энергетическую настойку желательно принимать по 50 гр. перед ужином. В тех случаях, если у вас непереносимость алкоголя, можно употреблять чай с имбирем перед сном.
  4. Эффективным средством снятия усталости является широко известная трава зверобой. Для того чтобы приготовить отвар из этой травы (которую можно купить в любой аптеке города) необходимо столовую ложку зверобоя залить кипяченой водой — 300 мл. Дать настояться 1,5 часа. Полученный отвар принимается вовнутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Конечно, жизнь не стоит на месте, и современная пищевая промышленность предоставляет возможность приобрести разнообразные энергетические напитки или обычный кофе. Однако их частое употребление может привести к нарушению деятельности сердечно сосудистой системы.

Работоспособность - способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время - с 3 - 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

- фаза врабатывания - уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде - до 2-2,5 ч;

- фаза высокой устойчивости работоспособности - сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

- фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.


Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление- сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление - обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе - при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его - укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость - особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость - субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение - особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Умственное утомление проявляется снижением эффективности интеллектуального труда, ослаблением внимания, замедлением мышления.

Физическое утомление выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений, уменьшается работоспособность.

При хроническом утомлении нарушается кровообращение, появляется повышенная чувствительность и боль в мышцах.

Переутомление - симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений. Невротические реакции обычно возникают при монотонных (однообразных), длительных, многообразных и многоразовых действий, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Переутомление характеризуется ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением работоспособности. Переутомление нарушает слаженность взаимодействия между корой головного мозга, нижележащими отделами нервной системы и внутренними органами.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Выносливость - способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость (аэробная) - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (например: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а.формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

Основные понятия ТФКиС

Определения понятий

1.Физическая реабилитация

А) Социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

2.Физическая культура

Б) Процесс становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма

3. Спорт

В) Вид воспитания, направленный на обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физических качеств человека

4.Физическая рекреация

Г) Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей

5.Физическое воспитание

Д) Процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре

6.Физическое развитие

Е) Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей

7.Физкультурное движение

Ж) Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижения наивысших результатов

8.Физическая подготовка

З) Процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями

9.Физическое совершенство

К) Результат физкультурной деятельности, представляющий собой всестороннее и гармоничное единство совершенной биологической природы человека и сформированных у него соответствующих социальных и психических качеств и свойств

10.Оздоровительный спорт (массовый, народный, «спорт для всех»)

Л) Пограничный между спортом и физической культурой социальный феномен, сущность которого составляет оздоровление через физкультурную состязательную деятельность

г. Усолье-Сибирское

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

а.

б. скоростные упражнения.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

а. слабость мышц.

10. Талисманами XXII

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

Задания в открытой форме

11._______________________________

12._______________________________

13._______________________________

14.________________________________

15.________________________________

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1- 2- 3- 4 - .5- 6- 7- 8-

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

9 - К 10 - Л

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Усолье-Сибирское

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а. формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

Период устойчивой работоспособности рано или поздно сменяется периодом ее снижения, наступает утомление. Этот промежуток времени характеризуется:
- снижением продуктивности работы (замедляется скорость реакции, появляются ошибочные или несвоевременные действия);
- появляются специфические сдвиги в физиологических процессах организма, а также субъективное переживание усталости.

Утомление может быть физическим (мышечное) и умственным (психическое). Утомление оператора является преимущественно умственным. Утомление - это временное снижение работоспособности, наступающее вследствие нарушения регулятор-ных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться. Они не успевают восстанавливаться, а нервная система не может обеспечивать нормальную регуляцию физиологических и психических процессов.

Есть основания связывать состояние утомления с процессом охранительного торможения, оберегающего нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающего восстановительные процессы. Утомление является закономерным процессом, сигнализирующим о необходимости предоставления отдыха для нервно-мышечной системы.
Существует ряд объективных показателей, которые могут получать количественную оценку состояния утомления. Важнейшими из этих показателей являются:
1. Изменения вегетативных функций: частоты пульса, дыхания и др.
2. Изменения возбудимости сенсорной сферы коры мозга. Обнаружены факты снижения тактильной и слуховой чувствительности при утомлении.
3. Общее состояние коры мозга при утомлении характеризуется рядом показателей, полученных благодаря применению электроэнцефалографической методики: удлинение времени восстановления альфаритма после засветки, падение вольтажа аль-фаритма, увеличение числа быстрых и медленных волн в ЭЭГ, а также увеличение коэффициента усвоения мозгом мелькающих световых раздражений.

