Что такое йога: общая концепция. Вред и противопоказания


Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу . Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем . Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения .


Основатель Йоги шивананда — Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

Возможно Вас заинтересует:

Есть мнение, что йога – учение древнее, с религиозным уклоном. Много веков назад так и было. Но все в мире меняется. Сегодня у йоги много новых ракурсов, лиц и имен. Она стала более спортивной, лечебной и доступной, но при этом сохранила свое предназначение и несет свет в жизнь людей, связывая их со своим истинным «я».

Когда в конце XX века йога из индийских ашрамов переселилась в московские подвалы, она уже прошла огромный путь превращений. За время своего «переезда» с Востока на Запад, который длился не одну сотню лет, древнее учение получило десятки толкований, обросло Федерациями и Советами, Институтами и даже чемпионатами. Безусловно, популяризация йоги привела к ее упрощению, но именно этот процесс и позволил миллионам людей во всем мире встать на путь самосовершенствования.

Азбучные истины. Дословно «йога» - это «упражнение», «объединение», «связь», «гармония». Первые упоминания о йоге относятся к древнеиндийским текстам - Ригведе (собрание религиозных гимнов XVII-XI веков до н. э.), Упанишадам (философские и теологические тексты веков до н. э.), Махабхарате (огромный эпос о потомках царя Бхараты, где самой важной для понимания йоги является поэма «Бхагавад-Гита»). «Бхагавад-Гита» была создана как самостоятельное произведение в VIII-VII веках до н. э. и записана в III-II веках до н. э. В этих текстах йога предстает как совокупность духовных, психических и физических практик, направленных на познание истинной природы своего «я». Знание и практики превращают человека в более совершенное существо.

«Букварем йоги» принято считать «Йога-сутры» мудреца Патанджали, созданные предположительно во II-V веках до нашей эры. О жизни самого Патанджали известно не больше, чем о древнегреческом Гомере - авторе «Одиссеи» и «Илиады»; но сборник из его 195 кратких афоризмов заложил основу классической восьмиступенчатой йоги.

Восемь ступеней - это последовательный курс обучения этическим, физическим и метафизическим аспектам йоги, который лежит в основе большинства современных направлений. Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели - освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении.

Первые две ступени, яма и нияма, - это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.

Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип - ахимса - учит не причинять вред живым существам. Второй принцип - сатья - правдивость - это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип - астея - неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый - апариграха - отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый - брахмачарья - воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой - сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.

Следующая ступень, нияма , переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча - чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша - удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас - усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя - самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана - вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы - это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).

Далее практикующий приступает к асанам - упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.

Пранаяма - четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.

Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.

Пятая ступень йоги - пратьяхара , практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, - вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.

Следующая ступень - дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд - это дхарана, а 12 таких дхаран - это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.

На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути - самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению - от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.

Йога - древнее, глубокое, мощное по своему потенциальному воздействию учение, и каждый может почерпнуть из него все, что захочет. Сегодня учение раскрошено на множество простых и прикладных методик. Йога для похудения, йога для беременных, йога для зрения, йога для более эффективных тренировок в каком-либо виде спорта…

Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, - это осознанность, ответственность и спокойствие. «Йога читта вритти ниродха» - «Йога есть остановка колебаний ума».

Дмитрий Барышников
Преподаватель аштанга-виньяса-йоги
(Ashtanga Yoga School Moscow)

«Если мы говорим о действительно серьезной практике йоги на регулярной основе, то она способна круто изменить и даже перевернуть вашу жизнь. Звучит пугающе? Ничуть. Потому что автопилот «жизни», на который большинство из нас переключились, постепенно преобразуется в жизнь более осознанную, уравновешенную, здоровую и счастливую. Все те мелочи, что вас тревожили, начинают влиять меньше, и вы становитесь более счастливыми».

Кирилл Хазанович
Преподаватель хатха-йоги
(Московская школа йоги на Серпуховской)

«Йога - это многогранная система, которая позволяет с помощью постепенной и регулярной практики соединяться со своим внутренним потенциалом. Йога помогает укрепить физическое здоровье, обрести душевное равновесие, активизирует творческое начало. Благодаря практике улучшается внимание, появляется больше энергии, постепенно исчезают вредные привычки, повышается либидо».

Александр Дудов
основатель школы Апнэа-йоги

«Йога - это умная физкультура, с помощью которой вы разовьете не только гибкость тела, но и гибкость ума. Благодаря упражнениям вы начнете лучше понимать свое тело, начнете его чувствовать - а это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних склонностей и талантов. Со временем это позволит вам научиться управлять своей жизнью. Если вы выбираете йогу, шанс прожить долго, радостно и плодотворно, максимально раскрывая свой творческий потенциал, повышается».

Вы уже много слышали о йоге, но не знаете с чего начать? Примите участие в с Татьяной Илларионовой.

Самое сложное в йоге – развернуть коврик. Но сделать это все-таки стоит! Первые шаги в йоге самые важные. Поэтому мы разработали для вас эту программу – она идеально подходит для новичков. Вы окунетесь в практику йоги, узнаете ее основные принципы и почувствуете мгновенный эффект. Yoga Start с Татьяной Илларионовой – это удобный видеокурс, с помощью которого вы легко, весело и c пользой для здоровья сможете начать заниматься йогой!

Ведущая: Татьяна Илларионова – старший тренер по методике Yoga23, руководитель инструкторского состава сети центров «Федерация Йоги».

Что в программе?

  • Что такое йога?
  • Разминка и вводный комплекс
  • Асаны и мудры
  • Энергия в теле: что такое прана?
  • Очистительные техники йоги
  • Пранаяма: почему всё-таки выдох, а потом вдох?
  • Медитация

Курс длится 7 дней и состоит из 7 видео-уроков продолжительностью от 30 до 60 минут.

Все материалы останутся у вас в бессрочном пользовании – вы сможете обращаться к ним в любой удобный момент.

ЙОГА

Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога- связь» и «религия-связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
Нияма - свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЙОГА" в других словарях:

    - (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… … Философская энциклопедия

    Падмасадана, хатха йога, хатха, кундалини Словарь русских синонимов. йога сущ., кол во синонимов: 13 бхакти йога (1) … Словарь синонимов

Почему? В чем секрет йоги?

Йога – это древнейшая оздоровительная практика, помогающая современному человеку справится со всеми пагубными последствиями технологического прогресса. Первые упоминания о йоге относятся к 3 тыс. до н.э. Основной труд по классической йоге – Йога сутры Патанджали датируется 2 в. до н.э. Это тысячелетиями проверенное знание приходит к нам на помощь сейчас и решает многие проблемы современного человечества.

Как помогает йога?

Бешеный ритм жизни, постоянные стрессы, напряжения – все это приводит к снижению жизненного тонуса, болезням, преждевременному старению. Все – от домохозяйки до руководителя бизнеса мечтают о здоровой, энергичной и счастливой жизни!

Сегодня йога становится не просто физической практикой, а средством, способным:

  1. Избавить вас от стресса;
  2. Очистить мозг от ненужных проблем;
  3. Вылечить спину, суставы, восстановить гибкость позвоночника;
  4. Добавить новой энергии и жизненного тонуса;
  5. Повысить иммунитет и выносливость организма;
  6. Улучшить настроение;
  7. Убрать лишний вес;
  8. Повысить уровень функционирования всех систем вашего организма, омолодить.

Все эти реализуются в вашей жизни только при регулярных занятиях йогой не реже 3 раз в неделю. Йога действует постепенно, медленно, но верно, меняя вашу жизнь к лучшему. Самые устойчивые изменения всегда происходят не быстро, потому что организм привыкает и перестраивается.

Йогой можно заниматься в любом возрасте. Конечно, необходимо учитывать ваши индивидуальные особенности и состояние здоровья в данный момент. Опытный тренер подберет индивидуальный комплекс занятий, отвечающий вашим потребностям и целям.

Йога не является религией. Да, в йоге содержатся философские представления, которые помогают решить серьезные проблемы со здоровьем, но это тема другой статьи. Йогой может заниматься человек любых религиозных взглядов. Вы можете начинать с малого, постепенно осваивая древнейшую практику себе на пользу.

Существует множество направлений йоги. Наиболее популярные: хатха йога, кундалини йога, мантра йога, аштанга йога, крия йога, йогатерапия, офисная йога и мн.др. У каждого направления есть свои особенности, и вы можете выбрать тот подход, который понравится именно вам. Любое из направлений йоги оздоравливает, омолаживает и повышает качество жизни, поэтому вы не ошибетесь, выбрав что-то одно. Тем более, что всегда можно поменять свой выбор.

  • Хатха йога . Наиболее популярное направление йоги. Акцент на физических практиках. В арсенале хатха йоги: асаны (физические упражнения), пранаямы (дыхательные практики), медитация. Хатха йога воздействует на все органы, системы, гармонизируя и восстанавливая весь организм.
  • Кундалини йога . Основная цель – пробуждение энергии кундалини. Для этого используются динамические и статические упражнения, дыхательные практики, медитация, пение мантр. Кундалини йога развивает чувствительность, творческие способности, коммуникабельность.
  • Аштанга йога . Динамичная практика для здоровых людей. Большое внимание уделяется подвижным техникам. Активизирует, заряжает энергией, дает силу и выносливость.
  • Йогатерапия . Основная цель – лечение. Йога помогает при многих заболеваниях при условии регулярной практики, изменении питания и образа мыслей. Это направление наиболее востребовано, поскольку позволяет запустить внутренние процессы самовосстановления и регенерации организма. При каждом заболевании подбирается специальный комплекс занятий. Йогатерапия, как правило, проходит в форме индивидуальных занятий.
  • Офисная йога . Основная задача – это быстрое восстановление, снятие стресса для офисных работников. Занятия проходят в офисе, что очень удобно и полезно как для рядовых сотрудников, так и для бизнеса в целом.