Сложность установления точных количественных критериев утомления связана с тем, что процесс утомления определяется целым рядом трудноучитываемых факторов. Среди них можно выделить следующие:
1. Специфика деятельности. Изучение утомления проводится на различных видах трудовой и учебной деятельности, которые наряду с общими чертами обладают и своей спецификой. Прежде всего, виды деятельности различаются по тому, какие функциональные системы активизируются в большей мере при их выполпении. Основная нагрузка может падать на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы, вызывая большое напряжение интеллектуальных функций или совмещение нервно-психического напряжения с физическим. Поэтому для различных видов деятельности более значимыми могут оказаться разные показатели.
2. Другим важным фактором, влияющим на утомление че-мовека, является его отношение к выполняемой работе. В преде-мах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной и зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты.
3. Большое влияние на процесс утомления оказывают типологические особенности нервной деятельности человека. Даже при равной нагрузке, одинаковой по характеру работе и примерно одинаковом отношении к ней процесс утомления будет протекать различно у людей с разными типами нервной системы.

Очень важным вопросом, связанным с проблемой утомления , является вопрос о возможности работы в данном состоянии и о борьбе с ним.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному утомлению свойственно быстротечное развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы. Это связано с возникновением концентрированного очага торможения в коре мозга. Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и постепенным исчезновением вследствие возникновения застойного очага неглубокого торможения. Продолжение работы на фоне сильного утомления может неблагоприятно отразиться на нормальном функционировании организма. Возникает переутомление, которое может быть острым - как результат однократной напряженной деятельности и хроническим - как результат длительной повторной деятельности.

Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. уменьшением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, которое заключается в стремлении выйти из этой обстановки. Данные явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.

При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства:
- четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной;
- субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц.

Состояние монотонии является результатом коркового торможения. Могут быть две причины его возникновения:
- усиление тормозной активности ретикулярной формации (РФ), т.е. активное торможение;
- снижение активирующих влияний ретикулярной формации на кору, т.е. пассивное торможение.

В обоих случаях результатом будет падение возбудимости корковых центров вследствие развития охранительного торможения. Источником этих изменений в центральной нервной системе является как однообразная деятельность с низкими затратами энергии, так и дефицит сенсорной информации.

Более устойчивы к монотонии лица со слабой нервной системой относительно возбуждения, с инертными нервными процессами. Чаще это интроверты с низкой тревожностью. Наоборот, менее устойчивы к монотонии лица с сильной нервной системой, высокой подвижностью нервных процессов. Это общительные лица, экстраверты, эмоционально неустойчивые, с высокой тревожностью.

Состояние монотонии характеризуется снижением психофизиологической активности в виде субъективных и объективных признаков, т.е. психологических и физиологических показателей. К физиологическим показателям относят, во-первых, показатели работоспособности (количество и качество труда) и, во-вторых, изменения в ряде физиологических процессов и функций:
- снижение возбудимости и лабильности зрительного анализатора;
- увеличение латентных периодов зрительно-моторных реакций;
- развитие тормозных процессов в ЦНС с выраженными фазовыми явлениями;
- изменение электрической активности мозга;
- снижение тонуса симпатического отдела нервной системы и увеличение тонуса парасимпатического отдела нервной системы - падение кровяного давления, аритмия, снижение частоты дыхания, пульса и температуры тела;
- уменьшение потребления кислорода.

Монотонная работа вызывает комплекс психических переживаний, определяющих субъективный фон трудовой деятельности. Отмечают следующие субъективные признаки монотонии:
- возникновение равнодушно-апатичного состояния, падение интереса;
- скука, переходящая в чувство усталости;
- сонливость или дремота.

Сонливость при монотонной работе проявляется в кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром, наступает внезапно и столь же быстро восстанавливается. Критерий динамики субъективного чувства усталости: субъективная усталость, связанная с монотонной работой, начинает проявляться раньше объективных признаков утомления (снижение производительности, ухудшение качества).