Все направления йоги возникли из одного источника – классической йоги и поэтому не противоречат, а дополняют друг друга и позволяют современному человеку выбрать что-то свое и приступить к регулярным занятиям.

Как заниматься йогой – индивидуально или в группе?

У каждой из этих форм занятий есть свои плюсы и минусы. Когда вы занимаетесь индивидуально, то все внимание тренера направлено на вас. Тренер подбирает специальный комплекс занятий, направленный на реализацию ваших целей с учетом ваших индивидуальных особенностей и состояния организма. Когда же вы занимаетесь в группе, то вы попадаете в поле энергии других занимающихся, что помогает вам в продвижении. Выбор за вами.

Я тренер йоги, психолог, провожу индивидуальные и групповые занятия йогой у вас дома или в офисе, а также разрабатываю индивидуальные комплексы занятий йогой по электронной почте и провожу консультации по скайпу. Имею высшее психолого-педагогическое образование и дополнительное образование как тренер йоги, постоянно повышаю свой профессиональный уровень в Индии и в России. Использую классические практики хатха йоги и современные методы, что дает максимальный результат для современных активных людей.

Йога — это здоровье, сила и гибкость Вашего тела.

Йога — это древнейшая наука, на протяжении тысячелетий занимающаяся физическим, ментальным и духовным благополучием человека в целом, интересная для современного человека главным образом как эффективное средство улучшения физического и душевного состояния.

Йога предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли. Занятия йогой прежде всего дают хорошее здоровье и психо-эмоциональную устойчивость.

С помощью йоги можно восстановить энергетический баланс, свои жизненные силы, которые утрачиваются вследствие стрессов и переутомлений.

Йога последнее время становится все популярнее, вытесняя с первых позиций аэробику и фитнес. Из-за этого возникает типичное заблуждение, что йога это такие же занятия спортом, как бег, плавание и гимнастика. Однако йога требует не просто регулярной практики для оздоровления, она постепенно начинает менять образ жизни практикующего. Часто йогу считают элементом индуизма или буддизма, но это неверно – йога это способ достижения конкретных целей, а не религия.

Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить в уединении в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия, ни национальность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Те, кто практикуют йогу, говорят о том, что она помогает улучшить жизнь во всех ее аспектах.

Йога используется для того, чтобы облегчить проблемы, связанные с высоким давлением, мигренью, астмой, высоким уровнем холестерина, болями в спине, несварением, менопаузой, поверхностным дыханием, склерозом, варикозным расширением вен, запястным сухожильным синдром и множеством хронических заболеваний.

Айенгара или классическая йога — самая спокойная и не имеет возрастных ограничений. Помогает получить практические навыки по расслаблению и медитации, овладеть основными позами, а также учит заряжать организм энергией.

Постижение и изучение классической йоги, как правило, начинаются с изучения «асан» — комплекса специальных упражнений в сочетании с дыхательной практикой -«пранаямами».На физическом уровне позы йоги, называемые асанами, предназначены для того, чтобы тонизировать тело, делать его более сильным и гармоничным. Благодаря практике этих поз наш позвоночник становится более гибким и выносливым к нагрузкам, увеличивается приток крови к органам, таким образом, оздоровляются все системы в теле. На уровне ментальном (умственном) в йоге используется техника контроля дыхания (пранаяма) и медитации (дхьяна), чтобы успокоить, очистить и дисциплинировать ум. И все же специалисты говорят, что йога это не религия и даже не философия – это стиль жизни, при котором тело и ум находятся в гармонии, и могут достичь поставленных целей, не размениваясь по мелочам.

Современные психологические исследования показали, что даже легкие изменения выражения лица уже непроизвольно влияют на нервную систему – йога же использует в своей основе связь тела и ума. Йога строится на том, что некоторые позы тела в сочетании со схемой дыхания могут влиять на настроение и самонастройку человека, таким образом, помогая телу вернуть форму и вылечиться самостоятельно.

Йога — это лучший метод осознанного и гармоничного самосовершенствования человека, возвращающий полноту самоконтроля, дающий глубокую и спокойную уверенность в силах; это здоровье, гармоничное равновесие физических и душевных сил в любой день и час, мгновенная готовность к быстрому и точному действию; это динамическое единство всех элементов организма; это стройность и гибкость, красивая осанка; это умение хорошо и много трудиться, полноценно отдыхать. А также внутренняя дисциплина и долголетие.